СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного курса «Мир сенсорики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа коррекционного курса «Мир сенсорики» составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15), приказа МАОУ СШ №3 «Об утверждении адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) МАОУ СШ №3» от 27.08.2018 № 212, в полном соответствии с программой образования, учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, на основе программы «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под ред. И.М. Бгажноковой.

Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью; отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений – в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих воспитанников отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.

Таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка. Программа  « Мир сенсорики»  рассчитана   на    5    лет    обучения .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса «Мир сенсорики»»

Приложение №10

к адаптированной основной общеобразовательной

программы образования обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

утвержденной приказом МАОУ СШ №3

от 27.08.2018 № №212

в редакции приказа от 27.08.2019 №225









Рабочая программа

коррекционного курса

«Мир сенсорики»





Содержание рабочей программы.

1.Пояснительная записка.

2.Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

3.Содержание учебного предмета.

4.Тематическое планирование







































1.Пояснительная записка.

Рабочая программа коррекционного курса «Мир сенсорики» составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), приказа МАОУ СШ №3 «Об утверждении адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) МАОУ СШ №3» от 27.08.2018 № 212, в полном соответствии с программой образования, учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, на основе программы «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под ред. И.М. Бгажноковой.

Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью; отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений – в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих воспитанников отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.

Таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка. Программа « Мир сенсорики» рассчитана на 5 лет обучения .

п/п

Класс

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

1

5

1

35

2

6

1

35

3

7

1

35

4

8

1

35

5

9

1

34

ИТОГО:

174 ч

Общее число учебных часов за период обучения с 5 по 9 класс составляет 174 ч.

Теоретической основой программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.

Цель реализации программы коррекционного курса - обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи реализации программы коррекционного курса:

  • формирование  умения воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное,  характерное (признаки, качества).

  • обучение   применению полученных знаний в  практической и познавательной деятельности.

  • формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия цвета, звуков, особых свойств предметов;

  • развитие слухоголосовых координаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;

  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.


2.Планируемые результаты освоения коррекционного курса.


Личностными результатами изучения коррекционного курса «Мир сенсорики» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

  • Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.

  • В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.

  • Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

  • Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

Предметные результаты:

Сформированность следующих умений:

  • Следить взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).

  • Следить взглядом за движущимся удаленным объектом.

  • Узнавать и различать цвета объекта.

  • Слуховое восприятие: следить за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука.

  • Соотносить звук с его источником.

  • Находить объекте, одинаковых по звучанию.

  • Адекватно реагировать на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).

  • Адекватно реагировать на вибрацию, исходящую от объектов.

  • Адекватно реагировать на соприкосновение тела с разными видами поверхностей

  • Различать материалы по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

Достижение базовых учебных действий:

познавательных учебных действий:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.

регулятивных учебных действий:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

коммуникативных учебных действий:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

  • Совместно договариваться о правилах


3.Содержание коррекционного курса

Программно-методический материал включает 5 разделов:

«Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Содержание коррекционного курса 5 класс.

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Кинестетическое восприятие

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела, вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).

Игры со средней мозаикой.Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу .

Зрительное восприятие

Нахождение различий у сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов. Запоминание нескольких предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Сравнение нескольких предметов по основным параметрам величины (размер, высота,

длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по нескольким признакам (по форме, величине, цвету и форме). Составление сериационных рядов из нескольких предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование

предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (детали с разрезами по диагонали).

Восприятие запаха.

Знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом, сравнение разных запахов, ароматы (парфюмерные, цветочные и др.).Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный).

Восприятие вкуса

Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варёноё), обозначение словом вкусовых ощущений. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов, дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее),

Слуховое восприятие

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

Тематическое планирование 5 класс

Название раздела

Кол-во часов

1

Кинестетическое восприятие

10

2

Зрительное восприятие

10

3

Восприятие запаха.

5

4

Восприятие вкуса

5

5

Слуховое восприятие

5


ИТОГО:

35


Личностными результатами изучения курса «Сенсорное развитие» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

  • Соотносить свои поступки и события с принятыми этическими принципами.

  • Фиксировать свои изменения, адекватно выражать их в речи.

  • Понимать чувства других людей, сопереживать им и проявлять эти чувства в поступках.

  • Точно выполнять движения по инструкции педагога.

