СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «История родного края» для 10-11 класса.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «История родного края» предназначена для учащихся 10-11 класса и направлена на изучение родословной  своей семьи и исследование истории своего края,исходя из того, что история семьи, история края и история России это единый процесс, который связан между собой определенной преемственностью.

Новизна и актуальность программы состоит в том, что в ней конкретизировано и углублено понятие «история страны» до понятия «история одной судьбы» с изучением и исследованием конкретных фактов, событий с использованием нестандартных форм и методов работы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «История родного края» для 10-11 класса.»

Рабочая программа курса

«История родного края» для 10 класса – 34 часа.

составитель Полина Марина Юрьевна

учитель истории высшей квалификационной категории.


Пояснительная записка

1.Введение

Рабочая программа курса «История родного края» предназначена для учащихся 10-11 класса. Назначение курса направлено на изучение родословной своей семьи и исследование истории своего края. Программа исходит из того, что история семьи, история края и история России это единый процесс, который связан между собой определенной преемственностью. Изучая историю своего города, составляя родословную своей семьи, учащиеся узнают, какую роль играли их предки в устройстве государства Российского. Историческое краеведение в школе является одним из источников знаний о родном крае, воспитания любви к нему и формирования патриотизма. Объектами изучения являются семья, земляки, школа, город, страна.

Переломная эпоха, в которую вступила Россия в конце XX века, особенно остро ставит перед нашим обществом проблему воспитания нового человека, гражданина и патриота. Гражданственность и патриотизм –это прежде всего чувство причастности к истории своей Родины и ответственности за ее судьбу. Эта причастность и ответственность приобретается только в ходе глубокого, предметного, заинтересованного, вдумчивого знакомства с историей своей семьи, края, города и страны в их целостности и единстве.

Новизна и актуальность программы состоит в том, что в ней конкретизировано и углублено понятие «история страны» до понятия «история одной судьбы» с изучением и исследованием конкретных фактов, событий. Использование нестандартных форм и методов работы.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что она охватывает вопросы территориальной, природной и культурной истории Волгограда и его районов в их единстве и взаимосвязи. Взаимосвязь достигается за счет привлечения в процессе обучения материалов экскурсий, а также результатов самостоятельного творчества детей.

Составной частью программы является экскурсионный раздел, позволяющий полноценно задействовать в обучении огромный познавательный потенциал культурно-исторических памятников и государственных музеев. Экскурсии в  музеи дают детям реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях.

Особенностью программы является то, что она уделяет большое внимание музейным экскурсиям, так как проведение только аудиторных занятий почти всегда оторвано от реально существующего города, а без знания внешнего облика улиц, памятников культуры и архитектуры, без представления о городском пространстве и умения ориентироваться в нем  невозможно плодотворное изучение любого города.

Программа, включающая в себя аудиторные занятия, экскурсии, встречи с земляками – героями войны и труда, совместный отдых в каникулярное время, позволяет использовать принцип непрерывности образования и воспитания. На занятиях дети знакомятся с историческими документами, художественной литературой, личными письмами, воспоминаниями. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Так, в ра­боте по подготовке материалов для экскурсий, встреч, бесед, дети всегда должны добиваться точности употребления терминов, стремиться к логическому изложению материала. В структуру программы входит два образовательных блока: теория, практические задания, исследовательская деятельность.

2.Программа разработана на основе программы образовательного курса «История Волгоградской земли от древнейших времен до современности». Под редакцией Н.И. Чеботаревой. - М.: «Планета», 2011. – (Наш Волго-Донской край). В рамках Регионального (национально-регионального) компонента по стандартам среднего общего образования на курс отведено 34 часа, 1 час в неделю.

3.Цели и задачи курса.

Цель курса:

  • Создать условия для формирования и развития у учащихся целостного представления об историческом пути родного края, о главных этапах  его развития, отличительных особенностях, о социально-экономическом развитии и природе края.

  • Развитие  творческой, активной личности, уважающей прошлое своей страны, не безразличной к её будущему.

  • Способствовать духовному, нравственному и патриотическому воспитанию школьников, направленному на формирование и развитие личности,обладающей важнейшими качествами гражданина, патриота России, своего края, воспитанию у детей потребности участвовать в  возрождении, сохранении и развитии культурных традиций родного края.

Задачи курса:

  • познакомить учащихся с методическими приемами написания истории семьи и истории своего края;

  • способствовать развитию интереса к занятию самостоятельным исследованием;

  • повышать мотивацию краеведческой деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала и деятельности самих учащихся;

  • воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к своему прошлому.

