СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка Юные исследователи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка Юные исследователи»

19


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.БЕЛГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОГОРЬЕ» Г. БЕЛГОРОДА


Принята на заседании

педагогического совета

от __ ________ 20__ г.

Протокол № _


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУДО «Белогорье

_______________ И.О. Фамилия

Приказ от __ _______ 20___ г. № __







Дополнительная общеобразовательная программа

естественнонаучной направленности

«Юные исследователи»



Возраст учащихся – 11-12 лет

Срок реализации – 1 год








Автор-составитель:

Котаева Светлана Николаевна,

педагог дополнительного образования








Белгород

2019


Статус: авторская, дополнительная общеобразовательная программа «Юные исследователи» естественнонаучной направленности.







Автор-составитель программы: Котаева Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Белогорье» г. Белгорода.





Год разработки дополнительной общеобразовательной программы – 2019 год





(Статус программы) дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Название программы» рассмотрена на заседании методического экспертного совета от ___ _________ 20___ г., протокол № __.

Программа принята на заседании педагогического совета

от ___ __________ 20____ г., протокол № __.



Программа утверждена в статусе «_________» в 20__ г. и рекомендована к использованию в рамках учреждения (приказ №___ МБУДО «Белогорье»

от __ _________ 20___ г.).







Председатель педагогического совета __________________(И.О. Фамилия)




Пояснительная записка


Рабочая программа кружка «Биолог-исследователь» естественнонаучной направленности разработана на основе образовательной программы «Основы естественнонаучных исследований» 5-6 классы, автор Африна Е.И. г. Москва. 2011


Цель программы: обеспечение условий для развития мотивационной, познавательной и креативной сфер личности обучающихся в процессе освоения основ естественнонаучных дисциплин.

Задачи программы:

  1. Обучающие: формирование у обучающихся знаний об основных методах исследования, используемых в естественных науках, знакомство с естественнонаучной методологией, знакомство с окружающей природой, с природой и культурой жителей других регионов страны; знакомство с графиками - как общепринятой знаковой системой для обработки и анализа результатов наблюдений и измерений; изучение элементов физических, химических, биологических, астрономических и экологических знаний; освоение методов наблюдения и описания явлений живой и неживой природы; освоение техники выполнения измерений, включая использование индикаторов; овладение способами изготовления простейшего оборудования для проведения наблюдений и исследований; освоение и совершенствование навыков использования компьютеров и компьютерной коммуникации; развитие коммуникативных навыков, освоение техники совместной работы в группе.


  1. Развивающие: развитие естественнонаучного мировоззрения; развитие и формирование общенаучных умений и навыков; знакомство со способами коммуникации, общепринятыми в научном сообществе; формирование навыков самостоятельного построения научного исследования; развития навыков аналитического и критического мышления, формирование умений и навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков обработки результатов наблюдений; способствовать формированию важных коммуникативных компетенций, в том числе:

  • организация и проведение эксперимента;

  • поиск, сбор, отбор и анализ информации;

  • организация и представление информации;

  • организация дискуссии и участие в дискуссии;

  • выступление с использованием мультимедиа презентации.


  1. Воспитывающие: формирование навыков и принципов бережного отношения к природе, воспитание чувства взаимопомощи, любознательности, развитие уважения к мнению другого человека и коллектива; - формировать стремление к активной деятельности, поддержание самостоятельности в исследовательской деятельности.


Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа – 144 часа (4 часа в неделю, 36 учебных недель), в том числе часов для проведения лабораторных работ – 30; практических работ - 5; экскурсий - 1; проектов - 7.

Формы организации деятельности: групповая; индивидуально-групповая, при которой некоторые члены объединения непосредственно на групповых занятиях реализуют индивидуальные образовательные маршруты. Существенная часть работы выполняется детьми в составе малых групп. Это создает предпосылки для выработки умения работать сообща, доводить работу до конца, чувствовать себя "членом творческого коллектива", осваивать технику групповой работы

При включении обучающихся во все формы работы особое внимание уделяется тому, чтобы ориентировать школьников не на скорость выполнения работы, а на качество ее выполнения. Индивидуальный темп работы не оценивается.

