Рабочая программа кружка
«Рукодельница»
Составитель: Таскина В.В.
Учитель технологии
МБОУ СОШ №25
Чита, 2020-21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
Кружок «Рукодельница» - относится к виду внеклассной групповой работе, где изучается декоративно – прикладное творчество и народные ремёсла. При изучении углубляются общенаучные знания, и расширяется технологический кругозор у учащихся.
Преподавание имеет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи с другими обще профессиональными и специальными дисциплинами для укрепления теоретических знаний и приобретения необходимых навыков и умений.
Особенностью изучения является то, что все занятия являются практическими и при их проведении используются методы и приёмы, используемые при проведении технологических занятий.
Для эффективного усвоения материала следует использовать наглядные пособия и технические средства обучения (схемы, плакаты, чертежи, альбомы с образцами, эталоны готовых изделий, презентации, аудио и видео фильмы и т.д.).
В результате изучения в кружке учащиеся должны знать:
Историческое развитие изучаемых видов рукоделия;
Основные виды: петель и их условные обозначения при вязании на спицах и крючком, вышивки, ковроделия, техник бисероплетения, ручных стежков, машинных швов, утюжильных работ, технику лоскутного шитья, вышивки лентами;
Правила наноса меловых линий и переноса рисунка на ткань;
Технику безопасности при работе на швейной машине, правила по технике электробезопасности;
Терминологию ручных, машинных и утюжильных работ.
Должны уметь:
Визуально определять и выполнять основные виды: петель по вязанию на спицах и крючком, вышивки, ковроделия, технику бисероплетения, узлов для макраме, ручных стежков, машинных швов, утюжильных работ, технику лоскутного шитья, вышивки лентами;
Читать и составлять простые схемы по вязанию, бисероплетению;
Выполнять эскизы для ковроделия и макраме;
Сочетать все виды рукоделия.
Во время практических работ обучающиеся должны приобрести навыки работы: с вязальными спицами разных видов, крючком, иглами для ручного шитья и вышивки, с иглами для ковровой техники, на швейной машине, с утюгом, со схемами по вязанию, с выкройками для мягкой игрушки, с шаблонами для лоскутного шитья.
Каждый раздел программы соответствует одному виду рукоделия. В содержании каждого вида рукоделия есть связь с предыдущим и последующим видом рукоделия, что облегчает изучение каждого нового раздела.
Содержание разделов программы составлено по принципу «от простого к сложному».
Программа составлена на изучение основ восьми видов рукоделия для учащихся общеобразовательных учреждений, которые впервые осваивают эти виды и направлена на перспективу для более глубокого изучения каждого вида рукоделия.
Предусматривается при изучении некоторых тем выполнение небольших изделий (пинетки, варежки и носки без рисунка, берет и кофта-реглан в маленьком масштабе, небольшие салфетки с разной техникой вязания крючком, прихватки в технике лоскутного шитья, вышивка не больших размеров, маленькие сувениры плетённые бисером и т.д.). В зависимости от развития способности изделия по выбору самого обучаемого могут быть большего размера и сложные по технике (шаль, кофта на большой размер, палантин, композиции из бисера, детские костюмчики, варежки с орнаментом и рельефным рисунком и т.д.).
Традиционно в конце учебного года кружок проводит отчётные выставки – конкурсы творческих работ учащихся. А так же выставки согласно плану воспитательной работы. Кружок принимает участие в районных и городских выставках.
Режим работы кружка – 3 занятия в неделю по 1 часу. Рабочая программа рассчитана на учебный год.
Целью программы является создание условий для развития личности и творческого потенциала учащихся.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Воспитание толерантности;
Приобщение к нравственным, культурным и эстетическим ценностям;
Повышение творческой культуры учащихся (развитие нестандартного подхода для решения задания, интереса к практической деятельности - трудолюбие, радости творения и открытия нечто нового для себя);
Выявление природных задатков и создание комфортных условий для развития творческих способностей каждого обучающегося;
Ознакомить учащихся с основами 7 видов рукоделия;
Обучающийся должен овладеть технологическими операциями, приёмами по данным видам рукоделия;
Способствовать развитию мотивации и творческого отношения к декоративно-прикладному искусству;
Содействовать в формировании общественно - активной и деятельной личности посредством участия учащихся в конкурсах и выставках.
А. С. Макаренко писал: « Правильное …воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое…». Важной задачей педагога является, способствовать обучающимся овладению творческой трудовой деятельностью, что приводит к духовному развитию человека. Творческая деятельность имеет большое значение и в личной жизни человека. Люди, которые умеют всё делать, чувствуют себя увереннее, веселее и счастливее.
