Протокол №1 от 28.08.2020г. Приказ № 172 от 31.08.2020г.
определять проблемы, с которыми может сталкиваться семья;
различать основные психологические характеристики полов и их характер влияния на жизнь семьи;
различать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие личности ребенка;
определять способы формирования семейного бюджета;
использовать традиции семьи в жизни;
формулировать правила совместной жизни в семье;
определять терминологию родства в применении к членам своей семьи.
проявлять чувство гордости за историю своей семьи, свою родословную;
представлять здоровое понимание семейных ценностей;
относиться с уважением к семейным традициям, традициям семей разных народов;
иметь целостный взгляд на взаимоотношения полов;
испытывать эстетические потребности и чувства;
иметь установку на соблюдение правил и норм семейной жизни;
демонстрировать готовность к бережному отношению к членам своей семьи.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел/тема | Формы организации | Виды деятельности учащихся |
Введение. Общее представление о семье. Законодательство РФ о семейных отношениях Основные понятия о семье и семейных отношениях в нормативных документах. Конституция Российской Федерации; Конституция Республики Башкортостан; Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"; Семейный кодекс РФ; Федеральный закон "Об актах гражданского состояния"; Федеральный закон «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»; Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"; Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"; Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон HYPERLINK "http://www.babyboxrf.ru/app/webroot/files/File/opeka-dok.doc""HYPERLINK "http://www.babyboxrf.ru/app/webroot/files/File/opeka-dok.doc"Об опеке и попечительствеHYPERLINK "http://www.babyboxrf.ru/app/webroot/files/File/opeka-dok.doc""; Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации; Распоряжение Правительства РФ “Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года” | Вводное занятие, вступительное слово учителя,инструктаж ТБ | Анализируют ФЗ, работают в группах |
Характеристика брака. Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи. Исторические корни брака. Понятие брака. Функции брака. Виды браков. Особенности брачного выбора. Брачный возраст. Мотивы вступления в брак. Любовь как основной мотив брака. Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы. Отличия брака от семьи. Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи. «Пол» и «гендер» в социокультурных исследованиях. Пол как биологическая и социальная категория. Пол как процесс, статус и структура.Гендерная идентичность как базовая структура социальной идентичности. Взаимодействие парных понятий «мужское» и «женское», «мужественность» и «женственность», «фемининность» и «маскулинность» во взаимоотношениях мужчин и женщин в обществе и в супружестве. Представления о мужественности и женственности в индивидуальном самосознании молодежи.Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей | Анализ | Анализируют текст. Определяют семейные стереотипы. (Приложение 1) |
Основы, формы, типология и тенденции развития семьи Понятие семьи. Социальные и индивидуально-личностные основы семьи. Понятие традиционной и современной семьи как основных её форм. Полигамия и моногамия как основные модели семьи в истории. Понятия эндогамии и экзогамии, матрилокальности и патрилокальности, матрилинейности и патрилинейности. Супружеская семья и эгалитаризация отношений между её членами. Социальные и асоциальные (альтернативные) модели семьи. Типология семейных структур по критериям родительства-супружества-родства, власти, социального положения супругов, территориальной локализации, поколенного состава, первичности или вторичности брака, детности, возраста брака и жизненного цикла семьи. Понятие нуклеарной семьи. Нуклеарная (индивидуальная) и линейная (расширенная) семьи. Ориентационная и репродуктивная семьи. Малодетная, среднедетная, многодетная и супружеская (бездетная) семьи | (Тестирование) Детско-родительские отношения. Семья – роль и значение в формировании личности. (Приложение 2) | Работают с текстом, изучают понятия |
Правовые аспекты семьи в России: ХХI век Правовые основы функционирования семьи. Семейные отношения как объект права. Роль семейного права в социальной жизни. Разнообразие способов воздействия на семейные отношения. Основные начала семейного права. Семья и родство в юридической сфере. Источники семейного права Российской Федерации. Соотношение семейного и гражданского законодательства. Порядок заключения и расторжения брака. Законный режим имущества супругов. Брачный договор. Ответственность супругов по обязательствам. Установление происхождения детей. Добровольное признание отцовства в органах ЗАГС и установление отцовства в судебном порядке. Права несовершеннолетних детей. Родительские права и обязанности. Алиментные обязательства супругов, родителей и детей. Порядок уплаты и взыскания алиментов. Лишение, ограничение и восстановление родительских прав. Усыновление (удочерение) и его отмена. Опека и попечительство. Приёмная семья.Практические занятия. Решение задач | Лекция, решения задач. | Работа с текстами. Решение ситуационных задач |
Роль экономической функции семьи в современном обществе Социальные реформы и благосостояние российских семей. Бюджет как показатель уровня жизни семьи. Прожиточный минимум и черта бедности в семье. Экономическая функция семьи как основополагающая в системе её социальных функций. Экономическая цена (ценность) мужчины, женщины, ребёнка в семье. Теории экономической ценности детей. Связь экономической функции семьи с репродуктивной, воспитательной, социализационной. Семья как домохозяйство. Факторы домохозяйства. Структура домохозяйства. Динамика семейного благосостояния и особенности социальной работы с семьями с разными уровнем дохода в рыночных условиях | Лекция | Деловая игра «Семейный бюджет». (Приложение 5) |
