МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33 СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНА
решением педсовета
протокол № 1
от 31.08. 2017 г
Председатель педсовета
________Н. И. Лобацкая
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности
Кружок «Юный исследователь»
Количество часов всего- 68; в неделю – 1 час
Срок реализации программы : 2 года
Возраст обучающихся: 12-15 лет ( 7-8 класс)
Составитель: Черемисина Елена Николаевна
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом Рабочих программ по русскому языку (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранов и др.) в 5-9 классах (М:Просвещение, 2011 г.).
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для обучающихся среднего звена (7-8 класс). Рассчитана на 68 часов (1 час в неделю).
Программа предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». В программу курса включен как региональный, так и местный лингвокультурный компонент. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме, работать над проектами как по предлагаемым преподавателем темам, так и выбранным самостоятельно. Таким образом, программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.
Программа внеурочной деятельности основана на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, связи теории с практикой, доступности, наглядности, принцип занимательности.
Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся.
Одна из основных задач образования – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий ( целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). С этой целью в программе предусмотрены активные формы работы, направленные на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими лингвистического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Связь с уже существующими программами. Программа «Юный исследователь» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , Рабочих программ по русскому языку (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранов и др.) в 5-9 классах (М:Просвещение, 2011 г.).
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит реализация культурологического подхода к изучению языкового наследия родного края.
Системно-деятельностный подход осуществляется посредством использования таких форм организации познавательной деятельности как экспедиция, практикум, заочное путешествие, игра-соревнование.
Цель: Способствовать саморазвитию и личностному самоопределению обучающихся, формированию целенаправленной познавательной деятельности по изучению русского языка, изучению его прошлого и настоящего, региональных особенностей, осознанию российской и региональной языковой идентичности .
Исходя из основной цели, выявляются частные задачи:
- формирование коммуникативной культуры школьников;
- расширение и углубление знаний, умений обучающихся и формирование языковой компетенции;
- выявление и поддержка лингвистически одаренных обучающихся;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Система контроля:
Курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои исследовательские проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Обучающиеся 7-8 классов познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут обучающимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие расширить знания обучающихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического .
Формы проведения занятий
• лекции;
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
• анализ и просмотр текстов;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) с разными видами словарей;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Основные методы и технологии
• технология разноуровневого обучения;
• развивающее обучение;
• технология обучения в сотрудничестве;
• коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юный исследователь»
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; воспитание российской и региональной идентичности: патриотизма, уважения к родному краю, его прошлому и настоящему;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, Краснодарского края, о языке как основе национального самосознания;
- представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
- расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова
- формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.
3. Содержание программы внеурочной деятельности «Юный исследователь»
7 класс
ТЕМА 1. Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности») - 6 часов
Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы. Новгородские берестяные грамоты
Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита. Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кирилица и глаголица.
Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа года. Реформа 1917 года
Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др.
Понятие скорописи. Причина появления стенографии .Элементы стенографии.
Практическое значение алфавита. (Словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.)
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1.Создатели славянской азбуки
2. История одной буквы
3. Алфавит будущего
ТЕМА 2. Фонетика. («Секреты устной речи») – 5 часов
Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики
Интонация. Роль интонации. Оформление интонационных особенностей на письме
Языки, говоры, ономастика. Русские говоры. Московские и петербургские говоры.
Особенности говоров Краснодарского края. Особенности говоров наших станиц и поселков. Записи говоров архангельских старожилов
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
Так говорят наши бабушки.
Кто у нас окает?
Создание справочника местных диалектов
ТЕМА 3. Лексика («Тайны русского слова») - 15 часов
Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. Словари иностранных слов. Этимологические словари. Словари писателей. Словари синонимов и омонимов.
Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях». Понятие «уличная фамилия». Уличные фамилии односельчан. Причины появления этих фамилий.
Топонимы. Гидронимы. Топонимы наших станиц. Из истории названий наших станиц и поселков.
Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. Диалекты северных областей России
Особенности говоров нашей местности.
Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические единства (идиомы). Библейские фразеологизмы, фразеологические обороты греческих мифов. Фразеологизмы в речи наших старожилов.
Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей русской словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов.
Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе
Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой.
Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1.Тайна моего имени
2. История одной уличной фамилии.
3. «Говорящие» фамилии в художественной литературе.
4. Прозвища моих сверстников. История их появления.
5. Метафора как художественное средство в стихотворениях .
6. Словарь «Библейская» фразеология в разговорной и художественной речи.
7. Какие фразеологические обороты оставили нам греческие мифы?
8. Исчезнувшие в толщах времени…
9.История названия моего села (деревни)
10. Как у наших улиц появились названия?
11. Диалектные слова в речи моих односельчан.
ТЕМА 4. Словообразование («Строим слова») – 7 часов
Состав слова. Морфема
Грамматическое значение слова.
Морфемы иноязычного происхождения.
Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова
Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов
Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразовательные модели (на примере образования слов старожилами наших станиц)
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей.
Загадки словообразования в «Сборнике частушек» (по материалам, собранным от старожилов станицы Архангельской)
О чем расскажут части слова…
Слово о слове…
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ - 1 час
8 класс
ТЕМА 1. Словообразование («Строим слова») – 6 часов
С чего начинается слово? Способы образования слов в современном русском языке. Школьный словарь словообразования. Что сближает филологию и математику. Сложение в чистом виде и с помощью интерфиксов. Аффиксы в союзе со сложением. От чего зависит выбор аффиксов? Аббревиация. Сложение при сверхсокращении. От чего зависит выбор словообразования? «Цепная реакция» аффиксов.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей.
Загадки словообразования в «Сборнике частушек» (по материалам, собранным от старожилов станицы Архангельской)
О чем расскажут части слова…
Слово о слове…
ТЕМА 2. Лексика («Тайны русского слова»)- 10 часов
Омонимические ловушки. От чего зависит значение новообразований? Стилистические, оценочные и выразительные свойства. Случайно ли ударение на новообразовании? Работа со словообразовательным словарём и словарём ударений. Загадки занимательных историй. Есть ли у животных отчества? Капризы рода. Интерес вокруг женских наименований.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1.Тайна моего имени
2. «Говорящие» фамилии в художественной литературе.
3. Есть ли у животных отчества?
4. Прозвища моих сверстников. История их появления.
5. Метафора как художественное средство в стихотворениях .
6. Исчезнувшие в толщах времени…
7.История названия моего села (деревни)
8. Как у наших улиц появились названия?
9. Диалектные слова в речи моих односельчан.
10.Умеем ли мы в речи употреблять этикетные слова
ТЕМА 3. Омонимичные части речи- 3 часа
Как правильно: половина первого или полпервого? Ещё раз об омонимах, омографах, омофонах. Приложение- особый вид определения.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
Составление словарей омонимов.
Словарь омонимов в картинках.
Составление сборника «Виды приложений»
ТЕМА 4. Морфология ( «Увлекательные части речи»)- 10 часов
Определение частей речи. Слова состояния и наречия, их морфемный состав. Решение текстовых задач. Работа со словообразовательным и морфемным словарями. Наречия, краткие прилагательные и краткие причастия, наречия и прилагательные в сравнительной степени. Их морфемный состав. Наречия с приставками и их отличие от сочетаний существительных, прилагательных и местоимений с предлогами. Их морфемный состав. Отличие наречий от омонимичных частей речи. Работа со словообразовательным и морфемным словарями.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
Тайны слов
Несклоняемые существительные
Отличие наречий от омонимичных частей речи
ТЕМА 5.Этимология («Откуда к нам пришли слова?»)- 3 часа
Словообразование и этимология. Словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда. Работа со словарями.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
«Сборник частушек»
«Сборник лирических песен «О чем пели наши бабушки»
Происхождение слов.
