СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа химия 9 класс ФГОС

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по химии для учащихся 9 класса ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа химия 9 класс ФГОС»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Войновская средняя общеобразовательная школа №9 имени В.И.Сагайды



«Утверждаю»

Директор МБОУ ВСОШ№9им.В.И.Сагайды

_________(Красильникова С.Ю.)

Приказ от «29»августа 2019г. №157




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ХИМИИ

Уровень образования(класс) основное общее образование, 9 класс

Количество часов 67

Учитель: Красильникова Светлана Юрьевна



Программа разработана на основе примерной программы основного общего

образования по химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений,

автор О.С. Габриелян. - М. : Дрофа, 2010 .















2019-2020 учебный год





1. Пояснительная записка


Рабочая программа курса химии составлена на основе документов:



  1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ

  2. Федерального государственного стан­дарта основного общего образования

(2010 г.),

  1. Фундаментального ядра содержания общего образования.

  2. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ВСОШ№9 им.В.И.Сагайды.

  3. Учебного плана МБОУ ВСОШ№9 им.В.И.Сагайды на 2019-2020 учебный год.

  4. Примерная программа основного общего образования по химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, автор О.С.Габриелян, М.: Дрофа, 2012 г.

  5. Положения о рабочей программе педагога МБОУ ВСОШ№9 им.В.И.Сагайды.

  6. Календарного учебного графика МБОУ ВСОШ №9 им.В.И.Сагайды на 2019-2020 учебный год.

Для 9 класса данной рабочей программой предусматривается за год 68 часов для обязательного изучения химии на базовом уровне, в неделю – 2 часа, плановых контрольных уроков – 4 часа, практических занятий –6 часов.

В соответствии с календарным учебным графиком школы и расписанием учебных занятий на 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 67 часов (объединены темы уроков №64-65).

Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника «Химия» для 9 класса, автор О.С.Габриелян, Москва, « Дрофа», 2018г.


2. Планируемые результаты изучения предмета


Предметные результаты: Выпускник научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

  • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

  • различать химические и физические явления;

  • называть химические элементы;

  • определять состав веществ по их формулам;

  • определять валентность атома элемента в соединениях;

  • определять тип химических реакций;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

  • составлять формулы бинарных соединений;

  • составлять уравнения химических реакций;

  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

  • вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

  • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

  • получать, собирать кислород и водород;

  • распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

  • раскрывать смысл закона Авогадро;

  • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

  • характеризовать физические и химические свойства воды;

  • раскрывать смысл понятия «раствор»;

  • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

  • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;

  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

  • раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

  • раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

  • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

  • определять вид химической связи в неорганических соединениях;

  • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

  • раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

  • определять степень окисления атома элемента в соединении;

  • раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

  • объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

  • составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

  • определять возможность протекания реакций ионного обмена;

  • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

  • определять окислитель и восстановитель;

  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

  • классифицировать химические реакции по различным признакам;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

  • проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

  • распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

  • называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

  • определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

  • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

Личностные результаты: выпускник научится умениям формировать ценности здорового и безопасного образа жиз­ни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасно­го поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью. формирование основ экологической культуры, соответству­ющей современному уровню экологического мышления. Выпускник получит возможность научиться проводить опыты экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты: выпускник научится самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей по­знавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения це­лей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои дей­ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия ре­шений и осуществления осознанного выбора в учебной и познава­тельной деятельности;умение определять понятия, создавать обобщения, устанав­ливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать при­чинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и симво­лы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;умение организовывать учебное сотрудничество и совмест­ную деятельность с учителем и сверстниками; работать ин­дивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятель­ности; владение устной и письменной речью, монологической кон­текстной речью; формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; формирование и развитие экологического мышления, уме­ние применять его в познавательной, коммуникативной, социаль­ной практике и профессиональной ориентации.

Выпускник получит возможность научиться самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем; планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследования.


3. Содержание учебного предмета.


Тема . Характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов

Д. И. Менделеева.

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Демонстрации.

Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3-го периодов. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ.

Лабораторные опыты.

Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ.

Тема. Металлы

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий.Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо.Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3 . Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации.Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. Ознакомление с рудами железа. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. Взаимодействие кальция с водой. Получение гидроксида кальция и исследование его свойств. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.

Практическое занятие. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.

Тема. Неметаллы

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева,особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) какмера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».Водород.Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Вода.Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.

Общая характеристика галогенов.Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства.Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера.Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот.Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV).Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотныеудобрения.

Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод.Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний.Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатнойпромышленности.

Демонстрации.

Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты.Получение и распознавание водорода. Исследование поверхностного натяжения воды. Растворение перманганата калия или медного купороса в воде. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). Свойства разбавленной серной кислоты. Изучение свойств аммиака. Распознавание солей аммония. Свойства разбавленной азотной кислоты. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. Распознавание фосфатов. Горение угля в кислороде. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. Переход карбонатов в гидрокарбонаты. Разложение гидрокарбоната натрия.

