Муниципально общеобразовательное учреждение
Радужненская средняя общеобразовательная школа
Коломенский городской округ Московской области
Рекомендовано на заседании Утверждаю
директор Радужненской СОШ
педагогическим совета _______________Е.А.Аникин
МОУ Радужненской СОШ «____»_________________2020 г.
« _____»__________2020 г.
. Протокол№_____________
Дополнительная общеразвивающая программа
Естественно - научной направленности
«Юный эколог»
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации 1 год
Автор составитель:
Ильина Н.Ю.
Педагог дополнительного образования
Коломна 2020
1.Пояснительная записка
Программа составлена с учетом базовых нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
5. Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной /1/ политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
9. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
10. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области ( Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 13 в/07).
Направленность.
Направленность данной программы: - естественнонаучная.
1.2 Актуальность
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому детей необходимо научить любить природу, охранять и преумножать природные богатства родного края. Экологическое воспитание и экологическое просвещение населения должно стать непрерывным и всеобщим и первым его звеном является экологическое воспитание детей в образовательных учреждениях. Кроме того, занятия по экологии являются прекрасным средством для развития у ребенка таких психических процессов, как внимание, память, мышление.
1.3 Цели программы
Формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
Дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии.
Задачи программы:
Личностные
Воспитание интереса к экологии родного края
Воспитание ответственности к порученному делу
Воспитание экологической культуры
Метапредметные
Развитие навыков общения и коммуникации.
Развитие внимания, памяти, воображения. мышления
Формирование коммуникативных и общенаучных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умение вести монолог и диалог
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Предметные
Воспитывать интерес к миру живых существ
Воспитывать интерес к экологии родного края
Формировать умение работы над экологическим проектом
1.4 Отличительные особенности
Отличительными особенностями программы «Юный эколог» заключаются в том, что она учитывает современную экологическую модель развития Московской области; процесс освоения программы позволяет обучающимся самостоятельно добывать экологические знания; имеет ряд особенностей: разработка проектов, которая носит практическую направленность, что помогает им участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах и мероприятиях;
1.5 Адресат программы.
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 11-15лет
Психологические особенности данного возраста:
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. Это провоцирует эмоциональную нестабильность подростка.
Повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Поэтому необходимо и понимание, и тактичность со стороны окружающих.
Но, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность, определяющая противоречивость характера и поведения. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – охвачены страстью к одиночеству; они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти; иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы.
Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подростка. Ребенок стремится быть, казаться и считаться взрослым. Это проявляется во внешнем облике, в манерах. Но могут появиться сигареты, требования дорогой одежды, копирование «взрослой» формы развлечений и отношений: свидания, записки, дискотеки.
Подростки склонны к разнообразным, сменяющим друг друга увлечениям. Появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Важно помочь ребенку не завязнуть в примитивном виде увлечений – информационно-коммуникативном (общении в соц. сетях), а поддержать его в интеллектуально-эстетических, спортивных, позитивных лидерских ( стать лидером, организатором в группе).
Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение. Подростки интенсивно и эмоционально общаются со сверстниками. Характерна типично подростковая «реакция группирования». Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.
Не смотря на стремление к эмансипации от взрослых, ценностные ориентации подростка, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.
Примерно в 15 лет после поисков себя формируется «Я - концепция», которую можно считать центральным новообразованием всего подросткового периода - система внутренне согласованных представлений о себе: собственной внешней привлекательности, своем уме, способностях, о силе характера, особенностях характера, общительности и других качествах.
Продолжает развиваться интеллектуальная сфера: теоретическое рефлексивное мышление (умение оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи). Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п.
1.6 Объем и срок освоения.
Программа «Юный эколог» имеет объем 72 часа. Срок освоения 1 год. В соответствии с этим в программе выделены два модуля. 1 модуль на сентябрь-декабрь 2020 года – 32 часа ( 16 недель по 2 часа в неделю). 2 модуль на январь-май 2021 года – 40 часов ( 20 недель по 2 часа).
1.7 Форма обучения
Форма обучения – очная.
1.8 Особенности организации образовательного процесса
Особенностями организации образовательного процесса являются:
.
1.9 Режим занятий.
Занятия проходят 2 раз в неделю по 1 часу. Всего 72 часа в год.