  • Достаточный уровень предметных результатов

  • Обучающиеся должны уметь (при организующей и активизируюшей помощи):

  • Рисовать и обводить по трафарету, штриховать.

  • Определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом.

  • Различать и называть основные цвета и их оттенки.

  • Конструировать предметы из геометрических фигур.

  • Узнавать предмет по части.

  • Определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их.

  • Находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках.

  • Делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.

  • Различать вкусовые качества.

  • Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.

  • Различать характер мелодии.

  • Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении.

  • Соотносить времена года с названиями месяцев.

Минимальный уровень предметных результатов

Обучающиеся должны уметь (при организующей, активизируюшей и контролирующей помощи):

  • Различать, соотносить основные цвета. Называть основные цвета.

  • Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб.. Называть при контролирующей помощи круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

  • Сравнивать предметы по наиболее выраженным, характерным величинам ( наложением, приложением « на глаз»).

  • Сравнивать предметы по одному из признаков.

  • Ориентироваться в схеме тела по маркеру, после организующей помощи.

  • Иметь представления о сутках, днях недели .


Содержание коррекционного курса 6 класс.

Обследование детей.

Кинестетическое восприятие

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т. д.). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений.

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие — жесткие, мелкие — крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.

Зрительное восприятие

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей.

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы нескольких предметов. Сравнение двух объемных геометрических фигур — круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных

предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4—5 предметов по заданному признаку величины.

Восприятие запаха.

Знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом, сравнение разных запахов, ароматы (парфюмерные, цветочные и др.).Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный).

Восприятие вкуса

Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варёноё), обозначение словом вкусовых ощущений. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов, дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее),

Слуховое восприятие

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу.


Тематическое планирование 6 класс

Название раздела

Кол-во часов

1

Кинестетическое восприятие

10

2

Зрительное восприятие

10

3

Восприятие запаха.

5

4

Восприятие вкуса

5

5

Слуховое восприятие

5


ИТОГО:

35



Личностными результатами изучения курса «Сенсорное развитие» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

  • Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.

  • В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.

  • Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или

  • «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

  • Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

  • Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога.

Достаточный уровень предметных результатов

Обучающиеся должны уметь (при организующей и активизируюшей помощи):

  • Дорисовывать незаконченные изображения.

  • Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом.

  • Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.

  • Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур.

  • Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.

  • Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом.

  • Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.

  • Различать запахи и вкусовые качества, называть их.

  • Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.

  • Действовать по звуковому сигналу.

  • Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.

  • Определять время по часам.

Минимальный уровень предметных результатов

Обучающиеся должны уметь при организующей, активизируюшей и контролирующей помощи:

  • Различать, соотносить и называть основные цвета.

  • Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела.

  • Сравнивать предметы по наиболее выраженным, характерным величинам . Давать ответы на вопросы «где самый короткий ?».

  • Сравнивать предметы по нескольким признакам.

  • Ориентироваться в схеме тела по маркеру, после организующей помощи.

  • Иметь представления о сутках, днях недели .

Содержание коррекционного курса 7 класс.

Обследование детей.

Кинестетическое восприятие

Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений — имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.

Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее — легче — самый легкий); взвешивание на ладони;

определение веса на глаз. Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие — жесткие, мелкие — крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Игры с сюжетной мозаикой.

Зрительное восприятие

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы нескольких предметов. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сопоставление частей и деталей предмета по величине.

Составление сериационных рядов из нескольких предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких

деталей (5—6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4—5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Восприятие запаха.

Знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом, сравнение разных запахов, ароматы (парфюмерные, цветочные и др.).Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный).

Восприятие вкуса

Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варёноё), обозначение словом вкусовых ощущений. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов, дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее),

Слуховое восприятие

Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма. Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу.

Тематическое планирование 7 класс

Название раздела

Кол-во часов

1

Кинестетическое восприятие

10

2

Зрительное восприятие

10

3

Восприятие запаха.

5

4

Восприятие вкуса

5

5

Слуховое восприятие

5


ИТОГО:

35


Личностными результатами изучения курса «Сенсорное развитие» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

  • Фиксировать свои изменения, сравнивая прежние достижения с сегодняшними результатами, адекватно выражать их в речи.

  • Понимать чувства других людей, сопереживать им и проявлять эти чувства в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.

  • Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или

  • «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

  • Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

  • Достаточный уровень предметных результатов

  • Обучающиеся должны уметь (при организующей и активизируюшей помощи):

  • Дорисовывать незаконченные изображения.

