Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-математического цикла протокол № 1 от «30» августа 2018г. руководитель МО _______/ Лазарева Н.А.. (подпись) (Ф.И.О) | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР: _________ Н.А.Фаяршина «16» сентября 2018г. | «УТВЕРЖДАЮ»: Директор школы: ____________ Ю.С.Полюхович «16» сентября 2018г. |
Рабочая программа
по биологии
для 10 класса
на 2018-2019 учебный год
Учитель: Пермякова Людмила Николаевна
Количество часов 10 класс всего: 35, в неделю: 1
Учебник:
Авторы: Учебник:
- «Биология 10 класс»/ И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, -М:Вентана-Граф, 2012 с изменениями
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта по биологии и авторской программы И.Н.Пономаревой, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования РФ.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках — уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы».
Основными целями изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе является:
формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;
формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления;
умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле;
умения давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
формирование навыков практической деятельности, здорового образа жизни;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе является:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, в том числе в 10 классе — 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе - 35 часов (1 час в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Литература
Основная литература:
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. «Биология» 10 класс Базовый уровень – М.: «Вентана-Граф», 2012
Пономарева И.Н Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику Пономаревой И.Н., Корнилова О.А., Лощилиной Т.Е. «Биология» 10-11 классы Базовый уровень – М.: «Вентана-Граф», 2012
Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. – М.: Дрофа, 2004. – 46с.
Дополнительная литература:
Каменский А.А. и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 2000.
Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ. - Ростов н/Д: Легион, 2009. -176 с.
Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.
Мамонтов С. Г. Биология. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999. – 480с.
Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ 2018. – М.: Астрель, 2011
Интернет-материалы:
http://bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
www.edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования
http://www.dvduroki.ru/index.php Авторские Видео уроки платные и бесплатные
http://fauna.su/ Энциклопедия млекопитающих
http://www.filin.vn.ua/ Иллюстрированная энциклопедия животных.
http://bird.geoman.ru/ - Птицы
http://invertebrates.geoman.ru/ - Насекомые
http://animal.geoman.ru/ - Животные
http://fish.geoman.ru/ - Рыбы
http://www.anatomus.ru/ Анатомия человека в картинках
http://www.macroevolution.narod.ru/ Проблемы эволюции
http://macroevolution.narod.ru/paleobac.htm Происхождение жизни
Поурочное планирование биологии в 10 классе.
Введение в курс общей биологии (6ч.).
№ | Название темы урока | Дом. задание | Дата |
1. | Содержание и структура курса общей биологии. | §1,вопр., тетрадь | 04.09.18 |
2. | Основные свойства жизни. | §2,вопр. | 11.09.18 |
3. | Уровни организации живой материи. | §3,вопр., тетрадь | 18.09.18 |
4. | Значение практической биологии. | §4,вопр., тетрадь | 25.09.18 |
5. | Методы биологических исследований. | §5,вопр., тетрадь | 02.10.18 |
6. | Повторение и обобщение темы. Семинарское занятие. | §6, вопр., тетрадь | 09.10.18 |
Биосферный уровень организации жизни (9ч.).
1(7). | Учение о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. | §7,вопр., тетрадь | 16.10.18 |
2(8). | Происхождение живого вещества. | §8,вопр., тетрадь | 23.10.18 |
3(9). | Биологическая эволюция в развитии биосферы. | §9,вопр., тетрадь | 30.10.18 |
4(10). | Биосфера как глобальная экосистема. | §10,вопр., тетрадь | 18.11.18 |
5(11). | Круговорот веществ в природе. | §11,вопр., тетрадь | 20.11.18 |
6(12). | Человек как житель биосферы. | §12,вопр., тетрадь | 27.11.18 |
7(18). | Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. Л.Р.№1. Определение пылевого загрязнения воздуха. Определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью биоиндикаторов. Исследование водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов как важных средообразователей в биосфере. | §18,вопр. | 04.12.18 |
8(19). | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы. | §19,вопр. | 11.12.18 |
9(15). | Экологические факторы и их значение. | §15,вопр. | 18.12.18 |
Биогеоценотический уровень жизни (8ч.).
1(16). | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. | §16,вопр., тетрадь | 25.12.18 |
2(17). | Биогеоценоз как био- и экосистема. | §17,вопр., тетрадь | 15.01.19 |
3(18). | Строение и свойства биогеоценозов. Л.Р.№2. Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе. | §18,вопр., тетрадь | 22.01.19 |
4(19). | Совместная жизнь видов в биогеоценозе. Приспособления видов к совместной жизни в биогеоценозах. | §19,вопр., тетрадь | 29.01.19 |
5(20). | Причины устойчивости биогеоценозов. | §20,вопр., тетрадь | 05.02.19 |
6(21). | Зарождение и смена биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения биогеоценозов. Многообразие водных биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов суши. | §21,вопр., тетрадь | 12.02.19 |
7(22). | Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем). Природопользование в истории человечества. | §22,вопр., тетрадь | 19.02.19 |
8(23). | Экологические законы природопользования. | §23,вопр., тетрадь | 26.02.19 |
Популяционно-видовой уровень жизни (12ч.).
1(24). | Вид, его критерии и структура. Л.Р.№3. Морфологические критерии, используемые при определении видов. | §24,вопр. | 05.03.19 |
2(25). | Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. Популяция – структурная единица вида. | §25,вопр. | 12.03.19 |
3(26). | Популяция как основная единица эволюции. | §26,вопр. | 19.03.19 |
4(27). | Видообразование – процесс увеличения видов на Земле. Система живых организмов на Земле. Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества. | §27,вопр. | 26.03.19 |
5(28). | Этапы происхождения человека. | §28,вопр. | 02.04.19 |
6(29). | Человек как уникальный вид живой природы. | §29,вопр. | 09.04.19 |
7(30). | История развития эволюционных идей. Естественный отбор и его формы. Искусственный отбор и его роль в увлечении биологического разнообразия. | §30,вопр. | 16.04.19 |
8(31). | Современное учение об эволюции. | §31,вопр. | 23.04.19 |
9(32). | Результаты эволюции и её основные закономерности. | §32,вопр. | 30.04.19 |
10(33). | Основные направления эволюции. Л.Р.№4. Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных. | §33,вопр. | 08.05.19 |
11(34). | Особенности популяционно-видового уровня жизни. Значение изучения популяций и видов. Генофонд и причины гибели видов. Проблема сохранения видов. | §34,вопр. | 15.05.19 |
12(35). | Всемирная стратегия охраны природных видов. | §35,вопр. | 22.05.19 |