СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дагестанская литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДАГЕСТАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — единая многоязычная лит-ра народов Даг. АССР. Развивается на аварском, даргинском, кумыкском, лакском, лезгинском, табасаранском и татском языках. Каждая из этих лит-р складывалась своеобразно — в зависимости от социально-экономич. и культурного развития того или иного народа, однако все они обладают общими чертами, возникшими в многовековом процессе консолидации народов Дагестана.

Богатое устное нар. творчество дагестанцев — эпич. и лирич. песни, сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки, проникнутые демократич. и гуманистич. устремлениями, — отражает историю народов Дагестана, их тяжелую жизнь, борьбу против угнетателей. Лакская песня «Парту Патима», повествующая о борьбе против татаро-монг. захватчиков в 13—14 вв., аварская песня «О разгроме Надиршаха», в к-рой показана сплоченность горцев в борьбе против иран. завоевателей, проникших в глубь страны в сер. 18 в.. свидетельствуют о высоком патриотизме дагестанцев. Аварская «Песня о Хочбаре», кумыкские «Песня об Айгази», «Картгочак» правдиво изображают борьбу против феод. гнета. В цикле героич. песен отражен

490

длительный период кавказских войн вплоть до середины 19 в.

В сказках народов Дагестана, в героич. эпосе, в историч. песнях встречаются мотивы песен и сказок народов Сев. Кавказа, Азербайджана, Грузии, Средней Азии, а также Ближнего Востока.

Наряду с устным нар. творчеством в Дагестане 17—18 вв. развивалась лит. традиция на араб. и местных языках. Уже в 15 в. была сделана попытка передать аварские слова араб. графикой. Лит-ра феод. эпохи включает лит. памятники, историч. хроники, трактаты на естественнонаучные и филологич. темы, обладающие известными лит. достоинствами. Развитию светской профессиональной лит-ры способствовали возникшие в Дагестане школы Шаабана из Обода (ум. 1638), Мусы из Кудутля (17 в.) и др., в к-рых наряду с теологией изучались право, философия, араб. язык, создавались словари, появлялись первые образцы письменности. Важным культурно-историч. источником, позволяющим понять пути развития лит-ры народов Дагестана, являются историч. хроники Гаджи Али, Магомеда Тахира ал-Карахи, Гасана Алкадари и др., а также памятники деловой письменности и переводная лит-ра.

Древнейшие списки религ.-философских, морально-этич., научных и худож. произв. араб. и отчасти иран. авторов, выполненные даг. переписчиками, свидетельствуют о раннем проникновении в Дагестан культуры Ближнего Востока (9—10 вв.). Сохранились списки книг по математике, астрологии, астрономии, медицине. Письменные памятники на даг. языках (на основе араб. графики) известны примерно с 15 в. В 18 в. было распространено множество религ. стихов и др. соч. на даг. языках — даргинца Дамадана из Муги, аварцев Абубекира из Аймаки, Гасана из Кудали, Мухаммеда из Кудутля (ум. 1708) и др. Автор многочисл. филологич. и др. трудов — Дибир-Кади Хунзахский (1742—1817) успешно приспособил для авар. яз. араб. письменность и перевел с араб. на авар. яз. сб. «Калила и Димна». Произв. Фирдоуси, Низами и др. вост. поэтов были широко известны в Дагестане сначала в списках, потом в книгах.

Проникновение в Дагестан памятников араб. и перс. лит-ры и языков имело важные историко-культурные последствия. Но еще важнее было распространение рус. языка, а также все возрастающее значение складывающихся на диалектной основе лит. языков. Во 2-й пол. 19 в. после присоединения Дагестана к России зародились бурж. социально-экономич. отношения. Распространение идей рус. революц. демократов 19 в. способствовало возникновению и развитию нового течения в лит-ре и фольклоре, направленного против колониального гнета царизма. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Бестужев-Марлинский, В. Г. Белинский, А. А. Фет, Л. Н. Толстой и др. рус. писатели высоко оценивали устно-поэтич. творчество народов Дагестана и открыли миру нек-рые его прекрасные образцы.

В 19 в. рус. ученые проявили большой интерес к культуре народов Дагестана. Было опубл. немало книг по его истории и этнографии. Известно издание кн. «Дербент-наме» (Петербург, 1851); ее перевод на англ. яз. и комментарии выполнены проф. Казембеком, уроженцем Дербента. Та же книга издана в Тифлисе в 1898 в переводе на рус. яз. М. Алиханова-Аварского. Известен перевод «Дербент-наме» на лакский яз.

Первые публикации фольклорных и лит.-худож. произв. на рус. и даг. языках относятся к 19 в. «Воспоминания муталима» лакца Абдуллы Омарова на рус. яз. (опубл. в «Сборнике сведений о кавказских горцах», в. 1—2, 1868—69) повествуют о жестоких нравах ханов и беков, о фанатизме духовенства. Известен «Сборник ногайских и кумыкских народных песен», сост. Магомед-Эфенди Османовым, изд. в Петербурге в 1883.

491

В 1-й том «Истории всемирной литературы в общих очерках...» Вл. Р. Зотова (Петербург, 1877) в переводе на рус. яз. вошли две кумык., две лезгин. и одна лакская песня. Известные рус. исследователи кавк. яз. А. А. Шифнер и П. К. Услар во 2-й пол. 19 в. наряду с описаниями языков издали в Тифлисе на разработанном П. К. Усларом новом алфавите мн. авар., лезгин., даргин. и лакских фольклорных произв. на нац. яз. и на рус. яз. Тогда же были опубл. фольклорные произв., собранные даг. деятелями культуры: аварцем Айдемиром Чиркеевским, лакцем Абдуллой Омаровым, даргинцами М. Амировым, Баширом Далгатом, лезгином Казанфаром, кумыками Шахалиевым, Султаном Адиль-Гереем и др.

Период 70—90-х гг. можно считать временем становления даг. нац. лит-ры. Расцвет любовной лирики, появление социально-философ. мотивов в поэзии Эльдарилава из Ругуджи (1857—82), Ирчи-Казака (1830—80), Етим-Эмина (1837—89), Батырая (1831—1910) и позднее в поэзии Тажутдина Чанки (ум. 1909), Махмуда из Кохаб-Росо (1873—1919), Сукур-Курбана (1842—1922) и др. привели к постепенному выделению творч. индивидуальности в нар. поэзии. Одновременно происходит усиление элементов реализма в лирике. Возвышенная романтика чувства, идущая от горской поэзии и восточно-поэтич. традиции, сочетается с реальными подробностями, отражающими личную судьбу поэта; в поэтич. изображение проникают предметы нац. быта, интенсивно разрушаются традиц. поэтич. стиль и жанровые каноны.

Д. л. окончательно утверждается как младописьменная лит-ра, в к-рой преобладают устные формы бытования. Традиции письменной нац. лит-ры продолжают развивать Юсуп из Муркели и особенно Г. Цадаса, поэзия к-рого продолжает критич. направленность Ирчи-Казака, Батырая, Етим-Эмина и др., совершает поворот к социальным темам, к предметам и характерам повседневного быта. Формирование классового самосознания «отходников», вчерашних горцев-крестьян, уходящих на заработки, выражено в творчестве поэтов рабочих Магомеда из Тлоха, А. Иминагаева, Гаджи Ахтынского, Махмуда из Куркли.

В предреволюц. годы Д. л. отражала социальные изменения, происшедшие в жизни горцев, обострение классовых противоречий. Социальные мотивы в этот период наиболее четко выражены в сатирич. произв. лезгина Сулеймана Стальского (1869—1937) («Судьи», «Муллам», «Самовар», «Купцы-чиновники»), аварца Гамзата Цадаса (1877—1951) («Выступление по тревоге», «Дибир и хомяк», «Харчевня», «Собака Исина»). Возникает даг. просветит. журналистика. Саид Габиев (1882—1963) издавал в 1912—13 в Петербурге на лакском яз. газ. «Хахабарх», «Мусульманскую газету», газету на рус. яз. — «Заря Дагестана». В них печатались революц. публицистика и худож. лит-ра. В 1919 появилась на театре первая пьеса «Лудильщики» лакца Гаруна Саидова (1891—1919). Творчество Саида Габиева и Гаруна Саидова, получивших рус. образование, несет на себе отпечаток идей рус. освободит. движения. В кумык. лит-ре в эти годы революц. идеи выражены в творчестве Нухая Батырмурзаева (1869—1919) и Зейналабида Батырмурзаева (1897—1919).

