Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Куликова, д.16
Тел. 8(496) 540-41-46; факс 8(496) 540-41-46
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №14 _______________
И. В. Горшкова
«29» августа 2019 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Индивидуальный проект»
2019/2020 учебный год
10 «А» класс
Составитель: Сенькина Наталья Николаевна,
учитель биологии высшей категории
2019 год
Рабочая программа
курса «Индивидуальный проект»
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями и дополнениями)
- Образовательной программы среднего общего образования
Цель:
формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
– формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социальнозначимой проблемы
Задачи:
сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности;
Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютера) в течение учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя (тьютера) сводится к минимуму. Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского продукта.
Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:
исследовательское;
инженерное;
прикладное;
бизнес-проектирование;
информационное;
социальное;
игровое;
творческое.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются:
социальное;
бизнес-проектирование;
исследовательское;
инженерное;
информационное.
Результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:
макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
постеры, презентации;
альбомы, буклеты, брошюры, книги;
реконструкции событий;
эссе, рассказы, стихи, рисунки;
результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
документальные фильмы, мультфильмы;
выставки, игры, тематические вечера, концерты;
сценарии мероприятий;
вебсайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
рефератов;
статей, обзоров;
отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям;
моделей, образцов;
конференций,
семинаров
круглых столов и т.д.
Функциональные обязанности участников образовательных отношений
Роль учителя.
Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность школьника:
Консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.)
Мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)
Провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные ситуации.)
Наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
Координирует работу обучающихся.
Выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности.
Имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
Имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной проблеме (теме).
Повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты.
Самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов.
Возможность совместной интеллектуальной деятельностималых групп, консультации учителя.
Индивидуальная;
Парная;
Групповая;
Коллективная;
Самостоятельная работа
Формы контроля освоения программы.
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам представления продукта/учебного исследования. Публично должны быть представлены два элемента проектной - исследовательской работы:
защита темы проекта/исследования (идеи);
защита реализованного проекта/исследования.
Оценивание производится на основе критериальной модели:
Оценка за выполнение и содержание проекта/исследования (Приложение 1);
Оценка за защиту проекта/исследования (Приложение 2);
Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое двух вышеуказанных оценок (Приложение 3).
Место индивидуального проекта в учебном плане
Индивидуальный проект обязателен для выполнения обучающимися по выбранному предмету/ направлению. В соответствии с учебным планом МБОУ СШ № 9 на выполнение индивидуального проекта обучающимися 10 класса отводится 2 часа.
Планируемые результаты
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
готовность и способность к самоорганизации и самореализации;
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и приятия;
умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
определять область своих познавательных интересов;
искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами библиотек;
находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения учебного исследования или проекта;
планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя методы, оборудование и технологии адекватные проблеме:
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, формулировать выводы на основании полученных результатов;
использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, доказательство, анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение, рассуждение, опровержение, установление причинно-следственных связей, построение и выполнение алгоритма и т.д.;
ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, обсуждать проблему, находить компромиссные решения и т.д.;
видеть и комментировать разные точки зрения, морально-этические аспекты проблемы;
предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и продукта учебного проекта
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование;
целенаправленно и осознанно развивать свои познавательные, регулятивные, коммуникативные способности;
осознавать свою ответственность за достоверность полученной информации, полученных знаний, качество выполнения проекта, исследования.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:
о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
об отличительных особенностях исследования в гуманитарных областях и исследования в естественных науках;
об истории науки;
о новейших разработках в области науки и технологий;
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
Обучающиеся смогут:
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
Обучающиеся научатся:
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Обучающиеся получат возможность научаться:
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.
Содержание и тематическое планирование курса
Наименование разделов и тем | | | |
| | | |
| Введение. Особенности проектной и исследовательской деятельности. Основные требования к исследованию. Виды индивидуальных проектов. Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта. | | |
Подбор противоречивых фактов, интересной информации, продумывание проблемных ситуаций | | |
Раздел 2. Этапы работы над проектом, учебным исследованием (6ч.) | Определение темы проекта/исследования. Этапы работы над проектом/исследованием. Методы исследования. Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта, методов. Выбор темы индивидуального проекта. Определение целей, задач исследования, выдвижение гипотез, определение предмета и объекта изучения и методов. | | |
Практическая работа № 1. Формулирование темы, определение актуальности темы, проблемы. Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта. Практическая работа № 3. Составление плана работы | | |
| Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Работа с электронным каталогом библиотеки. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. Занятие с системами «антиплагиат». | | |
Практическая работа № 4. Работа с каталогами и поисковыми системами Практическая работа № 5. Работа в библиотеке: работа в тематическом каталоге Практическая работа № 6. Подбор материалов по теме проекта/исследования | | |
| Помощь и коррекция в определении темы, целей, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования. Коррекция плана работы и списка информационных источников | | |
Формулировка темы, целей, задач. Формулировка гипотезы, предмета и объекта исследования. Выбор методов, составление плана работы. Определение источников информации. | | |
| | | |
Практическая работа № 7Планирование и проведение эксперимента, сбор материала в виде тезисов, конспектов, схем, таблиц, рисунков. Практическая работа № 8 Определение актуальности темы и целевой аудитории Практическая работа № 9 Определение положительных эффектов от реализации проекта/исследования Практическая работа № 10 Определение рисков при реализации проекта/исследования | | |
| | | |
Практическая работа № 11 Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами. Статистическая обработка материала и представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п. Практическая работа № 12 Систематизация и обобщение результатов работы. Формулирование выводов (цель-результат) | | |
| Редактирование текста и оформления работы, проектного продукта. Обсуждение способов оформления конечных результатов индивидуального проекта / исследования. Технология презентации | | |
Практическое овладение научным стилем. Написание текста исследовательской/проектной работы в соответствии с целями и задачами исследования, планом работы. | | |
| | | |
| | |
Защита реализации проекта/исследования по плану (примерному): 1. Тема и краткое описание сути проекта/исследования. 2. Актуальность. 3. Положительные эффекты от реализации, которые получат как сам автор, так и другие люди. 4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов. 5. Ход реализации. 6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации. | | |
Раздел 9. Подведение итогов (1ч.) | Организация рефлексии. Подведение итогов, анализ результатов, удовлетворенности работой, возможных перспектив. | | |
| | |
Учебно-тематическое планирование
| |
| | |
| | | |
2. Этапы работы над проектом, учебным исследованием | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Информационное обеспечение для учащихся и учителей - тьютеров:
sh9jarcevo.edusite.ru (Раздел «Образование», подраздел «Индивидуальный проект»)
Формирование универсальных учебных действий в основной и средней школе: от действия к мысли.// Система заданий// Под ред.А.Г. Асмолова. – М.: Прсвещение, 2011, с.159
Приложение 1.
