СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» ООО ФГОС

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана для обучающихся 4 класса Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы светской этики 4 класс» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и  по выбору   родителей или лиц, их заменяющих.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» ООО ФГОС»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новоникулинская средняя школа

МО «Цильнинский район»Ульяновской области



РАССМОТРЕНО «СОГЛАСОВАНО»: «УТВЕРЖДАЮ»:

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы

Протокол № ____________Н. В. Грунина __________Л. Н. Алексанкина

от «____»_____20____г. «____» _________20____г. Приказ № ____ от________



Рабочая программа

по «Основам религиозных культур и светской этики» ООО ФГОС

Наименование учебного предмета- ОРКСЭ

Срок реализации программы, учебный год 5 лет Класс 4

Учитель истории - Потапова Светлана Александровна

Количество часов по учебному плану: 4 класс-35 ч.,в неделю 1час.













Рабочую программу составил (а)_____ Потапова Светлана Александровна_

подпись расшифровка

Аннотация к рабочей программе по «Основам религиозных культур и светской этики » 4 класс.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование) и на основе Авторской программы курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», (авторы Данилюк А.Я., Емельянова Т.В.) М.: Издательство «Просвещение» ,2019 г. и реализуется с помощью учебника «Основы религиозных культур и светской этики»: 4класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2019;

Цель курса: формирование у школь­ников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребёнка, приобретаемое в результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил по­ведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности вы­страивать позитивное взаимодействие с представителями раз­ных культур, национальностей, верований, социальных групп.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и выбранным школой программно-методическим обеспечением на 2019-2020 учебный год предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в основной школе изучается в 4 классе в течение всего года один час в неделю, общее число часов 35.





Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

- Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования

- Авторская программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», (авторы Данилюк А.Я., Емельянова Т.В.) М.: Издательство «Просвещение» ,2019 г.

-Рабочая программа не предусматривает изменений в авторской программе.

Курс включает в себя инвариантную и вариативную части.

Состав участников программы

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана для обучающихся 4 класса Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы светской этики 4 класс» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и по выбору родителей или лиц, их заменяющих.

Основные цели и задачи курса

В ходе изучения вводной, инвариантной, части курса дети усваивают три

важнейших положения.

1. Источником возникновения и становления духовно-нравственной культуры общества являются национальные традиции и религия.

2. Каждая религия самоценна в нравственном воспитании человека и вносит вклад в становление общечеловеческих ценностей.

3. Любой человек независимо от вероисповедания должен осознавать значение общечеловеческих ценностей и следовать им в своей жизни.

Четвероклассники знакомятся с пластом народной культуры — фольклором

(сказками, былинами, легендами), традиционным бытом, обрядовой и религиозной культурой. Это даёт возможность, во-первых, подвести детей к осознанию того, что нет противоречий между представлением о нравственности в светской этике и в религиозных культурах, а во-вторых, подчеркнуть факт, что все религии выдвигают одни и те же ценности: люби Отчизну, будь щедрым, не завидуй, не предавай, будь терпимым и т. д.

Вариативная модульная часть курса «Основы светской этики» организуется в

соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающихся.

Цели второй части курса:

— углубление знаний о конкретной религии, которую исповедуют (или интересуются ею)обучающиеся по данному модулю;

— воспитание интереса к религиозной культуре, осознание места и роли религий в развитии культуры общества и конкретного человека;

— развитие диалога культур, воспитание толерантных чувств, уважительного отношения к людям, исповедующим разные религии, или не исповедующим никакой.

Ценностными ориентирами при изучении курса являются следующие:

• воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно- нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид могут благополучно существовать и развиваться, если стремиться к нравственному самосовершенствованию;

• формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности зародились, сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, религиозные верования, а также в процессе общенациональных и межнациональных отношений;

• осознание того, что современная духовно-нравственная культура является наследием деятельности многих поколений наших предков и имеет свои истоки в эпосе, фольклоре, общенародных праздниках и религиозных обрядах;

• формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определённому этносу или религиозными убеждениями, а нравственным характером его поведения и деятельности, его чувством любви к своей Родине, уважением к народам, населяющим её, их культуре и традициям.

