СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Юный художник"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Дополнительное образование в Звездочнининской СОШ является важным звеном системы непрерывного образования и  создает условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

 Важное место в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников занимают художественные кружки. Один из путей создания условий для развития творческих способностей – кружок «Юный художник».

     В целом занятия в кружке «Юный художник» должны способствовать      гармоническому развитию личности школьника, решать задачи трудового и эстетического воспитания.

     На занятиях кружка «Юный художник» дети получат возможность расширить свои знания, овладеть новыми способами и приемами, познакомиться с новыми художественными средствами. Полученные знания, умения, навыки помогут ребенку расширить кругозор, расширить  интеллект, стать более творчески развитой личностью, воспитать вкус и интерес к искусству, кому-то определить свой профессиональный выбор.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Юный художник"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»

Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия)



















ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


Группы «Юный художник»










Срок реализации: 3 года (2017-2020г.г.)

Возраст участников: 6-11 лет

Педагог ДО: Матвеева Э.А.











п. Звездочка, 2017







Пояснительная записка

Дополнительное образование в Звездочнининской СОШ является важным звеном системы непрерывного образования и создает условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

Важное место в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников занимают художественные кружки. Один из путей создания условий для развития творческих способностей – кружок «Юный художник».

В целом занятия в кружке «Юный художник» должны способствовать гармоническому развитию личности школьника, решать задачи трудового и эстетического воспитания.

На занятиях кружка «Юный художник» дети получат возможность расширить свои знания, овладеть новыми способами и приемами, познакомиться с новыми художественными средствами. Полученные знания, умения, навыки помогут ребенку расширить кругозор, расширить интеллект, стать более творчески развитой личностью, воспитать вкус и интерес к искусству, кому-то определить свой профессиональный выбор.

В кружке особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми, т.е. наряду с общими учебно-творческими заданиями ребятам каждого класса даются индивидуальные задания. Содержание занятий в кружке следует согласовывать с содержанием уроков изобразительного искусства и труда в начальных классах. Занятия в кружке не только должны быть своеобразным продолжением художественных занятий на уроках изобразительного искусства и на уроках труда в процессе выполнения аппликации, лепки, работы с природным материалом, углубляющими содержание уроков, но и значительно шире решать задачи художественного образования и эстетического воспитания, развивать художественные творческие способности, воображение.

Юный художник должен знать основные художественно-выразительные средства карандаша, цветных мелков, акварельных и гуашевых красок, сангины и пастели, соуса и угля, уметь работать с пластилином и глиной. Основное внимание уделяется в кружке ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства, с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего времени, с лучшими произведениями русских и советских художников, мастеров декоративно-прикладного искусства.

Методами активизации творческой деятельности школьников служат и рисование по памяти, по представлению объектов действительности, проведение конкурсов на лучший рисунок, тематических бесед об искусстве, детских художественных выставок, экскурсий на природу, на стройки.

Для успешного выполнения задач, поставленных перед кружком «Юный художник», для развития у кружковцев художественно-творческих способностей программа предусматривает 5 видов работы: рисунок и живопись, композиция, декоративно-прикладная работа, лепка, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю.


Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.


Новизна программы состоит в том, что наряду с обучением традиционной технике рисования, включенной в типовые программы, предлагается ознакомление детей с, что способствует расширению круга знаний детей о народных промыслах России.


Цель: создать условия для формирования творческой личности ребенка, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы дети понимали и принимали друг друга, уважали традиции и культуру разных народов, живущих в России.

Основными задачами кружка «Юный художник» являются:

  • а) образовательные:

  • обучение детей основам изобразительной грамоты (основам рисунка,

живописи, композиции, декоративно-прикладной работы, лепки);

  • обучение основам теории и практики графических изобразительных средств: угля, сангины, пастели, туши;

  • обучение основам теории и практики живописи акварельными, гуашевыми красками;

  • обучение детей рисованию с натуры, по памяти и по воображению и на этой основе развитие у них зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;

  • - овладение учащимися элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества,

  • б) развивающие:

  • развитие художественно-творческих способностей детей;

  • пространственного мышления, эстетического вкуса и понимание прекрасного;

  • развитие у детей эстетического восприятия, эстетического вкуса и эмоционально–чувственного отношения к предметам и явлениям действительности,

  • в) воспитательные:

  • - воспитание интереса и любви к искусству,

  • - воспитание усидчивости, аккуратности и терпения,

  • - обучение ребёнка творческому подходу к любой работе помогут задания, содержащие в программе.


