СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе требований Федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования, с учетом  Рабочих программ по русскому языку (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранов и др.) в 5-9 классах (М:Просвещение, 2011 г.).

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Юный исследователь"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33 СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН




УТВЕРЖДЕНА

решением педсовета

протокол № 1

от 31.08. 2017 г

Председатель педсовета

________Н. И. Лобацкая




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности



Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности


Кружок «Юный исследователь»


Количество часов всего- 68; в неделю – 1 час

Срок реализации программы : 2 года

Возраст обучающихся: 12-15 лет ( 7-8 класс)

Составитель: Черемисина Елена Николаевна




Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом Рабочих программ по русскому языку (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранов и др.) в 5-9 классах (М:Просвещение, 2011 г.).











Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для обучающихся среднего звена (7-8 класс). Рассчитана на 68 часов (1 час в неделю).

Программа предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». В программу курса включен как региональный, так и местный лингвокультурный компонент. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме, работать над проектами как по предлагаемым преподавателем темам, так и выбранным самостоятельно. Таким образом, программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.

Программа внеурочной деятельности основана на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, связи теории с практикой, доступности, наглядности, принцип занимательности.

Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся.

Одна из основных задач образования – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий ( целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). С этой целью в программе предусмотрены активные формы работы, направленные на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими лингвистического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Связь с уже существующими программами. Программа «Юный исследователь» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , Рабочих программ по русскому языку (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранов и др.) в 5-9 классах (М:Просвещение, 2011 г.).

Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит реализация культурологического подхода к изучению языкового наследия родного края.

Системно-деятельностный подход осуществляется посредством использования таких форм организации познавательной деятельности как экспедиция, практикум, заочное путешествие, игра-соревнование.

Цель: Способствовать саморазвитию и личностному самоопределению обучающихся, формированию целенаправленной познавательной деятельности по изучению русского языка, изучению его прошлого и настоящего, региональных особенностей, осознанию российской и региональной языковой идентичности .

Исходя из основной цели, выявляются частные задачи:

формирование коммуникативной культуры школьников;

- расширение и углубление знаний, умений обучающихся и формирование языковой компетенции;

- выявление и поддержка лингвистически одаренных обучающихся;

- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Система контроля:

Курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои исследовательские проекты и публично защищают.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Обучающиеся 7-8 классов познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут обучающимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие расширить знания обучающихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического .

Формы проведения занятий

• лекции;

• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

• анализ и просмотр текстов;

• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) с разными видами словарей;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Основные методы и технологии

• технология разноуровневого обучения;

• развивающее обучение;

• технология обучения в сотрудничестве;

• коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.



2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юный исследователь»

Личностные результаты

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; воспитание российской и региональной идентичности: патриотизма, уважения к родному краю, его прошлому и настоящему;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.



Метапредметные результаты



Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.



Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;



Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы

Предметные результаты

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, Краснодарского края, о языке как основе национального самосознания;

- представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;

- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;

- расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц;

- формирование навыков проведения различных видов анализа слова

- формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.

3. Содержание программы внеурочной деятельности «Юный исследователь»

7 класс

ТЕМА 1. Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности») - 6 часов

Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы. Новгородские берестяные грамоты

Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита. Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кирилица и глаголица.

Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа года. Реформа 1917 года

Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др.

Понятие скорописи. Причина появления стенографии .Элементы стенографии.

Практическое значение алфавита. (Словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.)

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

1.Создатели славянской азбуки

2. История одной буквы

3. Алфавит будущего

ТЕМА 2. Фонетика. («Секреты устной речи») – 5 часов

Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики

Интонация. Роль интонации. Оформление интонационных особенностей на письме

Языки, говоры, ономастика. Русские говоры. Московские и петербургские говоры.

Особенности говоров Краснодарского края. Особенности говоров наших станиц и поселков. Записи говоров архангельских старожилов

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

  1. Так говорят наши бабушки.

  2. Кто у нас окает?

