МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРЕМЕНКУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИНН 7438013542 КПП 743801001Российская Федерация, 456501, Челябинская область, Сосновский район с. Кременкуль ул. Ленина д. 17 тел. 44-175, 44-1-81, 44-1-85 E-mail:moukremsosh@mail.ru |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 к ООП НОО ООО
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Все вместе»
класс
Срок реализации 1 год
ФГОС
Составитель:
Юрьева Е.А., учитель начальных классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Все вместе»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитательной работы «Все вместе», предназначена для учащихся 2/4 класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 1 год. Программа открывает широкие возможности для разностороннего совершенствования учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Работа по ней оказывает большое влияние на развитие личности, на процесс обучения и воспитания учащихся, формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, чувства любви к Родине. У школьников, занимающихся по данной программе, формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к общественно-полезной работе, заметно растет их познавательная активность.
Цель программы – выявление и развитие способности каждого ученика, формирование физически, психически, нравственно здоровой личности, обладающей базовыми знаниями начальной школы, способной адаптироваться в среднем звене школы при переходе из начального звена.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:
Активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся через различные формы работы.
Развитие творческих способностей учащихся.
Формирование у учащихся чувства любви к своей малой Родине.
Физическое развитие учащихся.
Формирование у учащихся чувства коллективизма и сплоченности, развитие у них коммуникативных
способностей.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
С целью прослеживания результатов программы, а также динамики развития познавательных, коммуникативных и эмоционально-волевых способностей детей было проведено анкетирование родителей, которые занимались с детьми по программе "Все вместе». Результаты анкетирования показали, что все родители отмечают положительное влияние программы на развитие детей, а именно: дети становятся более общительными, ответственными, наблюдательными, приобщаются к чтению, много времени проводят в библиотеке. Также было отмечено, что данная программа помогает сплотить коллектив, внутри которого наблюдаются прекрасные дружеские взаимоотношения.
Параллельно с родителями было проведено анкетирование учителей, продолжающих воспитательную работу с детьми в более старших классах. Учителями отмечено, что их дети отличаются большой самостоятельностью, ответственно относятся к порученным делам, очень общительны, раскованы, умеют свободно рассуждать, артистичны. Те дети, которые наиболее увлечённо принимали участие в делах класса , составляют костяк класса.
Основным результатом работы по программе "Все вместе" можно считать тот факт, что те учащиеся, которые занимались по данной программе, перейдя в среднее звено, изъявляют настойчивое желание продолжить традицию класса проводить все мероприятия совместно с родителями.
Таким образом, результаты работы показывают, что познавательная, трудовая и исследовательская деятельность учащихся, занимающихся по данной программе, формируется в органическом единстве, а также оказывает большое влияние на развитие личности, на процесс обучения и воспитания учащихся, формирование их социальной активности. Программа "Все вместе", благодаря многообразию форм, содержания и методов работы, формирует у школьников новые навыки получения знаний, вырабатывает привычку выполнять свои обязанности, воспитывает интерес к общественно-полезной работе, способствует приобретению навыков самостоятельной исследовательской работы.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Основные направления программы:
Здоровье (ПДД. ППБ)
Взаимодействие.
Нравственность (краеведение и экология, гражданско – патриотическая работа).
Интеллект.
Досуг.
Семья.
1. Направление «Здоровье»
Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ученика. Имеется в виду его физическое и психическое здоровье.
Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.
2. Направление «Взаимодействие».
На втором месте стоит работа по организации общения и взаимоотношений в системах «учитель-ученик». «ученик-ученик», «учитель-ученик-родитель».
Цель- передача детям опыта (знаний, умений и навыков) социального общения людей (позитивного и негативного), опыта поколений. Научить ребенка понимать, что восхождение к индивидуальности – это, в первую очередь, выражение и сохранение чести и достоинства субъектов общения.
3. Направление «Нравственность»
Помимо развития у ребенка его знаний о своих физических качествах, умения общаться огромное значение имеет работа по развитию его нравственных качеств. Главной целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования; ценности своего существования и ценности существования других людей; формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли.
Поскольку краеведение представляет собой синтез наук о родном крае, при составлении программы выбор пал на наиболее интересные и основополагающие разделы этого направления: экология, природа и этнография, гражданско – патриотическая работа.
