СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Чудеса науки и природы»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Чудеса науки и природы»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чердаклинская средняя школа №1
имени доктора Леонида Михайловича Рошаля
(МБОУ Чердаклинская СШ №1)



ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
МО классных руководителей Заместитель директора по ВР Директор
Протокол №_____ ______________М.С.Репина ___________А.А.Махмутова
от «___»__________2023г. от «___»__________2023г. Приказ№___от «___»_______2023г



Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Чудеса науки и природы»
Направление-общеинтеллектуальное
Уровень начального общего образования
Срок освоения: 3 года (2-4 класс)




Составитель:
Шель Е.Н., учитель начальных классов

2023



Пояснительная записка

Рабочая программа ОДО «Чудеса науки и природы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе материала, взятого из серии книг «Простая наука для детей», с учетом внедрения новых

образовательных компетенций в рамках регионального проекта «Современная школа» (в форме центров образования естественно-научного и технологического профилей «Точка роста»).


Практически каждый ребенок с интересом встречается с новым предметом – химией, предвкушая знакомство с наукой чудес. И это отношение становится основой для познания окружающего мира.

С целью формированию интереса к предметам естественнонаучного цикла, расширения кругозора учащихся на занятиях внеурочной деятельности введен модуль «Чудеса науки и природы». Он ориентирован на учащихся 2-4 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними.

Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.

Содержание программы курса «Чудеса науки природы» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.


Цель :  поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого материала основным методом обучения выбран химический эксперимент (различные его виды).

Задачи :  

-Познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение тому, как использовать на практике химическую посуду и оборудование.

-Формировать навыки безопасного обращения с веществами, используемых в быту.

-Выполнять простейшие химические опыты.

-Овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности

-Развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, доказывать, решать учебную задачу.

Форма организации: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, опыты.

Курс внеурочной деятельности предназначен для обучающихся 2-4 классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год .

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Чудеса науки и природы» реализуется педагогом с учетом рабочей программы воспитания МБОУ Чердаклинской СШ №1 на 2023-2024г

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других

видов деятельности.

Метапредметные результаты

  • Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

  • сравнивать по заданным критериям два три объекта

  • проводить классификацию по заданным критериям

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

  • устанавливать последовательность событий

  • определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию

  • из двух-трех шагов

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (выделять общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).

В результате освоения программы курса «Чудеса науки и природы» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи

  • осуществлять контроль при наличии эталона

  • планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора

  • формулировать вопросы


Предметные результаты


  • знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами;

  • знание химической посуды и простейшего химического оборудования;

  • знание свойств веществ, используемых в быту, медицине, строительстве и т.д., обращаться с данными веществами, соблюдая правила ТБ;

  • умение использовать термины «тело», «вещество», «простое вещество», «смеси», «химические элементы», «химические явления», «физические явления», «индикаторы»;

  • умения и навыки проведения простейшего химического эксперимента;

  • умения и навыки работы с простейшим химическим оборудованием;

  • умение проводить наблюдение за химическим явлением.


Содержание  курса внеурочной деятельности

2 класс

Содержание/

Тема занятия

Формы организации

Виды деятельности


«Безопасная химия» (34 часа)

Введение (4 часа)

Введение в науку химия

Тестирование учащихся, беседа.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Химия – наука о веществах.

Просмотр мультипликационного фильма, который знакомит

учащихся с понятием химия и что в него включают

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Вещества вокруг нас

Беседа о веществах, их отличиях друг от друга, свойствах веществ.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


История химии

Краткие сведения из истории развития химической науки от отдельных знаний до целенаправленного изучения веществ и процессов.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Тема №1. Химическая лаборатория (10 часов)

Правила поведения и правила техники безопасности.

Практическая работа №1. Правила ТБ при работе в кабинете химии.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Химическая лаборатория

Практическая работа №2. Знакомство с химической лабораторией.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Химическая посуда. Стеклянная химическая посуда

Стеклянная химическая посуда

Практическая работа №3. Знакомство с химической посудой.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Фарфоровая, пластмассовая, металлическая химическая посуда

Практическая работа №3. Знакомство с химической посудой. (продолжение)

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Практическая работа №4. Правила перемешивания веществ в различных видах посуды.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Химическое оборудование

Знакомство с простейшим химическим оборудованием.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Лабораторный штатив

Устройство лабораторного штатива и правила работы с ним.

