1.Пояснительная записка
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования с учётом авторской программы Савенкова А.И. «Я – исследователь».
Программа разработана в соответствии с ООП НОО, МАОУ НОШ № 53.
На изучение курса внеурочной деятельности, согласно учебному плану школы, выделяется 135 часов. Во 2 классе - 34 часа.
1. Планируемые результаты освоения программы
Представленная программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
мотивация к обучению, стремление к самоорганизации и саморазвитию
познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критически и творчески мыслить
Метапредметные результаты:
Учащиеся научатся:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- координировать свои усилия с усилиями других;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Предметные результаты:
Ученик получит представление:
– об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– планировать и ставить эксперимент
Ученик получит возможность научиться:
– выбирать тему исследования, структуру исследования;
– видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
2. Содержание программы
Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей.
Игра на развитие формулирования темы
Как задавать вопросы? Банк идей – 2 ч.
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей» для исследования
Тема, предмет, объект исследования – 2 ч
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы
Цели и задачи исследования – 2 ч.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования
Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: «Давайте вместе подумаем», «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?», «Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей» и др.
Знать: как создаются гипотезы.
Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Организация исследования(практическое занятие) – 4ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать: методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию
Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4 ч.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: «Назови все особенности предмета», «Нарисуй в точности предмет», «Парные картинки, содержащие различие», «Найди ошибки художника».
Знать: метод исследования – наблюдение
Уметь: проводить наблюдения над объектом и т.д.
Коллекционирование - 2 ч.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать: понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь: выбирать тему для коллекционирования, собирать материал
Экспресс–исследование: «Какие коллекции собирают люди» -1 ч.
Поисковая деятельность по теме: «Какие коллекции собирают люди»
Я – коллекционер – 2 ч.
Выступления учащихся о своих коллекциях
Что такое эксперимент – 1 ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать: понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1 ч.
Проведение эксперимента на моделях.
Эксперимент «Вообразилия».
Сбор материала для исследования - 3 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала
Обобщение полученных данных - 2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятий. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: «Учимся анализировать», «Учимся выделять главное», «Расположи материал в определенной последовательности».
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное
Подготовка к защите - 3 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта
Защита. Вопросы для рассмотрения.
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы»
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании.
Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и др.
Индивидуальные консультации - 1 ч.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите
Промежуточная аттестация.
Подведение итогов работы - 1 ч.
Публичная защита проекта. Выступление перед одноклассниками и родителями.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся |
1 | Что можно исследовать? Формулирование темы | 1 | Задания для развития исследовательских способностей. |
2 | Как задавать вопросы? Банк идей | 1 | Составление «Банка идей» для исследования. |
3 | Как задавать вопросы? Банк идей | 1 |
4 | Тема, предмет, объект исследования | 1 | Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Выбор темы для исследования, определение предмета и объекта исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. |
5 | Тема, предмет, объект исследования | 1 |
6 | Цели и задачи исследования | 1 | Постановка цели и задач исследования. Определять сущности изучаемого процесса, его главных свойств, особенностей. Определение этапов исследования. |
7 | Цели и задачи исследования | 1 |
8 | Учимся выделять гипотезы | 1 | Выполнение практических заданий, выдвижение гипотез: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… |
9 | Учимся выделять гипотезы | 1 |
10 | Организация исследования (практическое занятие) | 1 | Знакомство с основными доступными методами исследования: Отбор методов исследования. Наблюдение, экспериментирование. |
11 | Организация исследования (практическое занятие) | 1 |
12 | Организация исследования (практическое занятие) | 1 |
13 | Организация исследования (практическое занятие) | 1 |
14 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем | 1 | Наблюдение за объектами исследования с использованием лупы, микроскопа. Выполнение практических заданий на внимание и наблюдательность |
15 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем | 1 |
16 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем | 1 |
17 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем | 1 |
18 | Коллекционирование | 1 | Выбор темы для коллекции. Сбор материала, оформление коллекции. Презентация работ. |
19 | Коллекционирование | 1 |
20 | Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди» | 1 | Поисковая деятельность по теме:«Какие коллекции собирают люди» |
21 | Я - коллекционер | 1 | Выступления учащихся своих коллекций. |
22 | Я - коллекционер | 1 |
23 | Что такое эксперимент | 1 | Планирование и проведение эксперимента. Работа в сети Интернет, в библиотеке. Оформление работы. |
24 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | 1 | Проведение эксперимента на моделях |
25 | Сбор материала для исследования | 1 | Поиск информации в сети Интернет, фиксация полученных сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). |
26 | Сбор материала для исследования | 1 |
27 | Сбор материала для исследования | 1 |
28 | Обобщение полученных данных | 1 | Анализ и обобщение данных. Определение главного, второстепенного. Выбор главного. Составление плана изложения данных. |
29 | Обобщение полученных данных | 1 |
30 | Подготовка к защите (практическое занятие) | 1 | Составление плана подготовки к защите проекта Планирование сообщения о своем исследовании. Составление сообщения. Защита. Коллективное обсуждение проблем, самооценка. |
31 | Подготовка к защите (практическое занятие) | 1 |
32 | Подготовка к защите (практическое занятие) | 1 |
33 | Индивидуальная консультация | 1 | Подготовка детских работ к публичной защите |
34 | Промежуточная аттестация. Защита проекта. | 1 | Выступление перед одноклассниками и родителями. |
Итого: 34 часа | |
4. Формы и средства контроля знаний:
текущий контроль – наблюдение, самоконтроль, фронтальная беседа, творческая работа;
итоговый контроль – промежуточная аттестация. Публичная защита работы.
5. Учебно-методическое обеспечение программы
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников.
3. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов.
4. Интернет - ресурсы
Учебное оборудование:
технические средства (проектор, ноутбуки, принтер, сканер, цифровые микроскопы, лаборатории Корнельсон)
учебные (столы, доска)
собственно учебные средства
Список литературы
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство "Просвещение"
Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях.
Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Издательство "Просвещение"
16