СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Юный эколог"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Юный эколог"»

Муниципально общеобразовательное учреждение

Радужненская средняя общеобразовательная школа

Коломенский городской округ Московской области






Рекомендовано на заседании Утверждаю

директор Радужненской СОШ

педагогическим совета _______________Е.А.Аникин

МОУ Радужненской СОШ «____»_________________2020 г.

« _____»__________2020 г.

. Протокол№_____________







Дополнительная общеразвивающая программа

Естественно - научной направленности

«Юный эколог»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 11-15 лет

Срок реализации 1 год







Автор составитель:

Ильина Н.Ю.

Педагог дополнительного образования



Коломна 2020



1.Пояснительная записка

Программа составлена с учетом базовых нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

5. Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).

6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной /1/ политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).

9. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).

10. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области ( Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 13 в/07).



    1. Направленность.

Направленность данной программы: - естественнонаучная.

1.2 Актуальность

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому детей необходимо научить любить природу, охранять и преумножать природные богатства родного края. Экологическое воспитание и экологическое просвещение населения должно стать непрерывным и всеобщим и первым его звеном является экологическое воспитание детей в образовательных учреждениях. Кроме того, занятия по экологии являются прекрасным средством для развития у ребенка таких психических процессов, как внимание, память, мышление.



1.3 Цели программы

Формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии.

Задачи программы:

Личностные

  • Воспитание интереса к экологии родного края

  • Воспитание ответственности к порученному делу

  • Воспитание экологической культуры


  • Формировать положительное отношение к знаниям и познавательной деятельности





Метапредметные

  • Развитие навыков общения и коммуникации.

  • Развитие внимания, памяти, воображения. мышления

  • Формирование коммуникативных и общенаучных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умение вести монолог и диалог

  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.


Предметные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ

  • Воспитывать интерес к экологии родного края

  • Формировать умение работы над экологическим проектом






1.4 Отличительные особенности

Отличительными особенностями программы «Юный эколог» заключаются в том, что она учитывает современную экологическую модель развития Московской области; процесс освоения программы позволяет обучающимся самостоятельно добывать экологические знания; имеет ряд особенностей: разработка проектов, которая носит практическую направленность, что помогает им участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах и мероприятиях;





1.5 Адресат программы.

Данная программа рассчитана на детей в возрасте 11-15лет

Психологические особенности данного возраста:

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. Это провоцирует эмоциональную нестабильность подростка.

Повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Поэтому необходимо и понимание, и тактичность со стороны окружающих.

Но, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность, определяющая противоречивость характера и поведения. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – охвачены страстью к одиночеству; они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти; иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы.

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подростка. Ребенок стремится быть, казаться и считаться взрослым. Это проявляется во внешнем облике, в манерах. Но могут появиться сигареты, требования дорогой одежды, копирование «взрослой» формы развлечений и отношений: свидания, записки, дискотеки.

Подростки склонны к разнообразным, сменяющим друг друга увлечениям. Появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Важно помочь ребенку не завязнуть в примитивном виде увлечений – информационно-коммуникативном (общении в соц. сетях), а поддержать его в интеллектуально-эстетических, спортивных, позитивных лидерских ( стать лидером, организатором в группе).

Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение. Подростки интенсивно и эмоционально общаются со сверстниками. Характерна типично подростковая «реакция группирования». Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.

Не смотря на стремление к эмансипации от взрослых, ценностные ориентации подростка, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.

Примерно в 15 лет после поисков себя формируется «Я - концепция», которую можно считать центральным новообразованием всего подросткового периода - система внутренне согласованных представлений о себе: собственной внешней привлекательности, своем уме, способностях, о силе характера, особенностях характера, общительности и других качествах.

Продолжает развиваться интеллектуальная сфера: теоретическое рефлексивное мышление (умение оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи). Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п.



1.6 Объем и срок освоения.

Программа «Юный эколог» имеет объем 72 часа. Срок освоения 1 год. В соответствии с этим в программе выделены два модуля. 1 модуль на сентябрь-декабрь 2020 года – 32 часа ( 16 недель по 2 часа в неделю). 2 модуль на январь-май 2021 года – 40 часов ( 20 недель по 2 часа).