Практическая работа №5. Устройство лабораторного штатива

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Нагревательные приборы и нагревание

Спиртовка. Строение спиртовки и правила работы с ней. Горение свечи.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Строение пламени

Практическая работа № 6. Горение свечи, строение пламени.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях

Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Тема №2. Химия и планета Земля (20 часов)

Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы

Краткая история открытия кислорода. Получение кислорода из перманганата калия.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Углекислый газ и его значение для живой природы и человека

Круговорот углекислого газа в природе. Загрязнение

атмосферы.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Вред табакокурения


Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Вода. Свойства воды

Практическая работа № 7.

«Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Настои, отвары

Практическая работа № 8. Приготовление настоев, отваров.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Удивительное вещество вода

Фильм.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

Способы разделения смесей.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Практическая работа № 9.

«Разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита»

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Практическая работа № 9.

«Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание»

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Практическая работа № 9.

«Методы разделения смесей: разделение смесей при помощи делительной воронки»

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Растворы насыщенные и ненасыщенные

Понятие о насыщенных и ненасыщенных растворах.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Кристаллы.

Понятие о кристаллах

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Практическая работа № 10.

«Приготовление насыщенного раствора соли. Выращивание кристаллов».

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы.

Понятие об индикаторах.

Знакомство с индикаторами.

Практическая работа № 11.

«Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты»

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Растения – индикаторы.

Практическая работа № 12.

«Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья».

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Природные ресурсы и их химическая переработка.

Что такое природные ресурсы. Экономия природных ресурсов и сохранение окружающей среды.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Представление о рудах.

Практическая работа № 13.

«Знакомство с рудами».

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Биосфера. Растительный и животный мир на земле.

Что происходит в биосфере нашей земли. Роль почвы. Какие элементы называются биогенными и почему.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Химия и окружающая среда. Химическое загрязнение окружающей среды.

Влияние деятельности человека на окружающую среду. Способы защиты окружающей среды.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Обобщающий урок

Беседа.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.




3 класс

Содержание/

Тема занятия

Формы организации

Виды деятельности


«Вездесущая химия» (34 часа)

Тема 1. Химия в быту (21 час)

Кухня

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Сахар и его свойства.

Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты».

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Сода пищевая или

двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Аптечка

Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотно закупоренной склянке.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


«Зелёнка» или раствор

бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Домашняя аптечка

Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин, нурофен или ибупрофен?

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение



Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка».

Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Старые лекарства, как с ними поступить. Чего не хватает в вашей аптечке.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Ванная комната или умывальник

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло».

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Кальцинированная сода.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Соль для ванны.

Практическая работа № 1

«Опыты с солью для ванны»

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Туалетный столик

Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли

представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего

должна опасаться мама.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Папин «бардачок»

Каких только химикатов здесь нет – и все опасные! Паяльная кислота это на самом деле кислота?

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Суперклеи и другие строительные материалы. Кто такие «токсикоманы» и на что они себя обрекают.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Садовый участок

Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде. Ядохимикаты.

Забытые ядохимикаты: что с ними делать.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Минеральные удобрения.

Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Тема 2. Химия за пределами дома (13 часов)


Хозяйственный магазин

Хозяйственный магазин

каждому необходим! Раствор аммиака. Стеклоочистители.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Краски.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Синтетические моющие средства

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Продуктовый магазин

Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Практическая работа №2

«Опыты с крахмалом. Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений».

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Знакомые незнакомцы. Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктового магазинов?

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Аптека

Аптека – рай для химика. Каждое лекарство –

химический реактив. Начинаем с перекиси водорода. Аптечный иод, чем он отличается от истинного иода.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Салициловая кислота. А еще, какие кислоты есть в аптеке.

Эта вкусная и полезная глюкоза. Химические свойства и применение глюкозы.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Спирт и спиртовые настойки.

Активированный уголь и другие старые знакомые. Кто готовит и продаёт нам лекарства.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Работа над итоговым занятием (проектом)

Выбор темы и поиск материалов

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение


Работа над отчетным выступлением

Оформление итогов

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение



Подведение итогов

Отчетное выступление

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение








4 класс

Содержание/

Тема занятия

Формы организации

Виды деятельности


«История химии» (6 часов)

Алхимический период в истории химии

Алхимия – древнейший прообраз химии.

«Философский камень» и

«эликсир молодости». Алхимисты в России

Познавательная, проблемно-ценностное общение.



Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева

Вклад великого ученого в развитие химии

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Жизнь и научная деятельность М.В. Ломоносова

Ломоносов – первый ученый энциклопедист

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Химическая революция

Основная характеристика химической революции

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Основные направления развития современной химии

Основные направления развития современной химии

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


«История химии» (28 часов)

Тема 1. Как открывались химические элементы и создавалась периодическая система (5 часов)

Элемент и простое вещество

Что такое элемент и что такое простое вещество. Что общего и в чем разница между этими понятиями. Порядковый или атомный номер.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


«Сырье» для образования элементов

Звезды – водородно-гелиевая смесь. Элементы во вселенной.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Менделеев и Мейер

Вклад ученых в создание периодического закона и периодической таблицы химических элементов.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Имена элементов

Происхождение названия химических элементов.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Тема 2. Простые вещества (7 часов)


Простые и сложные вещества

Понятие о простых и сложных веществах.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Благородные газы

История открытия. Положение в периодической таблице.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Лантаноиды и актиноиды

Понятие о лантаноидах и актиноидах. Положение в периодической таблице.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Неметаллы

Характеристика неметаллов, их отличие от металлов.

Нахождение в природе.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Водород

История открытия, свойства и значение.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Кислород

История открытия, свойства и значение.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Металлы

Основные свойства металлов. Первый металл человека.

Положение металлов в периодической таблице.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Тема 3. Приручены, но опасны (16 часов)

Кислоты и их воздействие на организм человека. Вездесущая серная кислота

Химическое воздействие серной кислоты на металлы, натуральные и синтетические ткани, белок и другие органические вещества (сахар, древесину).

Практическая работа № 1.

«Распознавание кислот».

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Соляная кислота. «Паяльная кислота»

«Паяльная кислота» и соляная кислота – это одно и тоже? Как происходит спайка металлов?

Меры первой помощи при попадании кислот на окружающие предметы, одежду, кожу.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Щёлочи и работа с ними


Щёлочи – тоже едкие вещества. Свойства щелочей.

Обнаружение щелочей и щелочесодержащих продуктов. Меры первой помощи при попадании щелочей и щелочесодержащих смесей на кожные покровы и одежду.

Практическая работа №2.

«Распознавание щелочей».

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Ядовитые соли и работа с ними

Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжёлых металлов.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.



Осаждение тяжёлых ионов с помощью химических реактивов. Первая помощь при термических ожогах

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Органические растворители.

Органические растворители.

«Несгораемый платок». Бензин, керосин.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Полимеры и материалы на их основе

Что такое высокомолекулярные соединения – ВМС?

Знакомство с натуральными и синтетическими полимерами. Крахмал. Практическая работа

№ 3. «Свойства крахмала».

Познавательная, проблемно-ценностное общение.



Знакомство с синтетическими полимерами. Капрон.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.



Волокна. Практическая работа

№ 4. «Распознавание волокон».

Познавательная, проблемно-ценностное общение.



Пластмассы

Познавательная, проблемно-ценностное общение.



Силикон, самораспадающаяся и самовозгорающаяся пластмасса.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Полимеры будущего

Почему сковорода и кастрюля –

«Тефаль»?

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Работа над итоговым занятием (проектом)

Выбор темы и поиск материалов

Познавательная, проблемно-ценностное общение.


Работа над отчетным выступлением

Оформление итогов

Познавательная, проблемно-ценностное общение.




Подведение итогов

Отчетное выступление

Познавательная, проблемно-ценностное общение.






Тематическое планирование

(2 классы)



Тема занятия

Часы

Дата по плану

Дата проведения по факту

Введение в науку химия

1

06.09.2023


Химия – наука о веществах.

1

13.09.2023


Вещества вокруг нас

1

20.09.2023


История химии

1

27.09.2023


Правила поведения и правила техники безопасности.

1

04.10.2023


Химическая лаборатория

1

18.10.2023


Химическая посуда. Стеклянная химическая посуда

1

25.10.2023


Фарфоровая, пластмассовая, металлическая химическая посуда

1

01.11.2023


1

08.11.2023


Химическое оборудование

1

15.11.2023


Лабораторный штатив

1

29.11.2023


Нагревательные приборы и нагревание

1

06.12.2023


Строение пламени

1

13.12.2023


Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях

1

20.12.2023


Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы

1

27.12.2023


Углекислый газ и его значение для живой природы и человека

1

10.01.2024


Вред табакокурения

1

17.01.2024


Вода. Свойства воды

1

24.01.2024


Настои, отвары

1

31.01.2024


Удивительное вещество вода

1

07.02.2024


Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

1

14.02.2024


1

21.02.2024


1

28.02.2024


1

06.03.2024


Растворы насыщенные и ненасыщенные

1

13.03.2024


Кристаллы.

1

20.03.2024


1

27.03.2024


Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы.

1

03.04.2024


Растения – индикаторы.

1

10.04.2024


Природные ресурсы и их химическая переработка.

1

17.04.2024


Представление о рудах.

1

24.04.2024


Биосфера. Растительный и животный мир на земле.

1

08.05.2024


Химия и окружающая среда. Химическое загрязнение окружающей среды.

1

15.05.2024


Обобщающий урок

1

22.05.2024








10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!