Формы организации учебного процесса:

-лабораторные работы, наблюдения и исследования;

-подготовка отчетов по результатам лабораторных работ, наблюдений и исследований, выполняемых в школе и дома;

-работа с литературой;

-подготовка и проведение конференций

Формы проведения занятий: беседы, дискуссии, коллективные творческие дела, лекции и рассказы, викторины, конференции, ролевые и деловые игры, исследовательские проекты, акции.

Режим учебных занятий – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, начало занятий не раньше чем через один час после окончания уроков, продолжительность одного занятия составляет 45 минут.

Актуальность данной программы состоит в том, что в настоящее время формирование естественнонаучного мировоззрения у школьников занимает особую позицию значимости ввиду остроты проблем экологии и здоровьесбережения.

Новизна программы состоит в том, что она сочетает в себе темы широкого научного круга – биология, химия, физика, экология. При этом программа носит практико-ориентированный характер, ведущей деятельностью является деятельность ученика, направленная на самостоятельное получение знаний, формулирование выводов и взаимообучение с одногруппниками.




Требования к уровню подготовки обучающихся

У обучающихся по итогам изучения курса должны быть сформированы определенные компетентностные умения:

Личностные

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные

Регулятивные:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные:

  • Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли;

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

  • Знакомство с основными ролями участников группы сотрудничества;

  • Освоение форм взаимодействия людей в работе, способов сотрудничества и конкуренции;

  • Формирование умений слушать, поощрять, выполнять роли координатора и участника группы сотрудничества.

Исследовательские умения:

  • умение формулировать исследовательскую проблему, выдвигать гипотезу, планировать и реализовывать проверку гипотезы, анализировать результаты исследования;

  • умение обращаться с простейшими приборами;

  • знание основных методов измерений и способов представления полученных результатов в виде таблиц, диаграмм и графиков;

  • знакомство с правилами приближенных вычислений и правильное использование микрокалькулятора для проведения простейших расчетов;

  • умение вести журнал лабораторных исследований;

  • навыки систематизации полученных данных;

  • оценка достоверности полученных результатов;

  • умение сопоставлять и описывать результаты экспериментов, выполненных в разных условиях;

  • навыки работы с дополнительной литературой.




Формы учета знаний, умений. Способы оценки результативности реализации программы


Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, диагностическая карта, защита творческих работ в ходе научно-практических конференций, итоговая конференция.


Система оценивания образовательных результатов



Особенности системы оценивания


Объект оценивания

ЗУН, познавательные, регулятивные результаты


Личностные результаты


Форма

Персонифицированная количественная оценка

Персонифицированная/

Неперсонифицированная качественная оценка

Средства фиксации результатов оценки

Листы достижений, классные журналы

Дневники наблюдения педагога дополнительного образования

Способ (поэтапность процедуры)

Задания частично-поискового характера, индивидуальные задания, выполнение проектов

Проектная деятельность, участие в общественной жизни, портфолио, задания творческого характера.

Условия эффективности системы оценивания

Систематичность, личностно-ориентированность, позитивность

Отметки за выполненные работы накапливаются учащимися в «Портфеле достижений».

«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Пример оценочного листа приведен в Приложении 1.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности


план

факт

Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности

Практическая часть занятия/форма организации деятельности

I. Вводный лабораторный практикум – 54 часа

1. Пространственно – временные характеристики растений – 24 часа

1

2.09


Введение. Летние наблюдения учащихся. ИТБ.

2

Инструктаж по технике безопасности при работе с лабораторным оборудованием; знакомство с видами естественнонаучных дисциплин

Лекция


2

7.09


Экскурсия на пришкольный участок: осенние изменения в жизни растений

2

Причины сезонных изменений в жизни растений, понятие «листопад»

Беседа

Экскурсия с элементами наблюдения

3

9.09


Наблюдения за растениями. Времена года.

2

Причины сезонных изменений в жизни растений; влияние сезонных факторов окружающей среды на интенсивность процессов жизнедеятельности растений

Дискуссия

Дискуссия «Взаимосвязь между сезонными явлениями в природе и изменениями в жизни растений»

4

14.09


Времена года: жизнь насекомых осенью

2

Причины сезонных изменений в жизни насекомых; влияние сезонных факторов окружающей среды на интенсивность процессов жизнедеятельности насекомых

Дискуссия

Защита рефератов на тему «Сезонные изменения в природе»

5

16.09


Протяженность тел. Длина.

