ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 1»
Структурное подразделение: Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 1
Рабочая программа кружка «Зелёный патруль»
Разработала : Александрова Ирина Николаевна
Псков, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Зелёный патруль» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об Образовании» от 29.12.2012 г.№ 273 – ФЗ.
«Федеральный государственный образовательный стандарт для умственно отсталых обучающихся»
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы /Под редакцией канд. психолог. наук, проф. И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2010г.
В настоящее время резко возрос интерес к экологическому воспитанию школьников. Только живя в полной гармонии с природой, человек сможет лучше понять её, а поняв, сохранить жизнь на Земле. Человек – это частичка природы, поэтому он не может нарушить законы, существующие в ней. В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный характер. Особо остро они ощущаются в крупных промышленных регионах, мегаполисах, городах. Решить эти проблемы уже невозможно без перестройки мышления каждого отдельного человека. Отживают свой век идеи неисчерпаемости природных богатств, возможности покорения природы. Но у многих людей сохраняется безответственное отношение к окружающей среде, потребительский подход к природе, низкий уровень экологических знаний и культуры, низкий уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности. Изучение природы - это важная сторона деятельности человека. Экология изучает взаимосвязь человека с окружающей средой. Организм человека не может функционировать без взаимосвязи человека с окружающей средой. Вещества, поступающие в наш организм из окружающей среды, влияют на процессы жизнедеятельности организма. Нам важно знать, какие вещества полезны нам, и в каких количествах, а что вредно и до какой степени. Информация, которую получают школьники нашего кружка, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает интерес к экологическим проблемам и позволяет использовать знания в повседневной жизни. Работа в кружке Зелёный патруль опережает и продолжает учебный материал уроков природоведения, естествознания, географии. Глубина знаний школьников при этом может существенно превышать знания, полученные на уроке.
Таким образом, актуальность программы заключается в углублении биологических и экологических знаний в сочетании с различными формами работы. Программа опирается на практическую деятельность учащихся, учитывает региональные экологические особенности. Работая в кружке, школьники расширяют свои знания о живой природе, о природе своего края, о влиянии экологии на здоровье человека, на его питание. С целью познания родного района предусмотрены экскурсии, а также посещение музеев. Программа направлена на воспитание поколения, которому будет не безразлично всё происходящее на нашей планете, в нашей стране в родном городе, в школе, в семье.
Цели.
Углубление экологических знаний учащихся.
Формирование экологической культуры учащихся.
Улучшение охраны окружающей среды.
Воспитание любви и бережного отношения к природе, соблюдение главного правила нахождения в природе “Не навреди!”.
Задачи:
Образовательные.
Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии, экологическими проблемами.
Выявить основные источники загрязнения окружающей среды и возможные способы устранения экологических последствий и правонарушений.
Воспитательные.
Развивать навыки коммуникативного общения.
Развивать такие качества как любовь и бережное отношение к природе.
Воспитывать экологическую этику, ответственное отношение к природе.
Развивающие.
Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии и естествознания.
Формировать у школьников наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Ожидаемый результат
1. Расширение кругозора.
2. Популяризация у школьников биологических и экологических знаний, повышение интереса к биологии и экологии.
3. Развитие устойчивых потребностей в новых биологических и экологических знаниях.
4. Ведение здорового образа жизни.
5. Понимание своей значимости в решении экологических проблем.
6. Ответственное отношение к природе.
7. Возрастание творческой активности школьников.
8.Развитие коммуникативных способностей у учащихся.
9. Воспитание экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Программа состоит из блоков:
Познавательный.
Познавательно-развлекательный.
Практические мероприятия.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Занятия кружка рассчитано на два урока в неделю.
Условия реализации программы.
Возраст школьников, участвующих в реализации программы 6-11 классы.
Количество часов – 68 часов (2 часа в неделю).
Программа кружка «Зелёный патруль» построена таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную и волевую сферу школьника.
Программа кружка состоит из блоков:
Познавательный.
Познавательно-развлекательный.
Практические мероприятия.
Тематика занятий во многом определяется сезоном года. Предлагаемый план работы имеет ряд особенностей:
Каждое занятие включает работу по формированию новых природоведческих, природоохранительных и нравственных знаний и умений, игровые и занимательные моменты, на занятиях вводятся самостоятельные наблюдения.
Содержание познавательного блока занятий кружка составляют сведения о природе, взаимосвязях между человеком и природой, культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений. Занятия с детьми строятся таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме.
Познавательный блок включает экскурсии, устный журнал, заочные путешествия, беседы.
Знакомство с художниками, поэтами, писателями, воспевающими родную природу, викторины, праздники носят познавательно – развлекающий характер.
