СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "История Ставрополья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация содержит программу по истории Ставрополья 7-9 классы.Тематическое планирование 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "История Ставрополья"»



Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе программы комплексного учебного курса  «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, составляют следующие документы:

 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее — ФГОС ООО);

 Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, в редакции протокола № 1/20 от 4 февраля 2020 г.) (далее — ПООП ООО).

 

 

Учебник:

7-9 классы: М.Е.Колесникова, Т.Н.Плохотнюк, Н.Д. Судавцов и др Издательство  «Просвещение» 2021 год.


Нормативную правовую основу настоящей примерной образовательной программы учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования,составляют следующие документы:

 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее — ФГОС ООО);

 Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, в редакции протокола № 1/20 от 4 февраля 2020 г.) (далее — ПООП ООО).

Примерная образовательная программа учебного курса «История Ставрополья»для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (далее — программа), разработана на основе требований ФГОС ООО и ПООП ООО к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт.

 

Программа включает:

 пояснительную записку, в которой определяются цели и задачи обучения, дается общая характеристика и определяется место учебного курса «История Ставрополья» (5–9 классы) в учебном плане;

 планируемые результаты освоения учебного курса «История Ставрополья» (5–9 классы);

 содержание учебного курса «История Ставрополья» (5–9 классы);

 тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

На основе программы учитель может самостоятельно разработать рабочую программу учебного курса, ориентируясь на особенности образовательного процесса в конкретной образовательной организации, степень подготовленности класса.

 



 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ»

 

Личностные

 Формирование российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, Ставропольскому краю, к прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа);

 осознание этнической принадлежности, знание истории Ставропольского края, основ культурного наследия народов Ставропольского края (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов, находившихся на территории современной России);

 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов Ставропольского края.

 

Метапредметные

 Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 самостоятельно планировать пути достижения целей, в томчисле альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

 создавать, применять и преобразовывать знаки и символы ,модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов);формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

 использовать информационно-коммуникационные технологии.

 

Предметные

 Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов(тысячелетие, век до нашей эры, век нашей эры);

 использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности, Древнего мира, Средневековья на территории Ставропольского края; соотносить хронологию истории Ставропольского края и Руси;

 проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках;

 описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры ;рассказывать о событиях древней истории;

 раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних и средневековых обществ; б) основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности; ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

 объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней и средневековой культуры на территории Ставропольского края: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

 давать оценку наиболее значительным событиям истории Ставрополья древнего и средневекового периода;

 локализовать хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы региональной и отечественной истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и истории Ставропольского края в Новое время;

 использовать историческую карту как источник информации о границах России и Ставрополья в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;

 анализировать информацию различных источников по региональной истории Нового времени;

 составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп Ставрополья в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях региональной истории Нового времени;

 систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по региональной истории Нового времени;

 раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития Ставрополья в Новое время; б) представлений о мире и общественных ценностях; в) быта и художественной культуры Ставрополья в Новое время;

 объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов региональной истории Нового времени;

 сопоставлять развитие Ставрополья и России в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

 давать оценку событиям и личностям региональной истории Нового времени.

 

 

 


        Планируемые результаты обучения:

К концу обучения учащиеся 7–9 классы научатся:

Выпускник научится:

 использовать историческую карту как источник информации о границах Ставрополья, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий;

 анализировать информацию различных источников по региональной истории Нового времени;

 составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп Ставрополья, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях региональной Нового времени;

 объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов региональной истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

 давать оценку событиям и личностям региональной истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

 используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Ставрополья в Новое время;

 использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

 применять знания по истории России и Ставропольского края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

«ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ»

 

7–9 классы

 

Раздел I. Территория Центрального Предкавказья

в XVI–XVII вв.

 

Кочевое население предкавказских степей.Ногайцы. Туркмены

Географическое положение Степного Предкавказья. Миграции племен и народов в районе Степного Предкавказьяс древнейших времен до XVII в. Ставропольские ногайцы.Контакты Московского государства с ногайцами. Ногайцы вМоздокской степи, караногайцы. Взаимоотношения караногайцев с правительством Петра I. Караногайское, Ачикулак-Джембойлуковское, Калаус-Саблинское, Калаус-Джембойлуковскоеприставства. Первоначальный ареал расселениятуркменов. Складывание локальной группы туркменскогоэтноса на Ставрополье. Трухменское (Туркменское) приставство. Туркмены на Ставрополье во второй половине XIX в.Основные занятия кочевников Ставрополья.

 

Россия и народы Северного Кавказа в XVI–XVII вв.