1.10 Планируемые результаты:
Личностные
В результате освоения курса у обучающихся будет сформировано:
-осознание роли экологических знаний для успешного развития общества
-понимание роли экологических знаний для объяснения многих явлений природы
-чувство ответственности за сохранение природного богатства родного края
Метапредметные
В результате освоения учебного курса обучающие научатся:
-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы. Уточнять непонятное)
-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы
-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре и группе
-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
-выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью
-использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
Предметные
В результате изучения курса обучающие научатся
-применять информацию об экологических ситуациях
-проявлять стремление и желание улучшить состояние окружающей среды родного края
Характеризовать экологическую обстановку своей местности, участвовать в природоохранных акциях
1.11 Формы аттестации
· Опрос
· Контрольные вопросы
· Наблюдение
-Конкурс
1.12 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Мониторинг освоения образовательной программы дополнительного
образования «Юный эколог»
Цель:
- отслеживание динамики результатов обучения ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы, повышения успеваемости обучающихся.
-обеспечение объективной, достоверной и оперативной информации о качестве результатов освоения образовательной программы
Задачи:
1. Контроль качества образования;
2. Подбор эффективных методов обучения;
3. Выявление результатов педагогического процесса;
4. Получение сведений о личности обучающихся;
5. Индивидуальный подбор методов и приемов воздействия на каждого обучающегося.
6. Самоанализ своего педагогического труда.
Сроки проведения.
Входной контроль. Дата проведения: Сентябрь
Промежуточный контроль, Дата проведения: Декабрь
Итоговый контроль. Дата проведения: Май
С целью проверки эффективности развития личностных качеств обучающихся были разработаны ее параметры и критерии.
· Универсальные учебные действия;
· Подготовка по предмету.
Параметру «универсальные учебные действия» соответствуют следующие критерии:
- Мотивация, активная позиция обучающегося - интерес и потребность к данному виду деятельности, активность самоорганизации и стремление к занятиям , проявляемая активность при достижении целей, эмоциональное участие в процессе обучения. умение устанавливать личностный смысл деятельности, мотивировать ее внутренней или внешней необходимостью
- Общее развитие (физическое, эмоциональное)- наличие общих физических и психологических предпосылок для занятий соответствующим видом деятельности;
- Работоспособность - усидчивость, способность сосредоточенно повторять различные упражнения, выполнять все требования педагога на протяжении всего занятия.
- Умение работать в команде - наличие коммуникативных навыков как фактора социализации обучающихся, создания благоприятного климата в детском коллективе для более легкого и успешного освоения программы.
- Умение самостоятельно находить способы решения поставленной задачи – осознание обучающимися уровня освоения планируемого результата деятельности, приводящее к пониманию своих проблем и тем самым созданию предпосылок для дальнейшего самосовершенствования.
- Умение быстро переключать внимание, или держать внимание на нужном объекте – умение находиться в текущем моменте и решать текущие задачи.
Для проведения мониторинга определены три уровня развития определенных качеств: высокий, средний, низкий.
Высокому уровню (4-5 баллов) соответствуют:
Высокое и четкое проявление параметра, хорошо сформированный навык, глубокое, устойчивое знание предмета;
Средний уровень развития (2-3 балла) характеризуется:
Среднее проявление параметра, навык сформирован, присутствуют знания на среднем уровне, результат не стабильный;
Начальный уровень развития (0-1 балл):
Исследуемый параметр не развит, не выражен или проявляется на низком уровне, редко, навык не сформирован.
В ходе проведения мониторинга применялись следующие методы:
· наблюдение,
· опрос,
· беседа,
· диагностика,
· обобщение педагогического опыта,
· опытная работа.
1.13 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
- Выставка
-Презентация проекта
- Открытое занятие
- Участие в конкурсе
- Творческая работа
1.14 Материально-техническое обеспечение
- Кабинет биологии;
- Столы;
- Стулья;
- Микроскопы
- Переносные лаборатории;
1.15 Информационное обеспечение
Интернет источники :
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
https://1сентября. рф/?ID=200400203 – издательский дом 1 сентября
http://solnet.ee/ - сайт для детей и родителей
http://mo.mosreg.ru/ - сайт Министерства образования Московской области
1.16 Кадровое обеспечение
Учитель биологии: Ильина Наталия Юрьевна, педагог первой квалификационной категории.
