РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для учащихся 9д класса
«Мир профессий»
Направление: социальное
Срок реализации: 1 год
Программа разработана
Учителем МБОУ «Жердевская СОШ»
Мальцевой Е.В.
Жердевка 2020.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности “Мир профессий ” по социальному направлению разработана для учащихся 9 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения воспитательный процесс должен строиться на основе развития у учащихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.
Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что учащиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.
Цель курса: формирование у учащихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи курса:
Образовательные:
расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Режим занятий
Срок реализации 1год обучения. В 9 классе - 35 часов в год. Занятия проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 30 мин.
Уровень воспитательных результатов
Программа рассчитана на достижение второго и третьего уровня воспитательных результатов, то есть на формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества и на подготовку школьника к самостоятельным действиям.
Результаты освоения курса
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
–сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
– овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- высказывать своё предположение (версию), работать по плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Личностные результаты:
- непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого потенциала в социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;
- воспитание уважительного отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- формирование поведенческих навыков трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Содержание курса
Этот курс даёт информацию о мире профессий, знакомство с профессиями своих родителей, трудовыми династиями, cформировать умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда, расширит знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к людям труда, понимании значения труда в жизни человека. Труд – как целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд как основа и непременное условие жизнедеятельности человека. Труд как средство развития мышления, способностей, интересов человека, приобретения знаний, умений и навыков, совершенствования воли и формирования характера. Содержание труда как функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и особенностями организации производственного процесса (ответственность и сложность труда, уровень технической оснащенности и другие). Процесс труда: затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства и производственные взаимодействия работников друг с другом по горизонтали и вертикали. Условия труда как совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, отношение человека к труду и эффективность труда.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически |
| Что такое профессия? | 1 | | |
2 | Профессии по типу «Человек – человек» | 1 | | |
3 | Профессии наших родителей | 1 | | |
4 | «День самоуправления», знакомство с профессией - учитель | 1 | | |
5 | Профессии по типу «Человек – природа» | 1 | | |
6 | Профессии, которые нас окружают | 1 | | |
7 | Профессия - хороший человек | 1 | | |
8 | Профессии по типу «Человек – художественный образ» | 1 | | |
9 | Профессионализм. Что это? | 1 | | |
10 | Деловая игра «Кадровый вопрос» | 1 | | |
11 | Профессии по типу «Человек – знаковая система» | 1 | | |
12 | «Рынок образовательных услуг и рынок труда в России» | 1 | | |
13 | Рынок образовательных услуг и рынок труда в Тамбовской области | 1 | | |
14 | Трудовое законодательство | 1 | | |
15 | Профессии по типу «Человек – техника» | 1 | | |
16 | Трудовые отношения | 1 | | |
17 | Трудовой договор | 1 | | |
18 | Резюме или портфолио | 1 | | |
19 | Новые профессии на рынке труда | 1 | | |
20 | Экскурсия на предприятия района | 1 | | |
21 | Потребности современного рынка труда в квалифицированных кадрах | 1 | | |
22 | Круглый стол с участием школьного психолога «Как правильно сделать выбор» | 1 | | |
23 | КТД игра «Примерка» профессиональной роли | 1 | | |
24 | «Секреты успешной карьеры». Встреча с выпускниками | 1 | | |
25 | Экскурсия в Жердевский колледж сахарной промышленности | 1 | | |
26 | КТД "Мастер своего дела" | 1 | | |
27 | Знакомство с профессией – социальный работник | 1 | | |
28 | «Определение типа темперамента», методика Айзенка - диагностика | 1 | | |
29 | Что такое темперамент. Влияние темперамента на выбор профессии | 1 | | |
30 | Посещение дней открытых дверей в учебных заведениях города | 1 | | |
31 | Анкетирование " Профессиональное самоопределение" | 1 | | |
32 | Десант чистоты и порядка. | 1 | | |
33 | Проектная работа «Защита выбранной профессии» | 1 | | |
34 | Проектная работа «Защита выбранной профессии» | 1 | | |
35 | Брей-ринг «Марафон профессий | 1 | | |
36 | Резерв | 1 | | |