СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Семьеведение », 9 классы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Семьеведение », 9 классы»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 3 Г.ДЮРТЮЛИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



Рассмотрено Утверждаю

Заместитель директора по ВР Директор МБОУ гимназия №3

_____________­­Г.Т.Галимова _____________М.Р.Хафизов

Протокол №1 от 28.08.2020г. Приказ № 172 от 31.08.2020г.






Рабочая программа

курса внеурочной деятельности « Семьеведение »

на 2020 – 2021 учебный год








Классы: 9А,Б,В

Составитель рабочей программы:

руководитель курса внеурочной деятельности

Исламова Рамиля Фаниловна





  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Предметные:

  • определять проблемы, с которыми может сталкиваться семья;

  • различать основные психологические характеристики полов и их характер влияния на жизнь семьи;

  • различать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие личности ребенка;

  • определять способы формирования семейного бюджета;

  • использовать традиции семьи в жизни;

  • формулировать правила совместной жизни в семье;

  • определять терминологию родства в применении к членам своей семьи.


Метапредметные:

  • использовать полученные знания при сдаче единого государственного экзамена и собеседовании при поступлении в вуз и других жизненных ситуациях;

  • применять полученные информацию, знания и навыки при самостоятельном анализе ситуаций в брачно-семейной и гендерной сферах;

  • осуществлять диагностику семейных проблем с целью выбора наиболее оптимального способа их решения;

  • моделировать различные жизненные ситуации.


Личностные:

  • проявлять чувство гордости за историю своей семьи, свою родословную;

  • представлять здоровое понимание семейных ценностей;

  • относиться с уважением к семейным традициям, традициям семей разных народов;

  • иметь целостный взгляд на взаимоотношения полов;

  • испытывать эстетические потребности и чувства;

  • иметь установку на соблюдение правил и норм семейной жизни;

  • демонстрировать готовность к бережному отношению к членам своей семьи.






2. Содержание курса внеурочной деятельности



Раздел/тема

Формы организации

Виды деятельности учащихся

Введение. Общее представление о семье. Законодательство РФ о семейных отношениях

Основные понятия о семье и семейных отношениях в нормативных документах.

Конституция Российской Федерации;

Конституция Республики Башкортостан;

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";

Семейный кодекс РФ;

Федеральный закон "Об актах гражданского состояния";

Федеральный закон «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»;

Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей";

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон HYPERLINK "http://www.babyboxrf.ru/app/webroot/files/File/opeka-dok.doc""HYPERLINK "http://www.babyboxrf.ru/app/webroot/files/File/opeka-dok.doc"Об опеке и попечительствеHYPERLINK "http://www.babyboxrf.ru/app/webroot/files/File/opeka-dok.doc"";

Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации;

Распоряжение Правительства РФ “Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года”

Вводное занятие, вступительное слово учителя,инструктаж ТБ

Анализируют ФЗ, работают в группах

Характеристика брака. Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи.

Исторические корни брака. Понятие брака. Функции брака. Виды браков. Особенности брачного выбора. Брачный возраст. Мотивы вступления в брак. Любовь как основной мотив брака. 

Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы. Отличия брака от семьи. 

Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи. «Пол» и «гендер» в социокультурных исследованиях. Пол как биологическая и социальная категория. Пол как процесс, статус и структура.Гендерная идентичность как базовая структура социальной идентичности. 

Взаимодействие парных понятий «мужское» и «женское», «мужественность» и «женственность», «фемининность» и «маскулинность» во взаимоотношениях мужчин и женщин в обществе и в супружестве. Представления о мужественности и женственности в индивидуальном самосознании молодежи.Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей

Анализ

Анализируют текст. Определяют семейные стереотипы. (Приложение 1)


Основы, формы, типология и тенденции развития семьи

Понятие семьи. Социальные и индивидуально-личностные основы семьи. 

