МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“ПОВЕДНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА”
г.о. МЫТИЩИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Поведниковская СОШ»
_________Н.И. Рыбинцева «____»___________ 2018 г.
Рабочая программа кружка
по биологии «Зелёный патруль»
6 б класс
Составитель: Давыдова Марина Алексеевна,
учитель биологии
2018г
Пояснительная записка
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.
Актуальность программы
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.
Экология – это наука о нашем общем доме, в котором живем все мы – и люди, и животные, и растения, и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям. Поэтому на первый план выходит задача экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения.
Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и отдыхается.
Программа кружка рассчитана на группу учащихся 6 класса, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.
В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.
Цель работы кружка: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.
Задачи:
развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;
овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
воспитание понимания эстетической ценности природы;
развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;
формирование положительного отношения к окружающему миру;
нравственное развитие личности, воспитание чувств;
научить учащихся пользоваться научной литературой;
научить любить природу, правильно её использовать;
раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.
Основные направления работы по программе:
познавательно-исследовательское:
духовно-творческое:
просветительское:
проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края;
изготовление листовок, плакатов на экологическую тему;
участие в акции «Соберём макулатуру - сохраним дерево!»
выступления агитбригады перед учащимися школы;
природоохранное:
создание и уход за комнатными растениями, домашними животными;
изготовление скворечников и кормушек;
охрана птиц;
озеленение классных комнат;
туристско-оздоровительные:
разработка экологических тропинок;
экскурсии экологическими тропами;
День здоровья.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания:
а) традиционные;
б) активные;
в) инновационные.
Режим занятий: 35 часов - одночасовые занятия 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 35 часов.
Ожидаемый результат
В ходе реализации программы экологического кружка учащиеся должны проявлять:
познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;
бережное отношение к природе;
творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдая основное правило поведения в природе: не навреди!
самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;
духовно-нравственные качества, восприятие себя как человека и гражданина.
К концу года учащиеся должны знать:
предмет изучения экологии, основные законы экологии;
связь между человеком и природой;
многообразие экологических групп комнатных растений;
основные экологические проблемы родного края и пути их решения;
природу родного края;
связь между состоянием природы и здоровьем человека.
К концу года учащиеся должны уметь:
изготавливать гербарий, поделки из природных материалов;
различать изученные группы растений и животных;
осуществлять систематический уход за живыми организмами;
изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений;
вести наблюдения в природе под руководством учителя;
выполнять правила поведения в природе;
прокладывать маршрут экологической тропы;
уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;
изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;
участвовать в экологических викторинах, конкурсах, постановкахх.
Формы подведения итогов:
фотовыставки;
листовки, буклеты, газеты;
тематические альбомы;
театрализация.
Краткое содержание программы по темам
Введение (5 часов). Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.
Практические занятия:
Изучение календаря экологических дат.
Устный журнал «Природа и мы».
Тема 1. Взаимосвязи в природе (7 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. 11 ноября – День энергосбережения. 15 ноября – День вторичной переработки.
Практические занятия:
Участие в акции «Соберём макулатуру - сохраним дерево!»
Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»
Экскурсии:
«Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала.
Тема 2. Природа в жизни человека (7 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах.
Практические занятия:
Оформление фотовыставки «Наши маленькие друзья».
Путешествие на родину комнатных растений.
Составление цветочного календаря.
Экскурсии:
1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»
Тема 3. Уникальный мир живой природы (5 часов). Живые барометры в растительном и животном мире мире. Растения – хищники. Сон растений. Растения – подушки. Память растений. Растения – обереги. Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов.
Практические занятия:
В гостях у Флоры. В гостях у Фауны
Тема 4. Охрана природы (6 часов). Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта.
Практические занятия:
Кинолекторий «Альтернативные источники энергии».
Подготовка и проведение музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»
Тема 5. «Зелёными» тропами (5 часов). Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы
Практические занятия:
Составление экологической тропы нашей школы.