Условия реализации программы



1.Есть дети, желающие получить дополнительные знания по изобразительному искусству.

2. Занятия будут проходить в послеурочное время в кабинете изобразительного искусства на базе ЗСОШ.

3. Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.

4.Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы: акварель, гуашь, масло, уголь, сангина, пастель, тушь, справочные энциклопедии и другая литература.



Содержание программы


Краткая аннотация на тему

Кол-во часов

1

Рисунок и живопись.

Первый и второй годы занятий.

Проведение горизонтальных, вертикальных и наклонных линий на одинаковых расстояниях, проведение круговых линий, упражнения в мазках, постоянном насыщении цветового тона (акварель, гуашь). Рисование с натуры флажков, листьев, деревьев, цветов, предметов быта, помидоров, яблок, игрушечных животных, фигуры школьника, и т. п. (карандаш, акварель, уголь, тушь, сангина). Зарисовка пейзажа, наблюдения и передача в рисунке состояния погоды (солнечный, пасмурный день). Рисование по памяти и представлению овощей и фруктов, предметов быта, птиц, животных (карандаш, акварель, уголь, тушь, сангина).

Третий год занятий.

Упражнения в штриховке по форме, в составлении холодных и теплых цветов, основных и противоположных цветов. Рисование с натуры букета цветов в вазе, натюрморта (чайник, лимон, чайник, чашка на фоне нейтрального цвета драпировки; кастрюля, картофель, лук, деревянная ложка с хохломской росписью; натюрморт из овощей и фруктов), фигуры человека в различных позах. Передача в рисунках- пейзажах линейной и воздушной перспективы, освещения, состояния природы. Рисование по памяти и представлению пейзажа, грузовых и легковых машин, птиц и животных (карандаш, акварель, сангина, уголь).


12

2

Композиция

Первый и второй годы занятий. Рисование на темы: «Осень в саду», «Осень в лесу», «Осень в парке», «Любимые животные», «Моя школа», «Моя мама», «Мы рисуем зимние деревья», «Мой папа». Иллюстрирование сказок, стихотворений и рассказов: «Колобок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»,; «Вот ветер, тучи нагоняя…» А.С.Пушкина, «Радуга-радуга» С.Маршака и др. Композиция на свободную тему (по собственному выбору). Третий год занятий. Рисование на темы «Осенний урожай в поле», «Осенний урожай в саду». «В космическом полете», «Полет на другую планету», «Рисуем будущее». Иллюстрации сказок, стихотворений и рассказов: «Сивка – бурка», «Сказка о царе Салтане» ,«Зимнее утро» А. Пушкина, «Серая шейка» Д. Мамина –Сибиряка, «Лягушка- путешественница» В. Гаршина. Рисование на темы окружающей жизни, на исторические темы и др. (карандаш, акварель, гуашь, смешанная техника).

7

3

Декоративно-прикладная работа.

Первый и второй годы занятий. Выполнение узоров ( в полосе, прямоугольнике, круге) из переработанных форм цветов, листьев, бабочек, жуков, животных, птиц. Использование в узорах линий симметрии, ритма, цветовой гармонии и светотеневых отношений (карандаш, акварель, гуашь, цветная бумага и т. п.). Самостоятельное составление декоративных композиций и декоративная роспись детских художественных поделок.

Третий год занятий. Составление декоративных композиций для декоративного оформления предметов быта, детских игрушек и т. п. из стилизованных форм растительного и животного мира. Декоративная роспись детских художественных поделок – ваз, елочных украшений, декоративная роспись декоративных разделочных досок, шкатулок, прялок и т. п. Использование в декоративных работах элементов городецкой, полхов – майданской, хохломской, жостовской росписи (карандаш, акварель, гуашь, цветная бумага).

