СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотей" для учащихся 1 - 4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотей" для учащихся 1 - 4 классов»




















































Содержание курса внеурочной деятельности


1 класс


Раздел 1. Фонетика, орфоэпия и графика.

Теория: Уточнение представлений детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонемеатический слух». В чем заключается различие между буквами и звуками. Отличие гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв. Роль ударения в слове. Понятие «омограф». Способы вычленения твердых согласных звуков от мягких. Парные и непарные звонкие и глухие согласные. Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима». Обобщение знаний об алфавите. Понятие «рифма».

Практика. Игротека: повторение, игры со звуками и буквами, разгадывание метаграмм.

Раздел 2. Лексика. Теория. Зачем людям нужна речь? Различие устной и письменной речи. Слово – это название предметов, явлений, действий и т.д. Знакомство с ребусом, определение ударного слога в слове. Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества.

Практика. Игротека: формулировка смыслового значения слова, разгадывание метаграмм, поиск омографов в предложениях, выделение свойств и признаков загаданного предмета, разгадывание русских народных загадок, упражнения в произнесении скороговорок.


2 класс

Раздел 1. Лексика. Теория. Повторение материала, изученного в 1 классе. Понятие «лексика», «лексическое значение слова», слова, имеющие одно и несколько лексических значений. Синонимы, подбор синонимов, исключение лишнего слова из ряда синонимов. Антонимы, подбор антонимов, вычленение антонимов из текста. Пословица – кладовая народной мудрости. Скрытый смысл пословицы. Подбор пословицы, выражающей главную мысль текста. Создание синонимичных и антонимичных пар. Фразеологизмы – сочетания слов, имеющие целостное значение. Фразеологизм и его значение. Употребеление фразеологизмов в речи.

Практика: повторение: звукобуквенный разбор слова: однозначные и многозначные слова, тематические группы слов. Вычленение антонимов, синонимов из текста, выявление скрытого смысла пословиц, игры с пословицами, словарными словами, разгадывание анаграмм, метаграмм.

Раздел 2. Морфология. Теория. Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Глагол как часть речи. Упражнение в изменении глаголов по временам (без терминологии). Имя прилагательное как часть речи. Различение имен прилагательных по вкусу, размеру форме, цвету. Имена прилагательные – синонимы и прилагательные – антонимы. Имена существительные, имена прилагательные, глаголы для опрееделения качеств характера человека

Практика. Повторение: различение частей речи: одушевленные и неодушевленные предметы, подбор синонимов. упражнения в различении частей речи

Раздел 3. Текст. Теория. Упражнение в определении темы и основной мысли текста. Составление рассказа по картинкам. Роль заголовков. Заголовок отражает тему или главную мысль. Особенности заголовков

Практика. Повторение: текст, тема, основная мысль, заголовок текста; фразеологизмы и их значение; игры с пословицами, фразеологизмами, разгадывание русских народных загадок, игры со словарными словами,



3 класс

Раздел 1. Лексика. Теория. Русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы. Систематизация вежливых слов. Чем отличается поговорка от пословицы. Значение и происхождение фразеологизмов. Понятия: архаизмы, неологизмы. Энциклопедическая статья. Понятия «такт», «сальто-мортале», происхождение названия автомобиля «Мерседес» и кондитерского изделия «ромовая баба».

Практика. Упражнения в умении отличать пословицу от поговорки. Выявление скрытого смысла пословиц и поговорок. Народные загадки, пословицы, фразеологизмы, игры со словарными словами. Упражнения в распознавании архаизмов и неологизмов, чтение энциклопедических статей, решение головоломок из конкурсных заданий «Русский медвежонок».

Раздел 2. Морфология. Теория. Служебные части речи. Частица «НЕ», написание частицы «НЕ» с глаголами. Когда «НЕ» пишется слитно с глаголами

Практика. Упражнения в различении частей речи, упражнения в умении выделять скрыты смысл пословиц, находить в предложении личные местоимения в косвенных падежах, различать части речи.. Упражнения в написании «НЕ» с глаголами. Упражнения правописании существительных мужского и женского рода с шипящим на конце, определении падежа имен существительных

Раздел 3. Состав слова. Теория. Чем отличается форма слова от другого однокоренного слова. Родственные слова. Различение формы слова от другого однокоренного слова. Родственные слова. . Значения суффиксов и приставок.

