СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Юный эколог" 7 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                             Рабочая программа кружка "Юный эколог" - 7 класс.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Юный эколог" 7 класс.»

Рабочая программа кружка


«Юный эколог»


Программа рассчитана на учащихся 7 классов

Срок реализации программы – 1 учебный год



Учитель: Вдовина О.В.




Ульяновск

2017


Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

  • Закон «Об образовании РФ»

  • Конституция Российской Федерации (статьи 9,36,42,58,71,72,114)

  • Федеральный закон об охране окружающей среды (от 2002г.)

  • Федеральный закон о животном мире (ст.35)

  • Федеральный закон об охране атмосферного воздуха (ст.14)

Цель курса: «Юный эколог»: формирование сознательно-научного, нравственно-этического отношения учащихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе.

Целью обучения: формирование общей экологической культуры, формирование ответственного отношения к окружающей среде, воспитание начальных навыков экологической культуры, формирование творчески развитой личности путём совершенствования знаний и умений.

задачи:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;

- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;

- воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.

Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (10-15 человек) и рассчитано на возрастное звено7-го класса.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки, презентации.

Программа рассчитана на 1 учебный год, 1 час в неделю. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.



Планируемые результаты освоения программы курса «Юный эколог» :


Личностными результатами изучения предмета «Юный эколог » являются:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса « Юный эколог» является (УУД).

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Учащиеся должны уметь:

ОПИСЫВАТЬ:

  • грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;

  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;

  • определять типы наземных и водных экосистем своей местности;

  • уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем.

ОБЪЯСНЯТЬ:

  • экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;

  • изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;

  • необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;

  • зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.

ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:

  • анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;

  • сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;

  • прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;

  • планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;

  • оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.

Основные составляю

Учебно-тематический план



Тема

Теория

Практика

Всего

часов

1.

Введение

2


2

2.

Общество и природная среда

6

2

8

3.

Лёгкие планеты

3

2

5

4.

Водный голод планеты

8

4

12

5.

Земля-кормилица

7

2

9

6.

Зелёные лёгкие планеты

7

5

12

7.

Здоровье человека и окружающая среда



7

8.

Экологическая культура



13


Резерв



8


Всего



76





\

Предполагаемая результативность курса

  • Развитие внимания, наблюдательности.

  • Привитие эстетического восприятия.

  • Наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к окружающему миру.

  • повышение уровня экологической грамотности;


  • развитие творческих способностей у воспитанников;


  • обеспечение развития исследовательских навыков, умений, приучение принимать экологически целесообразные решения и приобретение новых знаний.

  • Формирование бережного отношения к природе;


  • Повышение уровня нравственного экологического воспитания;


  • Привитие рационального использования ресурсов природы;


  • Формирование экологической ответственности.

  • формирование умений правильного поведения в природе;

  • обогатить знания о природе.

Исследовательские умения:

− Приобретение учащимися практических экологических и природоохранительных навыков;

− Выполнение простейших экологических исследований в полевых условиях.


Организационно – пропагандистские умения:

− Применение знаний законодательства об охране природы;

− Планирование практических дел по охране природы;

− Пропаганда здорового образа жизни.

Поведенческие умения:

− Формирование умений правильного поведения в природе.

Опознавательные умения:

− Распознание объектов природы.

Учащиеся должны уметь наблюдать за природными явлениями, за взаимосвязями живых организмов и объяснять увиденное.

Учащиеся должны проявлять бережное отношение к живым организмам.

Развивать в процессе общения память, внимание, речь, мышление, эмоционально - волевую сферу. Развивать умение анализировать глобальные региональные экологические

проблемы.



Календарно-тематическое планирование кружка «Юный эколог»

п\п

дата

Тема занятия

К-во

час.

Цели и задачи

Содержание занятия


план

факт

1. Введение 2 час.

1.



2.



Введение



Берегите природу


1



1

Формирование умений и навыков экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие творческого потенциала ученика.

Организационное занятие.Знакомство с ребятами. Задачи кружка. Техника безопасности.

Введение в тему. Входная диагностика.

Актуализация знаний. Выбор темы своей исследовательской работы. Формирование творческих групп. Постановка проблемы, формирование цели и задач, подбор методик исследования. Составление анкет для соцопрососа.


2. Общество и природная среда(8час.)



3.




4.




5.

6.


7.



8.


9.



10



Общество и природная среда. Кто мы такие?



Природа-наш общий дом.




Природопользование.

Правила поведения в природе.


Законодательство и санкции за его нарушение. Экологические законы.


Рациональное природопользование.


Глобальные экологические проблемы. По следам природных катастроф.


Дадим планете шанс.

Экологическое прогнозирование.


1




1




1

1


1



1


1



1

Расширить знания учащихся по экологии и биологии.

Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности.






Осозновать важность природоохранного образования, поведения в повседневной жижни.


Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.







Собеседование:

  1. Как вести себя на природе, в лесу?

  2. Почему необходимо соблюдать тишину и чистоту?

  3. Как и где разводить костер?

  4. Можно ли пойманное животное брать домой?