  • Группировать предметы по заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом.

  • Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.

  • Конструировать предметы из нескольких деталей, геометрических фигур.

  • Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.

  • Зрительно дифференцировать несколько предметов по неярко выраженным качествам, определять их словом.

  • Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.

  • Различать запахи и вкусовые качества, называть их.

  • Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.

  • Действовать по звуковому сигналу.

  • Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.

  • Определять время по часам.

Минимальный уровень предметных результатов

Обучающиеся должны уметь при организующей, активизируюшей и контролирующей помощи:

  • Различать, соотносить и называть основные цвета.

  • Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела.

  • Сравнивать предметы по наиболее выраженным, характерным величинам . Давать ответы на вопросы «где самый короткий ?».

  • Сравнивать предметы по одному из признаков.

  • Ориентироваться в схеме тела по маркеру, после организующей помощи.

  • Иметь представления о сутках, днях недели .

  • Уметь воспроизводить дыхательные упражнения.

Содержание коррекционного курса 8 класс.

Обследование детей.

Кинестетическое восприятие

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений.

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

Зрительное восприятие

Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности.

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из нескольких предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец и т. д.). Узнавание целого по одному фрагменту.

Восприятие запаха.

Знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом, сравнение разных запахов, ароматы (парфюмерные, цветочные и др.).Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.).

Восприятие вкуса

Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варёноё), обозначение словом вкусовых ощущений. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов, дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее),

Слуховое восприятие

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.

Тематическое планирование 8 класс

Название раздела

Кол-во часов

1

Кинестетическое восприятие

10

2

Зрительное восприятие

10

3

Восприятие запаха.

5

4

Восприятие вкуса

5

5

Слуховое восприятие

5


ИТОГО:

35


Личностными результатами изучения курса «Сенсорное развитие» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

  • Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.

  • В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.

  • Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или

  • «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

  • Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

  • Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога.

  • Достаточный уровень предметных результатов

  • Обучающиеся должны уметь (при организующей и активизирующей помощи):

  • Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.

  • Пользоваться элементами расслабления.

  • Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.

  • Смешивать цвета, называть их.

  • Конструировать сложные формы из 6—8 элементов.

  • Находить нереальные элементы нелепых картинок.

  • Определять противоположные качества и свойства предметов.

  • Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.

  • Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.

  • Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.

  • Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.

  • Минимальный уровень предметных результатов

  • Обучающиеся должны уметь при организующей, активизирующей и контролирующей помощи:

  • Различать, соотносить основные цвета и оттенки. Называть основные цвета и оттенки.

  • Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела.

  • Сравнивать предметы по наиболее выраженным, характерным величинам . Давать ответы на вопросы.

  • Сравнивать предметы по нескольким признакам.

  • Ориентироваться в схеме тела по маркеру, после организующей помощи.

  • Иметь представления о сутках, днях недели .

  • Уметь воспроизводить дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, стимулирующие упражнения после показа и по инструкции ( простые упражнения и движения)

Содержание коррекционного курса 9 класс.

Обследование детей.

Кинестетическое восприятие

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров и т. д.). Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.). Нахождение на ощупь одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой. Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. Определение веса различных предметов на глаз. Измерение веса разных предметов на весах.

Зрительное восприятие

Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 7-8 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из нескольких элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из нескольких предметов.

Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец и т. д.). Узнавание целого по одному фрагменту.

Восприятие запаха.

Знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом, сравнение разных запахов, ароматы (парфюмерные, цветочные и др.).Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.).

Восприятие вкуса

Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варёноё), обозначение словом вкусовых ощущений. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов, дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее),

Слуховое восприятие

Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребенка и взрослого. Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона.

Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.

Тематическое планирование 9 класс

Название раздела

Кол-во часов

1

Кинестетическое восприятие

9

2

Зрительное восприятие

10

3

Восприятие запаха.

5

4

Восприятие вкуса

5

5

Слуховое восприятие

5


ИТОГО:

34


Личностными результатами изучения курса «Сенсорное развитие» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

  • Соотносить свои поступки и события с принятыми этическими принципами.

  • Анализировать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилием, трудолюбием, старанием.

  • Фиксировать свои изменения, сравнивая прежние достижения с сегодняшними результатами, адекватно выражать их в речи.

  • Понимать чувства других людей, сопереживать им и проявлять эти чувства в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Достаточный уровень предметных результатов

Обучающиеся должны уметь (при организующей и активизирующей помощи):

  • Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.

