СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Тропинка к своему Я"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Тропинка к своему Я" ориентирована на возрастные особенности школьников, на общечеловеческие ценности, на удовлетворение потребностей духовного развития личности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Тропинка к своему Я"»

Управление образования Администрации Касторенского района Курской области

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области



Принята на заседании Утверждаю:

педагогического совета Директор школы

от « »_____20 г. __________/А.В.Матяшва/

Протокол № приказ №

от « » _______ 20 г.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социальной направленности

«Тропинка к своему Я»

Возраст обучающихся: 11-12 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Белкина В.О.,

педагог дополнительного образования

п.Новокасторное, 2020г.

Пояснительная записка

Актуальность. Общество нуждается в высокообразованных, инициативных молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Подготовить таких выпускников невозможно в рамках традиционной технологии. В новой технологии ставка делается на внутриличностные факторы мотивации учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению.

Программа кружка «Тропинка к своему Я» ориентирована на возрастные особенности школьников, на общечеловеческие ценности, на удовлетворение потребностей духовного развития личности.

Одна из главных целей – формировать веру личности в самое себя, признать смыслом жизни путь непрерывного самосовершенствования. В курсе излагаются знания о человеческой личности, отношениях людей друг с другом и с обществом, об общечеловеческих ценностях, культуре поведения и жизнедеятельности – о том, что необходимо развивающемуся человеку.

Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Отличительные особенности. Предлагаемый курс занятий направлен на формирование и сохранение психологического здоровья школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.

Педагогические принципы.

1) принцип сознательности и активности, ведь именно с ясностью понимания целей и задач при выполнении задания возможно достижение результата деятельности;

2) принцип доступности. Обучение учитывает возрастные, индивидуальные особенности школьников.

3) индивидуальности ̶ необходимо учитывать, что индивидуальные особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его способности лишь в определенных пределах;

4) принцип связи теории с практикой. Эффективность и качество обучения проверяются практикой, именно практика является критерием истины, источником положительного действия и областью приложения результатов обучения;

5) принцип последовательности ̶ предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения.

Нормативные документы.

-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.№1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

-Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

-Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 205 г. .№ 09-3242 о направлении информации (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

Цель: формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений
с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.

Задачи:

Обучающие:

- научить детей действовать в соответствии со своими правами, не ущемляя при этом права других людей.

Развивающие:

- развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, адекватной оценки своих действий, навыков коллективной деятельности.

Воспитательные :

- формировать активную жизненную позицию личности через приобретение опыта гражданских действий, примеров демократического поведения и общения;

- побудить к самопознанию, формировать стремление и мотивы к самосовершенствованию.

Адресат. Программа рассчитана на школьников 10-11 лет

Режим занятий. Программа рассчитана на 1 год, 36 часов, 1 занятие в неделю. В связи с праздничными днями в программу внесены изменения. календарный график рассчитан на 35 часов.

Особенности организации образовательного процесса. Уровень освоения программы базовый. Содержание программы дает возможность ученикам получить тот запас знаний, умений, навыков, который поможет им в дальнейшем строить отношения с окружающими, успешно адаптироваться к социуму.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

- учащиеся получат минимальные знания о человеческой психике;

- научатся анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.

Личностные результаты:

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;

- понимание значения коммуникации в межличностном общении.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-определять и формировать цель деятельности;

-проговаривать последовательность действий ;

- работать по предложенному плану

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную и общественную;

Познавательные УУД:

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, реферат и др.);

-делать выводы в результате совместной работы ;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межличностного взаимодействия .



Учебный план

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля



Всего

Теория

Практика


1

Тропинка к своему Я

10

6

4

Вводный контроль

Текущий контроль

Рубежный контроль

2

Человек и природа

6

4

2

Текущий контроль

Рубежный контроль

3

Человек и общество

6

3

3

Текущий контроль

Рубежный контроль

4

Человек и его здоровье

4

3

1

Текущий контроль

Рубежный контроль

5

Я учусь дружить

10

6

4

Итоговый контроль


Всего

36

22

14




Содержание учебного плана

І. Тропинка к своему Я

В данном разделе представлены темы, которые продолжают знакомить пятиклассников с ценностями «Я»( личности): собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами.

