СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Растим патриотов"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Растим патриотов"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо.

Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

Патриотизм - категория нравственная. А к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. И конечно, истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие. И провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь и т.д.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

В 2005 году разработана «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», основной целью которой является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирования у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

В связи с этим на базе Сосновского филиала МАОУ Лопушская СОШ имени Н.М. Грибачёва создается кружок военно-патриотической направленности «Растим патриотов», в котором подростки приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.

Все ли ребята смогут показать себя настоящими патриотами, покажет время. И хотелось бы, чтобы оно было мирным. А если вдруг предстоит встать на защиту Родины, то они выполнят патриотический долг с честью и достоинством.

Таким образом, патриотизм – это система отношений человека к:


  • истории страны: историческому прошлому, героическому прошлому и настоящему, истории и традициям русской армии;

  • национальной культуре: обычаям и традициям, литературе, науке, музыке и т.д.;

  • стране на карте мира: ее природе, экономике, месту собственного жительства, «малой» Родине;

  • государству: как правовому институту, гаранту законности и порядка, гражданскому долгу перед государством, народом, защищать его мощь, независимость, ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей, судьбы народа в целом.

В связи с вышеизложенным необходима целенаправленная работа по формированию у учащихся любви к отечеству, ответственности за его защиту.

Важнейшее значение в патриотическом воспитании учащихся имеет законодательная база.

Нормативно-правовая база:

  • - Конституция Российской Федерации;

  • - ФЗ от 10 июня 1992 г .№3266-1 «Об образовании»;

  • - ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

  • - ФЗ от 31 мая1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»;

  • - ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе»;

  • - Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»;

  • - постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 года № 422 « О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»;

  • - Конвенция ООН «О правах ребенка».

   Основными принципами деятельности военно-патриотического кружка являются:

  • принцип добровольности;

  • принцип взаимодействия;

  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;

  • принцип преемственности;

  • принцип равноправия и сотрудничества;

  • принцип гласности;

  • принцип самостоятельности;

  • принцип ответственности;

  • принцип коллективности;

  • принцип ответственности за собственное развитие.




 Цель: создание условий, способствующих патриотическому,  физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.

 Задачи:

Образовательные:

  • подготовить подрастающее поколение к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство гражданственности, патриотизма и любви к Родине;

  • воспитывать бережное отношение к героическому прошлому нашего народа, землякам;

Развивающие:

  • формировать профессионально значимые качества и умения, верности конституционному и воинскому долгу;

совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности, обеспечивать условия для самовыражения обучающихся, их творческой активности.

   Основные формы работы кружка: 

  • соревнования;

  • конкурсы;

  • смотры;

  • слеты;

  • конференции;

  • экскурсии;

  • исследовательская и поисковая работа;

  • круглые столы;

  • клубные встречи;

  • издательская деятельность;

  • походы;

  • игры;

  • турниры;

  • создание баз данных;

  • эстафеты и т.д.

Ожидаемые результаты:

Наиболее важными предполагаемыми результатами работы по реализации программы можно считать:

  • становление личности учащегося как гражданина России, готового встать на защиту Родины;

  • воспитание уважительного отношения к пожилым людям, укрепление связи ветеранов и молодёжи, преемственность;

  • создание условий для раскрытия ребёнка как гармонично развивающейся личности, с большим творческим потенциалом;

  • привлечение как можно большего количества детей и педагогов к активным формам гражданского и патриотического воспитания, способствующих сохранению преемственности поколений;

  • участие в конкурсах, смотрах, соревнованиях муниципального, областного, регионального и всероссийского уровней.


Учебно-тематический план:

1 год обучения

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Практика

Дата проведения

1.

Особенности военной службы

5



1.1

Конституция РФ о военной службы. ФЗ «О статусе военнослужащих».

1



1.2

История принятия Военной присяги в России как основного закона воинской службы.

1



1.3

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.

1



1.4

Время воинской службы, проводы военнослужащих, увольнение в запас.

1



1.5

Служба по контракту.

1



2.

Основы строевой подготовки

4

3


2.1

Строй и управление строем. Обязанности военнослужащего в строю.

1

-


2.2

Строевые приемы и движения без оружия.


1


2.3

Движения шагом или бегом.


1


2.4

Строи отделения.


1


3.

Правовые основы военной службы

5

3


3.1

Уставы ВС РФ (строевой устав, дисциплинарный устав, устав внутренней службы)


1


3.2

Законы РФ о в/службе. Воинские звания и знаки различия

1



3.3

Боевое знамя в/части. Воинский коллектив

1



3.4

Вечер «Я служить должен».


1


3.5

Круглый стол «Я гражданин России»


1


4.

Боевые традиции Вооруженных Сил России

5



4.1

Символы воинской чести.

1



4.2

Ордена –почетные награды за воинские отличия и боевые заслуги.

1



4.3

Ритуалы Вооруженных Сил РФ.

1



4.4

Дни воинской славы России – дни славных побед.

1



4.5

Знакомство с современными видами оружия. Быт военнослужащих.

1



5.

ЗОМП

5

3


5.1

Ядерное оружие. Поражающие факторы, способы защиты

1



5.2

Химическое оружие. Бактериологическое оружие

1



5.3

Тренировка в пользовании противогазом, тренировка в одевании ОЗК.


1


5.4

Коллективные и индивидуальные средства защиты.


1


5.5

Игра «Тактика и действия в экстремальных ситуациях»


1


6.

Огневая подготовка

5

4


6.1

Основы и правила стрельбы

1

-


6.2

Материальная часть АК-74 и его модификации.


1


6.3

Неполная разборка и сборка АК- 74.


