«Рассмотрено» На заседании ШМО Руководитель ШМО _______ Л.Ш. Яруллина Протокол №1 от 29 августа 2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР ______ Э.Э. Нигматуллина | «Утверждаю» Директор МБОУ «Малосуньская ООШ» _________ Т.М. Сайфуллина Приказ №29 от 31 августа 2019г. | | | |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности по теме «Растим патриотов»
для 6-9 классов учителя истории и обществознания
первой квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Малосуньская основная общеобразовательная школа»
Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Мухаметзяновой Лилии Саматовны
Направление духовно - нравственное
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 29 августа 2019 года
Пояснительная записка
к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Растим патриотов»
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности номам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой родного района, Республики Татарстан, России.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильной выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия;
обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия:
обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владей диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимопонимании с ними;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
2. Содержание курса:
Раздел 1. «Я и моя семья»
Старшее и младшее поколение неразрывно связано между собой. Уважение предков, сохранение памяти о них – священной обязанности каждого.
Цели: привлечь внимание обучающихся к роли семьи в передаче системы ценностей от поколения к поколению. Содействовать формированию нравственности, патриотизма и активной гражданской позиции у молодежи, чувства гордости за историю своей страны. Акцентировать внимание обучающихся на связи поколений, на преемственности традиций, на важности обмена опытом между поколениями.
Показать, как принцип преемственности влияет на качество жизни и социальное самочувствие всех поколений современного общества - воспитание убежденности обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Раздел 2. «Мы – татарстанцы»
Задачи: создание условий для формирования у обучающихся мотивации к познанию пошлого, изучению культурного наследия народов Татарстана, формирование толерантного отношения в многонациональном коллективе - осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Родины - России, к судьбе малой родины-Республики Татарстан, их прошлому, настоящему, будущему.
Задачи: развивать общественную активность обучающихся. Воспитывать сознательное отношение к труду и народному достоянию. Воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
Воспитывать бережное отношение к памятникам истории, культуры и искусства.
- знакомство с особенностями обычаев и обрядов местного населения, предметами традиционной материальной культуры, национальный костюм, праздниками
Раздел 3. «Я и моя школа»
Воспитание сознательного отношения к учёбе, законам школьной жизни и традициям школы, развитие сознательной активности и культуры умственного труда.
Задачи:
Формирование позитивной Я - концепции личности обучающегося, умения проявить свои лидерские качества в ученическом самоуправлении школой.
Сформировать умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого. Актуализировать потребности в самореализации.
Способствовать поддержанию благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического климата в школе.
Формировать необходимость в творчестве как важнейшей ценности школьной жизнедеятельности. Формировать культуру общения и школьных взаимоотношений.
Знакомство обучающихся с малой родиной, ее историческим прошлым, культурой, национальными традициями; воспитывать бережное отношение к природе родного края, гордость за национальную культуру, героическое прошлое родного края.
Формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности. Бережное отношение к памятникам истории, культуры и искусства родного края.
Формировать стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда, обогащение эстетических знаний и совершенствование умений и навыков.
Раздел 4. «Отечества достойные сыны»
Воспитание у обучающихся любви к своей Отчизне, гордости за ее прошлое на примере ее героических сынов
Задачи: формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями и памятниками боевой славы, воспитание любви и уважения к защитникам Родины.
Воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости
Раздел 5. «Земля – наш общий дом» – формирование гражданского отношения к планете Земля. Воспитание у обучающихся любви к Родине, родному краю как к своей малой Родине, бережного отношения к природе, окружающему миру.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
3. Тематическое планирование по программе внеурочной деятельности
« Растим патриота»
№ | Тема занятия | Кол. час | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
1 | «Я и моя семья» Вводное занятие. Генеалогия как наука | 1 | | | |
2 | «Я и моя семья» Теория семейного родства. Прямые и боковые родственные связи | 1 | | | |
3 | «Я и моя семья» Дом и семейный быт. Практическая работа по описанию быта своей семьи. | 1 | | | |
4 | «Я и моя семья» Род, очаг, поколение, предки. Конкурсы рисунков « Моя семья». | 1 | | | |
5 | «Я и моя семья» Что такое генеалогическое древо семьи? Поиск информации у родственников старшего поколения, запись рассказов. | 1 | | | |
6 | «Я и моя семья» Моя родословная. Практическое ознакомление с родословными. | 1 | | | |
7 | Народы Татарстана | 1 | | | |
8 | Предметы традиционной материальной культуры народов Татарстана | 1 | | | |
9 | «Мы – татарстанцы» Особенности обычаев и обрядов местного населения | 1 | | | |
10 | Фольклор народов Поволжья. Конкурс фольклора | 1 | | | |
11 | Уважаемые люди Мамадыша. Их вклад в развитие города. | 1 | | | |
12 | Обрядовый словарь местного населения. | 1 | | | |
13 | Национальные костюмы народов Поволжья. Виртуальная экскурсия | 1 | | | |
14 | Фестиваль народного костюма | 1 | | | |
15 | « Я и моя школа» Наша школа. Презентация. | 1 | | | |
16 | «Я и моя школа». Учителя и ученики разных лет. Экскурсия по экспозиции школьного музея | 1 | | | |
17 | «Я и моя школа» Путешествия по воспоминаниям ветеранов-педагогов. | 1 | | | |
18 | « Я и моя школа» Встречи с ветеранами педагогического труда | 1 | | | |
19 | « Я и моя школа» Славные традиции школы. | 1 | | | |
20 | « Я и моя школа» Славные традиции школы. | 1 | | | |
21 | «Земля – наш общий дом» Введение. | 1 | | | |
22 | «Земля – наш общий дом» Наше природное наследие. Экскурсия в природу. | 1 | | | |
23 | «Земля – наш общий дом» Экологические проблемы региона - как их решать? | 1 | | | |
24 | «Земля – наш общий дом» Охраняемые объекты Крыма | 1 | | | |
25 | «Земля – наш общий дом» Красная книга. Мультимедийный рассказ об исчезающих видах растений. | 1 | | | |
26 | «Отечества достойные сыны» 23 февраля - день защитника Отечества. История возникновения праздника. | 1 | | | |
27 | «Отечества достойные сыны» Есть такая профессия - Родину защищать. Презентация «Служба в Армии - почетная обязанность | 1 | | | |
28 | «Отечества достойные сыны» Военная слава земляков. Путешествие по Книге памяти. | 1 | | | |
29 | «Отечества достойные сыны» Имена героев в названии улиц нашего города. Защита проектов | 1 | | | |
30 | «Отечества достойные сыны» Керчь - город-герой. Презентация. | 1 | | | |
31 | «Отечества достойные сыны» | 1 | | | |
32 | «Отечества достойные сыны» День Победы - великий праздник | 1 | | | |
33 | «Отечества достойные сыны» Литературно-музыкальная композиция. | 1 | | | |
34 | Итоговый занятие. | 1 | | | |
| Итого | | | | 34 |
21