Родина «общеупотребительных» слов
ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ - 2 часа
Тематическое планирование
7 класс
7 класс
Раздел | № п/п | Содержание (разделы, темы) | Коли-чест- во часов | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия |
1 | | Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности») | 6 | |
| 1 | Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы. новгородские берестяные грамоты | 1 | Лекция учителя, работа с презентацией. Творческая мастерская Самостоятельная работают с информационными карточками. Составляют карточки с рисуночным письмом. Готовят сообщения для одноклассников. Воспитание интереса к изучению русского языка 1.Создатели славянской азбуки 2. История одной буквы 3. Алфавит будущего |
| 2 | Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита. Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кирилица и глаголица. | 1 | Лекция учителя, работа с презентацией Работают с литературой по языкознанию. Представление о языке как о явлении национальной культуры с собственной историей |
| 3 | Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа года. Реформа 1917 года | 1 | Лекция учителя, работа с презентацией Делают сравнительный анализ славянской азбуки и русского алфавита |
| 4 | Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др. | 1 | Рассказ учителя Работают с информационными карточками Воспитание интереса к изучению русского языка |
| 5 | Понятие скорописи. Причина появления стенографии .Элементы стенографии. | 1 | Рассказ учителя о причинах появления стенографии. Знакомство с отдельными элементами Практикуются в расшифровке и зашифровке слов |
| 6 | Обойдемся ли мы без алфавита? Практическое значение алфавита. (Словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.) | 1 | Беседа о практическом значении алфавита Игра-соревнование «поиск слов в словарях», справочниках Представление о практической необходимости алфавита |
2 | | Фонетика. («Секреты устной речи») | 5 | |
| 7 | Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики. | 1 | Беседа с учащимися. Обобщение знаний по теме «Фонетика» Выполняют проблемные задания с опознавательной функцией, задания с элементами занимательности. Формирование представления о единстве и взаимосвязи фонетики и орфографии как самостоятельных языковых областей |
| 8 | Так говорят наши бабушки. | 2 | Знакомство с особенностями говоров старожилов станицы Архангельской. «А как у вас говорят?» Играют в игру «Угадай словечко» |
| 9 | Интонация. Роль интонации .Оформление интонационных особенностей на письме | 3 | Лекция учителя Выразительно читают художественные тексты, практикуются в чтении предложений с различной интонацией, составляют интонационные схемы предложений Формирование умения использовать интонационное богатство русской речи |
| 10 | Языки, говоры, ономастика. Русские говоры. Московские и петербургские говоры. Особенности говоров Краснодарского края. | 4 | Лекция учителя. Знакомятся с работами ученых. Игра «угадай словечко». Расширение и систематизации знаний учащихся о знаменитых людях региона, внесших значительный вклад в науку и культуру области |
| 11 | Особенности говоров наших станиц и поселков. Записи говоров архангельских старожилов | 5 | Учимся слушать. «Окаем или акаем»? Самостоятельная работа с информационными картами-заданиями. Анализ частушек, записанных от наших старожилов, связанных с особенностями говора Формирование умения прислушиваться к речи окружающих, воспитание речевой культуры, интереса к языковому наследию |
3 | | Лексика («Тайны русского слова») | 15 | |
| 12 | Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. Словари иностранных слов. Этимологические словари. Словари писателей. Словари синонимов и омонимов. | | Сообщения учащихся. Лекция учителя. Практическая работа со словарями. Составление кроссвордов по определенным темам для последующей работы на уроках. Грамматические игры. Шарады. Расширение и систематизация знаний учащихся об ученых лингвистах. Формирование у учащихся навыков обращения к словарям и справочникам 1.Тайна моего имени 2. История одной уличной фамилии. 3. «Говорящие» фамилии в художественной литературе. 4. Прозвища. Как они появляются. |
| 13 | Что в имени тебе моем? Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях». | | Лекция учителя. Знакомство с типами словарей. Практическая работа по изучению собственного имени, фамилии – значение имени, его происхождение. |
