Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чердаклинская средняя школа №1
имени доктора Леонида Михайловича Рошаля
(МБОУ Чердаклинская СШ №1)
ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
МО классных руководителей Заместитель директора по ВР Директор
Протокол №_____ ______________М.С.Репина ___________А.А.Махмутова
от «___»__________2023г. от «___»__________2023г. Приказ№___от «___»_______2023г
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Чудеса науки и природы»
Направление-общеинтеллектуальное
Уровень начального общего образования
Срок освоения: 3 года (2-4 класс)
Составитель:
Шель Е.Н., учитель начальных классов
2023
Пояснительная записка
Рабочая программа ОДО «Чудеса науки и природы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе материала, взятого из серии книг «Простая наука для детей», с учетом внедрения новых
образовательных компетенций в рамках регионального проекта «Современная школа» (в форме центров образования естественно-научного и технологического профилей «Точка роста»).
Практически каждый ребенок с интересом встречается с новым предметом – химией, предвкушая знакомство с наукой чудес. И это отношение становится основой для познания окружающего мира.
С целью формированию интереса к предметам естественнонаучного цикла, расширения кругозора учащихся на занятиях внеурочной деятельности введен модуль «Чудеса науки и природы». Он ориентирован на учащихся 2-4 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними.
Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.
Содержание программы курса «Чудеса науки природы» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.
Цель : поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого материала основным методом обучения выбран химический эксперимент (различные его виды).
Задачи :
-Познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение тому, как использовать на практике химическую посуду и оборудование.
-Формировать навыки безопасного обращения с веществами, используемых в быту.
-Выполнять простейшие химические опыты.
-Овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности
-Развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, доказывать, решать учебную задачу.
Форма организации: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, опыты.
Курс внеурочной деятельности предназначен для обучающихся 2-4 классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год .
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Чудеса науки и природы» реализуется педагогом с учетом рабочей программы воспитания МБОУ Чердаклинской СШ №1 на 2023-2024г
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности.
Метапредметные результаты
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков
сравнивать по заданным критериям два три объекта
проводить классификацию по заданным критериям
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях
устанавливать последовательность событий
определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию
из двух-трех шагов
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделять общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).
В результате освоения программы курса «Чудеса науки и природы» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебные цели и задачи
осуществлять контроль при наличии эталона
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты
знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами;
знание химической посуды и простейшего химического оборудования;
знание свойств веществ, используемых в быту, медицине, строительстве и т.д., обращаться с данными веществами, соблюдая правила ТБ;
умение использовать термины «тело», «вещество», «простое вещество», «смеси», «химические элементы», «химические явления», «физические явления», «индикаторы»;
умения и навыки проведения простейшего химического эксперимента;
умения и навыки работы с простейшим химическим оборудованием;
умение проводить наблюдение за химическим явлением.
Содержание курса внеурочной деятельности
2 класс
№ | Содержание/ Тема занятия | Формы организации | Виды деятельности | |
«Безопасная химия» (34 часа) |
Введение (4 часа) |
| Введение в науку химия | Тестирование учащихся, беседа. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Химия – наука о веществах. | Просмотр мультипликационного фильма, который знакомит учащихся с понятием химия и что в него включают | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Вещества вокруг нас | Беседа о веществах, их отличиях друг от друга, свойствах веществ. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| История химии | Краткие сведения из истории развития химической науки от отдельных знаний до целенаправленного изучения веществ и процессов. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
Тема №1. Химическая лаборатория (10 часов) |
| Правила поведения и правила техники безопасности. | Практическая работа №1. Правила ТБ при работе в кабинете химии. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Химическая лаборатория | Практическая работа №2. Знакомство с химической лабораторией. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Химическая посуда. Стеклянная химическая посуда | Стеклянная химическая посуда Практическая работа №3. Знакомство с химической посудой. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Фарфоровая, пластмассовая, металлическая химическая посуда | Практическая работа №3. Знакомство с химической посудой. (продолжение) | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Практическая работа №4. Правила перемешивания веществ в различных видах посуды. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Химическое оборудование | Знакомство с простейшим химическим оборудованием. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Лабораторный штатив | Устройство лабораторного штатива и правила работы с ним. Практическая работа №5. Устройство лабораторного штатива | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Нагревательные приборы и нагревание | Спиртовка. Строение спиртовки и правила работы с ней. Горение свечи. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Строение пламени | Практическая работа № 6. Горение свечи, строение пламени. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях | Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
Тема №2. Химия и планета Земля (20 часов) |
| Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы | Краткая история открытия кислорода. Получение кислорода из перманганата калия. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Углекислый газ и его значение для живой природы и человека | Круговорот углекислого газа в природе. Загрязнение атмосферы. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Вред табакокурения | | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Вода. Свойства воды | Практическая работа № 7. «Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Настои, отвары | Практическая работа № 8. Приготовление настоев, отваров. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Удивительное вещество вода | Фильм. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей | Способы разделения смесей. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Практическая работа № 9. «Разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита» | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Практическая работа № 9. «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание» | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Практическая работа № 9. «Методы разделения смесей: разделение смесей при помощи делительной воронки» | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Растворы насыщенные и ненасыщенные | Понятие о насыщенных и ненасыщенных растворах. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Кристаллы. | Понятие о кристаллах | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Практическая работа № 10. «Приготовление насыщенного раствора соли. Выращивание кристаллов». | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы. | Понятие об индикаторах. Знакомство с индикаторами. Практическая работа № 11. «Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты» | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Растения – индикаторы. | Практическая работа № 12. «Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья». | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Природные ресурсы и их химическая переработка. | Что такое природные ресурсы. Экономия природных ресурсов и сохранение окружающей среды. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Представление о рудах. | Практическая работа № 13. «Знакомство с рудами». | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Биосфера. Растительный и животный мир на земле. | Что происходит в биосфере нашей земли. Роль почвы. Какие элементы называются биогенными и почему. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Химия и окружающая среда. Химическое загрязнение окружающей среды. | Влияние деятельности человека на окружающую среду. Способы защиты окружающей среды. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Обобщающий урок | Беседа. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
3 класс
№ | Содержание/ Тема занятия | Формы организации | Виды деятельности | |
«Вездесущая химия» (34 часа) |
Тема 1. Химия в быту (21 час) |
| Кухня | Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты». | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Аптечка | Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотно закупоренной склянке. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Домашняя аптечка | Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин, нурофен или ибупрофен? | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| | Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Старые лекарства, как с ними поступить. Чего не хватает в вашей аптечке. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Ванная комната или умывальник | Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло». | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Кальцинированная сода. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Соль для ванны. Практическая работа № 1 «Опыты с солью для ванны» | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Туалетный столик | Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Папин «бардачок» | Каких только химикатов здесь нет – и все опасные! Паяльная кислота это на самом деле кислота? | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Суперклеи и другие строительные материалы. Кто такие «токсикоманы» и на что они себя обрекают. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Садовый участок | Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде. Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
Тема 2. Химия за пределами дома (13 часов) | |
| Хозяйственный магазин | Хозяйственный магазин каждому необходим! Раствор аммиака. Стеклоочистители. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Краски. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Синтетические моющие средства | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Продуктовый магазин | Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Практическая работа №2 «Опыты с крахмалом. Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений». | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Знакомые незнакомцы. Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктового магазинов? | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Аптека | Аптека – рай для химика. Каждое лекарство – химический реактив. Начинаем с перекиси водорода. Аптечный иод, чем он отличается от истинного иода. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Салициловая кислота. А еще, какие кислоты есть в аптеке. Эта вкусная и полезная глюкоза. Химические свойства и применение глюкозы. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Спирт и спиртовые настойки. Активированный уголь и другие старые знакомые. Кто готовит и продаёт нам лекарства. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Работа над итоговым занятием (проектом) | Выбор темы и поиск материалов | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| Работа над отчетным выступлением | Оформление итогов | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
| |
| Подведение итогов | Отчетное выступление | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение | |
4 класс
№ | Содержание/ Тема занятия | Формы организации | Виды деятельности | |
«История химии» (6 часов) |
| Алхимический период в истории химии | Алхимия – древнейший прообраз химии. «Философский камень» и «эликсир молодости». Алхимисты в России | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| |
| Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева | Вклад великого ученого в развитие химии | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Жизнь и научная деятельность М.В. Ломоносова | Ломоносов – первый ученый энциклопедист | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Химическая революция | Основная характеристика химической революции | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Основные направления развития современной химии | Основные направления развития современной химии | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
«История химии» (28 часов) |
Тема 1. Как открывались химические элементы и создавалась периодическая система (5 часов) |
| Элемент и простое вещество | Что такое элемент и что такое простое вещество. Что общего и в чем разница между этими понятиями. Порядковый или атомный номер. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| «Сырье» для образования элементов | Звезды – водородно-гелиевая смесь. Элементы во вселенной. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Менделеев и Мейер | Вклад ученых в создание периодического закона и периодической таблицы химических элементов. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Имена элементов | Происхождение названия химических элементов. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
Тема 2. Простые вещества (7 часов) | |
| Простые и сложные вещества | Понятие о простых и сложных веществах. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Благородные газы | История открытия. Положение в периодической таблице. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Лантаноиды и актиноиды | Понятие о лантаноидах и актиноидах. Положение в периодической таблице. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Неметаллы | Характеристика неметаллов, их отличие от металлов. Нахождение в природе. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Водород | История открытия, свойства и значение. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Кислород | История открытия, свойства и значение. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Металлы | Основные свойства металлов. Первый металл человека. Положение металлов в периодической таблице. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
Тема 3. Приручены, но опасны (16 часов) |
| Кислоты и их воздействие на организм человека. Вездесущая серная кислота | Химическое воздействие серной кислоты на металлы, натуральные и синтетические ткани, белок и другие органические вещества (сахар, древесину). Практическая работа № 1. «Распознавание кислот». | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Соляная кислота. «Паяльная кислота» | «Паяльная кислота» и соляная кислота – это одно и тоже? Как происходит спайка металлов? Меры первой помощи при попадании кислот на окружающие предметы, одежду, кожу. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Щёлочи и работа с ними | Щёлочи – тоже едкие вещества. Свойства щелочей. Обнаружение щелочей и щелочесодержащих продуктов. Меры первой помощи при попадании щелочей и щелочесодержащих смесей на кожные покровы и одежду. Практическая работа №2. «Распознавание щелочей». | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Ядовитые соли и работа с ними | Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжёлых металлов. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| | Осаждение тяжёлых ионов с помощью химических реактивов. Первая помощь при термических ожогах | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Органические растворители. | Органические растворители. «Несгораемый платок». Бензин, керосин. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Полимеры и материалы на их основе | Что такое высокомолекулярные соединения – ВМС? Знакомство с натуральными и синтетическими полимерами. Крахмал. Практическая работа № 3. «Свойства крахмала». | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| | Знакомство с синтетическими полимерами. Капрон. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| | Волокна. Практическая работа № 4. «Распознавание волокон». | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| | Пластмассы | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| | Силикон, самораспадающаяся и самовозгорающаяся пластмасса. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Полимеры будущего | Почему сковорода и кастрюля – «Тефаль»? | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Работа над итоговым занятием (проектом) | Выбор темы и поиск материалов | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Работа над отчетным выступлением | Оформление итогов | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| |
| Подведение итогов | Отчетное выступление | Познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
Тематическое планирование
(2 классы)
№ | Тема занятия | Часы | Дата по плану | Дата проведения по факту |
| Введение в науку химия | 1 | 06.09.2023 | |
| Химия – наука о веществах. | 1 | 13.09.2023 | |
| Вещества вокруг нас | 1 | 20.09.2023 | |
| История химии | 1 | 27.09.2023 | |
| Правила поведения и правила техники безопасности. | 1 | 04.10.2023 | |
| Химическая лаборатория | 1 | 18.10.2023 | |
| Химическая посуда. Стеклянная химическая посуда | 1 | 25.10.2023 | |
| Фарфоровая, пластмассовая, металлическая химическая посуда | 1 | 01.11.2023 | |
| 1 | 08.11.2023 | |
| Химическое оборудование | 1 | 15.11.2023 | |
| Лабораторный штатив | 1 | 29.11.2023 | |
| Нагревательные приборы и нагревание | 1 | 06.12.2023 | |
| Строение пламени | 1 | 13.12.2023 | |
| Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях | 1 | 20.12.2023 | |
| Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы | 1 | 27.12.2023 | |
| Углекислый газ и его значение для живой природы и человека | 1 | 10.01.2024 | |
| Вред табакокурения | 1 | 17.01.2024 | |
| Вода. Свойства воды | 1 | 24.01.2024 | |
| Настои, отвары | 1 | 31.01.2024 | |
| Удивительное вещество вода | 1 | 07.02.2024 | |
| Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей | 1 | 14.02.2024 | |
| 1 | 21.02.2024 | |
| 1 | 28.02.2024 | |
| 1 | 06.03.2024 | |
| Растворы насыщенные и ненасыщенные | 1 | 13.03.2024 | |
| Кристаллы. | 1 | 20.03.2024 | |
| 1 | 27.03.2024 | |
| Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы. | 1 | 03.04.2024 | |
| Растения – индикаторы. | 1 | 10.04.2024 | |
| Природные ресурсы и их химическая переработка. | 1 | 17.04.2024 | |
| Представление о рудах. | 1 | 24.04.2024 | |
| Биосфера. Растительный и животный мир на земле. | 1 | 08.05.2024 | |
| Химия и окружающая среда. Химическое загрязнение окружающей среды. | 1 | 15.05.2024 | |
| Обобщающий урок | 1 | 22.05.2024 | |
10