СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "История Ставропольского края"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "История Ставропольского края"»







Рабочая программа по факультативу

«История Ставрополья»

10 класс



Линия УМК Колесникова М.Е. и др.

Учебник «История Ставрополья».10 класс.-М.:Просвещение,2021.






1 час в неделю

10 класс - 17 часов за год
















2021-2022 учебный год


Планируемые результаты освоения курса

«История Ставрополья»

2021-2022 учебный год

10 класс

Личностные

• Российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа, жителей Ставропольского края и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

• уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свою Родину, Ставропольский край, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

• формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

• воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации, на территории Ставропольского края. 

Метапредметные

• Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

• оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

• выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

• искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

• использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

• менять и удерживать позиции в познавательной деятельности;

• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные

• Рассматривать историю Ставропольского края как неотъемлемую часть истории России;

• знать основные даты и временны́е периоды истории Ставрополья;

• определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;

• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Ставропольского края;

• представлять культурное наследие Ставропольского края;

• работать с историческими документами, сравнивать различные исторические документы по истории Ставропольского края, давать им общую характеристику;

• анализировать информацию из различных источников;

• соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями региональной истории;

• использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;

• использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;

• составлять описание исторических объектов и памятников Ставропольского края на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;

• работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;

• читать легенду исторической карты;

• владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

• демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по истории Ставропольского края;

• оценивать роль личности в истории Ставропольского края;

• ориентироваться в дискуссионных вопросах истории Ставропольского края ХХ в. и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

 

 






Содержание курса «История Ставрополья»

2021-2022 учебный год

10 класс


Ставрополье в годы Первой мировой войны

Влияние Первой мировой войны на политическую и социальную ситуацию, хозяйственную жизнь в стране и на Ставрополье. Поиск новых подходов к организации хозяйственной жизни в условиях войны. Затруднения, связанные со сложностями функционирования транспортной системы. Освоение выпуска военной продукции на Ставрополье. Проблема беженцев. Перелом в массовом сознании населения, недовольство политикой властей. Ухудшение ситуации с продовольственным снабжением населения. Стихийные волнения женщин-солдаток «на почве экономических отношений с торговцами». Героизм ставропольцев на фронтах Первой мировой войны.

Великая российская революция 1917 г. и Ставрополье:

события и последствия

Причины и ход развития революционных действий на Ставрополье. Рост политической активности населения. Влияние эсеров. Политическая агитация и просвещение масс в ходе революции. Антивоенные настроения в обществе. Рост дезертирства. Кризис доверия власти. Выступление генерала Корнилова. Рост влияния большевиков в регионе. Разрушение хозяйственной жизни и радикализация массовых настроений. Усиление притока солдат-дезертиров с фронта и поддержка партии большевиков. Провозглашение Ставропольской советской республики.

Гражданская война на Ставрополье

Истоки Гражданской войны. Национализация промышленных предприятий и их закрытие. Рост безработицы на Ставрополье. Реализация Декрета о земле и перераспределение земель в пользу бедняков и малоимущих. Усиление классового раскола в обществе. Основные события Гражданской войны на Ставрополье. Ожесточенность противоборства сил Белого движения и Красной Армии. Падение советской власти на Ставрополье в 1919 г. Рост массового недовольства крестьянства политикой белых. Наступление Красной Армии и поражение антисоветских сил в 1920 г.

Ставрополье в годы нэпа

Влияние нэпа на вывод Ставрополья из состояния послевоенной разрухи, преодоление последствий засухи и голода 1921–1922 гг. Появление коммун, сельхозартелей, ТОЗов и колхозов. Декрет ВЦИК и СНК от 17 марта 1922 г. и его последствия для крестьянства Ставрополья. Восстановление промышленного производства и развитие производственной кооперации на Ставрополье. Экономические декреты 1920–1921 гг. Развитие советской системы образования. Возникновение противоречий в социально-экономическом развитии и постепенное свертывание нэпа.

Коллективизация и ее последствия

Идейные истоки коллективизации. Хлебозаготовительный кризис и переход к форсированному курсу коллективизации. Коллективизация на территории Ставропольского и Терского округов. Причины, побуждавшие крестьян вступать в колхозы. Постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Коллективизация и ее основные этапы. Раскулачивание: политика и практика. Хлебозаготовки и голод 1932–1933 гг. на Ставрополье.



Формирование советского культурного пространства

на Ставрополье в 1920–1930-х гг.

Борьба с безграмотностью на Ставрополье в рамках «культурной революции». Деятельность чрезвычайных комиссий по ликвидации неграмотности. Поиски новых форм педагогической работы. Формирование структуры высшего профессионального образования. Складывание пространства художественной культуры. Развитие театрального искусства, библиотечной сети и краеведения. Деятельность АХРР. Периодическая печать и музыкальная жизнь Ставрополья. Укрепление межнационального культурного диалога. Антирелигиозная пропаганда. Результаты культурных преобразований на Ставрополье.

Ставрополье в годы Великой Отечественной войны: 1941–1942 гг.

Первые сообщения о начале войны на Ставрополье. Задачи мобилизации: призыв на фронт и перестройка экономики края на выпуск военной продукции. Работа аграриев края, движение передовиков на предприятиях. Сбор средств и оказание помощи фронту. Работа госпиталей по приему раненых с фронта. Помощь освобожденным территориям.