2. Учебный план
1 модуль ( 16 недель) 32 часа ( 2 часа в неделю)
Тема | Количество часов | Формы аттестации, контроля |
всего | теория | практика | |
Организм и окружающая среда | 28 | 11 | 17 | Устный опрос |
Природные сообщества | 4 | 2 | 2 | Устный опрос |
Всего | 32 | 13 | 19 | |
модуль ( 20 недель) 40 часов (2 часа в неделю)
Природные сообщества | 10 | 4 | 6 | Устный опрос |
Человек и окружающая среда | 16 | 7 | 9 | Устный опрос |
Общество и среда | 12 | 5 | 7 | Контрольные вопросы |
Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Презентация |
всего | 40 | 17 | 23 | |
Всего в году | 72 | 30 | 42 | |
3. Содержание программы
1 Модуль (сентябрь-декабрь) 32 часа (16 недель по 2 часа.)
Раздел 1. Организм и окружающая среда (28 часов)
Теория-11 часов, практика-17 часов
Теория.
Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения при проведении наблюдений и практикумов. Калейдоскоп живых организмов. Разнообразие растений и животных. Понятие ”вид”. Значение биоразнообразия. Защита растений и животных. Условия необходимые для жизни организмов и их роль в жизни организмов. Суточные и сезонные ритмы в жизни организмов. Понятие “Среда обитания” Среды жизни. Приспособления к ним организмов. Климатические зоны. Особенности внешнего строения организмов в связи с условиями жизни. Понятие о формах взаимоотношений между организмами: симбиоз, сотрудничество, паразитизм и др.
Практика.
Рисунок «твое любимое животное». Анкетирование. Экскурсия в природу. Лото “Группы живых организмов”. Рисунок-тест “Несуществующее животное”. П.Р. “Выращивание луковицы” паспортизация растений кабинета биологии. Опыт “Фотосинтез”. Экскурсия “влияние времени года на жизнь животных” Обзор художественной литературы “Времена года”. Наблюдения за животными. Живущими в различных средах. Моделирование климатических зон. Рисунки “Тропики”, “Тундра” и др. П.Р. ”Исследование наростов на растениях”. Викторина по темам раздела.
2. Природные сообщества
Всего часов по теме-4,из них теоретических-2, практических-2
Теория
Понятие о сообществе. Разнообразие сообществ. Естественные и искусственные природные сообщества. Понятие “экологическая ниша”.
Естественные природные сообщества (луг, лес, озеро и др.) растительный и животный мир. Приспособления астений и животных.
Практика
Построение моделей природных сообществ.
2 Модуль (январь-май) 40 часов (20 недель по 2 часа в неделю)
2.Природные сообщества
Всего по теме часов 10, из них 4 теоретических, 6-практических.
Теория
Искусственные природные сообщества (парк, .пруд, виноградник и др.) Растительный и животный мир. Приспособления растений и животных. Влияние людей на искусственные и естественные природные сообщества. правила поведения в природных сообществах. Обобщающая беседа.
Практика
Экскурсия в лес. Экскурсия в поле. Экологическая игра “правила поведения в природных сообществах”. Конкурс рисунков и поделок.
3.Человек и окружающая среда.
Всего часов по теме 18, из них теоретических-7,практических-11.
Теория
Человек часть живой природы. Родство человека и животных. Отличия человека от животных. Среда обитания человека. Жизнь в городе и сельской местности. Источники опасности в окружающей среде. Способы защиты. Экологические проблемы поселка Радужный. Квартира глазами эколога. Факторы, определяющие здоровье. Характеристика здорового образа жизни. Экологически опасные вещества и факторы воздействия в быту. Психологический климат в семье. Понятие “Здоровье”. Здоровый образ жизни. Аспекты здоровья. Болезнь цивилизации-аллергия. Способы укрепления здоровья. Опасности, подстерегающие человека в быту и окружающей среде. Поведение человека в чрезвычайных ситуациях. Беседа “Человек и среда”.
Практика
Экологические игры “Твой знак зодиака”, “Человек и животные”. Экскурсия по поселку. Рисунок “Мой поселок” Работа с образцами косметических и моющих средств. Тест на определение взаимоотношений в семье. Работа с атласом “Человек”. Рисунки “Мы против алкоголя , никотина, наркотиков”. Игра-тренинг “Потерпевшие кораблекрушение”. Праздник “Будь здоров”
4.Общество и среда.
