СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «История родного края»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа духовно-нравственной направленности курса «Брянский край»(модуль «История родного края»)  для  обучающихся 3 класса составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, методических  рекомендаций по преподаваемому  курсу «Брянский край» БИПКРО от 11.05.2012г. №2552-04, учебно-методического комплекта В.Н.Лупоядова, Л.Ю.Лупоядовой «История родного края» 3 кл. Брянск: «Курсив», 2013г.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «История родного края»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Киваевская средняя общеобразовательная школа

Клинцовского района Брянской области


Проверено

Зам.директора по ВР

_______ И.А.Прудникова

Протокол №__ от ___________

Утверждаю

Директор школы

_______ Н.В. Ахремцева

Пр. №___ от _______________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«История родного края»



Составил

учитель начальных классов первая квалификационная категория

Черняк Елена Васильевна

2022-2023 учебный год




1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа духовно-нравственной направленности курса «Брянский край» (модуль «История родного края»)  для  обучающихся 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, методических рекомендаций по преподаваемому курсу «Брянский край» БИПКРО от 11.05.2012г. №2552-04, учебно-методического комплекта В.Н.Лупоядова, Л.Ю.Лупоядовой «История родного края» 3 кл. Брянск: «Курсив», 2013г.

  Цель программы: создание системы пропедевтических  знаний  обучающихся начальной школы  о человеке, обществе, истории России и Брянского края.

Задачи программы:

- приобретение учащимися первоначальных навыков исторического наблюдения через знакомство с различными историческими источниками;

- становлению у школьников навыков самостоятельного мышления, умения сравнивать факты и осмысливать их;

- формирование  первичных  логических  связей, являющихся фундаментом для формирования целостного взгляда на историческое развитие цивилизации в целом, общество, государство и место человека в истории;

-знакомство  с навыками использования в процессе обучения научно-исторических понятий, с методами исторического исследования, приемами работы с историческими источниками;

- развитие школьников, их познавательной сферы, умственных способностей и интересов;

- воспитание  эмоционально-положительного  взгляда  на мир,  формирование  единства этических и эстетических чувств;

- преемственность и перспективность изучения истории родного края и страны в начальном и среднем звене школы.

Главной воспитательной задачей для учителей начальной школы должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, о людях, живущих на территории России. «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого - с любви к тому месту, где живешь». (Л.Леонов)

В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного краеведческого образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Основные подходы при реализации минимума содержания образования предмета «Брянский край» ( Модуль «История родного края»):

- краеведческий подход – выявление историко – культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьников;

- содержательно – деятельностный подход – включает учащихся в активную творческую проектно – исследовательскую деятельность;

- личностно – ориентированный подход – создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию.

Ценностные ориентиры содержания

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Адресность

Срок реализации программы  - 1 год. На изучение программы отводится 0,5 час в неделю, всего на изучение программного материала отводится 17 часов.

В течение года, возможны изменения объёма количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения


Разделы курса «История родного края» 3 класса предусматривают различные формы организации учебных занятий: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, игры, викторины, конкурсы.

Для реализации рабочей программы используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, таблицы, карты.

Периодичность и формы текущего контроля Текущий контроль успеваемости по курсу "История родного края" осуществляется на протяжении всего учебного года.

Формы контроля:

- тест

- сообщение

- проверочная работа





2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ



Личностные универсальные учебные действия


У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «История родного края», к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успеха в учебе;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к познанию окружающего мира;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимания чувств одноклассников, учителей;

– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве

с учителем и одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– смысловому восприятию познавательного текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– навыкам взаимоконтроля.


Предметные результаты

В процессе освоения содержания курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

3 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Брянский край (модуль «История родного края») в частности.

Возрастные психологические особенности младших школьников делают необходимым формирование моделирования как универсального учебного действия.

Методы и формы работы:

Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

Практические методы: изготовление рисунков, аппликаций. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Брянский край» в программе используются такие формы проведения занятий как экскурсии.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.

При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и способностей, формирования учебной деятельности.

Особенностью курса является возможность реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы, используются и подкрепляются умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира.

Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, наблюдения за объектами и явлениями природы, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице.