Практика. Упражнения в выделении основы, частей слова. Упражнения в выделении корня слова, упражнения в подборе слов к схемам. Разбор слова по составу. Составление слова из данных частей.

Раздел 4. Орфография, орфоэпия. Теория. Отличия между приставкой и предлогом. Роль ударения. Соединительные гласные О и Е.

Практика. Упражнения в правописании слов с непроизносимыми согласными. Упражнения в правописании приставок и предлогов. Упражнения в правильной постановке ударения. Упражнения в правописании слов, образованных путем сложения двух основ.

4 класс

Раздел 1. Лексика. Теория. Роль русского языка в жизни общества, его красота и богатство; смысл понятий «крылатые слова», «афоризмы», признаки афоризмов. История возникновения древнерусских и современных имен и фамилий. Логогрифы – словесные загадки. Варианты игры в логогрифы. Омонимы – слова, схожие по звучанию, но различные по лексическому значению. Разновидности омонимов (омографы, омофоны, омоформы). Фразеологизмы – синонимы, фразеологизмы – антонимы. Вычленение фразеологизмов из текста. Замена словосочетаний фразеологизмами. История происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак», «язык до Киева доведет», «после дождичка в четверг», «закидывать удочку». Смысл понятия «паронимы». Различение паронимов по лексическому значению. Отличие поговорки от пословицы. Что такое «палиндромы»

Практика. Решение занимательных заданий; упражнения в исправлении речевых ошибок, игры со словарными словами, поиск в тексте фразеологизмов, определение их значений, подбор рифм, игры со словами «Спунеризмы», «Буриме».

Раздел 2. Синтаксис и пунктуация. Теория. Выделение однородных членов в предложении. Постановка знаков препинания

Практика. Решение занимательных заданий.








Результаты освоения кружка внеурочной деятельности «Грамотей»

для учащихся 1 – 4 классов


Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся получит возможность для формирования

1 класс


-положительного отношения к занятиям кружка «Грамотей»;

- интереса к речевой и языковой деятельности;

- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности

2 класс

- проявлять интерес к изучению русского языка;

- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности;

-развитие способности к самооценке на основе критерия успешности внеурочной деятельности.

3 класс

- проявлять интерес к изучению русского языка;

- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками

- уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;

- понимать необходимость быть носителем правильной речи.

4 класс

- осознавать роль речи в обществе;

- уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;

- понимать необходимость быть носителем правильной речи;

- проявлять интерес к изучению русского языка;

- осуществлять самооценку своей деятельности.

-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка


Метапредметные результаты


Регулятивные

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность для формирования

1 класс


- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу занятия с помощью учителя;

-высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи.

2 класс

-принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу занятия с помощью учителя;

-высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи.

-овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи;

- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицам

3 класс

- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи;

- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицам

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям;

- контролировать процесс и результат деятельности.

4 класс

- определять и формулировать цель деятельности на занятии кружка;

- учиться работать по предложенному плану;

-использовать рефлексию для подведения итога деятельности.



Познавательные

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность для формирования

1 класс


- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- делать выводы в результате совместной деятельности;

- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

2 класс

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- делать выводы в результате совместной деятельности;

- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

-овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала

3 класс

- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач;

- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- строить цепочку логических рассуждений;

- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание

4 класс

- находить и выделять необходимую информацию;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, достраивать недостающие элементы в ряду;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить цепочку логических рассуждений;

- приводить доказательства;

- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

-



Коммуникативные

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность для формирования

1 класс


- слушать собеседника и понимать речь других;

- принимать участие в диалоге;

- принимать участие в работе парами и группами.

2 класс

-слушать собеседника и понимать речь других;

- принимать участие в диалоге;

- принимать участие в работе парами и группами.

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

- выражать свои мысли, соблюдая нормы литературного языка.

3 класс

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

- выражать свои мысли, соблюдая нормы литературного языка.

- планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (определять цель, функции участников, способы взаимодействия;


4 класс

- планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (определять цель, функции участников, способы взаимодействия;

- владеть монологическими и диалогическими формами общения, слушать и слышать других;


- пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- уметь задавать четко сформулированные вопросы.


Предметные результаты


Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

1 класс

- различать устную и письменную речь;

- понимать различие между буквами и звуками;

- различать гласные и согласные буквы, правильно их произносить;

- отличать твердые согласные от мягких;

-понимать роль ударения в слове.

