I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 6
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная образовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)».
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 4 классе определяет следующие задачи:
На четвертом году обучения продолжается работа по формированию у обучающихся интереса к изобразительному искусству, потребности к изображению наблюдаемых и рассматриваемых объектов, формирование различных способов воспроизведения предметов и объектов, воспринимаемых с натуры.
В 4 классе в доступной форме, но более подробно, раскрываются приемы работы мастеров в различных видах жанров изобразительного искусства, важность и особенности воспроизведение образов с натуры и по памяти.
Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства направлено на формирование у обучающихся интереса к данному виду творчества, обусловленному потребностью украшать свою жизнь необычными предметами, создаваемые руками мастеров.
знать названия жанров изобразительного искусства;
знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома и др.);
знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знать и применять выразительные средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знать способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации;
применять разные способы лепки;
рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;
различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу;
различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, правильно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при выявлении у обучающегося незначительных ошибок в разработке композиции, нарушений в передаче пропорций и размеров; при этом обучающийся после с небольшой подсказки учителя может самостоятельно исправить ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности
Оценка «2» - не ставится.
№ | Тема предмета | Кол-во часов | Программное содержание I четверть- 8 часов. | Дифференциация видов деятельности |
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
1. | «Дети собирают грибы». Аппликация | 1 07.09 | Повторение выполнения аппликации способом обрывания. Закрепление технических навыков и приемов обрывной аппликации. Закрепление знаний о дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, о местах, где они растут. Закрепление обобщающего понятия «съедобные грибы». | Повторяют выполнение аппликации способом обрывания. Развивают технические навыки и приемы обрывной аппликации. Получают опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Умеют различать грибы, разные по цвету и форме. | Развивают декоративное чувство при выборе цвета, при совмещении материалов и заполнении формы (прямоугольного листа бумаги). Понимают роль цвета в создании аппликации. Работу выполняют самостоятельно по образцу. |
2. | Рисование симметричных форм | 1 14.09 | Повторение понятия симметрия. Выполнение упражнений в дорисовывании картинок справа и слева. | Ориентируются на листе под контролем учителя. Стараются соблюдать пропорции. Подбирают цвета под контролем учителя. Выполняют работу, используя трафареты. | Ориентируются в плоскости листа. Соблюдают пропорции. Подбирают цвета по образцу. Самостоятельно составляют узор. |
3. | «Листья осенью». Рисование | 1 21.09 | Рассматривание картин художников (Леонардо да Винчи. «Дубовая ветвь с желудями», Ф. Толстой. «Ягоды красной и белой смородины»). Рассматривание, изучение цвета, формы. Рисование и раскрашивание в технике акварели по-сырому. | Рассматривают картины. Повторяют технику работы с акварелью под контролем учителя. Ориентируются на плоскости листа под контролем учителя. Изображают дубовую ветку с желудями, листья, глядя на предложенный учителем образец. | Отвечают на вопросы по картине. Овладевают живописными навыками работы акварелью по-сырому. Ориентируются на плоскости листа. Используют выразительные средства живописи для создания образа осенних листьев и ветки. |
4. | Аппликация «Листья березы» | 1 28.09 | Рассматривание березы, освещенной солнцем. Изучение листья березы. Повторение цветов - темно-зеленый, светло-зеленый. Теплые цвета. Холодные цвета. | Уясняют такие понятия, как свет, тень, контраст. Определяют местоположение главного предмета (группы предметов) в композиции. Изображают березу, листья на ней способом аппликации, с дорисовыванием. | Анализируют форму, тональные отношения, сравнивать рисунок с натурой. Выполняют рисунок, аппликацию от общего к частному и от частностей снова к общему. Применяют выразительные графические средства и средства аппликации в работе. |
5. | Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором) | 1 05.10 | Повторение понятий «сосуд», «силуэт». Примеры сосудов - вазы, чаши, блюда, бокалы, тарелки и т. д. Украшение силуэтов разных предметов орнаментом (узором). Выбор предмета для украшения. | Усваивают понятия: сосуд, силуэт, узор орнамент. Работают по трафаретам, под контролем учителя. Закрепляют навыки работы с акварелью. Выбирают предметы украшения под контролем учителя. | Различают: сосуд, силуэт, узор орнамент. Работают живописными навыками с акварелью. Овладевают навыками сравнения, учатся сравнивать свою работу с оригиналом (образцом), Работу выполняют самостоятельно. |
6. | Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором) | 1 12.10 |
7. | Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются? Беседа о художниках и их картинах | 1 19.10 | Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Изучение жанра изобразительного искусства – пейзаж. Рассматривание картины знаменитых художников И. Шишкина, В. Сурикова, К. Моне. | Рассматривают картину. Усваивают понятия «рисовать с натуры», «рисовать по памяти». Изучают понятие пейзаж. Отличают пейзаж от других жанров под контролем учителя. | Рассматривают и сравнивают картины разных художников, разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.) Усваивают понятия «пейзаж». |
8. | Знакомство с пейзажем. Рисование картины | 1 26.10 | Рассматривание картин художников пейзажистов. (А. Саврасов. «Проселок», К. Шебеко. «Осенний хоровод», И. Левитан. «Озеро. Русь»). II четверть- 8 часов. | Рассматривают картины художников-пейзажистов. Усваивают понятия «далеко», «близко». | Знакомятся с понятием «перспектива», усвоить. Выделяют этапы работы в соответствии с поставленной целью. |
| | |
9. | Знакомство с пейзажем. Рисование картины | 1 09.11 | Усвоение понятий «далеко-близко», «даль», «меньше размер», «больше размер». | Учатся строить рисунок с учетом планов (дальний, передний). Работают под контролем учителя | Повторяют и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Развивают навыки работы карандашом и акварелью |
10. | Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются? Беседа о художниках и их картинах | 1 16.11 | Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Изучение жанра изобразительного искусства - натюрморт Рассматривание картины знаменитых художников И.Хруцкого «Натюрморт», Ф.Снейдерс «Фрукты в чаше на красной скатерти», И.Машков «Снедь московская. Хлебы» | Рассматривают картину. Понимают, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Усваивают понятия «рисовать с натуры», «рисовать по памяти». Различают жанр натюрморт под контролем учителя | Рассматривают и сравнивают картины разных художников, разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.) Усваивают понятие «натюрморт» |
11. | Рисование постановочного натюрморта | 1 23.11 | Рассматривание постановочного натюрморта, Поэтапное выполнение работы. Компоновка. Прорисовывание по точкам. Форма предмета. Детали. Уточнение. Раскрашивание фона. Раскрашивание предметов | Рассматривают натюрморт. Ориентируются в плоскости листа под контролем учителя. Работают по шаблону. Подбирают цвета под контролем учителя. Работают в совместной деятельности с учителем. | Рассматривают натюрморт, отвечают на вопросы Правильно располагают натюрморт в плоскости листа. Самостоятельно подбирают цвета. Работу выполняют самостоятельно. |
12. | Рисование постановочного натюрморта | 1 30.11 |
13. | Что изображают художники? Как художник работает над портретом человека? Беседа о художниках и их картинах | 1 07.12 | Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Изучение жанра изобразительного искусства - портрет. Рассматривание картины знаменитых художников О. Кипренский « Портрет А. Пушкина», В. Серова «Портрет балерины Т. Карсавиной», П. Заболотского «Портрет поэта М . Лермонтова». | Рассматривают картину. Понимают, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Усваивают понятия «рисовать с натуры», «рисовать по памяти». Различают жанр портрет под контролем учителя. | Рассматривают и сравнивают картины разных художников, разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.) Усваивают понятие «портрет». |
14. | Автопортрет Лепка. | 1 14.12 | Изучение разнообразных комплексных объемов. Пластика. Форма. Преимущества пластилинографии перед лепкой объемных фигур. Изображение, полученное в технике пластилинографии | Приемы лепки выполняют под контролем учителя. Лепят портрет под контролем учителя. Используют выразительные средства живописи и возможности пластинографии для создания портрета. | Закрепляют навыки работы от общего к частному. Усваивают такие понятия, как контур, контраст, изображение, портрет. Анализируют форму частей, соблюдают пропорции. Работу выполняют самостоятельно. |
15. | Автопортрет Лепка | 1 21.12 |
