СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Подготовишки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модифицированная программа кружка по коррекции и развитии  графомоторных навыков и речевых нарушений  для детей 1 подготовительного класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Подготовишки"»

Программа кружка

по коррекции и развитию графомоторных навыков

и речевых нарушений

«Подготовишки»

детей первого подготовительного класса



Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования кружка «Подготовишки» модифицирована с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей подготовительного класса. Основой данной программы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря первоклассника и согласуется с задачами всестороннего развития детей. Программа состоит из трех разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение одного года обучения, т.е. с учащимися начальной школы специальной (коррекционной) школы VIII вида.

1 раздел «Графомоторика» - включает в себя графомоторные и кинезиологические упражнения, пальчиковую гимнастику, которые должны обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие мелкой моторики

2 раздел «Речевик» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией. Сюда включены артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, чистоговорки, речевые игры, театральные этюды, пальчиковые игры и сказки. Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки).

Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в школьниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

3 раздел «Коммуникативные игры», которые формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.


II. Цель и задачи программы

Цель программы – коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения

Задачи

образовательные:

- формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки;

- развивать зрительно-моторные координации;

- активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой;

- работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве;

- формировать навыки учебной деятельности.

воспитательные:

- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

- осуществлять коррекцию эмоционально-волевой сферы, формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми;

- воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задания.

коррекционные:

- развивать графомоторные навыки;

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

III. Срок реализации программы:

IV. Возраст детей:

Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 10 лет. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей.


V. Формы и методы реализации программы:

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Занятие включает следующие виды упражнений:


  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии кружка. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

  • Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

  • Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в школьниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.


Инновационные технологии:

  • Технология «Игровой массаж» Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения.

  • Методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых,

  •  «Гимнастика мозга» представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности

  • Монтессори-технология работы в круге. Ритуалы приветствия и прощания.

  • Технология речедвигательной ритмики и фонетической ритмики (произношение гласных звуков)

  • Использование компьютерных презентаций, видеофильмов, и др. технических средств,

  • Использование элементов массажа, самомассажа – (массажные мячи)

  • Использование гимнастики для глаз (профилактика утомляемости)

Однако не все перечисленные виды работы могут быть включены в одно занятие, некоторые упражнения могут повторяться (закрепляться) или использоваться на других занятиях (музыкальное, физкультурное, логопедическое и т.д.)

На кружковых занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы – обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений:

  1. наглядно-зрительные: показ педагогом образца движения, подражание образцам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, использование наглядных пособий – кинофильмов, картин и т.п.;

  2. тактильно-мышечные: включение различных пособий в двигательную деятельность. Например, воротца-дуги для перешагивания при ходьбе, помощь педагога, уточняющего положение отдельных частей тела;

  3. наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, стихотворения и т.п.

Словесные методы – помогают осмысливанию поставленной задачи:

  1. краткое описание и объяснение новых движений;

  2. пояснение, сопровождающее показ движения;

  3. указание, необходимое при воспроизведении движения;

  4. беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;

  5. вопросы для проверки осознания действий;

  6. команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т.п.);

  7. образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ;

  8. словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.

Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей, наиболее эмоционально-эффективный.


Приёмы:

* наглядно – зрительные:

* наглядно - слуховые:

* игровые:

*пояснения.

*словесная инструкция.

VII. Принципы, используемые при планировании и проведении кружковой деятельности.

1. Принцип целенаправленности:

Соблюдение данного принципа основывается на общих целях воспитания и развития личности ребенка, которые соотносятся с целями и задачами кружка, и предполагают создание условий для реализации программы.

2. Принцип систематичности и последовательности:

Систематичность образовательного процесса обеспечивает последовательность в развитии личности ребенка.

3. Принцип развивающего обучения в соответствии со способностями и возможностями ребенка:

Определение ведущих целей обучения для развития у детей интереса к различным видам художественной деятельности, развитии творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

4. Принцип доступности:

Использование доступной формы деятельности.

5. Принцип успешности:

Ребенок должен понимать, что он уникален и неповторим, должен быть уверен

в своей успешности (даются задания, которые он способен выполнить).


VIII. Направления и виды деятельности:

  • Коррекционно-развивающее

Цель: создания условий для общего развития и коррекции имеющихся нарушений психофизического здоровья учащихся кружка.

Задачи:

  • Коррекция нарушений психических функций и создание условий для их активного развития;

  • Формирование правильной картины мира через уточнение и расширение сведений о ней.

Формы реализации: Применение групповых, индивидуальных и коллективных форм работы с использованием упражнений и игр, направленных на расширение и укрепление связей с окружающим миром.

  • Познавательное

Цель: создания условий для общего развития и расширения кругозора учащихся кружка.

