ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (5-9 классы) для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по географии (Примерная программа составлена на основании Рабочей программы предметной линии учебников «СФЕРЫ» 5-9 классы/ В.П.Дронов, Л.Е. Савельева.- М.: Просвещение, 2018), Основной образовательной программы Основного общего образования МОУ СШ № 15 Советского р-на г. Волгограда.
Осуществление представленной рабочей программы предполагает использование следующего учебно – методического комплекта:
1.Учебник: Дронов В.П., Савельева Л.Е. География: Россия: природа, население, хозяйство. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2018.
2.Дидактические материалы:
Мишняева Е.Ю., Тарасова Н.В., Банникова СВ. География: Россия: природа, население, хозяйство: Тетрадь-тренажер для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2018.
Мишняева Е.Ю. География: Россия: природа, население, хозяйство: Тетрадь-практикум для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2018.
Барабанов В.В. География: Россия: природа, население, хозяйство: Тетрадь-экзаменатор для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2018.
Дронов В.П. География: Россия: природа, население, хозяйство: 8-9 класс. Атлас. - М.: Просвещение, 2018.
Дронов В.П., Котляр О.Г. География: Россия: природа, население, хозяйство: 8-9 класс. Контурные карты. - М.: Просвещение, 2018.
3.Пособия для учителя.
География: Россия: природа, население, хозяйство: 9 класс: Методические рекомендации / Под ред. В.П.Дронова. - М.: Просвещение, 2018.
Методическая литература.
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019 - 2020 учебный год.
Рабочей программы предметной линии учебников «СФЕРЫ» 5-9 классы/ В.П.Дронов, Л.Е.Савельева..-М.: Просвещение, 2018
Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»;
География в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
Список дополнительной литературы.
Алексеев А.А. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2014.
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2016.
Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2018
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
« Земля и люди». Интерактивное картографическое пособие под ред. Дронова В.П.
«Земля и люди».Электронное приложение к учебнику под ред. Дронова В.П.Савельевой Л.Е. Кузнецова А.П.
География в школе: Африка, Азия, Австралия, Океания, Антарктида, Европа, Северная Америка, Южная Америка.
«Природные зоны мира» интерактивное наглядное пособие.
Уроки географии Кирилла и Мефодия
Сайт интернет – поддержки УМК «Сферы» www.spheres.ru
Энциклопедия по географииhttp://www.geoman.ru
GeoSite:все о географииhttp://www.geosite.com.ru
Геовикипедия: все о геологииhttp:/wiki.web.ru
Планета Земляhttp://myplanet-earth.com
Большой энциклопедический словарьhttp://www.sci.aha.ru/ALL/VOC
Фонд сохранения Всемирного наследия
Цели и задачи:
овладение умениями ориентироваться по карте; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место учебного предмета «География» в учебном плане школы
Учебный план МОУ СШ № 15 Советского района Волгограда предусматривает обязательное изучение географии в 9 классе в объеме 68 часов в год (34 учебные недели). Но так как учащийся Гнездилов Н. находится на индивидуальном обучении на дому, то на изучение данного курса отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Общая характеристика учебного предмета
Материал курса сгруппирован в 2 раздела: Хозяйство России, Районы России, Россия в мире. В первом разделе «Хозяйство России» изучается общая характеристика хозяйства страны, особенности развития промышленности и сельского хозяйства страны. Важная роль отводится факторам размещения отраслей. Во втором разделе отводится изучению районирования страны: экономическим районам Европейской и Азиатской части. Раскрываются причинно-следственные связи природы и хозяйства региона, визитной карточке каждого района. В третьем разделе учащиеся знакомятся с ролью России в мировом хозяйстве, развитию межгосударственных отношений, вопросам импорта и экспорта природных ресурсов и товаров народного потребления. Программа содержит практический компонент. Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого региона России, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе страны. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 8 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном) уровне. География России в 9 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека. Информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
УУД
Личностные результаты обучения:
Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
Предметные результаты обучения:
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Метапредметные результаты обучения:
Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса ученик должен:
Называть и показывать:
предмет изучения географии России;
основные средства и методы получения географической информации:
субъекты Российской Федерации;
пограничные государства;
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
границы часовых поясов:
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
распределение рек страны по бассейнам океанов;
основные области современного оледенения и крупные ледники:
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
народы, наиболее распространенные языки, религии;
примеры рационального и нерационального размещения производства;
объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
экологически неблагополучные районы России:
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России
Определять (измерять):
географическое положение объектов;
разницу в поясном времени территорий;
погоду по синоптической карте;
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
Описывать:
географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
особенности быта и религии отдельных народов.