1.7 Форма обучения

Форма обучения – очная.

1.8 Особенности организации образовательного процесса

Особенностями организации образовательного процесса являются:

.

  • основной формой занятий является проектно-исследовательская деятельность



1.9 Режим занятий.

Занятия проходят 2 раз в неделю по 1 часу. Всего 72 часа в год.



1.10 Планируемые результаты:

Личностные

В результате освоения курса у обучающихся будет сформировано:

-осознание роли экологических знаний для успешного развития общества

-понимание роли экологических знаний для объяснения многих явлений природы

-чувство ответственности за сохранение природного богатства родного края

Метапредметные

В результате освоения учебного курса обучающие научатся:

-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы. Уточнять непонятное)

-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре и группе

-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

-выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью

-использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

Предметные

В результате изучения курса обучающие научатся

-применять информацию об экологических ситуациях

-проявлять стремление и желание улучшить состояние окружающей среды родного края

Характеризовать экологическую обстановку своей местности, участвовать в природоохранных акциях














1.11 Формы аттестации

· Опрос

· Контрольные вопросы

· Наблюдение

-Конкурс

1.12 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Мониторинг освоения образовательной программы дополнительного

образования «Юный эколог»

Цель:

- отслеживание динамики результатов обучения ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы, повышения успеваемости обучающихся.

-обеспечение объективной, достоверной и оперативной информации о качестве результатов освоения образовательной программы

Задачи:

1. Контроль качества образования;

2. Подбор эффективных методов обучения;

3. Выявление результатов педагогического процесса;

4. Получение сведений о личности обучающихся;

5. Индивидуальный подбор методов и приемов воздействия на каждого обучающегося.

6. Самоанализ своего педагогического труда.

Сроки проведения.

Входной контроль. Дата проведения: Сентябрь

Промежуточный контроль, Дата проведения: Декабрь

Итоговый контроль. Дата проведения: Май

С целью проверки эффективности развития личностных качеств обучающихся были разработаны ее параметры и критерии.

· Универсальные учебные действия;

· Подготовка по предмету.

Параметру «универсальные учебные действия» соответствуют следующие критерии:

- Мотивация, активная позиция обучающегося - интерес и потребность к данному виду деятельности, активность самоорганизации и стремление к занятиям , проявляемая активность при достижении целей, эмоциональное участие в процессе обучения. умение устанавливать личностный смысл деятельности, мотивировать ее внутренней или внешней необходимостью

- Общее развитие (физическое, эмоциональное)- наличие общих физических и психологических предпосылок для занятий соответствующим видом деятельности;

- Работоспособность - усидчивость, способность сосредоточенно повторять различные упражнения, выполнять все требования педагога на протяжении всего занятия.

- Умение работать в команде - наличие коммуникативных навыков как фактора социализации обучающихся, создания благоприятного климата в детском коллективе для более легкого и успешного освоения программы.

- Умение самостоятельно находить способы решения поставленной задачи – осознание обучающимися уровня освоения планируемого результата деятельности, приводящее к пониманию своих проблем и тем самым созданию предпосылок для дальнейшего самосовершенствования.

- Умение быстро переключать внимание, или держать внимание на нужном объекте – умение находиться в текущем моменте и решать текущие задачи.

Для проведения мониторинга определены три уровня развития определенных качеств: высокий, средний, низкий.

Высокому уровню (4-5 баллов) соответствуют:

Высокое и четкое проявление параметра, хорошо сформированный навык, глубокое, устойчивое знание предмета;

Средний уровень развития (2-3 балла) характеризуется:

Среднее проявление параметра, навык сформирован, присутствуют знания на среднем уровне, результат не стабильный;

Начальный уровень развития (0-1 балл):

Исследуемый параметр не развит, не выражен или проявляется на низком уровне, редко, навык не сформирован.

В ходе проведения мониторинга применялись следующие методы:

· наблюдение,

· опрос,

· беседа,

· диагностика,

· обобщение педагогического опыта,

· опытная работа.