Блок практических мероприятий включает сбор семян и плодов, уборка пришкольного участка, работа в школьном саду, изготовление и развешивание кормушек, пересадка и уход за комнатными растениями, высадка цветочно-декоративных растений в школьный цветник.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты по естествознанию:
- формирование начальных представлений о единстве растительного и животного миров, мира человека;
- формирование практических умений по выращиванию некоторых растений, уходу за растениями, животными;
- формирование знаний и телесной жизни человека; развитие навыков, способствующих укреплению здоровья человека.
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою страну;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками коммуникации, социального взаимодействия и адаптации;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие мотивов учебной деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду.
СОДЕРЖАНИЕ программы кружка «Зелёный патруль»
(66 ч в год, 2 ч в неделю)
№ п/п | Форма | Содержание | Кол-во часов |
1. | Беседы | С любовью к природе Береги свою планету, ведь другой похожей нету. Н.М. Рубцов – певец русской природы. Путешествие в мир растений. Обзор книг и журналов о природе. Растения просят помощи (в защиту зелёной ели). Мы – друзья птиц Путешествия с комнатными растениями Наша чистая Земля Природа – наш общий дом Лес – наше богатство Великий учитель – природа И. Шишкин – великий художник «Природа в искусстве» Познавательный час «Аквариумные рыбки» Обзор книг по экологии Внимание – первоцветы Осторожно – ядовитые растения Первые посланцы весны Цветочно-декоративные растения на клумбах города Пскова Читаем стихи о природе | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 |
2. | Устные журналы | Городские птицы Рекордсмены в мире живой природы Рыбы наших водоемов Охраняемые растения и животные нашего края Зимующие птицы Обитатели морей и океанов Наши домашние питомцы Путешествие по странам и континентам Природа – доктор | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
3. | Экскурсии | Экологическая обстановка р. Мирожки Ботанический сад «По тропинке в парк пойдем» Эколого-биологический центр На реке – ледостав Водоплавающие птицы р. Мирожки и р. Великой Зоологический музей На реке ледоход Наш цветущий сад | 1 1 2 1 1 2 1 1 |
4. | Практические мероприятия | Сбор плодов и семян Наблюдения за осенними изменениями в природе Изготовление гербариев отдельных растений В помощь зимующим птицам Трудовой десант «Наш школьный сад» и «Школьная клумба» Уход за комнатными растениями Зарисовка экологических знаков Оформление творческих работ «По страницам Красной книги». Операция – кормушка. Развешивание скворечников Зарисовка рыб наших водоемов Подкормка водоплавающих птиц Составление рассказа о своем домашнем питомце «Путешествие» по карте мира Наблюдение за изменениями в природе весной Составление гербария лекарственных растений Псковской области | 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
5. | Праздники (общешкольные мероприятия» | «Путешествие в мир природы» | 1 |
6. | Конкурс рисунков, поделок | «Золотая осень» «Здравствуй, Зимушка-зима!» «Весна идёт, весне дорогу» Изготовление поделок из природного материала. | 1 1 1 1 65 |
Формируемые умения и навыки:
Умение оценивать свои поступки и отношение к природе других людей;
Оценивать экологическую обстановку;
Оценивать эстетическое достоинство природной среды;
Навыки сбора плодов и семян;
Умение различать птиц и животных;
Навык уборки территории, ухода за комнатными растениями, цветочно-декоративными растениями, плодовыми деревьями и т. д
Навык изготовления кормушек;
Навык пересадки комнатных растений;
№ | 1 четверть (18 часов) | Основные виды учебной деятель- ности | Кол-во часов | Дата |
1 | День знаний | | 1 | |
1 | Беседа. С любовью к природе. Пр. Наблюдение за осенними изменениями в природе. | Слушать объяснения учителя, слушать выступления товарищей, отвечать на вопросы. Работать с учебной литературой. работы. Проводить оценку этапов работы (с помощью учителя). Находить и отбирать необходим. информацию в учебном материале с помощью педагога. Соблюдать правила ТБ. | 1 | |
2 | Экскурсия в Ботанический сад «По тропинке в парк пойдём». Пр. Сбор плодов, семян, листьев и лекарственных растений. | 1 | |
3 | Беседа. Береги свою планету, ведь другой похожей нету. | 1 | |
4 | Экскурсия. Экологическая обстановка реки Мирожки. | 1 | |
