СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мягкая игрушка"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мягкая игрушка"»









  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Второй год обучения


Личностные УУД

  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, между деятельностью и её результатом;

  • оценивать усваиваемое содержание учебного материала исходя из личностных ценностей;

  • уметь описывать свои чувства и ощущения от созерцания произведений народно-прикладного искусства, уважительно относиться к результатам труда других людей.

Познавательные УУД

  • устанавливать правильную последовательность работы над игрушкой;

  • развитие умения работать с разнообразными тканями, исходя из их физических свойств;

  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания-незнания), находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

  • проводить анализ учебного материала, сравнения, уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Регулятивные УУД

  • принимать и выполнять учебное задание в соответствии с планом;

  • контролировать и корректировать свою работу;

  • распределять обязанности в процессе совместной проектной деятельности;

  • оценивать результат выполненного задания;

  • учиться совместно с другими давать эмоциональную оценку деятельности;

  • осуществлять самоконтроль, совместно с педагогом и товарищами давать оценку своей деятельности;

  • работать по предложенному плану, инструкции; высказывать своё предположение на основе учебного материала.

Коммуникативные УУД

  • уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли;

  • слушать и принимать речь других, адекватно использовать речевые средства в рамках сотрудничества;

  • формулировать монологическое высказывание для представления проекта;

  • владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Предметные результаты:

Обучающиеся 2 года обучения должны знать:

  • средства выразительности (формат, форма, цвет, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);

  • основы обработки и конструирования из ткани;

  • виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;

  • приёмы обработки информации (при составлении проектов).

Уметь:

  • учиться готовить рабочее место;

  • самостоятельно определять количество деталей в изготавливаемой игрушке;

  • выполнять экономную разметку деталей по выкройкам с опорой на образцы;

  • подбирать материалы.



2) Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности


Раздел 1. Вводное занятие.

Теория. Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Повторение лексических значений слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз».

Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки учащихся при работе. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль), их хранение, передача другому лицу. Правила поведения учащихся во время занятий.

Раздел 2. Выполнение игрушек – сувениров. Знакомство с различными видами сувениров, их назначением. Выполнение сувениров «Козлик», «Зайчик», «Щенок», «Кукла». Знакомство с различными видами тканей, их свойствами, освоение способов соединения тканей и декоративного оформления их. Знакомство с синтетическим и натуральным мехом.

Раздел 4. Выставка работ. Практика. Презентация выполненных работ. Подведение итогов. Определение плана работы на следующий учебный год.

Тематическое планирование занятий кружка «Мягкая игрушка»

3 класс (второй год обучения)



Наименование разделов и тем


Количество часов

Характеристика деятельности

1

Вводное занятие


1

Определяют при помощи руководителя необходимые материалы и инструменты для работы; изучают правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

2

Технология выполнения швов

1

Повторяют швы «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», петельный шов, шов «через край», потайной.

3

Сувенир «Зайчик»

8

Беседа об анималистической игрушке, нахождение характерных черт животного и черты «очеловечивания», зарисовывание модели игрушки в альбом, подготовка деталей, вшивание в каждую деталь головы носа, совмещая точки; сшивание спины, набивание игрушки ватой; сшивание частей игрушки.

4

Сувенир «Козлик»

8

Запись технологической последовательности изготовления сувенира, выбор ткани и меха, зарисовка игрушки в альбом, выполнение чертежа и выкроек -лекал; самостоятельна работа с использованием технологической последовательности изготовления (заготовка каркаса, раскрой из ткани и меха, пошив игрушки, оформление ее)

5

Сувенир «Щенокк»

8

Самостоятельное выполнение эскизов игрушки – различные варианты оформления, запись технологической последовательности выполнения работ, раскрой меха, сметывание, сшивание деталей, заготовка и укрепление каркаса, набивка форм, соединение деталей, оформление игрушки.

6

Сувенир «Кукла»

8

Самостоятельное выполнение эскизов игрушки – различные варианты оформления, запись технологической последовательности выполнения работ, раскрой меха, сметывание, сшивание деталей, заготовка и укрепление каркаса, набивка форм, соединение деталей, оформление игрушки

7

Выставка работ

1

Оформление и презентация выполненных сувениров


Всего:

35 ч















































«Мягкая игрушка»

Календарно – тематическое планирование 3 класс

34 ч


№ п/п

Тема занятия

Дата

Корректировка

1.