Они предполагают осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, осознание единства с миром во всей его полноте; способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими; обеспечивают у ребёнка углубления потребности в саморазвитии, самоизменении; побуждают к последующей самореализации.

ІІ. Человек и природа

В этом разделе предусмотрено расширение важнейших природоведческих понятий. Целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развитий у учащихся современного экологического мышления.

Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности. Содержание направлено на создание условий непосредственного участия школьников в природоохранительной деятельности. С этой целью дети привлекаются к посильному участию в этой работе. В ходе этой работы у детей формируется активная гуманная позиция по отношению к природе, ответственность за судьбу своего общего дома – планета Земля.

ІІІ. Человек и общество.

В данном разделе предусмотрены темы, которые дают важнейшие представления детям об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом.

Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим. В этом разделе рассматриваются вопросы о правах и обязанностях ребенка в школе и семье. Один из способов взаимодействия людей в обществе труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения новых знаний, а трудовая деятельность – особенность жизни человека. Воспитание уважения к своему труду и труду работников школы, родителей.

Оказание посильной помощи, стремление доставить радость родным людям, уважение к старшим членам семьи - это основные задачи данного раздела.

ІV. Человек и его здоровье.

Этот раздел в программе нацелен на формирование представлений о человеке, как части живой природы. Уделяется внимание вопросам гигиены, рассматривается понятия «здорового образа жизни».

Одной из задач этого раздела является научить детей пользоваться полученными знаниями в жизни, а также вести профилактическую работу с дошкольниками, другими учащимися. Дети должны научиться рассказывать, убеждать других в необходимости вести здоровый образ жизни, правильно питаться, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек, соблюдать правила дорожного движения для своей безопасности.

V. Я учусь дружить и находить друзей.

Работа в этом разделе направлена формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Эта работа должна дать возможность каждому ученику без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е. умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения.

Календарный учебный график

N п/п

Месяц

Число


Время

проведения

занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

09

07

По графику

Беседа

1

Я – личность. Как правильно оценить себя?

Учебный кабинет

Вводный

2

09

14

По графику

Лекция

1

Самопознание как основа совершенствования

Учебный кабинет

Текущий

3

09

21

По графику

Практикум

1

Какой я?

Учебный кабинет

Текущий

4

09

28

По графику

Беседа

1

Человек - загадка для самого себя

Учебный кабинет

Текущий

5

10

05

По графику

Практикум

1

Самосознание и самоощущения

Учебный кабинет

Текущий

6

10

12

По графику

Лекция

1

Черты нравственного человека

Учебный кабинет

Текущий

7

10

19

По графику

Исследование

1

Организация самопознания

Учебный кабинет

Текущий

8

10

26

По графику

Презентация

1

Знания как характеристика личности

Учебный кабинет

Текущий

9

11

02

По графику

Практикум

1

Учимся принимать самостоятельное решение

Учебный кабинет

Текущий

10

11

09

По графику

Беседа

1

Ограничения и самоограничение

Учебный кабинет

Рубежный

11

11

16

По графику

Лекция

1

Земля – наш общий дом

Учебный кабинет

Текущий

12

11

23

По графику

Лекция

1

Десять заповедей друзей леса

Учебный кабинет

Текущий

13

11

30

По графику

Исследование

1

Зеленая аптека

Учебный кабинет

Текущий

14

12

07

По графику

Видеопросмотр

1

Эти забавные животные

Учебный кабинет

Текущий

15

12

14

По графику

Исследование

1

Экология моего посёлка

Учебный кабинет

Текущий

16

12

21

По графику

Беседа

1

Добрые мысли о спасении Земли

Учебный кабинет

Рубежный

17

12

28

По графику

Практикум

1

Ежели вы вежливы...

Учебный кабинет

Текущий

18

01

11

По графику

Беседа

1

Люди пожилые, сердцем молодые

Учебный кабинет

Текущий

19

01

18

По графику

Исследование

1

Профессии людей в моем посёлке

Учебный кабинет

Текущий

20

01

25

По графику

Практикум

1

Я надену все лучшее сразу!