Лабораторная работа «Измерение длины тела»

2

Понятие «длина», способы измерения и выражения длины различными систематическими единицами. Единицы длины.

Измерение длины.

Лекция с элементами демонстарции

Лабораторная работа «Измерение длины тела»

6

21.09


Результаты наблюдений и опытов.

Графики. Построение графиков.

2

Графики, их использование в естественнонаучных дисциплинах, способы построение графиков.

Лекция

Построение графиков, отражающих зависимость природных явлений или физиологических показателей между собой

7

23.09


Площадь. Единицы площади.

Лабораторная работа «Измерение площади тела»

2

Понятие «Площадь», способы и единицы измерения площади. Палетка. Способы измерения площади.

Лекция

Лабораторная работа «Измерение площади тела»

8

28.09


Трёхмерность пространства. Объем.

Лабораторная работа «Способы измерения объема»

2

Понятие «объема», способы и единицы измерения объема. Единицы объема.

Измерение объёма. Лекция с элементами демонстрации

Лабораторная работа «Способы измерения объема»

9

30.09


Приборы для измерения объёма.

2

Понятие «объема», приборы для измерения объема. Дискуссия

Защита проектов «Измерение объемов окружающих предметов»

10

5.10


Время. Единицы времени.

Лабораторная работа «Изучение колебаний груза на пружине»

2

Понятие «времени» в различных научных дисциплинах, история методов измерения времени. Колебания.

Изучение колебаний шарика на нити.

Рассказ

Лабораторная работа «Изучение колебаний груза на пружине»

11

7.10


Периодичность.

Лабораторная работа «Изучение колебаний маятника»

2

Периодичность как закономерность в естественнонаучных дисциплинах, способы измерения времени. Изучение колебаний маятника.

Различные способы измерения времени.

Лекция

Лабораторная работа «Изучение колебаний маятника»

12

12.10


Угол. Виды углов. Лабораторная работа «Измерение углов».

2

Применение понятия «угол» в естественнонаучных дисциплинах, виды приборов для измерения углов в науке и быту. Градусная мера угла. Приборы измерения углов. Измерение углов.

Дискуссия

Лабораторная работа «Измерение углов».

2. «Характеристики вещества и тепловых явлений» - 20 часов

13

14.10


Нагревание и охлаждение. Лабораторная работа «Изменение размеров тел при нагревании»

2

Температура как важнейший фактор, регулирующий природные процессы. Температура и объем. Изменение размеров тел при нагревании. Изменение объёма жидкостей и газов при нагревании.

Лекция

Лабораторная работа «Изменение размеров тел при нагревании»

14

19.10


Температура и ее измерение.

2

Температура, способы измерения. Термометры. Модели термометров. Обсуждение результатов и наблюдений за погодой и построение графика изменения температуры.

Лекция

Обсуждение результатов мониторинга температуры окружающей среды

15

21.10


Измерение температуры воды в процессе ее нагревания. Лабораторная работа «Измерение температуры воды в процессе ее нагревания»

2

Измерение температуры окружающей среды и объектов. Построение графиков. Построение графика зависимости температуры воды от времени нагревания.

Лекция

Лабораторная работа «Измерение температуры воды в процессе ее нагревания»

16

26.10


Тела и вещества. Масса. Лабораторная работа «Измерение массы»

2

Строение и состав тел окружающей среды, их масса и вес. Единицы массы. Весы и правила взвешивания. Измерение массы.

Лекция

Лабораторная работа «Измерение массы»

17

28.10


Масса и плотность. Лабораторная работа «Изготовление разновесов»

2

Характеристики веществ. Плотность. Единицы плотности. Сравнение масс тел равного объема.

Лекция

Лабораторная работа «Изготовление разновесов»

18

2.11


Определение плотности твердых тел. Лабораторная работа «Определение плотности жидкости».

2

Определение плотности. Изменение плотности вещества в различных процессах.

Лабораторная работа «Определение плотности жидкости».

19

4.11


Определение плотности жидкостей

2

Прибор для определения плотности жидкости. Способы определения плотности жидкостей и газов.

