СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Основы религиозной культуры и светской этики. Модуль « Светская этика»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

МКОУ СОШ № 10 является базовой  площадкой по реализации республиканского проекта «Формирование добрых человеческих отношений» ("Каякентский НМЦ Ссово по Фдчо им. Р.К.Абакаровой" МР "Каякентский Район").

 

"КАЯКЕНТСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ В ОБЩЕСТВЕ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ИМЕНИ РУКИЯТ КАХРУМАНОВНЫ АБАКАРОВОЙ" МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "КАЯКЕНТСКИЙ РАЙОН"  - инициатор данного проекта.

 

Рабочая программа по  курсу «Основы религиозной культуры  и светской этики. Светская этика» для 4–го класса составлена на  основе авторской программы авторов  Бунеева Р.Н., Данилова Д.Д., Кремлёвой И.И. с учётом  требований нового федерального государственного образовательного стандарта, а также методического пособия для 4 класса «Формирование добрых человеческих отношений» авторов Абакарова Р. К., Курбанова А. Х., Багапова Н.М.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Основы религиозной культуры и светской этики. Модуль « Светская этика»»

Рабочая программа

курса «Основы религиозной культуры и светской этики. Модуль « Светская этика»

4 класс,1 час в неделю, всего- 34 часа.


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Конституции РФ, ст. 43;

  2. Конвенции о правах ребенка;

  3. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  4. Приказа № 1089 от 5 марта 2004 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (в соответствии с изменениями);

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06 февраля 2015 года, регистрационный № 35916);

  6. Приказа от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

7. Программы основного начального образования «Образовательная система «Школа России» курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Модуль «Светская этика». Авторы Бунеев Р.Н.,Данилов Д.Д.,Кремлёва И.И.


МКОУ СОШ № 10 является базовой площадкой по реализации республиканского проекта «Формирование добрых человеческих отношений» ("Каякентский НМЦ Ссово по Фдчо им. Р.К.Абакаровой" МР "Каякентский Район").


"КАЯКЕНТСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ В ОБЩЕСТВЕ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ИМЕНИ РУКИЯТ КАХРУМАНОВНЫ АБАКАРОВОЙ" МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "КАЯКЕНТСКИЙ РАЙОН" - инициатор данного проекта.


Рабочая программа по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики. Светская этика» для 4–го класса составлена на основе авторской программы авторов Бунеева Р.Н., Данилова Д.Д., Кремлёвой И.И. с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта, а также методического пособия для 4 класса «Формирование добрых человеческих отношений» авторов Абакарова Р. К., Курбанова А. Х., Багапова Н.М.






Общая характеристика учебного предмета.


Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Изучение курса «Основы религиозной культуры и светской этики» направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» не только готовит учащихся к освоению основ знаний обществознания, истории в основной школе, но и способствует развитию и воспитанию личности, что имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.

Курс ОРКСЭ также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру, позволяет ученику решать определенный класс жизненно-практических задач. В настоящую программу положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования;

принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний;

В. Деятельностно – ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.


Описание места учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в учебном плане.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры.

2. Основы исламской культуры.

3. Основы буддийской культуры.

4. Основы иудейской культуры.

5. Основы мировых религиозных культур.

6. Основы светской этики.


Обучающиеся изучают модуль «Основы светской этики» по выбору родителей.


Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в 4 классе для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). . Особое место занимают проекты и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Проекты, практические работы предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.

Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22 августа 2012 года № 08-08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ», оценивание предмета «Основ религиозных культур и светской этики» безотметочное. 



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.


Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.



Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики. Светская этика».


Личностными результатами изучения курса «Основы религиозной культуры и светской этики. Основы духовно-нравственной . Светская этика» в 4 – м классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;

  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

  • понимать, что за самостоятельно сделанный выбор человек несет ответственность.

Метапредметными результатами изучения курса «Основы религиозной культуры и светской этики. Светская этика»

в 4–-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – понимать и объяснять систему нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • учиться относиться с уважением к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Основы религиозной культуры и светской этики.. Светская этика» в 4–м классе

является формирование следующих умений:

– понимать и объяснять систему нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика:

- основные понятия религиозных культур;

- историю возникновения религиозных культур; 

- историю развития различных религиозных культур в истории России; 

- особенности и традиции религий; 

- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь; 

- уметь описывать различные явления религиозных традиций и культур; 

- уметь устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; 

- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; 

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; 

- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

– учиться действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, основанных на мировых религиозных культурах и на светской этике:

- строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; 

- делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за свой выбор, свое решение.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики. Светская этика»


Личностные результаты

1.Формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2.Формирование семейных ценностей.

