Программа кружка
по коррекции и развитию графомоторных навыков
и речевых нарушений
«Подготовишки»
детей первого подготовительного класса
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования кружка «Подготовишки» модифицирована с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей подготовительного класса. Основой данной программы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря первоклассника и согласуется с задачами всестороннего развития детей. Программа состоит из трех разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение одного года обучения, т.е. с учащимися начальной школы специальной (коррекционной) школы VIII вида.
1 раздел «Графомоторика» - включает в себя графомоторные и кинезиологические упражнения, пальчиковую гимнастику, которые должны обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие мелкой моторики
2 раздел «Речевик» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией. Сюда включены артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, чистоговорки, речевые игры, театральные этюды, пальчиковые игры и сказки. Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки).
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в школьниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
3 раздел «Коммуникативные игры», которые формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
II. Цель и задачи программы
Цель программы – коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения
Задачи
образовательные:
- формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки;
- развивать зрительно-моторные координации;
- активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой;
- работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве;
- формировать навыки учебной деятельности.
воспитательные:
- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- осуществлять коррекцию эмоционально-волевой сферы, формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми;
- воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задания.
коррекционные:
- развивать графомоторные навыки;
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
III. Срок реализации программы:
IV. Возраст детей:
Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 10 лет. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей.
V. Формы и методы реализации программы:
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Занятие включает следующие виды упражнений:
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии кружка. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в школьниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Инновационные технологии:
Технология «Игровой массаж» Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения.
Методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых,
«Гимнастика мозга» представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности
Монтессори-технология работы в круге. Ритуалы приветствия и прощания.
Технология речедвигательной ритмики и фонетической ритмики (произношение гласных звуков)
Использование компьютерных презентаций, видеофильмов, и др. технических средств,
Использование элементов массажа, самомассажа – (массажные мячи)
Использование гимнастики для глаз (профилактика утомляемости)
Однако не все перечисленные виды работы могут быть включены в одно занятие, некоторые упражнения могут повторяться (закрепляться) или использоваться на других занятиях (музыкальное, физкультурное, логопедическое и т.д.)
На кружковых занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы – обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений:
наглядно-зрительные: показ педагогом образца движения, подражание образцам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, использование наглядных пособий – кинофильмов, картин и т.п.;
тактильно-мышечные: включение различных пособий в двигательную деятельность. Например, воротца-дуги для перешагивания при ходьбе, помощь педагога, уточняющего положение отдельных частей тела;
наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, стихотворения и т.п.
Словесные методы – помогают осмысливанию поставленной задачи:
краткое описание и объяснение новых движений;
пояснение, сопровождающее показ движения;
указание, необходимое при воспроизведении движения;
беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;
вопросы для проверки осознания действий;
команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т.п.);
образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ;
словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.
Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.
Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей, наиболее эмоционально-эффективный.
Приёмы:
* наглядно – зрительные:
* наглядно - слуховые:
* игровые:
*пояснения.
*словесная инструкция.
VII. Принципы, используемые при планировании и проведении кружковой деятельности.
1. Принцип целенаправленности:
Соблюдение данного принципа основывается на общих целях воспитания и развития личности ребенка, которые соотносятся с целями и задачами кружка, и предполагают создание условий для реализации программы.
2. Принцип систематичности и последовательности:
Систематичность образовательного процесса обеспечивает последовательность в развитии личности ребенка.
3. Принцип развивающего обучения в соответствии со способностями и возможностями ребенка:
Определение ведущих целей обучения для развития у детей интереса к различным видам художественной деятельности, развитии творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
4. Принцип доступности:
Использование доступной формы деятельности.
5. Принцип успешности:
Ребенок должен понимать, что он уникален и неповторим, должен быть уверен
в своей успешности (даются задания, которые он способен выполнить).
VIII. Направления и виды деятельности:
Цель: создания условий для общего развития и коррекции имеющихся нарушений психофизического здоровья учащихся кружка.