Октябрьская революция создала все условия для бурного развития Д. л. В годы гражд. войны родились боевые партиз. песни, революц. песни, воспевавшие Коммунистич. партию, восставший народ, свободу. Сов. власть сплотила народности Дагестана, создала письменность (1928) на латин. основе для широких нар. масс. Многоязычная сов. Д. л. росла в борьбе с бурж. национализмом, пантюркизмом, с подражанием культуре заруб. феодально-патриарх. Востока. Первые шаги в ее развитии сделали писатели З. Батырмурзаев и Гарун Саидов. Вместе с героями гражд. войны — У.

492

Буйнакским, Кази-Магомедом Агасиевым, М. Дахадаевым — они погибли в борьбе за Сов. власть. В условиях начавшегося мирного строительства классовая борьба приняла ожесточенный характер. Перед Д. л. стояла задача помогать упрочению Сов. власти на местах, разоблачать враждебные замыслы кулачества, звать трудящихся к просвещению.

В 20-х гг. стали известны стихи лезгин. поэта Сулеймана Стальского («Наша власть», «Рабочий», «В Махачкале», «Мост», «На смерть Ленина»); авар. поэтов — Гамзата Цадаса («Кого выбирать в Советы», «К деревенской бедноте»), Магомеда Мирза Шамсудина («О свободе, о партии, об Армии Красной»), Умара Арашева («Про Ленина»), Загида Гаджиева (р. 1898) («Гергебиль ГЭС»); даргин. поэтов — Улакая Урахинского («Прежде и теперь»), Рабадана Нурова (1890—1938) («Песни о гражданской войне», «Письмо раскаявшегося эмигранта»), Азиза Иминагаева (1885—1944) («Октябрь», «Учись, товарищ»); кумык. поэтов — Казияу-Али (р. 1879) («Белый свет и красный свет»), Абдуллы Магомедова (1869—1937) («К хлебопашцу», «Кто не работает, тот не ест», «Женщины, на поля»), Багау Астемирова («В дни, когда скрывался», «Красный партизан», «Жалоба шейха»); лакских писателей — Ибрагим-Халила, Курбана Алиева («Бой», отрывок из повести о гражд. войне).

Решение ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925), мероприятия партии, реализующие это постановление, оказали влияние на дальнейшее развитие Д. л. В 1928 для руководства лит-рой было создано Оргбюро Даг. Ассоциации пролетарских писателей, проводившее большую организационную работу. Даг. поэты бичевали религ. предрассудки, вредные пережитки в сознании горцев, обычаи, препятствовавшие развитию культуры, кулацко-собственнич. идеологию и т. д. Выделяются сатирич. стихи лезгин. поэтов: Сулеймана Стальского — «От глупости лекарства нет» (1925), «Не верь уговорам обманщика» (1927), «Стоит на месте каждый стих» (1927), «Против поста» (1929); Алибека Фатахова (1910—35) — «У нас и у них» (1929); авар. поэта Гамзата Цадасы — «Наставление» (1926), «Весенняя вспашка» (1927), «Песня Хажи Али» (1927), «Песня старухи о 8 марта», «Чохто» (1928). Появляются повести авар. писателя Ражаба Динмагомаева (1905—44) — «Кровь за кровь» (1929), «На небе бог, на земле муж» (1927), пьеса лакского писателя М. Чаринова (1893—1937) «Габибат и Хажияв» (1919) и др.

Острая антирелиг. направленность характеризует сатирич. произв. даргин. поэтов — А. Иминагаева («Труд муллы», «Что мулла сделал с Мусой», «Мулла и девушка», 1929) и Сагида Абдуллаева (1903—52) («Колыбельная песня муллы», 1926; «Аманту», 1930); сб-ки произв. кумык. писателей Наби Ханмурзаева (1893—1950) («Смех сквозь слезы», 1929), рассказы Юсупа Гереева (1903—41) («Спутник Моллы Насреддина», 1927). Сатира 20-х гг. с ее реальными героями, обличавшая старый мир, способствовала становлению реализма в Д. л. К нач. 30-х гг. от поэзии с установившимися традиционными формами Д. л. перешла к новым формам худож. изображения.

После пост. ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) отд. лит. группы республики объединились в единый Союз сов. писателей. Первый всесоюзный съезд писателей (1934), первый съезд писателей Дагестана; борьба партии с вульгарно-социологич., натуралистич. и формалистич. течениями в лит-ре и критике, в теории иск-ва помогли даг. писателям глубже уяснить сущность социалистич. реализма, задачи сов. лит-ры.

Большое значение в эти годы имело укрепление русско-даг. лит. связей. В Дагестан приезжали бригады рус. писателей для оказания помощи местным авторам;

493

осуществлялись переводы с нац. языков на рус. яз. и обратно; налаживалось систематич. издание произв. даг. писателей. Впервые в 1934 отд. изданиями вышли на родных языках кн. С. Стальского — «Избранные произведения», Г. Цадасы — «Метла адатов», Казияу Али — «Казияу Али поет» и др. На рус. яз. издана «Антология дагестанской литературы» (1934), а также антологии авар., кумык., даргин., лакской и лезгин. лит-ры на родных языках (1932—34). В эти годы Д. л. выходит на всесоюзную арену.

В 30-е гг. появились первые произв. на табасаранском и татском языках. Ширился процесс творч. взаимообогащения лит-р народов Дагестана, устанавливались тесные связи с др. братскими лит-рами народов СССР. Звание Народного поэта Дагестана получили: лезгин С. Стальский (1934), аварец Г. Цадаса (1934), кумык А. Магомедов (1934), лакец А. Гафуров (1939). Тогда же выступили кумык. поэты Аткай Аджаматов (р. 1911), Камиль Султанов (р. 1911), Анвар Аджиев (р. 1914), лакский поэт Юсуп Хаппалаев (р. 1916), татский поэт Манувах Дадашев (1912—43) и др. От первых опытов изображения новой жизни поэты переходят к более широкому и многообразному отражению современности, формирующихся характеров сов. людей, борцов за новую жизнь. Если в 20-е гг. сов. действительность находила отражение гл. обр. в жанрах лирики, то в нач. 30-х гг. появились поэмы, среди к-рых выделяется поэма лезгина А. Фатахова «Ударник Гасан» (1931), свидетельствующая о развитии метода социалистич. реализма в даг. поэзии. В ней, как и в др. произв. («Ударник дорог», «Разведчики гор», «Эм-Те-Эс», 1933), А. Фатахов показал труд сов. людей как первую потребность человека, как радость и счастье. Творчество Фатахова обогатило даг. поэзию новыми жанрами и формами стиха. Поэты Дагестана изображали процессы коллективизации, сопровождавшиеся острой классовой борьбой, энтузиазм народа, рост гражд. сознательности (поэма А. Аджаматова «Огонь по частной собственности», 1934, стихи и песни С. Стальского, Г. Цадасы, А. Омаршаева, Н. Ханмурзаева, А. В. Сулейманова, З. Гаджиева, А. Магомедова и др.). Дальнейшее развитие получила сатира. Обличение кулаков и вредителей, взяточников, нарушителей трудовой дисциплины, людей, цепляющихся за старые адаты, характерно для творчества С. Стальского и Г. Цадасы. Сб. «Метла адатов» (1934) Г. Цадасы оказал влияние на развитие сатиры в Д. л. Сатирич. направленность сильна в творчестве даргин. поэта А. Иминагаева, аварского — З. Гаджиева, кумыкского — Н. Ханмурзаева (1893—1950). Трудовым будням даг. колхозников посвящены стихи С. Стальского «Колхозница Инджихан» (1935), Г. Цадасы «Маккоил Магома на съезде» (1934), Казияу Али «Песня о рядовом колхознике Гафуре» (1934), А. В. Сулейманова «Чабан Абдулла» (1934) и др. С особой силой звучит в этот период в Д. л. тема Сов. родины, Коммунистич. партии и народа, тема дружбы народов СССР.

