СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Юный патриот"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Юный патриот"»

СОГБОУ «Шумячская санаторная школа-интернат»


ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете Приказ от_________№_____

СОГБОУ «Шумячская санаторная И.о.директора________А.М.Донченко

школа-интернат»

Протокол от____________ № _____








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЮНЫЙ ПАТРИОТ»

НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД











ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 10-16 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД








Автор составитель:

Макаренков А.Г.,

учитель








п.Шумячи

2022г


Пояснительная записка


Рабочая программа «Юный патриот» социально-педагогической направленности разработана для того, чтобы школьники почувствовали себя частью народа огромной страны, что они – граждане России, россияне. Стержнем деятельности объединения является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ. Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства. На занятиях объединения школьники приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.

Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей малой Родины, стремишься быть похожим на них.

Педагогическая целесообразность программы кружка “Юный патриот” заключается в формировании патриотических чувств, развитии чувства гордости за свою страну; воспитании личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Цель программы:

сформировать личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;

сформировать у обучающихся активную гражданскую позицию и чувство патриотизма как качества конкурентоспособной личности.

Задачи:

-создать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

-формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

-утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России и родного края;

-воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу;

-повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Ценностные ориентиры содержания кружка.

Программа дополнительного образования « Юный патриот» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка», Декларацией прав ребенка», Конституцией РФ.



Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции обучающегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно- исторический опыт путѐм вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Она предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Срок освоения


Рабочая программа кружка «Юный патриот» разработана на

1 год. На реализацию программы отводится 68 часов, 2 часа в неделю.



ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Форма организации работы по программе в основном – коллективная, но также используются групповая и индивидуальная формы работы.

Предполагается использовать игровую, проектную, художественно- творческую, познавательную виды деятельности.

Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.

Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия, виртуальные экскурсии.

Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц портфолио, выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.


Режим занятий

Занятия по Программе дополнительного образования осуществляются в виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН СП3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций», ФГОС ООО, Устава ОУ.

Занятия проводятся 2 раза в неделю (вторник,пятница) во второй половине дня продолжительностью 40 минут.




Планируемые результаты освоения курса

По окончании курса дети должны знать:

-о значимых страницах истории страны,

-о главных символах государства,

-о примерах исполнения гражданского и патриотического долга,

-о традициях и культурном достоянии своего края,

-о моральных нормах и правилах поведения,

-об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,

-традиции и историю своей семьи,

-традиции и историю своей школы.

По окончании курса дети должны уметь:

-различать символы государства — флаг, герб России и флаг, герб субъекта -Российской Федерации,

-определять на карте границы и крупные города России,

-рассказывать о родной стране, малой Родине,

-ориентироваться в историческом времени,

-бережно относиться к традициям своей семьи и образовательного учреждения,

-уважительно относиться к защитникам Родины,

-читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания,

-уметь выражать чувства и переживания творческими средствами.

Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Юный патриот» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

-мотивации к учению и познанию,

-ценностно-смысловые установки школьников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,

-основы российской, гражданской идентичности,

-заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,

-возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,

-учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-узнавать государственную символику своего региона,

-описывать достопримечательности родного края,

-находить на карте, свой регион и его главный город,

-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая



компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации,

ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

-формировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие качества личности:

патриотизм;

уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны;

ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение; трудолюбие;

настойчивость; дисциплинированность;

любовь к малой родине.

Формы контроля:

Текущий:

  • оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и

последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения.

Итоговый контроль:
  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы обучающихся.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Программа представлена четырьмя блоками:

  1. блок – «Я – гражданин России» ( 16 ч.)
  2. блок – «Живые страницы прошлого » (14ч.); 3 блок «Россия Родина моя» (20ч);

4 блок – «Юные Россияне» (18 ч.).

Программа дает материал по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком уровне. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.



  1. блок – «Юные Россияне» (16 ч.)
  1. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Россия – наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов. Понятия: «герб», «флаг», «гимн»,

«символ», значение цветов и образов.



  1. Родной Смоленский край – частица России. Символика области. Смоленск - город герой. Достопримечательности области. Люди и их занятия. Понятия:

«гражданин», «права и обязанности граждан», «патриот своего края».



  1. Родной Шумячский край – частица России. Символика района. Достопримечательности города. Люди и их занятия.



  1. блок – «Живые страницы прошлого » (14 ч.)



4. Как жили наши предки славяне. Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.