  • Пользоваться элементами расслабления.

  • Группировать предметы по самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.

  • Смешивать цвета, называть их.

  • Конструировать сложные формы из нескольких элементов.

  • Находить нереальные элементы нелепых картинок.

  • Определять противоположные качества и свойства предметов.

  • Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.

  • Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.

  • Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.

  • Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.

  • Определять возраст людей.

Минимальный уровень предметных результатов

Обучающиеся должны уметь при организующей, активизирующей и контролирующей помощи:

  • Различать, соотносить основные цвета и оттенки. Называть основные цвета и оттенки.

  • Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела.

  • Сравнивать предметы по наиболее выраженным, характерным величинам . Давать ответы на вопросы.

  • Сравнивать предметы по нескольким признакам.

  • Ориентироваться в схеме тела по маркеру, после организующей помощи.

  • Иметь представления о сутках, днях недели .

  • Уметь воспроизводить дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, стимулирующие упражнения после показа и по инструкции ( простые упражнения и движения)





Календарно - тематическое планирование 6 класс

п/п

Тема

Кол. час

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности обучающихся

Коррекционная работа

1

Первичное обследование

1


тест

Выявление уровня разви­тия.


2

Восприятие предметов по структуре поверхности: колючий-пушистый через тактильное взаимодействие с предметами – мячами, ежиком.







1


колючий-пушистый

Игры пальчико­вой гимнастики, музыкально-ритмиче­ские упражнения,

игры «Волшебная шкатулка», «Мешочек хорошего настроения»,

Формировать навыки выполне­ния действий по словесной инструк­ции педагога. Корригировать недо­статки восприятия через развитие уме­ния обследовать поверхности пред­мета, различать их по внешним при­знакам при выполнении предметных действий.

3

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – шелком, вельветом.

1


материал

шелк

вельвет


гладкий – шероховатый

шершавый


Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.


Игра «Угадай»


Групповая,

фронтальная. Игры пальчико­вой гимнастики, музыкально-ритмические



Игра « Вот все пальчики мои»

Корригировать недо­статки восприятия через развитие уме­ния обследовать поверхности пред­мета, различать их по внещним при­знакам при выполнении предметных действий, находить предметы с задан­ным признакам среди нескольких, вы­страивать сериационный ряд ( по за­данному признаку).

4

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шершавый через тактильное взаимодействие с материалами – шелком, вельветом.

1



Классификация материал

Теплый

Холодный

Плотность


Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная.



Игра «Найди такой же».




Корригировать недо­статки восприятия через развитие уме­ния обследовать поверхности пред­мета, различать их по внещним при­знакам при выполнении предметных 6действий, находить предметы с задан­ным признакам среди нескольких, вы­страивать сериационный ряд ( по за­данному признаку)

5

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – фольгой, атласной лентой.

1


Фольга

Атлас

Лента

Длинный

Короткий


Игра «Завяжи бант»

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Игры пальчико­вой гимнастики,. Описание предмета по алгоритму, игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнении.

коррекция недостатков мышления через развитие умения обследовать предметы

6

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – мягкой игрушкой, пластмассовым шариком.

1


Мягкий

Твердый

Взаимодействие

Пластмасс

Паралон


Игры« Сбей кегли»,

«Виноградная гроздь из поролона»

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчико­вой гимнастики, музыкально Описание предмета по алгоритму, игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнении.

Формировать навыки выполне­ния действий по словесной инструк­ции педагога. Корригировать недо­статки восприятия через развитие уме­ния обследовать поверхности пред­мета,

7

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – жесткий , через тактильное взаимодействие с предметами – ватой, кусочком металла.

1


Вата

Металл

Железо

Пух

Игра Лебедь»

«Снежная крепость»

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики.Описание предмета по алгоритму, игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнении.

Коррекция недостатков мышления через развитие умения обследовать предметы Коррекция кинестетического и кинетического ощущения через игр.упражнения

8

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – жесткий , через тактильное взаимодействие с предметами – резиновым мячиком, деревянным кубиком




1


Резина

Дерево

Описание

Состав

Игра « Подбери колеса к машине»,

«Слоненок»

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.Групповая, фронтальная., Описание предмета по алгоритму, игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнении.

коррекция недостатков сенсорного восприятия через закрепление сенсорных эталонов. Коррекция кинестетического и кинетического ощущения через игр.упражнения

9

Восприятие предметов по форме: шар – куб, через тактильное взаимодействие с предметами.