Вводное занятие



2.

Повторение швов «вперед иголку», «назад иголку», петельный шов



3.

Сувенир «Зайчик». Знакомство с анималистическим жанром. Подготовка выкройки.



4.

Сувенир «Зайчик». Выкраивание деталей из ткани.



5.

Сувенир «Зайчик». Сметывание деталей головы



6.

Сувенир «Зайчик». Изготовление туловища зайчика.



7.

Сувенир «Зайчик». Сшивание лапок, ушей



8.

Сувенир «Зайчик». Пришивание деталей туловища



9.

Сувенир «Зайчик». Набивка деталей ватой.



10.

Сувенир «Зайчик». Оформление игрушки мелкими деталями



11.

Сувенир «Котенок». Запись технологической последоваетльности изготовления сувенира.



12.

Сувенир «Козлик» Выполнение чертежа и выкроек – лекал.



13.

Сувенир «Котенок». Заготовка каркаса.



14.

Сувенир «Котенок». Раскрой ткани и меха.



15.

Сувенир «Котенок». Пошив игрушки.



16.

Сувенир «Котенок». Пошив игрушки.



17.

Сувенир «Котенок». Пошив игрушки.



18.

Сувенир «Котенок». Оформление игрушки



19.

Сувенир «Щенок». Выполнение эскизов.



20.

Сувенир «Щенок». Раскрой меха и ткани.



21.

Сувенир «Щенок». Сметывание, сшивание деталей.



22.

Сувенир «Щенок». Сшивание деталей.



23.

Сувенир «Щенок». Заготовка и укрепление каркаса.



24.

Сувенир «Щенок». Набивка форм.



25.

Сувенир «Щенок». Соединение деталей.



26.

Сувенир «Щенок». Оформление игрушки



27.

Сувенир «Кукла». Выполнение эскизов.



28.

Сувенир «Кукла». Раскрой ткани.



29.

Сувенир «Кукла». Сметывание, сшивание деталей.



31.

Сувенир «Кукла». Заготовка и укрепление каркаса.



32.

Сувенир «Кукла». Набивка форм.



33.

Сувенир «Кукла». Соединение деталей.



34.

Сувенир «Кукла». Оформление изделия



35

Итоговое занятие






Приложение 1

Материалы, инструменты, приспособления

  1. Ткани, мех: гладкий и набивной ситец, байка, трикотаж, фланель, драп, сукно.

  2. Нитки: катушечные нитки № 30, 40 разных цветов. При оформлении декоративных швов используют мулине, ирис, штопку, шерстяную пряжу.

  3. Тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы.

  4. Картон.

  5. Проволока, поролон, вата.

  6. Ножницы, иголки, наперстки.

  7. Мел, клей (ПВА), краски, кисти, карандаши.

  8. Спец.одежда (фартук или халат).

  9. Альбом для эскизов.







































Приложение 2

Правила техники безопасности


При работе ножницами, иголками, булавками:

  1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

  2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.

  3. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

  4. Не класть ножницы, иголки на край стола.

  5. Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.

  6. При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.

  7. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.

  8. Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.

  9. Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.

  10. Сломанную иголку следует отдать руководителю.































Приложение 3


 Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы» 


   Значение основных геометрических понятий мягкой игрушки:

- умение сделать квадрат из прямоугольного куска материала;

- умение сделать простейшие базовые формы игрушки: головку, лапку и т.д.

 Высокий уровень – делает самостоятельно.

Средний уровень – делает с помощью руководителя или товарищей.

Низкий уровень – не может сделать.

   Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать выкройки изделий; создавать изделия игрушки, пользуюсь инструкционными выкройками и схемами.

- умение сделать изделие, следя за показом и слушая устные пояснения;

- умение сделать несложные изделия по выкройке.

   Высокий уровень – делает самостоятельно.

   Средний уровень – делает с помощью.

Низкий уровень – не может сделать.

   Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии, творческий подход к выполнению работы:

   Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью.

Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню.

Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

Примечание: во время вводной диагностики (в начале каждого учебного года) этот параметр не оценивается.




























Приложение 4.

Список литературы

  1. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват.шк. и внешк.учреждений. – 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.

  2. Ефимова А.В. Работа с мягой игрушкой в начальных классах. Из опыта работы. М., Просвещение, 1978 г.

  3. Мягкая игрушка. – М.: «Рипол Классик»; СПб.: «Валери СПД», 2002. – 336 с. ил. (Серия «Энциклопедия рукоделия»).











































Приложение 5



Сувенир «Зайчик»

Материалы и инструменты:

- клей, кисти, краски, ножницы, нитки, иголки, ткань, синтетический мех, поролон, картон.


Этапы выполнения сувенира «Зайчик»

  1. Анализ модели.

  2. Из поролона вырезают основу игрушки – туловище вместе с головой. Отдельно вырезают лапки, ушки, накладку на нос. Из ткани вырезают части туловища, карман ( с прибавкой по верхнему краю - 1 см). из яркой ткани – украшение для кармана. Из меха вырезают голову, уши – 2 части, лапки. Из меха более светлого тона вырезают уши – 2 части, накладку на нос. Карман подгибают по верхнему краю на 1 см и подшивают потайными стежками. Туловище игрушки, вырезанное из ткани, карман и основу из поролона сметывают и сшивают мелкими стежками через край. Сшивают обе части головы, оставив место для выворачивания игрушки. Деталь выворачивают, вставляют поролоновую прокладку и пришивают к туловищу. Сшивают и вывертывают четыре лапки, вставляют в них прокладку и пришивают к туловищу. Сшивают ушки, соединяя попарно детали из основного и отделочного меха, вывертывают, вставляют в них прокладку из поролона и пришивают к голове. Сшивают накладку на нос, на одной из сторон делают продольный разрез (2 – 2,5см), через который выворачивают деталь. Вставляют прокладку из поролона и пришивают к лицевой части головы, затягивая ниткой посередине детали. Приклеивают глаза, нос, язычок.










Сувенир «Матрешка»


Необходимые материалы и инструменты для изготовления сувенира «Матрешка»:

  • альбом, карандаши цветные, гуашь (черная, красная), кисти, фломастеры, баночка для воды, клей, ножницы;

  • картон белый, калька;

  • иголки, катушечные нитки, наперсток ткани (ситец или сатин, шелк), штопка (для волос), вата.

Этапы работы над сувениром «Матрешка»

  1. Беседа об истории народной игрушки и народного костюма

Игрушка – это часть культуры народа, она возникла очень давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились и красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому мастера – игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку, изобретательность. У каждого народа в различных областях сохранились свои традиции в изготовлении игрушек, свои образцы и художественные средства выразительности.

Костюм древней грузинской куклы из ткани воспроизводит точную копию настоящей одежды, а лицо игрушки обозначено крестом. У эскимосской куклы в национальной меховой одежде тоже нет лица, а вместо носа часто пришит птичий клюв – эскимосы боялись, что кукла с лицом может приобрести душу и навредить ребенку.

Если сравнивать народные и современные куклы можно увидеть общие принципы. Главные из них – это простота форм, декоративность, праздничность, чувство материала.

  1. Показ детям образцов матрешек.

  2. Зарисовка матрешек в альбомах и самостоятельная роспись игрушки (руководитель объясняет как лучше расположить рисунки на листе, обращает внимание на условную роспись лица, прическу, головной убор, расположение узоров на сарафане, на сходство костюма игрушек с народным костюмом различных областей). Дети размещают на листе альбома три одинаковые основы игрушки, представляющие собой треугольник – сарафан и кружочек – голову, при этом можно пользоваться линейкой. Дети рисуют матрешек в различных одеждах, цвете.

  3. Заготовка выкроек – лекал. На плотной бумаге кружковцы раскладывают выкройки – лекала, обводят их карандашом, затем вырезают ножницами, подписывают название каждой детали и количество частей которые следует вырезать при раскрое, складывают детали в конверт для хранения выкройки этой игрушки.

