Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа, КТП по предмету: математические представления (1 класс, коррекционная школа)»
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»
Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______2017 г Рук.МО _______ ф.и.о | Согласовано ЗД по УР ___________________ «_____» _________2017г | Утверждаю директор _____________________ «_____» _________2017 г Приказ № ____от «___» ____2017 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету: «Математические представления»
Уровень образования (класс): 1 Платона Б.
Количество часов:68 ч
Учитель: Фотина Елизавета Николаевна
Программа разработана на основе АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.
п. Ванино
2017 год
Пояснительная записка.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика)
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
В процессе обучения элементарным математическим представлениям детей с ТМНР используются следующие методы и приемы: совместные действия детей и взрослого; действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу, по словесной инструкции; приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов; элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия; воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр; предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке; соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями; подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений.
Формирование элементарных математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений.
Планируемые результаты (личностные и предметные) освоения учебного предмета: математические представления.
Достаточный уровень: | Минимальный уровень: |
1. Количественные представления. | 1. Количественные представления. |
Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» | Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» |
Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом) | |
Преобразование множеств: увеличение, уменьшение. | |
2. Представления о форме. | 2. Представления о форме. |
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб» | Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб». |
Соотнесение формы предметов с геометрическими телами | Соотнесение формы предметов с геометрическими телами |
3. Пространственные представления | 3. Пространственные представления |
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела) | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела) |
4. Временные представления. | 4. Временные представления. |
Различение времен года | Различение времен года |
Знание порядка следования сезонов в году | Знание порядка следования сезонов в году |
5. Представления о величине. | 5. Представления о величине. |
Различение однородных (разнородных) предметов по длине | Различение однородных (разнородных) предметов по длине |
Сравнение предметов по длине | |
| |
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.
Принятие контакта, инициированного взрослым.
Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.
Планирование учебного дня.
Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий).
Следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения:
Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.
Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)
Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)
Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)
Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии
Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии
Выполнение речевых инструкций на групповом занятии
Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии
Принятие помощи учителя на групповом занятии
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
Выполнение задания полностью (от начала до конца)
Выполнение задания с заданными качественными параметрами
Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Содержание учебного предмета.
Программа построена на основе следующих разделов:
«Количественные представления»: нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
«Представления о форме»: узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок» Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг.. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник
«Представления о величине»: различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения.
«Пространственные представления»: ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела).
Формы организации учебных занятий:
Урок.
Уроки формирования новых знаний:
Уроки обучения умениям и навыкам.
Комбинированный урок.
Практикумы.
Уроки повторения, обобщения, закрепления знаний.
Основные виды учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах (совместно с педагогом).
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету: «Математические представления» в 1 классе
на 2017 – 2018 учебный год
| I четверть. (16) | Дата |
| Раздел. Тема урока. | Кол-во часов | |
Представления о форме. |
1 | Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», | 4 | 04.09 06.09 |
4 | 11.09 13.09 |
5 | Узнавание (различение) геометрических тел: «куб». | 4 | 18.09 20.09 |
8 | 25.09 27.09 |
8 | Узнавание (различение)геометрических тел: «призма», «брусок» | 4 | 02.10 04.10 |
12 | 09.10 11.10 |
13 | Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. | 4 | 16.10 18.10 |
16 | 23.10 25.10 |
| II четверть (16) |
Представления о величине. |
17 18 | Различение однородных предметов по длине | 2 | 06.11 08.11 |
19 20 | Различение разнородных (по одному признаку) предметов по длине | 2 | 13.11 15.11 |
21 22 | Сравнение предметов по длине способом приложения | 2 | 20.11 22.11 |
23 24 | Сравнение предметов по длине способом «на глаз» | 2 | 27.11 29.11 |
25 28 | Сравнение предметов по длине способом наложения. | 4 | 04.12 06.12 |
29 30 | Подготовка к проверочной работе№1 | 2 | 11.12 13.12 |
31 | Проверочная работа №1 | 1 | 18.12 |
32 | Работа над ошибками | 1 | 20.12 |
33 | Различение однородных предметов (по одному признаку) по длине | 1 | 25.12 |
34 | Сравнение предметов по длине разными способами | 1 | 27.12 |
III четверть (22) |
| Количественные представления | | |
33 34 | Различение множеств: «один». | 2 | |
33 34 | Различение множеств: «много». | 2 | |
35 38 | Различение множеств: «один», «много». | 4 | |
39 40 | Различение множеств: «мало». | 2 | |
41 42 | Различение множеств: «пусто». | 2 | |
43 46 | Различение множеств: «мало», «пусто» | 4 | |
47 48 | Сравнение множеств без пересчета. | 2 | |
49 52 | Сравнение множеств с пересчетом. | 4 | |
| IV четверть (16) |
Пространственные представления |
53 | Положение предметов в пространстве: слева – справа. | 4 | |
56 | |
57 | Положение предметов в пространстве: между, в середине. | 4 | |
60 | |
61 | Положение предметов в пространстве: вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под. | 4 | |
64 | |
65 66 | Подготовка к контрольной работе. | 2 | |
67 | Годовая контрольная работа. | 1 | |
68 | Работа над ошибками | 1 | |