5

4

Лепка. Первые и вторые годы занятий. Лепка простых по форме листьев, фруктов, овощей. Первое знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки. Лепка птиц и животных. Передача основных пропорций, характерного очертания движения туловища изображаемых птиц и животных. Третий годы занятий. Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта. Лепка птиц и животных с натуры. Передача пропорций, характерной формы, пространственного положения изображаемого животного, образная характеристика натуры.

6

5

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Первый и второй годы занятий. Беседы по картинам А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана, Ф. Васильева, В. Поленова, В.Васнецова, В.Серова, И. Грабаря, А. Пластова. Декоративно-прикладное искусство России (Хохлома, Городец, Жостова и т. д.).

Третий год занятий. Беседы по картинам И.Куинджи, И. Айвазовского, В.Перова, В. Тропинина, И. Репина, В. Сурикова, К.Коровина, Б. Иогансона и т. д. Декоративно – прикладное искусство России (керамика, чеканка по металлу, роспись и резьба по дереву и т. д.)

4




Средства для реализации программы.

Режим и временные рамки работы ЗСОШ позволяют организовать работу кружка во второй половине дня.

Занятия проходят в изобразительного искусства, в которой имеются необходимые материально - технические условия.


Список оборудования, наглядного пособия и ТСО.


Наименование

Количество

1

Муляжи овощей и фруктов

2

2

Компьютер

1

3

DVD приставка

1

4

Телевизор

1

5

Альбом репродукций картин русских художников, выставленных в Третьяковской галерее

2

6

Компакт-диск «Русские художники»

1

7

Компакт –диск «Энциклопедия классической музыки»

1

8

Интерактивная доска


9

Наглядное пособие для интерактивных досок «Введение в цветоведение»

1

10

Наглядное пособие для интерактивных досок «Основы декоративно-прикладного искусства»

1

11

Геометрические тела (гипс)

10

12

Презентация по изобразительному искусству



Квалифицированный руководитель кружка имеет необходимое образование (учитель черчения, изобразительного искусства и трудового обучения) для реализации данной программы.

Педагог владеет вполне достаточной научно – методической базой по организации и проведению занятий кружка.





Ожидаемые результаты


В ходе работы дети получат возможность подробнее ознакомиться с интересной профессией художника, познакомиться и опробовать различные художественные материалы.

Дети научатся обсуждать и анализировать работы художников, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания. Научатся видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.

Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии.

Результатом будут организованные выставки в школе, улусе, республике.

Учащиеся, общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. Коллективная деятельность будет формировать расположенность к другим людям, поможет стать чутким, тактичным, терпимым, будет учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях.

Мониторинг


Программа кружка открытая, в нее могут вноситься некоторые коррективы. Предложения могут вносить дети, так на тему, вызвавшую наибольший интерес детей, могут быть реализованы часы из другой темы.

В конце каждого занятия с целью повышения мотивации к знаниям проводится просмотр и обсуждение работ, отмечаются самые удачные. Дети высказывают свое мнение, учатся быть объективными, не обижать друг друга при оценивании работ, быть гуманными, доброжелательными, учатся без обид выслушивать критику, быть самокритичными.

На выставке выставляются работы всех детей. В будущем эти дети могут участвовать в оформлении газет, каких-либо уголков школы к праздникам.


Методическое обеспечение

Предполагается дать основы теории живописи, графики, научить различать жанры изобразительного искусства.

Дети будут работать над освоением различных художественных материалов, овладевать новыми техниками и приемами, научатся создавать свои цветовые сочетания, видеть цветовое многообразие.

Расширят кругозор, изучая творчество художников различных жанровых направлений, апробируют работу на пленэре.


Список литературы


  1. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства.

  2. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке.

  3. Кузин В.С. Государственная Третьяковская галерея.

  4. Глинская И.П. Изобразительное искусство в 1–3 классах.

  5. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе.

  6. Соломяный Н.Ф., Боровиков А. Я. Изобразительное искусство в 4 классе.

  7. Неменская Л.А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учебник для 1 кл Москва: «Просвещение», 2015 г

  8. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 3 класс: Искусство вокруг нас / – Москва: «Просвещение», 2015 г.

  9. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ-художник. 4 класс: учебник для общеобр. организаций /. – Москва: «Просвещение», 2017 г.

  10. Горяева Н.А., О.В. Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Москва «Просвещение» 2011 г.

  11. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство. Разноцветный мир. 3 класс.

