СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь», 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования с учётом авторской программы Савенкова А.И. «Я – исследователь».

Программа разработана в соответствии с ООП НОО,  МАОУ НОШ № 53.

        На изучение курса внеурочной деятельности, согласно учебному плану школы, выделяется  135 часов.  Во 2  классе - 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь», 2 класс»

1.Пояснительная записка


Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования с учётом авторской программы Савенкова А.И. «Я – исследователь».

Программа разработана в соответствии с ООП НОО, МАОУ НОШ № 53.

На изучение курса внеурочной деятельности, согласно учебному плану школы, выделяется 135 часов. Во 2 классе - 34 часа.



1. Планируемые результаты освоения программы

Представленная программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:


  • мотивация к обучению, стремление к самоорганизации и саморазвитию

  • познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критически и творчески мыслить


Метапредметные результаты:

Учащиеся научатся:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

-осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- координировать свои усилия с усилиями других;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве


Предметные результаты:

Ученик получит представление:

– об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– планировать и ставить эксперимент

Ученик получит возможность научиться:

– выбирать тему исследования, структуру исследования;

– видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели);

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


2. Содержание программы

Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.

Задания для развития исследовательских способностей.

Игра на развитие формулирования темы

Как задавать вопросы? Банк идей – 2 ч.

Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей» для исследования

Тема, предмет, объект исследования – 2 ч

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования

Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы

Цели и задачи исследования – 2 ч.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

Уметь: ставить цели и задачи исследования


Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: «Давайте вместе подумаем», «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?», «Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей» и др.

Знать: как создаются гипотезы.

Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

Организация исследования(практическое занятие) – 4ч.

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать: методы исследования,

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию

Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4 ч.

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания: «Назови все особенности предмета», «Нарисуй в точности предмет», «Парные картинки, содержащие различие», «Найди ошибки художника».

Знать: метод исследования – наблюдение

Уметь: проводить наблюдения над объектом и т.д.

Коллекционирование - 2 ч.

Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Знать: понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция

Уметь: выбирать тему для коллекционирования, собирать материал

Экспресс–исследование: «Какие коллекции собирают люди» -1 ч.

Поисковая деятельность по теме: «Какие коллекции собирают люди»

Я – коллекционер – 2 ч.

Выступления учащихся о своих коллекциях

Что такое эксперимент – 1 ч.

Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практическая работа.

Знать: понятия - эксперимент и экспериментирование

Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1 ч.

Проведение эксперимента на моделях.

Эксперимент «Вообразилия».

Сбор материала для исследования - 3 ч.

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала

Обобщение полученных данных - 2 ч.

Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятий. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: «Учимся анализировать», «Учимся выделять главное», «Расположи материал в определенной последовательности».

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное

Подготовка к защите - 3 ч.

Составление плана подготовки к защите проекта

Защита. Вопросы для рассмотрения.

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы»

Сообщение, доклад.

Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании.

Как выделить главное и второстепенное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и др.

Индивидуальные консультации - 1 ч.

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите

Промежуточная аттестация.

Подведение итогов работы - 1 ч.

Публичная защита проекта. Выступление перед одноклассниками и родителями.


3. Тематическое планирование


п/п



Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся

1

Что можно исследовать? Формулирование темы

1

Задания для развития исследовательских способностей.

2

Как задавать вопросы? Банк идей

1

Составление «Банка идей» для исследования.

3

Как задавать вопросы? Банк идей

1

4

Тема, предмет, объект исследования

1

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования.

Выбор темы для исследования, определение предмета и объекта исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования.

5

Тема, предмет, объект исследования

1

6

Цели и задачи исследования

1

Постановка цели и задач исследования. Определять сущности изучаемого процесса, его главных свойств, особенностей. Определение этапов исследования.

7

Цели и задачи исследования

1

8

Учимся выделять гипотезы

1

Выполнение практических заданий, выдвижение гипотез: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

9

Учимся выделять гипотезы

1

10

Организация исследования

(практическое занятие)

1

Знакомство с основными доступными методами исследования: Отбор методов исследования. Наблюдение, экспериментирование.

11

Организация исследования

(практическое занятие)

1

12

Организация исследования

(практическое занятие)

1

13

Организация исследования

(практическое занятие)

1

14

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем

1

Наблюдение за объектами исследования с использованием лупы, микроскопа. Выполнение практических заданий на внимание и наблюдательность

15

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем

1

16


Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем

1

17

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем

1


18

Коллекционирование

1

Выбор темы для коллекции. Сбор материала, оформление коллекции. Презентация работ.

19

Коллекционирование

1

20

Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди»

1

Поисковая деятельность по теме:«Какие коллекции собирают люди»

21

Я - коллекционер

1

Выступления учащихся своих коллекций.

22

Я - коллекционер

1

23

Что такое эксперимент

1

Планирование и проведение эксперимента. Работа в сети Интернет, в библиотеке. Оформление работы.

24

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

1

Проведение эксперимента на моделях

25

Сбор материала для исследования

1

Поиск информации в сети Интернет, фиксация полученных сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

26

Сбор материала для исследования

1

27

Сбор материала для исследования

1

28

Обобщение полученных данных

1

Анализ и обобщение данных. Определение главного, второстепенного.

Выбор главного. Составление плана изложения данных.

29

Обобщение полученных данных

1

30

Подготовка к защите (практическое занятие)

1

Составление плана подготовки к защите проекта

Планирование сообщения о своем исследовании. Составление сообщения.

Защита.

Коллективное обсуждение проблем, самооценка.

31

Подготовка к защите (практическое занятие)

1

32

Подготовка к защите (практическое занятие)

1

33

Индивидуальная консультация

1

Подготовка детских работ к публичной защите

34

Промежуточная аттестация. Защита проекта.

1

Выступление перед одноклассниками и родителями.

Итого: 34 часа




4. Формы и средства контроля знаний:


  • текущий контроль – наблюдение, самоконтроль, фронтальная беседа, творческая работа;

  • итоговый контроль – промежуточная аттестация. Публичная защита работы.

5. Учебно-методическое обеспечение программы

1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.

2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников.

3. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов.

4. Интернет - ресурсы



Учебное оборудование:


  • технические средства (проектор, ноутбуки, принтер, сканер, цифровые микроскопы, лаборатории Корнельсон)

  • учебные (столы, доска)

  • собственно учебные средства

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы по проектной технологии.



  1. Список литературы



  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство "Просвещение"

  2. Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях.

  3. Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
    Издательство "Просвещение"



16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!