СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Зелёный патруль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа может быть полезна учителям биологии и руководителем доп. образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Зелёный патруль"»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 1»


Структурное подразделение: Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 1



Рабочая программа кружка «Зелёный патруль»

Разработала : Александрова Ирина Николаевна


Псков, 2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа кружка «Зелёный патруль» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об Образовании» от 29.12.2012 г.№ 273 – ФЗ.

  2. «Федеральный государственный образовательный стандарт для умственно отсталых обучающихся»

  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы /Под редакцией канд. психолог. наук, проф. И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2010г.


В настоящее время резко возрос интерес к экологическому воспитанию школьников. Только живя в полной гармонии с природой, человек сможет лучше понять её, а поняв, сохранить жизнь на Земле. Человек – это частичка природы, поэтому он не может нарушить законы, существующие в ней. В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный характер. Особо остро они ощущаются в крупных промышленных регионах, мегаполисах, городах. Решить эти проблемы уже невозможно без перестройки мышления каждого отдельного человека. Отживают свой век идеи неисчерпаемости природных богатств, возможности покорения природы. Но у многих людей сохраняется безответственное отношение к окружающей среде, потребительский подход к природе, низкий уровень экологических знаний и культуры, низкий уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности. Изучение природы - это важная сторона деятельности человека. Экология изучает взаимосвязь человека с окружающей средой. Организм человека не может функционировать без взаимосвязи человека с окружающей средой. Вещества, поступающие в наш организм из окружающей среды, влияют на процессы жизнедеятельности организма. Нам важно знать, какие вещества полезны нам, и в каких количествах, а что вредно и до какой степени. Информация, которую получают школьники нашего кружка, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает интерес к экологическим проблемам и позволяет использовать знания в повседневной жизни. Работа в кружке Зелёный патруль опережает и продолжает учебный материал уроков природоведения, естествознания, географии. Глубина знаний школьников при этом может существенно превышать знания, полученные на уроке.

Таким образом, актуальность программы заключается в углублении биологических и экологических знаний в сочетании с различными формами работы. Программа опирается на практическую деятельность учащихся, учитывает региональные экологические особенности. Работая в кружке, школьники расширяют свои знания о живой природе, о природе своего края, о влиянии экологии на здоровье человека, на его питание. С целью познания родного района предусмотрены экскурсии, а также посещение музеев. Программа направлена на воспитание поколения, которому будет не безразлично всё происходящее на нашей планете, в нашей стране в родном городе, в школе, в семье.

Цели.

  1. Углубление экологических знаний учащихся.

  2. Формирование экологической культуры учащихся.

  3. Улучшение охраны окружающей среды.

  4. Воспитание любви и бережного отношения к природе, соблюдение главного правила нахождения в природе “Не навреди!”.


Задачи:

Образовательные.

  • Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии, экологическими проблемами.

  • Выявить основные источники загрязнения окружающей среды и возможные способы устранения экологических последствий и правонарушений.

Воспитательные.

  • Развивать навыки коммуникативного общения.

  • Развивать такие качества как любовь и бережное отношение к природе.

  • Воспитывать экологическую этику, ответственное отношение к природе.

Развивающие.

  • Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии и естествознания.

  • Формировать у школьников наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.


Ожидаемый результат

1. Расширение кругозора.

2. Популяризация у школьников биологических и экологических знаний, повышение интереса к биологии и экологии.

3. Развитие устойчивых потребностей в новых биологических и экологических знаниях.

4. Ведение здорового образа жизни.

5. Понимание своей значимости в решении экологических проблем.

6. Ответственное отношение к природе.

7. Возрастание творческой активности школьников.

8.Развитие коммуникативных способностей у учащихся.

9. Воспитание экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды.


Программа состоит из блоков:

  1. Познавательный.

  2. Познавательно-развлекательный.

  3. Практические мероприятия.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Занятия кружка рассчитано на два урока в неделю.

Условия реализации программы.

Возраст школьников, участвующих в реализации программы 6-11 классы.

Количество часов – 68 часов (2 часа в неделю).


Программа кружка «Зелёный патруль» построена таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную и волевую сферу школьника.


Программа кружка состоит из блоков:

  1. Познавательный.

  2. Познавательно-развлекательный.

  3. Практические мероприятия.


Тематика занятий во многом определяется сезоном года. Предлагаемый план работы имеет ряд особенностей:

Каждое занятие включает работу по формированию новых природоведческих, природоохранительных и нравственных знаний и умений, игровые и занимательные моменты, на занятиях вводятся самостоятельные наблюдения.

Содержание познавательного блока занятий кружка составляют сведения о природе, взаимосвязях между человеком и природой, культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений. Занятия с детьми строятся таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме.

Познавательный блок включает экскурсии, устный журнал, заочные путешествия, беседы.

Знакомство с художниками, поэтами, писателями, воспевающими родную природу, викторины, праздники носят познавательно – развлекающий характер.

