Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ «СОШ № 7» от «_____»________2023 г. № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ, НАБЛЮДАЕМ»
для 3 класса
Составитель:
У.В. Копытова
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
г. Мариинск, 2023
1. Содержание курса внеурочной деятельности
Модуль «Основы читательской грамотности» (8 ч)
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (13 ч)
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве?
Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности» (13 ч)
«Удивительный мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.
«Мир занимательных задач».
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
2.1.1.Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине—России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
2.1.2.Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
2.1.3.Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
2.1.4.Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
2.1.5.Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
2.1.6.Экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
2.1.7.Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
2.2.Метапредметные результаты
2.2.1.Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть—целое, причина—следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2.2.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
2.2.3.Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Виды и формы воспитательной деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
«Основы читательской грамотности» |
1 | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. | 1 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ https://uchi.ru/lp/funcgram https://fipi.ru/otkrytyy-bank-otsenochnykh-sredstv-po-russkomu-yazyku https://fioco.ru/примеры-задач-pisa |
2 | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. | 1 |
3 | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста ? | 1 |
4 | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его части? | 1 |
5 | Текст описание. | 1 |
6 | Текст повествование. | 1 |
7 | Текст рассуждение. | 1 |
8 | Работа со сплошным текстом. Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь». | 1 |
«Основы естественнонаучной грамотности» |
9 | Изучение природы. Науки о природе. | 1 | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | Российская электронная школа https://fg.resh.edu.ru/ http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ https://uchi.ru/lp/funcgram https://fioco.ru/примеры-задач-pisa |
10 | Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. | 1 |
11 | Неблагоприятные и необычные явления природы. | 1 |
12 | Кто и как живет рядом с нами. | 1 |
13 | Нужны ли комнатные растения в доме. | 1 |
14 | Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. | 1 |
15 | Кто и как живет рядом с нами. | 1 |
16 | Почему надо беречь и охранять растения. | 1 |
17 | Грибы - удивительное царство. | 1 |
18 | Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. | 1 |
19 | Многообразие животных родного края. | 1 |
20 | Выясняем, что такое экология. | 1 |
21 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
«Основы математической грамотности» |
22 | Удивительный мир чисел и цифр. История развития математики. | | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | Российская электронная школа https://fg.resh.edu.ru/ https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti https://uchi.ru/lp/funcgram https://fioco.ru/примеры-задач-pisa |
23 | Интересные приёмы устных вычислений. | |
24 | Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры и циферблат. | |
25 | Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Календарь дат. | |
26 | Ребус. Правила разгадывания ребусов. Решение математических ребусов. | |
27 | Мир занимательных задач. Решение олимпиадных задач. | |
28 | Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. | |
29 | Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи. | |
30 | Работа с таблицами, диаграммами, поиск информации для решения задач. | |
31 | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. | |
32 | Решение задач на нахождение площади, периметра | |
33 | Задачи – расчёты. | |
34 | Что узнали. Чему научились. Оценка достижений. | |
Приложение № ____
к рабочей программе по внеурочной деятельности
«Читаем, считаем, наблюдаем» для 3 класса,
утверждённой приказом МБОУ «СОШ № 7»
от «___» _________ 202__г. № ______
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для 3 «_____» класса на 2023-2024 учебный год
утвержденное приказом МБОУ «СОШ № 7» от «__» __________ № _______
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения |
| «Основы читательской грамотности» | 8 | |
1 | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. | 1 | |
2 | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. | 1 | |
3 | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста? | 1 | |
4 | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его части? | 1 | |
5 | Текст описание. | 1 | |
6 | Текст повествование. | 1 | |
7 | Текст рассуждение. | 1 | |
8 | Работа со сплошным текстом. Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь». | 1 | |
| «Основы естественнонаучной грамотности» | 13 | |
9 | Изучение природы. Науки о природе. | 1 | |
10 | Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. | 1 | |
11 | Неблагоприятные и необычные явления природы. | 1 | |
12 | Кто и как живет рядом с нами. | 1 | |
13 | Нужны ли комнатные растения в доме. | 1 | |
14 | Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. | 1 | |
15 | Кто и как живет рядом с нами. | 1 | |
16 | Почему надо беречь и охранять растения. | 1 | |
17 | Грибы - удивительное царство. | 1 | |
18 | Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. | 1 | |
19 | Многообразие животных родного края. | 1 | |
20 | Выясняем, что такое экология. | 1 | |
21 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
| «Основы математической грамотности» | 13 | |
22 | Удивительный мир чисел и цифр. История развития математики. | 1 | |
23 | Интересные приёмы устных вычислений. | 1 | |
24 | Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры и циферблат. | 1 | |
25 | Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Календарь дат. | 1 | |
26 | Ребус. Правила разгадывания ребусов. Решение математических ребусов. | 1 | |
27 | Мир занимательных задач. Решение олимпиадных задач. | 1 | |
28 | Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. | 1 | |
29 | Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи. | 1 | |
30 | Работа с таблицами, диаграммами, поиск информации для решения задач. | 1 | |
31 | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. | 1 | |
32 | Решение задач на нахождение площади, периметра | 1 | |
33 | Задачи – расчёты. | 1 | |
34 | Что узнали. Чему научились. Оценка достижений. | 1 | |