Список членов кружка
Жуковский Никита
Идинова Малика
Китасов Алексей
Китасова Мария
Селютин Евгений
Пояснительная записка
Рабочая программа “Бисероплетение” составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю. Возрастная группа: 8-16 лет.
Данная программа является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов бисероплетения.
Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или сувенир. Такое занятие доступно даже для маленьких и неумелых рук.
Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены.
В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с бисером и ножницами.
Также занятия бисероплетением формируют усидчивость, развивают творческие способности детей, воспитывают трудолюбие. В их среде укрепляется дружба и товарищество. Выполнение коллективной творческой работы развивают чувство коллективизма, ответственности за порученное дело.
Цель настоящей программы:
Научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самостоятельно составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма. Во время занятий дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям.
Подведение итогов работы проводится в конце учебного года (выставки). На протяжении года также проводятся тематические выставки.
Задачи:
Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.
Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы бисероплетения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения (используются школьные 11.10знания для изготовления цветов, листьев, различных растений, животных и др.), ИЗО (подбор сочетаний различных цветов и красок). При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, применяются знания из областей черчения (умение «читать» и составлять схемы ), математики ( подсчет стоимости используемого материала).
Организация рабочего места .
Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным освещением. Для работы с бисером удобнее использовать неглубокое блюдце или коробочку с низкими бортиками.
Материалы и инструменты
* Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском
* Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.
* Бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек.
*Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре.
* Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Можно использовать также специальную флористическую ленту.
* Гипс для заливки.
* Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.
* Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.
Инструменты. Для выполнения работ из бисера на проволоке необходимы следующие инструменты
* кусачки для отрезания проволоки;
* ножницы для бумаги и ниток;
Программа способствует:
повышению внутренней мотивации ребенка;
появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
возникает желание добиться планируемого результата;
приобретается навык самостоятельной работы;
развитию мелкой моторики;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера.
Для реализации программы важен личностно-ориентированный подход к учащимся, направленный на развитие природных способностей.
Конечным результатом выполнения программы предполагается участие в выставках.
Основные принципы программы:
— Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
— Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
— Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
— Принцип культуросообразности: знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов;
— Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей;
— Принцип интеграции: разных форм и техники плетения;
— Принцип целостности: соблюдение единства обучения и развития с одной стороны, системность с другой.
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
1. Правила техники безопасности;
2. Основы композиции и цветоведения;
3. Классификацию и свойства бисера: название и назначение материалов (бисер, стеклярус, пайетки, леска, проволока, нитки, резинка, алебастр);
4. Основные приемы бисероплетения;
5. Условия обозначения;
6. Последовательность изготовления изделий из бисера;
7. Правила ухода и хранения изделий из бисера.
Должны уметь:
1. Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
2. Составлять композиции согласно правилам;
3. Классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;
4. Правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками;
5. Четко выполнять основные приемы бисероплетения;
6. Выполнять отдельные элементы и сборку изделий;
7. Прикреплять застежки к украшениям;
8. Рассчитывать плотность плетения;
9. Хранить изделия из бисера согласно правилам.
Организация выставок лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.
Тематический план
(Всего: 70 часов. 2 занятия в неделю)
| Тема занятия | Содержание занятия | Время | Дата | По факту |
1 | Вводное занятие | Ознакомление с искусством бисероплетения. | 1 | 3.09 | |
2 - 5 | Украшения своими руками | Материалы инструменты, приспособления. Т.Б. | 1 | 6.09 | |