1


6.4

Отработка норматива на разборке АК-74


1


6.5

Практические стрельбы из пневматической винтовки


1


7.

Военно-медицинская подготовка

5

4


7.1

Основные правила оказания первой медицинской помощи.

1



7.2

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.


1


7.3

Первая медицинская помощь при ушибах, кровотечениях, переломах


1


7.4

Индивидуальная аптечка. Назначение медикаментов.


1


7.5

«Искусственное дыхание». Наложение повязок.


1


7.6

Практическая отработка переноски пострадавшего


1




Итого: 35 часа









Содержание учебной программы кружка «Юный патриот»:

  1. год обучения (35 часа 1 час в неделю)


  1. Особенности военной службы (4 часа)

    1. Конституция РФ о военной службе.

    2. История принятия военной присяги в России.

    3. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.

    4. Время воинской службы, проводы военнослужащих, увольнение в запас.

    5. Служба по контракту.


  1. Основы строевой подготовки (4 часа)

    1. Строй и управление строем. Обязанности военнослужащего в строю.

    2. Строевые приемы и движения без оружия.

    3. Движения шагом или бегом.

    4. Строи отделения.

  1. Правовые основы военной службы (5 часов)

    1. Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

    2. Законы Российской Федерации о воинской службе.

    3. Боевое знамя части.

    4. Вечер «Я служить должен».

    1. Круглый стол «Я гражданин России»

  1. Боевые традиции Вооруженных Сил России (5 часов)

    1. Символы воинской чести.

    2. Ордена –почетные награды за воинские отличия и боевые заслуги.

    3. Ритуалы Вооруженных Сил РФ.

    4. Дни воинской славы России – дни славных побед.

    5. Знакомство с современными видами оружия. Быт военнослужащих.

  1. ЗОМП (5часов)

    1. Ядерное, химическое и бактериологическое оружие, Поражающие факторы, способы защиты.

    2. Коллективные и индивидуальные средства защиты.

    3. Тренировка в одевании противогаза и ОЗК.

    4. Учебные фильмы О ЧС, связанных с ядерным, химическим и бактериологическим оружием.

    5. Игра «Тактика и действия в экстремальных ситуациях.

  1. Огневая подготовка (5 часов)

    1. Основы и правила стрельбы.

    2. Материальная часть АК-74 и его модификации.

    3. Неполная разборка и сборка АК-74 и его модификации.

    4. Отработка норматива на разборке АК-74

    5. Практические стрельбы из пневматической винтовки.

  1. Военно-медицинская подготовка (5 часов)

    1. Основные правила оказания первой медицинской помощи.

    2. Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

    3. Первая медицинская помощь при ушибах, кровотечениях, переломах.

    4. Индивидуальная аптечка. Назначение медикаментов.

    5. «Искусственное дыхание». Наложение повязок.

    6. Практическая отработка переноски пострадавшего


Методическое обеспечение:

Плакаты:

  • Гражданская оборона и защита населения от ЧС;

  • Основы обороны государства и воинские обязанности граждан;

  • альтернативная военная служба;

  • угроза взрыва и действия заложников;

  • химическая и радиационная безопасность;

  • эвакуация населения;

  • средства индивидуальной защиты;

  • основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Учебные фильмы:

  • гражданская оборона и защита от ЧС;

  • эвакуация населения;

  • основы обороны государства и воинской обязанности граждан;

  • действия населения при химически опасных авариях;

  • действия населения в зоне радиоактивного загрязнения.

Приборы и макеты:

  • образец общевойскового комплекта измерителей дозы (типа ДП-22В, ИД-1, ДК-02 и т.п.);

  • образец индивидуального измерителя поглощенной дозы (типа ИД-11и т.п.);

  • образец комплекта индикаторных трубок к комплекту «Пчелка-У» на диоксид углерода, диоксид серы, оксиды азота (по 2 упаковки каждого наименования);

  • образец комплекта дозиметров (радиации);

  • макет АК-74;

Средства индивидуальной защиты:

  • образцы ватно-марлевых повязок;

  • образцы респираторов;

  • образцы противогазов (типа ГП-7);

  • Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)

Средства медицинской защиты:

  • образцы медицинских аптечек «АИ-2»;

  • аптечка первой медицинской помощи;

  • индивидуальный перевязочный пакет и т.п.;

  • набор медицинских шин.

Наличие технических средств обучения:

  • компьютер с подключением интернета;

  • проектор;

  • экран настенный.








Литература:


1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266- 1 (с изм. на 1 декабря 2007г.)

2.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы». Утверждена постановлением Правительства РФ от 11 июня 2005 года № 422.

3.В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий «Основы безопасности жизнедеятельности: методика преподавания предмета». Москва.«Вако», 2010г.

4.В.Ю.Микрюков «Военно-патриотическое воспитание в школе». Москва.»Вако», 2009г.

5.Н.И.Хромов «Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях». Москва. Айрис Пресс, 2008 г.

6.Л.А. Тетушкина «Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания». Волгоград, «Учитель», 2009 г.

7.Е.А.Воронова «Воспитать патриота». Ростов н/Д: феникс, 2008 г.

Т.В. Шепелева «Государственные символы России». Волгоград: «Учитель»,2009 г.

8.Г.С. Семенов «Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи». Москва: Школьная пресса, 2008г. («Воспитание школьников. Библиотека журнала»).

9.П.Ф.Куклин, Л.А.Тетушкина, Л.А.Лаврова «Военно-спортивные игры». Волгоград: Учитель, 2009г.

10.С.В.Титов, Г.И.Шабаева «Тематические игры по ОБЖ». Методическое пособие для учителя. Москва: ТЦ Сфера, 2003 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!