Северный Кавказ в XVI в. Противостояние Османской империи и Персии (Ирана). Набеги Крымского ханства на адыгские племена Северо-Западного и Центрального Кавказа.Расширение в XVI в. контактов Русского государства с Османской империей, Персией, Крымским, Казанским, Астраханским ханствами и Ногайской Ордой. Поиск Русским государством союзников в регионе и установление контактов сСеверным Кавказом и Закавказьем. Кабардинское посольствов Москву. Посольство Ивана IV на Кавказ. Принятие адыгов вроссийское подданство. Промосковская политика верховногокабардинского князя Темрюка (Идарова) Идаровича. Турецко-татарский поход 1569 г. Зарождение казачества. Расселение казаков на Тереке, Гребенское казачество. Город Терки иего развитие в XVII в. Влияние Терского города на жизнь народов Северного Кавказа. Место Кавказа в системе приоритетов российской внешней политики. Политическое сближениеРоссии с Северо-Западным Кавказом в XVI в. Договоры между адыгскими князьями и Московским государством. Добровольное вхождение Кабарды в состав Русского государства.Установление контактов России с Большой Ногайской Ордой.Причины и последствия военных походов московских воеводпротив шамхала Тарковского.

 

Раздел II. Ставрополье в XVIII в.

 

Северный Кавказ во внешней политике России XVIII в.

Территориальное деление Кавказа. Северный Кавказ и Закавказье. Значение региона для пограничных государств вXVIII в. Защита Россией своих интересов на Северном Кавказе. Начало активной российской политики в северокавказском регионе. «Окно в Азию»: Каспийский поход Петра I.Присоединение к России Дербента и Баку. Кавказ как один извозможных театров военных действий России против Османской империи. Сворачивание военно-политических устремлений России на кавказском направлении после смерти Петра I.Возврат Ирану завоеванных в каспийском походе провинций.Политика Екатерины II на Кавказе. Черноморское направление политики России. Значение Кючук-Кайнарджийского договора. Переход Грузии под протекторат России.

 

Освоение северокавказских земель.Создание Азово-Моздокской линии

История российского присутствия в регионе. Перемещениеграницы российских владений в Дагестане на юг в XVIII в.Создание Терской оборонительной (кордонной) линии. Создание и заселение Азово-Моздокской линии.

 

Казачьи поселения на Ставрополье. Жизнь и быт линейцев

Возрастание военно-административной роли г. Ставрополяв первой трети XIX в. Ставрополь как столица Кавказскоголинейного казачьего войска. Казачьи поселения XIX в. в современных границах Ставропольского края. Станицы донских казаков на р. Кубани в конце XVIII—начале XIX в. Растущая потребность русской армии в кавалерии и изменения всоциальном составе казачества. Села Ставропольского и Пятигорского округов, получившие статус станиц. ФормированиеКавказского линейного войска. Жизнь и быт линейцев. Рольлинейцев в Крымской войне (1853–1856). Положение линейных казаков. Изменения в количественном и социальном составе казачества в регионе после Кавказской войны. СтаницыКубанского и Терского казачьих войск, вошедшие в составСтавропольского края.

 

Крестьянские поселения на Ставрополье

Указ о раздаче земель по Азово-Моздокской линии гражданскому населению. Массовое переселение в Степное Предкавказье государственных крестьян. Переселение государственных крестьян из центральных губерний на Ставропольев XVIII–XIX вв. Особенности расселения крестьян в Предкавказье. Социальный состав крестьянского населения Предкавказья. Раздача дворянам земельных владений в регионе.Основные занятия крестьянского населения региона. Стихийные бедствия и эпидемии на Ставрополье в XVIII–XIX вв.

 

Раздел III. Ставропольская губернияв XIX—начале XX в.

 

Земли Ставрополья в Кавказской войне

Кавказская война и ее причины. Распространение российского военного присутствия в регионе и массовое сопротивление горцев. Основные очаги борьбы против русской императорской армии в XIX в. Роль явления наездничества в противодействии горских народов укреплению позиций России на Кавказе. Кавказская война на территории Ставрополья. Пограничная (кордонная) служба линейного казачества,участие казачьих формирований в походах или экспедицияхпротив горцев. Переселенческая повинность линейного казачества. Итоги Кавказской войны для Ставрополья.

 

Заселение и хозяйственное освоение Ставрополья

во второй половине XIX в.

Исторические особенности заселения и хозяйственного освоения переселенцами окраинных территорий страны. Крестьяне как основа переселенческого потока на Ставрополье.Сезонный характер крестьянских миграций. Тавричане и этноконфессиональные группы иммигрантов в переселенческойполитике на Северном Кавказе.