Лекция

Демонстрация жидкостей различной плотности

20

9.11


Ареометр.

2

Модели ареометров. Типы ареометры и их применение.

Лекция


21

11.11


Итоговое занятие по теме «Измерения»


2

Обобщение знаний по теме «Измерения»

Подготовка индивидуальных проектов

22

16.11


Конференция «Измерения»

2



3.«Оптические явления и их характеристики» - 10 часов

23

18.11


Линзы. Лупа. Свет и его восприятие человеком. Лабораторная работа «Изучение оптических приборов»

2

Линзы. Лупа. Свет и его восприятие человеком. Расстояние наилучшего зрения. Линзы. Фокус линзы. Лупа и ее увеличение.

Лекция

Лабораторная работа «Изучение оптических приборов»

24

23.11


Получение изображений с помощью линз. Лабораторная работа «Получение изображений с помощью линз, сравнение изображений»

2

Получение изображений с помощью линз. Сравнение полученных изображений. Определение увеличения.

Лекция

Лабораторная работа «Получение изображений с помощью линз, сравнение изображений»

25

25.11


Микроскоп и модель микроскопа. Лабораторная работа «Работа с микроскопом. Изготовление препаратов».

2

Микроскоп и модель микроскопа. Система линз. Работа с микроскопом. Изучение готовых препаратов и изготовление микропрепарата.

Лекция

Лабораторная работа «Работа с микроскопом. Изготовление препаратов».

26

30.11


Итоговое занятие по теме «Оптические приборы»

2

Итоговое занятие

Подготовка индивидуальных проектов

27

2.12


Конференция «Оптические приборы»

2



II «Развитие растений» - 90 часов

4. «Питание и дыхание растений» - 8 часов

28

7.12


Растения и почва. Лабораторная работа «Изготовление фильтра, фильтрование»

2

Растения и почва. Почва. Свойства и состав почвы. Изготовление фильтра, фильтрование. Корневая система растений.

Лекция

Лабораторная работа «Изготовление фильтра, фильтрование»

29

9.12


Растения и вода. Лабораторная работа «Изучение капиллярных явлений».

2

Растения и вода. Роль воды в жизни растений. Гидропоника. Смачивания. Капиллярные явления.

Лекция

Лабораторная работа «Изучение капиллярных явлений».

30

14.12


Испарение и конденсация. Лабораторная работа «Изучение особенностей процесса испарения. Конденсация.»

2

Испарение и конденсация. Испарение воды растениями.

Лекция

Лабораторная работа «Изучение особенностей процесса испарения. Конденсация.»

31

16.12


Влажность воздуха. Лабораторная работа «Приборы для измерения влажности воздуха».

2

Влажность воздуха и приборы для ее измерения. Гигрометры. Психрометры. Значение влажности воздуха в жизни растений.

Лекция

Лабораторная работа «Приборы для измерения влажности воздуха».

5. «Как живут растения» - 10 часов

32

21.12


Парники и теплицы.

2

Парники и теплицы. Модели гигрометров. Выращивание растений в открытом грунте. Влияние внешних условий на процесс роста растений. Парники. Зимние сады. Оранжереи.

Лекция

Подготовка к выполнению индивидуальных проектов

33

23.12


Растения на карте мира. Практическая работа «Высадка рассады»

2

Растения на карте мира. Многообразие мира растений. Комнатные растения и история их появления.

Лекция

Практическая работа «Высадка рассады»

34

28.12


Конференция «Домашняя лаборатория»

2



35

11.01


Защита индивидуальных проектов «Как живут растения»

2

конференция


36

13.01


Экскурсия в зимний ботанический сад НИУ БелГУ

2

Беседа с элементами наблюдения


6. Атмосфера земли и погода в жизни растений – 18 часов

37

18.01


Наблюдения за погодой. Лабораторная работа ««Приборы для наблюдения за погодой»

2

Наблюдения за погодой. Определение направления и скорости ветра.

Лекция, демонстрация

Лабораторная работа ««Приборы для наблюдения за погодой»

38

20.01


Экскурсия на пришкольный участок «Влияние климатических особенностей на условия жизни растений»

2

Лекция с элементами наблюдения

Экскурсия

39

25.01


Давление.