1.13 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

- Выставка

-Презентация проекта

- Открытое занятие

- Участие в конкурсе

- Творческая работа

1.14 Материально-техническое обеспечение

- Кабинет биологии;

- Столы;

- Стулья;

- Микроскопы

- Переносные лаборатории;

1.15 Информационное обеспечение


Интернет источники :

http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования

https://1сентября. рф/?ID=200400203 – издательский дом 1 сентября

http://solnet.ee/ - сайт для детей и родителей

http://mo.mosreg.ru/ - сайт Министерства образования Московской области

1.16 Кадровое обеспечение

Учитель биологии: Ильина Наталия Юрьевна, педагог первой квалификационной категории.






2. Учебный план






1 модуль ( 16 недель) 32 часа ( 2 часа в неделю)

Тема



Количество часов

Формы аттестации, контроля

всего

теория

практика


Организм и окружающая среда

28

11

17

Устный опрос

Природные сообщества

4

2

2

Устный опрос

Всего

32

13

19




  1. модуль ( 20 недель) 40 часов (2 часа в неделю)

Природные сообщества

10

4

6

Устный опрос

Человек и окружающая среда

16

7

9

Устный опрос

Общество и среда

12

5

7

Контрольные вопросы

Итоговое занятие

2

1

1

Презентация

всего

40

17

23


Всего в году

72

30

42







3. Содержание программы

1 Модуль (сентябрь-декабрь) 32 часа (16 недель по 2 часа.)

Раздел 1. Организм и окружающая среда (28 часов)

Теория-11 часов, практика-17 часов



Теория.

Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения при проведении наблюдений и практикумов. Калейдоскоп живых организмов. Разнообразие растений и животных. Понятие ”вид”. Значение биоразнообразия. Защита растений и животных. Условия необходимые для жизни организмов и их роль в жизни организмов. Суточные и сезонные ритмы в жизни организмов. Понятие “Среда обитания” Среды жизни. Приспособления к ним организмов. Климатические зоны. Особенности внешнего строения организмов в связи с условиями жизни. Понятие о формах взаимоотношений между организмами: симбиоз, сотрудничество, паразитизм и др.



Практика.

Рисунок «твое любимое животное». Анкетирование. Экскурсия в природу. Лото “Группы живых организмов”. Рисунок-тест “Несуществующее животное”. П.Р. “Выращивание луковицы” паспортизация растений кабинета биологии. Опыт “Фотосинтез”. Экскурсия “влияние времени года на жизнь животных” Обзор художественной литературы “Времена года”. Наблюдения за животными. Живущими в различных средах. Моделирование климатических зон. Рисунки “Тропики”, “Тундра” и др. П.Р. ”Исследование наростов на растениях”. Викторина по темам раздела.





2. Природные сообщества

Всего часов по теме-4,из них теоретических-2, практических-2

Теория

Понятие о сообществе. Разнообразие сообществ. Естественные и искусственные природные сообщества. Понятие “экологическая ниша”.

Естественные природные сообщества (луг, лес, озеро и др.) растительный и животный мир. Приспособления астений и животных.

Практика

Построение моделей природных сообществ.









2 Модуль (январь-май) 40 часов (20 недель по 2 часа в неделю)

2.Природные сообщества

Всего по теме часов 10, из них 4 теоретических, 6-практических.

Теория

Искусственные природные сообщества (парк, .пруд, виноградник и др.) Растительный и животный мир. Приспособления растений и животных. Влияние людей на искусственные и естественные природные сообщества. правила поведения в природных сообществах. Обобщающая беседа.

Практика

Экскурсия в лес. Экскурсия в поле. Экологическая игра “правила поведения в природных сообществах”. Конкурс рисунков и поделок.

3.Человек и окружающая среда.

Всего часов по теме 18, из них теоретических-7,практических-11.