Практическое занятие. Решение экспериментальных задач. Подгруппа галогенов.

Практическое занятие. Решение экспериментальных задач.Подгруппа кислорода.

Практическое занятие. Получение, собирание и распознавание газов.


Тема Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов.Значение периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличиеграницы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории ЭД

4. Календарно-тематическое планирование

урока

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения




По плану

По факту


Тема.Характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.




------

-------

1

Характеристика химического элемента

1

03.09


2

Свойства оксидов, кислот

1

05.09


3

Свойства оснований и солей

1

10.09


4

Окислительно – восстановительные реакций.

1

12.09


5

Амфотерные оксиды и гидроксиды

1

17.09


6

Периодический закон химических элементов

1

19.09


7

Химическая организация живой и неживой природы

1

24.09


8

Классификация химических реакций

1

26.09


9

Понятие о скорости химической реакции

1

01.10


10

Катализаторы

1

03.10


11

Обобщение знаний. Характеристика химических элементов и химических реакций.

1


08.10


12

Контрольная работа. Характеристика химических элементов и химических реакций

1

10.10



Тема. Металлы.


-----

------

13

Положение металлов в системе, строение.

1

15.10


14

Химические свойства металлов

1

17.10


15

Металлы в природе.

1

22.10


16

Решение расчетных задач. Массовая доля продукта реакции

1

24.10


17

Понятие о коррозии металлов

1

05.11


18

Щелочные металлы, общая характеристика.

1

07.11


19

Соединения щелочных металлов.

1

12.11


20

Щелочноземельные металлы

1

14.11


21

Соединения щелочноземельных металлов.


19.11


22

Алюминий, свойства, получение, применение.

1

21.11


23

Соединения алюминия

1

26.11


24

Практическое занятие. Осуществление превращений. Правила ТБ

1

28.11


25

Железо, свойства, нахождение в природе

1

03.12


26

Соединения железа +2,+3 их качественное определение.

1

05.12


27

Практическое занятие.Получение и свойства соединений металлов. Правила ТБ

1


10.12


28

Практическое занятие.Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов Правила ТБ

1


12.12


29

Обобщение знаний. Металлы.

1

17.12


30

Контрольная работа. Металлы.

1

19.12



Неметаллы.

1

------

--------

31

Общая характеристика неметаллов.

1

24.12


32

Свойства неметаллов.

1

26.12


33

Водород, получение, свойства, применение.

1

14.01


34

Вода.

1

16.01


35

Галогены

1

21.01


36

Соединения галогенов.


23.01


37

Практическое занятие. Решение экспериментальных задач.Подгруппа галогенов Правила ТБ

1


28.01


38

Кислород, получение, свойства, применение.

1

30.01


39

Сера, получение, свойства и применение.

1

04.02


40

Соединения серы

1

06.02


41

Серная кислота как электролит и ее соли

1

11.02


42

Серная кислота как окислитель. Получение и применение

1

13.02


43

Практическое занятие. Решение экспериментальных задач.Подгруппа кислорода Правила ТБ

1


18.02


44

Азот и его свойства.

1

20.02


45

Аммиак и его свойства. Соли аммония.

1

25.02


46

Оксиды азота

1

27.02


47

Азотная кислота как электролит, её применение

1

03.03


48

Азотная кислота как окислитель, её получение

1

05.03


49

Фосфор. Соединения фосфора, фосфорные удобрения

1

10.03


50

Углерод: положение, получение, свойства, применение.

1

12.03


51

Оксиды углерода.

1

17.03


52

Угольная кислота и её соли. Жесткость воды и способы её устранения



1

19.03


53

Кремний: положение, получение, свойства, применение.

1

31.03


54

Соединения кремния.

1

02.04


55

Силикатная промышленность.

1

07.04


56

Практическое занятие. Получение, собирание и распознавание газов Правила ТБ



1

09.04


57

Обобщение знаний. Неметаллы.

1

14.04


58

Контрольная работа. Неметаллы.

1

16.04



Обобщение знаний по химии за курс основной школы.


______

______

59

Периодический закон Д. И. Менделеева

1

21.04


60

Закономерности изменения свойств элементов

1

23.04


61

Классификация химических реакций

1

28.04


62

Классификация неорганических веществ

1

30.04


63

Ионные уравнения реакций.

1

07.05


64

Генетические ряды элементов металлов

1

12.05


65

Генетические ряды элементов неметаллов

66

Окислительно- восстановительные реакции.

1

14.05


67

Контрольная работа. Классы веществ.

1

19.05


68

Обобщение знаний за курс неорганической химии

1

21.05



Всего

67




Рассмотрено

Протокол заседания ШМО МБОУ ВСОШ №9

им. В.И.Сагайды

от «____» ___________ 2019г. № ________

Руководитель МО

___________________/ Н.Д. Ященко /


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

___________________/С.В.Ищенко/

«____» ___________ 2019г.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!