Понятия: «предки», «друг», «заповедь».



  1. Славна богатырями земля русская. Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри».

Понятия: «былины и сказания», «богатырь», «защитник», «честь»,

«долг», «бескорыстие».


  1. Сказочного богатыря узнаешь на поле брани. Устное народное творчество. Русские богатырские сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.

Понятия: «богатырь», «герой», «патриот».

Русские полководцы. Александр Невский и Дмитрий Донской. Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом.

Понятия: «полководец», «сила воли», «почитание».



  1. Русские полководцы. А. В. Суворов. Образ полководца А. В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища. Тверское суворовское училище.

Понятия: «здоровье», «сила духа», «училище».



  1. «Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру» (А.В. Суворов) Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).

Понятия: «оплот Родины», «солдат», «дисциплина».



  1. «Потешные бои» юного царя Петра I. Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.

Понятия: «держава», «армия», «флот».



3 блок – «Россия – Родина моя» (10ч);
  1. Путешествие по городам - героям. Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни.

Понятия: «город–герой», «защитник».



  1. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга. Города-герои.



  1. Шумячи в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.

Понятия: «война», «подвиг», «награда».


  1. Женщины-авиаторы в Великой Отечественной войне. Понятия: «авиатор», «полк».



  1. День защитника Отечества. Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия - Родину защищать.

Понятия: «государственный праздник», «военный», «Отечество».



  1. Военная летопись моей семьи. Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.

Понятия: «летопись», «династия».



  1. Дети войны. Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети – герои. Современные войны и судьбы детей.

Понятия: «дети войны», «пионеры», «судьба».





4 блок – «Юные Россияне» (9 ч.).



  1. День космонавтики. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.

Понятия: «космос», «космонавт»



  1. День Победы. История праздника. Ветераны войны. Участие в шествии

«Бессмертного полка».

Понятия: «победа», «ветеран», «поколение».

  1. Песни военных лет. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты – современники о войне.

Понятие: «современник», «творчество».

21 - 22 Беседа о ветеранах, детях Великой Отечественной войны. Защита проектов.

Понятия: «ветеран», «подвиг».




  1. Военно-спортивная игра « Богатырские потешки». Проведение военно-спортивной игры «Богатырские потешки».

Понятие: «потешки».

  1. Конкурс рисунков «Мы за Мир!» Дети за мир на планете. Понятия: «мир», «планета».
  2. Что мы узнали и чему научились за год. Подведение итогов работы. Рефлексия. Отзывы и пожелания.


















Учебно-тематический план кружка «Юный патриот» на 2022 – 2023 учебный год.

№ п/п

Разделы, темы

Кол- во

часов

Теория

Практика

Вид

деятельности

I блок. Я

гражданин России

(16ч)






1-4

Россия – Родина моя.

Символы государства – герб и флаг. Гимн

России.

4

2

2

Беседа,

прослушивание гимна России, стихотворений

о Родине.

5-7

Родной Смоленский край – частица России.

Символика области.

3

2

1

Презентация

8-9

Смоленск - город воинской

славы.

2

2


Презентация

10-13

Родной Шумячский край

– частица России. Символика района.

4

2

2

Устный журнал

14-16

Достопримечательности Шумяч. Люди и их занятия.

3

1

1

экскурсия

II. Живые страницы прошлого (14 ч.)






17-18

Как жили наши предки

славяне.

2

2


Урок-

путешествие

19-20

Славна богатырями

земля русская.

2

2


Урок-игра

21-22

Сказочного богатыря

узнаешь на поле брани.

2

1

1

Викторина по

сказкам

23-24

Русские полководцы.

Александр Невский и Дмитрий Донской.

2

2


Презентация

25-26

Русские полководцы. А.В.Суворов.

2

2


Презентация

27-28

«Храни в памяти имена великих людей и в

своих походах и действиях с

благоразумием следуй их примеру» (А.В.

Суворов)

2

2


Учебный диалог

29-30

«Потешные бои» юного

царя Петра I

2

2


Презентация,

игра

III. блок

«Россия Родина моя» (20ч);






31-34

Путешествие по городам - героям. Город

– герой Москва.

4

4


Презентация

35-36

Блокада Ленинграда. Дорога жизни.

2

2

2

Виртуальная экскурсия

37-38

Шумячи в годы Великой Отечественной

войны. Земляки – герои.

2

2


Экскурсия в краеведческий музей.

