Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Куйбышевского района
«Верх-Ичинская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_________ Н.М.Томилова
_____ августа 2020 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Школа здоровья»
для основного общего образования
Срок реализации: 2 года
Составитель:
О.Н.Бессонова учитель
физической культуры
с. Верх-Ича
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа здоровья» социальной направленности и гражданской активности для основного общего образования разработана на основе:
- Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), утверждённого приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897;
- Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией В.А. Горского М.: Просвещение, 2014г.
- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Верх-Ичинская ООШ.
Цель курса: формирование культуры безопасной жизнедеятельности, навыков ведения здорового образа жизни, принципов здоровьесбережения, ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Задачи курса:
- пропагандировать здоровый образ жизни, укреплять здоровье, содействовать гармоническому физическому развитию обучающихся и окружающих;
- понимать необходимость сохранять свое здоровье и здоровье окружающих, как общественную и индивидуальную ценность;
- формировать навыки безопасного поведения в повседневной жизни;
- формировать привычки соблюдения режима дня и личной гигиены;
- формировать умения грамотно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- вести активный образа жизни, принимать участие в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий для детей и взрослых.
Программа курса внеурочной деятельности «Школа здоровья» социальной направленности и гражданской активности предназначена для работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, нацеленные на ведение здорового образа жизни.
Программа курса включает четыре основных раздела:
1. Секреты здоровья
2. Быстрее, выше, сильнее!
3. К стартам готов!
4. ГТО – залог здоровья!
Программа рассчитана на учащихся 8-9 классов. Актуальность программы состоит в том, что последнее время всё чаще на государственном уровне поднимаются вопросы о здоровье нации.
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательную организацию создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательная организация призвана вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, минуя негативное воздействие социального окружения.
Принципы системно - деятельностного подхода реализуются через:
- непрерывное дополнительное образование, которое как механизм обеспечивает полноту и цельность образования в целом;
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
- системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
В соответствии с образовательной программой ООО ОУ рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа здоровья» рассчитана на 2 года обучения 140 часов, 2 часа в неделю. Набор детей - свободный, количество в группе - 10 человек и более.
Года обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
1 | 2 | 36 | 72 |
2 | 2 | 34 | 68 |
Всего часов | | | 140 |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Школа здоровья»
Личностные результаты:
- установка на здоровый образ жизни;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- формулировать и удерживать задачу;
- применять установленные правила;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своих действий;
- предвосхищать результат;
- сличать способ действия и его результата с эталоном;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам.
Познавательные:
- сбор, обработка, анализ и передача информации;
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- построение рассуждения;
- обобщение.
Коммуникативные:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- основным вопросам гигиены;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье человека;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- составляющие здорового образа жизни;
- проведение спортивно-массовых мероприятий с детьми и со взрослыми.
Обучающийся получит возможность научиться:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и
улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях.
В результате реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как:
- товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким;
- соблюдать правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;
- выполнять различные технические приёмы игр и основы правильной техники;
- выявлять типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
- составлять комплексы упражнений для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- выполнять контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- соблюдать основные правила соревнований по спортивным играм;
- разучит жесты судьи в спортивных игр;
- выполнять игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;
- оказывать помощь в проведении спортивно-массовых мероприятий детьми и со взрослыми.
2. Содержание курса внеурочной деятельности «Школа здоровья»
8 класс (72 часа)
Секреты здоровья (8 часов)
Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.
Быстрее, выше, сильнее! (14 часов)
Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Спортивные конкурсы. Развитие основных физических качеств.
К стартам готов! (36 часов)
Соревнования, спортивные турниры, спортивные конкурсы, дни здоровья для школьников и их родителей. Товарищеские встречи, матчи, турниры школьников с молодёжью села. Правила определения победителей соревнований.
ГТО – залог здоровья! (14 часов)
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Ступени комплекса ГТО. Моя ступень ГТО. Подготовка к сдачи норм ГТО.
9 класс (68 часов)
Секреты здоровья (8 часов)
Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Физическая культура человека. Здоровье и здоровый образ жизни. Коррекция осанки и телосложения. Секреты здорового питания. Рацион питания.
Быстрее, выше, сильнее! (14 часов)
Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Спортивные конкурсы. Развитие основных физических качеств.
К стартам готов! (36 часов)
Соревнования, спортивные турниры, спортивные конкурсы, дни здоровья для школьников и их родителей. Товарищеские встречи, матчи, турниры школьников с молодёжью села. Правила проведения соревнований по видам спорта. Правила судейства. Жесты судьи.
ГТО – залог здоровья! (14часов)
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Ступени комплекса ГТО. Моя ступень ГТО. Подготовка к сдачи норм ГТО
Формы организации и виды деятельности
Основными формами работы являются индивидуальные, фронтальные, групповые, поточные. Практические формы - тренировка и игра, групповые занятия, участие в соревнованиях, культурно-массовые мероприятия, участие в конкурсах и смотрах.
