СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа,КТП по предмету: математические представления (5 класс, коррекционная школа).

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставляю для вашего просмотра Рабочую программу для обучающегося коррекционной школы по СИПР , 5 класс по предмету: математические представления.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа,КТП по предмету: математические представления (5 класс, коррекционная школа).»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»



Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______2017 г Рук.МО _______ ф.и.о


Согласовано ЗД по УР

____________________


«_____» _________2017г



Утверждаю директор

_____________________

«_____» _________2017 г

Приказ № ____от «___» ____2017 г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по­ учебному предмету: «Математические представления»



Уровень образования (класс): 5 Юра К.


Количество часов: 68 ч


Учитель: Фотина Елизавета Николаевна

Программа разработана на основе АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.











п. Ванино

2017 год





  1. Пояснительная записка.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;

  • АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.

  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

  • Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
    (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).

  • Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика)

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

В процессе обучения элементарным математическим представлениям детей с ТМНР используются следующие методы и приемы: совместные действия детей и взрослого; действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу, по словесной инструкции; приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов; элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия; воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр; предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке; соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями; подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений.

Формирование элементарных математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений.


  1. Планируемые результаты (личностные и предметные) освоения учебного предмета: математические представления.



  • Предметные результаты:



Достаточный уровень:

Минимальный уровень:

1. Количественные представления.

1. Количественные представления.

Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто»

Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто»

Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом)

Знание отрезка числового ряда 1-3 (1-5, 1-10, 0-10)

Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание


Пересчет предметов по единице


Знание отрезка числового ряда 1-3 (1-5, 1-10, 0-10)


Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду счет в прямой (обратной) последовательности


2. Представления о форме.

2. Представления о форме.

Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб»

Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб».

Соотнесение формы предметов с геометрическими телами

Соотнесение формы предметов с геометрическими телами

Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой


Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по точкам


3. Пространственные представления

3. Пространственные представления

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела)

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела)

Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре

Составление предмета (изображения) из нескольких частей

Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево

Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз

Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол


Составление предмета (изображения) из нескольких частей


Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз


Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между


Определение месторасположения предметов в ряду


4. Временные представления.

4. Временные представления.

Различение времен года

Различение времен года

Знание порядка следования сезонов в году

Знание порядка следования сезонов в году

Узнавание (различение) месяцев


Знание последовательности месяцев в году


5. Представления о величине.

5. Представления о величине.

Различение однородных (разнородных) предметов по длине

Различение однородных (разнородных) предметов по длине

Сравнение предметов по длине

Различение однородных (разнородных) предметов по ширине

Различение однородных (разнородных) предметов по ширине

Различение предметов по высоте

Сравнение предметов по ширине

Различение предметов по весу

Различение предметов по высоте


Сравнение предметов по высоте


Различение предметов по весу


Сравнение предметов по весу




  • Личностные результаты:

  1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:

  • Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.

  • Принятие контакта, инициированного взрослым.

  • Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.

  • Планирование учебного дня.

  • Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий).

  • Следование расписанию дня.

  1. Формирование учебного поведения:

  • Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.

  • Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)

  • Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)

  • Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)

  • Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии

  • Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии

  • Выполнение речевых инструкций на групповом занятии

  • Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии

  • Принятие помощи учителя на групповом занятии

  1. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:

  • Выполнение задания полностью (от начала до конца)

  • Выполнение задания с заданными качественными параметрами

  • Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.



  1. Содержание учебного предмета.

Программа построена на основе следующих разделов:

  • «Количественные представления»: нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10).

  • «Представления о форме»: узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). 378 Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины.

  • «Представления о величине»: различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных ) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу.

  • «Пространственные представления»: ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.



Формы организации учебных занятий:

Урок.

  1. Уроки формирования новых знаний:

  2. Уроки обучения умениям и навыкам.

  • Комбинированный урок.

  • Практикумы.

  1. Уроки повторения, обобщения, закрепления знаний.





Основные виды учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах (совместно с педагогом).

  1. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету: «Математические представления» в 5 классе

на 2017 – 2018 учебный год








I четверть. (16)

Дата


Раздел. Тема урока.

Кол-во часов


Представления о форме.

1

Геометрические тела: «шар», «куб».

4

07.09

08.09

4

14.09

15.09

5

Соотнесение формы предметов с геометрическими телами


4

21.10

22.10

8

28.10

29.10

9

Построение геометрической фигуры (отрезок, линия, треугольник) по точкам.

4

05.10

06.10

12

12.10

13.10

13

Построение геометрической фигуры: квадрат, прямоугольник, круг по точкам.

4

19.10

20.10

16

26.10

27.10




II четверть (16)

Представления о величине.

17

18

Понятие о величине: одинаковые, равные по величине

2

09.11

10.11

19

20

21

Понятие о длине: длинный – короткий

3

16.11

17.11

23.11

22

23

Понятие о ширине: широкий - узкий

2

24.11

30.11

24

25

Понятие о высоте: высокий - низкий

2

01.12

07.12

26

27

Сравнение предметов по высоте, длине, ширине.

2

08.12

14.12

28

29

30

31

Подготовка к проверочной работе № 1

4

15.12

21.12

22.12

28.12

32

Проверочная работа № 1

1

29.12

III четверть (22)


Количественные представления



33

34

Число и цифра 6.

2


35

36

Числовой ряд. Прямой и обратный счет.

2


37

38

Сложение и вычитание в пределах 6.

2


39

40

Число и цифра 7.

2


41

42

Сложение и вычитание в пределах 7

2


43

44

Число и цифра 8.

2


45

Сложение и вычитание в пределах 8

2


46

Число и цифра 9.

2


47

48

Сложение и вычитание в пределах 9.

2


49

50

Число и цифра 10.

2


51

52

Числовой ряд. Прямой и обратный счет в пределах 10.

2



IV четверть (16)

Пространственные представления

53

Положение предметов в пространстве: слева – справа. 

2


54


55

Положение предметов в пространстве: между, в середине.

2


56


57

Положение предметов в пространстве: вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под.

2


58


59

60

61

Подготовка к проверочной работе.

3


62

Годовая проверочная работа.

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!