СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 9 класс 2014-2015 учебный год

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

  Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основании следующих документов:

   - законы РФ и РТ «Об образовании»;

   - Федеральный компонент государственного стандарта  основного общего образования по информатике и ИКТ (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089);

   - приказ МО и Н РФ №1994 от 03 июня 2011 года «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года №1312»;

   - приказ МО и Н РТ от 09 июля 2012 года №4154/12 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего  образования»;

   - учебный план МБОУ «Гимназия № 29»  на 2014 – 2015 учебный год (утвержденный решением педагогического совета (протокол №01, от 29 августа 2014 года).

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.    При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

            Урок – лекция - излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

            Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

            Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

            Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

            Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

            Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

            Урок – самостоятельная работа -  предлагаются разные виды самостоятельных работ.

            Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки  и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

            Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 6 фронтальных лабораторных работ, 6 контрольных работ (входная контрольная работа включительно) .

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год), но в виду того, что в нынешнем учебном году по учебному плану для 9-х классов отведено 34 учебные недели, то количество часов на изучение курса сократилось на 2 часа за счет резерва.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 9 класс 2014-2015 учебный год»

02-10 Управление образования Исполнительного комитета

города Набережные Челны Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 29»


УТВЕРЖДЕНО

протоколом педагогического совета

от ____ ____________ 20___ г. № ____

Директор МБОУ «Гимназия № 29»

_____________________ Кашапов Н.В.

Введено приказом № _______

от _____ _____________ 20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА

ДЛЯ 9 КЛАССА


(IX класс – 2 час в неделю, 68 часов в год)

Составитель: Шакирова Лилия Дамировна

учитель физики, I кв. категория


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора _______________ Шагалиев Р.Р.

от _________ 20__ г.


РАССМОТРЕНО

на заседании МО, протокол от _________________ 2014 г. № ___

Руководитель МО _____________ Шакирова Л.Д.

от _________ 20__ г.

Набережные Челны 2014 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основании следующих документов:

- законы РФ и РТ «Об образовании»;

- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089);

- приказ МО и Н РФ №1994 от 03 июня 2011 года «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года №1312»;

- приказ МО и Н РТ от 09 июля 2012 года №4154/12 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования»;

- учебный план МБОУ «Гимназия № 29» на 2014 – 2015 учебный год (утвержденный решением педагогического совета (протокол №01, от 29 августа 2014 года).

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

Урок – лекция - излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

Урок – самостоятельная работа -  предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 6 фронтальных лабораторных работ, 6 контрольных работ (входная контрольная работа включительно) .

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год), но в виду того, что в нынешнем учебном году по учебному плану для 9-х классов отведено 34 учебные недели, то количество часов на изучение курса сократилось на 2 часа за счет резерва.


Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды








ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА


Раздел 2

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (38 ч.)


1. Законы взаимодействия и движения тел (27 ч.)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномер­ного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгно­венная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движе­нии.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, вто­рой и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемир­ного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактив­ное движение.


Фронтальные лабораторные работы:

  • Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  • Измерение ускорения свободного падения.



2. Механические колебания и волны. Звук (11 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пру­жине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колеба­ний.

Превращение энергии при колебательном движе­нии. Затухающие колебания. Вынужденные колеба­ния. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. По­перечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и пе­риодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.


Фронтальные лабораторные работы:

  • Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити.









Раздел 3

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (16 ч.)


3. Электромагнитное поле (16ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его маг­нитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный по­ток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индук­ция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энер­гии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные вол­ны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная при­рода света. Преломление света. Показатель пре­ломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.


Фронтальные лабораторные работы:

  • Изучение явления электромагнитной индук­ции.


Раздел 5

КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (14 ч.)


4. Строение атома и атомного ядра (14 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Со­хранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энер­гия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Цеп­ная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон ра­диоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.


Фронтальные лабораторные работы:

  • Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

  • Изучение деления ядра атома урана по фотог­рафии треков.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ


В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.
























Календарно-тематический план


Шакировой Лилии Дамировны учителя физики на 2014-2015 учебный год



Предмет

Класс

Всего количество часов

Количество часов в неделю

Количество

Автор учебника, год издания

Контрольная работа

Лабораторная работа


физика


9а, 9б


70


2


6


6

А.В. Перышкин Е.М. Гутник «Физика» -9 класс, Москва, Дрофа 2009 г.