Основы цветоведения. | 1 | 10.09 | |
Цветовая гамма. Виды бисера. | 1 | 13.09 | |
Подбор бисера по цвету. | 1 | 17.09 | |
Разработка эскиза, выбор приема. | 1 | 20.09 | |
6 - 9 | Простая цепочка. Низание | Простое низание. Первые шаги. Т.Б. | 1 | 24.09 | |
Техника низания. Т.Б. | 1 | 27.09 | |
Цепочка в одну нить. Т.Б. | 1 | 1.10 | |
Бусы и бисер в одну нить. Т.Б. | 1 | 4. 10 | |
10 - 13 | Колье «Стрекоза» С.68 | Ознакомление со схемой. | 1 | 8.10 | |
Изучение, подбор бисера и бусины – цветы. | 1 | 11.10 | |
Низание бисера в одну нить. Т.Б. | 1 | 15.10 | |
Низание бусины - цветы в указанной последовательности. | 1 | 18.10 | |
14 – 20 | Колье «Веночек из маргариток»» С.26 | Ознакомление со схемой. | 1 | 22.10 | |
Изучение, подбор бисера и бус. | 1 | 25.10 | |
Низание бисера в одну нить. Т.Б. | 1 | 29.10 | |
Изучение, подбор бисера и бус. | 1 | 1.11 | |
Низание бус в указанной последовательности. Т.Б. | 1 | 12.11 | |
Низание бус в указанной последовательности. Т.Б. | 1 | 15.11 | |
Прикрепление замка. Т.Б. | 1 | 19.11 | |
21 – 26 | «Гирлянда и ёлочка» с.27 | Ознакомление со схемой. Изучение, подбор бисера и бус. | 1 | 22.11 | |
Низание бисера в одну нить и плести веточки. | 1 | 26.11 | |
Низание бисера в одну нить и плести веточки. Т.Б. | 1 | 29.11 | |
Низание в указанной последовательности. Т.Б. | 1 | 3.12 | |
Соединение веточек к основе дерева. Т.Б. | 1 | 6.12 | |
Соединение веточек к основе дерева. Т.Б. | 1 | 10.12 | |
27 – 29 | Колье «Сиреневые и синие камни» с.42 | Ознакомление со схемой. Изучение, подбор бисера и бус. | 1 | 13.12 | |
Низание бус в указанной последовательности в одну нить. | 1 | 17.12 | |
Прикрепление замка, оформление. Т.Б. | 1 | 20.12 | |
30 -31 | Подведение итогов за полугодие. | Оформление изготовленных изделий. | 1 | 24.12 | |
Итоговое занятие. Презентация изделий на выставке. Чаепитие. | 1 | 27.12 | |
32 - 36 | Бусы «Веселые кисточки» с. 94 -95 | Изучение схемы изделия. | 1 | 14.01 | |
Приготовление 3-х кистей | 1 | 17.01 | |
Двух малых кистей из 8 подвесок. | 1 | 21.01 | |
Одну большую из 12 подвесок | 1 | 24.01 | |
Соединение, плетение. | 1 | 28.01 | |
37 - 40 | Браслеты из бисера ко дню Влюбленных с. 43 | Изучение схемы изделия. | 1 | 31.01 | |
Низание бус и бисера. Т.Б. | 1 | 4.02 | |
Изготовление браслетов. Т.Б. | 1 | 7.02 | |
Закрепление замка, оформление. | 1 | 11.02 | |
41 - 44 | Изготовление изделий с использованием основных приемов плетения | Ознакомление с приемами плетения жгута. | 1 | 14.02 | |
Плетение жгута, последовательность. | 1 | 18.02 | |
Низание бус в первую бую и во 2 нить Т.Б. | 1 | 21.02 | |
Соединение и оформление | 1 | 25.02 | |
45 - 49 | Жгут «Цветы весны» с.52 | Плетение жгута, последовательность. | 1 | 28.02 | |
Плетение жгута. Продолжение. | 1 | 3.03 | |
Плетение жгута. | 1 | 6.03 | |
Как закончить плетение. | 1 | 10.03 | |
Закрепление замка. Т.Б | 1 | 13.03 | |
50 - 55 | Колье и браслет «Безупречный жемчуг» с.62 | Изучение схемы изделия. | 1 | 17.03 | |
Низание бус в первую нить. Т.Б. | 1 | 20.03 | |
Низание бус в первую нить. Т.Б. | 1 | 31.03 | |
Низание бус во 2 нить. Т.Б. | 1 | 3.04 | |
Низание бус во 2 нить. Т.Б. Соединение. | 1 | 7.04 | |
Закрепление замка. Оформление. Т.Б | 1 | 10.04 | |
56 - 60 | Панно из бисера и бус. | Подготовка материала и картинки для панно. | 1 | 14.04 | |
Нанесение рисунка на панно. | 1 | 17.04 | |
Обвести клеем контур рисунка и положить кусочек пряжи. | 1 | 21.04 | |
Заполнение листьев бисером с помощью зубочистки. | 1 | 24.04 | |
61 - 64 | Колье «Викторианское ожерелье», с.38. | Разъяснение «классическое колье?». | 1 | 28.04 | |
Ознакомление с приемами ажурного плетения колье. | 1 | 5.05 | |
Низание бисера в указанной последовательности. Т.Б. | 1 | 8.05 | |
Закрепление замка, соединение, оформление. | 1 | 12.05 | |
65 - 68 | Колье «Любимый жемчуг» с. 77 | Изучение схемы изделия. | 1 | 15.05 | |
Низание бус в первую нить. Т.Б. | 1 | 19.05 | |
Низание бус во 2 нить. Т.Б. | 1 | 29.05 | |
Закрепление замка. Оформление. Т.Б | 1 | 26.05 | |
69-70 | Итог года | Оформление выставочных работ. Выставка – ярмарка | 2 | 29.05 | |
Использованная литература
1. Артамонова, Е. В. Бисер. Практическое руководство.- М. : Эксмо, 2007.- 270 с.
2.Базулина, Л. В. Бисер.- Ярославль: Академия развития, 2001.- 224 с.
3. Бернхем Стефани.100 оригинальных украшений из бисера: колье, браслеты, броши, серги./ пер. с англ.С.Н. Одинцовой. – М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. 144с.: цв.ил.
4. Золотарёва, Е. Н. Подарки из бисера.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176 с.
5.ВиноградоваЕ.Г. Фенечки из бисера. – М.:АСТ; СПб.: Сова, 2007. -96 с.: ил.
6. Ляукина М.В. Бисер. – М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2005. -152 с.: ил.7. Каменская С. Б. Бисероплетение.- М.: Культура и традиции, 2006.- 78 с.)
8. Лындина, Ю. Фигурки из бисера.- М.: Айрис-пресс, 2005.- 112 с.