Психологические предпосылками усвоения содержания курса

Предпосылками усвоения содержания курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются особенности психологического статуса школьников 9—11 лет. Это любознательные, доверчивые дети, верящие в авторитет взрослого. Для них индивидуальный опыт пока совмещён с опытом социальным, не дифференцирован, поэтому они легко попадают под влияние, принимают предлагаемые им формы поведения. Психологи говорят о естественной толерантности младших школьников и младших подростков даже в случаях жестокого обращения с ними. Это создаёт психологическую защиту и позволяет сохранить нормальные отношения с окружающими людьми, но снижает способность развития своего «я».

Эмоциональность детей этого возраста, их способность всё пропускать через чувства, ярко и остро реагировать на обиду, несправедливость, проявление нечестности и т. п. также облегчают ребёнку понимание законов нравственности, развивают желание следовать им в собственном поведении. Такие же бурные чувства проявляют ребята, когда анализируют благородные поступки, гуманное отношение к окружающему миру.

Вместе с тем учёт психологических особенностей детей младшего школьного возраста требует особого внимания к правилу «Не навреди!».

Это правило особенно необходимо для исполнения, когда речь идёт о весьма абстрактной стороне социальной жизни человека — его вероисповедании, приверженности к той или иной религии. Действительно, младшим школьникам и подросткам трудно объяснить многие позиции религий. Поэтому, отбирая информацию религиозного содержания, нужно тщательно её анализировать: соответствует ли она психологическим возможностям ребёнка этого возрастного этапа развития, воспримет ли он её осознанно, правильно. Опасность состоит в том, что многие религиозные правила и догмы слишком абстрактны, не подкреплены «живыми» историями о «живых» людях. В этом случае суггестивные возможности детей могут дать противоположный эффект — некритическое, доверчивое восприятие всей предлагаемой информации. В связи с вышесказанным особое внимание при разработке курса было уделено наглядности, отбору примеров из .Современной жизни и истории нашей страны. В учебниках представлена система эмоциональных подмог, обеспечивающих образное восприятие учащимися предлагаемых фактов, событий, явлений (иллюстративный ряд, специально разработанное содержание рубрики «Картинная галерея»). Любое общение с младшим школьником на уроках по данному предмету должно сопровождаться яркими, образными историями, объясняющими ту или иную формальную информацию.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание курса позволяет раскрыть различные грани многонациональной российской культуры как сплава традиций, нравственных ценностей, норм светской и религиозной морали. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определённому этносу и конфессии, но и с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Ценностными ориентирами при изучении курса являются следующие:

-воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид могут благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию;

-формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности зародились, сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, религиозные верования, а также в процессе общенациональных и межнациональных отношений;

-осознание того, что современная духовно-нравственная культура является

наследием деятельности многих поколений наших предков и имеет свои истоки в эпосе, фольклоре, общенародных праздниках и религиозных обрядах;

-формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определённому этносу или религиозными убеждениями, а нравственным характером его поведения и деятельности, чувством любви к своей Родине, уважением к народам, населяющим её, их культуре и традициям.

Ведущие содержательные линии

Следует подчеркнуть, что знания не являются самоцелью при изучении данного учебного курса, они — средство воспитания нравственных установок. Исходя из этого, авторы учебников не считали необходимым давать большой объём знаний о религиях, раскрывать все многообразные аспекты традиционных культур народов России. Главным принципом отбора содержания обучения было прослеживание вклада различных сфер жизни общества в становление общечеловеческих ценностей, в развитие законов нравственности.

Отбор содержания обучения во вводной части курса был направлен на всестороннее раскрытие понятия «духовно-нравственная культура». Авторы

рассматривают духовно-нравственную культуру как систему ценностей человека, позволяющую не только успешно адаптироваться в обществе, но и

существовать в нём без вреда для себя и его членов. Отобранное содержание

обучения имеет целью представить характеристику трёх компонентов означенного понятия:

знания о цивилизационных и национальных ценностях, ставших универсальными (ценности семьи, общения, взаимодействия, ценности познания и др.);

нравственно-ценностные мотивы (осознание объективности общественных норм и правил; принятие необходимости жить по нравственным законам; рефлексия; готовность к самосовершенствованию);

нравственно-ценностное поведение (реальное соблюдение норм и правил; самодисциплина;" диалогичность,толерантность и др.).

Подбор изучаемого материала осуществлялся таким образом, чтобы обеспечивать отражение следующих идей:

1. Источниками возникновения и становления нравственной культуры общества являются национальные традиции и религия.

