СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Физика в задачах"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Физика в задачах"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Физика в задачах"»

М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пржевальская средняя школа

Демидовского района Смоленской области

Центр естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»



Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

на заседании пед. совета

Руководитель Центра

директор школы

Протокол № 1 от 31.08.21 г.

______ (О.А. Иванова)

Приказ № 230-о/д от 31.08.21 г.


31.08. 2021 г.

_______ (С.М. Турбаев)












ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«физика в задачах»


Направленность: естественнонаучная

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 14-17 лет

Срок реализации: 1 год











Составитель:

Свистунова Галина Тимофеевна,

педагог дополнительного образования



Пржевальское 2021 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Физика в задачах» для 8- 9 классов составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник и А.В.Перышкина «Физика 7-9 классы», программа опубликована в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. – М.: Дрофа, 2008г., в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике. Москва, «Дрофа», 2004 г

Одной из важнейших целей обучения физике является овладение учащимися методами решения практических задач, так как сам процесс человеческого познания можно определить как непрекращающееся разрешение всё новых и новых задач. Содержание образования становится предметом обучения лишь тогда, когда оно принимает для ученика вид определённой задачи, направляющей и стимулирующей его учебную деятельность. Таким образом, решение задач становится и целью, и средством обучения.

В современный период развития нашей страны и человечества в целом умение ставить и решать практические задачи особенно ценны. При их анализе и решении используются знания о конкретных объектах и физических явлениях, создаются и разрешаются проблемные ситуации, формируются практические интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники. Решение задач способствует формированию таких качеств личности, как целеустремлённость, настойчивость, внимательность.

Цель курса – углубить и расширить знания и умения обучающихся по физике.

Задачи:

1) создать организационные условия для успешной реализации программы кружка;

2) актуализировать знания по темам и разделам школьного курса, последовательно систематизировать ранее изученный теоретический материал;

3) сформировать умения решать задачи с выбором ответа, задачи со свободным ответом и задачи с подробным оформлением (последовательно по всем темам курса физики);

4) научить оценивать собственные возможности школьников при выполнении заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности;

5) развивать мотивацию для самостоятельной работы учащихся по выполнению тренировочных работ в домашних условиях;

6) развивать личностные качества школьников: ответственность, аккуратность, активность, потребность в саморазвитии.

Реализация рабочей программы кружка «Физика в задачах» будет осуществляться в течение одного года обучения. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 учебный час в неделю). Учебный год - 34 учебных недели без учета государственной итоговой аттестации.

Успешная реализация цели и задач программы позволит членам кружка добиваться более высоких результатов на уроках физики, тем самым будет оказывать влияние на повышение качества образования.

В процессе работы в кружке ребята обучаются правилам проведения исследовательских работ, составлению кроссвордов, поиску необходимой литературы, с использованием ИКТ. Все это способствует развитию научного кругозора учащихся, познавательного интереса к предмету и науки в целом, открывает широкие возможности для творчества.

Средствами реализации программы является:

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе путем вовлечения его в учебную деятельность;

- стимулирование обучающихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;

- проведение исследовательских работ на занятиях, занимательных опытов, что значительно усиливает интерес учеников.

Формы занятий: эвристическая беседа, дискуссии, практические работы исследовательского характера.

Виды деятельности:

- Решение разных типов задач;

- Занимательные опыты по разным разделам физики;

- Применение ИКТ;

- Применение физики в практической жизни.

Ожидаемый результат:

- Навыки к выполнению работ исследовательского характера;

- Навыки решения разных типов задач;

- Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет.



Планирование занятий

п/п


Тема занятия

Количество

часов

Дата

План

Факт

1

Механическое движение.

1

08.09


2

Скорость.

1

08.09


3

Ускорение, скорость равноускоренного прямолинейного движения.

1

15.09


4

Ускорение, скорость равноускоренного прямолинейного движения.

1

15.09


5

График скорости.

1

22.09


6

График скорости. Решение задач.

1

22.09


7

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении.

1

29.09


8

Решение задач по теме «Относительность механического движения»

1

29.09


9

Плотность.

1

06.10


10

Масса. Сила.

1

06.10


11

Решение задач по теме «Плотность, масса, сила»

1

13.10


12

Давление.