Объяснять:
роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем
страны;
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
разнообразие природных комплексов на территории страны;
различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.
Оценивать и прогнозировать:
природно-ресурсный потенциал страны, региона;
экологическую ситуацию в стране, регионе
изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
Предусмотрено 10 контрольных работ:
Тема контрольных работ | Дата |
Обобщающий урок по теме «Промышленность». | |
Обобщающий урок по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс» | |
Обобщающий урок по теме «Сфера услуг» | |
Обобщающий урок по теме «Европейский Север и Европейский Северо-Запад » | |
Обобщающий урок по теме « Центральная Россия » | |
Обобщающий урок по теме « Европейский Юг и Поволжье » | |
Обобщающий урок по теме «Урал» | |
Обобщающий урок по теме «Западная и Восточная Сибирь» | |
Обобщающий урок по теме «Дальний Восток» | |
Итоговая проверочная работа по курсу «География России. Природа, население, хозяйство. | |
Рабочей программой предусмотрено целенаправленная подготовка к государственной итоговой аттестации по географии в форме ОГЭ. Тестирование включает различные элементы экзаменационной работы: большое значение имеет актуализация опорных знаний, необходимых для выполнения соответствующих заданий, определения алгоритма их выполнения.
Тестирование | Дата |
Контрольное тестирование по заданиям ОГЭ по теме: «Трудовые ресурсы и экономически активное население» 10 мин. | |
Контрольное тестирование по заданиям ОГЭ по теме: «ТЭК» 10 мин. | |
Контрольное тестирование по заданиям ОГЭ по теме: «Машиностроительный комплекс» 10 мин. | |
Контрольное тестирование по заданиям ОГЭ по теме: «Металлургический комплекс» 10 мин. | |
Контрольное тестирование по заданиям ОГЭ по теме: «Сельское хозяйство» 10 мин. | |
Контрольное тестирование по заданиям ОГЭ по теме: ««Транспорт России»» 10 мин. | |
№ урока | Тема урока | Кол- во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | дата |
личностные: | метапредметные | предметные: | план | дата |
1 | Особенности хозяйства России | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей хозяйства | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой и графической форме, излагать собственное мнение, | уметь анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России | | |
2 | Географическое положение как фактор развития хозяйства | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей географического положения России и его влияния на хозяйство страны | уметь работать с различными источниками информации, работать по индивидуально сформированному алгоритму | уметь устанавливать на основе анализа карт и текста учебника черты географического положения, оказывающие положительное и отрицательное воздействие на развитие хозяйства России, | | |
3 | Человеческий капитал и качество населения Трудовые ресурсы и экономически активное население России | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей человеческого капитала и качества населения России | уметь классифицировать объекты изучения, проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, излагать собственное мнение | уметь сравнивать по статистическим данным долю человеческого капитала в хозяйстве России и других стран мира, анализировать по картам | | |
4 | Природно-ресурсный капитал Производственный капитал | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей природно-ресурсного капитала России | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме | уметь выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсного капитала России, определять по картам особенности географического положения основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых | | |
5 | Топливно- энергетический комплекс Газовая промышленность | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание специфики и роли топливно-энергетического комплекса России, по теме раздела «Общая характеристика хозяйства» принять правила поведения на уроке, осознание особенностей газовой промышленности России | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, излагать собственное мнение, | уметь анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними, наносить на контурную карту основные районы добычи газа | | |
6 | Нефтяная промышленность Угольная промышленность | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей нефтяной промышленности России принять правила поведения на уроке, осознание особенностей угольной промышленности России | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала. | составлять характеристику одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам уметь проводить сопоставительный анализ величины добычи угля в основных угольных бассейнах . | | |
7 | Электроэнергетика . | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей электроэнергетики России. | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала | уметь составлять (анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, | | |
8-9 | Машиностроение | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей машиностроения России | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, | уметь аргументировать конкретными примерами решающее воздействие машиностроения на общий уровень развития страны, выявлять по картам главные районы | | |
10 | Чёрная металлургия | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей чёрной металлургии России | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме | уметь сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров чёрной металлургии, формулировать | | |
11 | Цветная металлургия | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей цветной металлургии России. | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, | уметь находить информацию (в интернете и других источниках) об использовании цветных металлов в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них, сопоставлять по картам производства | | |
12 | Химическая промышленность | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей химической промышленности России | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение темати-ческого материала, представленного в текстовой, картографической форме, | уметь анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышлен-ности в хозяйстве | | |
13 | Лесная промышленность | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей лесной промышленности России | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме | уметь выявлять направления использования древесины в хозяйстве, её главных потребителей, определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок | | |
14 | Сельское хозяйство. Растениеводство | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей сельского хозяйства в целом и растениеводства в России. | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме | характеризовать агроклиматические ресурсы со значительными посевами тех или иных культур, определять по картам и экологоклиматическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур | | |
15 | Животноводство | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей животноводства России. | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме | уметь определять по картам и эколого-климатическим показателям главные районы развития разных отраслей животноводства | | |
16 -17 | Пищевая и лёгкая промышленность. Агропромышленный комплекс | 2 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей пищевой, лёгкой промышленности и АПК России | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, | уметь устанавливать долю пищевой и лёгкой промышленности в общем объёме промышленной продукции, высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности | | |
18 | Обобщающий урок по теме «Промышленность». | 1 | | | | | |
19 | Транспорт. Железнодорожный транспорт | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей транспорта России | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты),проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, | уметь сравнивать виды транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду) | | |
20 | Автомобильный и воздушный транспорт | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей транспорта России. | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты),проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме | уметь анализировать достоинства и недостатки автомобильного транспорта, определять по статистическим данным долю автомобильного транспорта в транспортной работе страны | | |
21 | Морской и внутренний водный транспорт | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей транспорта России | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме | уметь анализировать достоинства и недостатки морского и внутреннего водного транспорта, устанавливать по картам роль отдельных морских и речных бассейнов в работе морского и речного транспорта | | |
22 | Социальный комплекс: связь, наука и образование, жилищное хозяйство | 3 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей социального комплекса страны | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме | уметь определять по схеме виды связи, достоинства и недостатки каждого из них, по статистическим данным долю России и других стран на мировом рынке наукоёмкой | | |
23 | Европейский Север. Географическое положение и Особенности природы, население и хозяйство района. | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей географического положения и природы Европейского Севера. принять правила поведения на уроке, осознание особенностей хозяйства Европейского Севера. | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты),проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме | уметь оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения, устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство; | | |
24 | Европейский Северо-Запад. Географическое положение и особенности природы население и Хоз-во района. | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей географического положения и при-роды Европейского Северо-Запада., принять правила поведения на уро-ке, осознание особенностей насе-ления Европейского Северо-Запада | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты),проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме | уметь оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения Европейского Северо-Запада. устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство | | |
25 | Центральная Россия. Географическое положение и особенности природы. Население и хозяйство района. | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей географического положения и природы Центральной России. принять правила поведения на уроке, осознание особенностей населения Центральной России | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, | уметь оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения Центральной России, устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство | | |
26 | Европейский Юг. Географическое положение и особенности природы . Население и хозяйство района. | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей географического положения и природы Европейского Юга России | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты),проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме | уметь оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения Европейского Юга, устанавливать характер воздействия географического | | |
27 | Повольжье. Географическое положение и особенности природы Поволжья. Население и хозяйство района. | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей географического положения и природы Поволжья | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме | уметь оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения Поволжья, устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство | | |
28 | Урал. Географическое положение и особенности природы.Население и хозяйство района. | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей географического положения и природы Урала | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме | уметь оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения Урала, устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство | | |
29 | Географическое положение Западной и Восточной Сибири. Особенности природы, население и хозяйство регион | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей географического положения Западной и Восточной Сибири | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала представленного в текстовой, картографической и графической форме | уметь давать сравнительную оценку положительных и отрицательных сторон географического положения Западной и Восточной Сибири | | |
30 | Дальний Восток. Географическое положение и особенности природы, население и хозяйство района. | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей географического положения и природы Дальнего Востока | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме | уметь оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения Дальнего Востока, устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей | | |
31 | Итоговая прове-рочная работа по теме «Региональный обзор России» | | | | | | |
32 | Россия и мировое хозяйство | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей роли России в системе мирового хозяйства | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты),проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме | уметь оценивать по статистическим данным и картам место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства, определять территориальную структуру внешней торговли России | | |
33 | Россия в системе мировых транспортных коридоров | 1 | принять правила поведения на уроке, осознание особенностей России в системе мировых транспортных коридоров | уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала | уметь оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения России по отношению к мировой системе | | |
34 | Итоговая проверочная работа по курсу «География. Россия» | 1 | по теме раздела | по теме раздела | по теме раздела | | |