Успехи социалистич. строительства, подъем культуры даг. народов служили неисчерпаемым источником новых тем. Появились поэмы С. Стальского — «Дагестан» и «Думы о Родине» (1937); Г. Цадасы — «Моя жизнь» (1939); А. Омаршаева — «15 лет моей жизни» (1935); Казияу Али — «Моя песня» (1934); Т. Хурюгского — «Селение Гугвез» (1940); Алимпаши Салаватова — «Красные партизаны» (1933); А. В. Сулейманова — «Волны революции» (1930); «Челюскинцы» (1935); Багау Астемирова — «Борьба» (1930); стало популярным стих. кумык. поэтессы Эчиу Гаджиевой — «Бывшей хозяйке» (1934). Тема раскрепощенной женщины, девушки-горянки получила воплощение в стих. З. Гаджиева «Летчик» (1936), «Новые люди и горячая любовь» (1940), Г. Цадасы «Песня девушек, прибывших на педагогические

494

курсы» (1935), А. Омаршаева «Сакинат в Совете» (1933), «Студентка» (1933). В них выражены чувства женщины-горянки, мироощущение свободного, равноправного гражданина. Даг. поэзия откликалась и на междунар. события. Поэты создали произв. о борьбе исп. народа, выступали против империалистич. поджигателей новой мировой войны (поэма А. Фатахова «Война» и др.). К концу 30-х гг. расцвело творчество лакского писателя Эфенди Капиева (1909—1944); получили известность его переводы на рус. яз. произв. даг. фольклора, даг. поэтов, особенно С. Стальского. Дарование и мастерство Капиева раскрылись в его книгах «Резьба по камню» (1940), «Поэт» (кн. 1—2, изд. 1944), вошедших в сокровищницу сов. лит-ры. В 30-е гг. вышли сб. татских поэтов Мануваха Дадашева и Миши Бахшиева (р. 1910), пьеса М. Бахшиева «Шах-Аббас и амбал» (1940), сб. табасаранских поэтов М. Шамхалова (р. 1916) и Б. Митарова.

Начала развиваться худож. проза. Наряду с антирелиг. сатирич. рассказами кумык. писателя Юсупа Гереева (1903—41) вышли сб. очерков А. Аджаматова «Атака по невежеству» (1933), повесть «Тупау» (1935), повесть А. В. Сулейманова «Герой победы» (1931). Сб. рассказов опубликовал кумык В. Дыдымов. В 1933 вышел первый в Д. л. роман «Герои в шубах» авар. писателя Р. Динмагомаева (1905—44). Впервые на даргин. яз. стал писать рассказы и очерки С. Абдуллаев, на татском яз. — М. Бахшиев и Х. Авшалумов. Писатели изображали классовую борьбу, обострившуюся в период коллективизации, создавали образы новых людей, звали к овладению знаниями, к культуре.

Даг. драматургия в годы довоенных пятилеток также активно боролась с пережитками прошлого, с религ. дурманом, с обычаем кровной мести, феодально-патриарх. отношением к женщине. Большое обществ. значение имели пьесы: «Хаскиль и Шамиль» (1932) З. Гаджиева; «Разоблаченный шейх» (1933) Р. Нурова; «Сундук бедствий» Г. Цадасы (1937). Нек-рые пьесы были созданы по фольклорным мотивам: «Айгази» (пост. 1940) и «Карачач» (1940) А. Салаватова (1901—42), «Сапожник» Г. Цадасы и др. Тема гражд. войны легла в основу пьес лакских драматургов М. Алиева (р. 1907) («Партизан Магомед», 1935), Ш. Абдуллаева («Тулпар», 1937), тата М. Бахшиева («Победа героев», 1936). Были созданы пьесы, отражавшие сов. действительность, рост новых людей сов. Дагестана: «В жизни» (1932) Г. Рустамова, «Кто кого» Ю. Гереева, «Чабан Арслан» А. Курбанова (р. 1909), «Брат и сестра» (1934) М. Алиева, «Дети Хирача» (1935) Г. Цадасы, «Шори» (1937) М. Бахшиева и др. Культ личности И. В. Сталина, приписывание ему всех побед сов. народа привели к распространению риторики в лирике и в эпич. поэзии второй пол. 30-х и 40-х гг., уводили от реализма в сторону декларативности и схематич. изображения жизни.

Основы лит. критики в Д. л. заложили статьи Эф. Капиева, А. Назаревича, К. Султанова и др. С критич. статьями и исследованиями выступили рус. писатели и ученые (Н. С. Тихонов, В. А. Луговской, П. А. Павленко, Ю. М. Соколов и др.). В 1938 письменность даг. народа была переведена с латин. алфавита на рус. графику. Увеличилась тяга к изучению рус. яз.

В 30-е годы Д. л. складывается как единая многоязычная лит-ра на основе единого творч. метода — социалистич. реализма. Ведущее положение в ней продолжает занимать поэзия, где наряду с традиц. жанрами появляются большие формы: поэма, баллада. Опираясь на нар. истоки реально-бытовой сказки, новеллы, нар. анекдота, хроники, басни и нар. театра, развиваются проза и драматургия, творчески использующие традиции рус. реализма. В Д. л. появились первые романы, повести, рассказы, новеллы, очерки, а также нар. драма (комедия, героич. драма и т. д.). Писатели учились

495

изображать новые, сложные стороны действительности, поднимали новые жизненные пласты, создавали образ героя-современника.

В годы Великой Отечественной войны даг. писатели и поэты правдиво рисовали боевые и трудовые подвиги героев фронта и тыла. Поэты обращались к изобразит. средствам устного нар. творчества. Было создано немало значит. произв.: «Песня невест», «Письмо с фронта любимой», «Жена фронтовика» Г. Цадасы; «У ворот Кавказа» (1942), «Голос матери» З. Гаджиева; «Наказ отца», «Наказ матери» лезгин. нар. поэта Т. Хурюгского (1893—1958); «Седлайте, горцы, гнедых коней» (1943), «Залпы пушек» (1943) авар. поэта Расула Гамзатова (р. 1923); «Проводы горца» Гаджи Залова; «Кабардинская женщина», «План полковника» Абуталиба Гафурова (р. 1882); «Ночи», «По дороге», «Днепр» А. В. Сулейманова; «Слово матери» (1943), «О чем рассказал Дон» Анвара Аджиева (р. 1914) и др. Широкую известность получили сатирич. стихи Г. Цадасы — «Весенние сказки Гитлера», «Летние сказки Гитлера», «О том, как Гитлер гнался за двумя зайцами»; Т. Хурюгского — «Помыслы врага», «Вот он — Гитлер». Большое развитие получила любовная лирика. В прозе выделяются «Фронтовые очерки» (1944) Э. Капиева, повествующие о героич. подвигах сов. людей. Зверства нем. фашистов обличал С. Абдуллаев в очерках «Одноглазые», «Фриц и Берта», «От Вислы до Одера». Первым дням войны посвящены рассказы Р. Динмагомаева «Клятва» и «Коричневая змея» (1942). Новые пьесы Г. Цадасы — «Базалай», «Встреча в бою» (1944), «Айдемир и Умайганат»; А. Аджаматова — «Стальной капкан»; М. Хуршилова (1905—58) — «Андаляльцы» и др. ставились на сценах сов. театров. Худож. и публицистич. произв. рус. писателей (А. Т. Твардовского, А. Н. Толстого, М. А. Шолохова, И. Г. Эренбурга, А. А. Фадеева, К. М. Симонова и др.), живая связь с центр. лит. организациями оказывали в годы войны большое влияние на развитие Д. л. Стремление постичь характер современника, изобразить его высокие моральные качества — сов. патриотизм, мужество, стойкость, героизм — как типичные черты личности сов. человека — в поэзии, прозе и драматургии привело к углублению психологизма в Д. л., подготовило ее новые успехи.

На фронтах Великой Отечеств. войны Д. л. потеряла писателей Р. Динмагомаева, М. Абакарова, М. Дадашева, А. Салаватова, лезгин. поэта М. Стальского, табасаран. поэта Б. Митарова и др.

После войны ведущими в Д. л. стали темы борьбы за мир, за новые успехи коммунистического строительства и воспитания человека. Решения ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства 1946—1948, Второй съезд писателей в 1954 и Третий съезд в 1959 оказали большое влияние на Д. л. Важнейшими вехами на путях развития Д. л. явились XX и XXII съезды КПСС. Решения парт. съездов по вопросам литературы и искусства, положения Программы КПСС явились основой дальнейшего повышения коммунистич. идейности Д. л., ее боевой направленности. Парт. документы призывают писателей к тесной связи с жизнью народа, к правдивому освещению темы современности, созданию книг, нужных народу. Наряду с поэтами старшего поколения, известными далеко за пределами Дагестана (Г. Цадаса, А. Гафуров, Казияу Али, Т. Хурюгский), и поэтами среднего поколения, прочно вошедшими в лит-ру, выдвинулась молодежь; даргинцы Рашид Рашидов (р. 1928), З. Зульфукаров (р. 1927) и А. Абакаров (р. 1931), лакцы Мирза Магомедов (р. 1921), Абачара Гусейнаев (р. 1921) и Бадави Рамазанов (р. 1927), кумык Шерип Альбериев (р. 1926), аварки Машидат Гаирбекова (р. 1927) и Фазу Алиева, аварцы Муса Магомедов (р. 1926), О. Шахтаманов (р. 1931). В Д. л. вновь включились подвергавшиеся репрессиям в период

496

культа личности Сталина Б. Астемиров, А. Джафаров, И. Х. Курбаналиев.

