СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Петербург-город литературных героев"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс внеурочной деятельности «Петербург – город литературных героев» разработан в дополнение к урокам литературы и может быть реализован в 7, 8 классах.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Петербург-город литературных героев"»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Петербург – город литературных героев»









Автор – составитель программы:

Иванова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы














Курс внеурочной деятельности «Петербург – город литературных героев» разработан в дополнение к урокам литературы и может быть реализован в 7, 8 классах.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель:

  • Удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном, нравственном, речевом и творческом развитии через организацию внеклассных мероприятий (экскурсий, викторин, литературных вечеров и творческих мастерских) по литературе.

Задачи:

    1. Включить обучающихся в активную деятельность в процессе организации внеклассных мероприятий.

    2. Активизировать познавательный интерес обучающихся к литературной топографии и истории Петербурга в ходе чтения и анализа произведений художественной литературы.

    3. Способствовать овладению литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения (сюжет, композиция, образ, жанр, литературный адрес и реальный адрес, проза, лирика).

    4. Формировать умения находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.

    5. Формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения при подготовке экскурсий (заочных и очных) и литературных вечеров.

    6. Развивать самостоятельность обучающихся.

    7. Воспитывать вдумчивого читателя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, аналитическими способностями и собственным мнением.













2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Личностные результаты:

  • способность анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

  • способность проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

  • Метапредметные результаты:


  • способность осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера; оказывать поддержку тем, от кого зависит достижение целей в совместной деятельности;

  • способность применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста и синтезировать её для составления собственного высказывания;

  • способность узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; устанавливать аналогии;

  • способность выразительно читать текст, анализировать его, используя изученную терминологию;

  • способность строить монологические высказывания, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

  • способность формулировать и высказывать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач;

  • способность организовывать деловое сотрудничество.

  1. Продукты учебной деятельности:

  • тексты экскурсий (фрагменты, созданные обучающимися).

  • литературно - художественный журнал «И пробуждается поэзия во мне…» с творческими работами: стихами, рассказами – размышлениями о запомнившихся эпизодах поездок, сочинения-миниатюры.

  • альбом «Занимательный калейдоскоп» с викторинами, кроссвордами, ребусами, созданными обучающимися.

  • альбом с иллюстрациями и фотографиями «Прогулки по маршрутам пушкинских героев».

  • видеоролик фрагмента одной из экскурсий по местам литературных героев или литературного вечера.



  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи

Учебный материал

Виды внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Раздел 1. А.С. ПУШКИН В ПЕТЕРБУРГЕ И

ПЕТЕРБУРГ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА


Тема 1. «Сады Лицея»

Углубление знаний о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Формирование у уча-щихся деятельностных способностей и способ-ностей к структурирова-нию и систематизации материала: поиск мате-риалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет;

Совершенствование на-выков монологической речи( в устной и пись-менной форме)

А.С. Пушкин. Детство. Лицейские годы: друзья, ранняя лирика.

Ключевые понятия: память, благодарность, гармония.

Теория литературы. Лирика. Жанры лирики: ода, послание, элегия, эпиграмма, эпитафия, лирическое стихотворе-ние


Подготовка и оформление сообщений:

- о лицейских друзьях поэта;

- о достопримечатель-ностях Лицейских парков;

Подготовка вырази-тельного чтения стихов.

Оформление «отчета» об экскурсии: живописная работа, небольшое сочинение - размышление, страницы фотоальбома

(форму выбирают учащие-ся).

Создание творческой работы

Экскурсия















Мастерская творческого письма

Тема 2. «Город пышный, город бедный…»

Овладение понятиями образ Петербурга, пуш-кинский Петербург.

Совершенствование на-выков:

-анализа текстов разных жанров, в том числе сопоставительного анализа;

-поиска материалов с использованием справо-чной литературы и ресур-сов Интернет;

Совершенствование чи-тательских умений.

Формирование мотива-ции к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

Стихотворение А.С.Пуш-кна «Город пышный, го-род бедный…»

Повесть «Станционный смотритель».

Поэма «Медный всад-ник».

Ключевые понятия: образ Петербурга, пушкинский Петербург, «литератур-ный» и реальный адрес.

Теория литературы. Сюжет. Композиция. Прием контраста, лако-низм, афористичность.


Чтение и обсуждение про-изведений А.С. Пушкина.

Наблюдение над особен-ностями сюжета, компози-ции и языка произведений; сравнение черновых и окончательного варианта фрагментов произведений (работа в парах).

Самостоятельная работа над созданием сочинений – миниатюр, иллюстраций и текстов заочной экскурсии.

Подготовка викторины «Петербург Пушкина» и участие в ней.


Литературная лаборатория








Заочная экскурсия

Прогулка по Петер-бургу (очная экскур-сия).

Литературная викторина

Раздел 2. ПЕТЕРБУРГ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.С. ЛЕСКОВА


Тема 3. Приключения Левши в Петербурге

Овладение понятиями «образ» и «реально суще-ствующие герои».Форми-рование навыков иссле-довательской деятельно-сти, готовности и способ-ности вести диалог с дру-гими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Формирование мотива-ции познавательного интереса, системы мо-ральных норм и ценно-стей на основе литера-турных произведений

Н.С. Лесков в Петербурге

Ключевые понятия: образ Левши и образ героев, ре-ально существовавших в действительности

Теория литературы. Сказ.