  3. Создание справочника местных диалектов

ТЕМА 3. Лексика («Тайны русского слова») - 15 часов

Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. Словари иностранных слов. Этимологические словари. Словари писателей. Словари синонимов и омонимов.

Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях». Понятие «уличная фамилия». Уличные фамилии односельчан. Причины появления этих фамилий.

Топонимы. Гидронимы. Топонимы наших станиц. Из истории названий наших станиц и поселков.

Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. Диалекты северных областей России

Особенности говоров нашей местности.

Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические единства (идиомы). Библейские фразеологизмы, фразеологические обороты греческих мифов. Фразеологизмы в речи наших старожилов.

Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей русской словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов.

Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе

Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой.

Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

1.Тайна моего имени

2. История одной уличной фамилии.

3. «Говорящие» фамилии в художественной литературе.

4. Прозвища моих сверстников. История их появления.

5. Метафора как художественное средство в стихотворениях .

6. Словарь «Библейская» фразеология в разговорной и художественной речи.

7. Какие фразеологические обороты оставили нам греческие мифы?

8. Исчезнувшие в толщах времени…

9.История названия моего села (деревни)

10. Как у наших улиц появились названия?

11. Диалектные слова в речи моих односельчан.

ТЕМА 4. Словообразование («Строим слова») – 7 часов

Состав слова. Морфема

Грамматическое значение слова.

Морфемы иноязычного происхождения.

Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова

Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразовательные модели (на примере образования слов старожилами наших станиц)

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

  1. Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей.

  2. Загадки словообразования в «Сборнике частушек» (по материалам, собранным от старожилов станицы Архангельской)

  3. О чем расскажут части слова…

  4. Слово о слове…

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ - 1 час

8 класс

ТЕМА 1. Словообразование («Строим слова») – 6 часов

С чего начинается слово? Способы образования слов в современном русском языке. Школьный словарь словообразования. Что сближает филологию и математику. Сложение в чистом виде и с помощью интерфиксов. Аффиксы в союзе со сложением. От чего зависит выбор аффиксов? Аббревиация. Сложение при сверхсокращении. От чего зависит выбор словообразования? «Цепная реакция» аффиксов.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

  1. Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей.

  2. Загадки словообразования в «Сборнике частушек» (по материалам, собранным от старожилов станицы Архангельской)

  3. О чем расскажут части слова…

  4. Слово о слове…

ТЕМА 2. Лексика («Тайны русского слова»)- 10 часов

Омонимические ловушки. От чего зависит значение новообразований? Стилистические, оценочные и выразительные свойства. Случайно ли ударение на новообразовании? Работа со словообразовательным словарём и словарём ударений. Загадки занимательных историй. Есть ли у животных отчества? Капризы рода. Интерес вокруг женских наименований.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

1.Тайна моего имени

2. «Говорящие» фамилии в художественной литературе.

3. Есть ли у животных отчества?

4. Прозвища моих сверстников. История их появления.

5. Метафора как художественное средство в стихотворениях .

6. Исчезнувшие в толщах времени…

7.История названия моего села (деревни)

8. Как у наших улиц появились названия?

9. Диалектные слова в речи моих односельчан.

10.Умеем ли мы в речи употреблять этикетные слова

ТЕМА 3. Омонимичные части речи- 3 часа

Как правильно: половина первого или полпервого? Ещё раз об омонимах, омографах, омофонах. Приложение- особый вид определения.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

  1. Составление словарей омонимов.

  2. Словарь омонимов в картинках.

  3. Составление сборника «Виды приложений»

ТЕМА 4. Морфология ( «Увлекательные части речи»)- 10 часов

Определение частей речи. Слова состояния и наречия, их морфемный состав. Решение текстовых задач. Работа со словообразовательным и морфемным словарями. Наречия, краткие прилагательные и краткие причастия, наречия и прилагательные в сравнительной степени. Их морфемный состав. Наречия с приставками и их отличие от сочетаний существительных, прилагательных и местоимений с предлогами. Их морфемный состав. Отличие наречий от омонимичных частей речи. Работа со словообразовательным и морфемным словарями.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

  1. Тайны слов

  2. Несклоняемые существительные

  3. Отличие наречий от омонимичных частей речи

ТЕМА 5.Этимология («Откуда к нам пришли слова?»)- 3 часа

Словообразование и этимология. Словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда. Работа со словарями.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

  1. «Сборник частушек»

  2. «Сборник лирических песен «О чем пели наши бабушки»

  3. Происхождение слов.