После войны особой известностью пользовалась поэма Г. Цадасы «Сказание о чабане» (1949—50). Сб. его стихов «Избранное» отмечен Гос. премией СССР в 1951. В послевоен. годы творч. расцвета достиг авар. поэт Расул Гамзатов. Его поэмы «Год моего рождения» (1950), «Родина горца» (1950), «Разговор с отцом» (1952), «Мое сердце в горах» (1958), «Горянка» (1958), сб. стихов «Год моего рождения» (1951, Гос. премия СССР в 1952), включающий мн. выдающиеся произв. («Горцы у Ленина», «В стране», «Лето в горах», «Горная дорога», «Вера Васильевна» и др.), сб. «Высокие звезды» (1962, Ленинская премия в 1963) принесли поэту всесоюзное признание. Поэмы и стихи Р. Гамзатова переводятся на рус. яз. и др. языки. В 1959 он удостоен звания Народного поэта Дагестана.

Вышли сб. стихов кумык. поэтов А. Аджиева («Счастливые горы», 1948, «Песни счастья», 1950, «Споем да посмеемся», 1957); А. Аджаматова (поэмы «Рабиат», 1957, «Оленьи рога», 1958); А. В. Сулейманова («Стихи и поэмы», 1948, «Мои думы», 1955); даргин. поэта Рашида Рашидова (поэмы «Ая-Кака», 1948, «В ауле пир горой», 1958); лакского поэта Ю. Хаппалаева («Звезды счастья», 1950); лезгина Т. Хурюгского (сб. стихов «Моя отчизна», «Когда наступает весна», 1954); Д. Атнилова («Волны сердца», 1948, «Избранное», 1954); Мусы Магомедова («Горный источник», 1959).

До войны в Дагестане были известны лишь отд. произв. для детей нар. поэтов. В послевоен. период выросла дет. лит-ра. Наибольшую известность получили стихи и поэмы: Р. Рашидова — «Дети такие мне нравятся очень» (1954), «К нам в аул мороз пришел» (1960); Р. Гамзатова — «Мой дедушка» (1957); З. Гаджиева — «Птичья долина» (1948), «Дед Мороз в горах» (1951), «Золотая косточка» (1954); сб. рассказов А. Магомаева «Чаландар» (1955), его же повесть «Дедушка и внук» (1959); сб. рассказов кумык. писателя М. С. Яхьяева «Я и Ахмед» (1958); повесть авар. писателя М. Сулиманова «Черная пещера» (1958); Д. Атнилова «Первый урок» (1953); сб. стихов Н. Юсупова «Голубь и пшеничное зерно» (1959). Успешно развивается худож. проза. Сб. рассказов кумык. писателя Ибр. Керимова «Большой Урал» (1953) рисует картины жизни уральских рабочих; популярностью пользуются сб. рассказов М. Яхьяева — «Женитьба Умалата» (1955); М. Бахшиева — «Рассказы о моих земляках» (1956), «Простые люди» (1958); М. Гаджиева — «Молодая жизнь» (1955) и др. Начинает развиваться очерковый жанр. Возникают крупные произв. повествоват. лит-ры — повести, романы. Повести посвящены гл. обр. колх. жизни, передовым труженикам с. х-ва. Писатели мало еще обращаются к жизни рабочих пром. предприятий, гор. интеллигенции. Наибольшей известностью пользуются повести авар. писателей — А. Магомаева «Горянка» (1951), М. Сулиманова «Обманутое доверие» (1954), Мусы Магомедова «Горячие сердца» (1954); кумыкских — А. Аджаматова «Семья героя» (1956), «В кумыкской степи» (1953) и «Орлиное гнездо» (1954), Ибр. Керимова «Блеск воды» (1950), М. С. Яхьяева «Гюляйбат» (1953) и др.; лакских — А. М. Мудунова «Под солнцем любви» (1950), Мирзы Магомедова «Увенчанное счастье» (1953); лезгин. писателя А. Агаева — «Умуд» (1953); даргинцев З. Зульфукарова — «Рассвет в горах» (1954); А. Абу-Бакара — «Даргинские девушки» (1963), «Чегери» (1963) и др. Романы «Махач» (1959) кумык. писателя Ибр. Керимова и «Месть» (1959) авар. писателя Мусы Магомедова изображают Октябрьскую революцию и гражд. войну. Роман на совр. тему выпустил молодой лакский писатель Ильяс Керимов («Разрыв», 1958).

Послевоенная даг. драматургия представлена пьесами М. Хуршилова («Суровые дни», 1949), Ш. Абдуллаева

497

(«Месть», 1947), М. Алиева («Семья Рамазановых», 1948) и др. Мирному строительству в даг. колхозах, историч. и бытовым темам посвящены пьесы Машидат Гаирбековой — «Встреча» (1950), А. Аджаматова — «Невесты» (1953), А. Курбанова — «Любовь Ассият» (1946), «Соседи» (1948), «Горы в огне»; З. Эфендиева — «Путь Зейнаб» (1950), Ш. Абдуллаева — «Широкий путь» (1950), Р. Гамзатова — «Горянка» (1960), А. Курбанова и М. Яхьяева — «Дороги жизни» (1960), Т. Хурюгского — «Ашуг Саид» (1961) и др.

В Махачкале издаются альм. «Дружба» на даг. и рус. языках, выходящие четыре раза в год. См. также статьи: Аварская литература, Даргинская литература, Кумыкская литература, Лакская литература, Лезгинская литература, Табасаранская литература, Татская литература.

Лит.: Услар П. К., О распространении грамотности между горцами, Сб. сведений о кавк. горцах, в. 3, Тифлис, 1870; Жирков Л. И., Старая и новая аварская песня, Махачкала, 1927; Поэты Дагестана, М., 1944; Колосков А., Эфенди Капиев, Ставрополь, 1946; Султанов К. Д., Сулейман Стальский, Махачкала, 1949; его же, Поэты Дагестана. Критико-биографич. очерки, Махачкала, 1959; Цадаса Г., Махмуд из Кахаб-Росо, Махачкала, 1950; Назаревич А. Ф., Абуталиб Гафуров, Махачкала, 1953; Капиева Н., Творч. путь Г. Цадасы, Махачкала, 1953; Агъаев А., СтӀал Сулейман, Махачкала, 1955; его же, Алибег Фатахован яратмишунар, Махачкала, 1956; Говоров С. Д., Лакский театр, Махачкала, 1957; Говоров С. Д. и Абдуллаев Г., Лезгинский театр, Махачкала, 1960; Говоров С. Д., Кумыкский театр, Махачкала, 1955; его же, Аварский театр, Махачкала, 1959; Очерки даг. сов. лит-ры, [под общ. ред. С. М. Брейтбурга], Махачкала, 1957; Магомедов Б., Очерки аварской дореволюц. лит-ры, Махачкала, 1961; Мусаханова Г. Б., Очерки кумыкской дореволюц. лит-ры, Махачкала, 1959; Кассиев Э. Ю., Очерки лакской дореволюц. лит-ры, Махачкала, 1959; Халилов Х. М., Лакский песенный фольклор, Махачкала, 1959; Поэзия народов Дагестана. Антология, т. 1—2, М., 1960; Дагестанские повести и рассказы, М., 1960; Амаев М., Писатели Сов. Дагестана, Махачкала, 1960; Огнев В. Ф., Путешествие в поэзию (О творчестве Р. Гамзатова), Махачкала, 1961; Дагестанские лирики. Предисл. и общ. ред. Н. Тихонова, М., 1961; Абакарова Ф. О., Очерки даргинской дореволюц. лит-ры, Махачкала, 1963; Агаев А., Сулейман Стальский. Жизнь и творчество, Махачкала, 1963.

Ш. И. Микаилов.