| 14 | Понятие «уличная фамилия». Уличные фамилии односельчан. Причины появления этих фамилий. | | Анализ художественных текстов с точки зрения появления в них «говорящих» имен и фамилий. Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего рода |
| 15 | О чем рассказали названия… Топонимы. Гидронимы. Топонимы наших станиц. Из истории названий наших станиц и поселков. | | Лекция, беседа. Практическая работа со Словарем топонимов. Этимология названий окружающих нас станиц. Работа над составлением словарика топонимов. Воспитание уважения к историческому прошлому родного края, выраженного в топонимике 1.История названия моего села (деревни) 2. Как у наших улиц появились названия? |
| 16 | Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. Диалекты северных областей России Особенности говоров нашей местности. | | Учимся слушать. Диалектные слова Краснодарского края . Диалектные слова наши станиц. Особенности говоров нашей местности. Лекция учителя . Работают по составлению «Сборника диалектных слов станицы Архангельской». Игры. «Лингвистическое лото»Формирование ответственности за языковую культуру родного края как общечеловеческую ценность |
| 17 | Удивительный мир русской фразеологии. Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические единства (идиомы). Библейские фразеологизмы, фразеологические обороты греческих мифов. Фразеологизмы в речи наших старожилов. | | Лекция преподавателя. Сообщения учащихся об истории отдельных фразеологизмов. Аналитическая работа по выявлению значения фразеологизмов, работа с фразеологическим словарем. Исследование «жизни» фразеологического оборота в художественном тексте, в разговорной речи. Овладение стилистическими ресурсами лексики и фразеологии; приобретение опыта использования их в речевой практики, стремление к речевому самосовершенствованию 1.Словарь «Библейская» фразеология в разговорной и художественной речи. 2. Какие фразеологические обороты оставили нам греческие мифы? |
| 18 | Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей русской словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов. | | Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Расширение и систематизация научных знаний о языке. |
| 19 | Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе | | Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Расширение и систематизация научных знаний о языке. |
| 20 | Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой. Выразительные возможности слова. | | Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Расширение и систематизация научных знаний о языке. |
| 21 | Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора. | | Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Расширение и систематизация научных знаний о языке. |
| 22 | Сколько в русском языке русских слов? Как «поймать» чужака? Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. | | Лекционный материал. Работа презентацией. Практическая работа по определению языка-«прародителя» заимствованных слов. |
| 23 | Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей русской словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов | | Лингвистические игры. Овладение основными ресурсами лексики. Стремление к речевому самосовершенствованию. |
| 24 | Поезд истории . Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе | | Лекция учителя. Воспитание интереса к историческому прошлому языка, представления о языке как о живом, развивающемся явлении. |
| 25 | В гостях у братьев-месяцев. Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой | | Лекция учителя. Работа с презентацией. Анализируют древние названия месяцев, вникают в этимологию слов. Воспитание интереса к историческому прошлому языка |
| 26 | Жизнь слова в художественном тексте. Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора. | | Работа с презентацией. Работают с карточками-заданиями, определяют виды тропов. Задания с элементами игры, занимательности. Задания с объяснительной функцией. Приобретение опыта анализа языковых особенностей художественного текста, его красоты и богатства |
4 | | Словообразование («Строим слова») | 7 | |
| 27 | Из чего состоит слово. Состав слова. Морфема. | 1 | Практикум по определению состава слова, значения отдельных морфем. Задания с объяснительной функцией. Проблемные задания с опознавательной функцией. Сочинение лингвистических сказок о морфемах |
| 28 | Загадки слов. Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей. | 1 | Овладение представлениями о грамматических, словообразовательных нормах языка. Загадки словообразования. «Сборник частушек» (по материалам, собранным от старожилов) |