Задачи:
Формы реализации: Применение групповых, индивидуальных и коллективных форм работы с использованием упражнений и игр, направленных на расширение и укрепление связей с окружающим миром.
Цель: создания условий для общего развития и расширения кругозора учащихся кружка.
Задачи:
Формы реализации: Применение групповых, индивидуальных и коллективных форм работы с использованием традиционных методов (беседы, наблюдения, конкурсы чтецов, театральные представления).
Цель: Создание условий для реализации способностей и возможностей учащихся в творческой деятельности.
Задачи:
Формы реализации: Применение групповых, индивидуальных и коллективных форм работы с использованием традиционных методов
Механизм реализации программы:
I этап. Подготовительный: август-сентябрь
Деятельностью этого этапа является:
1. Рассмотрение вопроса организации кружковой работы.
2.Написание и составление программы кружка.
3. Утверждение программы кружка завучем по воспитательной работе.
4. Составление графика занятий.
5. Активное вовлечение всех желающих детей в кружковую деятельность.
6. Составление списков учащихся кружка.
7. Обеспечение условий реализации программы.
8. Подготовка материально-технической базы.
II этап. Основной – январь по май 2018г.
Проведение основного этапа работы кружка делится на 2 этапа:
организационный
выявление запросов и желаний родителей и учащихся от пребывания в кружке;
знакомство с режимом работы кружка и правилами;
проведение инструктажей по безопасности, проведение мероприятий по организации коллектива и т.д.
основной:
Второе полугодие
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности, методы и средства |
| | Январь |
| | |
| |
|
| | Зима. Зимние забавы | | «Слепим мы снеговика» - составление снеговика из геометрических фигур «Укрась снеговика» - шнуровка «Зальём каток» - разглаживание фольги «Пройди по следу лыжника» - провести волнистую линию, не выходя за пределы дорожки и повторяя изгибы, не отрывая карандаша от бумаги составление из палочек (ёлочки, снежинки) «Зимние забавы» - координация речи с движением |
| | Зимующие птицы | | пальчиковая гимнастика «Кормушка», «Стайка» «Сорока» - массаж биологически активных зон «Лыжники» - работа с счётными палочками и шашками штриховка изображения птиц «Дорисуй пёрышки» |
|
| Февраль |
| | Мебель | | пальчиковая гимнастика «Наша квартира», «Много мебели в квартире» штриховка изображения мебели статическое упражнение для пальцев и кистей рук «Стол, стул» «Мебель для куклы» выкладывание из палочек (стол, стул, полка, кровать) «Домик» - составление из геометрических фигур обрывание лишней бумаги по контуру «Дорисуй узор» складывание разрезных картинок «Расставь мебель в комнате» (по образцу) «Будем мебель мы считать » - координация речи с движением |
| | Инструменты | | пальчиковая гимнастика «Строим дом» «Нарисуй инструменты по клеткам» штриховка изображений инструментов «Чудесный мешочек» - определить на ощупь предмет «Почини инструмент» - разрезные картинки графический диктант – рисование по клеткам игра с шариком су-джок «Волчок» - самомассаж рук «Сложи из палочек» - выкладывание из палочек «Старый клён» - координация речи с движением |
| | Профессии | | пальчиковая гимнастика «Повар», «Что принёс нам почтальон» «Мастер шкафчик мастерил» - самомассаж рук выкладывание из палочек, из мозаики штриховка изображения повара «Я - строитель» - выкладывание из палочек контура 2-3 –этажного дома «Витаминный завод» - скатывание шариков из бумаги «Дорисуй машину» - дорисовать половину машины до получения целостного изображения «Кровельщик» - координация речи с движением |
| | Транспорт | | «Составь из палочек» (машину, корабль, ракета) «Нарисуй по клеткам транспорт» «Дорисуй самолёт, машину» «На шоссе» - координация речи с движением |
Март |
| | Семья. 8 Марта | | пальчиковая гимнастика «Кто живёт у нас в квартире», «Семья» «Помоги бабушке довязать шарфик» - изображение волнистой линии «Доделай бахрому на салфетке» - рисование горизонтальных и вертикальных линий «Помешай суп в кастрюльке» - рисование линий по кругу выкладывание из палочек - очки «Собери бусы на нитку» - дорисовать узор графический диктант фигурка из геометрических фигур человека «Весы» - игры с ребристым карандашом «Свою маму я люблю» - координация речи с движением |