Учебный кабинет

Текущий

21

02

01

По графику

Лекция

1

Библиотека – хранительница знаний

Учебный кабинет

Текущий

22

02

08

По графику

Беседа

1

Праздники в жизни человека

Учебный кабинет

Рубежный

23

02

15

По графику

Исследование

1

Почему привычки такие вредные?

Учебный кабинет

Текущий

24

02

22

По графику

Беседа

1

Самочувствие в твоих руках

Учебный кабинет

Текущий

25

03

01

По графику

Лекция

1

Витамины нужно знать в лицо

Учебный кабинет

Текущий

26

03

15

По графику

Презентация

1

О спорт, ты мир!

Учебный кабинет

Рубежный

27

03

22

По графику

Беседа

1

Дружба начинается с улыбки

Учебный кабинет

Текущий

28

03

29

По графику

Лекция

1

Что такое одиночество?

Учебный кабинет

Текущий

29

04

05

По графику

Практикум

1

Как не стать одиноким среди своих сверстников?

Учебный кабинет

Текущий

30

04

12

По графику

Беседа

1

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

Учебный кабинет

Текущий

31

04

19

По графику

Практикум

1

Учимся дружить

Учебный кабинет

Текущий

32

04

26

По графику

Лекция

1

Чем люди отличаются друг от друга

Учебный кабинет

Текущий

33

05

17

По графику

Практикум

1

Ссора

Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся?

Учебный кабинет

Текущий

34

05

24

По графику

Практикум

1

Я - частица классного коллектива

Учебный кабинет

Текущий

35

05

31

По графику

Выставка

1

Итоговое занятие

«Мои успехи в 5 классе»

Учебный кабинет

Итоговый





Условия реализация программы

Материально-техническая база


Ноутбук

Экран


Информационное обеспечение

– аудио-,

-видео-,

-фотоматериалы,

- интернет –источники.

Кадровое обеспечение

Занятия кружка ведёт педагог дополнительного образования

Организационно-педагогические условия

Особенности организации образовательного процесса

-очно;

-заключение договора с родителями ребёнка (или лицами, их заменяющими) по оказанию дополнительных образовательных услуг;

-сотрудничество с другими коллективами;

-участие в общекружковых проектах.


Методическое обеспечение программы


Методы обучения

· Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)

· Наглядные методы обучения (просмотр литературы, показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу )

· Практические методы обучения (работа по образцу, творческие задания, практические работы ,исследовательские работы )

· Метод стимулирования и мотивации (творческие конкурсы, экскурсии, итоговые мероприятия) .


Формы организации образовательного процесса

индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.

Выбор той или иной формы обосновывается с позиции содержания образовательной программы.


Формы организации учебного занятия

беседа

встреча с интересными людьми

защита проектов

практическое занятие

лекция

наблюдение, экскурсия

презентация

поисковая работа

оформительская работа

сбор фотоматериалов

создание компьютерных презентаций

фото и видеосъемка

Критерии и нормы оценки

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:


- вводный (проводится перед началом работы, предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам);

- текущий (проводится в ходе учебного занятия, позволяет закрепить знания по изученной теме);

- рубежный (проводится после завершения изучения каждого раздела программы);

- итоговый (проводится после завершения всей учебной программы).


Формы аттестации:

отчёт о проделанной работе

творческая работа

исследовательская работа

выставка

конкурс


Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

аналитическая справка

аналитический материал

готовая работа

журнал посещаемости

материалы анкетирования и тестирования

методическая разработка

информация на сайте школы


Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

выставка

защита творческих работ

конкурс


Формы подведения итогов реализации программы:

- оформление выставки


Оценочные материалы

Система мониторинга результатов реализации программы:

По окончанию изучения каждого модуля происходит просмотр работ, обсуждение, подведение итогов. Ребята оценивают свою деятельность по разработанным совместно критериям, поэтому критерии оценки, их количество могут быть разными по годам обучения. Каждый критерий оценивается по десятибалльной системе.

Результаты освоения программы у детей одного года обучения могут существенно отличаться. Особенности формирования групп (разновозрастные, разноуровневые), индивидуальный выбор заданий по уровням сложности в одном учебном материале), интерес, возрастные и психологические особенности ребенка, уровня начальной подготовки оказывают влияние на результат. Степень предъявляемых педагогом требований, будет зависеть от способностей и возможностей каждого обучающегося индивидуально. В течение года отслеживается уровень достижений каждого учащегося.