  4. Родина «общеупотребительных» слов

ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ - 2 часа

  1. Тематическое планирование



7 класс

















7 класс

Раздел

п/п


Содержание

(разделы, темы)

Коли-чест-

во часов

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия

1


Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности»)


6



1

Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы. новгородские берестяные грамоты


1

Лекция учителя, работа с презентацией.

Творческая мастерская

Самостоятельная работают с информационными карточками. Составляют карточки с рисуночным письмом. Готовят сообщения для одноклассников.

Воспитание интереса к изучению русского языка

1.Создатели славянской азбуки

2. История одной буквы

3. Алфавит будущего



2

Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита. Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кирилица и глаголица.


1

Лекция учителя, работа с презентацией

Работают с литературой по языкознанию.

Представление о языке как о явлении национальной культуры с собственной историей



3

Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа года. Реформа 1917 года


1

Лекция учителя, работа с презентацией

Делают сравнительный анализ славянской азбуки и русского алфавита



4

Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др.


1

Рассказ учителя

Работают с информационными карточками

Воспитание интереса к изучению русского языка



5

Понятие скорописи. Причина появления стенографии .Элементы стенографии.

1

Рассказ учителя о причинах появления стенографии. Знакомство с отдельными элементами

Практикуются в расшифровке и зашифровке слов


6

Обойдемся ли мы без алфавита?

Практическое значение алфавита. (Словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.)


1

Беседа о практическом значении алфавита

Игра-соревнование

«поиск слов в словарях», справочниках

Представление о практической необходимости алфавита


2


Фонетика. («Секреты устной речи»)

5



7

Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики.

1

Беседа с учащимися. Обобщение знаний по теме «Фонетика»

Выполняют проблемные задания с опознавательной функцией, задания с элементами занимательности.

Формирование представления о единстве и взаимосвязи фонетики и орфографии как самостоятельных языковых областей


8

Так говорят наши бабушки.

2

Знакомство с особенностями говоров старожилов станицы Архангельской. «А как у вас говорят?» Играют в игру «Угадай словечко»


9

Интонация. Роль интонации .Оформление интонационных особенностей на письме


3

Лекция учителя

Выразительно читают художественные тексты, практикуются в чтении предложений с различной интонацией, составляют интонационные схемы предложений

Формирование умения использовать интонационное богатство русской речи


10

Языки, говоры, ономастика. Русские говоры. Московские и петербургские говоры.

Особенности говоров Краснодарского края.

4

Лекция учителя.

Знакомятся с работами ученых. Игра «угадай словечко».

Расширение и систематизации знаний учащихся о знаменитых людях региона, внесших значительный вклад в науку и культуру области


11

Особенности говоров наших станиц и поселков. Записи говоров архангельских старожилов


5

Учимся слушать. «Окаем или акаем»?

Самостоятельная работа с информационными картами-заданиями. Анализ частушек, записанных от наших старожилов, связанных с особенностями говора

Формирование умения прислушиваться к речи окружающих, воспитание речевой культуры, интереса к языковому наследию

3


Лексика («Тайны русского слова»)

15



12

Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. Словари иностранных слов. Этимологические словари. Словари писателей. Словари синонимов и омонимов.



Сообщения учащихся. Лекция учителя. Практическая работа со словарями. Составление кроссвордов по определенным темам для последующей работы на уроках.

Грамматические игры. Шарады.

Расширение и систематизация знаний учащихся об ученых лингвистах. Формирование у учащихся навыков обращения к словарям и справочникам

1.Тайна моего имени

2. История одной уличной фамилии.

