РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
основное общее образование
Срок освоения 1 год
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Из истории русского языка»
Личностные:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- устойчивый интерес к учению.
Метапредметные:
- ориентироваться в содержании текста и медиатекста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты;
- находить в тексте требуемую информацию;
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
- определять назначение разных видов текста;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определённой позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;
- планировать и выполнять учебный проект.
Предметные:
выпускник научится:
- осознанно воспринимать и понимать церковнославянский язык и его роль, духовность букв кириллицы; особенности произношения;
- выделять происхождения названий русских падежей и частей речи;
- знать об истории возникновения современной формы инфинитива и категории числа в русском языке;
- выделять синтаксические особенности форм простого предложения в русском языке;
- знать историю знаков препинания;
- понимать о языке как хранителе нравственных, эстетических и духовных ценностей людей.
Выпускник получит возможность научиться:
- читать буквы кириллицы и слова с буквой «ять» (в старой орфографии);
- проверять безударную гласную слова, подбирая исторически родственные слова;
- производить этимологический анализ исконно русских слов;
- определять источник происхождения фразеологизмов и находить фразеологизмы в словаре по ключевому слову;
- находить в тексте устаревшие формы слов, объяснять их роль в художественном тексте;
- интонационно правильно читать текст.
Содержание курса внеурочной деятельности «Из истории русского языка»
В соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Введение
Общие сведения о языке. Кирилл и Мефодий - первоучители словенские.
Графика и орфография
Славянская азбука. Азбучный имяслов. История буквы «ять».
Фонетика
Древнерусский и древнеславянский. Фонетические старославянизмы в русском языке. Современные приметы старинных слов.
Орфоэпия
История русского ударения. Нормы произношения.
Лексика
В.И. Даль - собиратель русских слов. Живое слово Владимира Ивановича Даля. Крылатая мудрость народа.
Фразеология
Источники происхождения фразеологизмов. Роль фразеологизмов в художественном тексте. Фразеологический словарь и его особенности.
Словообразование
Исторические изменения в составе слова. Словообразовательные славянизмы. Иноязычные аффиксы. Этимологический анализ исконно русских слов.
Морфология
История форм причастий и деепричастий. Устаревшие формы причастий и деепричастий в текстах. История изменений личных местоимений и возвратного местоимения себя. Следы устаревших форм местоимений в русском языке. Решение лингвистических задач. Количество в числе. История происхождения имени числительного. История наречных форм и наречия как части речи. Различение наречий на основе происхождения. Происхождение производных предлогов, союзов, частиц. Эти эмоциональные междометия. Викторина «Знатоки русского языка».
Синтаксис и пунктуация
История современных знаков препинания. Чтение древнерусских текстов. Турнир по пунктуации «Казнить нельзя помиловать».
Развитие речи
Память слова. Современные учёные – филологи. «Наш дар бессмертный – речь». Важно ли правильно говорить? Этика ведения диалога. Проект. «Трудно ли говорить по-русски?» Творческая работа «Родная речь». Поэты и писатели о русском языке. Писатели о русском языке.
Виды деятельности: игровая и познавательная.
Формы организации: лекции, дискуссии, творческие работы, круглые столы, интеллектуальные игры, викторина, турнир, практические работы, заочная экскурсия, проектные работы, исследовательские работы.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Из истории русского языка»
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов на изучение |
1. | Введение | 1 |
2. | Графика и орфография | 2 |
3. | Фонетика | 3 |
4. | Орфоэпия | 2 |
5. | Лексика | 2 |
6. | Фразеология | 2 |
7. | Словообразование | 3 |
8. | Морфология | 9 |
9. | Синтаксис и пунктуация | 3 |
10. | Развитие речи | 6 |
| Резервное занятие | 1 |
| Итого | 34 |
Литература для учителя:
Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.
Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.
Мещеряков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.
Черемисина - Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.,1999.
Литература для учащихся:
Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории русского языка). – М., 1992.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.
Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. – М., 1996.
Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.
Колесов В. В. Жизнь происходит от слова. — СПб, 1999.
Мокиенко В.М. Образы русской речи. – Л., 1986.
Новикова - М.В. Язык: открытый колодец времени. – М., 1995.
Ремнева М.Л. Пути развития русского литературного языка XI-XVII вв. – М., 2003
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
Улуханов И.С. О языке Древней Руси. – М., 2002.
Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык. – М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2007. — 704 с.
Словари:
Бабенко Л.Г. и др. Большой толковый словарь синонимов русской речи. - М,: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2009. 784 с.
Бирих А.К. и др. Словарь фразеологических синонимов русского языка. – М,: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2009. 448 с.
Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.
Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
Даль В.И. Словарь живого великорусского языка.
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.
Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984
Солганик Г.Я. Толковый словарь. – М.: АСТ-Астрель, 2008, 749 с.
Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред Р.И.Аванесова. - М.: Рус.яз., 1989, 688 с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса внеурочной деятельности «Из истории русского языка»
№ п/п | Тема занятия | Форма контроля | Дата | Примечание |
по плану | по факту |
Введение – 1 ч. |
1. | Кирилл и Мефодий - первоучители словенские. | Просмотр и анализ видеофильма о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия. | | | |
Графика и орфография – 2 ч. |
2. | Славянская азбука. Азбучный имяслов. | Чтение и обсуждение статьи об источниках изучения русского языка и славянской азбуке. | | | |
3. | История буквы «ять». | Практикум по переводу имяслова церковнославянской азбуки. | | | |
Фонетика – 3 ч. |
4. | Древнерусский и древнеславянский. | Просмотр и обсуждение фрагмента лекции профессора А.А. Зализняка «Древнерусский и древнеславянский». | | | |
5. | Фонетические старославянизмы в русском языке. | Чтение и обсуждение статьи о фонетических процессах, протекавших в русском языке. | | | |
6. | Современные приметы старинных слов. | Практикум по нахождению слов с полногласием и неполногласием в современном русском языке. | | | |
Орфоэпия – 2 ч. |
7. | История русского ударения. | Просмотр и обсуждение фрагмента лекции профессора А.А. Зализняка. | | | |
8. | Нормы произношения. | Практикум. | | | |
Лексика – 2 ч. |
9. | В.И. Даль - собиратель русских слов. | Просмотр и обсуждение телепередачи о жизни В.И. Даля «Собиратель русских слов» | | | |
10. | Крылатая мудрость народа. | Анализ русских пословиц и поговорок о языке и речи. Толкование первоначального значения и образного смысла русских пословиц и поговорок. | | | |
Фразеология – 2 ч. |
11. | Источники происхождения фразеологизмов. Роль фразеологизмов в художественном тексте. | Знакомство с источниками происхождения фразеологизмов. Практикум. | | | |
12. | Фразеологический словарь и его особенности. | Изучение строения словарной статьи в словаре фразеологизмов. Практикум по нахождению фразеологизмов в словаре по ключевому слову. | | | |
Словообразование – 3 ч. |
13. | Исторические изменения в составе слова. Словообразовательные славянизмы. | Лекция. | | | |
14. | Иноязычные аффиксы. | Исследование. | | | |
15. | Этимологический анализ исконно русских слов. | Практикум. | | | |
Морфология – 9 ч. |
16. | История форм причастий. | Чтение и изучение статьи о происхождении причастия, о стилистической роли форм причастия. | | | |
17. | История форм деепричастий. | Чтение и изучение статьи о происхождении деепричастия, о стилистической роли форм деепричастия. | | | |
18. | Устаревшие формы причастий и деепричастий в текстах. | Практикум. | | | |
19. | История изменений личных местоимений и возвратного местоимения себя. Следы устаревших форм местоимений в русском языке. | Составление статьи об истории происхождения и изменения личных местоимений. Практикум. | | | |
20. | Количество в числе. История происхождения имени числительного. | Анализ статьи о значении букв кириллицы, характере счёта в древнерусском языке и традиционной национальной символике чисел, а также истории русского календарного счёта. Сообщения об истории происхождения имени числительного. | | | |
21. | История наречных форм и наречия как части речи. | Чтение и изучение статьи о происхождении различных групп наречий, о различных точках зрения на наречие как части речи, о многообразии путей происхождения современных наречий. | | | |
22. | Различение наречий на основе происхождения. | Практикум. | | | |
23. | Происхождение производных предлогов, союзов, частиц. Эти эмоциональные междометия. | Чтение и изучение статей. | | | |
24. | Викторина «Знатоки русского языка». | Викторина по теме «Морфология». | | | |
Синтаксис и пунктуация – 3 ч. |
25. | История современных знаков препинания. | Лекция. Просмотр диафильма о знаках препинания. | | | |
26. | Чтение древнерусских текстов. | Практикум. | | | |
27. | Турнир по пунктуации «Казнить нельзя помиловать». | Турнир. | | | |
Развитие речи - 6 ч. |
28. | Память слова. | Просмотр и анализ фрагмента телепередачи Фёклы Толстой «Наблюдатель. Новгородские берестяные грамоты». | | | |
29. | Современные учёные – филологи. | Анализ текстов и видеофрагментов о жизни и деятельности выдающихся личностей –филологов, изучающих историю русского языка. А.А. Зализняк. В.А. Чудинов. | | | |
30. | Важно ли правильно говорить? Этика ведения диалога. | Дискуссия. | | | |
31. | Проект. «Трудно ли говорить по-русски?» | Проект. | | | |
32. | Творческая работа «Родная речь». | Творческая работа. | | | |
33. | Поэты и писатели о русском языке. | Круглый стол. | | | |
34. | Резервное занятие. | | | | |