СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Научно - исследовательского общества учащихся начальных классов «Луч»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значимость предлагаемой программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции «учёных», ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт.

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • Развивать познавательные потребности и способности, креативность, навыки критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Научно - исследовательского общества учащихся начальных классов «Луч»»


Рабочая программа

Научно - исследовательского общества учащихся начальных классов «ЛУЧ»


Научное обоснование актуальности проблемы, на решение которой направлена программа

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно – исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Исследовательская работа приводит к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся социально – экономической жизни страны.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, коммуникативных навыков, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Организация исследовательской деятельности способствует развитию любознательности, научного понимания, познавательной активности, творческого мышления и коммуникативных универсальных действий, помогает более успешно усвоить ту часть программы, которая связана с темой исследования. У младших школьников появляется смелость, и свобода мысли, умение слушать других, понимать и принимать их взгляд на проблемы. Таким образом, исследовательская работа – это путь формирования особого стиля учебной деятельности, он позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У школьников появляется потребность узнавать новое.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознаётся всеми. Стандарты образования нового поколения требуют использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно – исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания.


Значимость предлагаемой программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции «учёных», ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт.


Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.


Задачи программы:

  • Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • Развивать познавательные потребности и способности, креативность, навыки критического мышления.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.


Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию принципов организации учебно – исследовательской деятельности:

  • Принцип доступности предполагает организацию научно – исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста школьника.

  • Принцип поуроневости включает в себя управление научно – исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: педагога, родителей учащихся, конечно, самих учеников. При этом «уровень школьника» учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.

  • Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т. д.

Младший школьный возраст - это время, наиболее благоприятное, чтобы формировать приёмы умственной деятельности. К ним относятся приёмы обобщения, абстракции, анализа, синтеза , сравнения, классификации, аналогии, переноса, индукции, дедукции. И одним из условий формирования приёмов умственной деятельности является систематическое использование методов проблемного обучения.

Проблемное обучение – по мнению большинства учёных нашей и зарубежных стран, создаёт условия для оптимального развития умственных способностей, для формирования их эмоционально – ценностного отношения к миру, их творческого мышления.

Проблемное обучение –это особая стратегия обучения, функция которого заключается в том, чтобы стимулировать активный познавательный процесс, воспитывать исследовательский стиль мышления, знакомить учащихся с логикой исследования. Проблемное обучение соответствует целям воспитания творческой активности личности.

Проблемное обучение – процесс организации и управления познавательной деятельностью учащихся, происходит на основе создания, решения проблемных ситуаций. Управление усвоением знаний осуществляется путём создания проблемных ситуаций и условия для их решения, воздействием на ведение поиска учащихся в процессе решения проблемы. Проблема является тем дидактическим рычагом, который делает задачу интересной для обучающегося.

Основными методами проблемного обучения считают: проблемное изложение, эвристическую беседу, исследовательские методы.

Проблемное изложение – первый этап формирования творческого мышления. Этот метод предполагает изложение материала в виде проблемных вопросов ход решения, которых показывает учитель. При этом учитель не предъявляет готовые задания, а раскрывает процедуру, путь и логику решения проблемы.

Эвристическая беседа – метод, который предполагает формулировку проблемы и её решение через систему проблемных, вытекающих друг из друга вопросов, решение которых шаг за шагом привело бы к конечному ответу, к приобретению новых знаний.

Исследовательский метод – является основным методом обучения опыту творческой деятельности учащихся. Этот метод предполагает постановку проблемы и её решение, которое самостоятельно осуществляется учеником. Деятельность учителя сводится лишь к построению такой системы знаний, которая бы обеспечила творческое применение учащимися знаний, умений, к консультации и контролю над ходом исследовательской работы детей.

Данная программа реализует потенциал межпредметных связей:

  • С уроками литературы: умение работать с текстом; публичная защита, презентация работы;

  • С уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из изучаемых текстов;

  • С уроками математики: расчет формул, расчет расходов материалов, построение графиков;

  • С уроками информатики: развитие информационной грамотности – овладения способами и приёмами поиска, получения и представления информации;

  • С уроками логики: нахождение логической связи между изучаемыми объектами.

  • С уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проекта;

  • С уроками технологии: изготовление различных макетов по темам проектов.


Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

  • иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

  • владеть планированием и постановкой эксперимента.


В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • целеполагать ( ставить и удерживать цели);

  • планировать (составлять план своей деятельности);

  • моделировать (представлять способ действия в виде модели – схемы, выделяя всё существенное и главное);

  • проявлять инициативу при поиске способа (способов0 решения задачи;

  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задач, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)


Предполагаемые результаты реализации программы:

  • овладеют знаниями, выходящими за пределы учебной программы;

  • расширят кругозор, освоят механизм самостоятельного получения новых знаний;

  • овладеют навыками работы с дополнительными литературными источниками;

  • возрастут познавательные потребности младших школьников;

  • освоят методы и приемы научного исследования.






















Календарно - тематический план

2 года обучения (1 час в неделю)


п/п

Раздел и тема

 Всего
часов

  Теория

  Практика


1 год обучения

34 ч



I.

  Введение

3 ч

 

 

1.

Что такое исследование?