Методическая тема на 2014-2015 учебный год


Городская

Школьная

Учителя

Совершенствование методической работы в образовательной организации, как основной механизм профессионального роста педагога в повышении качества образования.

Повышение качества образования через совершенствование методической работы гимназии в условиях реализации ФГОС начального общего образования, введение ФГОС основного общего образования.

Пути формирования интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках физики.






«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО»

На заседании МО Заместитель директора по УВР

Протокол от «__»_________ 2014 г. № ___ _________________ШАГАЛИЕВ Р.Р.

Руководитель МО

___________ /ШАКИРОВА Л.Д. от «__»_________ 2014 г.




Тематическое планирование учебного материала за курс физики 9 класса по учебнику А.В.Перышкина, Е.М. Гутник

«Физика. 9 класс», (всего 68 часов, 2 часа в неделю)


п/п


Федеральный компонент.

Раздел (тема).






Часы

Календарные сроки

Календарные

сроки

Планируемые результаты

Контрольно-измерительные материалы

по плану


фактически

по плану


фактически

по плану


фактически

Знания

Умения

ОУУН


9 А

9 А

9 Б

9 Б


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12



Раздел 2

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ



38


сентябрь-февраль











Тема 1

Законы движения и взаимодействия тел.

27













1/2/1/1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики.

Материальная точка. Система отсчета.

(§ 1) с. 5-9

1

1





Смысл понятия механическое движение, поступательное движение, материальная точка, система координат.

Уметь определять положение материальной точки на прямой, координатной оси.

Уметь сравнивать и анализировать.





2/2/1/2

Перемещение.

(§ 2) с. 10-12

1

1





Смысл понятия перемещения

Находить проекцию и модуль вектора перемещения.


Выделять причинно-следственные связи.


3/2/1/3

Определение координаты движущегося тела.

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

(§ 3-4) с. 12-20

1

1





Физический смысл скорости движения тела.

Определять координаты движущегося тела. Уметь графически и аналитически описывать равномерное движение.

Работать в системе координат.

Решать задачи графическим и аналитическим способом.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

4/2/1/4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

(§5) с. 20-24

1

1





Смысл понятия ПРУД, ускорение тела.

Определять ускорение тела при равноускоренном и равнозамедленном движениях.


Оценивать безопасность транспортных средств.


5/2/1/5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

(§ 6) с. 24-28

1

1





Суть понятия скорости при ПРУД.

Строить графики зависимости проекции скорости от времени

Выделять рациональное решение задачи.


6/2/1/6

Входная контрольная работа

по материалу Ф-8


1

1





Знать основные формулы из курса Ф-8

Уметь решать задачи

Решать задачи аналитическим способом.

Входная контрольная работа

по материалу Ф-8

7/2/1/7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

( § 7-8) с. 28-34


1

1





Формула для перемещения при ПРУД.

Уметь решать задачи

Анализировать, сравнивать.


8/2/1/8

Решение задач на тему «Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1

1





Формула для перемещения при ПРУД.

Рассчитывать перемещение тела, находить координаты тела в любой момент времени при ПРУД

Решать задачи аналитическим и графическим способами.



9/2/1/9

Лабораторная работа № 1

«Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

1

1





Знать формулу скорости и ускорения.


Измерять ускорение и мгновенную скорость тела.

Уметь делать выводы


Проводить физический эксперимент, объяснить физический опыт, пользоваться секундомером.






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

10/2/1/10

Относительность движения

(§ 9) с. 34-38

Решение задач по теме «Основы кинематики».


1

1





Суть понятия относительности движения, траектории, перемещение, координаты скорости. Знать формулы равномерного и равноускоренного движения.

Уметь применять полученные знания при решении задач.


Уметь анализировать и делать выводы.



11/2/1/11

Контрольная работа № 1

по теме

«Перемещение. Ускорение».

1

1






Выражать результаты в системе СИ.

Решать задачи рациональным способом, выполнять требования к оформлению контрольной работы.

по теме

«Основы кинематики».

12/2/1/12

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

(§ 10) с. 39-42

1

1





Суть первого закона Ньютона.

Использовать классическую формулу сложения скоростей.

Применить закон при объяснении движения тела.

Уметь анализировать и делать выводы.


