Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»
Уровень образования (класс): 5 Юра К.
Программа разработана на основе АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.
п. Ванино
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
В процессе обучения элементарным математическим представлениям детей с ТМНР используются следующие методы и приемы: совместные действия детей и взрослого; действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу, по словесной инструкции; приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов; элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия; воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр; предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке; соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями; подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений.
Формирование элементарных математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений.
Достаточный уровень: | Минимальный уровень: |
1. Количественные представления. | 1. Количественные представления. |
Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» | Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» |
Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом) | Знание отрезка числового ряда 1-3 (1-5, 1-10, 0-10) |
Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание | |
Пересчет предметов по единице | |
Знание отрезка числового ряда 1-3 (1-5, 1-10, 0-10) | |
Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду счет в прямой (обратной) последовательности | |
2. Представления о форме. | 2. Представления о форме. |
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб» | Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб». |
Соотнесение формы предметов с геометрическими телами | Соотнесение формы предметов с геометрическими телами |
Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой | |
Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по точкам | |
3. Пространственные представления | 3. Пространственные представления |
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела) | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела) |
Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре | Составление предмета (изображения) из нескольких частей |
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево | Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз |
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол | |
Составление предмета (изображения) из нескольких частей | |
Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз | |
Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между | |
Определение месторасположения предметов в ряду | |
4. Временные представления. | 4. Временные представления. |
Различение времен года | Различение времен года |
Знание порядка следования сезонов в году | Знание порядка следования сезонов в году |
Узнавание (различение) месяцев | |
Знание последовательности месяцев в году | |
5. Представления о величине. | 5. Представления о величине. |
Различение однородных (разнородных) предметов по длине | Различение однородных (разнородных) предметов по длине |
Сравнение предметов по длине | Различение однородных (разнородных) предметов по ширине |
Различение однородных (разнородных) предметов по ширине | Различение предметов по высоте |
Сравнение предметов по ширине | Различение предметов по весу |
Различение предметов по высоте | |
Сравнение предметов по высоте | |
Различение предметов по весу | |
Сравнение предметов по весу | |
«Количественные представления»: нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10).
«Представления о форме»: узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). 378 Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины.
«Представления о величине»: различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных ) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу.
«Пространственные представления»: ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
Урок.
| I четверть. (16) | Дата |
| Раздел. Тема урока. | Кол-во часов | |
Представления о форме. |
1 | Геометрические тела: «шар», «куб». | 4 | 07.09 08.09 |
4 | 14.09 15.09 |
5 | Соотнесение формы предметов с геометрическими телами | 4 | 21.10 22.10 |
8 | 28.10 29.10 |
9 | Построение геометрической фигуры (отрезок, линия, треугольник) по точкам. | 4 | 05.10 06.10 |
12 | 12.10 13.10 |
13 | Построение геометрической фигуры: квадрат, прямоугольник, круг по точкам. | 4 | 19.10 20.10 |
16 | 26.10 27.10 |
| II четверть (16) |
Представления о величине. |
17 18 | Понятие о величине: одинаковые, равные по величине | 2 | 09.11 10.11 |
19 20 21 | Понятие о длине: длинный – короткий | 3 | 16.11 17.11 23.11 |
22 23 | Понятие о ширине: широкий - узкий | 2 | 24.11 30.11 |
24 25 | Понятие о высоте: высокий - низкий | 2 | 01.12 07.12 |
26 27 | Сравнение предметов по высоте, длине, ширине. | 2 | 08.12 14.12 |
28 29 30 31 | Подготовка к проверочной работе № 1 | 4 | 15.12 21.12 22.12 28.12 |
32 | Проверочная работа № 1 | 1 | 29.12 |
III четверть (22) |
| Количественные представления | | |
33 34 | Число и цифра 6. | 2 | |
35 36 | Числовой ряд. Прямой и обратный счет. | 2 | |
37 38 | Сложение и вычитание в пределах 6. | 2 | |
39 40 | Число и цифра 7. | 2 | |
41 42 | Сложение и вычитание в пределах 7 | 2 | |
43 44 | Число и цифра 8. | 2 | |
45 | Сложение и вычитание в пределах 8 | 2 | |
46 | Число и цифра 9. | 2 | |
47 48 | Сложение и вычитание в пределах 9. | 2 | |
49 50 | Число и цифра 10. | 2 | |
51 52 | Числовой ряд. Прямой и обратный счет в пределах 10. | 2 | |
| IV четверть (16) |
Пространственные представления |
53 | Положение предметов в пространстве: слева – справа. | 2 | |
54 | |
55 | Положение предметов в пространстве: между, в середине. | 2 | |
56 | |
57 | Положение предметов в пространстве: вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под. | 2 | |
58 | |
59 60 61 | Подготовка к проверочной работе. | 3 | |
62 | Годовая проверочная работа. | 1 | |