Понятие традиционной и современной семьи как основных её форм. Полигамия и моногамия как основные модели семьи в истории. Понятия эндогамии и экзогамии, матрилокальности и патрилокальности, матрилинейности и патрилинейности. Супружеская семья и эгалитаризация отношений между её членами. Социальные и асоциальные (альтернативные) модели семьи. 

Типология семейных структур по критериям родительства-супружества-родства, власти, социального положения супругов, территориальной локализации, поколенного состава, первичности или вторичности брака, детности, возраста брака и жизненного цикла семьи. Понятие нуклеарной семьи. Нуклеарная (индивидуальная) и линейная (расширенная) семьи. Ориентационная и репродуктивная семьи. Малодетная, среднедетная, многодетная и супружеская (бездетная) семьи

(Тестирование) Детско-родительские отношения. Семья – роль и значение в формировании личности. (Приложение 2)

Работают с текстом, изучают понятия

Правовые аспекты семьи в России: ХХI век

Правовые основы функционирования семьи. Семейные отношения как объект права. Роль семейного права в социальной жизни. Разнообразие способов воздействия на семейные отношения. Основные начала семейного права. Семья и родство в юридической сфере. Источники семейного права Российской Федерации. Соотношение семейного и гражданского законодательства.

Порядок заключения и расторжения брака. Законный режим имущества супругов. Брачный договор. Ответственность супругов по обязательствам.

Установление происхождения детей. Добровольное признание отцовства в органах ЗАГС и установление отцовства в судебном порядке. Права несовершеннолетних детей. Родительские права и обязанности. Алиментные обязательства супругов, родителей и детей. Порядок уплаты и взыскания алиментов. Лишение, ограничение и восстановление родительских прав. Усыновление (удочерение) и его отмена. Опека и попечительство. Приёмная семья.Практические занятия. Решение задач

Лекция, решения задач.

Работа с текстами. Решение ситуационных задач

Роль экономической функции семьи в современном обществе

Социальные реформы и благосостояние российских семей. Бюджет как показатель уровня жизни семьи. Прожиточный минимум и черта бедности в семье. Экономическая функция семьи как основополагающая в системе её социальных функций. 

Экономическая цена (ценность) мужчины, женщины, ребёнка в семье. Теории экономической ценности детей. Связь экономической функции семьи с репродуктивной, воспитательной, социализационной. 

Семья как домохозяйство. Факторы домохозяйства. Структура домохозяйства. 

Динамика семейного благосостояния и особенности социальной работы с семьями с разными уровнем дохода в рыночных условиях

Лекция

Деловая игра «Семейный бюджет». (Приложение 5)

Культура взаимоотношений в семье

Формирование представлений о культуре взаимоотношений мужчины и женщины как основе будущего семейного благополучия и навыков созидательного общения с противоположным полом. Человек в мире межличностных отношений. Конфликты в семье. Предупреждаем и конструктивно разрешаем конфликты

Лекция, беседапрактические занятия,

Интерактивная беседа. Как правильно выстраивать отношения с людьми.

Практикум. Я умею ставить цели и достигать их. (Приложение 6)

Ответственное родительство

Демографическая ситуация в мире и в России. Репродуктивная функция семьи, социальные и индивидуальные факторы её осуществления. Потребность в детях. 

Отношение к детям в современной семье. Рождение первенца. Число детей в семье. Ответственное родительство. Семейная социализация. Роль отца в социализации детей. Роль матери в социализации детей. Роль сиблингов (братьев/сестер). Бабушки и дедушки. Положение единственного ребенка в семье. Планирование рождаемости. Поддержка многодетных семей, формирование ориентации на среднедетность. Технологии социальной работы с малодетными и многодетными семьями

Лекция, практические занятия

Интерактивная беседа. Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия. Родительские установки и реакции; нарушение воспитательного процесса в семье.