  5. Почему сбор ягод и грибов должен быть умеренным?


Экология. Предмет экологии Экологические факторы и их влияние на организмы.

Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.

Основные составляющие природы.

Методы исследования. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений.

Законы и санкции. Работа со Справочной литературой.




Система мониторинга загрязнения окружающей среды.

Проблемы взаимодействия человека с природной средой.

«Пыльная шуба Земли». Тревога в городах. Экологический шум. Среда обитания и наше здоровье.

Основы учения о биосфере.

Основы комплексного прогнозирования.



3. «Легкие планеты» (5час.)

11.


12.


13

14




15



Легкие планеты.

Озоновые дыры.

Кислотные дожди. Парниковый эффект.


Практическая работа № 1 «Наблюдение за состоянием приземного слоя воздуха».



Экология в нашем доме.


1


1



2





1

Совершенствовать навыки коллективной работы.

Знакомство с элементами исследовательской работы.

Формирование умения работать в группе.

Воздух вокруг нас. Состав воздуха, его значение для жизни организмов.Значение его чистоты для организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха. Источники загрязнения.Экологические последствия загрязнения.

Приёмы и методы изучения загрязнения атмосферы.

Запылённость, твёрдые атмосферные отходы, экологическая опасность, её влияние на организм человека.

Построение столбчатой диаграммы различных источников шума. Отражение результатов загрязнений на карте микрорайона. Экология в нашем доме

Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.


















4. Водный голод планеты «12час.»

16


17



18



19

20



21

22



Вода-чудо природы.


Проблемы чистой воды. Цветение воды.


Экология Волги. Водохранилища и окружающая среда.


Особо охраняемые территории Ульяновской области.



Практическая работа№2 «Наблюдения за состоянием водных объектов»

1


1



1



2




2



Формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации. Способствовать развитию логического мышления.


Развитие творческих способностей.

Вода - чудо природы

Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?

Акция"Не засоряйте берега водоема"

Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.

Пресные воды - наше богатство.

Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды:

поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.

Уязвимое море. Экологические размышления.

Экологический рассказ. Диспут

Проблемы чистой воды. Величайшие реки мира.

Проблема малых рек Ульяновской области. Родники. Особо охраняемые объекты.

Пробы воды. Анализ чистоты воды. Экологические проблемы Волги. Почему погибает рыба на Волге?

Обработка полученных результатов.

23


24,25


26


27



Проблемы Байкала.


Практическая работа№3 «Наблюдение за атмосферными осадками».


Способы очистки воды.


Опреснение воды.

Жидкие отходы.

1


2



1



1

Продолжить формирование навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе.

Развитие творческих способностей.

Презентация «Байкал».

Анализ чистоты атмосферных осадков.


Способы очистки воды. Биологические фильтры. Пресная вода.Как опреснить воду? Как бороться с жидкими отходами?

Основные источники химического загрязнения.

Промышленные сточные воды, система их очистки. Безотходное производство.

6. Земля – кормилица (9час.)

28


29



30


31



32

33

34



35

36



Земля – кормилица.


Засоление и затопление почв.

Руды без отходов.


Возобновляемые ресурсы. Искусственная земля.

Сельскохозяйственное и промышленное загрязнение почв.


Радиоактивное загрязнение.

Растения- индикаторы.

Чувствительность животных к дозам загрязнения.


Практическая работа № 4 «Плодородие почв».

1


1



1


1



1

1

1



2



Способствовать пониманию современных проблем экологии и осознанию их актуальности.

Способствовать развитию логического мышления.

Выявить экологические проблемы Ульяновской области.

Развивать умение поставлять графики, выполнять измерения, делать выводы.

Царство почвы-уникальный мир природы.

История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.

Экология насекомых

Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках". "Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?



7.Зелёные лёгкие планеты (12час.)

37


38

39

40


41


42



43



44


45

46



47


48






Зелёные лёгкие планеты.


Практическая работа №5. «Наблюдения за состоянием растительности на Нижней Террасе».


Мир живой и вечный. Они должны жить вечно

Охраняемые животные Ульяновской области.

Охраняемые растения Ульяновской области.


Экология городской фауны.


Практическая работа № 6. «Наблюдения за живыми организмами на Нижней террасе».


Разрушение экосистем.


Заповедники, заказники, национальные парки.

1



3



1


1



1



1



2



1


1





Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации.


Воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и природе.

Формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать, прогнозировать.

Развивать логическое мышление, активизировать познавательную деятельность.

Развивать умение выявить экологическую проблему, умение прогнозировать, пути решения экологических проблем.

Растения лечат людей. Роль зеленых растений на Земле.

Растительные сообщества. Видовой состав флоры Нижней Террасы. Экскурсия по Экологической тропе. Сбор растений, работа с определителями. Правила составления гербария.

Наблюдения за животными в черте города. Видовой состав по сезонам года.

Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?



8. Здоровье человека и окружающая среда ( 7час.)

49


50

51

52



53


54

55



Проблемы адаптации человека к среде.


Питание и здоровье человека.

Яды в нашей жизни.

Охрана природы Ульяновской области


Красная книга Ульяновской области.