16. | Автопортрет. Рисование | 1 28.12 | Последовательность рисования лица человека. Овал лица. Форма глаз, бровей. Цвет лица, бровей, ресниц, волос. | Понимают, что такое автопортрет. Работают по шаблону. Размечают части лица под контролем учителя. | Работают графическими материалами с помощью линий разной толщины. Выполняют творческое задание согласно условиям. Создают композицию рисунка самостоятельно |
| | III четверть- 11 часов. | |
17. | Автопортрет. Рисование | 1 11.01 | Развитие художественных навыков при создании образа на основе знаний простых форм | Изображают живописными средствами автопортрет под контролем учителя. | Подбирают необходимые цвета для выполнения работы. |
18. | Рисование новогодней открытки | 1 18.01 | Создание поздравительной открытки. Тема Нового года. Образ Деда мороза, Снегурочки | Понимают роль художника в создании поздравительной открытки. Создают открытку к определенному событию. Приобретают навыки выполнения лаконичного выразительного изображения определенной (новогодней) тематики. | Объясняют роль художника в создании поздравительной открытки. Создают средствами живописи эмоционально-выразительный образ новогоднего праздника. Передают с помощью рисунка и цвета характер персонажей — Деда Мороза и Снегурочки. Выполняют эскизы поздравительной открытки на заданную тему. |
19. | Рисование новогодней открытки | 1 25.01 |
20. | Художники о тех, кто защищает Родину. Щит и меч | 1 01.02 | Изучение героев-защитников. Богатыри. Рассматривание картин художников — В. Васнецова «Богатыри», М. Врубеля «Богатырь», П. Корина «Александр Невский». Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Выражение в картинах любви к Родине, стремления защитить, сберечь Родину, ее богатства. | Понимают, что картина — это особый мир, созданный художником наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждают о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства, рассказывающих о любви к Родине. | Рассматривают и сравнивают картины разных художников, рассказывают о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, патриотическое, грустное, таинственное, нежное и т. д.). Усваивают понятие «герой-защитник». Называют имена знаменитых художников, изображающих героев, богатырей, защитников. |
21. | Нарисуй шлем, щит, копье. Или самого богатыря. | 1 08.02 | Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Картины создаваемые художниками. Рассматривание картины известных художников П. Корина «Александр Невский», И. Билибина «Тридцать три богатыря». Продолжение знакомства с понятиями «форма», «простая форма». | Рассматривают картины. Учатся мастерству рисования, глядя на картины известных художников. Продолжают знакомиться с понятием «форма». Работают под контролем учителя. | Анализируют форму предмета. Развивают наблюдательность при восприятии сложной формы. Выполняют работу поэтапно. Овладевают навыками изображения фигуры человека. Выполняют творческое задание согласно условиям. Подбирают необходимые цвета для выполнения работы. |
22. | Доброе и злое в сказках. Показ в рисунках | 1 15.02 | Сказочный мир, знакомство. Герои сказок. Изучение добрых и злых сказочных героев. Рисование доброго и злого героя. | Рассматривают картины Уясняют понятия «злой», «добрый». Создают графическими средствами эмоционально-выразительный образ сказочного героя (доброго, злого). Работают по шаблонам. | Отвечают на вопросы по картинам. Понимают условность и субъективность художественного образа. Закрепляют навыки работы от общего к частному. Работу выполняют самостоятельно. |
23. | Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море | 1 22.02 | Знакомство со знаменитым русским художником И. Айвазовский. Картина «Девятый вал». Рассматривание. Рассуждение. Знакомство с художниками и их картинами (К. Моне «Морской пейзаж», В. Ван Гог «Море в Сент-Мари», И. Левитан «Берег Средиземного моря»). Изображение моря в картинах художников сказочников. | Рассматривают картины. Понимают, что картина - особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Работают под контролем учителя. | Рассматривают и сравнивают картины разных художников-маринистов, рассказывают о настроении и разных состояниях морского пейзажа, которые передают в своих работах художники. Усваивают понятия «морской пейзаж», «волна», «буря». |
24. | Рисование «Море» | 1 29.02 | Рисование акварелью в технике «по-сырому». Передача формы, цветов, тональности. Выполнение рисунка моря | Знакомятся с нетрадиционной изобразительной техникой — акварелью по сырому слою бумаги. Учатся рисовать море, волны, передавать форму, цвет, тональность. Выполняют рисунок моря, когда на нем поднимаются высокие волны в технике акварелью по-сырому. | Представляют рисунок и близкий для его настроения колорит. Определяют, какие цвета (темные и светлые, теплые и холодные, контрастные и сближенные) подойдут для передачи морского пейзажа. Обсуждают творческие работы одноклассников и дают оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. |
