СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"рабочая программа - коррекционный курс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Азбука здоровья» в третьем классе (вариант 2)  составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Просмотр содержимого документа
«"рабочая программа - коррекционный курс"»

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА № 6»


«Рассмотрено»

на МО учителей,

реализующих программы 2 варианта Руководитель МО

_____ / О.В. Дринь

Протокол № 1 от

«24» августа 2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

__________________

Г.Ю. Мажугина

«Утверждаю»

Директор

_____ / Н.В. Дринь

Приказ №____от

«____» _______2020 г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА

НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД


Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования

обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями),

вариант 2



Учитель

Дитюк Елена Павловна



г. Омск – 2020

Пояснительная записка


Рабочая программа «Азбука здоровья» в третьем классе (вариант 2) составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

      • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 года, приказ № 1599;

      • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365 с.;

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Адаптивная школа № 6» на 2020-2021 учебный год;

      • Учебный план казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа № 6» на 2020-2021 учебный год;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528;

Рабочая программа «Азбука здоровья» в третьем классе (вариант 2) составлена с опорой на следующие научные теории и подходы:

  • Концептуальные положения теории Л.С. Выготского;

  • Современные представления о сложном нарушении развития (Т.А. Власова, Мастюкова Е.М., В.Н. Чулков, Т.А. Басилова, Л.А. Головчиц);

  • Положения, раскрывающие сущность обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития (И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков, А.В. Апраушев, Е.Л. Гончарова, Л.А. Головчиц, Л.И. Тигранова, Я. Ванн Дайк и мн.др.);

  • Современные представления о детях с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Н.П. Вайзман, Г.Е. Сухарева, Г.В. Цикото, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная и др.);

  • Положения, раскрывающие сущность воспитания и обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото и др.);

  • Общие принципы обучения детей с умственной отсталостью (Э. Сеген, Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко и др.);

  • Специфические принципы обучения детей с умственной отсталостью (Т.А. Власова, И.Г. Еременко, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, В.Н. Синев и др.);

  • Компетентностный подход в обучении (И.А. Зимняя, Дж. Равен, А.В. Хуторский и мн.др.);

  • Концептуальные основы применения компьютерных технологий в специальном образовании (О.И. Кукушкина).

При разработке программы «Азбука здоровья» были использованы следующие программно-методические материалы:

  • Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой;

  • Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, НИИ дефектологии АПН СССР.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок попадает в ситуации, требующие от него использования знаний о своем здоровье и о здоровье окружающих. У большинства обычно развивающихся детей основы представления о своем здоровье формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными знаний о своем здоровье и о здоровье окружающих без специально организованного обучения.

Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей;

научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьясбережение.

Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих занятий, с применением такой формы работы, как фронтальная, дистанционно-групповая, дистанционно-индивидуальная. Ведущей формой работы учителя с учащимися на занятие является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

При проведении занятий по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств), практический (упражнения, практические работы).

Условно детей с тяжелыми множественными нарушениями развития можно разделить на три группы в соответствии с их характерными особенностями.

У первой группы детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с детьми, описанными выше. Интеллектуальное недоразвитие проявляется, преимущественно, в форме умеренной степени умственной отсталости. Большая часть детей данной группы владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых – речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций, препятствуют выполнению действия как целого. К этой группе детей относятся: Гопоненко Сергей, Бурмистров Денис, Ковальчук Всеволод., Лабунская Мария.

Особенности второй другой группы учащихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. У детей названной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти дети не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов. К этой группе детей относятся: Гасенко Евгений.

Третья группа детей имеет тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство детей этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи. Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких детей может быть различно по степени умственной отсталости и колеблется (от умеренной до глубокой). Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.


Общая характеристика учебного предмета


Программа представлена следующими разделами: «Основы знаний (введение)», «Школа - наш второй дом», «Я и моё здоровье», «Спорт-это здорово!», «Правила на всю жизнь», «Мир вокруг меня, и я в нём».

Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы здоровья-сбережения, является основным приемом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять здоровьесбережения в повседневной жизни. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по сохранению здоровья, необходимы ему для здорового образа жизни.