  4. Выполнение чертежа в альбоме. Вырезанные детали из картона иногда теряются, поэтому в альбоме выполняют чертежи контрольных выкроек для каждой модели, по которым легко восстановить утерянные детали. Кружковцы располагают на альбомном листе бумаги лекала, обводят их карандашом, затем тушью или фломастером. Чертежи деталей в альбоме можно располагать одну поверх другой, но чтобы не спутать различные детали, их можно обвести цветными карандашами или фломастерами, подписать названия.

  5. Раскрой каркаса и ткани. Основой сувенира «Матрешка» служит картонный каркас. Из картона по выкройке вырезают детали – сарафан, донышко и кокошник. Далее приступают к раскрою ткани. Определив изнаночную сторону ткани, они делают раскладку лекал, учитывая прибавки на швы. Проверив, правильно ли расположены лекала, руководитель показывает, как нужно обрисовать детали карандашом или мелом. Детали: сарафан, донышко, кокошник, косынку вырезают из ситца (сатина) ярких цветов; голову, рукава - из белого шелка. Прибавка на швы: для детали сарафана, донышка, кокошника – 1,5 см, косынки – 1 см, рукавов и головы -1 см.

  6. Работа с клеем. Вырезанные из ткани детали – сарафан, донышко и кокошник соединяют с картонным каркасом с помощью клея. Части картонного каркаса располагают на изнаночной стороне раскроенных из ткани деталей. Клеем намазывают края картона, затем заворачивают и приклеивают ткань припусков на швы. Чтобы не было перекоса ткани детали сарафана, вначале приклеивают прямые стороны детали, а затем, подвернув углы, - низ. Таким же образом соединяют картонные каркасы и детали из ткани кокошника и донышка. При наклеивании ткани на вогнутые стороны деталей края ткани рассекают в нескольких местах ножницами. Прямые стороны сарафана соединяют и сшивают мелкими стежками через край. Сшивать начинают с закрепления нижних углов несколькими стежками. Совмещение нижних точек сарафана и их закрепление необходимо для того, чтобы при шитье не было перекоса и выступа одной из сторон, так как это затруднит вшивание донышка. Закончив сшивание средней линии сарафана, получившийся шов, если этот нужно, маскируют тесьмой, ленточкой, полоской ткани. Один конец тесьмы закрепляют сначала на нижней стороне внутри сарафана, а потом тесьму натягивают и. подвернув внутрь основы у верхнего края, закрепляют другой конец. Приступают к вшиванию донышка, соединяя края сгибов ткани нижней части сарафана и донышка мелкими стежками через край. Таким же образом сшивают деталь кокошника, соединив его края.

  7. Сшивание и соединение деталей головы и рукавов. Деталь рукава сложить в длину, сметать, отступив от края 0,5 см, и сшить швом «за иголку». По окончании работы наметку удаляют, деталь рукава вывертывают. Вставляют рукава: сомкнутыми концами острых ножниц проделывают сквозное отверстие в верхней части основы игрушки, затем один край рукавов накручивают на концы ножниц и, вставив в отверстие, протягивают деталь рукавов до середины. Дети самостоятельно вставляют детали рукавов, выравнивают и расправляют их. Концы рукавов подвертывают внутрь на 0,5 см, собирают на сборку и, полностью стянув оба рукава, соединяют их вместе. Для изготовления детали головы вдевают двойную нитку в иголку и, закрепив ее, прошивают по кругу швом «вперед иголку», стараясь не запутать нитку, чтобы она легко продвигалась при стягивании. Деталь головы туго заполняют ватой, стягивают ниткой, прошивают, притягивая противоположные стороны, добиваясь хорошей, правильной формы. Чтобы деталь головы крепко держалась, ее пришивают, соединяя края верхней части туловища и низа головы два раза, а затем обкручивают ниткой в месте соединения.

  8. Оформление игрушки. Для того чтобы кукла – матрешка выглядела опрятнее, паричок на затылке головы лучше скрыть под кокошником и платком. Паричок лучше сделать из цветной штопки, мягкие нитки которой хорошо укладываются по форме. Штопку надо смотать в небольшой комок, разрезать концы и закрепить середину мотка на средней линии головы немного выше лицевой части. Нитки, как пряди волос, расположить симметрично от средней линии и закрепить с обеих сторон головы, а концы собрать на затылке и пришить. Края кокошника соединить и сшить, затем прикрепить к головке потайными стежками. К верхнему переднему краю кокошника пришить косынку, совмещая середины деталей. Концы косынки закрепить в нижней части лица. К затылочной части прикрепить задний угол платка, чтобы он не поднимался.