Всего по теме 12 часов, из нихтеоретических-5, практических-7
Теория
История возникновения Земли. Земля-наш общий дом. Влияние человека на состояние планеты. Красная книга планеты. Многообразие людей. Расы. Национальности. Языки. Способы взаимодействия человека с окружающим миром. Типы отношений между людьми. Наше будущее. Выбор человечества. Экологические движения. Беседа “Общество и среда”.
Практика
Работа с глобусом, картой, схемой “Возникновение жизни на Земле”. Составление родословной. Игры-тренинги “Понять партнера” , “Ведущий и ведомый”. Рисунки “Жизнь в гармонии с природой”. Изготовление эмблемы группы.
5.Итоговое занятие
Всего по теме часов-2, из нихтеоретических-1,практических-1.
Теория
Обобщающая беседа.
Практика
Акция “Жизнь без мусора”.
4. Методическое обеспечение.
Методы обучения.
Словесные методы: беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие, возможно в сочетании с демонстрацией видеофильмов.
Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желаний быть значимой личностью.
Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.
Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в результатах, взаимопроверка.
Практические – получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимися. Основные методы работы – тренировки, тренинги, упражнения, творческие задания и показы.
Наглядные – сообщение учебной информации при помощи средств наглядности (просмотр видео – роликов, телевизионные версии пластических и театральных спектаклей)
Методы воспитания:
- Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из
основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой
специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых
ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него
чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения.
- Метод формирования готовности восприятия учебного материала с
использованием способов концентрации внимания и эмоционального
побуждения.
- Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении
материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.
Формы организации образовательного процесса
Формой организации образовательного процесса по программе «Юный эколог» являются групповые занятия для сотрудничества обучающихся для решения проблемных ситуаций экологического характера.
Формы организации учебного занятия
· вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами работы и тематикой обучения
· комбинированные формы занятий, на которых теоретические объяснения иллюстрируются примерами, видеоматериалами, показом педагога
· конкурсы
· наблюдения;
· беседы;
· лабораторное занятие
Педагогические технологии
Программа предполагает применение следующих технологий:
· Технология развивающего обучения
· Технология личностно-ориентированного обучения
Алгоритм учебного занятия
Схема построения занятия одинакова на всех этапах обучения в :
Вводная часть - подготовительная часть – основная часть – заключительная часть.
Во вводную часть входит организационный момент и сообщение темы занятия (3-5 мин)
Подготовительная часть включает вопросы по предыдущему занятию.(5-7 минут)
Основная часть содержит раскрытие темы занятия, выполнение творческих занятий, проектов.(25-30 минут)
В заключительную часть входит подведение итогов, прощание уход(5 минут)
5. Список литературы
Список литературы для учителя:
1.Бытовая экология: курс лекций/ Волгоградское отделение Российской экологической академии. Центр экологического обучения.2015г.
Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных или о чем узнаешь на уроке.2016 г.
Модестов С.Ю. сборник творческих задач по биологии, экологии. Спб.: Акцидент.2016 г.
Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. - Волгоград: Учитель, 2013г.
Список литературы для детей:
1. Журнал «Экология». 2013-2019г.
2. Журнал « Вода и экология»- проблемы и решения».2018-2019г.
Список литературы для родителей:
1. Информационно-аналитический журнал «Вестник экологического образования в России».2016-2019г.
2. Журнал «Арктика» экология и экономика. 2015-2019г.
Календарный учебный график
Дата начала реализации программы – 1 сентября
Дата окончания реализации программы – 30 мая.