2. Светская этика родилась как результат отбора обществом нравственных

ценностей, следование которым не зависимо от принадлежности человека к

той или иной религии или атеистических взглядов человека.

3. Традиционным религиям свойственна общность многих нравственно- этических позиций, что является объединяющим в понимании вклада религиозных культур в общую культуру общества.

4. Содержание обучения обеспечивает последовательное раскрытие ряда

понятий: культура, нравственность, этика, этикет, общечеловеческие

ценности, традиции, религия и др.

Перечисленные идеи стали основой конструирования предметного содержания и основных содержательных линий курса.

Принципы организации обучения

Принцип природосообразности. Младшие школьники открыты для диалога на самые .различные темы, в том числе о человеческих добродетелях и пороках. Вместе с тем важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт детей этого возраста: особенности восприятия ими

философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, глубокую веру во взрослого, податливость влияниям и авторитету педагога. Материал, который представляется для восприятия четвероклассникам, должен прежде всего вызывать эмоциональную реакцию, а память должна фиксировать художественные образы.

Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике, проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, организацией обучения в парах, группах.

Принцип краеведения. Социализация ребёнка проходит в естественной среде, частью которой является быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, традиционная религия его народа и др.Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде.

Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения: при сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьёзные проблемные задачи.

Содержание выстроено на основе линейно -концентрического принципа:

учебный материал располагается по темам, основные идеи которых повторяются на новом, более высоком уровне с определённым углублением

и расширением. Такое расположение содержания даёт возможность постепенно наполнять характеристику понятий и терминов, в результате чего дети подходят к осознанному их принятию.

Основные формы организации учебной деятельности

Организация учебной деятельности основывается на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, репродуктивных, индуктивных и дедуктивных.

К рекомендуемым формам организации учебной деятельности относятся следующие:

  • беседа репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций;

  • взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т. д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.

  • взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т. д.;

  • интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения;

  • драматизация (театрализация) при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе;

  • ведение поурочного словаря основных терминов и понятий, что способствует систематизации и усвоению учебного материала школьниками. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, устной и письменной речи, т. к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок;

  • составление галереи образов. Эта работа направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление связей содержания курса не только на теоретическом, но и на образно-визуальном уровне, а также на формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием такой галереи образов может стать разнообразный наглядный материал по курсу: репродукции картин, икон, храмов, фотографии и изображения персоналий, музейных экспозиций, ритуальные и бытовые предметы, характерные для православной культуры и др., целесообразно привлечение фотографий предметов, лиц, событий по тематике курса из семьи, семейного архива учащихся (по согласию родителей);

  • написание кратких эссе, сочинений, что способствует развитию навыков письма, работы с источниками информации.

Место курса в базисном учебном плане

В соответствии с Учебным планом предмет изучается в 4 классе. Общее число часов 35 ч. Вводная(инвариантная часть) часть курса – 17 часов и модульная(вариативная часть курса) «Основы светской этики. Основы православной культуры» - 18 часов. Оценка образовательных достижений обучающихся. В процессе изучения курса ОРКСЭ не предусмотрено выставление отметок учащимся.

Результативность учащихся по курсу определяется на основании выполнения творческих работ, проектов, самооценки деятельности учеником, своих достижений (портфолио). Оценивается в журнале как «освоил», «не освоил».




1. Планируемые результаты освоения содержания курса

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов усвоения основной образовательной программы.

Личностные результаты представлены двумя группами. Первая группа отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки;

• высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с её участниками.

Другая группа результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

• воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

• принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий, успешно формирующихся средствами данного предмета:

• владение коммуникативной деятельностью, активное адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учётом особенностей собеседников и ситуации общения;

• овладение навыками чтения и осмысления текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера;

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа обобщения, построения рассуждений;

• готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов жанров;

• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;

• использование полученных знаний в продуктивной преобразующей деятельности;

способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

• расширение кругозора и культурного опыта, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но образно.

К концу обучения учащиеся научатся:

воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;

выделять и формулировать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов;

анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, литературных и религиозных текстах;

оценивать свои поступки, поступки героев литературных произведений и реальных лиц; высказывания известных личностей, исходя из знания правил нравственности этики; намечать способы саморазвития;

высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи;

создавать словесный портрет героя по его изображению;

работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

Планируемые результаты обучения (вводной части)

В ходе изучения вводной части курса четвероклассники должны овладеть универсальными учебными действиями. Важнейшие из них следующие.