1


Тактильное взаимодействие

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчико­вой гимнастики, Описание предмета по алгоритму, музыкально-ритмические упражнении.



Игра « Шарики»,

Игра « Развивающий куб»


Формировать навыки выполне­ния действий по словесной инструк­ции педагога. Корригировать недо­статки восприятия через развитие уме­ния обследовать поверхности пред­мета, различать их по внешним при­знакам при выполнении предметных действий, находить предметы с задан­ным признакам среди нескольких, вы­страивать сериационный ряд(по за­данному признаку).

10

Восприятие предметов по размеру: большой – маленький через тактильное взаимодействие с предметами.

1


Большой

маленький



Игра

« Сравни»

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчико­вой гимнастики, музыкально

коррекция недостатков сенсорного восприятия через закрепление сенсорных эталонов



11

Восприятие предметов по размеру: крупный –средний- маленький через тактильное взаимодействие с предметами.

1


Большой

Средний

Маленький


Игра

« Большой

Средний

Маленький»

Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчико­вой гимнастики, музыкально

коррекция недостатков сенсорного восприятия через закрепление сенсорных эталонов

12

Восприятие предметов по цвету: красный

1


Цвет

Основной цвет


Игра

«Палитра художника»

Игры на определение и различение цве­тов и их оттенков , музыкально-ритмические упраж­нения, игры пальчиковой гимнастики

Формировать умение различать, назы­вать основные цвета .Воспитывать вниматель­ность, усидчи­вость. Развивать па­мять, воображение. Развитие зри­тельного восприятия цвета.

13

Восприятие предметов по цвету: желтый

1


Цвет

Основной цвет


«Радуга»

Игры на определение и различение цве­тов и их оттенков, музыкально-ритмические упраж­нения, игры пальчиковой гимнастики

Формировать умение различать, назы­вать основные цвета .Воспитывать вниматель­ность, усидчи­вость. Развивать па­мять, воображение. Развитие зри­тельного восприятия цвета.

14

Восприятие предметов по цвету: белый.

1


Цвет

Игра «растяжка цвета»

Игры на определение и различение цве­тов и их оттенков ,

музыкально-ритмические упраж­нения, игры пальчиковой гимнастики

Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать эле­ментарные выводы.

15

Восприятие предметов по цвету: синий

1


Цвет


«Раскраска по номерам»

Игры на определение и различение цве­тов и их оттенков, музыкально-ритмические упраж­нения, игры пальчиковой гимнастики

Формировать умение различать, назы­вать основные цвета и оттенки цветов. Воспитывать вниматель­ность, усидчи­вость. Развивать па­мять, воображение.

16

Восприятие предметов по цвету: зелёный

1


Цвет


«Раскраска по цифрам»

Игры на определение и различение цве­тов и их оттенков, музыкально-ритмические упраж­нения, игры пальчиковой гимнастики

Развитие зри­тельного восприятия цвета. Закре­пить в речи детей названия крас­ного, синего и желтого цве­тов.   Развивать цветовосприятие красного, синего и желтого, зеле­ного цветов

17

Восприятие предметов по цвету: оранжевый

1


Смешение цветов

Оттенок

«Реши и раскрась»

Игры на определение и различение цве­тов и их оттенков

Формировать умение различать, называть основные цвета и оттенки цветов.

18

Части тела

1


Части тела





Игра

«Собери ребенка»

Игры и упражнения на развитие ориенти­ровки в собственном теле ,дифференциация правой/левой руки; пра­вой/левой ноги; правой/левой части тела. музыкально-ритмические упражнения.

развитие сенсорной сферы и позна­вательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о своем теле.

19

Составление композиций из геометрических фигур.

1


композиция

геометрические фигуры



Аппликация из геометрических фигур

«Клоун, цыпленок»

Упражнения на мелкую моторику и графомоторные навыки: плавность, точность, скоординированность движений рук. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.


Развитие логического мышления, памяти, произвольного внимания, закреплять знания о геометрических фигурах; сформировать опыт само­стоятельного преодоления затруд­нения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;

20

Шумящие коробочки. Слуховое восприятие.

1


Шумящие коробочки

Пустой

Полный



Игра «Шумящие коробочки»

музыкально-ритмические упражнения , упражнения пальчиковой гимнастики,игры на развитие слухового восприятия.

