Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
_____________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 от «27» августа 2020г. Руководитель ШМО _______/Н.Н. Цуранова/ | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «29» августа 2020г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от «31» августа № 273 |
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета Протокол № 1 от «28» августа 2020г. Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/И.К. Костиди/ «28» августа 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по внеурочной деятельности
«В мире книг»
1 «Б» класс
Миренкова Татьяна Анатольевна
с. Пригорское,
2020/2021 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 1 класса общеобразовательной школы и регламентируется:
- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ст.9, ст. 14, ст.32);
- приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241 «Об изменениях, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. № 373»;
- методическими рекомендациями по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования от 11.06.2002г. № 30-51-433/16);
- письмом Министерства образования РФ от 2.04.2002г. № 13-51-28/1 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
- приложением к письму Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- письмом Минобрнауки России от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»;
- Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 02.12.2015г. № 1822;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ;
- учебным планом внеурочной деятельности МБОУ Пригорской СШ на 2020/2021 учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2020/2021 учебный год.
- авторской программой факультатива по литературному чтению Л.А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - «Вентана-Граф», 2014г.);
Рабочая программа по курсу «В мире книг» в 1 классе рассчитана на 33 часа по 1 часу в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2020/2021 учебный год).
Направление деятельности: общекультурное.
I. Планируемые результаты изучения курса внеурочной
Изучение курса «В мире книг» по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
понимание литературного чтения как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
осознание эстетической ценности художественного слова; уважительное отношение к русской литературе, гордость за неё; потребность сохранить русскую литературу как явления национальной культуры;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
Учащийся получит возможность для формирования:
понимания литературного чтения как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
осознания эстетической ценности литературного чтения; уважительное отношение к русской литературе, гордость за неё; потребности сохранить русскую литературу как явления национальной культуры; стремления к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
выраженной познавательной мотивации.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, литературных играх;
извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
приемам отбора и систематизации материала на определенную тему;
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
различать способ и результат действия.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно вести поиск информации, ее анализ и отбор;
самостоятельно извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных художественных языковых средств;
самостоятельно определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
высказываться в устной и письменной форме;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся сможет:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению, соблюдая нормы речевого этикета;
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; выявлять грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами.
Учащийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владеть разными видами монолога и диалога;
участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
свободно выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, промежуточной аттестации.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Основная цель: овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); находить книгу в открытом библиотечном фонде.
Форма организации: групповая, экскурсия.
Виды деятельности: познавательная.
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга- сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Основная цель: сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая.
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Основная цель: формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая, творческая.
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку», «Нарисуй иллюстрацию к фольклорным произведениям»
Основная цель: сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая, творческая.
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника.
Основная цель: сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая.
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Основная цель: слушать и читать книгу, понимать прочитанное.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая, творческая.
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Основная цель: формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая.
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Основная цель: характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая, творческая.
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови»
Основная цель: пользоваться аппаратом книги.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая игровая.
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Основная цель: формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая, игровая.
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.
Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Основная цель: формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая, творческая.
Промежуточная аттестация. Тест.
Формы и виды контроля
В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения контроля:
анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся».
активное участие в читательских конкурсах на различных уровнях.
разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
сюжетно-ролевые игры;
экскурсии;
конкурсы
творческие работы;
викторины;
практические работы;
промежуточная аттестация (тест).
III. Тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | В том числе: |
теория | практика |
| Здравствуй, книга! | 2 | 1 | 1 |
| Книги о Родине и родной природе. | 2 | - | 2 |
| Писатели детям. | 3 | 1 | 2 |
| Народная мудрость. Книги-сборники. | 2 | - | 2 |
| По страницам книг В. Г. Сутеева. | 3 | 1 | 2 |
| Сказки народов мира. | 4 | - | 4 |
| Детские писатели. | 3 | - | 3 |
| Сказки зарубежных писателей. | 3 | - | 3 |
| Книги - сборники стихотворений для детей. | 2 | - | 2 |
| Дети – герои книг. | 4 | - | 4 |
| Книги о животных | 4 | - | 4 |
| Промежуточная аттестация. | 1 | 1 | - |
| Итого: | 33 | 4 | 29 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
_____________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/И.К. Костиди/ «28» августа 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от «31» августа 2020г. № 273 |
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе
начального общего образования
по внеурочной деятельности
«В мире книг»
1 «Б» класс
Миренкова Татьяна Анатольевна
2020/2021учебный год
Календарно-тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности «В мире книг»
в 1 «Б» классе
Общее количество часов на курс по учебному плану: 33.
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель: 33.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ ч.; II четверть ____ ч.;
III четверть ____ ч.; IV четверть ____ ч.
№ п/п | Тема | Дата проведения |
план. | факт. |
1. Здравствуй, книга (2 ч.) |
1 | 1 | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | | |
2 | 2 | Художественные книги. Больше форматная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | | |
2. Книги о Родине и родной природе (2 ч.) |
3 | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку. | | |
4 | 2 | Книги о Родине и природе. | | |
3. Писатели детям (3 ч.) |
5 | 1 | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | | |
6 | 2 | Книги-сборники писателей-классиков о детях | | |
7 | 3 | Книги о детях современных писателей. | | |
4. Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч.) |
8 | 1 | Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники потешек, скороговорок, считалок. | | |
9 | 2 | Загадки о животных. Игры «Загадай загадку», «Сочини загадку» | | |
5. По страницам книг В. Г. Сутеева (3 ч.) |
10 | 1 | По страницам книг В.Г. Сутеева (книги-сборники, книги – произведения). | | |
11 | 2 | В.Г. Сутеев – автор и оформитель книг для детей. | | |
12 | 3 | Литературная игра «По страницам сказок В.Г. Сутеева». | | |
6. Сказки народов мира (4 ч.) |
13 | 1 | Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. | | |
14 | 2 | Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. | | |
15 | 3 | Библиотечный урок. Книги – сказки о лисе. | | |
16 | 4 | Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. | | |
7. Детские писатели (3 ч.) |
17 | 1 | Книги С.Я. Маршака. Выставка книг. | | |
18 | 2 | Книги-сборники произведений К.И. Чуковского. | | |
19 | 3 | Е.И. Чарушин - писатель и иллюстратор своих книг. | | |
8. Сказки зарубежных писателей (3 ч.) |
20 | 1 | Книга Ш. Перро «Красная шапочка» разных изданий. | | |
21 | 2 | Книга Джоэля Харриса «Сказки Дядюшки Римуса» | | |
22 | 3 | В гостях у сказки. Игра – викторина. | | |
9. Книги - сборники стихотворений для детей (2 ч.) |
23 | 1 | Стихотворения для детей. Книги-сборники. | | |
24 | 2 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | | |
10. Дети – герои книг (4 ч.) |
25 | 1 | Дети-герои книг детских писателей. | | |
26 | 2 | Дети-герои книг детских писателей. | | |
27 | 3 | Литературная игра «Вопросы и ответы». | | |
28 | 4 | По страницам любимых книг. Выставка книг. | | |
11. Книги о животных (4 ч.) |
29 | 1 | Книги В.В. Бианки. | | |
30 | 2 | Книги Г.А. Скребицкого. | | |
31 | 3 | Книга Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | | |
32 | 4 | Здравствуй, лето! Рекомендации по летнему чтению. | | |
12. Промежуточная аттестация (1 ч.) |
33 | 1. | Промежуточная аттестация. Тест. | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Материалы для учащихся:
Ефросинина Л.А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных хрестоматий для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Оморокова М.И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф
Специфическое сопровождение (оборудование):
Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.
Репродукции картин в соответствии с содержанием программы.
Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы.
Иллюстрации к литературным произведениям.
Электронно-программное обеспечение:
Электронный образовательный ресурс. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей». 1-4 классы/ Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2011