Программа «Азбука здоровья» предполагает следующие виды занятий: комбинированный и занятие отработки ЗУН учащихся. Независимо от вида занятий, основную часть составляет индивидуальная работа с каждым учеником.




Место учебного предмета в учебном плане


Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» является обязательной частью учебного плана.

Внеурочная деятельность «Азбука здоровья» в соответствии с учебным планом рассчитана на 2 часа в неделю. Общее количество часов: 68 ч (34 учебных недели).

I четверть – 16 ч.

II четверть – 16 ч.

III четверть – 20 ч.

IV четверть – 16 ч.

На основании Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 г. № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» и Годового календарного учебного графика КОУ «Адаптивная школа № 6» на 2020-2021 учебный год, программа коррекционного курса «Азбука здоровья» скорректирована. Общее количество часов: 64 ч.

I четверть – 17 ч.

II четверть – 15 ч.

III четверть – 18 ч.

IV четверть – 14 ч.

Примерные планируемые результаты освоения программы

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого учащегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории учащихся.


Ожидаемые личностные результаты:

  1. Осознавание своих возможностей;

  2. Понимание языка эмоций;

  3. Проявление собственных чувств;

  4. Использование речевых (жестовых) форм взаимодействия;

  5. Проявление интереса к совместной деятельности;

  6. Сообщение о дискомфорте;

  7. Проявление мотивации в обучении;

  8. Принятие помощи.


Возможные предметные результаты:

Личностные результаты: Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.

Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.

Формулировать самому простые правила поведения в природе.

Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.

Вырабатывать в  противоречивых жизненных ситуациях  правила поведения.

Предметные результаты: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Составлять план выполнения задач.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Составлять и отбирать информацию. Полученную из различных источников



Базовые учебные действия

  1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:

  • Спокойное пребывание в новой среде;

  • Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;

  • Принятие контакта, инициированного взрослым;

  • Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;

  • Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса: нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей; нахождение своего (рабочего) места за столом; нахождение своего набора индивидуальных заданий; нахождение места хранения набора индивидуальных заданий; нахождение места для отдыха; нахождение места, предназначенного для игровой деятельности; нахождение места хранения игрушек.

  1. Формирование учебного поведения:

  • Поддержание правильной позы;

  • Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;

  • Подражание простым движениям и действиям с предметами;

  • Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);

  • Использование по назначению учебных материалов;

  • Выполнение простых действий с картинками (по подражанию)

  • Выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу);

  • Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу);

  • Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);

  • Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии;

  • Выполнение речевых инструкций на групповом занятии;

  • Принятие помощи учителя на групповом занятии.

  1. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:

  • Выполнение задания полностью (от начала до конца);

  • Выполнение задания с заданными качественными параметрами;

  • Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.


Примерные критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Показатели сформированности представлений:

  • представление отсутствует: ребёнок не узнаёт объект/предмет (использование отсутствует);

  • представление сформировано частично: у ребёнка ограничено представление об объекте/предмете (использование с постоянной подсказкой: прямой, косвенной);

  • представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: прямой);

  • представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: косвенной);

  • представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (использование с периодической подсказкой: вербальной);

  • представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (самостоятельное использование).

Показатели восприятия материала:

  • понимает без визуализации;

  • понимает без визуализации частично;

  • не понимает без визуализации;

  • понимает с наглядным подкреплением;

  • понимает с наглядным подкреплением частично;

  • не понимает.

Показатели самостоятельности:

  • действие выполняется взрослым (ребенок пассивен);

  • действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;

  • действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;

  • действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (по изображению или вербально);

  • действие выполняется ребенком по подражанию или образцу;

  • действие выполняется ребенком самостоятельно.



Содержание учебного предмета

Обучение в школе, что оно несёт нам. Какие перспективы открывает школа перед человеком. Учимся, чтобы стать грамотным, принести пользу нашей Родине. Родословная семьи, знать своих предков хотя бы до четвёртого колена, малая родина, то место, где родился человек. Осознавать дошкольное прошлое и будущее (построение перспектив). Кем хочет стать, что для этого надо. Плохое и хорошее настроение, от чего зависит оно. Что надо делать, чтобы настроение было хорошим. Общение. Что надо, чтобы людям было приятно общаться с тобой.