Просмотр содержимого документа
«Дагестанская литература»

ДАГЕСТАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — единая многоязычная лит-ра народов Даг. АССР. Развивается на аварском, даргинском, кумыкском, лакском, лезгинском, табасаранском и татском языках. Каждая из этих лит-р складывалась своеобразно — в зависимости от социально-экономич. и культурного развития того или иного народа, однако все они обладают общими чертами, возникшими в многовековом процессе консолидации народов Дагестана.

Богатое устное нар. творчество дагестанцев — эпич. и лирич. песни, сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки, проникнутые демократич. и гуманистич. устремлениями, — отражает историю народов Дагестана, их тяжелую жизнь, борьбу против угнетателей. Лакская песня «Парту Патима», повествующая о борьбе против татаро-монг. захватчиков в 13—14 вв., аварская песня «О разгроме Надиршаха», в к-рой показана сплоченность горцев в борьбе против иран. завоевателей, проникших в глубь страны в сер. 18 в.. свидетельствуют о высоком патриотизме дагестанцев. Аварская «Песня о Хочбаре», кумыкские «Песня об Айгази», «Картгочак» правдиво изображают борьбу против феод. гнета. В цикле героич. песен отражен

490

длительный период кавказских войн вплоть до середины 19 в.

В сказках народов Дагестана, в героич. эпосе, в историч. песнях встречаются мотивы песен и сказок народов Сев. Кавказа, Азербайджана, Грузии, Средней Азии, а также Ближнего Востока.

Наряду с устным нар. творчеством в Дагестане 17—18 вв. развивалась лит. традиция на араб. и местных языках. Уже в 15 в. была сделана попытка передать аварские слова араб. графикой. Лит-ра феод. эпохи включает лит. памятники, историч. хроники, трактаты на естественнонаучные и филологич. темы, обладающие известными лит. достоинствами. Развитию светской профессиональной лит-ры способствовали возникшие в Дагестане школы Шаабана из Обода (ум. 1638), Мусы из Кудутля (17 в.) и др., в к-рых наряду с теологией изучались право, философия, араб. язык, создавались словари, появлялись первые образцы письменности. Важным культурно-историч. источником, позволяющим понять пути развития лит-ры народов Дагестана, являются историч. хроники Гаджи Али, Магомеда Тахира ал-Карахи, Гасана Алкадари и др., а также памятники деловой письменности и переводная лит-ра.

Древнейшие списки религ.-философских, морально-этич., научных и худож. произв. араб. и отчасти иран. авторов, выполненные даг. переписчиками, свидетельствуют о раннем проникновении в Дагестан культуры Ближнего Востока (9—10 вв.). Сохранились списки книг по математике, астрологии, астрономии, медицине. Письменные памятники на даг. языках (на основе араб. графики) известны примерно с 15 в. В 18 в. было распространено множество религ. стихов и др. соч. на даг. языках — даргинца Дамадана из Муги, аварцев Абубекира из Аймаки, Гасана из Кудали, Мухаммеда из Кудутля (ум. 1708) и др. Автор многочисл. филологич. и др. трудов — Дибир-Кади Хунзахский (1742—1817) успешно приспособил для авар. яз. араб. письменность и перевел с араб. на авар. яз. сб. «Калила и Димна». Произв. Фирдоуси, Низами и др. вост. поэтов были широко известны в Дагестане сначала в списках, потом в книгах.

Проникновение в Дагестан памятников араб. и перс. лит-ры и языков имело важные историко-культурные последствия. Но еще важнее было распространение рус. языка, а также все возрастающее значение складывающихся на диалектной основе лит. языков. Во 2-й пол. 19 в. после присоединения Дагестана к России зародились бурж. социально-экономич. отношения. Распространение идей рус. революц. демократов 19 в. способствовало возникновению и развитию нового течения в лит-ре и фольклоре, направленного против колониального гнета царизма. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Бестужев-Марлинский, В. Г. Белинский, А. А. Фет, Л. Н. Толстой и др. рус. писатели высоко оценивали устно-поэтич. творчество народов Дагестана и открыли миру нек-рые его прекрасные образцы.

В 19 в. рус. ученые проявили большой интерес к культуре народов Дагестана. Было опубл. немало книг по его истории и этнографии. Известно издание кн. «Дербент-наме» (Петербург, 1851); ее перевод на англ. яз. и комментарии выполнены проф. Казембеком, уроженцем Дербента. Та же книга издана в Тифлисе в 1898 в переводе на рус. яз. М. Алиханова-Аварского. Известен перевод «Дербент-наме» на лакский яз.

Первые публикации фольклорных и лит.-худож. произв. на рус. и даг. языках относятся к 19 в. «Воспоминания муталима» лакца Абдуллы Омарова на рус. яз. (опубл. в «Сборнике сведений о кавказских горцах», в. 1—2, 1868—69) повествуют о жестоких нравах ханов и беков, о фанатизме духовенства. Известен «Сборник ногайских и кумыкских народных песен», сост. Магомед-Эфенди Османовым, изд. в Петербурге в 1883.

491

В 1-й том «Истории всемирной литературы в общих очерках...» Вл. Р. Зотова (Петербург, 1877) в переводе на рус. яз. вошли две кумык., две лезгин. и одна лакская песня. Известные рус. исследователи кавк. яз. А. А. Шифнер и П. К. Услар во 2-й пол. 19 в. наряду с описаниями языков издали в Тифлисе на разработанном П. К. Усларом новом алфавите мн. авар., лезгин., даргин. и лакских фольклорных произв. на нац. яз. и на рус. яз. Тогда же были опубл. фольклорные произв., собранные даг. деятелями культуры: аварцем Айдемиром Чиркеевским, лакцем Абдуллой Омаровым, даргинцами М. Амировым, Баширом Далгатом, лезгином Казанфаром, кумыками Шахалиевым, Султаном Адиль-Гереем и др.

Период 70—90-х гг. можно считать временем становления даг. нац. лит-ры. Расцвет любовной лирики, появление социально-философ. мотивов в поэзии Эльдарилава из Ругуджи (1857—82), Ирчи-Казака (1830—80), Етим-Эмина (1837—89), Батырая (1831—1910) и позднее в поэзии Тажутдина Чанки (ум. 1909), Махмуда из Кохаб-Росо (1873—1919), Сукур-Курбана (1842—1922) и др. привели к постепенному выделению творч. индивидуальности в нар. поэзии. Одновременно происходит усиление элементов реализма в лирике. Возвышенная романтика чувства, идущая от горской поэзии и восточно-поэтич. традиции, сочетается с реальными подробностями, отражающими личную судьбу поэта; в поэтич. изображение проникают предметы нац. быта, интенсивно разрушаются традиц. поэтич. стиль и жанровые каноны.

Д. л. окончательно утверждается как младописьменная лит-ра, в к-рой преобладают устные формы бытования. Традиции письменной нац. лит-ры продолжают развивать Юсуп из Муркели и особенно Г. Цадаса, поэзия к-рого продолжает критич. направленность Ирчи-Казака, Батырая, Етим-Эмина и др., совершает поворот к социальным темам, к предметам и характерам повседневного быта. Формирование классового самосознания «отходников», вчерашних горцев-крестьян, уходящих на заработки, выражено в творчестве поэтов рабочих Магомеда из Тлоха, А. Иминагаева, Гаджи Ахтынского, Махмуда из Куркли.

В предреволюц. годы Д. л. отражала социальные изменения, происшедшие в жизни горцев, обострение классовых противоречий. Социальные мотивы в этот период наиболее четко выражены в сатирич. произв. лезгина Сулеймана Стальского (1869—1937) («Судьи», «Муллам», «Самовар», «Купцы-чиновники»), аварца Гамзата Цадаса (1877—1951) («Выступление по тревоге», «Дибир и хомяк», «Харчевня», «Собака Исина»). Возникает даг. просветит. журналистика. Саид Габиев (1882—1963) издавал в 1912—13 в Петербурге на лакском яз. газ. «Хахабарх», «Мусульманскую газету», газету на рус. яз. — «Заря Дагестана». В них печатались революц. публицистика и худож. лит-ра. В 1919 появилась на театре первая пьеса «Лудильщики» лакца Гаруна Саидова (1891—1919). Творчество Саида Габиева и Гаруна Саидова, получивших рус. образование, несет на себе отпечаток идей рус. освободит. движения. В кумык. лит-ре в эти годы революц. идеи выражены в творчестве Нухая Батырмурзаева (1869—1919) и Зейналабида Батырмурзаева (1897—1919).