Проверка полученных знаний, приобретенных навыков происходит в форме итоговой выставки.


Методические материалы

Методы обучения:

· Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)

· Наглядные методы обучения (просмотр литературы, показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу )

· Практические методы обучения (работа по образцу, творческие задания, практические работы ,исследовательские работы )

· Метод стимулирования и мотивации (экскурсии, итоговые мероприятия) .


Педагогические технологии:

Современные образовательные технологии

Цель использования технологий

Результат использования технологий

Информационно-

коммуникационные

технологии

формирование и развитие информационной и коммуникативной компетенции, мотивации к изучению нового

Разработка презентаций

Использование материалов Интернет- сайтов

Технология личностно-

ориентированного

обучения

Создание условий для самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания и других, необходимых механизмов для становления самостоятельной творческой личности ребенка, развитие творческих способностей

Реализация индивидуальных образовательных маршрутов одаренных детей успешное участие детей в конкурсах.

Метод проектного обучения

Создание условий для развития личности ребёнка, организация самостоятельной познавательной и практической деятельности

Разработка индивидуальных и групповых проектов школьников



Список литературы


  1. “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы”. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р

  2. Аграшенков А.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты. М.; 1999.

  3. Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / Школьное образование. М.2007.

  4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга.- М.: изд-во «Ось», 2001 г.

  5. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.

  6. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128 с.

  7. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития,1997. – 240 с.

  8. Классные часы: внеклассная работа: 5 - 6 классы /сост. Козлова М.А.- М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 317 с.

  9. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Екатеринбург, 1997 г

  10. Леви В.Л. Искусство быть собой. М.; 2004.

  11. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для 5-8 лет / авт. сост. Н.В. Макарычева. - М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.

  12. Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. - СПб.: 2007. – 224 с.

  13. Г.К.Селевко, «Познай себя». М.: Народное образование, 2006

  14. Селевко Г.К. Теория и практика технологии саморазвития личности. – Ярославль: ИРО, 2002.

  15. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности. - М.:1994. 107 с.

  16. Хоровинина Н. И., Блудова Л. И. «Мой мир»

  17. В. Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2011.



Интернет-ресурсы:



  1. http://festival.1september.ru

  2. http://nsportal.ru

  3. http://ped-kopilka.ru

  4. http://www.uchportal.ru

  5. http://standart.edu.ru











Приложение


Методическая разработка занятия по теме "Дружба"


Цели: создание ситуации сотрудничества, взаимоподдержки; умение представлять итоги своей деятельности и радоваться результатам одноклассников.

Оборудование: открытки, слово "Дружба", разрезанное на части, иллюстрации с феями зла и добра, чистые листы, карандаши.

Ход занятия

Здравствуйте! -
Ты скажешь человеку.
- Здравствуй! -
Улыбнется он в ответ.
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровый будет много лет.

Когда люди говорят: "Здравствуйте", они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Какие еще знаки приветствия вы знаете? А как вы должны приветствовать учителя вначале урока? Сегодня на занятии мы продолжаем работать над собой, над своими эмоциями, настроением, поведением.

-А скажите для чего нам это необходимо?

(для успешной учебы, для радостного общения друг с другом)

- Совершенно верно.

- Стук в дверь!!!

- Интересно, кто это к нам пожаловал? (открывает дверь и получает конверт от волшебницы Вражды).

- Ребята, мы с вами получили известие, интересно от кого, и что там?

Ах, это от самой волшебницы Вражды.

Вы знаете историю про двух волшебниц Дружбы и Вражды? Не знаете? Тогда слушайте.

Уж множество веков среди людей
Две разные волшебницы живут.
Одну привыкли ДРУЖБОЙ называть,
ВРАЖДА другую средь людей зовут.

Нас ДРУЖБА учит жизнью рисковать,
В огонь и в воду за друзей идти.
ВРАЖДА нас заставляет враждовать,
И злость, и зависть для людей нести.

Так вот, эта самая Вражда прислала нам письмо, посмотрим, что там.

Ребята, эта волшебница наблюдала за вами, как вы учитесь в 5 классе.

Текст письма:

"Салют пятиклашки!