Я и моё здоровье

Для чего нужно мыть фрукты, овощи, как правильно употреблять в пищу продукты питания. Как нужно относиться к своему здоровью. Научиться этикету за столом. Правильно. Признаки болезни: высокая температура, озноб, насморк, головная боль, боль в горле, тошнота, рвота. Раскрыть причины болезней. Организм защищает сам себя, Охрана здоровья и жизни детей учителями и родителями. В каком возрасте нужно учиться плавать, правила безопасности на воде. Потребность расти здоровым.

Лечебные учреждения, какие бывают врачи. Как организм себя защищает, как укреплять защитные функции организма, опасные инфекции, переносчики инфекции, вакцины. Аллергия на лекарства.

Спорт-это здорово!

Что такое подвижная игра? Понятие правил игры. Русские народные игры. Релаксационные игры. Подвижные игры на быстроту. Групповые игры. Игры русского народа. Игры на свежем воздухе. Для чего нужно умываться и купаться. Где скапливается грязь на теле человека, что способствует скоплению грязи, что случается с грязнулей. Что может случиться с глазами и зрением, комплекс зарядки для глаз. От чего защищает кожа, её устройство, травмы и заболевания кожи, правила ухода за ней. Молочные и постоянные зубы, как устроен зуб, болезни зубов, как чистить зубы, чем питаться, чтобы зубы были здоровыми. Устройство системы пищеварения, продукты наиболее полезные растущему организму. Зачем человеку сон, сколько надо спать, что делает сон полноценным. Почему мы простужаемся, простейшие способы закаливания. Что надо знать о лекарствах, как ими пользоваться.

Правила на всю жизнь

От чего зависит утомляемость, как организовать учебный и физический труд. Двигательная активность. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат человека, мышцы, значение, какие нарушения могут быть, как с этим бороться. Как мы дышим, заболевания дыхательной системы и их профилактика. Сердце, как оно работает, заболевание сердечно-сосудистой системы, профилактика, функции крови. Значение ходьбы для человека. Кожа, её функции, заболевания кожи и их профилактика. Строение глаза, функции газа, профилактика глазных заболеваний, повторить известные упражнения для глаз, выучить новые. Строение уха, заболевания органов слуха и их профилактика. Органы чувств, для чего они нужны. Строение системы пищеварения, заболевания и их профилактика. Лекарственные травы России и нашего края, как их использовать. Какие бывают витамины и для чего их применяют, правила предосторожности. Правила безопасность на улице, подвижные игры. Первая помощь при отравлении жидкостями, газами, пищей, дымом. Что такое тепловой удар, то происходит при этом в организме, как вести себя человеку, получившему тепловой удар. Как избежать теплового удара. Ожоги различной степени, первая помощь при ожогах, что такое отморожение, как избежать отморожений в сильный мороз, меры предосторожности. Переломы, вывихи, растяжение связок, разрыв связок, шины, способы наложения шин, как остановить кровоизлияние и кровотечение из носа. Игры.

Мир вокруг меня, и я в нём

Человек неповторим. Он индивидуален и имеет своё мнение, свои чувства. И мы должны это знать и уважать каждого человека. Твоя семья, её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого члена, профессии родственников. Твоя помощь семье. Обязанности членов семьи. Как происходит общение людей, для чего это нужно. Как надо вести себя в школе, от чего зависит настроение в школе, как его улучшить. Чем лучше заняться после школы. Вредные привычки, что мы о них знаем. Раскрыть изменения, происходящие c ребёнком. Что такое конфликтная ситуация. Как избежать конфликта, какие решения надо принимать для погашения назревшего конфликта. Может ли решить проблему драка. Что является причиной невыдержанности, как воспитать в себе сдержанность, капризные дети, как к ним относятся окружающие люди. Одна из вредных привычек: алкоголизм, что приводит к этому, как страдают люди вокруг алкоголика, последствия этого порока для самого пьющего человека и близких. Какие нарушения в осанке, от чего это бывает, как сохранить осанку, разучивание физических упражнений для сохранения осанки. Предметы и явления, которых часто боятся дети, почему их не надо бояться, как воспитать в себе уверенность и бесстрашие. В каких случаях и почему мы обманываем, к чему может привести притворство и хвастовство, как ложь становиться привычкой, «неправда – ложь» в пословицах и поговорках. Хорошо ли мы знаем своих родителей, чем они озабочены и чего ждут от нас, все родители хотят видеть своих детей счастливыми и успешными, гордиться детьми, как доставить радость родителям. Почему дарят подарки, как принимать подарок, когда надо отказаться от подарка, подарки не просят. Последствия курения для организма. Что значит одеваться со вкусом, как одеваться в определённых случаях. Почему надо быть осторожным при встрече с чужими людьми, каких правил необходимо придерживаться. Хорошо ли ведут себя дети в школьной столовой, дома в гостях, сервировка стола, правила поведения за столом. Внешняя и внутренняя культура человека, как научиться контролировать своё поведение. Умеем ли мы правильно говорить, слова-паразиты, жаргон, как говорить по телефону, обращение к людям, над чем нельзя шутить и смеяться.



Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Азбука здоровья»

3 класс

Программа «Азбука здоровья» рассчитана на 2 часа в неделю. Общее количество часов: 64 ч.

I четверть – 17 ч.

II четверть – 15 ч.

III четверть – 18 ч.

IV четверть – 14 ч.


Тематический план внеурочной деятельности

«Азбука здоровья» для 3 класса


Раздел

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

За год

Основы знаний (введение)

1

1

1

1

4

Школа - наш второй дом

3

2

5

Я и моё здоровье

2

4

3

4

13

Спорт-это здорово!

5

5

8

5

23

Правила на всю жизнь

3

3

4

3

13

Мир вокруг меня, и я в нём

1

1

2

2

6


15

16

18

15

64


I четверть 17 ч

№ п/п

Тема урока

часы


Основные виды учебной деятельности



Дата




1.

Инструктаж по технике безопасности Правила поведения в школе.

1

Выполнять простые подражательные движения по инструкции «делай вместе». Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика.

03.09.20

2.

Я – ученик.

1

Находить учебные принадлежности в пространстве класса.

07.09.20

3.

Подвижные игры «Гуси-лебеди».

1

Выполнять простые подражательные движения по инструкции «делай вместе». Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика.

10.09.20

4.

Я пришёл из школы.

1

Выполнять подражательных действий со сменой вида деятельности. Дид. игра «Мягкие пазлы». Работа со шнурками, карандашами

14.09.20

5.

Подвижные игры «У медведя во бору».

1

Воспроизводить по подражанию действия с предметами. Работа с раздаточным материалом. Развивать крупной моторики (ловкость)

17.09.20

6.

Какое Настроение?

1

Воспроизводить по подражанию действия с предметами. Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблонами.

21.09.20

7.

Советы Доктора Воды.

1

Наливать воду в стакан.

24.09.20

8.

Подвижные игры «Филин и пташки».

1

Воспроизводить по подражанию действия с предметами. Работа с раздаточным материалом. Развивать крупной моторики (ловкость)

28.09.20

9.

Друзья Вода и Мыло

1

Соблюдать последовательность при мытье рук, использовать принадлежности для мытья по назначению.

0110.20

10.

Вредные привычки.

1

Воспроизводить по подражанию действия с предметами. Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблонами.

05.10.20

11.

Подвижные игры «Палочка-выручалочка».

1

Воспроизводить по подражанию действия с предметами. Работа с раздаточным материалом. Развивать крупной моторики (ловкость)

08.10.20

12.

Чтобы уши слышали.

1

Воспроизводить по подражанию действия с предметами. Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблонами.

12.10.20

13.

Правила поведения на перемене.

1

Ориентироваться в помещении школы.

15.10.20

14.

Викторина по ПДД.

1

Переходить дорогу по светофору, различать цвета светофора.

19.10.29

15.

Подвижные игры «Ловушки с приседаниями».

1

Воспроизводить по подражанию действия с предметами. Работа с раздаточным материалом. Развивать крупной моторики (ловкость)

22.10.20

16.

Отдых на природе. Куда выбрасывать мусор?

1

Воспроизводить по подражанию действия с предметами. Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблонами.

2610.20

17.

Инструктаж по т/б. Правила поведения на улицах города.