Теория

Человек часть живой природы. Родство человека и животных. Отличия человека от животных. Среда обитания человека. Жизнь в городе и сельской местности. Источники опасности в окружающей среде. Способы защиты. Экологические проблемы поселка Радужный. Квартира глазами эколога. Факторы, определяющие здоровье. Характеристика здорового образа жизни. Экологически опасные вещества и факторы воздействия в быту. Психологический климат в семье. Понятие “Здоровье”. Здоровый образ жизни. Аспекты здоровья. Болезнь цивилизации-аллергия. Способы укрепления здоровья. Опасности, подстерегающие человека в быту и окружающей среде. Поведение человека в чрезвычайных ситуациях. Беседа “Человек и среда”.

Практика

Экологические игры “Твой знак зодиака”, “Человек и животные”. Экскурсия по поселку. Рисунок “Мой поселок” Работа с образцами косметических и моющих средств. Тест на определение взаимоотношений в семье. Работа с атласом “Человек”. Рисунки “Мы против алкоголя , никотина, наркотиков”. Игра-тренинг “Потерпевшие кораблекрушение”. Праздник “Будь здоров”

4.Общество и среда.

Всего по теме 12 часов, из нихтеоретических-5, практических-7

Теория

История возникновения Земли. Земля-наш общий дом. Влияние человека на состояние планеты. Красная книга планеты. Многообразие людей. Расы. Национальности. Языки. Способы взаимодействия человека с окружающим миром. Типы отношений между людьми. Наше будущее. Выбор человечества. Экологические движения. Беседа “Общество и среда”.

Практика

Работа с глобусом, картой, схемой “Возникновение жизни на Земле”. Составление родословной. Игры-тренинги “Понять партнера” , “Ведущий и ведомый”. Рисунки “Жизнь в гармонии с природой”. Изготовление эмблемы группы.

5.Итоговое занятие

Всего по теме часов-2, из нихтеоретических-1,практических-1.

Теория

Обобщающая беседа.

Практика

Акция “Жизнь без мусора”.



























4. Методическое обеспечение.

Методы обучения.

Словесные методы: беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие, возможно в сочетании с демонстрацией видеофильмов.

Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желаний быть значимой личностью.

Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.

Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в результатах, взаимопроверка.

Практические – получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимися. Основные методы работы – тренировки, тренинги, упражнения, творческие задания и показы.

Наглядные – сообщение учебной информации при помощи средств наглядности (просмотр видео – роликов, телевизионные версии пластических и театральных спектаклей)

Методы воспитания:

- Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из

основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой

специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых

ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него

чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения.

- Метод формирования готовности восприятия учебного материала с

использованием способов концентрации внимания и эмоционального

побуждения.

- Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении

материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.



Формы организации образовательного процесса

Формой организации образовательного процесса по программе «Юный эколог» являются групповые занятия для сотрудничества обучающихся для решения проблемных ситуаций экологического характера.

Формы организации учебного занятия

· вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами работы и тематикой обучения

· комбинированные формы занятий, на которых теоретические объяснения иллюстрируются примерами, видеоматериалами, показом педагога

· конкурсы

· наблюдения;

· беседы;

· лабораторное занятие

Педагогические технологии

Программа предполагает применение следующих технологий:

· Технология развивающего обучения

· Технология личностно-ориентированного обучения

Алгоритм учебного занятия

Схема построения занятия одинакова на всех этапах обучения в :

Вводная часть - подготовительная часть – основная часть – заключительная часть.

Во вводную часть входит организационный момент и сообщение темы занятия (3-5 мин)

Подготовительная часть включает вопросы по предыдущему занятию.(5-7 минут)

Основная часть содержит раскрытие темы занятия, выполнение творческих занятий, проектов.(25-30 минут)

В заключительную часть входит подведение итогов, прощание уход(5 минут)






5. Список литературы

Список литературы для учителя:

1.Бытовая экология: курс лекций/ Волгоградское отделение Российской экологической академии. Центр экологического обучения.2015г.

  1. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных или о чем узнаешь на уроке.2016 г.

  2. Модестов С.Ю. сборник творческих задач по биологии, экологии. Спб.: Акцидент.2016 г.

  3. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. - Волгоград: Учитель, 2013г.



Список литературы для детей:

1. Журнал «Экология». 2013-2019г.