Ожидаемые результаты:
Участие в выставках, ярмарках, конкурсах;
Рост количества учащихся, посещающих занятия;
Изготовление сувениров,
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | |
Раздел 1. Вязание на спицах. | 3 |
Тема 1.1, Введение | 2 |
Тема 1.2 Плоскостное вязание | 2 |
Тема 1.3 Технология вязания изделий на 2-х спицах | 6 |
Тема 1.4 Цилиндрическое вязание | 1 |
Тема 1.5 Сборка изделия и оформление готового изделия. Работа по схемам | 1 |
Итого по разделу 1. | 15 |
Раздел 2 Вязание крючком. | |
Тема 2.1 Введение | 1 |
Тема 2.2 Выполнение основных видов петель | 2 |
Тема 2.3 Выполнение основных приёмов вязания | 3 |
Тема 2.4 Вязание изделий тамбурной вязкой | 3 |
Тема 2.5 Основные техники вязания | 6 |
Итого по разделу 2. | 15 |
Раздел 3 Мягкая игрушка. | |
Тема 3.1 Введение | 1 |
Тема 3.2 Т.Б. Ручные швы | 2 |
Тема 3.3 Выполнение простейших игрушек | 4 |
Тема 3.4 Выполнение плоских игрушек | 3 |
Тема 3.5 Пошив игрушек для кукольного театра | 3 |
Тема 3.6 Пошив усложнённых игрушек | 4 |
Тема 3.7 Самостоятельное изготовление выкроек и пошив игрушек по своим выкройкам | 2 |
Итого по разделу 3. | 19 |
Раздел 4 Лоскутное шитьё. | |
Тема 4.1 Введение | 1 |
Тема 4.2 Т.Б. Машинные швы | 1 |
Тема 4.3 Основы лоскутного шитья | 3 |
Тема 4.4 Основные техники | 4 |
Итого по разделу 4. | 9 |
Раздел 5 Основные виды вышивки. | |
Тема 5.1 Введение | 1 |
Тема 5.2 Технология основных швов | 2 |
Тема 5.3 Выполнение вышивки тамбурным швом | 2 |
Тема 5.4 Выполнение вышивки гладью | 2 |
Тема 5.5 Выполнение вышивки крестом | 4 |
Итого по разделу 5. | 11 |
Раздел 6. Вышивка лентами. | |
Тема 6.1 Введение | 1 |
Тема 6.2 Технология выполнения вышивальных строчек и элементов ленточных узоров | 2 |
Тема 6.3 Вышивка миниатюры | 3 |
Тема 6.4 Вышивка панно | 9 |
Тема 6.5 Изделия оформленные вышивкой лентами | 3 |
Итого по разделу 6. | 18 |
Раздел 7 Плетение бисером. | |
Тема 7.1 Введение | 3 |
Тема 7.2 Выполнение основных технологий бисероплетения | 3 |
Тема 7.3 Выполнение композиции по выбору | 3 |
Тема 7.4 Выполнение цветов в горшочке | 6 |
Итого по разделу 7. | 15 |
Итого всего | 102 |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Агапова, И. А., Давыдова М. А: мягкая игрушка своими руками. М.: Рольф, 2010. 236 с.
Адамчик, М. В. Весёлые и забавные фигурки из бисера своими руками. Минск: Харвест, 2010. 128 с.
Андреева, И. А. Шитьё и рукоделие. Энциклопедия. – 2 – е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 288 с.
Базулина, Л. В. Бисер. Ярославль.: Академия развития, 2008. 224 с.
Белоусова, Е. Н. Организация нравственного воспитания в учреждениях дополнительного образования / Е. Н. Белоусова // Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. 2007.№10. С. 44-49.
Белякова, О. В. Первая книга о бисера: уроки для начинающих. Ростов – н/Д.: ФениксВладис, 2010. 112 с.
Березина, В. А. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. //Внешкольник. 2009. №9. С.34.
Бесан, С. Б. Мастер-класс по созданию мягкой игрушки. Преподавание технологии. М.: Первое сентября, 2009. 114 с.
Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 365 с.
Бордовская, Н., Реан А. Педагогика: учебник для вузов. СПб. : Питер, 2003. 304 с.
Бредихин, Г. А. Дополнительное образование детей Московской области // Дополнительное образование. 2000. № 1. С. 32
Бродская, С. Л. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие для студентов вузов. М.: КНОРУС, 2006. 255 с.
Бурлакова, И. В. Использование новых педагогических технологий при организации педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей: открытый урок [сайт]. М.: Первое сент., 2003-2010. – URL: http://festival.1 september.ru/articles/584687/.
Вальц Инге. Бисер и бусинки. Ярославль: Академия развития, 2009.- 64 с.
Вильчевская, Е. В. Пасхальные яйца из бисера. М.: Мир книги, 2011.- 80 с.
Вирко, Е. Украшение из бисера с элементами объёмных цветов. М.: Эксимо, 2012. 64 с.
Волкова, Л. Г. Гармонизация личности средствами художественной культуры // Искусство и образование. 2007. №4. С. 63-67.
Выготский, JI. C. Психология искусства. М.: Современное Слово, 2006. 480 с.
Используемые журналы на занятиях по рукоделию:Вязание, Вязание для взрослых, Verena, Sandra, Mashen, Ксюша, Журнал мод, Вязание модно и просто, Вяжем сами, Дуплет, Для дам, Вязаные игрушки, Сделай Сам, Лена, Клубок, Креатив, Diana, Валя – Валентина, Вышивка для души, Вышивка детям, Вышивка бисером, Мода и т. д.