 

Социально-экономическое развитие Ставрополья

в пореформенный период

Особенности модернизации на Северном Кавказе и Ставрополье. Реформы 1863–1874 гг. на Северном Кавказе. ОсвоениеСтавропольского края во второй половине XIX в. Землевладение и землепользование. Развитие торговли и промышленности. Развитие городов. Изменения в социальной структуреобщества. Характер экономического развития Ставропольяпод воздействием реформ второй половины XIX в. Особенности земледелия и скотоводства. Основные земледельческиегруппы и распределение земельного фонда. Изменения методов земледелия к концу XIX в. Рост использования техникии удобрений в сельском хозяйстве. Влияние почвы и климатических условий края на развитие сельскохозяйственногопроизводства. Социальное расслоение на селе: «старожилы» и«иногородние». Влияние сельского хозяйства на промышленное развитие в регионе. Развитие инфраструктуры: активноестроительство железных дорог.

 

Старейшие российские города на Северном Кавказе

Влияние строительства Азово-Моздокской оборонительнойлинии на возникновение городов на Ставрополье. Измененияв территориально-административном делении, появлениепервых городов (Георгиевск, Кизляр, Моздок, Ставрополь,Александровск) и развитие городского населения. Превращение Ставрополя в областной центр, приобретение им важноготоргового и транзитного значения. Возникновение городов истаниц на Кавказских Минеральных Водах (Пятигорск, Железноводск, Кисловодск, Ессентуки), признание их лечебнойтерриторией государственного значения. Обустройство и развитие Ставрополя и городов Кавказских Минеральных Вод.

 

Население городов Ставрополья в XIX в.

Эволюция социально-правового положения жителей Ставрополья в XVIII–XIX вв. Особая роль городов и их жителей вреализации политики освоения степного края в годы Кавказской войны. Изменения в облике Ставрополя на протяженииXIX в. Влияние развития промышленного производства и торговли на численность и сословную структуру городского населения. Ускоренная урбанизация на Ставрополье в последнейчетверти XIX в. Факторы, определявшие консервированиеобраза жизни населения ставропольских городов. Социально-сословный состав городского населения. Население городовКавказских Минеральных Вод, особенности его жизнедеятельности.

 

Народы Ставрополья. Многообразие культур

Особенности национальной политики российских властейна Ставрополье в XVIII–XIX вв. Восточнославянские народыСтаврополья. Казачество, русское и украинское крестьянство.Развитие российской духовной культуры на Ставрополье кактенденции к равноправному историческому партнерству всехнародов, населявших территории Степного Предкавказья.Армяне, греки и немцы в «плавильном котле» Ставрополья.

 

Религиозная жизнь Ставрополья в XIX—начале XX в.

Положение разных конфессий на Ставрополье в XIX в. Активное распространение православия. Роль Игнатия (Брянчанинова) в упрочении Русской православной церкви на Ставрополье. Приходская община как низшая ступень церковнойорганизации. Связь православного прихода с формированием школьной системы на Ставрополье. Миссионерско-просветительная деятельность РПЦ. Инославные конфессии наСтаврополье. Протестантизм (лютеранство, реформаторство,меннонитство, Движение Исхода и другие направления). Католицизм. Деятельность Армянской апостольской церкви.Распространение ислама на Ставрополье. Процесс регламентации религиозной жизни региона.

 

Ставропольское общество в начале XX в.:демография,

сословный состав населения

Изменения положения основных сословий ставропольского общества в начале XX в. Характер прироста населенияСтавропольской губернии. Национальный состав основноймассы населения и особенности национальной политики российского самодержавия. Изменения в сословной структуренаселения. Положение «иногородних». Тенденции развитиянародного просвещения. Распространение знаний, культуры, просветительной деятельности среди населения Ставрополья.

 

Социально-экономическое развитие

Ставропольской губернии в начале XX в.

Характерные черты социально-экономического развитияСтаврополья в условиях утверждения капиталистическогоспособа производства. Особенности промышленного развития. Роль кустарных промыслов. Преобладание сельского хозяйства в общем объеме занятости населения Ставропольскойгубернии. Влияние железнодорожного строительства на социально-экономическое развитие Ставрополья. Изменения всоциальной структуре общества. Социальные противоречияи социальные движения. Расслоение крестьянства. Влияниеаграрной реформы П. А. Столыпина на характер общественно-экономических отношений в Ставропольской губернии.

 

Общественно-политическое развитие

Ставропольской губернии в начале XX в.