Блок практических мероприятий включает сбор семян и плодов, уборка пришкольного участка, работа в школьном саду, изготовление и развешивание кормушек, пересадка и уход за комнатными растениями, высадка цветочно-декоративных растений в школьный цветник.




ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты по естествознанию:

- формирование начальных представлений о единстве растительного и животного миров, мира человека;

- формирование практических умений по выращиванию некоторых растений, уходу за растениями, животными;

- формирование знаний и телесной жизни человека; развитие навыков, способствующих укреплению здоровья человека.

Личностные результаты:

- осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою страну;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-овладение начальными навыками коммуникации, социального взаимодействия и адаптации;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие мотивов учебной деятельности;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду.

СОДЕРЖАНИЕ программы кружка «Зелёный патруль»

(66 ч в год, 2 ч в неделю)

№ п/п

Форма

Содержание

Кол-во часов

1.

Беседы

С любовью к природе

Береги свою планету, ведь другой похожей нету.

Н.М. Рубцов – певец русской природы.

Путешествие в мир растений.

Обзор книг и журналов о природе.


Растения просят помощи (в защиту зелёной ели).

Мы – друзья птиц

Путешествия с комнатными растениями

Наша чистая Земля


Природа – наш общий дом

Лес – наше богатство

Великий учитель – природа

И. Шишкин – великий художник «Природа в искусстве»

Познавательный час «Аквариумные рыбки»

Обзор книг по экологии


Внимание – первоцветы

Осторожно – ядовитые растения

Первые посланцы весны

Цветочно-декоративные растения на клумбах города Пскова

Читаем стихи о природе



1

1


1

1

1


1


1

1

1


1

1

1

1


1

1


1

1

1


1

1

20

2.

Устные

журналы

Городские птицы

Рекордсмены в мире живой природы


Рыбы наших водоемов

Охраняемые растения и животные нашего края

Зимующие птицы


Обитатели морей и океанов

Наши домашние питомцы

Путешествие по странам и континентам


Природа – доктор

1

1


1

1


1


1

1

1


1


3.

Экскурсии

Экологическая обстановка р. Мирожки

Ботанический сад «По тропинке в парк пойдем»

Эколого-биологический центр


На реке – ледостав


Водоплавающие птицы р. Мирожки и

р. Великой

Зоологический музей


На реке ледоход

Наш цветущий сад


1

1


2


1


1


2


1

1


4.

Практические

мероприятия

Сбор плодов и семян

Наблюдения за осенними изменениями в природе

Изготовление гербариев отдельных растений

В помощь зимующим птицам

Трудовой десант «Наш школьный сад» и «Школьная клумба»

Уход за комнатными растениями


Зарисовка экологических знаков

Оформление творческих работ «По страницам Красной книги».

Операция – кормушка. Развешивание скворечников

Зарисовка рыб наших водоемов


Подкормка водоплавающих птиц

Составление рассказа о своем домашнем питомце

«Путешествие» по карте мира


Наблюдение за изменениями в природе весной

Составление гербария лекарственных растений Псковской области


1

1


1


2

2


2


1

1

1

1


1


1

1

1

1


1

1

1



5.

Праздники

(общешкольные

мероприятия»

«Путешествие в мир природы»

1

6.

Конкурс

рисунков,

поделок

«Золотая осень»

«Здравствуй, Зимушка-зима!»

«Весна идёт, весне дорогу»

Изготовление поделок из природного материала.



1

1

1

1



65


Формируемые умения и навыки:

  • Умение оценивать свои поступки и отношение к природе других людей;

  • Оценивать экологическую обстановку;

  • Оценивать эстетическое достоинство природной среды;

  • Навыки сбора плодов и семян;

  • Умение различать птиц и животных;

  • Навык уборки территории, ухода за комнатными растениями, цветочно-декоративными растениями, плодовыми деревьями и т. д

  • Навык изготовления кормушек;

  • Навык пересадки комнатных растений;


1 четверть (18 часов)

Основные виды учебной деятель-

ности

Кол-во

часов

Дата

1

День знаний


1


1


Беседа. С любовью к природе.

Пр. Наблюдение за осенними изменениями в природе.

Слушать объяснения учителя, слушать выступления товарищей, отвечать на вопросы.

Работать с учебной литературой.

работы. Проводить оценку этапов работы (с помощью учителя).


Находить и отбирать необходим.

информацию в учебном материале с помощью педагога. Соблюдать правила ТБ.


1



2


Экскурсия в Ботанический сад «По тропинке в парк пойдём».

Пр. Сбор плодов, семян, листьев и лекарственных растений.

1



3

Беседа. Береги свою планету, ведь другой похожей нету.

1


4

Экскурсия. Экологическая обстановка реки Мирожки.

1


5

Устный журнал «Рекордсмены в мире живой природы».