13/2/1/13

Второй закон Ньютона.

(§ 11) с. 42-47

1

1





Понятие силы, как количественной характеристики действия одного тела на другое, второй закон Ньютона.

Объяснять физические явления на основе законов Ньютона.

Уметь анализировать и делать выводы.


14/2/1/14

Третий закон Ньютона.

(§ 12) с. 48-52

1

1





Третий закон Ньютона.

Объяснять физические явления на основе законов Ньютона.


Наблюдать, объяснять физический эксперимент.


15/2/1/15

Свободное падение тел.

(§ 13) с.52-56

1

1





Суть понятия свободного падения.

Рассчитывать координату и скорость в любой момент времени свободно падающего тела.


Уметь сравнивать и анализировать.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

16/2/1/16

Движение тела брошенного вертикально вверх Невесомость.

(§14) с. 57-60

1

1





Знать формулы для тела, брошенного вертикально вверх.

Уметь графически и аналитически описывать движение тела, брошенного вверх и вниз.

Уметь сравнивать и анализировать.


17/2/1/17

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»


1

1









18/2/1/18

Закон всемирного тяготения.

(§ 15) с. 60-61

1

1





Суть закона всемирного тяготения. Понятие силы тяжести как частный случай силы тяготения.

Рассчитывать силу всемирного тяготения. Рассчитывать ускорение свободного падения на Земле и др.небесных телах.

Решение экспериментальных, качественных и расчетных задач. Выделять причинно следственные связи.



19/2/1/19

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

(§ 16) с. 62-65

1

1









20/2/1/20

Решение задач на тему «Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах».

1

1





Знать закон всемирного тяготения.

Уметь вычислять силу притяжения.

Анализировать сравнивать систематизировать знания. Решать качественные и расчетные задачи рациональными методами



21/2/1/21

Прямолинейное и криволинейное движение.

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

(§ 18-19) с. 67-74


1

1





Основные характеристики криволинейного движения.

Применять теор.заниня при решении задач на расчет характеристик РД по окружности.


Описывать и объяснять явления.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

22/2/1/22

Решение задач (на движение по окружности).

1

1





Основные характеристики криволинейного движения.

Применять теор.заниня при решении задач на расчет характеристик РД по окружности.


Решать качественные и расчетные задачи рациональными методами


23/2/1/23

Искусственные спутники Земли.

(§ 20) с. 74-78


1

1





Смысл понятий первой, второй, третьей космических скоростей.

Рассчитывать первую космическую скорость.

Добывать информацию. Пользоваться справочным материалом.


24/2/1/24

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

(§21) с. 79-83

1

1





Суть понятия импульс тела, понятия о замкнутых системах, закон сохранения импульса

Уметь находить импульс тела.

Уметь сравнивать и анализировать.


25/2/1/25

Реактивное движение. Ракеты.

(§ 22) с. 83-87

1

1





Суть понятия реактивное движение.

Оценивать скорость, использовать закон сохранения импульса.


Анализировать проблемный эксперимент.


26/2/1/26

Вывод закона сохранения полной механической энергии.

(§ 23) с. 88-91

1

1





Знать закон сохранения механической энергии.

Применять закон механической энергии при решении задач.


Уметь сравнивать и анализировать.


27/2/1/27

Контрольная работа № 2

«Законы взаимодействия и движения тел».

1

1





Знать основные формулы законов.

Уметь применять полученные знания при решении задач

Выполнять требования к оформлению контрольных работ

по теме «Динамика»


Тема 2

Механические колебания и волны. Звук.


11

11









28/2/2/1

Колебательное движение. Свободные и вынужденные колебания. Колебательные системы. Маятник.

(§ 24-25) с. 92-97

1

1





Смысл понятий колебательное движение, колебательные системы, математический маятник.



Проводить примеры выдвигать гипотезы.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

29/2/2/2

Величины, характеризующие колебательное движение.

(§ 26) с. 98-102

1

1





Суть понятий амплитуда, период, частота, фаза колебаний.


Определять зависимость периода от частоты.

Выполнять эксперимент, уметь его анализировать.


30/2/2/3

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

(§28-30) с. 106-113

1

1





Смысл закона сохранения энергии.

Конкретизировать процесс преобразования энергии в колебательных системах.

Выделять причинно-следственные связи.