2

Давление. Давление твердых тел, жидкостей и газов

Лекция


40

27.01


Приборы для измерения давления жидкостей и газов


2

Приборы для измерения давления жидкостей и газов

Лекция


41

1.02


Проявление атмосферного давления. Лабораторная работа «Измерение атмосферного давления»

2

Проявление атмосферного давления.

Лекция

Лабораторная работа «Измерение атмосферного давления»

42

3.02


Давление движущихся жидкостей и газов.

2

Давление движущихся жидкостей и газов. Строение и состав атмосферы.

Лекция


43

8.02


Экология воздуха

2

Наблюдение за облаками и изменение температуры воздуха. Экология воздуха

Лекция

Подготовка индивидуальных проектов исследовательских работ и рефератов

44

10.02


Роль растений в поддержании экологически благополучной ситуации в Белгородской области

2

Роль растений в поддержании экологически благополучной ситуации в Белгородской области

Защита рефератов

7. Гидросфера Земли. Вода и растения – 12 часов

45

15.02


Гидросфера Земли. Плавание тел. Лабораторная работа «Плавание тел»

2

Гидросфера Земли.

Лабораторная работа «Плавание тел»

46

17.02


Явления на поверхности воды. Лабораторная работа «Получение растворов». Практическая работа повышенного уровня сложности «Выращивание кристаллов»

2

Явления на поверхности воды. Соленость вод морей и океанов.


Лабораторная работа «Получение растворов». Практическая работа повышенного уровня сложности «Выращивание кристаллов»

47

22.02


Вода в природе.

2

Вода в природе. Лекция с элементами демонстрации


48

24.02


Гидропоника. Лабораторная работа «Способы очистки воды и воздуха».

Практическая работа повышенного уровня сложности «Наблюдение диффузии и осмоса»

2

Гидропоника. Диффузия, осмос и хроматография.



Лекция

Практическая работа повышенного уровня сложности «Наблюдение диффузии и осмоса» Лабораторная работа «Способы очистки воды и воздуха».


49

29.02


Чистота воды в водоемах

2

Чистота воды в водоемах. Экология водоемов.

Лекция

Подготовка проектов «Экология воды»

50

2.03


Питьевая вода. Экология воды

2

Питьевая вода. Экология воды

Защита проектов

«Экология воды»

8. Механические и тепловые явления и их роль в жизни растений – 8 часов

51

7.03


Движения в жизни растений. Практика «Наблюдение особенностей распространения поверхностных вод»

2

Движения в жизни растений. Сейсмология.

Лекция

Практика «Наблюдение особенностей распространения поверхностных вод»

52

9.03


Тепловые явления. Практическая работа «Наблюдение видов теплопередачи. Агрегатные превращения воды»

2

Тепловые явления. Конвекция и излучение.

Лекция с элементами демонстрации

Практическая работа«Наблюдение видов теплопередачи. Агрегатные превращения воды» Постановка эксперимента «Прорастание семян в различных средах»

53

14.03


Рост, питание и дыхание растений в парниках и на открытом воздухе.

2

Рост, питание и дыхание растений в парниках и на открытом воздухе. Конструирование парников и теплиц

Лекция


54

16.03


Проращивание растений.

2

Проращивание растений. Развитие растений в парниках и на открытом воздухе.

Лекция

Защита проектов

«Прорастание семян в различных средах»

9.Свет и растения – 14 часов

55

21.03


Свет и тень.

2

Свет и тень. Световые явления в природе и их роль в жизни растений

Лекция


56

23.03


Восприятие света и его особенности

2

Восприятие света и его особенности


57

28.03


Отражение света. Лабораторная работа «Наблюдение явления отражения света»

2

Отражение света, зеркала, калейдоскоп и перископ.

Лекция

Лабораторная работа «Наблюдение явления отражения света»

58

30.03


Преломление и дисперсия света. Лабораторная работа «Наблюдение явлений преломления и дисперсии света»

2

Преломление и дисперсия света. Радуга.

Лекция

Лабораторная работа «Наблюдение явлений преломления и дисперсии света»

59

4.04


Интерференция, дифракция и поляризация света.

2

Световые явления: интерференция, дифракция и поляризация света.

Лекция


60

6.04


Поглощение света. Фотосинтез.