3. «Говорящие» фамилии в художественной литературе.

4. Прозвища. Как они появляются.


13

Что в имени тебе моем? Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях».


Лекция учителя. Знакомство с типами словарей.

Практическая работа по изучению собственного имени, фамилии – значение имени, его происхождение.


14

Понятие «уличная фамилия». Уличные фамилии односельчан. Причины появления этих фамилий.


Анализ художественных текстов с точки зрения появления в них «говорящих» имен и фамилий.

Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего рода


15

О чем рассказали названия… Топонимы. Гидронимы. Топонимы наших станиц. Из истории названий наших станиц и поселков.



Лекция, беседа. Практическая работа со Словарем топонимов. Этимология названий окружающих нас станиц.

Работа над составлением словарика топонимов.

Воспитание уважения к историческому прошлому родного края, выраженного в топонимике

1.История названия моего села (деревни)

2. Как у наших улиц появились названия?


16

Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. Диалекты северных областей России

Особенности говоров нашей местности.



Учимся слушать. Диалектные слова Краснодарского края . Диалектные слова наши станиц. Особенности говоров нашей местности. Лекция учителя . Работают по составлению «Сборника диалектных слов станицы Архангельской». Игры. «Лингвистическое лото»Формирование ответственности за языковую культуру родного края как общечеловеческую ценность


17

Удивительный мир русской фразеологии.

Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические единства (идиомы). Библейские фразеологизмы, фразеологические обороты греческих мифов. Фразеологизмы в речи наших старожилов.



Лекция преподавателя. Сообщения учащихся об истории отдельных фразеологизмов. Аналитическая работа по выявлению значения фразеологизмов, работа с фразеологическим словарем. Исследование «жизни» фразеологического оборота в художественном тексте, в разговорной речи.

Овладение стилистическими ресурсами лексики и фразеологии; приобретение опыта использования их в речевой практики, стремление к речевому самосовершенствованию

1.Словарь «Библейская» фразеология в разговорной и художественной речи.

2. Какие фразеологические обороты оставили нам греческие мифы?


18

Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей русской словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов.


Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Расширение и систематизация научных знаний о языке.


19

Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе



Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Расширение и систематизация научных знаний о языке.


20

Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой.

Выразительные возможности слова.



Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Расширение и систематизация научных знаний о языке.


21

Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора.



Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Расширение и систематизация научных знаний о языке.


22

Сколько в русском языке русских слов? Как «поймать» чужака? Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований.


Лекционный материал. Работа презентацией.

Практическая работа по определению языка-«прародителя» заимствованных слов.


23

Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей русской словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов


Лингвистические игры.

Овладение основными ресурсами лексики.

Стремление к речевому самосовершенствованию.


24

Поезд истории . Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе


Лекция учителя. Воспитание интереса к историческому прошлому языка, представления о языке как о живом, развивающемся явлении.



25

В гостях у братьев-месяцев. Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой



Лекция учителя. Работа с презентацией.

Анализируют древние названия месяцев, вникают в этимологию слов.

Воспитание интереса к историческому прошлому языка


26

Жизнь слова в художественном тексте. Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора.


Работа с презентацией.

Работают с карточками-заданиями, определяют виды тропов. Задания с элементами игры, занимательности. Задания с объяснительной функцией.

Приобретение опыта анализа языковых особенностей художественного текста, его красоты и богатства

4


Словообразование («Строим слова»)


7



27

Из чего состоит слово. Состав слова. Морфема.


1

Практикум по определению состава слова, значения отдельных морфем. Задания с объяснительной функцией. Проблемные задания с опознавательной функцией. Сочинение лингвистических сказок о морфемах


28

Загадки слов. Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей.

1

Овладение представлениями о грамматических, словообразовательных нормах языка. Загадки словообразования. «Сборник частушек» (по материалам, собранным от старожилов)


29

История о «глокой куздре». Грамматическое значение слова.


1

Практикум по определению грамматического значения слова по морфемам.

Проблемные задания с опознавательной функцией.