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слов;

-произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка;

2 класс

-различать однозначные и многозначные слова;

-иметь представление о синонимах, антонимах, фразеологизмах;

- различать слова разных частей речи; находить грамматические признаки частей речи;

- подбирать заголовок к тексту.

- уметь объяснять скрытый смысл пословиц;

- определять тему, главную мысль текста.

3 класс

- пользоваться толковым словарем для определения значения фразеологизмов;

- употреблять в речи вежливые слова;

- правильно писать сложные слова, слова с непроизносимыми согласными;

- выполнять разбор слов по составу;

- различать слова разных частей речи;

- определять падежи имен существительных;

- правильно писать частицу «НЕ» с глаголами;

- правильно употреблять мягкий знак на конце существительных женского и мужского рода.

- уместно использовать в речи пословицы, поговорки, объяснять их скрытый смысл.

4 класс

- углубить знания об основных орфографических правилах русского языка;

- распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;

- отличать признаки основных языковых единиц;

- знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;


- различать понятия: многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы, паронимы, палиндромы, приводить их примеры, иметь представления о разнообразии речевых ошибок и способах их устранения;

- знать виды словесных игр и головоломок;

- приобрести опыт игры с шарадами, анаграммами, метаграммами, логогрифами и тд.

Тематическое планирование занятий

Кружка «Грамотей»


1 класс

раздела

Тема раздела

Кол-во часов

Характеристика деятельности и учащихся

Раздел 1.

Фонетика, орфоэпия и графика.

11

Выполняют задания в паре, группе, индвидуально. Формулируют ответы на вопросы, выполняют практические задания в рабочей тетради;. Выполняют подсчет количества звуков, букв в слове, называют шипящие звуки, «собирают» из звуков слова, подбирают созвучные рифмы, выполняют практические упражнения в постановке ударения

Раздел 2.

Лексика.

6

Выполняют задания в паре, группе, индивидуально. Приводят примеры устной и письменной речи, выслушивают рассказы одноклассников с примерами устной и письменной речи, отгадывают ребусы, загадки, упражняются в произнесении скороговорок, отгадывают по описанию слова


Итого

17



2 класс

раздела

Тема раздела

Кол-во часов

Характеристика деятельности и учащихся

Раздел 1.

Лексика

21

Повторение материала, изученного в 1 классе. Понятие «лексика», «лексическое значение слова», слова, имеющие одно и несколько лексических значений. Синонимы, подбор синонимов, исключение лишнего слова из ряда синонимов. Антонимы, подбор антонимов, вычленение антонимов из текста. Пословица – кладовая народной мудрости. Скрытый смысл пословицы. Подбор пословицы, выражающей главную мысль текста. Создание синонимичных и антонимичных пар. Фразеологизмы – сочетания слов, имеющие целостное значение. Фразеологизм и его значение. Употребление фразеологизмов в речи.

Раздел 2.

Морфология

9

Соотносить слова – названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи, определять части речи, различать собственные и нарицательные имена существительные, упражняться в изменении глаголов по временам (без терминологии), различать имена прилагательные по вкусу, размеру, форме; подбирать имена прилагательные синонимы и антонимы; подбирать глаголы для определения качеств характера человека.

Раздел 3.

Текст

4

Работать с текстом, определять тип текста, тему и главную мысль, составлять рассказ по картинкам, оценивать свои достижения; работать в паре, группе, индивидуально;


Итого

34



3 класс

раздела

Тема раздела

Кол-во часов

Характеристика деятельности и учащихся

Раздел 1.

Лексика

14

Находить в тексте фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизмы от неустойчивого словосочетания; работать со словарем фразеологизмов, находить в нем нужную информацию.

Раздел 2.

Морфология

9

Различать изученные части речи. Классифицировать части слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Оценивать результаты выполненного задания.

Раздел 3

Состав слова

5

Различают однокоренные слова и формы одного и того же слова; объясняют алгоритм разбора слова по составу, анализируют заданную схему слова, моделируют слова;

Раздел 4.

Орфография, орфоэпия

6

Устанавливают в словах изученные орфограммы, обосновывают их написание, используют алгоритм применения орфографического правила при обосновании написании слова; анализируют разные способы проверки слова.


Итого

34



4 класс

раздела

Тема раздела

Кол-во часов

Характеристика деятельности и учащихся

Раздел 1.

