СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН ХУТОР МАЕВСКИЙ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №11 имени
Героя Советского Союза Николая Кирилловича Пархоменко
хутора Маевского муниципального образования Славянский район
УТВЕРЖДЕНО Решение педсовета протокол № 1 от 27 августа 2019 года Председатель педсовета ________________ Т.Н. Стаценко подпись руководителя ОУ Ф.И.О.. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружка «Юный патриот».
Уровень образования: начальное общее (учащиеся 6,6-11 лет)
Количество часов: 68 часов.
Программа рассчитана на 2 года (1 раз в неделю).
Составитель: Троценко Ольга Николаевна
Программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования».
I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Находить и выделять при помощи взрослых информацию необходимую для выполнения заданий из разных источников.
Строить рассуждения (или доказательство своей точки зрения по теме кружка в соответствии с возрастными нормами).
Включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.
Поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом.
Готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых.
Предметные:
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы.
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
1 блок - «Мой дом, моя семья»
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Задачи: 1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям.
2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.
3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера и т.п.
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, связанные с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация презентаций, слайд-шоу.
Одним из видов деятельности учащихся также является поисково- исследовательский. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы учащиеся постепенно осваивали этот вид деятельности.
Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.
Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.
Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации «Такие разные профессии», «Все работы хороши», «Профессии моих родителей» и т.п.
2 блок – «Моя малая Родина»
Цель блока: прививать любовь к родному хутору, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего хутора, познакомить с традициями хутора, рассказать о жителях родного хутора, воспитание гордости за свою Малую Родину.
Задачи: 1. Воспитание любви к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;
2. Развитие творческой активности.
3. Ознакомление учащихся с «малой» родиной, её историческим прошлым, настоящим, многообразной флорой, фауной, культурой и национальными традициями.
Содержание программного материала: Краснодарский край, Славянский район, хутор Маевский – частица России. История Краснодарского края, Славянского района, хутора Маевского в истории России. Архитектурные и культурные памятники. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди нашей Малой Родины; узнать об интересных людях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи и т.п.
Формы занятий: конкурсы, беседы, встречи с тружениками тыла и заслуженными людьми, экскурсии в краеведческий музей города, конкурс рисунков «Мой хутор», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация презентаций.
Большое внимание уделяется практическим работам: нарисовать рисунок любимого места в хуторе и т.д.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Иллюстрации, экспонаты школьного музея.
Мультимедийное оборудование, программное обеспечение: презентация «Моя малая родина», «Край серебряных рос» и т.п.
3 блок – «Моя Родина – Россия»
Цель блока - обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое страны, прививать любовь к ее культуре, традициям и обычаям, духовным ценностям, воспитывать экологически грамотное отношение к родной природе.
Задачи:
1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, традициям и обычаям народов России.
2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.
3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.
4. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры.
Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.
Государственная символика России. Герои нашей страны.
Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в школьный музей, беседы, конкурсы рисунков, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Физические карты России, иллюстрации растительного и животного, таблицы природных зон, экспонаты школьного музея;
Мультимедийные презентации, видеофильмы и т.п.
Формы подведения итогов: викторина, конкурс знатоков истории, конкурс рисунков, беседа, тестирование по теме и т.д.
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;
ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;
ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;
СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.
III. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающегося |
Аудитор- ные | Внеауди- торные |
| 1 год обучения | | | | |
1 | «Мой дом, моя семья». | 13 | 9 | 4 | Знакомиться с учителем и одноклассниками. Знакомиться с правилами поведения в школе и обсуждать особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. |
2 | «Моя малая Родина» | 14 | 8 | 6 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения Оценивать результаты своих наблюдений . |
3 | «Моя Родина – Россия» | 7 | 3 | 4 | Целенаправленно осуществлять наблюдение; высказывать предположения и аргументировать их; анализировать предметы, рисунки, наблюдения; сравнивать и объединять предметы по определённым основаниям; определять отличительные признаки; выявлять общие для групп предметов существенные признаки, служащие основой для их объединения; строить понятные для партнёра высказывания. |
| Итого: | 34 | 20 | 14 | |
| 2 год обучения | | | | |
1 | «Мой дом, моя семья». | 12 | 8 | 4 | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения. |
2 | «Моя малая Родина» | 14 | 7 | 7 | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать конкретные примеры поведения в в различных ситуациях . Моделировать ситуации по сохранению родины и её защите. |
3 | «Моя Родина – Россия» | 8 | 4 | 4 | Формулировать собственное мнение. Оценивать уровень своего интереса, характер эмоционально – эстетического впечатления от увиденного. |
| Итого: | 34 | 19 | 15 | |
| Итого: | 68 | 39 | 29 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей начальных классов ООШ №11 от 26 августа 2019г. _________/ О. Н. Троценко/ подпись руководителя МО ОУ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ____________ /Е.А.Пашина/ подпись 26 августа 2019 года дата |