| | Весна | | пальчиковая гимнастика «Дрозд-дроздок» «Волшебный клубочек» - сматывание и разматывание клубка «Вытрем наши ручки» - собирать платочек в кулак сначала одной рукой, затем другой «Проведи кораблик по ручью» - провести волнистую линию, не выходя за пределы дорожки и повторяя изгибы, не отрывая карандаша от бумаги «Дорисуй сосульки на крыше» выкладывание кораблика из палочек «Весна, весна красная!» - координация речи с движением |
| | Перелётные птицы | | |
| Апрель |
| | Откуда хлеб пришёл. Труд людей весной | | |
| | Наш город, улица. ПДД | | пальчиковая гимнастика «Пешеходный переход», «На улице и в море» «Нарисуй пешеходный переход» «Проведи машину по улицам города» «Нарисуй по клеткам» (дом, машину) «Дорисуй рисунок» обводка по трафарету, штриховка выкладывание из палочек, геометрических фигур (дом, машина) «Машины» - координация речи с движением |
Май |
| | Цветы | | пальчиковая гимнастика «Цветок», «Алые цветки» «Составь из геометрических фигур» - выкладывание цветов из геометрических фигур «Нарисуй по клеткам цветы» штриховка изображения цветка «Дорисуй цветок» «Цветик-колокольчик» - координация речи с движением |
| | Школьные принадлежности | | пальчиковая гимнастика «В школу» «Чудесный мешочек» - определять на ощупь школьные принадлежности «Вышиваем букву» - шнуровка «Мы научимся орех между пальцами катать» - самомассаж пальцев «Ранец для первоклассника»- обводка по пунктиру непрерывными движениями, штриховка «Наш весёлый карандаш» - самомассаж пальцев и кистей рук (с ребристым карандашом) «В школу мы с тобой пойдём» - координация речи с движением |
| | Времена года | | |
| | Лето | | пальчиковая гимнастика «Прогулка» «Нарисуй рыбку» - рисование по клеткам «Разные настроения» - психогимнастика «Дорисуй волны на море» обводка по трафаретам, штриховка игры с шариком су-джок «Облака» - координация речи с движением |
| | |
Формы работы с детьми |
Игры: дидактические с элементами движения; подвижные игры; подвижные игры имитационного характера; хороводные игры; словесные; пальчиковые; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; игры и упражнения под музыку; игры-драматизации; самостоятельные игры с игрушками и предметами заместителями; игры с мячом; игры- путешествия; совместные игры с родителями; |
|
|
Гимнастика: артикуляционная; пальчиковая гимнастика для глаз ритмическая (гимнастика для малышей по методике Железновой). |
Массаж (самомассаж): кистей рук; лицевой мускулатуры; на расслабление мышц плечевого пояса; нижних конечностей; игры с детским эспандером; игры с массажными мячиками; игры с мешочками – наполнителями (горох, фасоль); игры с шишками. |
Музицирование: слушание соответствующее возрасту народной, классической, детской музыки; музыкальные движения, пение; игры на детских музыкальных инструментах; музыкальная игра-драматизация; театрализованная игра; развлечения; праздники. |
Пропевание звуков, звукокомплексов |
Продуктивная деятельность: штриховка; рисование; лепка; аппликация; конструирование; |
|
Работа с родителями
Родители являются основными социальными заказчиками образовательного учреждения, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Цель – оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям)
| Формы работы | ответственные | сроки |
| Индивидуальные консультации по запросу родителей | Специалисты ОУ (учитель, логопед, психолог) | в течение года |
| Анкетирование (октябрь) | учитель | октябрь |
| Информация для родителей в группе «Первый подготовительный» «Возрастные особенности психофизического развития детей 8 - 9 лет» «Режим – залог нормального развития ребенка» «Польза от рисования пальчиками» | Классный руководитель | в течение года |
| Информационные листки, «Артикуляционная гимнастика для первоклассников | учитель | ноябрь |
| Методические рекомендации «Организация развивающих занятий в домашних условиях» | учитель | декабрь |
| | | январь |
| | | февраль |
| | | март |
| Итоговая диагностика, рекомендации родителям (апрель) | учитель | апрель |
| Выставки детских творческих работ. | Учитель, родители | в течение года |
XI. Диагностика и мониторинг эффективности программы:
Для мониторинга удовлетворённости работы кружка на уровне учащихся будет проведена диагностика и рисуночный тест. Используемые приёмы и методы: наблюдение, опрос, анкетирование, рефлексия.