Наблюдали мы с волшебницей Дружбой за вами на уроках, на переменах. И поспорили, чего в вас больше: хороших качеств или плохих. Чтобы определить, составили для вас задания. Справитесь - молодцы, а не справитесь - трудности ждут вас на пути."

Задание №1

Цель: снятие напряжения, телесных зажимов, внутренних запретов.

 Упр. "Это Я:"

- кто умеет веселиться?

- кто любит читать?

- кто любит животных?

- кто коллекционирует постеры звезд?

- у кого голубые глаза?

-кто любит своих родителей?

- кто обижает младших?

- кто умеет дружить?

- кто любит спортивные игры?

- кто с желанием сегодня шел в школу?

- кто сегодня настроен заниматься?

Задание №2

Упр. "Изобрази эмоцию".

Участники делятся попарно, и поворачиваются лицом друг к другу. Ведущий называет эмоцию, ученики должны ее изобразить.

- улыбнись, как:

  • само солнышко;

  • хитрая лиса;

  • кот на солнце;

  • как Буратино.

 - нахмурься, как:

  • осенняя туча;

  • злая волшебница;

  • ученик, получивший "2".

 - испугайся, как:

  • ребенок, потерявшийся в лесу;

  • заяц, увидевший волка.

- отдохни, как:

  • папа после работы;

  • турист, снявший тяжелый рюкзак.

Задание №3

Упр. "Пещера".

Участники встают по командам. Ведущий сообщает, что в пещере всегда темно и там узкие проходы, но если участники команд от последнего до впереди стоящего передадут друг другу правильно волшебное заклинание, то они смогут выбраться из пещеры.

Ведущий пишет заклинание на спине у того, кто стоит последним. Он должен понять, что ему написали, и таким же образом передать заклинание другому, Если оно окажется правильным, то в пещере станет светло, и команды смогут выбраться.

Задание №4

Упр. "Открытка"

Чтение стихотворения - релаксация.

Задание: - В центральном кружке нарисовать себя или написать свое имя.

В остальных кружках написать свои хорошие качества характера.

Обсуждение сделанного.

Задание №5

Упр."Сказка" Про Белоцветик (Н.Овечкипа)

В одной стране, где днем светит теплое солнце, а по ночам редки холодные ветра, жила одна садовница. Она очень любила высаживать цветы, особенно те, которые ласково называла белоцветики, и они действительно были белыми, но с голубым отливом, что не уменьшало их красоты. Каждый год садовница ездила в город и участвовала в выставке цветов, но сейчас было время посадки. В легкой теплице садовница высадила семена белоцветиков. Все семена были посажены ровными рядками, но случайно одно семечко выпало из рук садовницы и попало в землю в стороне от остальных. Шло время. Белоцветики росли под неустанной заботой садовницы. Постепенно стебли их окрепли, и у них появились бутоны. Теперь они могли приветствовать друг друга, кивая бутончиками. Семечко, которое выпало, тоже выросло, но его бутон был меньше, чем у остальных, ведь ему доставалось меньше тепла и заботы. Упавшее семечко превратилось в одинокий бутон, но никто не замечал его, и бутон действительно чувствовал себя одиноким, и ему было грустно. И вот бутоны распустились и смогли разговаривать. Каждый день цветы тянулись к солнышку, которое согревало их через стекло. Одинокий бутон превратился в одинокий белоцветик. Он рос дальше всех от окна и получал мало солнечных лучей. Когда он пытался говорить с остальными цветками, они его не слышали и не видели, ведь они все время смотрели на солнце. Он все время думал о том, почему его не замечают, с ним не разговаривают, он искал причину. И однажды понял, что цветы стараются ловить все солнечное тепло, чтобы вырасти, а стекло теплицы пропускало не так много ... поэтому цветам некогда было смотреть вокруг. Тут проползал жук-силач, который тащил тяжеленный большой камень. Одинокий белоцветик окликнул жука-силача и стал уговаривать разбить стекло. Он подошел к стеклу, поднял камень над головой, замахнулся и бросил. Стекло с шумом разлетелось, все цветы проснулись и начали бурно обсуждать, что же произошло. Они посмотрели во все стороны и увидели разбитое стекло теплицы. Они очень расстроились и стали искать виновного. А одинокий цветок обрадовался, что теперь все его заметят, что с утра до вечера они вместе будут греться на солнышке. Тут и остальные цветы заметили его. Они закричали:

- Это ты сделал?