Задачи:

  • Формирование представления о биографии писателей, о художественных произведениях мирового масштаба.

Формы реализации: Применение групповых, индивидуальных и коллективных форм работы с использованием традиционных методов (беседы, наблюдения, конкурсы чтецов, театральные представления).

  • Художественно-эстетическое

Цель: Создание условий для реализации способностей и возможностей учащихся в творческой деятельности.

Задачи:

  • Обеспечение деятельности учащихся в кружке;

  • Обеспечение участия детей в конкурсах, концертах.

Формы реализации: Применение групповых, индивидуальных и коллективных форм работы с использованием традиционных методов

Механизм реализации программы:

I этап. Подготовительный: август-сентябрь

Деятельностью этого этапа является:

1. Рассмотрение вопроса организации кружковой работы.

2.Написание и составление программы кружка.

3. Утверждение программы кружка завучем по воспитательной работе.

4. Составление графика занятий.

5. Активное вовлечение всех желающих детей в кружковую деятельность.

6. Составление списков учащихся кружка.

7. Обеспечение условий реализации программы.

8. Подготовка материально-технической базы.


II этап. Основной – январь по май 2018г.
Проведение основного этапа работы кружка делится на 2 этапа:

организационный

  • выявление запросов и желаний родителей и учащихся от пребывания в кружке;

  • знакомство с режимом работы кружка и правилами;

  • проведение инструктажей по безопасности, проведение мероприятий по организации коллектива и т.д.

основной:

  • обеспечение условий реализации программы;

  • осуществление коррекционно – развивающей деятельности. Календарный план работы:

Второе полугодие



Дата

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности, методы и средства






Январь









Зима. Зимние забавы


  • пальчиковая гимнастика «Снежок»

  • штриховка изображения снеговика

  • игра с шариком су-джок «Снежный ком» - самомассаж рук

  • «Слепим мы снеговика» - составление снеговика из геометрических фигур

  • «Укрась снеговика» - шнуровка

  • «Зальём каток» - разглаживание фольги

  • «Пройди по следу лыжника» - провести волнистую линию, не выходя за пределы дорожки и повторяя изгибы, не отрывая карандаша от бумаги

  • составление из палочек (ёлочки, снежинки)

  • «Зимние забавы» - координация речи с движением



Зимующие птицы


  • пальчиковая гимнастика «Кормушка», «Стайка»

  • «Сорока» - массаж биологически активных зон

  • «Лыжники» - работа с счётными палочками и шашками

  • штриховка изображения птиц

  • «Дорисуй пёрышки»

  • игра с шариком су-джок «Удержи орешек» - самомассаж рук

  • «Нарисуй по клеткам птиц» (по образцу)

  • «Воробей» - координация речи с движением



Февраль



Мебель


  • пальчиковая гимнастика «Наша квартира», «Много мебели в квартире»

  • штриховка изображения мебели

  • статическое упражнение для пальцев и кистей рук «Стол, стул»

  • «Мебель для куклы» выкладывание из палочек (стол, стул, полка, кровать)

  • «Домик» - составление из геометрических фигур

  • обрывание лишней бумаги по контуру

  • «Дорисуй узор»

  • складывание разрезных картинок

  • «Расставь мебель в комнате» (по образцу)

  • «Будем мебель мы считать » - координация речи с движением



Инструменты




  • пальчиковая гимнастика «Строим дом»

  • «Нарисуй инструменты по клеткам»

  • штриховка изображений инструментов

  • «Чудесный мешочек» - определить на ощупь предмет

  • «Почини инструмент» - разрезные картинки

  • графический диктант – рисование по клеткам

  • игра с шариком су-джок «Волчок» - самомассаж рук

  • «Сложи из палочек» - выкладывание из палочек

  • «Старый клён» - координация речи с движением



Профессии


  • пальчиковая гимнастика «Повар», «Что принёс нам почтальон»

  • «Мастер шкафчик мастерил» - самомассаж рук

  • выкладывание из палочек, из мозаики

  • штриховка изображения повара

  • «Я - строитель» - выкладывание из палочек контура 2-3 –этажного дома

  • «Витаминный завод» - скатывание шариков из бумаги

  • «Дорисуй машину» - дорисовать половину машины до получения целостного изображения

  • «Кровельщик» - координация речи с движением



Транспорт


  • пальчиковая гимнастика «На улице и в море», «Виды транспорта»

  • обводка по трафарету, штриховка (прямыми линиями сверху вниз)

  • игра с шариком су-джок «Машина» - самомассаж рук

  • «Составь из палочек» (машину, корабль, ракета)

  • «Нарисуй по клеткам транспорт»

  • «Дорисуй самолёт, машину»