  12. Неменская Л.А.: Искусство и ты. 2 класс. Москва: «Просвещение», 2016 г.






Учебно-тематический план кружка «Юный художник»

Первый год обучения



Тема

Часов на теорию

Часов на практику

Всего часов

1

Чем и как работают художники «Волшебные краски» Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)

1


1

2

Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости.


1

1

3

Зарисовки растений с натуры. «Осенние листья». Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша.

Линия, штрих, тон, точка.



1


1

4

Наблюдение  за природой. Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья


1

1

5

Беседа по теме «Жанры изобразительного искусства и архитектура»

1


1

6

Изображать можно в объеме. Лепка животного


1

1

7

Беседа по теме «Русское народно-декоративное прикладное искусство»

1


1

8

«Волшебные листья и ягоды». Хохломская роспись. «Волшебный узор»




1

1

9-10

Беседа о красоте осенней природы «Краски осени». Рисование на тему «Сказка про осень»



1


2

11

Орнамент. «Чудо - платье»


1

1

12

«Узор из кругов и треугольников»


1

1

13-14

Дымковская игрушка. «Праздничные краски узоров»

1

1

2

15

«Новогодняя елка»


1

1

16

«Игрушки на елку: бусы, шары»


1

1

17

«Игрушки на елку: рыбки»


1

1

18

«Ветки ели или сосны». «Красота лесной природы»


1

1

19

«Животные»


1

1

20

Беседа «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе». Русская народная сказка «Колобок»


1

1

21

«Городецкая роспись»

1


1

22

Элементы городецкого растительного узора. «Летняя сказка зимой»


1

1

23

«Мы рисуем зимние деревья»


1

1

24

«Красавица зима»


1

1

25

Гжель. Рисование декоративных элементов росписи «Синие узоры на белоснежном фоне»


1

1

26

Гжель. Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо»


1

1

27-28

Беседа: «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе». Русская народная сказка «Маша и медведь»

1

1

2

29

Беседа: «Двенадцать месяцев в творчестве художника-пейзажиста Бориса Щербакова»

1


1

30

Лепка птиц по памяти и представлению


1

1

31

Беседа о красоте весенней природы. Рисование «Весенний день»


1

1

32

«Праздничный салют»


1

1

33

Узор на крыльях. Украшение крыльев бабочки


1

1

34

Выставка рисунков. Награждение


1

1


Итого:



34







Учебно-тематический план кружка «Юный художник»

Второй год обучения



Тема

Часов на теорию

Часов на практику

Всего часов

1

«Цветочная поляна». Три основные краски, строящие многоцветье мира.

1


1

2

 Наброски листьев простых форм с передачей общего цвета натуры. Красота осенних листьев.


1

1

3

Приёмы работы с пластилином. Лепка с натуры фруктов.  Осенние подарки природы.


1

1

4

Рисование с натуры овощей и фруктов (морковь, огурец, яблоко, груша).


1

1

5

Беседа «Родная природа в творчестве русских художников».


1

1

6

Народно – прикладное искусство: городецкая роспись. Узор в круге из растительных форм.


1

1

7

Композиция в изобразительном искусстве. Сюжеты «Осень в городе», «Осень в деревне»


1

1

8

Контрастные цвета. Узор в круге, полосе «Цветы и ягоды»


1

1

9

История создания русской матрёшки. Наряд русской красавицы


1

1

10

Беседа «Художники -анималисты».

1


1

11

Силуэт в изобразительном искусстве. Сказочная птица или сказочная рыбка.


1

1

12

Иллюстрации к русским народным сказкам. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди»


1

1

13

Орнаментальная полоса. Простой узор из элементов хохломской азбуки.


1

1

14

Понятие о графике. Сказка в лесу.


1

1

15

Русское народное творчество. Городецкая роспись.


1

1

16

Композиция из простых геометрических форм разных материалов. Поздравительная открытка.


1

1

17

Беседа «Дети в изобразительном искусстве». Художники -портретисты: И.Репин, В.Серов.

1


1

18

Зимние забавы.


1

1

19

Лепка животных. Друг детства.


1

1

20

Создание образа природы: небо с облаками, снегопада.


1

1

21

Рисование лица человека. Изображение женского сказочного образа.