1

13.10


13

Решение задач по теме «Давление»

1

20.10


14

Атмосферное давление.

1

20.10


15

Работа. Энергия.

1

27.10


16

Решение задач по теме «Работа»

1

27.10


17

Виды механической энергии.

1

10.11


18

Внутренняя энергия.

1

10.11


19

Виды теплопередачи.

1

17.11


20

Количество теплоты.

1

17.11


21

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела.

1

24.11


22

Расчет количества теплоты выделяемого при охлаждении тела.

1

24.11


23

Решение задач по теме «Количество теплоты».

1

01.12


24

Решение задач по теме «Количество теплоты».

1

01.12


25

Электрические явления.

1

08.12


26

Электрические явления.

1

08.12


27

Электрический ток.

1

15.12


28

Закон Ома для участка цепи.

1

15.12


29

Решение задач по теме «Закон Ома»

1

22.12


30

Решение задач по теме «Закон Ома»

1

22.12


31

Соединения проводников.

1

29.12


32

Нагревание проводников электрическим током

1

29.12


33

Закон Джоуля - Ленца.

1

12.01


34

Решение задач по теме «Закон Джоуля – Ленца»

1

12.01


35

Закон сохранения энергии в электрической цепи.

1

19.01


36

Законы распространения света.

1

19.01


37

Линзы.

1

26.01


38

Законы Ньютона.

1

26.01


39

Решение задач по теме «Законы Ньютона»

1

02.02


40

Решение задач на движение тел под действием нескольких сил.

1

02.02


41

Решение задач на движение тел под действием нескольких сил.

1

09.02


42

Закон сохранения импульса.

1

09.02


43

Закон сохранения импульса. Решение задач.

1

16.02


44

Реактивное движение.

1

16.02


45

Механические колебания и волны.

1

02.03


46

Звук. Распространение звука.

1

02.03


47

Электромагнитное поле.

1

09.03


48

Магнитный поток электромагнитная индукция.

1

09.03


49

Строение атома и атомного ядра.

1

16.03


50

Радиоактивность.

1

16.03


51

Решение уравнений ядерных реакций. Энергия связи.

1

23.03


52

Решение уравнений ядерных реакций.

1

23.03


53

Установление соответствий между физическими величинами и единицами измерения этих величин.

1

06.04


54

Установление соответствий между физическими величинами и единицами измерения этих величин.

1

06.04


55

Экспериментальные задания по теме «Механика»

1

13.04


56

Экспериментальные задания по теме «Механика»

1

13.04


57

Экспериментальные задания по теме «Механические колебания»

1

20.04


58

Экспериментальные задания по теме «Механические колебания»

1

20.04


59

Экспериментальные задания по теме «Электрический ток»

1

27.04


60

Экспериментальные задания по теме «Электрический ток»

1

27.04


61

Решение задач по теме «Тепловые явления.»

1

04.05


62

Решение задач по теме «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»

1

04.05


63

Решение задач по теме «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»

1

11.05


64

Решение задач по теме «Законы сохранения энергии»

1

11.05


65

Решение задач по теме «Законы сохранения энергии»

1

18.05


66

Решение задач по теме «Электрический ток»

1

18.05


67

Решение задач по теме «Электрический ток»

1

25.05


68

Обобщающее занятие

1

35.05





Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

– умение демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

– умение демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

– умение устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;

– умение использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;

– умение различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

– умение проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;

– умение проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;

– умение использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

– умение использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;

– умение решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

– умение решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

– умение учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

– умение использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристикахизученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

– умение использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 9 – 11 класс. – М..: Дрофа, 2006.

  2. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2004.

  3. Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»

  4. Степанова Г.Н. «Сборник задач по физике 9-11 классы» М., Просвещение, 1995г.

  5. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., «решение ключевых задач по физике для профильной школы» М. Илекса, 2008г.

  6. Вишнякова Е.А., Макаров В.А. «Отличник ЕГЭ. Решение сложных задач». М. Интелект-центр, 2010г.

  7. О.Ф.Кабардин «Тестовые задания по физике» (7 – 11 класс), м., Просвещение, 1994

  8. Компьютерные программы и энциклопедии на CD-ROM: Физика 7-11
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!