Количество учебных недель – 36
1 модуль(сентябрь-декабрь)32 часа(16 недель по 2 часа)
№ п\п | месяц | число | Время | Форма занятий | Кол-во часов/недель | Тема | Место проведения | Форма контроля привести в соответствие с разделом программы |
| | | | | 28 | Раздел 1. Организм и окружающая среда | | |
1. | сентябрь | | | беседа | 1 | Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности | Кабинет биологии | |
2 | сентябрь | | | анкетирование | 1 | Анкетирование. Рисунок на тему «Мое любимое животное» | Кабинет биологии | |
3 | сентябрь | | | лекция | 1 | Разнообразие растений и животных. Понятие «вид» | Кабинет биологии | |
4 | сентябрь | | | экскурсия | 1 | Экскурсия в природу | Поселок Радужный | |
5 | сентябрь | | | игра | 1 | Лото «Группы живых организмов» | Кабинет биологии | |
6 | сентябрь | | | игра | 1 | Рисунок-тест «Несуществующее животное» | Кабинет биологии | |
7 | сентябрь | | | лекция | 1 | Условия необходимые для жизни организмов | Кабинет биологии | опрос |
8. | сентябрь | | | лекция | 1 | Роль света, тепла, воздуха . пищи для жизни организмов. | Кабинет биологии | опрос |
9 | октябрь | | | Практическая работа | 1 | П\р «выращивание луковицы» Паспортизация растений кабинета биологии. | Кабинет биологии | |
10 | октябрь | | | Практическая работа | 1 | Опыт с листком (Значение света для окраски листьев растений | Кабинет биологии | |
11 | октябрь | | | лекция | 1 | Суточные и сезонные ритмы в жизни организмов. | Кабинет биологии | опрос |
12 | октябрь | | | лекция | 1 | Характеристика сезонных изменений в жизни организмов. | Кабинет биологии | опрос |
13 | октябрь | | | экскурсия | 1 | Экскурсия «влияние времени года на жизнь организмов» | Поселок Радужный | |
14 | октябрь | | | Работа с литературой | 1 | Обзор художественной литературы «Времена года» | Кабинет биологии | |
15 | октябрь | | | лекция | 1 | Основные среды жизни | Кабинет биологии | опрос |
16 | октябрь | | | лекция | 1 | Приспособленность организмов к средам обитания. | Кабинет биологии | опрос |
17 | ноябрь | | | наблюдение | 1 | Наблюдение за животными живущими в наземно-воздушной среде | Поселок Радужный | |
18 | ноябрь | | | наблюдение | 1 | Наблюдение за животными. Живущими в водной среде. | Кабинет биологии | |
19 | ноябрь | | | лекция | 1 | Климатические зоны .Растительный и животный мир | Кабинет биологии | опрос |
20 | ноябрь | | | лекция | 1 | Черты приспособления организмов к климатическим зонам. | Кабинет биологии | доклады |
21 | ноябрь | | | моделирование | 1 | Моделирование климатических зон | Кабинет биологии | |
22. | ноябрь | | | конкурс | 1 | Рисунки «Тропики», «тундра», «Пустыня». | Кабинет биологии | |
23 | ноябрь | | | игра | 1 | Экологическая игра «найди дом животного» | Кабинет биологии | |
24 | ноябрь | | | Работа с картами | 1 | Работа с географическими картами | Кабинет биологии | |
25. | декабрь | | | лекция | 1 | Взаимоотношения живых организмов: симбиоз, паразитизм, сотрудничество. | Кабинет биологии | опрос |
26. | декабрь | | | Практическая работа | 1 | П.Р.. Исследование наростов на растениях. | Кабинет биологии | |
27 | декабрь | | | беседа | 1 | Обобщающая беседа по разделу | Кабинет биологии | |
28 | декабрь | | | викторина | 1 | Викторина по темам раздела | Кабинет биологии | |
| | | | | 12 | 2Раздел Природные сообщества | | |
29 | декабрь | | | лекция | 1 | Природные сообщества. Естественные и искусственные. Экологическая ниша | Кабинет биологии | опрос |
30 | декабрь | | | моделирование | 1 | Моделирование природных сообществ. | Кабинет биологии | |
31 | декабрь | | | лекция | 1 | Типы природных сообществ (луг, лес, озеро и др.) | Кабинет биологии | опрос |
32 | декабрь | | | лекция | 1 | Растительный и животный мир .Приспособления организмов. | Кабинет биологии | опрос |