2

Поглощение света. Фотосинтез и его роль в жизни растений. Круговорот веществ и его роль в жизни растений.

Лекция


61

11.04


Особенности цветового восприятия

2

Миражи. Особенности цветового восприятия

Лекция

Психологический тест

10. Электромагнитные явления и растения – 8 часов

62

13.04


Электрические явления в природе. Лабораторная работа «Изучение явления электризации»

2

Электрические явления в природе.

Лекция с элементами демонстрации

Лабораторная работа «Изучение явления электризации»

63

18.04


Магнитные явления в природе. Лабораторная работа «Наблюдение взаимодействия магнитов»

2

Магнитные явления в природе

Лекция

Лабораторная работа«Наблюдение взаимодействия магнитов»

64

20.04


Ориентирование на местности. Практическая работа «Ориентирование по компасу»

2

Ориентирование на местности. Компас. План и карта. Растения – индикаторы полезных ископаемых.

Лекция

Практическая работа «Ориентирование по компасу»

65

25.04


Влияние электрических и магнитных явлений на жизнь растений

2

Влияние электрических и магнитных явлений на жизнь растений

Обобщающая беседа


11. Как живут растения – 14 часов

66

27.04


Почва. Типы почв

2

Почва: ее образование и строение. Типы почв

Лекция


67

4.05


Роль морозного и химического выветривания в почвообразовании. Практическая работа «Изучение морозного выветривания»

2


Практическая работа «Изучение морозного выветривания»

68

9.05


Плодородие почвы.

2

Плодородие почвы. Удобрения и их роль в развитии растений.

Лекция

Подготовка к итоговым проектам

69

11.05


Весенние работы на пришкольном участке

2

Беседа

Практическая работа «Весенние работы на пришкольном участке»

70

16.05


Роль растений в жизни животных.

2

Роль растений в жизни животных.


71

18.05


Растения и космос

2

Можно ли встретить растения на других планетах Солнечной системы?

Игра-конференция «Растения и космос»

72

23.05


Итоговое занятие

2





Содержание программы

Курс «Основы естественнонаучных исследований» представляет интегрированный курс Естествознания, объединяющий естественный курс биологии, химии с физикой и математикой. Центром курса является единство методов естественнонаучного познания: организация процесса обучения, ориентированная на овладение наблюдениями, исследованиями, самостоятельным выполнением работы; формирование общеучебных умений и навыков учащихся.

В курс включены лабораторные работы, связанные с измерением площади, объема тела и жидкости, длины, температуры вещества, определением влажности воздуха; изучением приборов: микроскопов, линз, гигрометров, термометров и других приборов.

Весь курс состоит из нескольких блоков.

Первый блок – это раздел курса - «Вводный лабораторный практикум». Здесь вырабатываются основные навыки обращения с простейшим лабораторным оборудованием, а также осваиваются методики проведения наблюдений и обработки результатов.

Второй блок – это раздел курса «Развитие растений», здесь проводятся более сложные эксперименты и исследования, что позволяет изучить отдельные процессы, связанные с развитием и ростом растений: их питание, дыхание, испарение ими воды и т п.

Третий блок –это раздел курса, раскрывающий взаимосвязь природных явлений. Здесь же рассматриваются экологические проблемы загрязнения воздуха и воды. Вся работа школьника направлена на качество ее выполнения, а также не обсуждается и не оценивается темп работы.

Вводный лабораторный практикум (54ч.)

  1. Пространственно – временные характеристики растений (24 ч).

Теория и лабораторный эксперимент (14ч):

Введение. Летние наблюдения учащихся. Наблюдения за растениями. Времена года. Протяженность тел. Длина. Единицы длины. Измерение длины. Графики. Построение графиков.

Площадь и способы ее измерения. Единицы площади. Палетка. Трехмерность пространства. Объем. Единицы объема. Способы измерения объема. Приборы для измерения объема.

Длительность процессов. Время. Единицы времени. Колебания. Изучение колебаний шарика на нити. Периодичность. Изучение колебаний груза на пружине. Различные способы измерения времени.

Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Приборы для измерения углов.

Практика(10ч):

Лабораторные работы. (6). «Измерение длины тела», «Измерение площади тела», «Способы измерения объема», «Изучение колебаний груза на пружине», «Изучение колебаний маятника», «Измерение углов».