1

Выполнять простые подражательные движения по инструкции «делай вместе». Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблонами

29.10.20














II четверть 15 ч

№ п/п

Тема урока

часы


Основные виды учебной деятельности


Дата

1.

Инструктаж по т/б. Правила поведения на спортивной площадке.

1

Воспроизводить по подражанию действия с предметами. Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблонами.

09.11.20

2.

Я – ученик.

1

Показывать / узнавать на картинке правила поведения на уроках.

12.11.20

3.

Подвижные игры «К своим флажкам».

1

Повторять движения, выполнение инструкций

16.11.20

4.

Вредные привычки.

1

Воспроизводить по подражанию действия с предметами. Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблонами.

19.11.20

5.

Подвижные игры «Пчёлы и медведи».

1

Восприятие и повтор движений

Играть в игру «Поймай меня». Соблюдения правил игры

23.11.20

6.

Почему болят зубы.

1

Соблюдать правила личной гигиены, правильно чистить зубы.

26.11.20

7.

Подвижные игры «Собери урожай».

1

Восприятие и повтор движений

Играть в игру «Поймай меня». Соблюдения правил игры

30.11.20

8.

Чтобы зубы были здоровыми.

1

Соблюдать правила личной гигиены, правильно чистить зубы.

03.12.20

9.

Подвижные игры «Принеси мяч».

1

Воспроизводить по подражанию действия с предметами. Работа с раздаточным материалом. Развивать крупной моторики (ловкость)

07.12.20

10.

Как сохранить улыбку красивой.

1

Соблюдать правила личной гигиены, чистить зубы.

10.12.20

11.

Подвижные игры «Мышеловка».

1

Восприятие и повтор движений

Играть в игру «Мышеловка». Соблюдения правил игры

14.12.20

12.

Поговорим о здоровье (здоровое питание). Копилка витаминов.

1

Показывать/ узнавать на картинке правила поведения в столовой. Работа с сюжетными картинкам. Пальчиковая гимнастика.

17.12.20

13.

Правила безопасности на льду

1

Выполнять инструкции педагога. Упражнения в ориентировании в комнате. Дид. игра «Мягкие пазлы». Работа со шнурками, лентами, карандашами.

21.12.20

14.

Обобщающие уроки «Доктора природы»

1

Задания на развитие мыслительных операций: «Дай такой». Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблонами. Дид. игра «Мягкие пазлы». Работа со шнурками, лентами, карандашами.

24.12.20

15.

Инструктаж по т/б. Правила поведения на улицах города.


1

Выполнять простые подражательные движения по инструкции «делай вместе». Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблонами

28.12.20


III четверть 18 ч

№ п/п

Тема урока

часы



Основные виды учебной деятельности

Дата

1.

Инструктаж по т/б. Правила поведения в спортзале

1

Воспроизводить по подражанию действия с предметами. Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблонами.

14.01.21

2.

Урок-игра «Энергия на весь день»

1

Вставать на четвереньки Закрепление навыка соблюдения правил игры

18.01.21

3.

На зарядку становись!

1

Восприятие и повтор движений

Играть в игру «Поймай меня». Соблюдения правил игры

21.01.21

4.

Урок о культуре поведения.

1

Показывать / узнавать на картинке правила поведения на уроках.

25.01.21

5.

Подвижные игры «Пустое место».

1

Слушать инструкцию учителя и выполнять правильно упражнения по показу

28.02.21

6.

Глаза-главные помощники человека

1

Ориентировка в собственном теле, показывать части лица на себе и на картинке.

01.02.21

7.

«Рабочие инструменты» человека.

1

Ориентировка в собственном теле, показывать части лица на себе и на картинке.

04.02.21

8.

Подвижные игры «Кто быстрее?»

1

Вставать на четвереньки Закрепление навыка соблюдения правил игры

08.02.21

9.

Зачем человеку кожа?

1

Ориентировка в собственном теле, показывать части тела на себе и на картинке.

11.02.21

10.

Подвижные игры «Жмурки».

1

Восприятие и повтор движений

Играть в игру «Поймай меня». Соблюдения правил игры

15.02.21

11.

Надёжная защита человека.

1

Ориентировка в собственном теле, показывать части тела на себе и на картинке.

18.02.21

12.

Если кожа повреждена.