31/2/2/4

Лабораторная работа № 3

«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

1

1





Знать формулу периода колебаний математического маятника.

Исследовать зависимость периода маятника от его длины.

Проводить физический эксперимент, объяснить физический опыт, пользоваться секундомером.


32/2/2/5

Распространение колебаний в среде. Волны.

Продольные и поперечные волны.

(§ 31-32) с. 113-117

1

1





Основные свойства воли. Продольная и поперечная волна.

Различать продольные и поперечные волны.

Уметь разделять процессы на этапы, звенья.


33/2/2/6

Длина волны. Скорость распространения волн. Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач.

(§ 33-34) с. 117-123


1

1





Понятие длины волны.

Рассчитывать скорость распространения волны, длину волны.

Решение качественных и расчетных задач.


34/2/2/7

Высота и тембр звука.

Громкость звука. Звуковые волны . Скорость звука.

(§ 35-36_ с. 123-128)

1

1





Источники и приемники звука.

Рассчитывать скорость распространения волны, длину волны.

Объяснять приводные явления.


35/2/2/8

Отражение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

(§ 37-38) с. 128-132




1

1





Высота , тембр, громкость, механизм возникновения звуковой волны.

Уметь различать музыкальный звук и шум.

Работать с дополнительной и учебной литературой. Выделять главное.




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

36/2/2/9

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Решение задач.

(§ 39-40) с. 132-135



1

1





Суть понятий отражение звука, скорости звука.

Решать задачи на применение изученных величин.

Уметь использовать логические умения: сравнение, обобщение, классифицировать.


37/2/2/10

Решение задач на тему «Механические колебания и волны. Звук»

1

1





Знать формулы длины волны, частоты и периода.

Решать задачи на применение изученных величин.

Уметь решать задачи


38/2/2/11

Контрольная работа № 3.

По теме «Механические колебания и волны. Звук».


1

1





Знать формулы длины волны, частоты и периода.

Решать задачи на применение изученных величин.

Решать задачи по алгоритму. Выполнять требования к оформлению контрольных работ

по теме «Механические колебания и волны. Звук».



Раздел 3

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ


16

16

февраль-апрель










Тема 3.

Электромагнитное

поле.

16

16









39/3/3/1

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

(§ 42-43) с. 140-146

1

1





Смысл понятия магнитное поле.

Изображать графически магнитное поле при помощи линий магнитной индукции

Проводить эксперимент, сравнивать, анализировать.


40/3/3/2

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

(§ 44) с. 146-149

1

1





Суть понятия линии магнитной индукции.

Объяснять явление взаимодействия магнитов.


Выделять причинно-следственные связи.


41/3/3/3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

(§ 45) с. 150-156

1

1





Формулировку правила левой руки.

Определять направление силы, действующей на проводник с током, решать задачи на применение изученных величин.


Описывать и объяснять наблюдаемые объекты и явления.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

42/3/3/4

Индукция магнитного поля. (§ 46) с. 156-160

Магнитный поток.

(§ 47) с. 160-162

1

1





Смысл понятия индукции магнитного поля. Смысл понятия магнитный поток.

Наблюдать поведение линий магнитной индукции в магнитном поле. Выяснять причины изменения магнитного потока.



Выделять причинно-следственные связи.


43/3/3/5


Явление электромагнитной индукции.

(§ 48) с. С. 163-166



1

1





Суть явления электромагнитной индукции.

Объяснять появление индукционного тока. Объяснять опыты Фарадея.



Объяснять явление, уметь его анализировать.


44/3/3/6

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

(§ 49) с. 166-170


1

1





Знать правило Ленца

Уметь определять направление индукционного тока.

Объяснять явление, уметь его анализировать.



45/3/3/7

Лабораторная работа № 4

«Изучение явления электромагнитной индукции».

1

1









46/3/3/8

Явление самоиндукции.

(§50) с. 170-173

1

1





Суть явления самоиндукции.

Собирать электрические цепи, пользоваться электроизмерительными приборами.



Проводить эксперимент с использованием электроизмерительных приборов.



47/3/3/9

Получение переменного электрического тока. Трансформатор.

(§ 51) с. 173-179

1

1





Знать понятии е переменного тока..

Объяснять принцип действия устройств; электродвигатель, электрогенератор., принцип работы трансформатора.