- Да, - ответил радостно белоцветик, - теперь мы будем вместе греться на солнышке и разговаривать обо всем.

- Вряд ли мы когда-нибудь еще будем греться на солнышке, мы можем все погибнуть от холода из-за того, что ты разбил стекло! - гневно ответили цветы.

- Но я хотел как лучше! - закричал одинокий белоцветик, но цветы не успели ничего ответить. Пошел дождь, и в теплицу ворвался сильный холодный ветер. Цветочки сразу потеряли все тепло, которое накопили за день, их дергало из стороны в сторону, вытаскивало из земли, они стали замерзать и теснее прижались друг к другу, сцепили свои лепестки, чтобы не улететь в образовавшееся окно. Одинокий белоцветик весь сжался, он понял, что ему помочь не смогут, а ведь он так замерз! Все усиливающийся ветер так и вытягивал его из земли! Белоцветику стало очень страшно, теперь он чувствовал себя еще более одиноким и заброшенным. Тут в теплицу ворвался сильнейший вихрь, закружил около тонкого стебелька белоцветика, потянув, вырвал его с корнями и понес в холодную и пустую ночь, прочь из теплицы. Белоцветик понимал, что не сможет выжить без земли, без ухода садовницы, без теплицы. Отверстие все приближалось, белоцветик все больше отчаивался, но тут он услышал, что его зовут остальные белоцветики. Они протягивали свои сцепленные листья и кричали, чтобы белоцветик ухватился за них. Он протянул им навстречу свои листочки и увидел, что не достает. Но остальные белоцветики продолжали его звать, и он понял, что должен дотянуться. Он вытянулся изо всех сил. Все ближе и ближе были протянутые сцепленные листья друзей-белоцветиков. Он сделал рывок и дотянулся. Его обвили другие белоцветики, и тут ветер прекратился. Все белоцветики были потрепаны, но целы и невредимы. Тут пришла садовница, увидела, что случилось, и быстро закрыла отверстие стеклом. Потом стала осматривать цветы и увидела белоцветика, корни которого были не в земле. Она посадила его вместе с другими цветами, и скоро наш белоцве-тик окреп, стал таким же высоким и красивым, как остальные дветы, которые относились теперь к нему с теплотой и заботой. А потом садовница повезла их на выставку, и они заняли первое место. Все белоцветики очень радовались и обсуждали это событие всю дорогу домой, а наш белоцветик был счастлив как никогда.

Вопросы для обсуждения

- Что делало белоцветика несчастным в начале сказки?

- Почему белоцветику хотелось, чтобы его заметили?

- Какие ошибки он делал?

- Почему белоцветик стал счастлив в конце сказки?

Задание №6

Упр. "Рисование"

Предложить всем сесть за парты и нарисовать по цветку.

Если ребенок не может или не хочет рисовать, сказать ему: "Если бы ты был художником, смог бы нарисовать? Я три раза щелкну, и ты начнешь рисовать".

Собрать все нарисованные цветы в один букет и "посадить" (разложить на столе или на полу) - получится красивый, яркий луг.

Задание №7

На прямоугольном куске стеклопластика написано слово ДРУЖБА, и он разрезан произвольно на шесть частей. Если дети правильно соединят осколки, то составят слово.

Учитель наблюдает, как идёт работа: все ли участвуют в работе, или некоторые ребята выбрали роль наблюдателей; кто выступает лидером-организатором; спокойно ли идёт обсуждение и т. п.

- Ребята, я могу вас поздравить: вы нашли ДРУЖБУ! Вы не только правильно сложили это слово, но и на наших занятиях показали, что умеете работать в группах с разным составом. Берегите её! ВРАЖДА всегда рада её заменить.

Дружба школьная прекрасна!
Не страшны ей и года!
Где бы ни были, ребята,
Помните друзей всегда!

Итог: Напишите ребята на своих открытках, что нового, интересного вы узнали сегодня о себе и своих одноклассниках.

Слова "До свидания!",
"Спасибо!", "Простите!",
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Слова эти очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно
С улыбкой дарить.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!