4. Направление «Интеллект»
Очень значимым направлением является работа по развитию интеллектуальных умений учащихся класса. Что же такое интеллект? Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека. Он считал, что наличие у человека интеллекта характеризует его поведение. Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. Развитие интеллекта должно пониматься в широком смысле слова.
Целью работы классного руководителя в этом направлении может стать помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное— определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.
5. Направление «Досуг»
… Огромное значение для ребенка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для некоторых ребят —
это основной мотив прихода в школу, возможность реабилитации после непризнанности в классе из-за отсутствия учебных умений. И педагог должен не пропустить этот момент, прочесть его в детских глазах. Ведь для ребенка участие в жизни класса после уроков — это шанс сбросить «лягушечью кожу», своего рода ярлык неумелого, найти свое место в среде сверстников. В работе классного руководителя в этом направлении есть важное звено, которое он не должен потерять: это создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм внеклассной работы, которые хотелось бы использовать в классе. Значит, главные качества, которые должен развить у своих воспитанников классный руководитель, это инициатива и самостоятельность, ответственность и открытость, искренность.
6. Направление «Семья»
Классный руководитель не сможет успешно осуществлять работу в этом направлении, если школа не будет сотрудничать с семьей. Очень часто процесс воспитания-ребенка в школе идет вне такого сотрудничества, и это приводит к печальным результатам.
Уже доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка, когда классный руководитель в работе с родителями использует так называемую предваряющую реакцию. В сегодняшних условиях хорошо построить работу с классом без предварительной постоянной работы человека с семьей нельзя. Ведь семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребёнка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЕДУЩИЕ ИДЕИ
Современные ученые-педагоги отмечают, что первоочередной задачей учителя является формирование у учащихся познавательных потребностей, что обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью. К сожалению, в процессе школьного обучения и воспитания учащиеся порой лишены самого необходимого - активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на ее пассивное созерцание и зазубривание готовых истин.
Отсутствие умений самоконтроля и самооценки приводит к неразвитости чувства личной независимости, самозащиты, способности к самореализации. Это приводит к наличию и проявлению симптомов негативного свойства, преодолевать которые помогает и призвана помогать хорошо организованная, продуманная работа классного руководителя.
О каких симптомах идет речь?
Очень раннее и быстрое физическое развитие ребенка, которое под час опережает его психическое взросление.
Разлад между внутренним состоянием ребенка и общепринятыми нормами поведения.
Отсутствие навыков рефлексивных действий.
Отсутствие эмпатии (чувства сопереживания) не только чужим, но и своим родным, близким людям, инфантильность, неразвитость волевых качеств.
Пресыщенность информацией параллельно с обнищанием души.
Своеобразием данной программы является то, что она, выходя за рамки школьного образования, предоставляет учащимся возможность активного приложения сил, тем самым формируя у них познавательные потребности. Программа "Все вместе», предусматривая потребностно - мотивационный подход в работе классного руководителя, использует следующие приемы и способы мотивации учения:
Отсутствие отметок. При изучении мотивации учебной деятельности в школе выяснилось, что ведущим мотивом у 58% опрошенных является страх получить плохую отметку, страх не оправдать родительских надежд и т.д. Отсутствие же отметок помогает формировать у учащихся собственно познавательный мотив, связанный с самореализацией личности.
Возможность и необходимость применения на практике тех знаний, которые учащиеся получили во время занятий. Разнообразие тематики направлений вызывает интерес со стороны детей и позволяет расширять их кругозор.
Насыщенность программы творческими, практическими и исследовательскими заданиями.
Стиль общения учителя с учениками, который предполагает сотрудничество, а не диктат или опеку.
Использование всех выше перечисленных способов мотивации приводит к тому, что у учащихся формируются устойчивые познавательные потребности.
Решение основных задач программы основывается на возрастных особенностях контингента учащихся. Стремление младших школьников к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес, испытания, двигательную активность - все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.