Административное устройство губернии в конце XIX—начале XX в. Нарастание революционных настроений на Ставрополье в начале XX в. Общественные движения Ставропольяв начале XX в. Влияние Русско-японской войны на общественно-политическое развитие Ставропольской губернии.

 

Революционное движение 1905–1907 гг. на Ставрополье

Отражение революции на Ставрополье. «Кровавый день Ставрополя». Нарастание революционных событий в Ставропольской губернии. Политические партии на Ставрополье в1905–1907 гг. Развитие крестьянского движения. Итоги и последствия Первой русской революции на Ставрополье.

 

Культура Ставрополья в конце XVIII—первой половине XIX в.

Развитие литературы на Ставрополье в конце XVIII—первой половине XIX в. Посещение края выдающимися просветителями, общественными деятелями, поэтами, писателями.Музыкальная жизнь на Ставрополье в первой половине XIX в.Развитие просвещения на Ставрополье в первой половине XIXв. Театральная жизнь. Архитектура и градостроительство впервой половине XIX в.

 

Культура Ставрополья во второй половине XIX—начале XX в.

Литературный процесс на Ставрополье во второй половинеXIX—начале XX в. Развитие просвещения, музейного дела,библиотек, издательств во второй половине XIX—началеXX в. Развитие изобразительного искусства. Музыка и театр.Архитектура и градостроительство во второй половине XIX—начале XX в. Появление кинематографа


Тематическое планирование

История Ставрополья 8 класс (34ч)

№ п.п

Тема

Кол-во часов

Дата

1.

Введение. Кавказ в XVI-XVIIв

1



Глава I

Ставрополье в XVIIIв




Северный Кавказ во внешней политике России в XVIIIв



2.

Северный Кавказ и Закавказье.

1


3.

Защита Россией своих интересов на Северном Кавказе

1


4.

Начало активной российской политики на Северокавказском регионе.

1


5-7

«Окно в Азию». Кавказский поход Петра I.

3


8

Кавказ как один из вариантов театров военных действий России против Османской империи.

1


9

Сворачивание военно -политических устремлений России на Кавказском направлении после смерти Петра I.

1


10.

Черноморские направления политики России.

1


11.

Политика ЕкатериныII на Кавказе.

1


12.

Значение Кючук- Кайнарджийского договора.

1


13.

Переход Грузии под протекторат России.

1


14

Обобщение по теме: Северный Кавказ во внешней политике России в XVIIIв

1



Освоение северокавказских земель.



15.

История российского присутствия в регионе.

1


16.

Перемещение российской границы владений в Дагестане на юг в XVIIIв

1


17

Создание Терской оборонительной линии.

1


18

Формирование терского казачества.

1



Создание Азово-Моздокской оборонительной линии.



19

Указ Екатерины II о создании Азово-Моздокской оборонительной линии.

1


20

Разработка проекта Азово-Моздокской оборонительной линии.

1


21-23

Возведение крепостей Азово-Моздокской линии.

3


24

Строительство Ставропольской крепости.

1



Казачьи поселения на Ставрополье. Жизнь и быт линейцев.



25

Ставрополь как столица линейного казачьего войска.

1


26

Казачьи поселения.

1


27

Изменения в социальном составе казачества

1


28

Формирование кавказского линейного казачества.

1


29

Станицы Кубанского и Терского казачества, вошедшие в состав Ставропольского края.

1



Крестьянские поселения на Ставрополье.



30

Указ о раздаче земель по Азово-Моздокской линии гражданскому населению

1


31

Массовое переселение в Степное Предкавказье государственных крестьян.

1


32

Социальный состав крестьянского населения Предкавказья.

1


33

Стихийные бедствия и эпидемии на Ставрополье.

1


34

Обобщение по теме: Освоение Северокавказских земель.

1


35

Повторение и обобщение по теме: Ставрополье в XVIIIв.

1


























































АЗОВО-МОЗДОКСКАЯ  ЛИНИЯ  И  ЕЕ  РОЛЬ  В  СТАНОВЛЕНИИ РОССИИ  НА  ЮЖНЫХ  РУБЕЖАХ

…В течение 1775–1776 гг. под общим руководством князя Г. А. Потемкина был разработан проект устройства линии, который Екатерина II подписала 24 апреля 1777 г. Согласно этому проекту Азово-Моздокская линия состояла из 10 опорных крепостей. На практике выяснилось, что одна крепость на реке Буйволе оказалась лишней, поэтому конечный вариант подразумевал устройство 9 крепостей, которые располагались в следующем порядке после Моздока:

Св. Екатерины (ст-ца Екатериноградская в Кабардино-Балкарии);

Св. Павла (г. Новопавловск);

Св. Марии (у современного пос. Фазанного Кировского района);

Св. Георгия (г. Георгиевск);

Св. Александра Невского (с. Александровское);

Северная (с. Северное);

Ставропольская (г. Ставрополь);

Московская (с. Московское);

Донская (с. Донское).