25. | Школьные соревнования в беге. Лепка | 1 07.03 | Рассматривание вазы из раскопок Древней Греции. Изображение художником бегущих спортсменов. Соревнование. Руки. Ноги. Наклон фигуры. Бег. Лепка бегущих фигурок из пластилина (пластилинография) с учетом просмотренного материала. | Рассматривают картины. Объясняют, в чем разница понятий «человек стоит», «человек бежит». Называют разные части тела человека. Работают под контролем учителя. | Развивают навыки работы в технике лепки и рисунка. Используют выразительные средства живописи и возможности лепки для создания картинки, изображающей соревнующихся детей. Анализируют форму частей, соблюдать пропорции. |
26. | Беседа. Народное искусство. Гжель | 1 14.03 | Беседа о Гжели. Знакомство с традиционной роспись — выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты. Ознакомление с разнообразием русских народных промыслов, с народным искусством Гжель. Обучение узнавать изделия с гжельской росписью. | Знакомятся с разнообразием русских народных промыслов. Учатся различать изделия, знать характерные особенности Гжели. Знакомятся с искусством гжельских мастеров. | Рассказывают о мастера Гжели. Уясняют, какие три цвета используют в гжельской росписи. Понимают, что такое растительный и геометрический орнаменты. |
27. | Беседа. Народное искусство. Гжель | 1 21.03 |
| | VI четверть – 7 часов. | |
28. | Украшать изображение росписью. Роспись вазы | 1 04.04 | Продолжение знакомства с разнообразием русских народных промыслов, обучение узнаванию различных изделий, характерных для того или иного народного искусства. Использование художественных средств выразительности. Знакомство с искусством гжельских мастеров. Обучение расписыванию чашки, блюдца, выделение каймы. Обучение рисованию простейших цветов из капелек, выделение середины цветком. Закрепление приемов рисования концом кисти, всем ворсом, примакивание. | Закрепляют приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. Расписывают чашки блюдца, выделять кайму с помощью учителя Работают по шаблону. Работу выполняют под контролем учителя. | Рисуют простейшие цветы из капелек, выделяя середину цветком. Закрепляют приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. Работу выполняют самостоятельно. |
29. | Украшать изображение росписью. Роспись вазы | 1 11.04 |
30. | Беседа улицы города. Люди на улице города | 1 18.04 | Составление рассказов по картинам художников (П. Кончаловский. «Сан-Джиминисано», «Крым. Алупка»; Т. Насипова. «Станция метро «Сокол», Ю. Пименов. «Новая Москва»). Обучение составлению описательного рассказа. Использование точных слов для обозначения предметов. Закрепление знаний о правилах движения и поведения пешеходов на улице. | Рассматривают картины художников, изображающих улицы города. Развивают навыки составления описательного рассказа по картинке. Работают по шаблону. Работу выполняют под контролем учителя. | Используют точные слова для обозначения предметов. Закрепляют знания о правилах поведения пешеходов на улице. Работают по иллюстрациям картин известных художников. Различают изображение фигуры взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребенка. |
31. | Беседа улицы города. Люди на улице города | 1 25.04 |
32. | Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета | 1 16.05 | Разговор о лете. Рассматривание картин художников (И. Шишкин. «Рожь», Г. Мясоедов. «Дорога во ржи», К. Маковский. «Девушка в венке», А. Шилов. «Портрет Оленьки»). Развитие познавательной активности. Формирование позитивного взгляда на мир. Воспитание эмоциональной отзывчивости к красоте природы. Формирование бережного отношения к природе. | Рассматривают картину. Называют цветы, растущие летом. Умеют описывать летнюю пору, красоту природы, многообразие животного и растительного мира. Составляют рассказ по наводящим вопросам Подбирают краски лета под контролем учителя. | Называют признаки летнего времени года. Развивают память, мышление, способность правильно и грамотно высказывать свои мысли. Учатся составлять рассказ по теме. |
33. | Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета. Рисование картины о лете | 1 23.05 |
33. | Рисование венка из цветов и колосьев | 1 | Рисование венка из полевых цветов и колосьев. Деление окружности на равные промежутки. Дорисовывание лепестков. Заполнение оставшихся промежутков. Уточнение деталей. Прорисовка | Изображают венок из полевых цветов, глядя на предложенный учителем образец. Овладевают живописными навыками работы акварелью, используя помощь учителя. Рисуют по шаблону. Работу выполняют под контролем учителя. | Используют выразительные средства рисунка и живописи для создания образа венка из цветов и колосьев. Выполняют работу поэтапно, соблюдая размер пропорции. Овладевают навыками работы в технике акварель. |
34. | Рисование венка из цветов и колосьев | 1 |