СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Из истории русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Из истории русского языка". 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Из истории русского языка"»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


курса внеурочной деятельности


«Из истории русского языка»


(общеинтеллектуальное направление)















Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Из истории русского языка» разработана на основе:

требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Основные цели преподавания курса «Из истории русского языка»:

- познание истоков национальной и духовной культуры народа, отражённой в русском языке;

- усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка, выдающихся достижений в области развития лингвистической мысли;

- формирование личностного ценностно-ориентированного языкового мировоззрения учащегося, основанного на традициях русской национальной духовности.

Курс направлен на решение следующих задач:

- сформировать у школьников представления о языке как системе воплощения культурных ценностей;

- воспитать ценностные установки личности в процессе обучения родному языку: способность переживать чувство гордости за русский язык и его великую историю, чувство ответственности носителя языка за его дальнейшее сохранение.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности


В результате освоения курса учащиеся смогут сформировать УУД

Личностные:

- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- устойчивый интерес к учению.

Предметные:

выпускник научится

осознанно воспринимать и понимать церковнославянский язык и его роль, духовность букв кириллицы;

особенности произношения;

выделять происхождения названий русских падежей и частей речи;

знать об истории возникновения современной формы инфинитива и категории числа в русском языке;

выделять синтаксические особенности форм простого предложения в русском языке;

знать историю знаков препинания;

понимать о языке как хранителе нравственных, эстетических и духовных ценностей людей.

Выпускник получит возможность научиться:

читать буквы кириллицы и слова с буквой «ять» (в старой орфографии);

проверять безударную гласную слова, подбирая исторически родственные слова;

производить этимологический анализ исконно русских слов;

определять источник про­исхождения фразеологизмов и находить фразеологизмы в сло­варе по ключевому слову;

находить в тексте устаревшие формы слов, объяснять их роль в художественном тексте;

интонационно правильно читать текст.

Метапредметные:

ориентироваться в содержании текста и медиатекста и понимать его целостный смысл:

– определять главную тему, общую цель или назначение текста;

– формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

– предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку;

– сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты;

находить в тексте требуемую информацию;

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

– определять назначение разных видов текста;

– различать темы и подтемы специального текста;

– выделять не только главную, но и избыточную информацию;

– прогнозировать последовательность изложения идей текста;

– сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

– выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

– формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определённой позиции;

– понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;

планировать и выполнять учебный проект.


Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


Введение

Общие сведения о языке. Кирилл и Мефодий - первоучители словенские.

Графика и орфография

Славянская азбука. Азбучный имяслов. История буквы «ять». Чтение слов с буквой «ять» (в старой орфографии).

Фонетика

Древнерусский и древнеславянский. Фонетические старославянизмы в русском языке. Современные приметы старинных слов. Исторические чередования звуков в русском языке.

Орфоэпия

История русского ударения. Нормы произношения. Проект «Говоры России».

Лексика



В.И. Даль - собиратель русских слов. Живое слово Владимира Ивановича Даля. Заимствованные слова в русском языке. Заимствования из латинского языка. Крылатая мудрость народа. Источники происхождения фразеологизмов. Роль фразеологизмов в художественном тексте. Фразеологический словарь и его особенности.



Словообразование



Исторические изменения в составе слова. Словообразовательные славянизмы. Иноязычные аффиксы. Этимологический анализ исконно русских слов. Проект. Создание сборника изложений о богатстве русского языка.



Морфология



Происхождение названий русских падежей. История падежных форм имени существительного. Звательная форма в тексте. Происхождение полных имен прилагательных. Особенности склонения имен прилагательных. Старославянские формы имён прилагательных в текстах произ­ведений русской литературы. «Глаголом жги сердца людей». История развития форм глагола. Нахождение и объяснение следов старых форм глагола в русском языке. Разграничение полнозначного глагола быть и быть как глагола-связки. История неопределённой формы глагола. История форм причастий и деепричастий. Устаревшие формы причастий и деепричастий в текстах. История изменений личных местоимений и возвратного местоимения себя. Следы устаревших форм местоимений в русском языке. Решение лингвистических задач. Количество в числе. История происхождения имени числительного. История наречных форм и наречия как части речи. Различение наречий на основе происхождения. Происхождение производных предлогов. Происхождение союзов. Происхождение частиц. Эти эмоциональные междометия.

Викторина «Знатоки русского языка».



Синтаксис и пунктуация


История современных знаков препинания. Проект «Об истории возникновении современных знаков препинания». История форм простого предложения. Чтение древнерусских предложений. Чтение древнерусских текстов. Турнир

по пунктуации «Казнить нельзя помиловать».

Развитие речи

Память слова. Современные учёные – филологи. «Наш дар бессмертный – речь». Проект. Создание собственной телепрограммы «Из истории русского языка». Важно ли правильно говорить? Этика ведения диалога. Проект. «Трудно ли говорить по-русски?» Творческая работа «Родная речь». Поэты о русском языке. Писатели о русском языке. Заочная экскурсия. «День славянской письменности и культуры». Язык как хранитель нравственных, эстетических и духовных ценностей людей.