2. Журнал « Вода и экология»- проблемы и решения».2018-2019г.



Список литературы для родителей:

1. Информационно-аналитический журнал «Вестник экологического образования в России».2016-2019г.

2. Журнал «Арктика» экология и экономика. 2015-2019г.







    1. Календарный учебный график

  • Дата начала реализации программы – 1 сентября

  • Дата окончания реализации программы – 30 мая.

  • Количество учебных недель – 36

1 модуль(сентябрь-декабрь)32 часа(16 недель по 2 часа)

п\п

месяц

число

Время

Форма занятий

Кол-во часов/недель

Тема

Место проведения

Форма контроля привести в соответствие с разделом программы






28

Раздел 1. Организм и окружающая среда



1.

сентябрь



беседа

1

Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности

Кабинет биологии


2

сентябрь



анкетирование

1

Анкетирование. Рисунок на тему «Мое любимое животное»

Кабинет биологии


3

сентябрь



лекция

1

Разнообразие растений и животных. Понятие «вид»

Кабинет биологии


4

сентябрь



экскурсия

1

Экскурсия в природу

Поселок Радужный


5

сентябрь



игра

1

Лото «Группы живых организмов»

Кабинет биологии


6

сентябрь



игра

1

Рисунок-тест «Несуществующее животное»

Кабинет биологии


7

сентябрь



лекция

1

Условия необходимые для жизни организмов

Кабинет биологии

опрос

8.

сентябрь



лекция

1

Роль света, тепла, воздуха . пищи для жизни организмов.

Кабинет биологии

опрос

9

октябрь



Практическая работа

1

П\р «выращивание луковицы» Паспортизация растений кабинета биологии.

Кабинет биологии


10

октябрь



Практическая работа

1

Опыт с листком (Значение света для окраски листьев растений

Кабинет биологии


11

октябрь



лекция

1

Суточные и сезонные ритмы в жизни организмов.

Кабинет биологии

опрос

12

октябрь



лекция

1

Характеристика сезонных изменений в жизни организмов.

Кабинет биологии

опрос

13

октябрь



экскурсия

1

Экскурсия «влияние времени года на жизнь организмов»

Поселок Радужный


14

октябрь



Работа с литературой

1

Обзор художественной литературы «Времена года»

Кабинет биологии


15

октябрь



лекция

1

Основные среды жизни

Кабинет биологии

опрос

16

октябрь



лекция

1

Приспособленность организмов к средам обитания.

Кабинет биологии

опрос

17

ноябрь



наблюдение

1

Наблюдение за животными живущими в наземно-воздушной среде

Поселок Радужный


18

ноябрь



наблюдение

1

Наблюдение за животными. Живущими в водной среде.

Кабинет биологии


19

ноябрь



лекция

1

Климатические зоны .Растительный и животный мир

Кабинет биологии

опрос

20

ноябрь



лекция

1

Черты приспособления организмов к климатическим зонам.

Кабинет биологии

доклады

21

ноябрь



моделирование

1

Моделирование климатических зон

Кабинет биологии


22.

ноябрь



конкурс

1

Рисунки «Тропики», «тундра», «Пустыня».

Кабинет биологии


23

ноябрь



игра

1

Экологическая игра «найди дом животного»

Кабинет биологии


24

ноябрь



Работа с картами

1

Работа с географическими картами

Кабинет биологии


25.

декабрь



лекция

1

Взаимоотношения живых организмов: симбиоз, паразитизм, сотрудничество.

Кабинет биологии

опрос

26.

декабрь



Практическая работа

1

П.Р.. Исследование наростов на растениях.

Кабинет биологии


27

декабрь



беседа

1

Обобщающая беседа по разделу

Кабинет биологии


28

декабрь



викторина

1

Викторина по темам раздела

Кабинет биологии







12

2Раздел Природные сообщества



29

декабрь



лекция

1

Природные сообщества. Естественные и искусственные. Экологическая ниша

Кабинет биологии

опрос

30

декабрь



моделирование

1

Моделирование природных сообществ.

Кабинет биологии


31

декабрь



лекция

1

Типы природных сообществ (луг, лес, озеро и др.)