Комментированное чтение.

Просмотр и обсуждение фрагментов кинофильма «Левша» (1986г).

Лабораторная работа: со-ставление сравнительной характеристики героев произведения (таблица).

Работа по созданию карты « Места Петербурга, где побывал Левша».

Написание сочинений-миниатюр «Дело мастера боится», «Левшами сла-вится Россия», «Левша сегодняшнего дня».

Литературная лаборатория







Заочная экскурсия по маршруту Левши в Петербурге

Экскурсия в «Музей Левши»

Тема 4. «Среди столичного смятенья…»

Овладение понятиями «прототип литературного героя», «христианские мотивы», «библейские сюжеты».

Формирование у уча-щихся деятельностных способностей и способ-ностей к структурирова-нию и систематизации материала: поиск мате-риалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет. Со-вершенствование навы-ков монологической ре-чи( в устной и письмен-ной форме).Формирова-ние мотивации познава-тельного интереса, систе-мы моральных норм и ценностей на основе ли-тературных произведе-ний

Н. С. Лесков «Человек на часах».

Ключевые понятия: про-тотип литературного ге-роя, николаевская эпоха, «военная» столица, хрис-тианские мотивы, биб-лейские сюжеты, человек и власть

Теория литературы. Анекдот

Комментированное чтение.


Подготовка сообщений о Стрелке Васильевского острова, Петропавловской крепости, Дворцовом и Троицком мостах.

Выразительное чтение стихов о Петербурге.

Оформление «отчета» об экскурсии: живописная работа, небольшое сочинение - размышление, страницы фотоальбома

(форму выбирают учащие-ся).


Литературная гостиная

Экскурсия

Раздел 3. «СТРАНИЦЕЙ ГОГОЛЯ ЛОЖИТСЯ НЕВСКИЙ»


Тема 5. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя


Совершенствование чи-тательских умений. Раз-витие умения обосновы-вать и высказывать соб-ственное мнение; выби-рать нужную информа-цию из прочитанного текста текста. Формиро-вание мотивации к инди-видуальной и коллектив-ной творческой деятельности.

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя: «Невский проспект», «Нос», «Ши-нель».

Теория литературы. Фантастика. «Малень-кий» человек


Чтение и обсуждение произведений

Подготовка викторины «Петербургские адреса Го-голя и его произведений» и участие в ней.

Литературная гостиная

Викторина







  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

Раздел 1. А.С. ПУШКИН В ПЕТЕРБУРГЕ И ПЕТЕРБУРГ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА

16

1.

Тема 1. «Сады Лицея»

8

2.

Тема 2. «Город пышный, город бедный…»

8

Раздел 2. ПЕТЕРБУРГ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.С. ЛЕСКОВА

14


3.

Тема 3. Приключения Левши в Петербурге

7

4.

Тема 4. «Среди столичного смятенья…»

7

Раздел 3. «СТРАНИЦЕЙ ГОГОЛЯ ЛОЖИТСЯ НЕВСКИЙ»

5


5.

Тема 5. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя

5

Всего

35 часов









































5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    1. Учебно-методические пособия

  1. Константиновская Г.А., Мажуга А.И. Прогулки по Петербургу. Вып. 4. «Там некогда гулял и я…» Часть 2/ Худож. А.И. Мажуга. – СП: ХИМИЗДАТ, 2000 – 48с., ил. (К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина).

  2. Константиновская Г.А., Мажуга А.И. Прогулки по Петербургу. Вып. 4. «Там некогда гулял и я…» Часть 1/Худож. А.И. Мажуга.-2-е изд. – СП: ХИМИЗДАТ, 2003 – 48с., ил.

  3. Раков Ю.А. Петербург – город литературных героев: Учебное пособие по курсу «Краеведение». 4-е изд.- СПб: Химиздат, 2002.-136с.: ил.

  4. Свирина Н.М. Образ Петербурга на уроках литературы: Учебно-методическое пособие. – СПб: «Паритет», 2003.-288с.

  5. Тенютина Е.А. Петербург на уроках русской литературы: Конспекты уроков.- СПб: САГА, 2003.-96с.

    1. Образовательные Интернет-ресурсы

  1. Н.В. Гоголь. Тексты произведений Н.В. Гоголя, изучаемых в школьном курсе литературы. http://public-library.narod.ru/Gogol.Nikolai/

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru

  3. К уроку литературы. - http://literatura5.narod.ru

  4. Пушкин Александр Сергеевич http://www.nlr.ru/res/litkarta

http://www.aspushkin.ru

    1. Учебное оборудование

  1. Компьютер

  2. Мультимедиа проектор

  3. Экран

  4. Учебная доска

  5. Тексты произведений

  6. Листы ватмана

  7. Фломастеры, карандаши, краски

  8. Фотоаппарат

    1. Электронные образовательные ресурсы (программное обеспечение)

  1. Видео к урокам литературы. Национальный образовательный проект «Умная школа» на YouTube

  2. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. http://www.megabook.ru/encyclopedia



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!