Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 8 с углубленным изучением иностранных языков»
города Смоленска
СОГЛАСОВАНО Заведующий кафедрой Математики, физики и информатики ________ Чердакова М.Н. Протокол № 6 от 31 августа 2022г | РАССМОТРЕНО Заместитель директора ________ Никитина М.Д. 31 августа 2022г | УТВЕРЖДЕНО Директор школы _______/Хомякова Т.Н. 31 августа 2022г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Основы математической грамотности»
7 классы
Составитель:
Машнева С.И.
(высшая квалификационная категория)
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность).
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
Уровень анализа и синтеза; формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации.
Личностные Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
Характеристика образовательного процесса Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного часа в неделю (34 часа в год)
Обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, целесообразно проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы математической грамотности»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. | 1 | Обсуждение, практикум. |
2. | Тождественные преобразования дробно- рациональных выражений | 1 | Обсуждение, практикум. |
3. | Тождественные преобразования степенных выражений | 1 | Обсуждение, практикум. |
4. | Тождественные преобразования выражений | 1 | Обсуждение, практикум. |
5. | Тождественные преобразования выражений | 1 | Обсуждение, практикум. |
6. | Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. | 1 | Исследовательская работа, урок- практикум. |
7. | Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. | 1 | Исследовательская работа, урок- практикум. |
8. | Задачи практико-ориентированного содержания: на движение. | 1 | Обсуждение, урок- практикум. |
9. | Задачи на движение. | 1 | Обсуждение, урок- практикум. |
10. | Задачи на совместную работу. | 1 | Обсуждение, урок- практикум. |
11. | Задачи на совместную работу. | 1 | Обсуждение, урок- практикум. |
12. | Задачи на проценты. | 1 | Обсуждение, урок- практикум. |
13. | Задачи на проценты. | 1 | Обсуждение, урок- практикум. |
14. | Задачи на смеси и сплавы. | 1 | Обсуждение, урок- практикум. |
15. | Задачи на смеси и сплавы. | 1 | Обсуждение, урок- практикум. |
16. | Задачи на анализ практической ситуации. | 1 | Обсуждение, урок- практикум. |
17. | Геометрические задачи на построения. | 1 | Обсуждение, урок-практикум, урок- исследование. |
18. | Геометрические задачи на изучение свойств фигур. | 1 | Обсуждение, урок-практикум, урок- исследование. |
19. | Геометрические задачи на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни. | 1 | Обсуждение, урок-практикум, урок- исследование. |
20. | Геометрические задачи на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни. | 1 | Обсуждение, урок-практикум, урок- исследование. |
21. | Геометрические задачи практического содержания. | 1 | Обсуждение, урок-практикум, урок- исследование. |
22. | Геометрические задачи практического содержания. | 1 | Обсуждение, урок-практикум, урок- исследование. |
23. | Использование свойств параллельности при решении задач | 1 | Обсуждение, урок-практикум, урок- исследование. |
24. | Решение геометрических задач | 1 | Обсуждение, урок-практикум, урок- исследование. |
25. | Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. | 1 | Урок-игра, урок- исследование. |
26. | Простейшие вероятностные задачи. | 1 | Урок-игра, урок- исследование. |
27. | Решение задач на вероятность событий. | 1 | Урок-игра, урок- исследование. |
28. | Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. | 1 | Урок-исследование. |
29. | Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые или линейные диаграммы, гистограммы. | 1 | Обсуждение, урок- практикум, проект, игра. |
30. | Решение геометрических задач исследовательского характера. | 1 | Проект, исследовательская работа. |
31. | Задачи на доказательства. | 1 | Проект, исследовательская работа. |
32. | Решение геометрических задач. | 1 | Проект, исследовательская работа. |
33. | Решение геометрических задач исследовательского характера. | 1 | Проект, исследовательская работа. |
34. | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. |
Итого | 34 | |