  • «На шоссе» - координация речи с движением



Март



Семья. 8 Марта


  • пальчиковая гимнастика «Кто живёт у нас в квартире», «Семья»

  • «Помоги бабушке довязать шарфик» - изображение волнистой линии

  • «Доделай бахрому на салфетке» - рисование горизонтальных и вертикальных линий

  • «Помешай суп в кастрюльке» - рисование линий по кругу

  • выкладывание из палочек - очки

  • «Собери бусы на нитку» - дорисовать узор

  • графический диктант

  • фигурка из геометрических фигур человека

  • «Весы» - игры с ребристым карандашом

  • «Свою маму я люблю» - координация речи с движением



Весна


  • пальчиковая гимнастика «Дрозд-дроздок»

  • «Волшебный клубочек» - сматывание и разматывание клубка

  • «Вытрем наши ручки» - собирать платочек в кулак сначала одной рукой, затем другой

  • «Проведи кораблик по ручью» - провести волнистую линию, не выходя за пределы дорожки и повторяя изгибы, не отрывая карандаша от бумаги

  • «Дорисуй сосульки на крыше»

  • выкладывание кораблика из палочек

  • «Весна, весна красная!» - координация речи с движением



Перелётные птицы


  • пальчиковая гимнастика «Птичка песенку поёт»

  • «Ладонь-кулак» - упражнение для кистей и пальцев рук

  • штриховка изображения птиц; закрашивание, не выходя за пределы и не отрывая карандаша от бумаги

  • «Дорисуй узор»

  • игра с шариком су-джок «Упрямый орешек» - самомассаж рук

  • «Нарисуй по клеткам птиц»

  • «Веснянка» - координация речи с движением


Апрель



Откуда хлеб пришёл. Труд людей весной


  • разрезные картинки по теме

  • пальчиковая гимнастика «На работу пора!»

  • «Дорисуй узор»

  • штриховка

  • выкладывание фигур из палочек - лопата

  • графический диктант

  • «Грядка» - координация речи с движением



Наш город, улица. ПДД


  • пальчиковая гимнастика «Пешеходный переход», «На улице и в море»

  • «Нарисуй пешеходный переход»

  • «Проведи машину по улицам города»

  • «Нарисуй по клеткам» (дом, машину)

  • «Дорисуй рисунок»

  • обводка по трафарету, штриховка

  • выкладывание из палочек, геометрических фигур (дом, машина)

  • «Машины» - координация речи с движением

Май



Цветы


  • пальчиковая гимнастика «Цветок», «Алые цветки»

  • «Составь из геометрических фигур» - выкладывание цветов из геометрических фигур

  • «Нарисуй по клеткам цветы»

  • штриховка изображения цветка

  • «Дорисуй цветок»

  • «Цветик-колокольчик» - координация речи с движением



Школьные принадлежности



  • пальчиковая гимнастика «В школу»

  • «Чудесный мешочек» - определять на ощупь школьные принадлежности

  • «Вышиваем букву» - шнуровка

  • «Мы научимся орех между пальцами катать» - самомассаж пальцев

  • «Ранец для первоклассника»- обводка по пунктиру непрерывными движениями, штриховка

  • «Наш весёлый карандаш» - самомассаж пальцев и кистей рук (с ребристым карандашом)

  • «В школу мы с тобой пойдём» - координация речи с движением



Времена года


  • пальчиковая гимнастика «Как живёшь?»

  • «Дорисуй леску у удочки, чешую у рыбки »

  • выкладывание фигур из палочек

  • «Дорисуй узор»

  • штриховка

  • игры с шариком су-джок

  • «Пришла весна» - координация речи с движением



Лето


  • пальчиковая гимнастика «Прогулка»

  • «Нарисуй рыбку» - рисование по клеткам

  • «Разные настроения» - психогимнастика

  • «Дорисуй волны на море»

  • обводка по трафаретам, штриховка

  • игры с шариком су-джок

  • «Облака» - координация речи с движением






































Формы работы с детьми

Игры:

дидактические с элементами движения;

подвижные игры;

подвижные игры имитационного характера;

хороводные игры;

словесные;

пальчиковые;

игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок;

игры и упражнения под музыку;

игры-драматизации;

самостоятельные игры с игрушками и предметами заместителями;

игры с мячом;

игры- путешествия;

совместные игры с родителями;



Гимнастика:

артикуляционная;

пальчиковая

гимнастика для глаз

ритмическая (гимнастика для малышей по методике Железновой).

Массаж (самомассаж):

кистей рук;

лицевой мускулатуры;

на расслабление мышц плечевого пояса;

нижних конечностей;

игры с детским эспандером;

игры с массажными мячиками;

игры с мешочками – наполнителями (горох, фасоль);

игры с шишками.