1

1

22

Лепка фигуры человека в движении.


1

1

23

Истории войн, сражений, побед. Изображение богатырей,  их щитов


1

1

24

Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике гжели.


1

1

25

Открытка к празднику.


1

1

26

Тематическая композиция. Весна наступает.


1

1

27

Беседа «Выдающиеся русские художники второй

половины XIX в.

1



28

Изображение природы в различных состояниях.


1

1

29

Полёт на другую планету.


1

1

30

Иллюстрирование произведения С.Есенина «Берёза».


1

1

31

Цветы нашей Родины.


1

1

32

 Мы рисуем праздник. Праздничный салют.


1

1

33

Изображение цветов, птиц для украшения класса. Здравствуй, лето!


1

1

34

Здравствуй лето. Подведение итогов, выставка работ.


1

1


Итого:



34






Учебно-тематический план кружка «Юный художник»

Третий год обучения



п/п

Тема

Часов на теория

Часов на практика

Кол-во часов

1

Пейзаж родной земли. Беседа: «Красота природы в произведениях русской живописи» (И.Шишкин, А.саврасов, И.Левитан, Ф.Васильев)



1


1

2

«Дом, в котором я живу» (белая бумага, карандаш)


1

1

3

Зарисовка с натуры: «Осенний букет» (белая или тонированная бумага, гуашь).



1


1

4

Аппликация из опавших листьев: «Осенняя сказка»


1

1

5

Беседа: «Жанры живописи и их особенности».

1


1

7

Иллюстрация одной из любимых сказок.


2

2

8

Изготовление праздничных эмблем. Работа в технике аппликации (цветная бумага, акварель, гуашь).



1


1

9

Пейзаж по наблюдению. Передача настроения в природе.

1

1

2

10

Декоративное оформление коробки для конфет.


1

1

11

Лепка из пластилина. Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей.



1


1

12

Беседа «Искусство вокруг нас».

1


1

13

Наброски фигуры человека в движении (карандаш, белая бумага).





1

14

Композиция по воображению «Я помогаю маме».


1

1

15

Зарисовка домашних животных по памяти (карандаш, тушь, перо)



1

1

16

Рисование с натуры дымковских игрушек (конь, олень, собачка).

1


1


2

17

Рисование «Игры на дворе».


1

1

18

Мозаика: «Волшебная птица» (цветная бумага, старые журналы, клей)



1


1

19

Лепка из пластилина дымковской игрушки.


1

1

20

Зарисовка боевой техники по фотографиям и иллюстрациям.

1


1


2

21

Иллюстрирование «Сказки А.С.Пушкина».


2

2

22

Экскурсия в лес: «Зимняя сказка».



1

23

Рисование с натуры натюрморта.



1

24

Рисование на тему «Мой маленький друг».


1

1

25

Рисование с натурой геометрических тел.


1

1


26

Рисование по памяти птиц.


1

1

27

Рисование простейших узоров из форм растительного и животного мира.



1


1

28

Рисование на свободную тему.


1

1

29

«В гостях у сказки». Самостоятельный выбор сюжета.

1

2

3

30

Знакомство с искусством хохломской росписи. Роспись силуэта вазочки.

1


2


3

31

Лепка и украшение декоративной посуды для кукол.


1

1

32

«Мы рисуем зимние деревья».


1

1

33

Иллюстрирование русской народной сказки «Сказка о царе Салтане»


2

2

34

«Мой папа» - тематическое рисование.


1

1

35

«Сказочный подводный мир».


1

1

36

«Рисуем будущее».


1

1

37

Беседы об изобразительном искусстве.

1


1

38

Рисование с натуры современных игрушек.


1

1

39

Лепка тематической композиции.


1

1

40

Рисование веточек деревьев с почками (верба).


1

1

41

Составление узора для тарелочки.


1

1

42

«В космическом полете»


1

1

43

Рисование на тему «День Победы».

1

1

2

44

«Весна на нашей улице».


1

1

45

«Весенние цветы».


1

1

46

«В каждом рисунке солнце».


1

1

47

Конкурс рисунков на асфальте.


1

1

48

Оформление зала к праздникам.


4

4

49

Подготовка и оформление выставки рисунков.


3

3


Итого:



68



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!