Познавательные универсальные действия:

- строить алгоритм действий (план) при подготовке сравнивать темы и идеи произведений фольклора народов;

- анализировать произведения фольклора и религиозные тексты; выделять главную мысль, формулировать нравственные идеи;

- сравнивать быт, обычаи, традиции разных народов, общее и различное;

- конструировать обобщения (выводы) об истоках возникновения и развития российской культуры.

Регулятивные универсальные действия:

- анализировать результаты своей деятельности, сравнивать их с учебной задачей;

- оценивать своё участие в проектной деятельности;

- анализировать трудности, находить пути их преодоления.

Информационные универсальные действия:

-оценивать полученную информацию в соответствии учебной задачей;

-ориентироваться на географической карте: находить места проживания разных народов области (края, республики);

- анализировать информацию, представленную в разных информационных средствах;

- осуществлять поиск дополнительной информации для решения задач проектной деятельности.

Коммуникативные универсальные действия:

-характеризовать правила поведения в обществе, на конкретных примерах описывать общечеловеческие ценности;

- отражать в рассказе-рассуждении последствия нарушения нравственных норм;

-характеризовать важнейшие особенности традиционных религий (место отправления культа, атрибуты, праздники, памятные даты);

-составлять рассказы-описания об отдельных событиях и фактах из истории традиционных религий.

Планируемые результаты обучения (вариативной части)

В ходе изучения вариативной части курса четвероклассники должны овладеть универсальными учебными действиями. Важнейшие из них следующие.

Личностные результаты:

- объяснять, что такое светская этика;

- проявлять уважительное отношение к верующим характеризовать общечеловеческие ценности;

- следовать нравственным нормам и правилам поведения, установленным в российском обществе;

- выполнять правила поведения в общественных местах, учреждениях культуры; правила культурного общения и взаимодействия.

Метапредметные результаты.

- понимать учебную задачу, в соответствии с ней осуществлять процесс учебной деятельности;

- владеть смысловым чтением (понимать главную мысль текста, делить текст на части, составлять план пересказа в соответствии с учебной задачей);

- сравнивать, сопоставлять, анализировать события, факты окружающего мира, представленные в учебных текстах и жизненных ситуациях;

- использовать информацию, полученную из разных источников (учебника, объяснений учителя, справочной литературы, Интернета), для решения учебных и жизненных задач;

соблюдать правила участия в учебном диалоге: слушать партнёра, корректно высказывать своё мнение, терпимо относиться к мнению других и пр.;

- пересказывать текст, объяснять основные положения услышанного (прочитанного) текста, делать выводы, обобщать полученные знания;

- рассказывать о нравственных ценностях российского общества, традициях и обычаях народов России;

- оценивать результаты своей деятельности, находить ошибки, устанавливать и устранять их причины.









2.Содержание учебного предмета

Вводная(инвариативная)часть курса-17ч.

Раздел 1.Россия – страна, объединившая народы – 6 часов

Россия – страна, объединившая народы. Россия – многонациональная держава. Родина – место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия – наша Родина. Россия объединила более 100 разных народов. Российская Федерация – «братских народов союз вековой». Конституция РФ – основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в ее состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык – государственный язык России.

Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ, Сибирь. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры.

Когда люди объединяются. Защита Отечества – долг гражданина, вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война – пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной страны. Подвиги воинов – представителей разных народов.

Раздел 2. Многообразие культур народов России – 11 часов

Многообразие культур народов России. Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства – представители разных народов.

Культура народа, рожденная религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Главные внешние особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).

Народные и религиозные праздники народов России: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха; Курбан-байрам, День рождения пророка, Навруз; Шабат, Пурим; Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.

Что объединяет разные народы. Какие ценности есть у человечества. Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость – общечеловеческие нравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания. Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни. Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий. Представленность общечеловеческих ценностей в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи. Последствия несоблюдения нравственных ценностей.

Модульная (вариативная) часть курса

«Основы православной культуры» (второе полугодие, 18 ч)

Раздел 3. Православие в России – 4 часа

Православное христианство. Православие — традиционная религия России. Три главные ветви христианства. Распространение христианства в Древней Руси. Русская Православная Церковь.