Представление о целостности языка, о взаимосвязи его уровней


30

Морфемы-иностранки. Морфемы иноязычного происхождения.


1

Практическое занятие

Игра «Грамматическое лото»

Обогащение словарного запаса учащихся


31

Смотри в корень. Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова


1

Лекция. Работа с этимологическим словарем. Грамматические игры. Формирование навыков словообразовательного анализа .

Обогащение словарного запаса учащихся


32

Морфемы-труженики. Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов


1

Рассказ учителя о значении отдельных приставок и суффиксов. Практическая работа. Задания с опознавательной функцией. Задачи с объяснительной функцией


33

Как образуются слова? Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка.

1

Лекция учителя о способах словообразования. Практическая работа. Слово о слове…


5


Итоговое занятие

1



34

Итоговое занятие. Конкурс знатоков. Защита проектов.

1

Практическое занятие.




8 класс

Раздел

п/п


Содержание

(разделы, темы)

Коли-чест-

во часов

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия

1


Словообразование («Строим слова»)

6



1

С чего начинается слово? Способы образования слов в современном русском языке. Школьный словарь словообразования.

1

Практикум по определению состава слова, значения отдельных морфем. Задания с объяснительной функцией. Проблемные задания с опознавательной функцией. Сочинение лингвистических сказок о морфемах.


2

Что сближает филологию и математику. Сложение в чистом виде и с помощью интерфиксов.

1

Овладение представлениями о грамматических, словообразовательных нормах языка. Загадки словообразования.


3

Аффиксы в союзе со сложением. От чего зависит выбор аффиксов? 

1

Практикум по определению грамматического значения слова по морфемам.

Проблемные задания с опознавательной функцией.

Представление о целостности языка, о взаимосвязи его уровней


4

Аббревиация. Сложение при сверхсокращении. 


1

Лекция. Работа с этимологическим словарем. Грамматические игры. Формирование навыков словообразовательного анализа .

Обогащение словарного запаса учащихся


5

От чего зависит выбор словообразования?


1

Практическое занятие

Игра «Грамматическое лото»

Обогащение словарного запаса учащихся


6

«Цепная реакция» аффиксов.

1

Лекция учителя о способах словообразования. Практическая работа. Слово о слове…

2


Лексика («Тайны русского слова»)


10



7

Омонимические ловушки.

1

Сообщения учащихся. Лекция учителя. Практическая работа со словарями. Составление кроссвордов по определенным темам для последующей работы на уроках.

Грамматические игры. Шарады. Формирование у учащихся навыков обращения к словарям и справочникам


8

От чего зависит значение новообразований?

1

Лекция учителя. Знакомство с типами словарей.

Практическая работа по изучению новообразований.


9

Стилистические, оценочные и выразительные свойства.


1

Лингвистические игры.

Овладение основными ресурсами лексики.

Стремление к речевому самосовершенствованию.


10

Случайно ли ударение на новообразовании?

1

Лекция учителя. Воспитание интереса к историческому прошлому языка, представления о языке как о живом, развивающемся явлении.


11

Работа со словообразовательным словарём и словарём ударений.


1

Сообщения учащихся. Лекция учителя. Практическая работа со словарями. Составление кроссвордов по определенным темам для последующей работы на уроках. Работают с карточками-заданиями


12

Загадки занимательных историй.

1

Лингвистические игры.

Овладение основными ресурсами лексики.

Стремление к речевому самосовершенствованию.


13

Тайна моего имени


1

Лекция учителя. Знакомство с типами словарей.

Практическая работа по изучению собственного имени, фамилии – значение имени, его происхождение.


14

Есть ли у животных отчества?

1

Сообщения учащихся. Лекция учителя. Практическая работа со словарями. Работа над проектом. Стремление к речевому самосовершенствованию. Расширение и систематизация научных знаний о языке.


15

Капризы рода.


1

Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Расширение и систематизация научных знаний о языке.


16

Интерес вокруг женских наименований.

1

Анализ художественных текстов с точки зрения появления в них «говорящих» имен и фамилий.

Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего рода

3


Омонимичные части речи

3



17

Как правильно:  половина первого или полпервого? 


Расширение и систематизация научных знаний о языке. Анализ художественных текстов. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И. Даля. Стремление к речевому самосовершенствованию.


18

Ещё раз об омонимах, омографах, омофонах. 


Расширение и систематизация знаний об омонимах, омографах, омофонах. Практическая работа со словарями. Расширение и систематизация научных знаний о языке.


19

Приложение- особый вид определения.


Расширение и систематизация знаний о приложении. Сообщения учащихся. Лекция учителя. Работают с карточками-заданиями. Анализ художественных текстов

4


Морфология ( «Увлекательные части речи»)


10



20

Определение частей речи.


Лекция учителя. Работа с презентацией . Игра-соревнование. «Поиск слов в словарях», справочниках . Расширение и систематизация знаний о частях речи.


21

Слова состояния и наречия, их морфемный состав.


Лекция учителя. Работа с презентацией . Овладение основными ресурсами морфологии. Стремление к речевому самосовершенствованию.


22

Решение текстовых задач.


Анализ художественных текстов. Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего языка.


23

Работа со словообразовательным и морфемным словарями.


Знакомство с типами словарей. Практическая работа со словарями. Лингвистические игры.

Расширение и систематизация научных знаний о языке.


24

Наречия, краткие прилагательные и краткие причастия. Их морфемный состав.


Лекция учителя. Сообщения учащихся. Расширение и систематизация знаний о наречиях, кратких прилагательных и причастиях. Овладение основными ресурсами морфологии.


25

Наречия и прилагательные в сравнительной степени. Их морфемный состав.


Лекция учителя. Сообщения учащихся. Расширение и систематизация знаний о наречиях и прилагательных в сравнительной степени. Овладение основными ресурсами морфологии.


26

Наречия с приставками и их отличие от сочетаний существительных, прилагательных и местоимений с предлогами. Их морфемный состав.


Сообщения учащихся. Лекция учителя. Расширение и систематизация знаний о наречиях с приставками, их отличие от существительных, прилагательных и местоимений с предлогами. Овладение основными ресурсами морфологии.


27

Закрепление знаний о наречиях с приставками и их отличии от сочетаний существительных, прилагательных и местоимений с предлогами


Сообщения учащихся. Лекция учителя. Расширение и систематизация знаний о наречиях с приставками, их отличие от существительных, прилагательных и местоимений с предлогами. Овладение основными ресурсами морфологии.


28

Отличие наречий от омонимичных частей речи.


Лекция учителя. Расширение и систематизация знаний о наречиях. Отличие наречий от омонимичных частей речи. . Практическая работа со словарями. Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего языка.


29

Работа со словообразовательным и морфемным словарями.


Знакомство с типами словарей. Практическая работа со словарями. Лингвистические игры.

Расширение и систематизация научных знаний о языке.

5


Этимология («Откуда к нам пришли слова?»)


3



30

Словообразование и этимология.



Практикум по определению состава слова, значения отдельных морфем. Задания с объяснительной функцией. Проблемные задания с опознавательной функцией. Сочинение лингвистических сказок о морфемах


31

Словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда.


Лекция учителя о способах словообразования. Практическая работа. Слово о слове…


32

Работа со словарями.


Сообщения учащихся. Лекция учителя. Практическая работа со словарями. Составление кроссвордов по определенным темам для последующей работы на уроках.

Расширение и систематизация знаний учащихся об ученых лингвистах. Формирование у учащихся навыков обращения к словарям и справочникам

6


ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

2



33

Итоговое занятие. Конкурс знатоков.


Практическое занятие. Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего языка.


34

Итоговое занятие. Защита проектов.


Практическое занятие. Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего языка



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Зам. директора по УВР

методического объединения учителей __________И.А. Омельчук

русского языка и литературы «30» августа 2017 года

МБОУ СОШ № 33 ст.Архангельской

от 29.08. 2017 г. № 1

Руководитель ШМО

________Е.Н. Черемисина






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!