Виды деятельности: игровая и познавательная.

Формы организации: лекции, дискуссии, творческие работы, круглые столы, интеллектуальные игры, викторина, турнир, практические работы, заочная экскурсия, проектные работы, исследовательские работы.


Тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела


Количество часов

1.

Введение

1

2.

Графика и орфография

4

3.

Фонетика

4

4.

Орфоэпия

3

5.

Лексика

5

6.

Фразеология

3

7.

Словообразование

4

8.

Морфология

23

9.

Синтаксис и пунктуация

6

10.

Развитие речи

13


Резервные занятия

2


Итого

68




Литература для учителя:

  1. Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.

  2. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.

  3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.

  4. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.

  5. Мещеряков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.

  6. Черемисина - Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.,1999.


Литература для учащихся:

  1. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории  русского  языка). – М., 1992.

  2. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.

  3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.

  4. Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. – М., 1996.

  5. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.

  6. Колесов В. В. Жизнь происходит от слова. — СПб, 1999.

  7. Мокиенко В.М. Образы русской речи. – Л., 1986.

  8. Новикова - М.В. Язык: открытый колодец времени. – М., 1995.

  9. Ремнева М.Л. Пути развития русского литературного языка XI-XVII вв. – М., 2003

  10. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.

  11. Улуханов И.С. О языке Древней Руси. – М., 2002.

  12. Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык. – М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2007. — 704 с.


Словари:

  1. Бабенко Л.Г. и др. Большой толковый словарь синонимов русской речи. - М,: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2009. 784 с.

  2. Бирих А.К. и др. Словарь фразеологических синонимов русского языка. – М,: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2009. 448 с.

  3. Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.

  4. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.

  5. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка.

  6. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.

  7. Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984

  8. Солганик Г.Я. Толковый словарь. – М.: АСТ-Астрель, 2008, 749 с.

  9. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред Р.И.Аванесова. - М.: Рус.яз., 1989, 688


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса внеурочной деятельности «Из истории русского языка»


п/п

Тема занятий

Кол-во часов на изучение

Форма контроля

Дата

Примечание

по плану

фактически

Введение – 1 ч.

1.

Кирилл и Мефодий - первоучители словенские.

1

Просмотр и анализ видеофильма о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия.




Графика и орфография – 4 ч.

2.

Славянская азбука.

1

Чтение и обсуждение статьи об источниках изучения русского языка и славянской азбуке.




3.

Азбучный имяслов.

1

Практикум по переводу имяслова церковнославянской азбуки.




4.

История буквы «ять».

1

Чтение и обсуждение учебной статьи о букве «ять».




5.

Чтение слов с буквой «ять» (в старой орфографии).

1

Практикум.




Фонетика – 4 ч.

6.

Древнерусский и древнеславянский.

1

Просмотр и обсуждение фрагмента лекции профессора А.А. Зализняка «Древнерусский и древнеславянский».




7.

Фонетические старославянизмы в русском языке.

1

Чтение и обсуждение статьи о фонетических процессах, протекавших в русском языке.




8.

Современные приметы старинных слов.

1

Практикум по нахождению слов с полногласием и неполно­гласием в современном русском языке.




9.

Исторические чередования звуков в русском языке.

1

Практикум по нахождению слов с историческими чередованиями в современном русском языке.




Орфоэпия – 3 ч.

10.

История русского ударения.

1

Просмотр и обсуждение фрагмента лекции профессора А.А. Зализняка.




11.

Нормы произношения.

1

Практикум.




12.

Проект. Говоры России.

1

Проект.




Лексика – 5 ч.

13.

В.И. Даль - собиратель русских слов.

1

Просмотр и обсуждение телепередачи о жизни В.И. Даля «Собиратель русских слов»




14.

Живое слово Владимира Ивановича Даля.

1

Практикум по определению лексического значения слова в словаре В.И. Даля.




15.

Заимствованные слова в русском языке.

1

Просмотр видеофрагмента из шоу «Уральские пельмени» «Всё лето в шляпе. Импортозамещение слов».




16.

Заимствования из латинского языка.

1

Практикум.




17.

Крылатая мудрость народа.


1

Анализ русских пословиц и пого­ворок о языке и речи. Толкование первоначального значения и образного смысла рус­ских пословиц и поговорок.




Фразеология – 3 ч.

18.

Источники происхождения фразеологизмов.

1

Знакомство с источниками про­исхождения фразеологизмов.




19.

Роль фразеологизмов в художественном тексте.

1

п Практикум.




20.

Фразеологический словарь и его особенности.

1

Изучение строения словарной статьи в словаре фразеологизмов. Практикум по нахождению фразеологизмов в сло­варе по ключевому слову.




Словообразование – 4 ч.

21.

Исторические изменения в составе слова. Словообразовательные славянизмы.

1

Лекция.




22.

Иноязычные аффиксы.

1

Исследование.