Вклад православия в развитие русской культуры. Крещение Руси — приобщение к европейской культуре. Монастыри — центры культуры. Церковно-приходские школы.

Раздел 4. Чему учит православное христианство – 6 часов

Бог — создатель мира. Десять заповедей, данных Богом Моисею, — древнейший слой библейских религиозно-теологических установлений и морально-правовых норм.

Сын Божий Иисус Христос. Важнейшие события земной жизни Иисуса Христа: рождение, крещение, проповедь, мученическая смерть, воскресение и вознесение. Нагорная проповедь.

Апостолы — ученики Иисуса Христа. Ученики и последователи Иисуса Христа. Двенадцать апостолов и их миссионерская деятельность.

Священная книга христиан. Состав Библии — Ветхий Завет и Новый Завет. Содержание священных книг; особое значение для христианства Нового Завета.

Раздел 5. Традиции православного христианства – 8 часов

Христианская жизнь. Добро и зло. Что такое грех? Ценности православной семьи.

Богослужение в православной церкви. Крест — символ православной веры. Священнослужители. Таинства. Молитва. Храм — дом Божий. Традиции православного богослужения. Правила поведения в храме.

Православный календарь. Великие православные праздники. История православного церковного календаря и его особенности. Пост. Что это такое? Православные (христианские) праздники: Рождество, Крещение, Пасха. Значение праздников в сохранении истории и традиций православия. Соотнесённость праздника с конкретным событием в истории христианства. Обрядовая сторона праздников.

Проектная деятельность. Сообщения, доклады, выставки, презентации (темы по усмотрению учителя). Экскурсии. Православный храм.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел

Тема урока


Количество часов

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт


Раздел 1.Россия – страна, объединившая народы – 6 часов






1


Россия – многонациональная держава

1

Подобрать пословицы и поговорки









2


Народы Поволжья

1

Подготовить сообщение






3


Народы Северного Кавказа

1

Подготовить сообщение






4


Народы Сибири

1

Подготовить сообщение






5


Русский язык – государственный язык России

1

Ответить на вопросы.






6


Когда люди объединяются. Защита Отечества

1

Ответить на вопросы







Раздел 2. Многообразие культур народов России – 11 часов







7


Жилища народов России

1

Подготовить сообщения




8


Одежда народов России

1

Объяснить значение пословиц




9


Кухня народов России

1

Подготовить сообщения






10


Традиционные религии народов России

1

Подготовить сообщения




11


Православный храм

1

Сообщение-презентация






12


Буддийский храм

1

Сообщение-презентация






13


Мечеть

1

Сообщение-


Презентация





14


Синагога

1

Сообщение-презентация






15


Народные и религиозные праздники

1

Подготовить сообщения






16


Что помогает людям жить в мире и согласии

1

Готовить проекты







17


Защита проектов по первому модулю

1









Раздел 3. Православие в России – 4 часа







18


Православие – традиционная религия России. Крещение Руси.

1

Подготовить сообщения







19


Русская православная церковь

1

Подготовить сообщения






20


Монастыри России

1

Сообщение-презентация







21


Вклад православия в развитие русской культуры

1

Сообщение-презентация










Раздел 4. Чему учит православное христианство – 6 часов






22


Бог – создатель мира

1

Подготовить сообщения







23


Десять заповедей Божиих

1

Подготовить сообщения







24


Сын Божий – Иисус Христос

1

Сообщение-презентация







25


Нагорная проповедь. Притчи Иисуса Христа

1

Сообщение-презентация







26


Апостолы – ученики Иисуса Христа

1

Подготовить сообщения








27


Библия – Священная книга Христиан


Подготовить сообщения









Раздел 5. Традиции православного христианства – 8 часов






28


Ценности православной семьи

1

Подготовить сообщения







29


Богослужения в русской православной церкви

1

Подготовить сообщения




30


Молитва в православии

1

Сообщение-презентация






31


Храм – дом Божий. Правила поведения в православном храме

1

Сообщение-презентация







32


Иконы и фрески. Церковное пение и колокольный звон

1

Подготовить сообщения







33


Православный календарь

1

Подготовить проекты






34


Защита проектов по второму модулю

1








35


Экскурсия в православный храм

1















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!