Рабочая программа
Научно - исследовательского общества учащихся начальных классов «ЛУЧ»
Научное обоснование актуальности проблемы, на решение которой направлена программа
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно – исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Исследовательская работа приводит к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся социально – экономической жизни страны.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, коммуникативных навыков, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Организация исследовательской деятельности способствует развитию любознательности, научного понимания, познавательной активности, творческого мышления и коммуникативных универсальных действий, помогает более успешно усвоить ту часть программы, которая связана с темой исследования. У младших школьников появляется смелость, и свобода мысли, умение слушать других, понимать и принимать их взгляд на проблемы. Таким образом, исследовательская работа – это путь формирования особого стиля учебной деятельности, он позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У школьников появляется потребность узнавать новое.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознаётся всеми. Стандарты образования нового поколения требуют использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно – исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания.
Значимость предлагаемой программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции «учёных», ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
Развивать познавательные потребности и способности, креативность, навыки критического мышления.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию принципов организации учебно – исследовательской деятельности:
Принцип доступности предполагает организацию научно – исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста школьника.
Принцип поуроневости включает в себя управление научно – исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: педагога, родителей учащихся, конечно, самих учеников. При этом «уровень школьника» учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.
Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т. д.
Младший школьный возраст - это время, наиболее благоприятное, чтобы формировать приёмы умственной деятельности. К ним относятся приёмы обобщения, абстракции, анализа, синтеза , сравнения, классификации, аналогии, переноса, индукции, дедукции. И одним из условий формирования приёмов умственной деятельности является систематическое использование методов проблемного обучения.
Проблемное обучение – по мнению большинства учёных нашей и зарубежных стран, создаёт условия для оптимального развития умственных способностей, для формирования их эмоционально – ценностного отношения к миру, их творческого мышления.
Проблемное обучение –это особая стратегия обучения, функция которого заключается в том, чтобы стимулировать активный познавательный процесс, воспитывать исследовательский стиль мышления, знакомить учащихся с логикой исследования. Проблемное обучение соответствует целям воспитания творческой активности личности.
Проблемное обучение – процесс организации и управления познавательной деятельностью учащихся, происходит на основе создания, решения проблемных ситуаций. Управление усвоением знаний осуществляется путём создания проблемных ситуаций и условия для их решения, воздействием на ведение поиска учащихся в процессе решения проблемы. Проблема является тем дидактическим рычагом, который делает задачу интересной для обучающегося.
Основными методами проблемного обучения считают: проблемное изложение, эвристическую беседу, исследовательские методы.
Проблемное изложение – первый этап формирования творческого мышления. Этот метод предполагает изложение материала в виде проблемных вопросов ход решения, которых показывает учитель. При этом учитель не предъявляет готовые задания, а раскрывает процедуру, путь и логику решения проблемы.
Эвристическая беседа – метод, который предполагает формулировку проблемы и её решение через систему проблемных, вытекающих друг из друга вопросов, решение которых шаг за шагом привело бы к конечному ответу, к приобретению новых знаний.
Исследовательский метод – является основным методом обучения опыту творческой деятельности учащихся. Этот метод предполагает постановку проблемы и её решение, которое самостоятельно осуществляется учеником. Деятельность учителя сводится лишь к построению такой системы знаний, которая бы обеспечила творческое применение учащимися знаний, умений, к консультации и контролю над ходом исследовательской работы детей.
Данная программа реализует потенциал межпредметных связей:
С уроками литературы: умение работать с текстом; публичная защита, презентация работы;
С уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из изучаемых текстов;
С уроками математики: расчет формул, расчет расходов материалов, построение графиков;
С уроками информатики: развитие информационной грамотности – овладения способами и приёмами поиска, получения и представления информации;
С уроками логики: нахождение логической связи между изучаемыми объектами.
С уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проекта;
С уроками технологии: изготовление различных макетов по темам проектов.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
владеть планированием и постановкой эксперимента.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать ( ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде модели – схемы, выделяя всё существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов0 решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задач, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)
Предполагаемые результаты реализации программы:
овладеют знаниями, выходящими за пределы учебной программы;
расширят кругозор, освоят механизм самостоятельного получения новых знаний;
овладеют навыками работы с дополнительными литературными источниками;
возрастут познавательные потребности младших школьников;
освоят методы и приемы научного исследования.