Особо охраняемые территории Ульяновской области.

1


1

1

1



1


2

Развивать умение оценивать состояния городской среды и местных экосистем.

Способность оценивать свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, сориентироваться в выборе профессии.

Формировать чувство бережного отношения к природе родного края.

Красная книга Ульяновской области. Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги. Исчезнувшие виды. Особо охраняемые территории. Экомир моей семьи. Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души. Экология человека. Что мы едим. Здоровое питание. Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?


8. Экологическая культура(13час.)


56

57


58

59

60


61


62


63,64


65,66,67



68




Русские поэты и художники о природе.

Экологическая культура.

Экологический марафон.

Викторина по экологии.

Экологический словарь.


Что, где, когда и почему?


Экскурсия


Круглый стол «Мы любим свою землю».

Резерв-8 час. (Выращивание рассады Озеленение пришкольного участка)

2



1


2


1


1



2




3




1

Воспитание экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе.

Они любили свою Землю.

Поговорим о писателях-натуралистах (Дж. Даррелл, Э. Сетон-Томпсон, И.И. Акимушкин и другие). Их судьба, увлечения и вклад в экологию.

Экологическая воспитанность. Экологическая ответственность. Экологическая культура.





ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Воронин А.А. Регламентирование туризма. М., 1974 г.

  2. Казанская Н.С. Изучение рекреационной дигрессии естественных группировок растительности. - Известия АН СССР. Сер. Геогр., 1972,№1

  3. Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 1974, №10

  4. Луканенкова В.К. Пропаганда охраны природы в краеведении и туризме.-Л.,1972

  5. Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977

  6. Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М., Просвещение , 1971

  7. Дажо Р. Основы экологии. М., Прогресс, 1975

  8. Калашников М.М. Эволюция биосферы, М., Наука, 1974

  9. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976

  10. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.

  11. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997.

  12. Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.

  13. Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.

  14. Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 1985.

  15. Ленькова А. Оскальпированная земля. - М.: Прогресс, 1971.

  16. Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.

  17. Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.

  18. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.

  19. Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.

  20. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.

  21. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 1997

  22. Экология России. Хрестоматия - М.,  1995.

  23. «Экологическое образование и просвещение Московской области» Москва, М. «Современные тетради», 2008 год.

  24. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука 2001.

  25. Программно-методические материалы: Экология .5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. – Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.

  26. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровй и безопасный образ жизни. Основная школа - М. : Просвещение, 2013.

  27. Григорьев Л.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011.

  28. Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы / Н. А. Криволапова. – М. : Просвещение, 2013.



Список рекомендуемой литературы для учащихся

 Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992

Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997

Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995

Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994

Электронные ресурсы по экологии
  • Биология. Химия. Экология [Электронный ресурс]: Межпредметный интегрированный курс/ Министерство образования РФ, ООО "Физикон", ООО"Дрофа". - М.: ГУ РЦ ЭМТО, 2005. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (в кор.)

  • Жить или не жить: [Видеозапись] / Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ; И. Коган, Т. Листратенко, С. Василенко. - М.: Кварт, 2003. - 1 вк. (32 мин.). - (Российская национальная экологическая видеоэнциклопедия; фильм 1). - (в кор.)
    Агрессивное отношение человека к природе, возможные выходы из сложившейся ситуации.

  • КОАПП: Комиссия особо активной помощи природе [Видеозапись]: 18 серий/ ТО "Экран", Союзтелефильм, 1984-1990; авт.сцен. И. Глебова, авт.сцен. М. А. Константиновский. - М.: ПрестижСтудио-М, 2003. - 1 вк. (178 мин.), анимац.и pеал. - (в кор.).

  • Харлампович Г.Д. (Профессор, доктор технических наук). Экология [Электрон. ресурс]: Общий курс: Для учащихся сред., вуз и самостоят. обучения/ Г.Д.Харлампович, И.И.Шолина. - Екатеринбург: Центр ТСТО УГТУ (УПИ); Екатеринбург: Изд-во мультимедиа "Образ"; Екатеринбург: СОБА "Здоровая семья", 1998. - 1 CD-ROM. - (в кор.)
    Общий курс экологии включает в себя объемный иллюстративный материал, анимацию, видеофрагменты, которые помогут освоить историю развития жизни на Земле, закономерности существования и развития экосистем, способы выхода из экологического кризиса.

  • Интернет-ресурсы:

  • http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).

  •  http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).

  • http://shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представленны дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей.  "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).

  • http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html ( Ресурс содержит систематизированные материалы, подготовленные учреждениями экологического образования Ярославской области: информационные страницы, научно-педагогическую и практическую информацию, гипертекстовые учебники др.).

  • http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России).

  •  http://members.dencity.com/ecoclub/ (Познавательный сайт, для детей и взрослых; содержит исследования экологии Красноярского края).

  • http://www.biodat.ru/ 9 BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).

  • http://www.ecoanalysis.orc.ru  (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).

  • ttp://www.ecolife.org.ua  (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).

  • http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз").

  • http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).

  • http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии).  

  • http://ecoportal.ru/  (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал )





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!