| 2Модуль(январь-май) 20 недель-40 часов (2 часа в неделю) | | | | | | | |
1 | январь | | | экскурсия | 1 | Экскурсия в лес | Поселок Радужный | |
2 | январь | | | лекция | 1 | Приспособление растений и животных (определения) | Кабинет биологии | опрос |
3 | январь | | | лекция | 1 | Типы сообществ (парк, пруд и др.) | Кабинет биологии | опрос |
4 | январь | | | лекция | 1 | Приспособление растений и животных. | Кабинет биологии | опрос |
5 | январь | | | экскурсия | 1 | Экскурсия на картофельное поле | Поселок Радужный | |
6 | январь | | | П.Р. | 1 | Определение приспособлений растений и животных | Кабинет биологии | опрос |
7 | январь | | | лекция | 1 | Влияние людей на естественные и искусственные природные сообщества | Кабинет биологии | опрос |
8 | январь | | | игра | 1 | Экологическая игра «Правила поведения в природном сообществе» | Кабинет биологии | |
9 | февраль | | | беседа | 1 | Обобщающая беседа | Кабинет биологии | |
10 | февраль | | | конкурс | 1 | Конкурс рисунков и поделок | Кабинет биологии | |
| | | | | 18 | 3Раздел .Человек и окружающая среда | | |
11 | февраль | | | Лекция | 1 | Сходства и различия человека и животных .Среда обитания человека. | Кабинет биологии | опрос |
12 | февраль | | | игра | 1 | Экологическая игра «Твой знак зодиака№ | Кабинет биологии | |
13 | февраль | | | лекция | 1 | Условия жизни в городе и сельской местности | Кабинет биологии | опрос |
14 | февраль | | | лекция | 1 | Факторы опасности и способы защиты | Кабинет биологии | опрос |
15 | февраль | | | конкурс | 1 | Конкурс рисунков «Мой поселок» | | |
16 | февраль | | | беседа | 1 | Экологические проблемы поселка Радужный | | |
17 | март | | | лекция | 1 | Квартира глазами эколога | Кабинет биологии | опрос |
18 | март | | | лекция | 1 | Опасные вещества в быту. | Кабинет биологии | опрос |
19 | март | | | Практическая работа | 1 | Работа с образцами косметики и моющих средств. | Кабинет биологии | |
20 | март | | | тест | 1 | Тест на определение психологического климата в семье. | Кабинет биологии | |
21 | март | | | лекция | 1 | Здоровый образ жизни | Кабинет биологии | опрос |
22 | март | | | конкурс | 1 | Конкурс рисунков «м ы против алкоголя, никотина ,наркотиков» | Кабинет биологии | |
23 | март | | | Лекция | 1 | Опасности окружающие человека в быту и окружающей среде | Кабинет биологии | опрос |
24 | март | | | игра | 1 | Игра-тренинг «Потерпевшие кораблекрушение» | | |
25 | апрель | | | беседа | 1 | Обобщающая беседа | Кабинет биологии | |
26 | апрель | | | праздник | 1 | Праздник «Будь здоров» | Кабинет биологии | |
| | | | | 12 | Раздел Общество и среда | | |
27 | апрель | | | лекция | 1 | История возникновения земли | Кабинет биологии | опрос |
28 | апрель | | | лекция | 1 | Влияние человека на состояние планеты. | Кабинет биологии | опрос |
29 | апрель | | | лекция | 1 | Красная книга планеты. | Кабинет биологии | опрос |
30 | апрель | | | Практическая работа | 1 | Работа с глобусом, картой, схемой «Возникновение жизни на Земле» | Кабинет биологии | |
31 | апрель | | | лекция | 1 | Расы ,национальности, языки. | Кабинет биологии | опрос |
32 | апрель | | | беседа | 1 | Взаимоотношения людей. | Кабинет биологии | |
33 | май | | | Практическая работа | 1 | Составление родословной. | Кабинет биологии | |
34 | май | | | игра | 1 | Игра-тренинг «Понять партнера» | Кабинет биологии | |
35 | май | | | лекция | 1 | Наше будущее. Экологические движения. | Кабинет биологии | опрос |
36 | май | | | конкурс | 1 | Конкурс рисунков «жизнь в гармонии с природой | Кабинет биологии | |
37 | май | | | беседа | 1 | Беседа Организм и среда | Кабинет биологии | |
38 | май | | | конкурс | 1 | Конкурс рисунков | | |
39 | май | | | беседа | 1 | Обобщающая беседа по курсу | Кабинет биологии | |
40 | май | | | акция | 1 | Акция «жизнь без мусора» | Поселок Радужный | |