Ш К А Л А
О Ц Е Н К И исследовательского П Р О Е К Т А
| | | |
1. Обоснованность актуальности темы – целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность | | | |
| | |
Не обоснована, аргументы отсутствуют | | |
2. Конкретность формулировки цели, задач, а также их соответствие теме | | | |
| | |
| | |
| целесообразна, обеспечивает | | |
| | |
| | |
| | | |
| | |
| | |
| | | |
| | |
| | |
| | | |
| | |
| | |
7. Логичность и обоснованность эксперимента (наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта | | | |
| | |
| | |
8. Наглядность представления результатов (графики, гистограммы, схемы, фото и т.д.) | | | |
| | |
| | |
9. Дискуссионность (полемичность) обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций | | | |
| | |
| | |
| | | |
Автор имеет собственную точку зрения, но не может ее аргументировать | | |
| | |
10. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач, гипотезе | Соответствуют, гипотеза оценивается автором | | |
| | |
Не соответствуют, нет оценки гипотезы | | |
| Выводы конкретны, построены на обобщении результатов | | |
| | |
| | |
| | |
Оценка проекта
Приложение 2.
Ш К А Л А
О Ц Е Н К И ВЫСТУПЛЕНИЯ
ПРИ ЗПЩИТЕ исследовательского П Р О Е К Т А
| | | |
1. Соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам проекта | | | |
| | |
| | |
2.Структурированность(организация) сообщения, которая обеспечивает понимание его содержания | Структурировано, обеспечивает | | |
| | |
Не структурировано, не обеспечивает | | |
| Рассказ, обращённый к аудитории рассказ без обращения к тексту | | |
| | |
| | |
4. Доступность сообщения о содержании проекта, его целях, задачах, методах и результатах | | | |
| | |
| | |
| | | |
| | |
| | |
| | | |
| | |
| | |
| Все ответы чёткие, полные | | |
| | |
| | |
8. Владение специальной терминологией по теме проекта, использованной в сообщении | | | |
| | |
| | |
| | | |
| | |
| | |
| | |
Оценка защиты исследовательского проекта
Приложение 3.
Общий балл за индивидуальный проект
(среднее арифметическое выполнения и защиты проект)
Приложение 4
Критерии оценки содержания проекта
|
| |
Цель сформулирована, но не обоснована | |
| |
Цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована | |
|
| |
План имеется, но не обеспечивает достижения поставленной цели | |
| |
Развернутый план, включает основные и промежуточные этапы | |
Критерий 3.Глубина раскрытия темы проекта, знание предмета |
| |
| |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы | |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | |
Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования |
| |
| |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | |
| |
|
| |
| |
Используемые способы работы соответствует теме и цели проекта, но являются недостаточными | |
Способы работы достаточны и используются уместно и эффективно, цели проекта достигнуты | |
Критерий 6.Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода | |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | |
Критерий 7.Анализ хода работы, выводы и перспективы |
| |
| |
Представлен обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | |
Представлен анализ ситуации, складывающийся в ходе работы, сделаны выводы, намечены перспективы | |
|
| |
В письменной части работы отсутствует установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении | |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру, допущены некоторые нарушения | |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными требованиями | |
| |
Приложение 5
Критерии оценки защиты проекта
| |
| | |
Автор читает с листа, не уложился в регламент | | |
Автор часто обращается к записям, уложился в регламент | | |
Автор свободно излагает сообщение, обращается к записям изредка, уложился в регламент | | |
| | |
| | |
| | |
Изложение последовательно и логично, но воспринимается сложно | | |
Изложение последовательно и логично, доступно для широкой аудитории | | |
| |
| | |
Ответы на вопросы неразвернутые, неаргументированные | | |
Ответы на вопросы развернутые, аргументированные, входят за рамки регламента | | |
Ответы на вопросы развернутые, аргументированные, в рамках регламента | | |
| |
| |
Презентация повторяет текст выступления, перегружена информацией, затрудняет восприятие | |
Презентация дополняет текст выступления, но перегружена информацией, затрудняет восприятие | |
Презентация дополняет текст выступления, не перегружена информацией, оптимальна для восприятия | |
| |
| | |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) | | |
| | |
Проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) | | |
| | |
Приложение 6
Таблица перевода суммы баллов оценки в пятибалльную оценку
31