Октябрьская революция создала все условия для бурного развития Д. л. В годы гражд. войны родились боевые партиз. песни, революц. песни, воспевавшие Коммунистич. партию, восставший народ, свободу. Сов. власть сплотила народности Дагестана, создала письменность (1928) на латин. основе для широких нар. масс. Многоязычная сов. Д. л. росла в борьбе с бурж. национализмом, пантюркизмом, с подражанием культуре заруб. феодально-патриарх. Востока. Первые шаги в ее развитии сделали писатели З. Батырмурзаев и Гарун Саидов. Вместе с героями гражд. войны — У.

492

Буйнакским, Кази-Магомедом Агасиевым, М. Дахадаевым — они погибли в борьбе за Сов. власть. В условиях начавшегося мирного строительства классовая борьба приняла ожесточенный характер. Перед Д. л. стояла задача помогать упрочению Сов. власти на местах, разоблачать враждебные замыслы кулачества, звать трудящихся к просвещению.

В 20-х гг. стали известны стихи лезгин. поэта Сулеймана Стальского («Наша власть», «Рабочий», «В Махачкале», «Мост», «На смерть Ленина»); авар. поэтов — Гамзата Цадаса («Кого выбирать в Советы», «К деревенской бедноте»), Магомеда Мирза Шамсудина («О свободе, о партии, об Армии Красной»), Умара Арашева («Про Ленина»), Загида Гаджиева (р. 1898) («Гергебиль ГЭС»); даргин. поэтов — Улакая Урахинского («Прежде и теперь»), Рабадана Нурова (1890—1938) («Песни о гражданской войне», «Письмо раскаявшегося эмигранта»), Азиза Иминагаева (1885—1944) («Октябрь», «Учись, товарищ»); кумык. поэтов — Казияу-Али (р. 1879) («Белый свет и красный свет»), Абдуллы Магомедова (1869—1937) («К хлебопашцу», «Кто не работает, тот не ест», «Женщины, на поля»), Багау Астемирова («В дни, когда скрывался», «Красный партизан», «Жалоба шейха»); лакских писателей — Ибрагим-Халила, Курбана Алиева («Бой», отрывок из повести о гражд. войне).

Решение ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925), мероприятия партии, реализующие это постановление, оказали влияние на дальнейшее развитие Д. л. В 1928 для руководства лит-рой было создано Оргбюро Даг. Ассоциации пролетарских писателей, проводившее большую организационную работу. Даг. поэты бичевали религ. предрассудки, вредные пережитки в сознании горцев, обычаи, препятствовавшие развитию культуры, кулацко-собственнич. идеологию и т. д. Выделяются сатирич. стихи лезгин. поэтов: Сулеймана Стальского — «От глупости лекарства нет» (1925), «Не верь уговорам обманщика» (1927), «Стоит на месте каждый стих» (1927), «Против поста» (1929); Алибека Фатахова (1910—35) — «У нас и у них» (1929); авар. поэта Гамзата Цадасы — «Наставление» (1926), «Весенняя вспашка» (1927), «Песня Хажи Али» (1927), «Песня старухи о 8 марта», «Чохто» (1928). Появляются повести авар. писателя Ражаба Динмагомаева (1905—44) — «Кровь за кровь» (1929), «На небе бог, на земле муж» (1927), пьеса лакского писателя М. Чаринова (1893—1937) «Габибат и Хажияв» (1919) и др.

Острая антирелиг. направленность характеризует сатирич. произв. даргин. поэтов — А. Иминагаева («Труд муллы», «Что мулла сделал с Мусой», «Мулла и девушка», 1929) и Сагида Абдуллаева (1903—52) («Колыбельная песня муллы», 1926; «Аманту», 1930); сб-ки произв. кумык. писателей Наби Ханмурзаева (1893—1950) («Смех сквозь слезы», 1929), рассказы Юсупа Гереева (1903—41) («Спутник Моллы Насреддина», 1927). Сатира 20-х гг. с ее реальными героями, обличавшая старый мир, способствовала становлению реализма в Д. л. К нач. 30-х гг. от поэзии с установившимися традиционными формами Д. л. перешла к новым формам худож. изображения.

После пост. ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) отд. лит. группы республики объединились в единый Союз сов. писателей. Первый всесоюзный съезд писателей (1934), первый съезд писателей Дагестана; борьба партии с вульгарно-социологич., натуралистич. и формалистич. течениями в лит-ре и критике, в теории иск-ва помогли даг. писателям глубже уяснить сущность социалистич. реализма, задачи сов. лит-ры.

Большое значение в эти годы имело укрепление русско-даг. лит. связей. В Дагестан приезжали бригады рус. писателей для оказания помощи местным авторам;

493

осуществлялись переводы с нац. языков на рус. яз. и обратно; налаживалось систематич. издание произв. даг. писателей. Впервые в 1934 отд. изданиями вышли на родных языках кн. С. Стальского — «Избранные произведения», Г. Цадасы — «Метла адатов», Казияу Али — «Казияу Али поет» и др. На рус. яз. издана «Антология дагестанской литературы» (1934), а также антологии авар., кумык., даргин., лакской и лезгин. лит-ры на родных языках (1932—34). В эти годы Д. л. выходит на всесоюзную арену.

В 30-е гг. появились первые произв. на табасаранском и татском языках. Ширился процесс творч. взаимообогащения лит-р народов Дагестана, устанавливались тесные связи с др. братскими лит-рами народов СССР. Звание Народного поэта Дагестана получили: лезгин С. Стальский (1934), аварец Г. Цадаса (1934), кумык А. Магомедов (1934), лакец А. Гафуров (1939). Тогда же выступили кумык. поэты Аткай Аджаматов (р. 1911), Камиль Султанов (р. 1911), Анвар Аджиев (р. 1914), лакский поэт Юсуп Хаппалаев (р. 1916), татский поэт Манувах Дадашев (1912—43) и др. От первых опытов изображения новой жизни поэты переходят к более широкому и многообразному отражению современности, формирующихся характеров сов. людей, борцов за новую жизнь. Если в 20-е гг. сов. действительность находила отражение гл. обр. в жанрах лирики, то в нач. 30-х гг. появились поэмы, среди к-рых выделяется поэма лезгина А. Фатахова «Ударник Гасан» (1931), свидетельствующая о развитии метода социалистич. реализма в даг. поэзии. В ней, как и в др. произв. («Ударник дорог», «Разведчики гор», «Эм-Те-Эс», 1933), А. Фатахов показал труд сов. людей как первую потребность человека, как радость и счастье. Творчество Фатахова обогатило даг. поэзию новыми жанрами и формами стиха. Поэты Дагестана изображали процессы коллективизации, сопровождавшиеся острой классовой борьбой, энтузиазм народа, рост гражд. сознательности (поэма А. Аджаматова «Огонь по частной собственности», 1934, стихи и песни С. Стальского, Г. Цадасы, А. Омаршаева, Н. Ханмурзаева, А. В. Сулейманова, З. Гаджиева, А. Магомедова и др.). Дальнейшее развитие получила сатира. Обличение кулаков и вредителей, взяточников, нарушителей трудовой дисциплины, людей, цепляющихся за старые адаты, характерно для творчества С. Стальского и Г. Цадасы. Сб. «Метла адатов» (1934) Г. Цадасы оказал влияние на развитие сатиры в Д. л. Сатирич. направленность сильна в творчестве даргин. поэта А. Иминагаева, аварского — З. Гаджиева, кумыкского — Н. Ханмурзаева (1893—1950). Трудовым будням даг. колхозников посвящены стихи С. Стальского «Колхозница Инджихан» (1935), Г. Цадасы «Маккоил Магома на съезде» (1934), Казияу Али «Песня о рядовом колхознике Гафуре» (1934), А. В. Сулейманова «Чабан Абдулла» (1934) и др. С особой силой звучит в этот период в Д. л. тема Сов. родины, Коммунистич. партии и народа, тема дружбы народов СССР.