  • помочь учащимся  в овладении знаниями прошлого родного края, содействовать формированию личностного отношения к истории родного края.

  • способствовать развитию у учащихся исторического мышления

  • научить учащихся самостоятельно вести поиск информации.

  • вызвать стремление к самопознанию, способствовать воспитанию патриотизма и становлению активной гражданской позиции.

  • воспитание бережного отношения к культурному наследию;

  • развитие чувства причастности к судьбе родной земли;

  • формирование исторического сознания;

  • создание ситуации соприкосновения с  историческим предметным миром, восприятия через подлинные музейные предметы;

  • обучение основам исследовательской работы;

  • воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;

  • формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;

  • воспитание активной жизненной позиции.

4.Характеристика курса.

Курс содержит материал, не входящий в школьный курс истории. Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность. Он включает в себя знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, изучение специфических особенностей методов сбора информации и её анализа. Материал программы содержит формулировки, позволяющие привлечь внимание школьников к таким понятиям, как честь, долг, благородство, милосердие, служение Отечеству. Рассмотрение круга определенных вопросов позволит подвести учащихся к пониманию важности духовности, как гуманистической ценности, приобщить их к опыту духовной и культурной жизни предшествующих поколений, поможет им уяснить собственные идеалы, определить лично значимые ориентиры. Курс направлен на то, чтобы ученик проживал историю своей малой Родины. Программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся, ведущие виды деятельности - информационный, проектный, исследовательский. Программа определяет главный способ самоорганизации ученика – поиск, научно-исследовательскую работу, создание проектов.

5.Количество часов

Программа составлена на 34 часа (1 час в неделю) и рассчитана на учащихся 10-11 классов.

6.Методика работы.

Методы обучения:

Словесный: объяснение нового материала, рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы с учащимися в процессе изучения темы;

Наглядный:  применение наглядных пособий, карт, предметов и документов музейного значения, технических средств

Практический:  работа с картами,  иллюстрациями

Игровой:  создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход; Исследовательский:  выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.

Проблемное обучение (проблемное изложение, частично- поисковый, исследовательский).

Технологии обучения:

  • Личностно – ориентированного образования (творческие работы)

  • Информационный (лекция с обсуждением документов)

  • Деятельностного метода (викторины, кроссворды, семинар)

  • Развитие общеучебных умений (лекция с последующим опросом)

  • Исследовательская работа (выявление проблемы, накопление фактов, выступление с подготовленным сообщением)

Формы обучения:

Практикум – работа в классе с использованием активных форм (работа с документами, мультимедиа  источниками.).

Выездное занятие – занятие на основе посещение музеев, экскурсий.

Лабораторное занятие – урочное занятие по документам, раздаточным материалам.

Семинар – занятие по опросу, представлению докладов, презентаций, проектов.

приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;

проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;

беседы с учащимися в процессе изучения темы;

самостоятельная работа с книгами;

работа с иллюстрациями;

просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;

практическая работа по созданию слайдов;

развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;

встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры);

фотофиксация памятников истории и культуры на территории района и города

проведение тематических историко-краеведческих викторин и блиц-турниров;

Формы отчётности за данный курс могут быть следующие:

  • составление реферата по любой избранной теме;

  • решение тестовых заданий;

  • написание эссе;

  • выполнение проекта генеалогического древа, семейного герба.

7. Требования к уровню подготовки и результаты.

Требования к уровню образованности, компетентности учащихся после изучения курса.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • в связной монологической форме воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя;

  • работать с исторической картой;

  • с помощью учителя анализировать исторический источник, как письменный, так и вещественный и изобразительный;

  • давать оценку историческим явлениям, событиям, личностям, высказывая при этом собственные суждения;

Работа с первоисточниками, дополнительной литературой закрепляет навыки самообразования, развивает логическое мышление, помогает формировать эрудированного и грамотного человека в области знаний  истории родного края.

В процессе изучения курса «История родного края» учащиеся должны знать/понимать:

  • Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность истории родного края и истории Отечества;

  • приемы составления генеалогического древа, семейного герба и написания истории своего края.

Уметь:

  • Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство, время , обстоятельства и цели создания источника );

  • устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов и явлений;

  • Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию, используя для аргументации факты истории;

  • Представлять результаты изучения исторического материала в форме мультимедийного проекта.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • Использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой социальной информации;

  • Соотнесения своих действий и поступков с исторически возникшими формами социального поведения;

  • Осознания себя как этнокультурного представителя, гражданина России.