1 ч

1 ч

1 ч

2.

Мозговой штурм «Как увидеть проблему?» - выдвижение идей

2 ч

1 ч

1 ч

II.

  Общая характеристика исследования

  18 ч

 

 

1.

Тема исследования. Как выбрать тему исследования?

2 ч

1 ч

1 ч

2 .

Что можно исследовать? Как выбрать тему исследования?

2 ч

1 ч

1 ч

3.

Актуальность выбора темы исследования

2 ч

1 ч

4.

Зачем мы проводим исследования? Цель и задачи исследования

2 ч

1 ч

1 ч

5.

Предмет и объект исследования

2 ч

1 ч

1 ч

6.

 Постановка вопроса – поиск гипотезы. Формулирование гипотезы, причин и следствия

2 ч

1 ч

1 ч

7.

Организация исследования. Методы проведения исследования

2 ч

1 ч

1 ч

8.

Эксперимент. Экспериментирование

2 ч

1 ч

1 ч

9.

Как подготовить сообщение?

2 ч

  1 ч

  1ч

III.

  Групповая исследовательская работа

  8 ч

 

 

1.

Распределение ролей при работе в команде. Экспресс исследование

  1 ч

 

  1 ч

2.

Правила и способы сбора материала

1 ч


1 ч

3.

Способы фиксации полученных сведений

 1 ч

 

1 ч

4.

Разработка проекта

 3 ч

1 ч 

  2 ч

5.

Защита проекта

2 ч


2 ч

IV.

  Работа с   источниками информации

  3 ч



1.

Экскурсия в библиотеку. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными источниками»

  1 ч

  1 ч 

2.

Составление простого плана письменного текста. Составление аннотации

  1 ч

 

  1 ч

3.

Виды обобщения информации. Выделение главного и второстепенного

  1 ч

 1 ч

V.

  Теоретическая подготовка исследования

  2 ч

 

 

1.

Понятия: источник, литература. Библиографическое описание книги.   Посещение библиотеки

  1 ч


   1 ч

2.

Подбор материала, необходимого для исследования

  1 ч

 

  1 ч


2 год обучения

34 ч



VI.

Введение

4 ч



1.

Проект? Проект! Научные исследования «Посмотрим на жизнь чужими глазами!»

  1 ч


  1 ч

2.

Что мне интересно? Какими могут быть проекты? Выбор темы исследования

1 ч

   1 ч

3.

Анализ эффективности и значимости исследования. Актуальность исследуемой темы

  2 ч

  1ч 

  1ч

VII.

Работа с источниками информации

 3 ч

 

 

1.

Посещение библиотеки, работа с каталогами, подбор дополнительной литературы по выбранной теме

2 ч

 

 2 ч

2.

 Составление списка литературы (оформление) по теме исследования

  1ч

 

  1ч

VIII.

Проведение индивидуального исследования

8 ч



Структура исследовательской работы, составление плана работы над темой исследования

  2 ч

  1 ч 

  1 ч

Формулирование цели и задач исследования, выдвижение гипотезы

  2 ч

 

 2 ч

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет

  2 ч

  1 ч 

  1 ч

Анализ полученных данных. Обработка и способы оформления результатов (таблицы, схемы, диаграммы)

  2 ч

  1 ч 

  1 ч

IX.

  Оформление исследовательской работы

6 ч

 

 

1.

Требования к оформлению работы.  

Презентация Power Point

  1 ч

  1 ч

2.

Введение

  1 ч

  1 ч

3.

Основная часть

2 ч

1 ч

  1 ч

4.

Опытно-экспериментальная часть

  1 ч

 

  1 ч

5.

Выводы

  1 ч

  1ч

X.

  Подготовка приложений к работе

  6 ч

 

 

1.

  Требования к приложениям. Виды приложений

  2 ч

  1 ч

  1 ч 

2.

  Виды примечаний. Оформление примечаний

  2 ч

  1 ч

  1 ч

3.

  Виды иллюстраций. Оформление иллюстраций

  2 ч

  1 ч

  1 ч

XI.

  Основные подходы к составлению защиты своей работы

  3 ч

 

 

1.

  Принципы и правила написания защитной речи

  1 ч

  1 ч

2.

   Структура стендового доклада

  1 ч

  1ч

3.

  Тезисы работы

  1 ч

  1ч

XII.

Подготовка и представление индивидуальных исследовательских работ. Выступление на школьном этапе конкурса исследовательских работ.

4 ч


4 ч



Список литературы


  1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.

  2. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006.

  3. Иванова О. В. Исследовательская деятельность младших школьников.//Нач. школа плюс – минус . - 2007. - №9

  4. Кривобок Е.В. Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. Программа, занятия, работа учащихся. – Волгоград, 2009 .

  5. Лебедев С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности в гимназии. // Практика административной работы в школе. – 2003.

  6. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

  7. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании // Нач. школа плюс – минус. – 2001. - № 1.

  8. Нефёдова Л.А. , Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. – 2006. - № 4.

  9. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. №1.

  10. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников * - Ярославль: Академия развития, 2004.

  11. Шатилов М.Ю., Селезнёва Н.И. и др. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации . – Волгоград, 2010.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!