3.Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

4.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.


Предметные результаты

1.Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

2.Понимание значения нравственности в жизни человека и общества.

3.Формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России.

4. Формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре.


Метапредметные результаты

1.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

2.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

3.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

4.Умение осуществлять информационный поиск.

К концу обучения по данному курсу школьник должен :

-приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;

-получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

-получить опыт самостоятельного общественного действия.



Способы оценивания результатов

1. Представление результатов – в ходе реализации и презентации ученических проектов.

2. Главный способ оценки – рефлексивная самооценка ученика по умениям линий развития и коллективная оценка учениками (под руководством учителя) друг друга.

3. Дополнительный способ оценки – экспертная оценка учителями в результате наблюдения за деятельностью учеников в ходе исполнения и презентации своих проектов.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

на 2018/2019 учебный год

по ОРКСЭ, модуль «Светская этика», «Школа России», Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов,

4 класс, 1 час в неделю, всего 34 часа


Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения


Тема урока с указанием этнокультурных особенностей РБ



Примечание

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)


1



Россия – наша Родина. «Доброе утро!» - знакомство с ФДЧО

Проект «Символика России».

*Символика РБ.


Основы религиозных культур и светской этики (28 часов)

Личностные: Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование целостного, социально ориентированного

взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Познавательные: Знание основных моральных норм и ориентация на них выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных

норм, развитие морального сознания, смысловое восприятие художественных и познавательных текстов.

Регулятивные: выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов), сравнение и классификация по заданным критериям, развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Коммуникативные: Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.



2



Что такое светская этика?


3



Мораль и культура. «Что такое «хорошо» и что такое «плохо».


4



Особенности морали. «Волшебные слова».


5



Добро и зло. «Сердце, полное любви».



6



Добро и зло. «Сердце, полное любви».


7



Добродетель и порок. «Волшебники добра и зла».


8



Добродетель и порок. «Доброта и улыбка».



9



Что значит «быть нравственным» в наше время. «Я люблю, ты любишь, мы любим».



10



Свобода и моральный выбор человека. «Добро!»


11



Свобода и ответственность. «Кто разбил окно».



12



Моральный долг. «С тобой мы дружили».



13



Справедливость. «Весы».


14



Альтруизм и эгоизм. «Мой нравственный рост».



15



Дружба. «Хороший ли ты друг».

Проект « Мой друг»


16



«Какой Я?»

Создание творческих работ по теме «Что значит быть моральным?»


17



Трудовая мораль.


18



Смысл жизни и счастье. «Доброта и улыбка».


19



Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

«Я и моя семья».


20



Нравственный поступок.


21



Золотое правило нравственности.


22



Стыд, вина и извинение. «От образа Я – реального к образу Я – идеальному».



23





Честь и достоинство.



24



Совесть. «Мама и папа трудятся».


25



Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

«Привычки полезные и вредные».


26



Джентльмен и леди.


27



Образцы нравственности в культуре Отечества.


28



Что такое этикет. Проект «Этикетная сторона костюма.»


29



Презентация проектов.





Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Познавательные: Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов), овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Регулятивные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;

Коммуникативные: Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих

людей, Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания .

30



Семейные праздники. «Наш дом».

*Проект «Праздник в моей семье»


31



Государственные праздники. «Вечером у камина»

*Государственные праздники РД.


32



Жизнь человека – высшая нравственная ценность. «Что такое гостеприимство?».


33



Любовь и уважение к Отечеству. «Наша школа, наш класс».

*Проект «Моя малая Родина».


34



Презентация проектов.



Учебно–методический комплект:

Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» для 4–го класса авторы Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И.

Проект методического пособия для 4 класса «Формирование добрых человеческих отношений» Абакарова Р. К., Курбанова А. Х., Багапова Н.М.

Литература

1. Учебно-методический комплекс по ОРКиСЭ

2. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010

3. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010

4. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010

  1. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2010

  2. «Технология формирования добрых человеческих отношений» Москва, 2010г

  3. Проект методического пособия для 4 класса «Формирование добрых человеческих отношений» Новокаякент, 2012

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!