Уметь анализировать и делать выводы.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

48/3/3/10

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1






Суть явления электромагнитного поля, как особого вида материи Смысл понятия электромагнитные волны, основные их характеристики, принцип радиосвязи.

Рассчитывать длину электромагнитной волны, основные их характеристики, принцип радиосвязи.

Использовать приобретенные значения в повседневной жизни для обеспечения безопасности (защита от электрического и магнитного полей). Приводить примеры практического использования электромагнитных волн в повседневной жизни.


49/3/3/11

Конденсатор.

(§ 54) с. 185-191

1






Знать понятие электр. емкости и ее единицы измерения,.

Уметь вычислять электр. емкость конденсатора, энергию электр. поля конденсатора..

Уметь анализировать и делать выводы.


50/3/3/12

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

(§ 55-56) с. 192-200

1






Знать из каких частей состоит колебательный контур.

Знать формулу Томсона. Знать понятие амплитудная модуляция

Уметь вычислять период свободных эл.маг. колебаний, энергию маг поля. Уметь объяснять принципы радиосвязи и телевидения

Уметь анализировать и делать выводы. Уметь анализировать и делать выводы.


51/3/3/13

Электромагнитная природа света.

Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

(§ 58-59) с. 203-212

1






Знать скорость света. Знать понятие – фотон. Знать законы преломления. Знать понятие абсолютного показателя преломления среды. Знать физический смысл показателя преломления среды.

Уметь вычислять энергию излучения потока квантов. Уметь вычислять показатель преломления среды, абсолютный показатель преломления среды.

Добывать и использовать информацию о различных диапазонах радиоволн и их применение.

Уметь анализировать и делать выводы.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

52/3/3/14

Дисперсия света. Цвета тел.

(§ 60, 62) с. 212-217, 220-222

1






Знать понятие дисперсии света, понятие «простой свет»., спектр.


Уметь объяснять опыт , его результаты и вывод, который следовал из него (рис 161).

Уметь анализировать и делать выводы.


53/3/3/15

Поглощение и испускание света атомами. Оптические спектры. Происхождение линейчатых спектров.. Решение задач по теме «Электромагнитные явления»

(§ 64) с. 224-225

1






Знать постулаты Бора, понятия основное и возбужденное состояния атома.

Уметь вычислять частоту излучения света атомом.

Уметь анализировать и делать выводы.


54/3/3/16

Контрольная работа № 4 .

по теме «Электромагнитное поле».

1






Знать определение электромагнитной индукции.

Уметь применять полученные знания при решении задач.

Решать задачи рациональным способом. Выполнять требования к оформлению контрольных работ.

по теме «Электромагнитное поле».



Раздел 5

КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ



14


14

апрель-май










Тема 4.

Строение атома и атомного ядра.

Использование энергии атомных ядер.


14

14









55/5/4/1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

(§ 65) с. 226-228


1






Суть явления радиоактивности, опыт, α,β,γ излучений.


Уметь приводить примеры радиоактивных элементов.

Уметь работать с дополнительной литературой.


56/5/4/2

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

(§ 66) с. 228-232

1






Основные характеристики атома: размер ядра, атома, его заряд.

Объяснять строение атомов с помощью опыта Резерфорда по рассеиванию α-частиц.


Уметь анализировать и делать выводы.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

57/5/4/3

Радиоактивные превращения атомных ядер.

(§ 67) с. 323-235

1







Пользоваться правилами смещения.

Выделять причинно-следственные связи.


58/5/4/4

Экспериментальные методы исследования частиц.

Лабораторная работа № 5

«Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

1






Основные экспериментальные методы исследования частиц


Выделять причинно-следственные связи.


59/5/4/5

Открытие протона.

Открытие нейтрона.

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

(§ 69-71) с. 238-245

1






Понятие протон и нейтрон и их характеристики. Суть понятий протонно-нейтронная модель ядра, изотопы.


Записывать ядерные реакции. Уметь находить зарядовое число и массовое число.

Уметь анализировать и делать выводы. Обобщать и систематизировать изучаемый материал.



60/5/4/6

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Дефект масс. Деление ядер урана.

(§ 72-74) с. 245-250


1






Смысл понятия ядерная реакция.

Вычислять энергетический выход ядерных реакций.

Выделять причинно

следственные связи.