Реализация воспитательной функции в современной семье

Воспитательный потенциал семьи как система эмоциональных отношений родителей к ребенку. Семья как среда общения и воспитательная среда. 

Типы воспитания в воспитательном потенциале родителей: гипопротекция, гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гипопрнотекция. 

Родительская позиция как основа семейного воспитания. Родительские позиции как установки родителей на воспитание ребенка. Негативные родительские установки (эмоциональное отвержение; повышенная моральная ответственность; противоречивое воспитание: воспитание в культе болезни). Адекватная родительская позиция. Гибкость родительской позиции, прогностичность родительской позиции. 

Типы семей по признаку негативного воспитательного потенциала. Семьи с сексуальной деморализацией; правонарушительские; преступные.

Методы семейного воспитания как выражение личностной сущности каждого из родителей. Методы убеждения, мягкого порицания; совместного решения экономических проблем семьи; сдержанности в поощрениях материального порядка и преобладания поощрений морального характера (похвала, доброе замечание); включения детей в деятельность по ведению семейного хозяйства.Методы личного примера; совместного труда; беседы; использования художественной литературы, материалов периодической печати, кино, радио. 

Беседа

Беседа. Факторы семейного воспитания. Тактики семейного воспитания: диктат, опека, «мирное сосуществование» на основе невмешательства, сотрудничество. Тест «Стратегии семейного воспитания». (Приложение 7)

Система жизненных ценностей человека

Жизненные ценности как критерии выбора в любой ситуации. Ценности – это то, что для нас важно, ценно (здоровье, благополучие, семья и так далее).Семейные ценности. Сила рода. Дети и родители. Дети. Семейные традиции. Энергоэкономика семьи.Формирование навыков осознанного внимания к себе: своим потребностям, желаниям и ценностям.

Трансформация семейных ценностей: переход от культуры брака к культуре развода

Диспут

Обсуждают вопросы ценности семьи

Семья в системе жизненных ценностей личности

Потребность в любви и заботе. Семья – место силы человека, его маленькая родина, с которой начинается жизнь и любовь. Семья - ресурс для развития личности.

Супружество как семейная гармония. Основа семьи - взаимоотношения мужчины и женщины. Строительство и развитие отношений в семье.

Потребность быть нужным. Служить, быть нужным, любить и заботиться.


Обсуждение

Обсуждают вопросы


Брак и семья с позиций мировых религиозных культур

Брак и семья с позиций мировых религиозных культур - иудаизма, христианства, ислама, буддизма.Брак и семья: история и современность. Современные тенденции в религиозных воззрениях на семью.

Исторические типы семьи: социологический анализ с религиозной точки зрения.

Взаимные обязанности супругов. Отношение к родителям.

Любовь в буддизме как потребность заботиться о другом, сделать его счастливым. Служение родителям в буддизме как способ служения Богу.

Развод и права женщины при разводе. Статус женщины, мусульманка в семье, в традиционном обществе, в современном мире.

Межконфессиональные браки

Лекция

Работают с текстом в группе

Итоговое занятие. Моя будущая семья

Презентация

Создают портреты-образы своей будущей семьи (презентации)









3.Тематическое планирование


п/п

Раздел/тема

Количество часов,

отводимых на изучение темы

Примечание

1

Введение. Общее представление о семье. Законодательство РФ о семейных отношениях. Инструктаж по ТБ


4



2

Характеристика брака.
Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи


4


3

Основы, формы, типология и тенденции развития семьи в современном обществе


2


4

Правовые аспекты семьи в России: ХХI век

4


5

Роль экономической функции семьи в современном обществе


2


6

Культура взаимоотношений в семье


2


7

Ответственное родительство


2


8

Реализация воспитательной функции в современной семье


2


9

Система жизненных ценностей человека


2


10

Семья в системе жизненных ценностей личности


2


11

Брак и семья с позиций мировых религиозных культур


4


12

Итоговое занятие. Моя будущая семья


4

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!