Культура взаимоотношений в семье Формирование представлений о культуре взаимоотношений мужчины и женщины как основе будущего семейного благополучия и навыков созидательного общения с противоположным полом. Человек в мире межличностных отношений. Конфликты в семье. Предупреждаем и конструктивно разрешаем конфликты | Лекция, беседапрактические занятия, | Интерактивная беседа. Как правильно выстраивать отношения с людьми. Практикум. Я умею ставить цели и достигать их. (Приложение 6) |
Ответственное родительство Демографическая ситуация в мире и в России. Репродуктивная функция семьи, социальные и индивидуальные факторы её осуществления. Потребность в детях. Отношение к детям в современной семье. Рождение первенца. Число детей в семье. Ответственное родительство. Семейная социализация. Роль отца в социализации детей. Роль матери в социализации детей. Роль сиблингов (братьев/сестер). Бабушки и дедушки. Положение единственного ребенка в семье. Планирование рождаемости. Поддержка многодетных семей, формирование ориентации на среднедетность. Технологии социальной работы с малодетными и многодетными семьями | Лекция, практические занятия | Интерактивная беседа. Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия. Родительские установки и реакции; нарушение воспитательного процесса в семье. |
Реализация воспитательной функции в современной семье Воспитательный потенциал семьи как система эмоциональных отношений родителей к ребенку. Семья как среда общения и воспитательная среда. Типы воспитания в воспитательном потенциале родителей: гипопротекция, гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гипопрнотекция. Родительская позиция как основа семейного воспитания. Родительские позиции как установки родителей на воспитание ребенка. Негативные родительские установки (эмоциональное отвержение; повышенная моральная ответственность; противоречивое воспитание: воспитание в культе болезни). Адекватная родительская позиция. Гибкость родительской позиции, прогностичность родительской позиции. Типы семей по признаку негативного воспитательного потенциала. Семьи с сексуальной деморализацией; правонарушительские; преступные. Методы семейного воспитания как выражение личностной сущности каждого из родителей. Методы убеждения, мягкого порицания; совместного решения экономических проблем семьи; сдержанности в поощрениях материального порядка и преобладания поощрений морального характера (похвала, доброе замечание); включения детей в деятельность по ведению семейного хозяйства.Методы личного примера; совместного труда; беседы; использования художественной литературы, материалов периодической печати, кино, радио. | Беседа | Беседа. Факторы семейного воспитания. Тактики семейного воспитания: диктат, опека, «мирное сосуществование» на основе невмешательства, сотрудничество. Тест «Стратегии семейного воспитания». (Приложение 7) |
Система жизненных ценностей человека Жизненные ценности как критерии выбора в любой ситуации. Ценности – это то, что для нас важно, ценно (здоровье, благополучие, семья и так далее).Семейные ценности. Сила рода. Дети и родители. Дети. Семейные традиции. Энергоэкономика семьи.Формирование навыков осознанного внимания к себе: своим потребностям, желаниям и ценностям. Трансформация семейных ценностей: переход от культуры брака к культуре развода | Диспут | Обсуждают вопросы ценности семьи |
Семья в системе жизненных ценностей личности Потребность в любви и заботе. Семья – место силы человека, его маленькая родина, с которой начинается жизнь и любовь. Семья - ресурс для развития личности. Супружество как семейная гармония. Основа семьи - взаимоотношения мужчины и женщины. Строительство и развитие отношений в семье. Потребность быть нужным. Служить, быть нужным, любить и заботиться. | Обсуждение | Обсуждают вопросы |
Брак и семья с позиций мировых религиозных культур Брак и семья с позиций мировых религиозных культур - иудаизма, христианства, ислама, буддизма.Брак и семья: история и современность. Современные тенденции в религиозных воззрениях на семью. Исторические типы семьи: социологический анализ с религиозной точки зрения. Взаимные обязанности супругов. Отношение к родителям. Любовь в буддизме как потребность заботиться о другом, сделать его счастливым. Служение родителям в буддизме как способ служения Богу. Развод и права женщины при разводе. Статус женщины, мусульманка в семье, в традиционном обществе, в современном мире. Межконфессиональные браки | Лекция | Работают с текстом в группе |
Итоговое занятие. Моя будущая семья | Презентация | Создают портреты-образы своей будущей семьи (презентации) |
№ п/п | Раздел/тема | Количество часов, отводимых на изучение темы | Примечание |
1 | Введение. Общее представление о семье. Законодательство РФ о семейных отношениях. Инструктаж по ТБ | 4 | |
2 | Характеристика брака. Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи | 4 | |
3 | Основы, формы, типология и тенденции развития семьи в современном обществе | 2 | |
4 | Правовые аспекты семьи в России: ХХI век | 4 | |
5 | Роль экономической функции семьи в современном обществе | 2 | |
6 | Культура взаимоотношений в семье | 2 | |
7 | Ответственное родительство | 2 | |
8 | Реализация воспитательной функции в современной семье | 2 | |
9 | Система жизненных ценностей человека | 2 | |
10 | Семья в системе жизненных ценностей личности | 2 | |
11 | Брак и семья с позиций мировых религиозных культур | 4 | |
12 | Итоговое занятие. Моя будущая семья | 4 | |