5 | Устный журнал «Рекордсмены в мире живой природы». | 1 | |
6 | Обзор книг и журналов о природе. | 1 | |
7 8 | Экскурсия в эколого-биологический центр. | 2 | |
9 | Беседа. Н. М. Рубцов – певец русской природы. | 1 | |
10 | Пр. Изготовление гербариев отдельных растений. | 1 | |
11 12 | Трудовой десант «Наш школьный сад». | 2 | |
13 | Трудовой десант «Школьная клумба» | 1 | |
14 | Устный журнал «Городские птицы». Пр. В помощь зимующим птицам. | 1 | |
15 | Рисунок «Золотая осень» | 1 | |
16 17 | Беседа. Путешествие в мир растений Пр. Уход за комнатными растениями. | 1 1 | |
| 2 четверть (14 часов) | | | |
1 | Устный журнал «Рыбы наших водоёмов». | Слушать объяснения учителя, слушать выступления товарищей, отвечать на вопросы. Работать с учебной литературой. работы. Проводить оценку этапов работы (с помощью учителя). Находить и отбирать необходим. информацию в учебном материале с помощью педагога. Соблюдать правила ТБ. | 1 | |
2 | Пр. Зарисовка рыб наших водоёмов. | 1 | |
3 | Беседа. Наша чистая Земля. Пр. Зарисовка экологических знаков. | 1 | |
4 | Экскурсия. На реке ледостав. | 1 | |
5 | Беседа. Мы друзья пернатых | 1 | |
6 | Пр. В помощь зимующим птицам. | 1 | |
7 | Устный журнал «Охраняемые растения и животные нашего края». | 1 | |
8 | Пр. Оформление творческих работ «По страницам Красной книги». | 1 | |
9 | Беседа. Путешествие с комнатными растениями. Пр. Уход за комнатными растениями. | 1 | |
10 | Устный журнал «Зимующие птицы». | 1 | |
11 | Пр. Операция – кормушка. Развешивание кормушек. | 1 | |
12 | Беседа «Растения просят помощи» (в защиту зелёной ели). | 1 | |
13 | Рисунок «Здравствуй, Зимушка-зима!» | 1 | |
14 | Изготовление поделок из природного материала | 1 | |
| 3 четверть (19 часов) | | | |
1-2 | Экскурсия в зоологический музей. | Слушать объяснения учителя, слушать выступления товарищей, отвечать на вопросы. Работать с учебной литературой. работы. Проводить оценку этапов работы (с помощью учителя). Находить и отбирать необходим. информацию в учебном материале с помощью педагога. Соблюдать правила ТБ. | 2 | |
3 | Устный журнал «Наши домашние питомцы». | 1 | |
4 | Пр. Составление рассказа о своём домашнем питомце. | 1 | |
5 | Беседа. И. Шишкин – великий художник «Природа в искусстве». | 1 | |
6 | Пр. В помощь зимующим птицам. | 1 | |
7 | Экскурсия. Водоплавающие птицы р. Мирожки и р. Великой. | 1 | |
8 | Пр. Подкормка водоплавающих птиц. | 1 | |
9 | Беседа. Лес – наше богатство. | 1 | |
10 | Обзор книг по экологии. | 1 | |
11 | Беседа. Природа наш общий дом. | 1 | |
12 | Пр. Уход за комнатными растениями. | 1 | |
13 | Беседа. Великий учитель – природа. | 1 | |
14 | Изготовление поделок из природного материала | 1 | |
15 | Устный журнал «Обитатели морей и океанов. | 1 | |
16 | Познавательный час «Аквариумные рыбки» | 1 | |
17 | Устный журнал «Путешествие по странам и континентам». Пр. «Путешествие» по карте мира. | 1 | |
18 | Экскурсия на набережную реки Великой «Осторожно, ледоход!». | 1 | |
19 | Пр. Подкормка уток на реке Милевке. | 1 | |
| 4 четверть (14 часов) | | | |
1 | Беседа. Внимание первоцветы! | Слушать объяснения учителя, слушать выступления товарищей, отвечать на вопросы. Работать с учебной литературой. работы. Проводить оценку этапов работы (с помощью учителя). Находить и отбирать необходим. информацию в учебном материале с помощью педагога. Соблюдать правила ТБ. | 1 | |
2 | Читаем стихи о природе. | 1 | |
3 | Беседа. Первые посланцы весны. | 1 | |
4 | Конкурс рисунков «Весна идёт, весне дорогу». | 1 | |
5 | Устный журнал «Доктор – природа». | 1 | |
6 | Пр. Составление гербария лекарственных растений Псковской области. | 1 | |
7 | Беседа. Осторожно – ядовитые растения! | 1 | |
8 | Экскурсия. Наш цветущий сад. Пр. Наблюдения за изменениями в природе весной. | 1 | |
9 | Беседа. Береги, родную природу! | 1 | |
10 | Пр. Составление правил поведения в природе. | 1 | |
11 | Праздник «Есть 1000 планет, такой зелёной нет». Выводы. Итоги праздника. | 1 | |
12 | Трудовой десант «Наш школьный сад» | 1 | |
13 | Беседа. Цветочно-декоративные растения на клумбах города Пскова. | 1 | |
14 | Пр. Уход за школьной клумбой. | 1 | |
МАТЕРИАЛЬНО_- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Таблицы, используемые на уроках естественно-географического цикла.
Занимательный материал по биологии.
Методические папки
Зоолото, гербарии, влажные препараты, объёмные модели.
Презентации по темам
Интернет с использованием интерактивной доски
Онлайн фильмы
23