XII. Ожидаемые результаты:
Прогнозируемые результаты:
К концу 1 класса учащиеся научатся:
- выполнять комплекс пальчиковой гимнастики;
-правильно и четко произносить отдельные звуки;
- выполнять комплекс упражнений для работы над дикцией;
- произносить фразы с разной заданной интонацией;
К концу 1 класса учащиеся познакомятся:
- с чистоговорками, скороговорками, пословицами русского народа;
- с русскими народными сказками и авторскими сказками;
- с новыми словами
К концу 1 класса учащиеся приобретут навыки:
- работы в паре, в группе, со взрослым;
- самоконтроля и самопроверки.
XIII. Список используемой литературы
Акименко В.М. "Развивающие технологии в логопедии" – Ростов- на-Дону: издательство «Феникс», 2011.
Антонова А.В. «Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи: методическое пособие» - М.: 1997.
Алябьева Е.А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: методическое пособие» - М.: издательство «ТЦ Сфера», 2005.
Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения» - М.: издательство «ТЦ Сфера», 2005.
Бачина О.В., Коробова Н.Ф. «Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет» - М.: издательство «АРКТИ», 2010.
Голубина Т.С. «Чему научит клеточка…» - М.: издательство «Мозаика - Синтез», 2004.
Граб Л.М. «Развиваем графические навыки: рабочая тетрадь для детей с ОНР» - М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
Голубь В.Т. «графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5-7 лет» - М.: издательство «ВАКО», 2004.
«Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи» /автор-сост. Н.Л. Стефанова / - Волгоград: издательство «Учитель», 2012.
«Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет - игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика» /авт.-сост. С.И. Токарева/ - Волгоград: издательство «Учитель», 2012.
Лифиц Е.А., Лифиц И.В. «Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия» - М.: издательство «Айрис - пресс», 2010.
Лопухина И.С. «Логопедия – речь, ритм, движение» - СПб.: издательство «Дельта», 1997.
Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» - СПб.: издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
Нищева Н.В. "Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики" 2009 г.
Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду» - СПб.: издательство «КАРО», 2006.
«Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет» /сост. Т.В. Калинина и др./ - Волгоград: издательство «Учитель», 2011.
Подрезова И.А. «Школа умелого карандаша: перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями» - М.: издательство «ГНОМ и Д», 2009.
Рыжанкова Е.Н., Ракитина В.А. «Пальцы развиваем, буквы составляем» - М.: издательство «ТЦ Сфера», 2009.
Смирнова Е.А. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» - СПб.: издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Сиротюк А.Л. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» - М.: издательство «АРКТИ», 2010.
Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи» - М.: издательство «ГНОМ и Д», 2001.
Ткаченко Т.А. «Готовим дошкольника к письму: рабочая тетрадь » - Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2010.
Ткачёва М.В. «Рисуем обеими руками. От линии к линии» - М.: издательство «Дрофа», 2004.
Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» - СПб.: издательство «Лань», 1999.
Шевелёв К.В. «Графические диктанты: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет» - М.: издательство «Ювента», 2006.
Дополнительный материал