Календарно - тематический план
2 года обучения (1 час в неделю)
№п/п | Раздел и тема | Всего часов | Теория | Практика |
| 1 год обучения | 34 ч | | |
I. | Введение | 3 ч | | |
1. | Что такое исследование? | 1 ч | 1 ч | 1 ч |
2. | Мозговой штурм «Как увидеть проблему?» - выдвижение идей | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
II. | Общая характеристика исследования | 18 ч | | |
1. | Тема исследования. Как выбрать тему исследования? | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
2 . | Что можно исследовать? Как выбрать тему исследования? | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
3. | Актуальность выбора темы исследования | 2 ч | 1 ч | 1ч |
4. | Зачем мы проводим исследования? Цель и задачи исследования | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
5. | Предмет и объект исследования | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
6. | Постановка вопроса – поиск гипотезы. Формулирование гипотезы, причин и следствия | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
7. | Организация исследования. Методы проведения исследования | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
8. | Эксперимент. Экспериментирование | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
9. | Как подготовить сообщение? | 2 ч | 1 ч | 1ч |
III. | Групповая исследовательская работа | 8 ч | | |
1. | Распределение ролей при работе в команде. Экспресс исследование | 1 ч | | 1 ч |
2. | Правила и способы сбора материала | 1 ч | | 1 ч |
3. | Способы фиксации полученных сведений | 1 ч | | 1 ч |
4. | Разработка проекта | 3 ч | 1 ч | 2 ч |
5. | Защита проекта | 2 ч | | 2 ч |
IV. | Работа с источниками информации | 3 ч | | |
1. | Экскурсия в библиотеку. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными источниками» | 1 ч | 1 ч | |
2. | Составление простого плана письменного текста. Составление аннотации | 1 ч | | 1 ч |
3. | Виды обобщения информации. Выделение главного и второстепенного | 1 ч | | 1 ч |
V. | Теоретическая подготовка исследования | 2 ч | | |
1. | Понятия: источник, литература. Библиографическое описание книги. Посещение библиотеки | 1 ч | | 1 ч |
2. | Подбор материала, необходимого для исследования | 1 ч | | 1 ч |
| 2 год обучения | 34 ч | | |
VI. | Введение | 4 ч | | |
1. | Проект? Проект! Научные исследования «Посмотрим на жизнь чужими глазами!» | 1 ч | | 1 ч |
2. | Что мне интересно? Какими могут быть проекты? Выбор темы исследования | 1 ч | 1 ч | |
3. | Анализ эффективности и значимости исследования. Актуальность исследуемой темы | 2 ч | 1ч | 1ч |
VII. | Работа с источниками информации | 3 ч | | |
1. | Посещение библиотеки, работа с каталогами, подбор дополнительной литературы по выбранной теме | 2 ч | | 2 ч |
2. | Составление списка литературы (оформление) по теме исследования | 1ч | | 1ч |
VIII. | Проведение индивидуального исследования | 8 ч | | |
-
| Структура исследовательской работы, составление плана работы над темой исследования | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
-
| Формулирование цели и задач исследования, выдвижение гипотезы | 2 ч | | 2 ч |
-
| Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
-
| Анализ полученных данных. Обработка и способы оформления результатов (таблицы, схемы, диаграммы) | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
IX. | Оформление исследовательской работы | 6 ч | | |
1. | Требования к оформлению работы. Презентация Power Point | 1 ч | | 1 ч |
2. | Введение | 1 ч | | 1 ч |
3. | Основная часть | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
4. | Опытно-экспериментальная часть | 1 ч | | 1 ч |
5. | Выводы | 1 ч | | 1ч |
X. | Подготовка приложений к работе | 6 ч | | |
1. | Требования к приложениям. Виды приложений | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
2. | Виды примечаний. Оформление примечаний | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
3. | Виды иллюстраций. Оформление иллюстраций | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
XI. | Основные подходы к составлению защиты своей работы | 3 ч | | |
1. | Принципы и правила написания защитной речи | 1 ч | | 1 ч |
2. | Структура стендового доклада | 1 ч | 1ч | |
3. | Тезисы работы | 1 ч | | 1ч |
XII. | Подготовка и представление индивидуальных исследовательских работ. Выступление на школьном этапе конкурса исследовательских работ. | 4 ч | | 4 ч |
Список литературы
Алексеев Н. Г., Леонтович А. В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.
Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006.
Иванова О. В. Исследовательская деятельность младших школьников.//Нач. школа плюс – минус . - 2007. - №9
Кривобок Е.В. Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. Программа, занятия, работа учащихся. – Волгоград, 2009 .
Лебедев С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности в гимназии. // Практика административной работы в школе. – 2003.
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании // Нач. школа плюс – минус. – 2001. - № 1.
Нефёдова Л.А. , Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. – 2006. - № 4.
Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. №1.
Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников * - Ярославль: Академия развития, 2004.
Шатилов М.Ю., Селезнёва Н.И. и др. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации . – Волгоград, 2010.