Курс внеурочной деятельности «Петербург – город литературных героев» разработан в дополнение к урокам литературы и может быть реализован в 7, 8 классах.
способность осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера; оказывать поддержку тем, от кого зависит достижение целей в совместной деятельности;
способность применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста и синтезировать её для составления собственного высказывания;
способность узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; устанавливать аналогии;
способность выразительно читать текст, анализировать его, используя изученную терминологию;
способность строить монологические высказывания, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
способность формулировать и высказывать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач;
способность организовывать деловое сотрудничество.
тексты экскурсий (фрагменты, созданные обучающимися).
литературно - художественный журнал «И пробуждается поэзия во мне…» с творческими работами: стихами, рассказами – размышлениями о запомнившихся эпизодах поездок, сочинения-миниатюры.
альбом «Занимательный калейдоскоп» с викторинами, кроссвордами, ребусами, созданными обучающимися.
альбом с иллюстрациями и фотографиями «Прогулки по маршрутам пушкинских героев».
видеоролик фрагмента одной из экскурсий по местам литературных героев или литературного вечера.
Учебно-познавательные и учебно-практические задачи | Учебный материал | Виды внеурочной деятельности | Формы организации внеурочной деятельности |
Раздел 1. А.С. ПУШКИН В ПЕТЕРБУРГЕ И ПЕТЕРБУРГ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА |
Тема 1. «Сады Лицея» |
Углубление знаний о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Формирование у уча-щихся деятельностных способностей и способ-ностей к структурирова-нию и систематизации материала: поиск мате-риалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет; Совершенствование на-выков монологической речи( в устной и пись-менной форме) | А.С. Пушкин. Детство. Лицейские годы: друзья, ранняя лирика. Ключевые понятия: память, благодарность, гармония. Теория литературы. Лирика. Жанры лирики: ода, послание, элегия, эпиграмма, эпитафия, лирическое стихотворе-ние | Подготовка и оформление сообщений: - о лицейских друзьях поэта; - о достопримечатель-ностях Лицейских парков; Подготовка вырази-тельного чтения стихов. Оформление «отчета» об экскурсии: живописная работа, небольшое сочинение - размышление, страницы фотоальбома (форму выбирают учащие-ся). Создание творческой работы | Экскурсия Мастерская творческого письма |
Тема 2. «Город пышный, город бедный…» |
Овладение понятиями образ Петербурга, пуш-кинский Петербург. Совершенствование на-выков: -анализа текстов разных жанров, в том числе сопоставительного анализа; -поиска материалов с использованием справо-чной литературы и ресур-сов Интернет; Совершенствование чи-тательских умений. Формирование мотива-ции к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Стихотворение А.С.Пуш-кна «Город пышный, го-род бедный…» Повесть «Станционный смотритель». Поэма «Медный всад-ник». Ключевые понятия: образ Петербурга, пушкинский Петербург, «литератур-ный» и реальный адрес. Теория литературы. Сюжет. Композиция. Прием контраста, лако-низм, афористичность. | Чтение и обсуждение про-изведений А.С. Пушкина. Наблюдение над особен-ностями сюжета, компози-ции и языка произведений; сравнение черновых и окончательного варианта фрагментов произведений (работа в парах). Самостоятельная работа над созданием сочинений – миниатюр, иллюстраций и текстов заочной экскурсии. Подготовка викторины «Петербург Пушкина» и участие в ней. | Литературная лаборатория Заочная экскурсия Прогулка по Петер-бургу (очная экскур-сия). Литературная викторина |
Раздел 2. ПЕТЕРБУРГ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.С. ЛЕСКОВА |
Тема 3. Приключения Левши в Петербурге |
Овладение понятиями «образ» и «реально суще-ствующие герои».Форми-рование навыков иссле-довательской деятельно-сти, готовности и способ-ности вести диалог с дру-гими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Формирование мотива-ции познавательного интереса, системы мо-ральных норм и ценно-стей на основе литера-турных произведений | Н.С. Лесков в Петербурге Ключевые понятия: образ Левши и образ героев, ре-ально существовавших в действительности Теория литературы. Сказ. | Комментированное чтение. Просмотр и обсуждение фрагментов кинофильма «Левша» (1986г). Лабораторная работа: со-ставление сравнительной характеристики героев произведения (таблица). Работа по созданию карты « Места Петербурга, где побывал Левша». Написание сочинений-миниатюр «Дело мастера боится», «Левшами сла-вится Россия», «Левша сегодняшнего дня». | Литературная лаборатория Заочная экскурсия по маршруту Левши в Петербурге Экскурсия в «Музей Левши» |
Тема 4. «Среди столичного смятенья…» |
Овладение понятиями «прототип литературного героя», «христианские мотивы», «библейские сюжеты». Формирование у уча-щихся деятельностных способностей и способ-ностей к структурирова-нию и систематизации материала: поиск мате-риалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет. Со-вершенствование навы-ков монологической ре-чи( в устной и письмен-ной форме).Формирова-ние мотивации познава-тельного интереса, систе-мы моральных норм и ценностей на основе ли-тературных произведе-ний | Н. С. Лесков «Человек на часах». Ключевые понятия: про-тотип литературного ге-роя, николаевская эпоха, «военная» столица, хрис-тианские мотивы, биб-лейские сюжеты, человек и власть Теория литературы. Анекдот | Комментированное чтение. Подготовка сообщений о Стрелке Васильевского острова, Петропавловской крепости, Дворцовом и Троицком мостах. Выразительное чтение стихов о Петербурге. Оформление «отчета» об экскурсии: живописная работа, небольшое сочинение - размышление, страницы фотоальбома (форму выбирают учащие-ся). | Литературная гостиная Экскурсия |
Раздел 3. «СТРАНИЦЕЙ ГОГОЛЯ ЛОЖИТСЯ НЕВСКИЙ» |
Тема 5. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя |
Совершенствование чи-тательских умений. Раз-витие умения обосновы-вать и высказывать соб-ственное мнение; выби-рать нужную информа-цию из прочитанного текста текста. Формиро-вание мотивации к инди-видуальной и коллектив-ной творческой деятельности. | «Петербургские повести» Н.В. Гоголя: «Невский проспект», «Нос», «Ши-нель». Теория литературы. Фантастика. «Малень-кий» человек | Чтение и обсуждение произведений Подготовка викторины «Петербургские адреса Го-голя и его произведений» и участие в ней. | Литературная гостиная Викторина |
Константиновская Г.А., Мажуга А.И. Прогулки по Петербургу. Вып. 4. «Там некогда гулял и я…» Часть 2/ Худож. А.И. Мажуга. – СП: ХИМИЗДАТ, 2000 – 48с., ил. (К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина).
Константиновская Г.А., Мажуга А.И. Прогулки по Петербургу. Вып. 4. «Там некогда гулял и я…» Часть 1/Худож. А.И. Мажуга.-2-е изд. – СП: ХИМИЗДАТ, 2003 – 48с., ил.
Раков Ю.А. Петербург – город литературных героев: Учебное пособие по курсу «Краеведение». 4-е изд.- СПб: Химиздат, 2002.-136с.: ил.
Свирина Н.М. Образ Петербурга на уроках литературы: Учебно-методическое пособие. – СПб: «Паритет», 2003.-288с.
Тенютина Е.А. Петербург на уроках русской литературы: Конспекты уроков.- СПб: САГА, 2003.-96с.