МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Курской области
Управление образования Администрации Фатежского района
МКОУ "Миленинская основная общеобразовательная школа"
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО классных руководителей Руководитель ШМО ________________________ Н.А.Ноздрачева Протокол №1 от «29» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО педагогическим советом Председатель педсовета ________________________ А.Н.Пилюгина Протокол №15 от «31» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом МКОУ "Миленинская основная общеобразовательная школа" Директор школы ________________________ И.А.Пилюгина Приказ №35.5 от «31» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Я, ты, он, она – вместе целая страна»
для обучающихся 5 класса
Срок реализации 1 год
Составитель:
учителя информатики
Долгова Ирина Александровна
с. Миленино, 2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и назначение программы
Воспитание в школе выстраивается с помощью различных механизмов, одним из которых является внеурочная деятельность обучающегося. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемая в формах, отличных от урочной.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Внеурочная деятельность может реализовываться через цикл занятий, посвященных актуальным социальным и нравственным проблемам современного мира. Данные занятия должны быть направлены на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся. Основная цель занятий — развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений: заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения.
Основная задача, решаемая с помощью занятий, — обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро и микрокоммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания обучающимися зон личного влияния на уклад школьной жизни.
В пятом классе происходит переход от младшего школьного возраста к подростковому, поэтому среди пятиклассников можно увидеть и еще «психологических младшекласников», и одновременно младших подростков. Пятиклассника уже не удовлетворяет позиция школьника, которую он занимал в начальных классах. У него появляется возможность к построению обобщений в более сложной деятельности по усвоению норм взаимоотношений, что выражается в активизации интимно-личностного и стихийно-группового общения. Фактически в пятом классе происходит переход ведущей деятельности ребенка от учения к общению.
Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью меняется характер обучения по сравнению с начальной школой, поэтому особое внимание в Программе уделено вопросам адаптации школьников к новым условиям. Происходит активное формирование ценностной сферы личности, определяются жизненные перспективы. Дети осознают себя и свои возможности, интересы, способности, у них формируются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. В этом возрасте актуализируются потребности в установлении доверительных отношений, признании и самоутверждении, главным образом, в группе сверстников.
Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других людей. Они начинают осознавать и нести ответственность за свои поступки, внешняя регуляция активности смещается к внутренней регуляции. Деятельность с одной стороны должна отвечать потребностям пятиклассника в самоутверждении, а с другой — создавать условия для развертывания отношений с товарищами и признания его реальной значимости как полноправного члена общества. Участие в такой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками.
Таким типом деятельности могут выступать воспитательные события, под которыми понимаются субъект-субъектные формы взаимодействия взрослого и ребенка, в которых активность взрослого способствует овладению представлениями о какой-либо ценности, формированию отношения к ней и к приобретению ребенком собственного опыта ее переживания. В событиях ребенок преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки и позиции, включается в много- образные социальные связи, является исполнителем разных ролевых функций, тем самым преобразует окружающее общество и себя. Участие ребенка в такого рода событиях обеспечивает активную социализацию ребенка.
Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с учетом указанных выше возрастных особенностей пятиклассников, социальной ситуации развития детей в образовательной организации и направлена на их активную социализацию.
Цели, задачи программы
Цель Программы: приобщение обучающихся к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции ребенка, его возрастных и психологических особенностей.
Задачи Программы:
создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовно-нравственных ценностей, традиций;
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего социальным нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений;
развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности, самопознания, ответственности, умения работать в коллективе;
обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х классов при переходе на следующий уровень образования.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Я, ты, он, она – вместе целая страна» составляют следующие документы.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022
№ 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676).
6. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672.
7. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Миленинская основная общеобразовательная школа» в том числе с учетом рабочей программы воспитания.
8. Календарный учебный график.
9. Положение о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов учебных модулей в соответствии с требованиями Федеральных основных образовательных программ МКОУ «Миленинская основная общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области.
10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача от 29.12.2010 №189).
11. Санпин СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», согласно постановлению Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16.
12. Расписание занятий.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 5 классов. В 2023–2024 учебном году запланировано проведение 36 внеурочных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по понедельникам, первым уроком.
Внеурочные занятия «Я, ты, он, она – вместе целая страна» направлены на приобщение обучающихся к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям; развитие инициативности и самостоятельности пятиклассников, умение работать в коллективе; ориентирована на создание благоприятных условий для адаптации при переходе на следующий уровень образования.
Основной формат внеурочных занятий «Я, ты, он, она – вместе целая страна» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам.
Основные виды деятельности
- просмотр видеороликов;
-участие в эвристической беседе, обсуждение вопросов,
- рассматривание репродукций картин;
- коллективные игры (игра-путешествие, игра-соревнование), интерактивные игры
- разгадывание загадок, ребусов и т.д.
- ролевые игры;
- виртуальные экскурсии;
- выставка рисунков
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных программ начального общего и основного общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Особенности реализации программы
Личностное развитие ребёнка – главная цель педагога. Личностных результатов обучающихся педагог может достичь, увлекая школьников совместной и интересной многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
В приложениях к программе содержатся методические рекомендации, помогающие педагогу грамотно организовать деятельность школьников на занятиях в рамках реализации программы курса внеурочной деятельности
Содержание программы
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых отражаются особенности личностного развития ребенка, его воспитания и социализации. Активная социализация осуществляется через овладение представлениями о ценностях, нормах и правилах поведения в обществе; формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; приобретение опыта деятельности и поведения в соответствии с ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на развитие представлений ребенка о школе как единой общности, помогаю- щей развить его индивидуальные способности, сформировать навыки активной социальной деятельности в коллективе сверстников и взрослых. В основе события лежат такие ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество, коллективизм и командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение семейных ценностей и традиций, актуализирует у детей представления о семье как важнейшем социальном институте. Событие актуализирует такие ценности, как крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на развитие умения ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события лежат такие ценности, как справедливость, гуманизм, гражданственность, выбор и ответственность, права и свободы человека, приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению детей к миру научного знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное событие строится на таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд.
Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие патриотических чувств детей, формирование общероссийской гражданской идентичности. Данное событие способствует актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую у него представления о какой-либо ценности (или группе ценностей), лежащей в основе события.
Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку предлагаются практические задания, выполнение которых способствует формированию отношения к транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и проделанной самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает выводы о полученных результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют приобретенные ранее знания в совместной деятельности, делятся индивидуальным опытом по каждому из занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости всего события для группы (см. рис. 1).
На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники, которые позволяют им зафиксировать полученный в событии опыт. Таким образом, в конце учебного года у каждого пятиклассника будет иметься собственная брошюра, иллюстрирующая его путь в Программе.
По окончании всех событий проводится итоговая игра, на которой дети демонстрируют полученные в течение учебного года знания и умения, подводят коллективные и индивидуальные итоги.
🠺
}
Занятие 1
Занятие 2
Занятие n
🠺
🠺
🠺
опыт
опыт
опыт
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СОБЫТИЯ
Рисунок 1 — Схема организации события
Таким образом, у пятиклассников происходит построение логической цепочки от собственного опыта проживания каждого занятия к ознакомлению с опытом других детей и к формированию общего отношения классного коллектива к прожитому ими событию.
Эта логическая цепочка закреплена в названии программы «Я, ты, он, она — вместе целая страна» и наглядно демонстрирует особенности протекания активной социализации на практике, когда знания и опыт отдельного субъекта, с одной стороны, интегрируются в общее социальное пространство, а с другой стороны, дополняют и обогащают опыт самого субъекта новыми коллективными знаниями.
Основными формами взаимодействия педагогов с обучающимися являются: классный час, творческая мастерская хакатон, квест-игра, которые направлены на формирование ценностных ориентаций в процессе активной деятельности.
Для проведения занятий по Программе желательно использовать не только учебный кабинет, закрепленный за классом, но и другие помещения образовательной организации (спортзал, библиотеку, рекреации и т. д.), а также пришкольную территорию. Кроме того, Программа предусматривает организацию экскурсий, мастер-классов и других занятий за пределами школы на территории социальных партнеров.
Приветствуется активное участие самих обучающихся в подготовке и проведении занятий Программы, а также старшеклассников (наставников), других педагогов школы, родителей и социальных партнёров школы.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных и метапредметных образовательных результатов с учетом рабочей программы воспитания в общеобразовательных организациях.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многокон- фессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, исто- рии, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности морально-этических принципов в деятельности исследователя; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других без осуждения; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной зада- чей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имею
щихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и пред- видеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; различать; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других без осуждения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов, тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
| «Моя школа — мои возможности» | 7 | https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/ooy/programma-aktivnoy-sotsializatsii/?ysclid=lo1w3ugq5165643583 |
| «Моя семья — моя опора» | 5 | https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/ooy/programma-aktivnoy-sotsializatsii/?ysclid=lo1w3ugq5165643583 |
| «Мой выбор — моя ответственность» | 9 | https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/ooy/programma-aktivnoy-sotsializatsii/?ysclid=lo1w3ugq5165643583 |
| «Мои знания — моя сила» | 6 | https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/ooy/programma-aktivnoy-sotsializatsii/?ysclid=lo1w3ugq5165643583 |
| «Моя страна — моя история» | 5 | https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/ooy/programma-aktivnoy-sotsializatsii/?ysclid=lo1w3ugq5165643583 |
| Итоговое занятие | 2 | https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/ooy/programma-aktivnoy-sotsializatsii/?ysclid=lo1w3ugq5165643583 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата изучения |
1 | Какие мы? | 1 | 07.09 |
2 | Маршруты нашей школы | 2 | 14.09 21.09 |
3 | Школьные старты (подготовка) | 1 | 28.09 |
4 | Школьные старты | 1 | 05.10 |
5 | Мы — команда | 1 | 12.10 |
6 | Мы — команда | 1 | 19.10 |
7 | История моей семьи | 1 | 26.10 |
8 | Семья - начало всех начал | 1 | 09.11 |
9 | Правила счастливой семьи (подготовка) | 1 | 16.11 |
10 | Правила счастливой семьи | 2 | 23.11 30.11 |
11 | Моя гражданская позиция: почему важно выбирать | 1 | 07.12 |
12 | Свобода и ответственность | 1 | 14.12 |
13 | Цифровая грамотность и безопасность в сети | 1 | 21.12 |
14 | Безопасное использование цифровых ресурсов | 1 | 28.12 |
15 | Финансовая безопасность | 1 | 11.01 |
16 | Планируем бюджет | 1 | 18.01 |
17 | 5 правил финансовой грамотности | 1 | 25.01 |
18 | мы выбираем | 2 | 01.02 08.02 |
19 | Чудеса науки | 2 | 15.02 22.02 |
20 | Правильные привычки: здоровое питание | 1 | 29.02 |
21 | Правильные привычки: правила безопасности | 1 | 07.03 |
22 | В здоровом теле — здоровый дух | 2 | 14.03 21.03 |
23 | Аллея памяти | 1 | 04.04 |
24 | Живет герой на улице родной | 1 | 11.04 |
25 | Через года, через века... помните | 1 | 18.04 |
26 | Зарница | 2 | 25.04 02.05 |
27 | Итоговое занятие "Я, ты, он, она вместе целая страна" | 2 | 16.05 23.05 |