Таким образом, 8 из 9 крепостей линии располагались на территории Ставропольского края.

Для строительства линии направлялись Владимирский драгунский и Кабардинский пехотный полки, Волжский и Хоперский казачьи полки, а также два батальона егерей.

Для прикрытия работ прибывали два казачьих полка с Дона, которые должны были совершать разъезды и нести дозорную службу.

При каждой крепости, которая занималась частями регулярной армии, ставились оседлые казачьи станицы. Тем самым линия обретала своих постоянных жильцов и защитников. Не зря горцы говорили: «Укрепление – это камень, брошенный в поле, дождь и ветер снесут его; станица – это растение, которое вписывается в землю корнями и постепенно застилает и охватывает все поле».

Линия делилась на две дистанции: левую, от Моздока до Александровской крепости, с центром в Георгиевске; правую, от Северной до Маныча и Дона, с центром в Ставрополе. Командование всей линией на начальном этапе находилось в Георгиевской крепости.

Вновь присоединенные земли входили в состав Астраханской области. Общее руководство по созданию линии возлагалось на астраханского генерал-губернатора И. В. Якоби, которого Потемкин рекомендовал Екатерине II как «испытанного уже в пограничных делах начальника». Непосредственным командиром линии являлся полковник Н. Ладыженский. Надзор за строительством фортификационных сооружений на линии осуществлял подполковник И. Герман. Это был опытный топограф и строитель, который до этого участвовал в устройстве границ с Польшей, Финляндией, Ираном, а также линий по Уралу и Дону. В дальнейшем он стал генералом и прославился разгромом турецкого корпуса Батал-Паши в 1790 г.

Возведение линии началось летом 1777 г. В первую очередь строились  крепости левого (восточного) фланга, стыковавшегося с Терской кордонной линией, которую теперь стали называть старой линией.

К началу октября левая дистанция из пяти крепостей и вспомогательных укреплений была в основном отстроена. Для завершения работ и несения регулярной пограничной службы здесь оставались Кабардинский пехотный и Волжский казачий полки.

Владимирский драгунский полк под командованием полковника И. Шульца перебрасывался на правый фланг, где уже в двадцатых числах октября были заложены Северная и Ставропольская крепости. Прикрытие работ с частичным участием в строительстве осуществлял полк донских казаков в пятисотенном составе.

В 1778 г. Ставропольская и Северная крепости были закончены. Западнее Ставрополя линия достраивалась позже.

Нам удалось выяснить фамилии первых строителей и комендантов крепостей: Екатериноградская – капитан Гиль, Павловская – капитан Денисов, Марьинская – капитан Бас, Георгиевская – полковник Барабанщиков, Северная – майор Гартог, Ставропольская – полковник Шульц. Как видим, строительство и руководство центральными Георгиевской и Ставропольской крепостями поручалось полковникам, а второстепенными укреплениями – чинам пониже.

В связи с этим следует внести одно уточнение, касающееся строительства Ставропольской крепости. До недавнего времени исследователи данной темы связывали  основание  Ставрополя  с  полковником  Н. Ладыженским. Г. Н. Прозрителевым в 1916 г. на территории бывшей Ставропольской крепости восточнее алтаря полковой церкви было исследовано захоронение с останками в форме полковника, датируемое концом XVIII в. Г. Н. Прозрителев предположил, что это мог быть Н. Ладыженский. Такой версии затем придерживались и другие исследователи Ставропольской крепости.

Однако последние разыскания показали, что в 1782 г. Н. Ладыженский, будучи уже в звании генерал-майора, перевелся вслед за И. В. Якоби в Оренбург, затем в Иркутск, после чего его следы  затерялись.

Архивная биография полковника И. И. Шульца обрывается на периоде его службы в Ставропольской крепости. Поэтому логичнее было бы предположить, что непосредственный строитель крепости И. И. Шульц погиб или умер в Ставрополе, где и был похоронен у алтаря полковой церкви.

В 1778 г. и в 1779 г. Азово-Моздокскую линию и Ставропольскую крепость посещал и инспектировал А. В. Суворов, который дал высокую оценку проделанной работе...

Охонько Н. А.

// Ставропольский хронограф на 2002 год. – Ставрополь, 2002. – С. 246–247.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!