К возрастным особенностям характера младших школьников относятся: импульсивность - склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных побуждений, любознательность, непосредственность, отзывчивость, доверчивость, подражательность. У младших школьников усиливается познавательный интерес сначала к отдельным фактам и явлениям, затем к связям и взаимосвязям между явлениями. Начинают дифференцироваться и учебные интересы.
Игровая деятельность является ведущей формой деятельности как наиболее соответствующая возрасту младшего школьника. Увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают различные полезные навыки и знания. Под влиянием ведущего в этот период вида деятельности - учение-игра приобретает все более познавательный характер, когда в ней ставится цель познать новое, что-то творчески преобразовать, исходя из накопленных уже знаний, умений, навыков. В играх все большее значение приобретает их коллективный характер и соревновательность.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
С целью прослеживания результатов программы, а также динамики развития познавательных, коммуникативных и эмоционально-волевых способностей детей было проведено анкетирование родителей, которые занимались с детьми по программе "Все вместе». Результаты анкетирования показали, что все родители отмечают положительное влияние программы на развитие детей, а именно: дети становятся более общительными, ответственными, наблюдательными, приобщаются к чтению, много времени проводят в библиотеке. Также было отмечено, что данная программа помогает сплотить коллектив, внутри которого наблюдаются прекрасные дружеские взаимоотношения.
Параллельно с родителями было проведено анкетирование учителей, продолжающих воспитательную работу с детьми в более старших классах. Учителями отмечено, что их дети отличаются большой самостоятельностью, ответственно относятся к порученным делам, очень общительны, раскованы, умеют свободно рассуждать, артистичны. Те дети, которые наиболее
2/4 класс (34 недели)
План воспитательной работы на 1 четверть (9 недель)
Дата | Тема | Форма | Место проведения |
2 сентября 9 сентября 16 сентября 23 сентября 30 сентября 7 октября 14 октября 21 октября 28 октября | 1 сентября Техника Безопасности Собери ранец Традиции День добра и уважения Техника Безопасности Ты для меня пример во всем Праздник осени Окончание 1ой четверти | Линейка Беседа Игра Беседа Комплексная (беседа, презентация, изготовление открыток, составление поздравлений) Беседа Комплексная (беседа, презентация, изготовление открыток, составление поздравлений) Экскурсия, игры на улице Беседа | класс класс класс класс класс класс улица класс |
2 четверть (7 недель)
Дата | Тема | Форма | Место проведения |
11 ноября 18 ноября 25 ноября 2 декабря 9 декабря 16 декабря 23 декабря | День оригами День рождения Деда Мороза Главное слово в любом языке День заказов подарков Деду Морозу Новогодние украшения День снежных ангелов Рождество Окончание 2 четверти | Комплексная (беседа, презентация, изготовление) Игра Комплексная (беседа, презентация, изготовление открыток, составление поздравлений) Комплексная (беседа, презентация, составление письма) подготовка класса к новому году, изготовление игрушек Игры на улице беседа-квест беседа | класс класс класс класс класс улица класс |
3 четверть (10 недель)
Дата | Тема | Форма | Место проведения |
13 января 20 января 27 января 3 февраля 10 февраля 17 февраля 24 февраля 3 марта 10 марта 17 марта 24 марта | Старый новый год Международный день объятий День головоломок День эрудита День проявления доброты А ну ка мальчики Всемирный день писателя А ну ка девочки Международный день счастья Детская книга Окончание 3 четверти | беседа-квест Комплексная (беседа, презентация, игра) Головоломки Игра-квест Комплексная (беседа, презентация, изготовление открыток, составление поздравлений) Поздравление мальчиков беседа Поздравление девочек Комплексная (беседа, презентация) беседа-квест беседа | класс класс класс класс класс класс класс класс класс класс |
4 четверть ( 8 недель)
Дата | Тема | Форма | Место проведения |
7 апреля 14 апреля 21 апреля 28 апреля 5 мая 12 мая 19 мая | День здоровья Поехали! Всемирный день книг День танца День солнца День семьи Окончание учебного года | Игры на улице Комплексная (беседа, презентация, игра) беседа-квест Комплексная (беседа, презентация, флэш-моб) Комплексная (беседа, презентация, рисование) Комплексная (беседа, презентация, изготовление открыток, составление поздравлений) беседа | улица класс класс класс класс класс класс |