СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читаем, считаем, наблюдаем" для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читаем, считаем, наблюдаем" для 3 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»



УТВЕРЖДЕНА

приказом МБОУ «СОШ № 7»

от «_____»________2023 г. № _____











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ, НАБЛЮДАЕМ»

для 3 класса




Составитель:

У.В. Копытова

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория
















г. Мариинск, 2023

1. Содержание курса внеурочной деятельности


Модуль «Основы читательской грамотности» (8 ч)

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (13 ч)

Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в при­роде, описание живых объектов.

Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.

Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве?

Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье.

Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.

Модуль «Основы математической грамотности» (13 ч)

«Удивительный мир чисел».

История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).

Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.

«Мир занимательных задач».

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».

Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений.

Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.


2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

2.1.1.Гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине—России;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

  • уважение к своему и другим народам;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

2.1.2.Духовно-нравственного воспитания:

  • признание индивидуальности каждого человека;

  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

2.1.3.Эстетического воспитания:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

  • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

2.1.4.Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

2.1.5.Трудового воспитания:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

2.1.6.Экологического воспитания:

  • бережное отношение к природе;

  • неприятие действий, приносящих ей вред.

2.1.7.Ценности научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира;

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

2.2.Метапредметные результаты

2.2.1.Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

  • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

  • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

2) базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть—целое, причина—следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

3) работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

2.2.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументировано высказывать свое мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

  • готовить небольшие публичные выступления;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

2) совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

2.2.3.Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.


3. Тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Виды и формы воспитательной деятельности

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

«Основы читательской грамотности»

1

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

1

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti


http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/


https://uchi.ru/lp/funcgram


https://fipi.ru/otkrytyy-bank-otsenochnykh-sredstv-po-russkomu-yazyku


https://fioco.ru/примеры-задач-pisa


2

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

1

3

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста ?

1

4

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его части?

1

5

Текст описание.

1

6

Текст повествование.

1

7

Текст рассуждение.

1

8

Работа со сплошным текстом. Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь».

1

«Основы естественнонаучной грамотности»

9

Изучение природы. Науки о природе.

1

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Российская электронная школа https://fg.resh.edu.ru/


http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/


https://uchi.ru/lp/funcgram


https://fioco.ru/примеры-задач-pisa


10

Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле.

1

11

Неблагоприятные и необычные явления природы.

1

12

Кто и как живет рядом с нами.

1

13

Нужны ли комнатные растения в доме.

1

14

Чужестранные пришельцы на подо­коннике - что мы о них знаем.

1

15

Кто и как живет рядом с нами.

1

16

Почему надо беречь и охранять растения.

1

17

Грибы - удивительное царство.

1

18

Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.

1

19

Многообра­зие животных родного края.

1

20

Выясняем, что такое экология.

1

21

Что узнали. Чему научились.

1

«Основы математической грамотности»

22

Удивительный мир чисел и цифр. История развития математики.


Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Российская электронная школа https://fg.resh.edu.ru/


https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti


https://uchi.ru/lp/funcgram


https://fioco.ru/примеры-задач-pisa


23

Интересные приёмы устных вычислений.


24

Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры и циферблат.


25

Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Календарь дат.


26

Ребус. Правила разгадывания ребусов. Решение математических ребусов.


27

Мир занимательных задач. Решение олимпиадных задач.


28

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач.


29

Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи.


30

Работа с таблицами, диаграммами, поиск информации для решения задач.


31

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.


32

Решение задач на нахождение площади, периметра


33

Задачи – расчёты.


34

Что узнали. Чему научились. Оценка достижений.



































Приложение № ____

к рабочей программе по внеурочной деятельности

«Читаем, считаем, наблюдаем» для 3 класса,

утверждённой приказом МБОУ «СОШ № 7»

от «___» _________ 202__г. № ______

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

для 3 «_____» класса на 2023-2024 учебный год

утвержденное приказом МБОУ «СОШ № 7» от «__» __________ № _______


п/п

Тема

Количество

часов

Дата проведения


«Основы читательской грамотности»

8


1

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

1


2

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

1


3

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста?

1


4

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его части?

1


5

Текст описание.

1


6

Текст повествование.

1


7

Текст рассуждение.

1


8

Работа со сплошным текстом. Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь».

1



«Основы естественнонаучной грамотности»

13


9

Изучение природы. Науки о природе.

1


10

Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле.

1


11

Неблагоприятные и необычные явления природы.

1


12

Кто и как живет рядом с нами.

1


13

Нужны ли комнатные растения в доме.

1


14

Чужестранные пришельцы на подо­коннике - что мы о них знаем.

1


15

Кто и как живет рядом с нами.

1


16

Почему надо беречь и охранять растения.

1


17

Грибы - удивительное царство.

1


18

Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.

1


19

Многообра­зие животных родного края.

1


20

Выясняем, что такое экология.

1


21

Что узнали. Чему научились.

1



«Основы математической грамотности»

13


22

Удивительный мир чисел и цифр. История развития математики.

1


23

Интересные приёмы устных вычислений.

1


24

Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры и циферблат.

1


25

Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Календарь дат.

1


26

Ребус. Правила разгадывания ребусов. Решение математических ребусов.

1


27

Мир занимательных задач. Решение олимпиадных задач.

1


28

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач.

1


29

Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи.

1


30

Работа с таблицами, диаграммами, поиск информации для решения задач.

1


31

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.

1


32

Решение задач на нахождение площади, периметра

1


33

Задачи – расчёты.

1


34

Что узнали. Чему научились. Оценка достижений.

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!