СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса биологии в 10 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагается рабочая программа с тематическим планированием и домашними заданиями.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса биологии в 10 классе»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №18



Рассмотрено на заседании МО учителей

естественно-математического цикла
протокол № 1 от «30» августа 2018г.

руководитель МО _______/ Лазарева Н.А..

(подпись) (Ф.И.О)

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР:


_________ Н.А.Фаяршина

«16» сентября 2018г.


«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор школы:


____________ Ю.С.Полюхович

«16» сентября 2018г.










Рабочая программа

по биологии

для 10 класса

на 2018-2019 учебный год






Учитель: Пермякова Людмила Николаевна

Количество часов 10 класс всего: 35, в неделю: 1

Учебник:

Авторы: Учебник:

- «Биология 10 класс»/ И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, -М:Вентана-Граф, 2012 с изменениями








Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта по биологии и авторской программы И.Н.Пономаревой, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования РФ.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках — уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы».

Основными целями изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе является:

  • формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

  • формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления;

  • умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхожде­ния и развития жизни на Земле;

  • умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

  • формирование навыков практической деятельности, здорового образа жизни;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе является:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, в том числе в 10 классе — 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе - 35 часов (1 час в неделю).

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


Литература

Основная литература:

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. «Биология» 10 класс Базовый уровень – М.: «Вентана-Граф», 2012

  2. Пономарева И.Н Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику Пономаревой И.Н., Корнилова О.А., Лощилиной Т.Е. «Биология» 10-11 классы Базовый уровень – М.: «Вентана-Граф», 2012

  3. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. – М.: Дрофа, 2004. – 46с.

Дополнительная литература:

  1. Каменский А.А. и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 2000.

  2. Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ. - Ростов н/Д: Легион, 2009. -176 с.

  3. Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.

  4. Мамонтов С. Г. Биология. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999. – 480с.

  5. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ 2018. – М.: Астрель, 2011

Интернет-материалы:

http://bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

www.edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования

http://www.dvduroki.ru/index.php Авторские Видео уроки платные и бесплатные

http://fauna.su/ Энциклопедия млекопитающих

http://www.filin.vn.ua/ Иллюстрированная энциклопедия животных.

http://bird.geoman.ru/ - Птицы

http://invertebrates.geoman.ru/ - Насекомые

http://animal.geoman.ru/ - Животные

http://fish.geoman.ru/ - Рыбы

http://www.anatomus.ru/ Анатомия человека в картинках

http://www.macroevolution.narod.ru/ Проблемы эволюции

http://macroevolution.narod.ru/paleobac.htm Происхождение жизни




Поурочное планирование биологии в 10 классе.


Введение в курс общей биологии (6ч.).

Название темы урока

Дом. задание

Дата

1.

Содержание и структура курса общей биологии.

§1,вопр., тетрадь

04.09.18

2.

Основные свойства жизни.

§2,вопр.

11.09.18

3.

Уровни организации живой материи.

§3,вопр., тетрадь

18.09.18

4.

Значение практической биологии.

§4,вопр., тетрадь

25.09.18

5.

Методы биологических исследований.

§5,вопр., тетрадь

02.10.18

6.

Повторение и обобщение темы. Семинарское занятие.

§6, вопр., тетрадь

09.10.18


Биосферный уровень организации жизни (9ч.).

1(7).

Учение о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.

§7,вопр., тетрадь

16.10.18

2(8).

Происхождение живого вещества.

§8,вопр., тетрадь

23.10.18

3(9).

Биологическая эволюция в развитии биосферы.

§9,вопр.,

тетрадь

30.10.18

4(10).

Биосфера как глобальная экосистема.

§10,вопр., тетрадь

18.11.18

5(11).

Круговорот веществ в природе.

§11,вопр., тетрадь

20.11.18

6(12).

Человек как житель биосферы.

§12,вопр., тетрадь

27.11.18

7(18).

Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.

Л.Р.№1. Определение пылевого загрязнения воздуха. Определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью биоиндикаторов. Исследование водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов как важных средообразователей в биосфере.

§18,вопр.

04.12.18

8(19).

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.

§19,вопр.

11.12.18

9(15).

Экологические факторы и их значение.

§15,вопр.

18.12.18


Биогеоценотический уровень жизни (8ч.).

1(16).

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.

§16,вопр., тетрадь

25.12.18

2(17).

Биогеоценоз как био- и экосистема.

§17,вопр., тетрадь

15.01.19

3(18).

Строение и свойства биогеоценозов.

Л.Р.№2. Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.

§18,вопр., тетрадь

22.01.19

4(19).

Совместная жизнь видов в биогеоценозе. Приспособления видов к совместной жизни в биогеоценозах.

§19,вопр., тетрадь

29.01.19

5(20).

Причины устойчивости биогеоценозов.

§20,вопр., тетрадь

05.02.19

6(21).

Зарождение и смена биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения биогеоценозов. Многообразие водных биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов суши.

§21,вопр., тетрадь

12.02.19

7(22).

Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем).

Природопользование в истории человечества.

§22,вопр., тетрадь

19.02.19

8(23).

Экологические законы природопользования.

§23,вопр., тетрадь

26.02.19


Популяционно-видовой уровень жизни (12ч.).

1(24).

Вид, его критерии и структура.

Л.Р.№3. Морфологические критерии, используемые при определении видов.

§24,вопр.

05.03.19

2(25).

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. Популяция – структурная единица вида.

§25,вопр.

12.03.19

3(26).

Популяция как основная единица эволюции.

§26,вопр.

19.03.19

4(27).

Видообразование – процесс увеличения видов на Земле. Система живых организмов на Земле. Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества.

§27,вопр.

26.03.19

5(28).

Этапы происхождения человека.

§28,вопр.

02.04.19

6(29).

Человек как уникальный вид живой природы.

§29,вопр.

09.04.19

7(30).

История развития эволюционных идей. Естественный отбор и его формы. Искусственный отбор и его роль в увлечении биологического разнообразия.

§30,вопр.

16.04.19

8(31).

Современное учение об эволюции.

§31,вопр.

23.04.19

9(32).

Результаты эволюции и её основные закономерности.

§32,вопр.

30.04.19

10(33).

Основные направления эволюции.

Л.Р.№4. Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных.

§33,вопр.

08.05.19

11(34).

Особенности популяционно-видового уровня жизни. Значение изучения популяций и видов. Генофонд и причины гибели видов. Проблема сохранения видов.

§34,вопр.

15.05.19

12(35).

Всемирная стратегия охраны природных видов.

§35,вопр.

22.05.19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!