Музицирование:

слушание соответствующее возрасту народной, классической, детской музыки; музыкальные движения, пение; игры на детских музыкальных инструментах; музыкальная игра-драматизация; театрализованная игра; развлечения; праздники.

Пропевание звуков, звукокомплексов

Продуктивная деятельность:

штриховка;

рисование;

лепка;

аппликация;

конструирование;




Работа с родителями

Родители являются основными социальными заказчиками образовательного учреждения, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Цель – оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям)


Формы работы

ответственные

сроки


Индивидуальные консультации

по запросу родителей

Специалисты ОУ (учитель, логопед, психолог)


в течение года


Анкетирование (октябрь)

учитель

октябрь


Информация для родителей в группе «Первый подготовительный»

«Возрастные особенности психофизического развития детей 8 - 9 лет»

«Режим – залог нормального развития ребенка»

«Польза от рисования пальчиками»

Классный руководитель




в течение года


Информационные листки,

«Артикуляционная гимнастика для первоклассников

учитель

ноябрь


Методические рекомендации

«Организация развивающих занятий в домашних условиях»

учитель


декабрь




январь




февраль




март


Итоговая диагностика, рекомендации родителям (апрель)

учитель

апрель


Выставки детских творческих работ.

Учитель, родители



в течение года







XI. Диагностика и мониторинг эффективности программы:

Для мониторинга удовлетворённости работы кружка на уровне учащихся будет проведена диагностика и рисуночный тест. Используемые приёмы и методы: наблюдение, опрос, анкетирование, рефлексия.


XII. Ожидаемые результаты:

Прогнозируемые результаты:

К концу 1 класса учащиеся научатся:

- выполнять комплекс пальчиковой гимнастики;

-правильно и четко произносить отдельные звуки;

- выполнять комплекс упражнений для работы над дикцией;

- произносить фразы с разной заданной интонацией;

К концу 1 класса учащиеся познакомятся:

- с чистоговорками, скороговорками, пословицами русского народа;

- с русскими народными сказками и авторскими сказками;

- с новыми словами

К концу 1 класса учащиеся приобретут навыки:

- работы в паре, в группе, со взрослым;

- самоконтроля и самопроверки.



XIII. Список используемой литературы

  1. Акименко В.М. "Развивающие технологии в логопедии" – Ростов- на-Дону: издательство «Феникс», 2011.

  2. Антонова А.В. «Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи: методическое пособие» - М.: 1997.

  3. Алябьева Е.А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: методическое пособие» - М.: издательство «ТЦ Сфера», 2005.

  4. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения» - М.: издательство «ТЦ Сфера», 2005.

  5. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. «Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет» - М.: издательство «АРКТИ», 2010.

  6. Голубина Т.С. «Чему научит клеточка…» - М.: издательство «Мозаика - Синтез», 2004.

  7. Граб Л.М. «Развиваем графические навыки: рабочая тетрадь для детей с ОНР» - М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2005.

  8. Голубь В.Т. «графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5-7 лет» - М.: издательство «ВАКО», 2004.

  9. «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи» /автор-сост. Н.Л. Стефанова / - Волгоград: издательство «Учитель», 2012.

  10. «Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет - игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика» /авт.-сост. С.И. Токарева/ - Волгоград: издательство «Учитель», 2012.

  11. Лифиц Е.А., Лифиц И.В. «Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия» - М.: издательство «Айрис - пресс», 2010.

  12. Лопухина И.С. «Логопедия – речь, ритм, движение» - СПб.: издательство «Дельта», 1997.

  13. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» - СПб.: издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

  14. Нищева Н.В. "Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики" 2009 г.

  15. Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду» - СПб.: издательство «КАРО», 2006.

  16. «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет» /сост. Т.В. Калинина и др./ - Волгоград: издательство «Учитель», 2011.

  17. Подрезова И.А. «Школа умелого карандаша: перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями» - М.: издательство «ГНОМ и Д», 2009.

  18. Рыжанкова Е.Н., Ракитина В.А. «Пальцы развиваем, буквы составляем» - М.: издательство «ТЦ Сфера», 2009.

  19. Смирнова Е.А. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» - СПб.: издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

  20. Сиротюк А.Л. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» - М.: издательство «АРКТИ», 2010.

  21. Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи» - М.: издательство «ГНОМ и Д», 2001.

  22. Ткаченко Т.А. «Готовим дошкольника к письму: рабочая тетрадь » - Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2010.

  23. Ткачёва М.В. «Рисуем обеими руками. От линии к линии» - М.: издательство «Дрофа», 2004.

  24. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» - СПб.: издательство «Лань», 1999.

  25. Шевелёв К.В. «Графические диктанты: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет» - М.: издательство «Ювента», 2006.



Дополнительный материал




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!