Корригировать недостатки слухо­вого восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слу­ховых образах

21

Выполнение движений и поз головы по показу, вербализация собственных ощущений

1


равновесие



комплекс упр.

«Матрешки»,

«Утята»

Комплексы упражнений с гимнастическими предметами на голове (мешочек с песком, кубик и т. д) стоя у стены, в движении, под музыку

Корригировать недостатки общей моторики через достижение координации дыхания, речи и движений тела.

22

Письмо в рисунках




1


Письмо

Шифр

Назвать предметы по их контурам;

Назвать недорисованные предметы или буквы; Назвать перечеркнутые изображения; Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга;

«Чего не стало?». «Что изменилось?» Тексты без границ слов.

Комплексы упражнений на развитие зрительного восприятия, игры пальчиковой гимнастики, игры на развитие графических навыков

Корригировать недостатки зрительного восприятия и мелкой моторики.

23

Различение материалов по температуре (холодный-горячий)

1


Холодный

Горячий

Температура

Материал

Игра«Горшочек»


Отгадывание загадок, игры-эксперименты

«Из чего сделаны предметы?»

Коррекция кинестетического и кинетического ощущения через игр.упражнения

24

Различение материалов по влажности (мокрый-сухой)

1


Влажность

Мокрый

Сухой

материал

Отгадывание загадок, игры-эксперименты

игра «Стирка белья»

Коррекция кинестетического и кинетического ощущения через игр.упражнения

25

Различение материалов по по вязкости (жидкий -густой)

1


Вязкость

Жидкость

густота


Отгадывание загадок, игры-эксперименты

«Что это?»

Коррекция кинестетического и кинетического ощущения через игр.упражнения

26

Бытовые шумы и звуки природы

1


Бытовой шум

Звуки природы

природа

Игры на определение речевых и неречевых звуков. «Чудо-звуки», «Что звучит», «где что?»

Коррекция слуховой памяти, внимания.

27

«Звуки на улице».

1


Звук

Улица

Помещение

Игра « Кто внимательней»

«Угадай на чем играю»

Игры на развитие слухового восприятия, внимания и памяти. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения.

Расширять практический опыт детей, их знания и представления об окружающем мире. Формировать способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.

28

Развитие общей и мелкой моторики, координации движения.

1


Подвижное упр.«Туман»

«Корзина с овощами».


музыкально-ритмические упражнения , упражнения пальчиковой гимнастики. упражнения для координации разных ча­стей тела.

Формировать умение произвольно концентрировать внимание на отдельных группах мышц. Воспитывать чувство ответственности за свои действия.

29

«Сверху – снизу и справа – слева».

1


Сверху

Снизу

Справа

Слева

««Жмурки с колокольчиком»  


Развивать слуховое внимание, определение направления звука. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения.

Развитие мыслительных процессов. Коррекция недостатков произвольности и внутреннего плана действий

30

«Счет на слух»

1


Устный счет

Звукоподражание

«Цепочка вычислений»

Игры на различение и запоминание цепочки чисел, запоминание последовательности звучаний Игры пальчиковой гимнастики.


Формировать навыки выполнения действий по подражанию, по словесной инструкции.

31

«Найди пару»

1


Пара


«Найди туфельку для

Золушки »


игры на развитие произвольного внимания и зрительной памяти.

Формировать навыки целостного восприятия; умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов.

32

«Найди такую же фигуру»

1


Одинаковый

Разный

Похожий

Непохожий

Игры на сенсорное восприятие детей, умение выделять и соотносить цвета; закрепление знания о геометрической фигуре – круг; закреплекние понятий «одинаковые» - по цвету, по форме и по размеру; на развитие мелкой моторики рук;

формирование навыков зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания

33

«Сложи картинку»

1


Картинка

Целое

Часть

Упражнения серии – “Учимся смотреть и видеть” на формирование у ребенка гностических (познавательных) зрительных функций: зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный анализ) и объединение частей в целое (зрительный синтез);

Формировать навыки целостного восприятия; умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов.

34




«Стрелочки »

1


Верх

Низ

Право

Лево


«Колокольчик»

Игры на формирование и развитие зрительного внимания и восприятия и представлений о системе координат: “сверху – снизу”, “спереди – сзади”, “слева – справа.

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действие с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру.

35

Итоговая диагностика обучающихся


1


диагностика

Выявление динамики в развитии.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!