Лексика

31

Работают в парах, группах, индивидуально. Выполняют графические диктанты, подбирают нужные синонимы, омонимы, антонимы, исключают «лишнее» из списка слов, разгадывают метаграммы, расшифровывают фразы, словосочетания, работают с понятиями и определениями, объясняют значения слов, выражений; отвечают на вопросы, наблюдают за словами, оценивают результаты своей работы, соблюдают нормы речевого общения, распределяют слова на группы, исправляют ошибки, контролируют свои действия при решении познавательной задачи;

Анализируют высказывания о русском языке, объясняют принцип построения энциклопедической статьи; контролируют уместность употребления синонимов, антонимов, фразеологизмов, омонимов.

Раздел 2.

Синтаксис и пунктуация

3

Различают предложения с однородными членами предложения, наблюдают за союзами, соединяющими однородные члены предложения, ставят запятые; оценивают результаты выполнения задания, выполняют занимательные задания, упражнения;



Итого

34





Календарно – тематическое планирование занятий кружка «Грамотей»

1 класс

Тема.

Дата

план

коррекция

Речь устная и письменная



Что такое слово?



В мире звуков



Игротека.



Звуки и буквы – не одно и то же.



Что такое метаграммы?



Жили – были гласные и согласные.



Игротека.



Волшебник Ударение.



Такие разные согласные.



Такие разные, разные согласные.



Игротека.



Русские народные загадки.



Зачем шипят шипящие?



Познакомьтесь: алфавит!



Игротека.



Квест – игра.
































Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Грамотей»


2 класс

34 ч

Тема.

Дата

план

коррекция

Что мы знаем о звуках и буквах.



Что такое лексика?



Однозначные и многозначные слова



Игротека.



Слова – братья.



Слова – наоборот.



Пословица недаром молвится.



Игротека.



И снова пословицы, пословицы, пословицы.



Играем со словарными словами.



Анаграммы



Игротека.



Секреты некоторых слов.



Шарады, анаграммы и метаграммы.



Еще раз о синонимах и антонимах



Игротека.



Слова, обозначающие предметы.



Слова, обозначающие действия предметов.



Слова, обозначающие признаки предметов.



Игротека.



Текст. Тема. Главная мысль.



Заголовок – всему голова.



Работаем с фразеологизмами.



Игротека.



И снова пословицы.



Еще раз о фразеологизмах.



Русские народные загадки.



Игротека.



И вновь словарные слова.



Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы



Какие слова русского языка помогают называть качества характера.



Игротека.



Повторяем…



Квест - игра.










Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Грамотей»

3 класс

34 ч

Тема.

Дата

план

коррекция

Да здравствует русский язык!



Вежливые слова.



Поговорки и пословицы.



Игротека.



Запоминаем словарные слова.



Растения во фразеологизмах.



Животные во фразеологизмах.



Игротека.



Я не поэт, я только учусь.



Как Морфология порядок навела.



Игры с пословицами.



Игротека.



И снова животные во фразеологизмах.



Кое-что о местоимении.



Познакомимся поближе с наречием и числительным



Игротека.



Состав слова. Основа слова. Формы слова.



Про корень и окончание.



Про суффикс и приставку.



Игротека.



Непроизносимые согласные.



Учимся различать приставку и предлог.



Учимся писать НЕ с глаголами.



Игротека.



Имена существительные с шипящим звуком на конце.



Его величество ударение.



Поговорим о падежах.



Игротека.



Сложные слова.



От архаизмов до неологизмов.



По страницам энциклопедий.



Игротека.



Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»



Квест – игра.














Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Грамотей»

4 класс

34 ч

Тема.

Дата

план

коррекция

И снова о русском языке…



Крылатые слова и афоризмы



Копилка занимательных заданий.



Игротека.



Об именах.



О русских фамилиях.



В поисках сбежавших головоломок.



Игротека.



Мы играем в логогрифы.



Учимся распознавать речевые ошибки



Коллекция заморочек.



Игротека.



Ох уж эти фразеологизмы!..



Работаем над рифмами.



Словесные забавы.



Игротека.



Продолжаем работу над фразеологизмами.



Русские пословицы и поговорки.



Ассорти для любителей русского языка.



Игротека.



И снова о фразеологизмах.



Однородные члены предложения.



Ошибочка вышла!



Игротека



Про омонимы и их разновидности



Еще немного фразеологизмов



В стране Перевертундии. Решение занимательных заданий.



Игротека



Что такое «паронимы»



Запоминаем словарные слова.



31 июня. Решение занимательных заданий.



Игротека.



Повторяем...



Квест – игра.






34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!