Битва за Кавказ: 1942–1943 гг.

Наступление немецко-фашистских захватчиков на Сталинград и Кавказ. Планы военного командования вермахта. Боевые действия в предгорьях Кавказа и на перевалах Главного Кавказского хребта. Оккупационный режим на территории края. Борьба партизан и подпольщиков с захватчиками. Изгнание врага с территории Кавказа.

Возрождение Ставрополья после освобождения от немецко-фашистской оккупации

Экономика края в период после оккупации. Проблемы восстановления сельского хозяйства и промышленности края. Помощь Ставрополью из других регионов СССР. Активное вовлечение Ставропольского края в помощь соседним регионам и фронту. Итоги восстановления экономики.

Ставропольцы на фронтах Великой Отечественной войны

Участие ставропольцев в боях против немецко-фашистских захватчиков. Военные операции, участниками которых стали жители края. Подвиги, совершенные ставропольцами. Боевые заслуги соотечественников. Боевой вклад женщин Ставрополья в победу над врагом. Оценка советским командованием деятельности героев.

Экономическое развитие Ставропольского края

во второй половине XX в.

Основные направления восстановления народного хозяйства края. Проблемы воссоздания сельского хозяйства. Восстановление промышленности и сельского хозяйства. Строительство новых промышленных предприятий на Ставрополье. Развитие средств коммуникации и транспорта. Итоги развития края в период 1945–1980 гг.

Общественно-политическая и культурная жизнь

Ставропольского края во второй половине XX в.

Социальные изменения в структуре населения, жизни и быту во второй половине XX в. Эволюция хозяйственных процессов на Ставрополье, решение жилищной проблемы. Развитие городов-курортов. Формирование системы образования, физической культуры и спорта в крае. Развитие науки. «Оттепель» в литературе и искусстве на Ставрополье. Деятельность творческих коллективов Ставрополья.

Ставрополье в период политических

и социально-экономических трансформаций конца 1980-х — 1990-х гг.

Участие ставропольского общества в формировании новой российской государственности. Новые политические партии и движения. Экономика «лихих 90-х». Переход к рыночной экономике — основное содержание процессов в экономической сфере региона. Многообразие процессов этнического и религиозного возрождения. Культура, наука, здравоохранение и образование. Религия и церковь.

Ставрополье в 2000-х гг.: вызовы времени и задачи модернизации

Социально-экономическое развитие Ставрополья в начале XXI в. Аграрно-индустриальный характер экономики Ставрополья. Роль сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК). Проблемы развития промышленности края. Современные вызовы. Факторы формирования негативного имиджа северокавказского региона и Ставрополья, меры по их преодолению. Задачи модернизации. Приоритетные направления «инвестиций в человека».



Становление системы самоуправления на Ставрополье

Начало оформления российской системы самоуправления. Важные вехи становления институциональных форм местного самоуправления. Муниципальные образования Ставрополья в 1990-х гг. Реформирование муниципальной власти в начале XXI в. Развитие органов местного самоуправления.

Кавказские Минеральные Воды:

рекреационный ресурс в новых экономических условиях

Факторы, определяющие статус Кавказских Минеральных Вод как курортной зоны. Климатические зоны КМВ и их особенности. КМВ в 1990-х гг. Решение проблем в сфере туристско-рекреационного комплекса в условиях нестабильности геополитического положения и экономической ситуации. Перспективы и задачи развития КМВ. Необходимость обеспечения перехода от поддержки рекреационных территорий к созданию экономических и правовых условий для развития сферы отдыха и туризма.

Культурно-интеллектуальная сфера Ставрополья

в конце XX — начале XXI в.

Образовательная система края: среднее образование; система профессионального образования; система высшей школы. Усилия по преодолению проблем финансирования образования и процесс компьютеризации образовательных организаций. Региональная наука. Дорогостоящие научные разработки научных организаций на территории края в условиях рыночных отношений. Сфера культуры. Укрепление духовной связи поколений, способствование утверждению принципов согласия и толерантности, сближению и взаимопониманию культурными средствами края.















Календарно-тематическое планирование по истории Ставрополья

2021 – 2022 учебный год

10 класс


п/п

тема

дата

план

факт

1

Ставрополье в годы Первой мировой войны



2

Ставрополье в 1917 году



3

Гражданская война на Ставрополье



4

Ставрополье в годы нэпа



5

Коллективизация и ее последствия



6

Формирование советского культурного пространства на Ставрополье в 1920-1930-х гг.



7

Ставрополье в годы Великой Отечественной войны: 1941-1942 гг.



8

Битва за Кавказ: 1942—1943 гг.



9

Возрождение Ставрополья после освобождения от немецко-фашистской оккупации.



10

Ставропольцы на фронтах Великой Отечественной войны



11

Экономическое развитие Ставропольского края во второй половине ХХ века



12

Общественно-политическая и культурная жизнь Ставропольского края во второй половине ХХ века



13

Ставрополье в период политических и социально-экономических трансформаций конца 1980-х – 1990-х



14

Ставрополье в 2000-х гг.: вызовы времени и задачи модернизации



15

Становление системы самоуправления на Ставрополье



16

Кавказские Минеральные Воды: рекреационный ресурс в новых экономических условиях



17

Культурно- интеллектуальная сфера Ставрополья в конце ХХ – начале ХХ1 вв.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!