  • выражения личностного отношение к истории родного края.

Прогнозируемый результат:

  • создание буклетов и творческих эссе

  • защита презентаций

  • выполнения тестовых заданий

  • участие в конкурсах и олимпиадах по краеведению

  • Составление родословной и семейного герба.

  • создание проектов;

Результаты исследовательской деятельности учащихся предполагается представить на школьной конференции.

8.УМК

Скрипкин А.С., Луночкин А.В., Курилла И.И. История Волгоградской земли от древнейших времен до современности. Учеб.пособ. – М.: Планета, 2011.

Чистяков С.Е. История Волгоградской земли от древнейших времен до современности. Практикум для учащихся. – М. Планета, 2012.

Сталинградская битва: Хроника, факты, люди. М.: Олмапресс. 2002.

Хрестоматия по истории родного края. Волгоград: Н-Волж. изд-во, 1970.

Водолагин М. А. Очерки истории Волгограда (1589 - 1967).М., 1968.

Волгоград: Четыре века истории. Волгоград, 1989.

9.Дополнительная литература.

  • Царицын в путевых записках, дневниках и мемуарах совре­менников (конец XVI 1917 г.). Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2005.

  • Авторские дополнительные образовательные программы по краеведению / Под редакцией М. Л. Горбовой. Волгоград. 2004.

  • Андрианова Г. Н. Художественный облик Царицына - Ста­линграда. Волгоград: Универсал, 1991.

  • Битва за Сталинград: Фронтовые фотографии. Волгоград, 2001.

  • В боях за Царицын: Сб. воспоминаний. Сталинград: Сталингр. кн. изд-во, 1959.

  • Водолагин М. Л. Красный Царицын. Волгоград: Н.-Волж. изд-во, 1967.

  • Волгоград: хроника истории. 1589 - 1989. Волгоград. 1988.

  • Воротилова С. В. Программа «Твоя родословная»: пять авторских разработок. Волгоград. 2004.

  • Героическая шестьдесят четвертая. Волгоград. 1981.

  • Долгачев В. А. Язык родного края. Волгоград. 1990.

  • Иванов СМ.Супрун В. И.Православие на волгоград­ской земле: храмы Царицына.Сталинграда.Волгограда. Изд-во ВГИПК РО. 2003.

  • Кнреев А. Ф. Наш край в далеком прошлом. Волгоград: I I.-Волж. пзд-во, 1965.

  • Антошин М.К. Герб, флаг,гимн России: изучение государственных символов Российской Федерации в школе. Метод. рек.-М.: Айрис-пресс, 22003

  • Геродот. История  // Скифы: Хрестоматия. М.: Высш. шк., 1992

  • Иванов С.О. Андреев А.Р.История Камышина. Волжская торговля в XVI-XIXвв. Документальное историческое исследование. М, Белый волк, 1999

  • Колесниченко В.С.Родная земля волгоградская. Учебное пособие по ист. краеведению. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1983

  • Лакиер А.Б. Русская геральдика. – М.: Книга, 1990

  • Рябов С.И.История родного края: Книга для учителя. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1988

  • Соловьёв В.М.История Отечества: Популярная энциклопедия: - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

  • Энциклопедия Волгоградской области: -  Волгоград, ГУ «Издатель», 2007

  • Юдин В.Н.Слава отчего края: Очерки. – Волгоград: Ниж-Волж. кн. изд-во, 1987

10.Ресурсы.ТСО. Методическое обеспечение . Наглядные пособия.

  • Компьютер, проектор, экран

  • Компьютерные презентации:

«Царицын – Сталинград – Волгоград», «Золотоордынские города на территории Волгоградской области»,«Основание Царицына. События Смуты в нашем крае», «Восстание Степана Разина», «Петр I в нашем крае. Царицынская сторожевая крепость»,«Колония Сарепта», «Волго-Донское казачество»,«Царицын в годы гражданской войны»,«Сталинградский тракторный завод», «Сталинградская битва. Основные этапы»,«Операция «Уран», «Северный плацдарм»,«Босоногий гарнизон», «Памятники и памятные места Волгограда».

  • Карта мира; исторические карты;

  • Раздаточный материал исторических источников; иллюстрации древностей;

Интернет-ресурсы:

 http://www.history.ru

http://historydoc.edu.ru

http://www.rusarchives.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!