Успехи социалистич. строительства, подъем культуры даг. народов служили неисчерпаемым источником новых тем. Появились поэмы С. Стальского — «Дагестан» и «Думы о Родине» (1937); Г. Цадасы — «Моя жизнь» (1939); А. Омаршаева — «15 лет моей жизни» (1935); Казияу Али — «Моя песня» (1934); Т. Хурюгского — «Селение Гугвез» (1940); Алимпаши Салаватова — «Красные партизаны» (1933); А. В. Сулейманова — «Волны революции» (1930); «Челюскинцы» (1935); Багау Астемирова — «Борьба» (1930); стало популярным стих. кумык. поэтессы Эчиу Гаджиевой — «Бывшей хозяйке» (1934). Тема раскрепощенной женщины, девушки-горянки получила воплощение в стих. З. Гаджиева «Летчик» (1936), «Новые люди и горячая любовь» (1940), Г. Цадасы «Песня девушек, прибывших на педагогические

494

курсы» (1935), А. Омаршаева «Сакинат в Совете» (1933), «Студентка» (1933). В них выражены чувства женщины-горянки, мироощущение свободного, равноправного гражданина. Даг. поэзия откликалась и на междунар. события. Поэты создали произв. о борьбе исп. народа, выступали против империалистич. поджигателей новой мировой войны (поэма А. Фатахова «Война» и др.). К концу 30-х гг. расцвело творчество лакского писателя Эфенди Капиева (1909—1944); получили известность его переводы на рус. яз. произв. даг. фольклора, даг. поэтов, особенно С. Стальского. Дарование и мастерство Капиева раскрылись в его книгах «Резьба по камню» (1940), «Поэт» (кн. 1—2, изд. 1944), вошедших в сокровищницу сов. лит-ры. В 30-е гг. вышли сб. татских поэтов Мануваха Дадашева и Миши Бахшиева (р. 1910), пьеса М. Бахшиева «Шах-Аббас и амбал» (1940), сб. табасаранских поэтов М. Шамхалова (р. 1916) и Б. Митарова.

Начала развиваться худож. проза. Наряду с антирелиг. сатирич. рассказами кумык. писателя Юсупа Гереева (1903—41) вышли сб. очерков А. Аджаматова «Атака по невежеству» (1933), повесть «Тупау» (1935), повесть А. В. Сулейманова «Герой победы» (1931). Сб. рассказов опубликовал кумык В. Дыдымов. В 1933 вышел первый в Д. л. роман «Герои в шубах» авар. писателя Р. Динмагомаева (1905—44). Впервые на даргин. яз. стал писать рассказы и очерки С. Абдуллаев, на татском яз. — М. Бахшиев и Х. Авшалумов. Писатели изображали классовую борьбу, обострившуюся в период коллективизации, создавали образы новых людей, звали к овладению знаниями, к культуре.

Даг. драматургия в годы довоенных пятилеток также активно боролась с пережитками прошлого, с религ. дурманом, с обычаем кровной мести, феодально-патриарх. отношением к женщине. Большое обществ. значение имели пьесы: «Хаскиль и Шамиль» (1932) З. Гаджиева; «Разоблаченный шейх» (1933) Р. Нурова; «Сундук бедствий» Г. Цадасы (1937). Нек-рые пьесы были созданы по фольклорным мотивам: «Айгази» (пост. 1940) и «Карачач» (1940) А. Салаватова (1901—42), «Сапожник» Г. Цадасы и др. Тема гражд. войны легла в основу пьес лакских драматургов М. Алиева (р. 1907) («Партизан Магомед», 1935), Ш. Абдуллаева («Тулпар», 1937), тата М. Бахшиева («Победа героев», 1936). Были созданы пьесы, отражавшие сов. действительность, рост новых людей сов. Дагестана: «В жизни» (1932) Г. Рустамова, «Кто кого» Ю. Гереева, «Чабан Арслан» А. Курбанова (р. 1909), «Брат и сестра» (1934) М. Алиева, «Дети Хирача» (1935) Г. Цадасы, «Шори» (1937) М. Бахшиева и др. Культ личности И. В. Сталина, приписывание ему всех побед сов. народа привели к распространению риторики в лирике и в эпич. поэзии второй пол. 30-х и 40-х гг., уводили от реализма в сторону декларативности и схематич. изображения жизни.

Основы лит. критики в Д. л. заложили статьи Эф. Капиева, А. Назаревича, К. Султанова и др. С критич. статьями и исследованиями выступили рус. писатели и ученые (Н. С. Тихонов, В. А. Луговской, П. А. Павленко, Ю. М. Соколов и др.). В 1938 письменность даг. народа была переведена с латин. алфавита на рус. графику. Увеличилась тяга к изучению рус. яз.

В 30-е годы Д. л. складывается как единая многоязычная лит-ра на основе единого творч. метода — социалистич. реализма. Ведущее положение в ней продолжает занимать поэзия, где наряду с традиц. жанрами появляются большие формы: поэма, баллада. Опираясь на нар. истоки реально-бытовой сказки, новеллы, нар. анекдота, хроники, басни и нар. театра, развиваются проза и драматургия, творчески использующие традиции рус. реализма. В Д. л. появились первые романы, повести, рассказы, новеллы, очерки, а также нар. драма (комедия, героич. драма и т. д.). Писатели учились

495

изображать новые, сложные стороны действительности, поднимали новые жизненные пласты, создавали образ героя-современника.

В годы Великой Отечественной войны даг. писатели и поэты правдиво рисовали боевые и трудовые подвиги героев фронта и тыла. Поэты обращались к изобразит. средствам устного нар. творчества. Было создано немало значит. произв.: «Песня невест», «Письмо с фронта любимой», «Жена фронтовика» Г. Цадасы; «У ворот Кавказа» (1942), «Голос матери» З. Гаджиева; «Наказ отца», «Наказ матери» лезгин. нар. поэта Т. Хурюгского (1893—1958); «Седлайте, горцы, гнедых коней» (1943), «Залпы пушек» (1943) авар. поэта Расула Гамзатова (р. 1923); «Проводы горца» Гаджи Залова; «Кабардинская женщина», «План полковника» Абуталиба Гафурова (р. 1882); «Ночи», «По дороге», «Днепр» А. В. Сулейманова; «Слово матери» (1943), «О чем рассказал Дон» Анвара Аджиева (р. 1914) и др. Широкую известность получили сатирич. стихи Г. Цадасы — «Весенние сказки Гитлера», «Летние сказки Гитлера», «О том, как Гитлер гнался за двумя зайцами»; Т. Хурюгского — «Помыслы врага», «Вот он — Гитлер». Большое развитие получила любовная лирика. В прозе выделяются «Фронтовые очерки» (1944) Э. Капиева, повествующие о героич. подвигах сов. людей. Зверства нем. фашистов обличал С. Абдуллаев в очерках «Одноглазые», «Фриц и Берта», «От Вислы до Одера». Первым дням войны посвящены рассказы Р. Динмагомаева «Клятва» и «Коричневая змея» (1942). Новые пьесы Г. Цадасы — «Базалай», «Встреча в бою» (1944), «Айдемир и Умайганат»; А. Аджаматова — «Стальной капкан»; М. Хуршилова (1905—58) — «Андаляльцы» и др. ставились на сценах сов. театров. Худож. и публицистич. произв. рус. писателей (А. Т. Твардовского, А. Н. Толстого, М. А. Шолохова, И. Г. Эренбурга, А. А. Фадеева, К. М. Симонова и др.), живая связь с центр. лит. организациями оказывали в годы войны большое влияние на развитие Д. л. Стремление постичь характер современника, изобразить его высокие моральные качества — сов. патриотизм, мужество, стойкость, героизм — как типичные черты личности сов. человека — в поэзии, прозе и драматургии привело к углублению психологизма в Д. л., подготовило ее новые успехи.

На фронтах Великой Отечеств. войны Д. л. потеряла писателей Р. Динмагомаева, М. Абакарова, М. Дадашева, А. Салаватова, лезгин. поэта М. Стальского, табасаран. поэта Б. Митарова и др.

После войны ведущими в Д. л. стали темы борьбы за мир, за новые успехи коммунистического строительства и воспитания человека. Решения ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства 1946—1948, Второй съезд писателей в 1954 и Третий съезд в 1959 оказали большое влияние на Д. л. Важнейшими вехами на путях развития Д. л. явились XX и XXII съезды КПСС. Решения парт. съездов по вопросам литературы и искусства, положения Программы КПСС явились основой дальнейшего повышения коммунистич. идейности Д. л., ее боевой направленности. Парт. документы призывают писателей к тесной связи с жизнью народа, к правдивому освещению темы современности, созданию книг, нужных народу. Наряду с поэтами старшего поколения, известными далеко за пределами Дагестана (Г. Цадаса, А. Гафуров, Казияу Али, Т. Хурюгский), и поэтами среднего поколения, прочно вошедшими в лит-ру, выдвинулась молодежь; даргинцы Рашид Рашидов (р. 1928), З. Зульфукаров (р. 1927) и А. Абакаров (р. 1931), лакцы Мирза Магомедов (р. 1921), Абачара Гусейнаев (р. 1921) и Бадави Рамазанов (р. 1927), кумык Шерип Альбериев (р. 1926), аварки Машидат Гаирбекова (р. 1927) и Фазу Алиева, аварцы Муса Магомедов (р. 1926), О. Шахтаманов (р. 1931). В Д. л. вновь включились подвергавшиеся репрессиям в период

496

культа личности Сталина Б. Астемиров, А. Джафаров, И. Х. Курбаналиев.