Экскурсии:
Экологическая тропа нашей школы.
День здоровья.
Ориентировочный тематический план
№ темы | Название раздела | Количество часов | |
Теоретические занятия | Практические занятия | Экскурсии | Итого |
Введение | 3 | 2 | - | 5 |
1 | Взаимосвязи в природе | 4 | 2 | 1 | 7 |
2 | Природа в жизни человека | 3 | 4 | - | 7 |
3 | Уникальный мир живой природы | 4 | 1 | - | 5 |
4 | Охрана природы | 2 | 4 | - | 6 |
5 | «Зелёными» тропами | 2 | 1 | 2 | 5 |
Всего часов | 18 | 14 | 3 | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Введение (5 часов, 1 час в неделю) |
1 | Что изучает экология? Экологические организации, их значение. | | |
2 | Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. | | |
3 | Правила поведения в природе. Экологические знаки. Инструктаж по ТБ во время экскурсий. | | |
4 | Практическое занятие. Изучение календаря экологических дат. | | |
5 | Практическое занятие. Устный журнал «Природа и мы». | | |
| Итого | часов | |
Взаимосвязи в природе (7 часов, 1 час в неделю) |
6 | Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. | | |
7 | Экскурсия. Золотая волшебница Осень. Сбор природного материала. | | |
8 | Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. | | |
9 | Практическое занятие. Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?» | | |
10 | 11 ноября – День энергосбережения. | | |
11 | 15 ноября – День вторичной переработки. | | |
12 | Практическое занятие. Участие в акции «Соберём макулатуру - сохраним дерево!» | | |
| Итого | 7 часов | |
2. Природа в жизни человека (7 часов, 1 час в неделю) |
13 | 30 ноября – Всемирных день домашних животных. | | |
14 | Наши питомцы, их повадки. Уход за домашними животными. | | |
15 | Практическое занятие. Оформление фотовыставки «Наши маленькие друзья». | | |
16 | Тайны комнатных растений. Практическое занятие. Путешествие на родину комнатных растений. | | |
17 | Цветы в легендах и мифах. Практическое занятие. Составление цветочного календаря. | | |
18 | Наши пернатые друзья. Перелётные и зимующие птицы. | | |
19 | Акция «Накормим птиц!» | | |
| Итого | часов | |
Уникальный мир живой природы (5 часов, 1 час в неделю) |
20 | Живые барометры в растительном и животном мире. | | |
21 | Растения – хищники. Растения – обереги. | | |
22 | Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия. | | |
23 | Ягоды и грибы. Основные правила сбора. Профилактика отравлений. | | |
24 | Практическое занятие. В гостях у Флоры. В гостях у Фауны. | | |
| Итого | 5 часов | |
4. Охрана природы (6 часов, 1 час в неделю) |
25 | Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. | | |
26 | Озоновый слой. Кислотные дожди. Смог. Парниковый эффект. | | |
27 | Практическое занятие. Кинолекторий «Альтернативные источники энергии». | | |
28 | Практическое занятие. Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!» | | |
29 | Практическое занятие. Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!» | | |
30 | Практическое занятие. Музыкально-литературная композиция «Мы в ответе за Землю, на которой живём!» | | |
| Итого | 6 часов | |
5. «Зелёными» тропами (5 часов, 1 час в неделю) |
31 | Экологические экскурсии. Виды экологических экскурсий. | | |
32 | Экологическая тропа. Правила составления экологической тропы. Правила поведения на экологической тропе. | | |
33 | Практическое занятие. Оформление паспорта экологической тропы. Составление экологической тропы нашей школы. | | |
34 | Экскурсия. Экологическая тропа нашей школы. | | |
35 | День здоровья. | | |
| Итого | 5 часов | |
| Всего | 35 часов | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания учителей школы
от____________________ № _________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
_____________________ Е.В. Васильева
(подпись)
«_________» __________________ 20__ г.