61/5/4/7

Решение задач на определение энергии связи, дефекта масс.







Знать основные формулы

Вычислять энергетический выход ядерных реакций.

Уметь решать задачи


62/5/4/8

Лабораторная работа №6 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков».

1






Смысл понятия ядерная реакция.

Вычислять энергетический выход ядерных реакций.


Выделять причинно

следственные связи.


63/5/4/9

Цепная реакция. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

(§ 75-76) с. 250-255

1






Суть понятия ядерная реакция. Закон сохранения импульса .

Объяснять процесс деления ядра и цепные ядерные реакции. Уметь проводить измерения.





Уметь анализировать и делать выводы.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

64/5/4/10




Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика

(§ 77) с. 255-258

1






Устройство ядерного реактора.

Объяснять работу ядерного реактора.

Оценивать безопасность радиационного фона.



65/5/4/11

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

(§ 78) с. 259-263

1






Закон радиоактивного распада.

Уметь объяснять характер движения заряженных частиц.

Анализировать результаты наблюдений.


66/5/4/12

Термоядерная реакция.

Решение задач по теме «Ядерная физика»

(§ 79) с. 263-266

1






Понятие термоядерная реакции, их роль в существовании жизни на Земле и эволюции Вселенной.

Сравнивать работу АЭС с ГЭС и ТЭС.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни.


67/5/4/13

Контрольная работа № 5

По теме «Строение атома и атомного ядра».

1






Знать правило Содди, формулу энергии связи

Уметь применять полученные знания при решении задач

Уметь решать задачи по алгоритму, нестандартные задачи, выполнять требования к оформлению контрольных работ.

по теме «Строение атома и атомного ядра».

68/5/4/14

Повторительно-обобщающий урок по теме «Строение атома и атомного ядра».







Знать правило Содди, формулу энергии связи

Уметь применять полученные знания при решении задач

Уметь решать задачи по алгоритму, нестандартные задачи, выполнять требования к оформлению контрольных работ.










Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная и дополнительная литература.


  1. Сборник нормативных документов. Физика/сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 107, с.

  2. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы. Естествознание. 5 класс. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. - 80 с. (Стандарты второго поколения).

  3. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 334 с.

  4. Рабочие программы по физике. 7-11 классы/ сост. В.А. Попова. – М.: Издательство «Глобус», 2008. – 247. – (Новый образовательный стандарт).

  5. Тематическое планирование по физике в основной школе. Методическое пособие. Набережные Челны, МУ «ИМЦ». – 2009. – 100 с.

  6. Физика. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник / сост. С.В. Боброва. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175с.

  7. Физика. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А.в. Перышкин, Е.М. Гутник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 300 с.

  8. Физика. 9 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 127 с

  9. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений. – 8-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 192 с.

  10. Тесты по физике: 7-9 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 224 с. – (Мастерская учителя физики).

  11. Олимпиады по физике: 9-11 классы. М.: ВАКО, 2009 – 160 с. – (Мастерская учителя физики).


















График контрольных и лабораторных работ - 9 класс


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

по плану

фактически

по плану

фактически

1. «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

___четверть

___.___.20__

___четверть

___.___.20__

Входная контрольная работа


___четверть

___.___.20__


___четверть

___.___.20__

2. «Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника»

___четверть

___.___.20__

___четверть

___.___.20__

1.Перемещение.Ускорение.


___четверть

___.___.20__


___четверть

___.___.20__

3. «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

___четверть

___.___.20__

___четверть

___.___.20__

2. Законы взаимодействия и движения тел.

___четверть

___.___.20__


___четверть

___.___.20__

4.«Изучение явления электромагнитной индукции»

___четверть

___.___.20__

___четверть

___.___.20__


3. Механические колебания и волны. Звук

___четверть

___.___.20__

___четверть

___.___.20__

5. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

___четверть

___.___.20__

___четверть

___.___.20__


4. Электромагнитное поле


___четверть

___.___.20__

___четверть

___.___.20__

6. Изучение треков заряженных частиц по фотографиям

___четверть

___.___.20__

___четверть

___.___.20__


5. Строение атома и атомного ядра


___четверть

___.___.20__


___четверть

___.___.20__


Для выполнения контрольных работ используется печатный дидактический материал учебно-метадического пособия: Физика. 9 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 127 с



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!