Экскурсии (4ч). «Экскурсия на пришкольный участок: осенние изменения в жизни растений»(2), «Времена года: жизнь насекомых осенью»(2).


2.Характеристики вещества и тепловых явлений (20ч).

Теория и лабораторный эксперимент (13ч)

Нагревание и охлаждение. Изменение размеров твердых тел при нагревании. Изменение объема жидкостей и газов при нагревании.

Температура и ее измерение. Термометры. Модели термометров. Обсуждение результатов наблюдений за погодой и построение графика изменения температуры. Особенности процесса нагревания и кипения воды. Измерение температуры воды в процессе ее нагревания. Тела и вещества. Масса. Единицы массы. Весы и правила взвешивания. Измерение массы. Изготовление разновесок.

Характеристики вещества. Плотность. Единицы плотности. Определение плотности твердых тел. Изменение плотности вещества в различных процессах. Способы определения плотности жидкостей и газов. Прибор для определения плотности жидкости. Типы ареометров и их применение.

Практика(7ч):

Лабораторные работы. (5). «Изменение размеров тел при нагревании», «Измерение температуры воды в процессе ее нагревания», «Измерение массы», «Изготовление разновесок», «Определение плотности жидкости».

Экскурсии (2ч). Наблюдение за изменением жизни животных при изменении температуры воздуха (посещение живого уголка МБУ ДО СЮН)

3.Оптические явления и их характеристики (10ч).

Теория и лабораторный эксперимент (6ч)

Свет и его восприятие человеком. Расстояние наилучшего зрения. Расширение возможностей зрения человека с помощью оптических приборов. Линзы. Фокусы линзы. Лупы и ее увеличение. Получение изображений с помощью линз. Получение изображений с помощью линз. Определение увеличения. Система линз. Модель микроскопа и микроскоп. Изучение готовых препаратов и изготовление микропрепарата.

Практика(4ч):

Лабораторные работы. (4). «Изучение оптических приборов», «Получение изображений с помощью линз, сравнение изображений», «Работа с микроскопом», «Изготовление препаратов».


IIРазвитие растений (90ч).

4.Питание и дыхание растений (8ч).

Теория и лабораторный эксперимент (3ч)

Почва. Свойства состав почвы. Изготовление фильтра, фильтрование. Растения и почва. Корневая система. Роль воды в жизни растений. Гидропоника. Смачивание, Капиллярные явления. Испарение воды растениями. Конденсация. Влажность воздуха. Способы ее изменения. Приборы для измерения влажности воздуха. Гигрометры. Психрометры. Работа с психрометрической таблицей.

Практика(5ч):

Выращивание рассады(1ч)

Лабораторные работы. (4). «Изготовление фильтра, фильтрование», «Изучение капиллярных явлений», «Изучение особенностей процесса испарения»,«Приборы для измерения влажности воздуха».


5.Как живут растения (10ч)

Теория и лабораторный эксперимент (6ч)

Модели гигрометров. Выращивание растений в открытом грунте.Влияние внешних условий на процесс роста растений. Парники. Зимние сады. Теплицы и оранжереи. Многообразие мира растений. Растения на карте мира. Комнатные растения и история их появления.

Практика(2ч):

Высадка рассады в открытый грунт

Экскурсии(2ч): «Теплицы СПК СК «Родина»»


6. Атмосфера Земли и погода в жизни растений – 18 часов

Теория и лабораторный эксперимент (8ч)

Погода и времена года. Осадки. Ветер. Температура. Атмосфера Земли. Атмосферное давление. Метеорологические приборы. Чистота воздуха. Роль растений в поддержании экологически благополучной ситуации.