| 29 | История о «глокой куздре». Грамматическое значение слова. | 1 | Практикум по определению грамматического значения слова по морфемам. Проблемные задания с опознавательной функцией. Представление о целостности языка, о взаимосвязи его уровней |
| 30 | Морфемы-иностранки. Морфемы иноязычного происхождения. | 1 | Практическое занятие Игра «Грамматическое лото» Обогащение словарного запаса учащихся |
| 31 | Смотри в корень. Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова | 1 | Лекция. Работа с этимологическим словарем. Грамматические игры. Формирование навыков словообразовательного анализа . Обогащение словарного запаса учащихся |
| 32 | Морфемы-труженики. Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов | 1 | Рассказ учителя о значении отдельных приставок и суффиксов. Практическая работа. Задания с опознавательной функцией. Задачи с объяснительной функцией |
| 33 | Как образуются слова? Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. | 1 | Лекция учителя о способах словообразования. Практическая работа. Слово о слове… |
5 | | Итоговое занятие | 1 | |
| 34 | Итоговое занятие. Конкурс знатоков. Защита проектов. | 1 | Практическое занятие. |
8 класс
Раздел | № п/п | Содержание (разделы, темы) | Коли-чест- во часов | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия |
1 | | Словообразование («Строим слова») | 6 | |
| 1 | С чего начинается слово? Способы образования слов в современном русском языке. Школьный словарь словообразования. | 1 | Практикум по определению состава слова, значения отдельных морфем. Задания с объяснительной функцией. Проблемные задания с опознавательной функцией. Сочинение лингвистических сказок о морфемах. |
| 2 | Что сближает филологию и математику. Сложение в чистом виде и с помощью интерфиксов. | 1 | Овладение представлениями о грамматических, словообразовательных нормах языка. Загадки словообразования. |
| 3 | Аффиксы в союзе со сложением. От чего зависит выбор аффиксов? | 1 | Практикум по определению грамматического значения слова по морфемам. Проблемные задания с опознавательной функцией. Представление о целостности языка, о взаимосвязи его уровней |
| 4 | Аббревиация. Сложение при сверхсокращении. | 1 | Лекция. Работа с этимологическим словарем. Грамматические игры. Формирование навыков словообразовательного анализа . Обогащение словарного запаса учащихся |
| 5 | От чего зависит выбор словообразования? | 1 | Практическое занятие Игра «Грамматическое лото» Обогащение словарного запаса учащихся |
| 6 | «Цепная реакция» аффиксов. | 1 | Лекция учителя о способах словообразования. Практическая работа. Слово о слове… |
2 | | Лексика («Тайны русского слова») | 10 | |
| 7 | Омонимические ловушки. | 1 | Сообщения учащихся. Лекция учителя. Практическая работа со словарями. Составление кроссвордов по определенным темам для последующей работы на уроках. Грамматические игры. Шарады. Формирование у учащихся навыков обращения к словарям и справочникам |
| 8 | От чего зависит значение новообразований? | 1 | Лекция учителя. Знакомство с типами словарей. Практическая работа по изучению новообразований. |
| 9 | Стилистические, оценочные и выразительные свойства. | 1 | Лингвистические игры. Овладение основными ресурсами лексики. Стремление к речевому самосовершенствованию. |
| 10 | Случайно ли ударение на новообразовании? | 1 | Лекция учителя. Воспитание интереса к историческому прошлому языка, представления о языке как о живом, развивающемся явлении. |
| 11 | Работа со словообразовательным словарём и словарём ударений. | 1 | Сообщения учащихся. Лекция учителя. Практическая работа со словарями. Составление кроссвордов по определенным темам для последующей работы на уроках. Работают с карточками-заданиями |
| 12 | Загадки занимательных историй. | 1 | Лингвистические игры. Овладение основными ресурсами лексики. Стремление к речевому самосовершенствованию. |
| 13 | Тайна моего имени | 1 | Лекция учителя. Знакомство с типами словарей. Практическая работа по изучению собственного имени, фамилии – значение имени, его происхождение. |
| 14 | Есть ли у животных отчества? | 1 | Сообщения учащихся. Лекция учителя. Практическая работа со словарями. Работа над проектом. Стремление к речевому самосовершенствованию. Расширение и систематизация научных знаний о языке. |
| 15 | Капризы рода. | 1 | Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Расширение и систематизация научных знаний о языке. |
| 16 | Интерес вокруг женских наименований. | 1 | Анализ художественных текстов с точки зрения появления в них «говорящих» имен и фамилий. Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего рода |