1


6

Обзор книг и журналов о природе.

1


7 8

Экскурсия в эколого-биологический центр.

2


9

Беседа. Н. М. Рубцов – певец русской природы.

1


10

Пр. Изготовление гербариев отдельных растений.

1


11

12

Трудовой десант «Наш школьный сад».

2


13

Трудовой десант «Школьная клумба»

1


14

Устный журнал «Городские птицы». Пр. В помощь зимующим птицам.

1


15

Рисунок «Золотая осень»

1


16

17

Беседа. Путешествие в мир растений

Пр. Уход за комнатными растениями.

1

1



2 четверть (14 часов)




1

Устный журнал «Рыбы наших водоёмов».

Слушать объяснения учителя, слушать выступления товарищей, отвечать на вопросы.

Работать с учебной литературой.

работы. Проводить оценку этапов работы (с помощью учителя).

Находить и отбирать необходим.

информацию в учебном материале с помощью педагога. Соблюдать правила ТБ.

1


2

Пр. Зарисовка рыб наших водоёмов.

1


3

Беседа. Наша чистая Земля. Пр. Зарисовка экологических знаков.

1


4

Экскурсия. На реке ледостав.

1


5

Беседа. Мы друзья пернатых

1


6

Пр. В помощь зимующим птицам.

1


7

Устный журнал «Охраняемые растения и животные нашего края».

1


8

Пр. Оформление творческих работ

«По страницам Красной книги».

1


9


Беседа. Путешествие с комнатными растениями.

Пр. Уход за комнатными растениями.

1



10

Устный журнал «Зимующие птицы».

1


11

Пр. Операция – кормушка. Развешивание кормушек.

1


12

Беседа «Растения просят помощи»

(в защиту зелёной ели).

1


13

Рисунок «Здравствуй, Зимушка-зима!»

1


14

Изготовление поделок из природного материала

1



3 четверть (19 часов)




1-2

Экскурсия в зоологический музей.

Слушать объяснения учителя, слушать выступления товарищей, отвечать на вопросы.

Работать с учебной литературой.

работы. Проводить оценку этапов работы (с помощью учителя).

Находить и отбирать необходим.

информацию в учебном материале с помощью педагога. Соблюдать правила ТБ.

2

3

Устный журнал «Наши домашние питомцы».

1


4

Пр. Составление рассказа о своём домашнем питомце.

1


5

Беседа. И. Шишкин – великий художник «Природа в искусстве».

1


6

Пр. В помощь зимующим птицам.

1


7

Экскурсия. Водоплавающие птицы р. Мирожки и р. Великой.

1


8

Пр. Подкормка водоплавающих птиц.

1


9

Беседа. Лес – наше богатство.

1


10

Обзор книг по экологии.

1


11

Беседа. Природа наш общий дом.

1


12

Пр. Уход за комнатными растениями.

1


13

Беседа. Великий учитель – природа.

1


14

Изготовление поделок из природного материала

1


15

Устный журнал «Обитатели морей и океанов.

1


16

Познавательный час «Аквариумные рыбки»

1


17


Устный журнал «Путешествие по странам и континентам».

Пр. «Путешествие» по карте мира.

1



18

Экскурсия на набережную реки Великой «Осторожно, ледоход!».

1


19

Пр. Подкормка уток на реке Милевке.

1



4 четверть (14 часов)




1

Беседа. Внимание первоцветы!

Слушать объяснения учителя, слушать выступления товарищей, отвечать на вопросы.

Работать с учебной литературой.

работы. Проводить оценку этапов работы (с помощью учителя).

Находить и отбирать необходим.

информацию в учебном материале с помощью педагога. Соблюдать правила ТБ.

1


2

Читаем стихи о природе.

1


3

Беседа. Первые посланцы весны.

1


4

Конкурс рисунков «Весна идёт, весне дорогу».

1


5

Устный журнал «Доктор – природа».

1


6

Пр. Составление гербария лекарственных растений Псковской области.

1


7

Беседа. Осторожно – ядовитые растения!

1


8

Экскурсия. Наш цветущий сад. Пр. Наблюдения за изменениями в природе весной.

1


9

Беседа. Береги, родную природу!

1


10

Пр. Составление правил поведения в природе.

1


11

Праздник «Есть 1000 планет, такой зелёной нет».

Выводы. Итоги праздника.

1


12

Трудовой десант «Наш школьный сад»

1


13

Беседа. Цветочно-декоративные растения на клумбах города Пскова.

1


14

Пр. Уход за школьной клумбой.

1





МАТЕРИАЛЬНО_- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


  1. Таблицы, используемые на уроках естественно-географического цикла.

  2. Занимательный материал по биологии.

  3. Методические папки

  4. Зоолото, гербарии, влажные препараты, объёмные модели.

  5. Презентации по темам

  6. Интернет с использованием интерактивной доски

  7. Онлайн фильмы












23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!