После войны особой известностью пользовалась поэма Г. Цадасы «Сказание о чабане» (1949—50). Сб. его стихов «Избранное» отмечен Гос. премией СССР в 1951. В послевоен. годы творч. расцвета достиг авар. поэт Расул Гамзатов. Его поэмы «Год моего рождения» (1950), «Родина горца» (1950), «Разговор с отцом» (1952), «Мое сердце в горах» (1958), «Горянка» (1958), сб. стихов «Год моего рождения» (1951, Гос. премия СССР в 1952), включающий мн. выдающиеся произв. («Горцы у Ленина», «В стране», «Лето в горах», «Горная дорога», «Вера Васильевна» и др.), сб. «Высокие звезды» (1962, Ленинская премия в 1963) принесли поэту всесоюзное признание. Поэмы и стихи Р. Гамзатова переводятся на рус. яз. и др. языки. В 1959 он удостоен звания Народного поэта Дагестана.

Вышли сб. стихов кумык. поэтов А. Аджиева («Счастливые горы», 1948, «Песни счастья», 1950, «Споем да посмеемся», 1957); А. Аджаматова (поэмы «Рабиат», 1957, «Оленьи рога», 1958); А. В. Сулейманова («Стихи и поэмы», 1948, «Мои думы», 1955); даргин. поэта Рашида Рашидова (поэмы «Ая-Кака», 1948, «В ауле пир горой», 1958); лакского поэта Ю. Хаппалаева («Звезды счастья», 1950); лезгина Т. Хурюгского (сб. стихов «Моя отчизна», «Когда наступает весна», 1954); Д. Атнилова («Волны сердца», 1948, «Избранное», 1954); Мусы Магомедова («Горный источник», 1959).

До войны в Дагестане были известны лишь отд. произв. для детей нар. поэтов. В послевоен. период выросла дет. лит-ра. Наибольшую известность получили стихи и поэмы: Р. Рашидова — «Дети такие мне нравятся очень» (1954), «К нам в аул мороз пришел» (1960); Р. Гамзатова — «Мой дедушка» (1957); З. Гаджиева — «Птичья долина» (1948), «Дед Мороз в горах» (1951), «Золотая косточка» (1954); сб. рассказов А. Магомаева «Чаландар» (1955), его же повесть «Дедушка и внук» (1959); сб. рассказов кумык. писателя М. С. Яхьяева «Я и Ахмед» (1958); повесть авар. писателя М. Сулиманова «Черная пещера» (1958); Д. Атнилова «Первый урок» (1953); сб. стихов Н. Юсупова «Голубь и пшеничное зерно» (1959). Успешно развивается худож. проза. Сб. рассказов кумык. писателя Ибр. Керимова «Большой Урал» (1953) рисует картины жизни уральских рабочих; популярностью пользуются сб. рассказов М. Яхьяева — «Женитьба Умалата» (1955); М. Бахшиева — «Рассказы о моих земляках» (1956), «Простые люди» (1958); М. Гаджиева — «Молодая жизнь» (1955) и др. Начинает развиваться очерковый жанр. Возникают крупные произв. повествоват. лит-ры — повести, романы. Повести посвящены гл. обр. колх. жизни, передовым труженикам с. х-ва. Писатели мало еще обращаются к жизни рабочих пром. предприятий, гор. интеллигенции. Наибольшей известностью пользуются повести авар. писателей — А. Магомаева «Горянка» (1951), М. Сулиманова «Обманутое доверие» (1954), Мусы Магомедова «Горячие сердца» (1954); кумыкских — А. Аджаматова «Семья героя» (1956), «В кумыкской степи» (1953) и «Орлиное гнездо» (1954), Ибр. Керимова «Блеск воды» (1950), М. С. Яхьяева «Гюляйбат» (1953) и др.; лакских — А. М. Мудунова «Под солнцем любви» (1950), Мирзы Магомедова «Увенчанное счастье» (1953); лезгин. писателя А. Агаева — «Умуд» (1953); даргинцев З. Зульфукарова — «Рассвет в горах» (1954); А. Абу-Бакара — «Даргинские девушки» (1963), «Чегери» (1963) и др. Романы «Махач» (1959) кумык. писателя Ибр. Керимова и «Месть» (1959) авар. писателя Мусы Магомедова изображают Октябрьскую революцию и гражд. войну. Роман на совр. тему выпустил молодой лакский писатель Ильяс Керимов («Разрыв», 1958).

Послевоенная даг. драматургия представлена пьесами М. Хуршилова («Суровые дни», 1949), Ш. Абдуллаева

497

(«Месть», 1947), М. Алиева («Семья Рамазановых», 1948) и др. Мирному строительству в даг. колхозах, историч. и бытовым темам посвящены пьесы Машидат Гаирбековой — «Встреча» (1950), А. Аджаматова — «Невесты» (1953), А. Курбанова — «Любовь Ассият» (1946), «Соседи» (1948), «Горы в огне»; З. Эфендиева — «Путь Зейнаб» (1950), Ш. Абдуллаева — «Широкий путь» (1950), Р. Гамзатова — «Горянка» (1960), А. Курбанова и М. Яхьяева — «Дороги жизни» (1960), Т. Хурюгского — «Ашуг Саид» (1961) и др.

В Махачкале издаются альм. «Дружба» на даг. и рус. языках, выходящие четыре раза в год. См. также статьи: Аварская литература, Даргинская литература, Кумыкская литература, Лакская литература, Лезгинская литература, Табасаранская литература, Татская литература.

Лит.: Услар П. К., О распространении грамотности между горцами, Сб. сведений о кавк. горцах, в. 3, Тифлис, 1870; Жирков Л. И., Старая и новая аварская песня, Махачкала, 1927; Поэты Дагестана, М., 1944; Колосков А., Эфенди Капиев, Ставрополь, 1946; Султанов К. Д., Сулейман Стальский, Махачкала, 1949; его же, Поэты Дагестана. Критико-биографич. очерки, Махачкала, 1959; Цадаса Г., Махмуд из Кахаб-Росо, Махачкала, 1950; Назаревич А. Ф., Абуталиб Гафуров, Махачкала, 1953; Капиева Н., Творч. путь Г. Цадасы, Махачкала, 1953; Агъаев А., СтӀал Сулейман, Махачкала, 1955; его же, Алибег Фатахован яратмишунар, Махачкала, 1956; Говоров С. Д., Лакский театр, Махачкала, 1957; Говоров С. Д. и Абдуллаев Г., Лезгинский театр, Махачкала, 1960; Говоров С. Д., Кумыкский театр, Махачкала, 1955; его же, Аварский театр, Махачкала, 1959; Очерки даг. сов. лит-ры, [под общ. ред. С. М. Брейтбурга], Махачкала, 1957; Магомедов Б., Очерки аварской дореволюц. лит-ры, Махачкала, 1961; Мусаханова Г. Б., Очерки кумыкской дореволюц. лит-ры, Махачкала, 1959; Кассиев Э. Ю., Очерки лакской дореволюц. лит-ры, Махачкала, 1959; Халилов Х. М., Лакский песенный фольклор, Махачкала, 1959; Поэзия народов Дагестана. Антология, т. 1—2, М., 1960; Дагестанские повести и рассказы, М., 1960; Амаев М., Писатели Сов. Дагестана, Махачкала, 1960; Огнев В. Ф., Путешествие в поэзию (О творчестве Р. Гамзатова), Махачкала, 1961; Дагестанские лирики. Предисл. и общ. ред. Н. Тихонова, М., 1961; Абакарова Ф. О., Очерки даргинской дореволюц. лит-ры, Махачкала, 1963; Агаев А., Сулейман Стальский. Жизнь и творчество, Махачкала, 1963.

Ш. И. Микаилов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!