Презентация

39-40

Женщины-авиаторы в

Великой Отечественной войне.

2

2


Презентация

41-42

День защитника Отечества.

Государственный

праздник День защитника Отечества. История праздника.

Есть профессия - Родину защищать.

2

1

1

Устный журнал

43-44

Военная летопись моей семьи. Что такое летопись. Военная

летопись семьи. Династии военных.

2

2


Презентация



45-50

Дети войны. Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети – герои.

Современные войны и судьбы детей.

6

4

2

Презентация

IV.

«Юные Россияне» (18 ч.)






51-52

День космонавтики. Первый космонавт Юрий Гагарин.

Современный космос на благо людей.

2

2


Урок- путешествие

53-56

День Победы. История праздника. Ветераны войны. Участие в шествии «Бессмертного полка»

4

4


Музыкально- литературная композиция

57-60

Песни военных лет.

4

4


Музыкальное

попури

61-62

Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты – современники о войне.

2


2

Конкурс

63-64

Ветеран Великой Отечественной войны.

Защита проектов.

2

1

1

Защита проектов.

65

Военно-спортивная игра «Богатырские

потешки».

1


1

Игра-

соревнование

66

Конкурс рисунков

«Мы за Мир!» Дети за мир на планете.

Понятия: «мир»,

«планета».

1

11

1

Конкурс



67-68

Что мы узнали и чему научились за год.

Подведение итогов работы. Рефлексия.

Отзывы и пожелания.

2


1

Учебный диалог


Итого

68

50

18






Календарный учебный график.

1.Учебный год:

Начало учебного года: 1 сентября 2022г.

Окончание учебного года: 28 августа 2023г.

Дата начала учебных занятий

01.09.

Количество учебных недель

34

Количество учебных дней в неделю

2

Дата окончания учебных занятий

28.05.

Промежуточная аттестация

с 10.05 по 26.05


2.Каникулы:

Наименование

Период

Количество дней

Всего дней за год

Осенние

28 октября-06 ноября

10


30

Зимние

28декабря-08января, 25.02

13

Весенние

27 марта-02 апреля

7









Учебно методическое обеспечение:



Мультимединый компьютер; Проекционный экран;

компакт диски;


Список литературы для учителя:



  1. Голубева Т.С. Государственная символика России // «Начальная школа»,

№7, 2001.- с. 14-16.

  1. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей. / сост. Л.А. Зыков.: – Л.: - 1988.

  2. Воспитать патриота. / сост. Е.А. Воронова.: - Ростов н/Д.: «Феникс».: - 2008.

  3. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Кисилева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы).: - М.: «ВАКО».: - 2008.

  4. Печень Н.А. Символы воинской славы.: – М.: «ВЛАДОС».: - 2004.

  5. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты!: – М.: «ВАКО».: - 2006.

  6. Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет.: – М.: «ТЦ Сфера».: - 2005




Проверочный тест. Входной контроль. (сентябрь-октябрь)

Цель: проверить уровень сформированности у обучающихся

первоначальных знаний о своей семье, родном городе, государственных символах страны.

Критерии оценки знаний учащихся

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальная сумма баллов – 12.

10-12 баллов – высокий уровень; 8-9 баллов – средний уровень ; 6-7 баллов - низкий уровень;

менее 6 баллов – не сформированы понятия.








  1. Закончи предложение:

Наша страна

называется

  1. Выбери и отметь правильный ответ:

Столица России – город:

а) Москва; б) Санкт- Петербург;

в) Екатеринбург; г) Новосибирск.

  1. Выбери и отметь правильный ответ:

Главой нашего государства является:

а) король; б) губернатор;

в) мэр; г) президент.









  1. Выбери и отметь правильный ответ:

Главный закон страны называется:

а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребѐнка; в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.

  1. Закончи предложение:

Гимн, флаг, герб – это






  1. Раскрась российский флаг в его цвета:








  1. Выбери и отметь правильный ответ:

Документ, защищающий права ребѐнка называется:

а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребѐнка;

в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.

  1. Обведи правильный ответ:

Человек считается ребѐнком до: а) 14 лет; б)16 лет;

в) 18 лет; г) 20 лет.









  1. Закончи предложение:

Я имею право на











  1. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?




















  1. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Что должны сделать люди в зале?



_





12. Соедини линиями дату и название праздника:

23 февраля

4 ноября

12 июня



День России

День защитника Отечества

День согласия и примирения














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!