  9. Роспись лица. Роспись лица должна быть условна, поэтому не обязательно воспроизводить все части лица человека. На кукольном лице достаточно нарисовать наиболее характерные детали – глаза, рот, нанести румянец или веснушки. Предварительно нужно потренироваться в альбоме. Для росписи достаточно двух цветов красок – черного и красного, лучше использовать густую вуаль, так как она не растекается по ткани.

  10. Выставка работ учащихся. Составление хоровода.































Сувенир «Козлик»

Материалы и инструменты:

  • ножницы, кисти, краски, ткань (фетр или драп для туловища и ножек, ситец или сатин для внутренней стороны хвоста и ушей), поролон, картон, тесьма, иголки, наперсток, клей ПВА, лак, детали из древесины. Картон тонкий.

Этапы работы над сувениром «Козлик»

  1. Беседа об истории сувенира и его назначении. Сувенир – это вещь, связанная с воспоминаниями о каких- либо событиях или о каком – то человеке. Сувенир можно встретить в кабине шофера, в палатке геолога, кабинете ученого. Сувенирами могут быть различные изделия, служащие украшением – это различные панно, глиняные, деревянные расписные и резные игрушки, к ним можно отнести и самодельные игрушки из ткани. Сувениры декоративно-утилитарного характера, кроме того, находят применение в быту. Французское слово «сувенир», означающее «подарок на память», пришло в русский язык в петровские времена. Раньше сувениром считался любой подарок, который прежде всего напоминал о человеке, сделавшем его. История сувенира своими корнями ухолит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами. Человек, приписывая силам природы сверхъестественный характер, старался задобрить их. Отсюда почитание идолов, вера в волшебную силу талисманов и амулетов. Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня играли большую роль в обрядах. Со временем изображения утрачивают магический смысл, в результате чего идол переходит в разряд игрушки, а талисман или амулет в разряд украшений. Эти изображения, сохраняющие местные художественные традиции, стали дарить как сувениры.

  2. Вырезание основных частей игрушки – туловища и ножек из поролона. Дополнительно, чтобы игрушка крепко держалась на ногах, вырезают прокладку из плотной бумаги или тонкого картона. Эту прокладку вставляют вместе с поролоном между деталей из ткани. Толстый картон для прокладки применять нежелательно, так как при сметывании частей его трудно прокалывать иголкой. Из цветного сукна (драпа, фетра) вырезают детали: туловище, ножки – без припусков на швы; ушки и хвост – с припуском на швы 0,5 см. для внутренней стороны хвоста и ушей вырезают детали из кусочков светлого, можно набивного, ситца (бязи, сатина) с припуском на швы 0,5 см. вырезают украшения из цветного фетра.

  3. Сметывание деталей туловища и ножек. Сметывают детали ножек и туловища, совмещая линии ткани, поролона прокладки. Затем подбирают по цвету и ширине тесьму, отрезают нужную длину и приступают к сшиванию деталей. Сначала пришивают ее к одной стороне игрушки, потом к другой мелкими стежками через край.

  4. Сшивание деталей с подкладкой. Кружковцы сметывают детали ушей и хвоста с подкладкой, затем сшивают по краю швом «назад иголку». Вывертывают детали через отверстия, оставленные по линиям низа деталей. Края ткани подгибают внутрь и сшивают потайными стежками. Проутюживают детали через влажную ткань и пришивают к туловищу в местах, обозначенных на чертеже. При укреплении ножек на туловище нужно добиться, чтобы игрушка стояла крепко, не клонилась в сторону и не падала. Для этого верхнюю часть предварительно закрепляют булавками. Приклеивают украшения из цветной плотной ткани, копытца и рожки, предварительно вырезанные из деревянного бруска толщиной 1,5 – 2 см. глаза вырезают из картона, расписывают красками и, после того как они высохнут, покрывают лаком два раза. Когда лак хорошо высохнет, глаза приклеивают к игрушке.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!