23.

Этимологический анализ исконно русских слов.

1

Практикум.




24.

Проект.

Создание сборника изложений о богатстве русского языка.

1

Проект.




Морфология – 23 ч.

25.

Происхождение названий русских падежей.

1

Чтение и обсуждение статьи о происхождении названий русских падежей и возникновения вариантов падежных окончаний.




26.

Звательная форма в тексте.

1

Практикум.




27.

Происхождение полных имён прилагательных.

1

Лекция.




28.

Особенности склонения имён прилагательных.

1

Исследование.




29.

Старославянские формы имён прилагательных в текстах произ­ведений русской литературы.

1

Практикум.




30.

«Глаголом жги сердца людей». История развития форм глагола.

1

Чтение и изучение статьи об основных древнерусских формах глагола и истории их изменения.




31.

Нахождение и объяснение следов старых форм глагола в русском языке.

1

Практикум.




32.

Разграничение полнозначного глагола быть и быть как глагола-связки.

1

Практикум.




33.

История неопределённой формы глагола.

1

Исследование истории возникновения современной формы инфинитива.




34.

История форм причастий.

1

Чтение и изучение статьи о происхождении причастия, о стилистической роли форм причастия.




35.

История форм деепричастий.

1

Чтение и изучение статьи о происхождении деепричастия, о стилистической роли форм деепричастия.




36.

Устаревшие формы причастий и деепричастий в текстах.

1

Практикум.




37.

История изменений личных местоимений и возвратного местоимения себя.

1

Составление статьи об истории происхождения и изменения личных местоимений.





38.

Следы устаревших форм местоимений в русском языке.

1

Практикум. Нахождение и объяснение устаревших формы местоимений в современном русском языке.




39.

Решение лингвистических задач.

1

Практикум.




40.

Количество в числе. История происхождения имени числительного.

1

Анализ статьи о значении букв кириллицы, характере счёта в древнерусском языке и традиционной национальной символике чисел, а также истории русского календарного счёта. Сообщения об истории происхождения имени числительного.




41.

История наречных форм и наречия как части речи.


1

Чтение и изучение статьи о происхождении различных групп наречий, о различных точках зрения на наречие как части речи, о многообразии путей происхождения современных наречий.




42.

Различение наречий на основе происхождения.

1

Практикум.




43.

Происхождение производных предлогов.

1

Чтение и изучение статьи о путях образования производных предлогов из других частей речи, о богатстве смысловых оттенков, выражаемых предлогами.




44.

Происхождение союзов.

1

Чтение и изучение статьи о происхождении сочинительных и подчинительных союзов и их функции в предложении.




45.

Происхождение частиц.

1

Беседа о происхождении частиц и богатстве значений, выражаемых частицами.




46.

Эти эмоциональные междометия.


1

Составление статьи об этимологии основных групп междометий и правильном употреблении междометий в соответствии с их значением.




47.

Викторина

«Знатоки русского языка».

1

Викторина по теме «Морфология».




Синтаксис и пунктуация – 6 ч.

48.

История современных знаков препинания.

1

Лекция. Просмотр диафильма о знаках препинания.




49.

Проект «Об истории возникновении современных знаков препинания».

1

Проект.




50.

История форм простого предложения.

1

Исследование синтаксических особенностей форм простого предложения в русском языке.




51.

Чтение древнерусских предложений.

1

Практикум.




52.

Чтение древнерусских текстов.

1

Практикум.




53.

Турнир

по пунктуации «Казнить нельзя помиловать».

1

Турнир.




Развитие речи - 13 ч.

54.

Память слова.

1

Просмотр и анализ фрагмента телепередачи Фёклы Толстой «Наблюдатель. Новгородские берестяные грамоты».




55.

Современные учёные – филологи.

1

Анализ текстов и видеофрагментов о жизни и дея­тельности выдающихся лично­стей филологов, изучающих историю русского языка. А.А. Зализняк.




56.

Современные учёные – филологи.

1

Анализ текстов и видеофрагментов о жизни и дея­тельности выдающихся лично­стей филологов, изучающих историю русского языка. В.А. Чудинов.




57.

«Наш дар бессмертный – речь».

1

Конспектирование видеолекции А.А. Зализняка о механизмах экспрессивности в русском языке.




58.

Проект.

Создание собственной телепрограммы «Из истории русского языка».

1

  1. Проект.





59.

Важно ли правильно говорить?

1

Дискуссия.




60.

Этика ведения диалога.

1

Практикум.




61.

Проект. «Трудно ли говорить по-русски?»

1

Проект.




62.

Творческая работа «Родная речь».

1

Творческая работа.




63.

Поэты о русском языке.

1

Круглый стол.




64.

Писатели о русском языке.

1

Круглый стол.




65.

Заочная экскурсия. «День славянской письменности и культуры».

1

Заочная экскурсия.




66.

Язык как хранитель нравственных, эстетических и духовных ценностей людей.

1

Дискуссия.




67-68.

Резервные занятия.

2




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!