1

Ориентировка в собственном теле, показывать части тела на себе и на картинке.

22.02.21

13.

Подвижные игры «Горелки», «Салки».

1

Восприятие и повтор движений

Играть в игру «Горелки», «Салки». Соблюдения правил игры

25.02.21

14.

Питание-необходимое условие для жизни человека.

1

Показывать/ узнавать на картинке правила поведения за столом. Работа с сюжетными картинкам. Пальчиковая гимнастика.

01.03.21

15.

Подвижные игры «Пятнашки».

1

Слушать инструкцию учителя и выполнять упражнения по показу

04.03.21

16.

Правила поведения на весеннем льду.

1

Выполнять инструкции педагога. Упражнения в ориентировании в комнате. Дид. игра «Мягкие пазлы». Работа со шнурками, лентами, карандашами.

11.03.21

17.

Обобщающие уроки «Доктора природы»

1

Узнавать и показывать ель; формирование обобщенного понятия «деревья».

15.03.21

18.

Инструктаж по т/б. Правила поведения в на пешеходном переходе.

1

Выполнять простые подражательные движения по инструкции «делай вместе». Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблонами

18.03.21


IV четверть 14ч

п/п

Тема урока

часы


Основные виды учебной деятельности

Дата


1.

Инструктаж по т/б. Правила поведения в доме

1

Слушать инструкцию учителя и выполнять упражнения по показу

01.04.21

2.

Поиграем в гости.

1

Выполнять простые подражательные движения по инструкции «делай вместе». Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблонами.

05.04.21

3.

Мы пешеходы и пассажиры.

1

Показывать / узнавать на картинке правила поведения на улицах города

08.04.21

4.

Подвижные игры «Эстафета по кругу».

1

Выполнять инструкции педагога, находить «лишний» предмет по цвету. Задания на развитие мыслительных операций: «Волшебный мешочек. Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблонами.

12.04.21

5.

Здоровая пища для всей семьи.

1

Сравнивать овощи по размеру.

15.04.21

6.

Подвижные игры «Охотники и зайцы».

1

Восприятие и повтор движений

Играть в игру «Поймай меня». Соблюдения правил игры

19.04.21

7

Скелет-наша опора.

1

Выполнение простых подражательных движений по инструкции "Делай со мной". Воспроизведение по подражанию действий с предметами Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблонами.

22.04.21

8.

Осанка-стройная спина.

1

По показу и самостоятельно катать шарики в определённом направлении. Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблонами.

26.04.21

9.

Подвижные игры «Совушка».

1

Восприятие и повтор движений

Играть в игру «Поймай меня». Соблюдения правил игры

29.04.21

10.

Сон-лучшее лекарство.

1

Воспроизводить по подражанию действия с предметами. Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблонами.

06.05.21

11.

Сохраним природу – сохраним здоровье.

1

Воспроизводить по подражанию действия с предметами. Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблонами.

13.05.21

12.

Подвижные игры «Эстафета с обручем».

1

Выполнять инструкции педагога, находить «лишний» предмет по цвету. Задания на развитие мыслительных операций: «Волшебный мешочек. Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблонами.

17.05.21

13.

Если хочешь быть здоров.

1

Соблюдать правила личной гигиены.

20.05.21

14.

Правила безопасности на воде

1

По показу и самостоятельно выбирать средства личной гигиены. Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика. Работа с шаблонами.

24.05.21

Методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Учебные пособия: натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.;

Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;

измерительные приборы: весы, часы и их модели.

Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.

Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья.

Учебно-методический материал Для проведения занятий необходимо:

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Азбука Здоровья» необходимы следующие принадлежности:

  • спортивный инвентарь;

Из материалов потребуются:

  • подборка видеофрагментов;

  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;

  • компьютер, принтер, сканер, ИД;

  • набор ЦОР по валеологии.

Литература

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.

  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). – Электронный ресурс: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – Электронный ресурс: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/11/08_ФГОС_УО_22.-11-20141.pd

4. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2013.-№5.-с.54.

5. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики. -2013.

6. Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2013.

7. Герасименко Н. П. Помоги сам себе. -2015.

8. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2014.

9.Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2014.

10. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. - М., 2013.

11. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе- М., 2013.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!