Виды деятельности
- беседы;
- тестирование;
- подвижные игры;
- круговая тренировка;
- спортивные соревнования;
- спортивные конкурсы;
- спортивные праздники;
- турниры;
- дни здоровья.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 год обучения | 2 год обучения |
1 | Секреты здоровья | 8 | 8 |
2 | Быстрее, выше, сильнее! | 14 | 14 |
3 | К стартам готов! | 36 | 32 |
4 | ГТО – залог здоровья! | 14 | 14 |
| Итого: | 72 | 68 |
8 класс (72 часа)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Раздел |
1 | Питание необходимое условие для жизни человека | 2 | 1 |
2 | Готовимся сдавать ГТО | 2 | 4 |
3 | Соревнования по подвижным играм «Стартуют все!» | 2 | 3 |
4 | Турнир «Русская лапта» | 2 | 3 |
5 | Чтоб болезни не бояться, надо спортом заниматься | 2 | 2 |
6 | Моя ступень ГТО | 2 | 4 |
7 | «Весёлые старты!» | 2 | 3 |
8 | Волейбольный турнир | 2 | 3 |
9 | Курить – здоровью вредить | 2 | 1 |
10 | Физическая активность и здоровье | 2 | 2 |
11 | «Быстрый мяч» эстафеты с мячом | 2 | 3 |
12 | Теннисный турнир | 2 | 3 |
13 | Сила, выносливость, гибкость, скорость | 2 | 4 |
14 | Мое здоровье в моих руках | 2 | 2 |
15 | «Зимние забавы» | 2 | 3 |
16 | Конкурс силачей на приз Деда Мороза | 2 | 3 |
17 | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! | 2 | 1 |
18 | Развиваем силу | 2 | 4 |
19 | Игра «Царь горы» | 2 | 3 |
20 | Шашечный турнир | 2 | 3 |
21 | Единоборства | 2 | 2 |
22 | Мы команда | 2 | 2 |
23 | «Рыцарский турнир» | 2 | 3 |
24 | День здоровья «Лыжня зовёт!» | 2 | 3 |
25 | Отдых для здоровья | 2 | 1 |
26 | Стартуют все! | 2 | 4 |
27 | Конкурс «Принцесса спорта» | 2 | 3 |
28 | Конкурс «Я и моя мама!» | 2 | 3 |
29 | Любимые игры | 2 | 2 |
30 | Точно в цель | 2 | 4 |
31 | Конкурс «На космической волне» | 2 | 3 |
32 | День здоровья «Все на старты ГТО!» | 2 | 3 |
33 | Игра в лапту | 2 | 2 |
34 | Самый быстрый | 2 | 4 |
35 | Легкоатлетическая эстафета | 2 | 3 |
36 | Футбольный турнир | 2 | 3 |
| Итого | 72 | |
9 класс (68 часов)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Раздел |
1 | Секреты здорового питания. Рацион питания | 2 | 1 |
2 | Развиваем основные физические качества | 2 | 4 |
3 | Соревнования по подвижным играм «Стартуют все!» | 2 | 3 |
4 | Турнир «Русская лапта» | 2 | 3 |
5 | Развиваем свои способности | 2 | 2 |
6 | Моя ступень ГТО | 2 | 4 |
7 | «Весёлые старты!» | 2 | 3 |
8 | Волейбольный турнир | 2 | 3 |
9 | Мой двигательный режим в течение дня | 2 | 1 |
10 | Движение - жизнь | 2 | 2 |
11 | «Быстрый мяч» эстафеты с мячом | 2 | 3 |
12 | Теннисный турнир | 2 | 3 |
13 | Сила, выносливость, гибкость, скорость | 2 | 4 |
14 | Хочу остаться здоровым | 2 | 2 |
15 | «Зимние забавы» | 2 | 3 |
16 | Конкурс силачей на приз Деда Мороза | 2 | 3 |
17 | Гигиена правильной осанки | 2 | 1 |
18 | Развиваем ловкость | 2 | 4 |
19 | Игра «Царь горы» | 2 | 3 |
20 | Шашечный турнир | 2 | 3 |
21 | Кто сильнее? | 2 | 2 |
22 | Когда мы едины, мы, непобедимы | 2 | 2 |
23 | «Рыцарский турнир» | 2 | 3 |
24 | День здоровья «Лыжня зовёт!» | 2 | 3 |
25 | Здоровье в порядке – спасибо зарядке | 2 | 1 |
26 | Развиваем выносливость | 2 | 4 |
27 | Конкурс «Принцесса спорта» | 2 | 3 |
28 | Конкурс «Я и моя мама!» | 2 | 3 |
29 | Любимые игры | 2 | 2 |
30 | Кто дальше? | 2 | 4 |
31 | Конкурс «На космической волне» | 2 | 3 |
32 | День здоровья «Все на старты ГТО!» | 2 | 3 |
33 | Техника и тактика игры в лапту | 2 | 2 |
34 | Конкурс бегунов | 2 | 4 |
| Итого | 68 | |