4 календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока


Тема урока


Количество часов

дата


Характеристика основной деятельности учащихся


По

плану

По

факту

1



Знакомство с учебником. О чём рассказывает наука история Брянская область на карте

История времени


1









Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, отвечать на вопросы, формулировать выводы   Находить Брянскую область на карте, работать с картой

Работать с лентой времени Составление ленты времени


2

Исторические источники

1



Рассматривать и обсуждать экспонаты музея

3

Археология – наука Древностей

1



Понимать роль археологических находок для изучения истории, формулировать выводы, отвечать на вопросы

4

Славянская письменность. Берестяные грамоты. Буквы славянского

алфавита

1



Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, отвечать на вопросы, формулировать выводы, работать с текстом и иллюстрациями учебника, понимать роль появления и развития письменности для развития человечества

5

Геральдика

Символы Брянского края. Как написан гимн Брянской области

1








Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, отвечать на вопросы, формулировать выводы, работать с текстом и иллюстрациями учебника, читать и составлять гербы из геральдических фигур


6

Моя родословная. Как составить генеалогическое древо

Мое имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена



интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;

отбирать фотографии из семейного архива;

составлять родословное древо семьи;


1


7

Имена на карте.

1



Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, отвечать на вопросы, формулировать выводы, работать с картой


Использование полученных знаний для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации 


8

Откуда мы родом.

1



Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, отвечать на вопросы, формулировать выводы, работать с текстом учебника,

9

Откуда пошла Русь. Первые русские князья

1



Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, отвечать на вопросы, формулировать выводы, работать с текстом и иллюстрациями

10

Брянское княжество

1



Извлечение информации из разных источников.

11

Древний город

1



Описывать по фотографиям и иллюстрациям достопримечательности древних и современных городов, понимать роль археологических находок

12

Куликовская битва.

1



Составлять план рассказа, рассказывать по плану, рассказывать о поединках богатырей, осознавать роль Куликовской битвы в истории России Извлечение информации из разных источников.

13

Брянский край при Петре 1

1



 Извлечение информации из разных источников. Рассказывать о реформах Петра 1, находить информацию по теме в дополнительных источниках

14

Брянский край и Отечественная война 1812 г.

1



 Работать с учебником и дополнительными источниками информации

15

Брянский край в годы Великой Отечественной войны

1



Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, отвечать на вопросы, формулировать выводы, работать с текстом и иллюстрациями учебника, обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для Брянского края и всей страны Нахождение и использование информации об объектах и достопримечательностей родного края

16

Брянская область сегодня

1



Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, отвечать на вопросы, формулировать выводы

17

Итоговое занятие

1



Работать в группе

Обсуждать выступления учащихся





5 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Литература для учащихся

1.Лупоядов В.Н., Лупоядова Л.Ю. История родного края: учебное пособие для 3 класса / В.Н.Лупоядов, Л.Ю.Лупоядова – Брянск: «Курсив», 2013. – 108 с.

2.Л.Ю.Лупоядова, В.Н.Лупоядов «В гостях у истории». Учебное пособие для 3 (4) класса – Смоленск: Русич, 2000 г.

3.Соколов Я.В.,  Наша Родина – великая Россия. Книга для учащихся   /М.:НИЦ «Гражданин», 2012

4.Соколов Я.В.,  Наше государство и его символы. Книга для учащихся   /М.:НИЦ «Гражданин», 2012

5.Соколов Я.В., Россия -  наш общий дом. Книга для учащихся   /М.:НИЦ «Гражданин», 2012


Литература для учителя:

В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова «Культура родного края»,  Издательство «Курсив», 2012 г.

В.Н.Лупоядов, Л.Ю.Лупоядова Введение в историю. «В гостях у истории» Методическое пособие для учителей. Брянск «Курсив» 1997 г.

Смолянкин Н.С.Старообрябцы. историко-краеведческий очерк.-Климово. ООО «Издательство «Наяда»,2006

Электронные учебники. Плешаков А.А.Окружающий мир. Электронное  приложение к учебнику  3 класс. – М.:Просвещение, 2011  

Технические средства обучения.

Компьютер

Мультимедийный проектор

Колонки для компьютера

Карта Брянской области.

Презентации с сайтов:


• http://www.rusedu.ru/subcat_30.html

• http://www.luchiki.ucoz.ru/news/3

• http://www.proshkolu.ru/

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=69001&tmpl=lib&page=1





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!