Практика(2ч):«Приборы для наблюдения за погодой», «Экология воздуха»

Экскурсии(4ч):«Климатические особенности – условия жизни растений» (экскурсия на пришкольный участок); «Наблюдение за облаками и изменение температуры воздуха»

Конференции (4ч) Роль растений в поддержании экологически благополучной ситуации вУсть-Лабинском районе



7. Гидросфера Земли. Вода и растения - 12 часов

Теория и лабораторный эксперимент (4ч)

Водяная оболочка Земли. Плавание тел. Явления на поверхности воды. Растения в воде и на поверхности воды. Роль растений в очистке воды. Соленость воды морей и океанов. Растворы и их состав. Хроматография. Диффузия и осмос. Круговорот воды в природе и роль растений в этом процессе. Волны. Приливы и отливы

Практика(4ч): «Измерение атмосферного давления», «Плавание тел», «Получение растворов», «Способы очистки воды и воздуха»

Работы повышенного уровня: «Изучение растворов с помощью жидкостной хроматографии», «Выращивание кристаллов», «Наблюдение диффузии и осмоса»

Экскурсии(2ч): Чистота воды в водоемах.

Конференции (2ч)Питьевая вода.Экология воды



8. Механические и тепловые явления и их роль в жизни растений - 8 часов

Теория и лабораторный эксперимент (2ч)

Движения в природе. Перемещение семян растений. Прочность и устойчивость. Колебания. Сейсмические явления.

Тепловые явления в природе. Теплопроводность, конвекция, излучение.

Практика(2ч):«Наблюдение особенностей распространения поверхностных волн», «Наблюдение видов теплопередачи. Агрегатные превращения воды»

Экскурсии(2ч):Конструирование парников и теплиц

Конференции (2ч)Проращивание растений. Развитие растений в парниках и на открытом воздухе.



9. Свет и растения - 14 часов

Теория и лабораторный эксперимент (8ч)

Световые явления в природе и их роль в жизни растений. Отражение света, зеркала. Калейдоскоп и перископ. Преломление и дисперсия света. Радуга. Поглощение света. Фотосинтез и его роль в жизни растений. Круговорот веществ и его роль в жизни растений. Свет и цвет. Интерференция, дифракция и поляризация света.

Практика(2ч):«Наблюдение явления отражения света», «Наблюдение явлений преломления и дисперсии света»

Конференции (2ч)Миражи.Особенности цветового восприятия.



10. Электромагнитные явления и растения - 8 часов

Теория и лабораторный эксперимент (5ч)

Электрические и магнитные явления в природе. Ориентирование на местности. Компас. План и карта. Влияние электрических и магнитных явлений на жизнь растений. Растения – индикаторы полезных ископаемых.

Практика(3ч):«Изучение явления электризации», «Ориентирование по компасу», «Наблюдение взаимодействия магнитов»



  1. Как живут растения - 12 часов

Теория и лабораторный эксперимент (7ч)

Почва: ее образование и строение. Роль морозного и химического выветривания в почвообразовании. Типы почв. Плодородие почвы. Удобрения и их роль в развитии растений.

Практика(1ч): «Изучение морозного выветривания»

Экскурсии(2ч): Весенние работы на пришкольном участке

Конференции (2ч)Можно ли встретить растения на планетах Солнечной системы.





Учебно-методические средства обучения


Литература для педагога:

1. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на –Дону: Издательский центр «МарТ» , 2005. – 256 с. (Серия «Школьный корабль»).

2. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 143 с., ил., 8 ил.

3. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно- экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 208 с. (Методическая библиотека).

4. Мак- Милан Броуз Ф. Размножение растений: Пер. с англ. – М.: Мир, 1987. – 192 с., ил.



Литература для обучающихся:

1. Аксенова, М. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2 / М. Аксенова,С. Исмаилова. - М.: Аванта+, 2010.

3. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М: ООО «Издательство Астрель», 2000.


Список основной и дополнительной литературы:

1.Бочкарева, Н. Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся / Н. Ф. Бочкарева. - Калуга, 1996. -С. 122.

2. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.













Приложение 1

Лист «наблюдение за участием в групповой работе»1

Схема фиксирования результатов наблюдения


Число ответов (размышлений) ученика в ходе дискуссии

Число вопросов ученикам в ходе дискуссии (диспута, дебатов)

Стиль поведения в обсуждении (вежливость, грубость, внимание к собеседнику (оппоненту), внимание к чужому мнению)

Действия в конфликтной ситуации столкновения мнений и интересов (реакция на критику, форма критики чужого мнения, проявление способности к компромиссу, выработке и признанию общего решения)


Результаты



Ученики

Предметные

Предметные, метапредметные

Личностные

Личностные, предметные.

1





2





3





4





5





6










1

19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!