3 | | Омонимичные части речи | 3 | |
| 17 | Как правильно: половина первого или полпервого? | | Расширение и систематизация научных знаний о языке. Анализ художественных текстов. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Стремление к речевому самосовершенствованию. |
| 18 | Ещё раз об омонимах, омографах, омофонах. | | Расширение и систематизация знаний об омонимах, омографах, омофонах. Практическая работа со словарями. Расширение и систематизация научных знаний о языке. |
| 19 | Приложение- особый вид определения. | | Расширение и систематизация знаний о приложении. Сообщения учащихся. Лекция учителя. Работают с карточками-заданиями. Анализ художественных текстов |
4 | | Морфология ( «Увлекательные части речи») | 10 | |
| 20 | Определение частей речи. | | Лекция учителя. Работа с презентацией . Игра-соревнование. «Поиск слов в словарях», справочниках . Расширение и систематизация знаний о частях речи. |
| 21 | Слова состояния и наречия, их морфемный состав. | | Лекция учителя. Работа с презентацией . Овладение основными ресурсами морфологии. Стремление к речевому самосовершенствованию. |
| 22 | Решение текстовых задач. | | Анализ художественных текстов. Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего языка. |
| 23 | Работа со словообразовательным и морфемным словарями. | | Знакомство с типами словарей. Практическая работа со словарями. Лингвистические игры. Расширение и систематизация научных знаний о языке. |
| 24 | Наречия, краткие прилагательные и краткие причастия. Их морфемный состав. | | Лекция учителя. Сообщения учащихся. Расширение и систематизация знаний о наречиях, кратких прилагательных и причастиях. Овладение основными ресурсами морфологии. |
| 25 | Наречия и прилагательные в сравнительной степени. Их морфемный состав. | | Лекция учителя. Сообщения учащихся. Расширение и систематизация знаний о наречиях и прилагательных в сравнительной степени. Овладение основными ресурсами морфологии. |
| 26 | Наречия с приставками и их отличие от сочетаний существительных, прилагательных и местоимений с предлогами. Их морфемный состав. | | Сообщения учащихся. Лекция учителя. Расширение и систематизация знаний о наречиях с приставками, их отличие от существительных, прилагательных и местоимений с предлогами. Овладение основными ресурсами морфологии. |
| 27 | Закрепление знаний о наречиях с приставками и их отличии от сочетаний существительных, прилагательных и местоимений с предлогами | | Сообщения учащихся. Лекция учителя. Расширение и систематизация знаний о наречиях с приставками, их отличие от существительных, прилагательных и местоимений с предлогами. Овладение основными ресурсами морфологии. |
| 28 | Отличие наречий от омонимичных частей речи. | | Лекция учителя. Расширение и систематизация знаний о наречиях. Отличие наречий от омонимичных частей речи. . Практическая работа со словарями. Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего языка. |
| 29 | Работа со словообразовательным и морфемным словарями. | | Знакомство с типами словарей. Практическая работа со словарями. Лингвистические игры. Расширение и систематизация научных знаний о языке. |
5 | | Этимология («Откуда к нам пришли слова?») | 3 | |
| 30 | Словообразование и этимология. | | Практикум по определению состава слова, значения отдельных морфем. Задания с объяснительной функцией. Проблемные задания с опознавательной функцией. Сочинение лингвистических сказок о морфемах |
| 31 | Словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда. | | Лекция учителя о способах словообразования. Практическая работа. Слово о слове… |
| 32 | Работа со словарями. | | Сообщения учащихся. Лекция учителя. Практическая работа со словарями. Составление кроссвордов по определенным темам для последующей работы на уроках. Расширение и систематизация знаний учащихся об ученых лингвистах. Формирование у учащихся навыков обращения к словарям и справочникам |
6 | | ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ | 2 | |
| 33 | Итоговое занятие. Конкурс знатоков. | | Практическое занятие. Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего языка. |
| 34 | Итоговое занятие. Защита проектов. | | Практическое занятие. Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего языка |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Зам. директора по УВР
методического объединения учителей __________И.А. Омельчук
русского языка и литературы «30» августа 2017 года
МБОУ СОШ № 33 ст.Архангельской
от 29.08. 2017 г. № 1
Руководитель ШМО
________Е.Н. Черемисина