Кабинет биологии

опрос

32

декабрь



лекция

1

Растительный и животный мир .Приспособления организмов.

Кабинет биологии

опрос


2Модуль(январь-май) 20 недель-40 часов (2 часа в неделю)








1

январь



экскурсия

1

Экскурсия в лес

Поселок Радужный


2

январь



лекция

1

Приспособление растений и животных (определения)

Кабинет биологии

опрос

3

январь



лекция

1

Типы сообществ (парк, пруд и др.)

Кабинет биологии

опрос

4

январь



лекция

1

Приспособление растений и животных.

Кабинет биологии

опрос

5

январь



экскурсия

1

Экскурсия на картофельное поле

Поселок Радужный


6

январь



П.Р.

1

Определение приспособлений растений и животных

Кабинет биологии

опрос

7

январь



лекция

1

Влияние людей на естественные и искусственные природные сообщества

Кабинет биологии

опрос

8

январь



игра

1

Экологическая игра «Правила поведения в природном сообществе»

Кабинет биологии


9


февраль



беседа

1

Обобщающая беседа

Кабинет биологии


10

февраль



конкурс

1

Конкурс рисунков и поделок

Кабинет биологии







18

3Раздел

.Человек и окружающая среда



11

февраль



Лекция

1

Сходства и различия человека и животных .Среда обитания человека.

Кабинет биологии

опрос

12

февраль



игра

1

Экологическая игра «Твой знак зодиака№

Кабинет биологии


13

февраль



лекция

1

Условия жизни в городе и сельской местности

Кабинет биологии

опрос

14

февраль



лекция

1

Факторы опасности и способы защиты

Кабинет биологии

опрос

15

февраль



конкурс

1

Конкурс рисунков «Мой поселок»



16

февраль



беседа

1

Экологические проблемы поселка Радужный



17

март



лекция

1

Квартира глазами эколога

Кабинет биологии

опрос

18

март



лекция

1

Опасные вещества в быту.

Кабинет биологии

опрос

19

март



Практическая работа

1

Работа с образцами косметики и моющих средств.

Кабинет биологии


20

март



тест

1

Тест на определение психологического климата в семье.

Кабинет биологии


21

март



лекция

1

Здоровый образ жизни

Кабинет биологии

опрос

22

март



конкурс

1

Конкурс рисунков «м ы против алкоголя, никотина ,наркотиков»

Кабинет биологии


23

март



Лекция

1

Опасности окружающие человека в быту и окружающей среде

Кабинет биологии

опрос

24

март



игра

1

Игра-тренинг «Потерпевшие кораблекрушение»



25

апрель



беседа

1

Обобщающая беседа

Кабинет биологии


26

апрель



праздник

1

Праздник «Будь здоров»

Кабинет биологии







12

  1. Раздел Общество и среда



27

апрель



лекция

1

История возникновения земли

Кабинет биологии

опрос

28

апрель



лекция

1

Влияние человека на состояние планеты.

Кабинет биологии

опрос

29

апрель



лекция

1

Красная книга планеты.

Кабинет биологии

опрос

30

апрель



Практическая работа

1

Работа с глобусом, картой, схемой «Возникновение жизни на Земле»

Кабинет биологии


31

апрель



лекция

1

Расы ,национальности, языки.

Кабинет биологии

опрос

32

апрель



беседа

1

Взаимоотношения людей.

Кабинет биологии


33

май



Практическая работа

1

Составление родословной.

Кабинет биологии


34

май



игра

1

Игра-тренинг «Понять партнера»

Кабинет биологии


35

май



лекция

1

Наше будущее. Экологические движения.

Кабинет биологии

опрос

36

май



конкурс

1

Конкурс рисунков «жизнь в гармонии с природой

Кабинет биологии


37

май



беседа

1

Беседа Организм и среда

Кабинет биологии


38

май



конкурс

1

Конкурс рисунков



39

май



беседа

1

Обобщающая беседа по курсу

Кабинет биологии


40

май



акция

1

Акция «жизнь без мусора»

Поселок Радужный







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!